Технические характеристики ледокола илья муромец. «Илья Муромец» в Арктике: чем уникален новейший дизель-электрический ледокол

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» является головным кораблем проекта 21180, который строится на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для Военно-Морского Флота Российской Федерации. После ввода в эксплуатацию Главное командование ВМФ планирует использовать его для обеспечения деятельности разнородных группировок сил Северного флота в Арктической зоне. Назван в честь Ильи Муромца - одного из главного героя древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплощающего общий народный идеал героя-воина.

Проект 21180 был разработан ОАО «Адмиралтейские верфи».

Новое однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения.

Ледокол проекта 21180 - судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой.

16 января 2015 года на поставку гребной электрической установки для нового ледокола. По итогам рассмотрения документации победителем был признан филиал «ЦНИИ СЭТ».

«Илья Муромец» - первый ледокол в России, на котором винто-рулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом.

Основные характеристики: Водоизмещение 6000 тонн. Длина 85 метров, ширина 20 метров, высота борта 9,2 метра, осадка 6,8 метров. Скорость хода на чистой воде 15 узлов. Автономность плавания до 60 суток. Дальность хода до 9000 миль. Экипаж 35 человек. Сможет проходить ледовое поле толщиной до 1,5 метров.

Тип движителя: дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая.

Символ класса РС: KM✪ Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK special purpose ship.

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» (заводской номер 02470): резка металла для первой секции корабля была начата в октябре 2014 года. 23 апреля 2015 года состоялась . По сообщению от 11 января 2016 года «Течи Рус» (входит в ОАО «Северсталь-метиз», метизную группу ПАО «Северсталь») на поставку изделий из канатов для корабля. 10 июня 2016 года на воду. На 21 февраля 2017 года находится на этапе достройки, которая осуществляется в соответствии с графиком. По состоянию на 08 июня у причала завода. Выйдет на заводские ходовые испытания в середине июля. 30 августа успешно заводских ходовых испытаний, которые были начаты с 29 августа. Испытания проводились в акватории Финского залива и Балтийского моря экипажем ледокола под командованием капитана Глеба Рутковского и сдаточной командой предприятия «Адмиралтейские верфи». Второй этап заводских ходовых испытаний ледокола с 25 августа в морских полигонах Финского залива и в акватории города Балтийска, который был завершен 13 сентября. 04 октября достроечную набережную предприятия и выйдет на государственные испытания, которые будут проходить в период с 04 по 07 октября. 05 октября на государственные испытания. По сообщению от 17 октября, в ходе этапа государственных испытаний авиационного комплекса ледокола, палубные вертолеты Ка-27ПС более 40 посадок на авиаплощадку судна. Передача заказчику на осень 2017 года. По сообщению от 01 ноября до конца месяца в Мурманск и войдет в состав вспомогательного флота. Войдет в состав Северного флота, где будет выполнять задачи обеспечения действий Арктической группировки, в том числе базирования и развертывания сил Военно-Морского Флота в сложных ледовых условиях. 30 ноября на борту Военно-морской флаг и судно принято в состав ВМФ России. В это время ледокол находился в Санкт-Петербурге на территории предприятия «Адмиралтейские верфи».

24 мая 2017 года на АО «ССЗ «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 в серии из двух катеров, которые предприятие строит для АО «Адмиралтейские верфи». МГК предназначены для оснащения ледокола. Они должны быть сданы заказчику до 01 июля 2017 года.

Для справки: Назначение малого гидрографического катера проекта 21961: выполнение съемки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах от 2 до 200 метров; доставка топогеодезических партий на побережье; доставка личного состава, медицинского персонала, ремонтных бригад, малогабаритных грузов, ЗИПа, продовольствия на береговые средства навигационного оборудования в соответствии с установленным районом плавания.

Районы плавания: Рейды, гавани, акватории портов пунктов базирования и подходах к ним, озёра, реки, а также в прибрежные морские районы с удалением от берега или судна базирования не более 12 миль при волнении моря до 3 баллов включительно.

Основные характеристики: Длина габаритная 8,6 метра, ширина габаритная 2,52 метра, высота борта на миделе 1,46 метра, осадка 0,6 метра. Скорость 10 узлов. Автономность 1 сутки. Дальность плавания полным ходом не менее 150 миль, при 6 узлах около 400 миль. Экипаж/число мест 2/8 чел.

По сообщению от 26 декабря 2017 года из Балтийской военно-морской базы и взял курс в Баренцево море. 02 января 2018 года на Северный флот.

По сообщению от 13 марта 2018 года принять участие в учении «Баренц–2018». 12 апреля на ледовые испытания, которые проходят в восточной части Барнецева моря. Планируется, что испытания продлятся до конца месяца, после чего судно вернётся в Мурманск. 24 апреля в пролив Карские ворота между островами Новая Земля и Вайгач. Испытания продлились 19 дней, после чего в Мурманск. Успешно завершив работу в районе Карских ворот, экипаж ледокола обеспечил первую ледовую проводку в Белом море подводного крейсера стратегического назначения , после чего направился в Мурманск. 08 августа в составе отряда кораблей и судов обеспечения Северного флота из главной базы СФ города Североморска в Баренцево море и взял курс в восточные районы Арктики.

Не так давно американцы заявили о своем праве использовать Северный морской путь, при том что современных ледоколов у них в наличии нет. А у России они есть. Один из них – новейшее многофункциональное судно «Илья Муромец».

Безоговорочный лидер

Россия обладает бесспорным преимуществом перед странами, претендующими на освоение Арктики. Все дело в ледокольном флоте и колоссальном опыте работы в полярных широтах. Наши конкуренты похвастаться этим не могут. К примеру, в распоряжении ВМФ США имеется лишь устаревший ледокол «Полярная звезда» 1976 года постройки, который нуждается в постоянном ремонте. По оценкам экспертов, новый ледокол в США может появиться не раньше 2023 года.

В состав нашего флота входят два атомных ледокола, оснащенные двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал» и «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой («Таймыр» и «Вайгач»), атомный контейнеровоз «Севморпуть», а также пять судов технологического обслуживания.

В ближайшие годы к ним присоединяться три универсальных атомных ледокола проекта 22220 (Арктика» – в 2019 г., «Сибирь» – в 2020-м и «Урал» – в 2021-м). Их строительство ведется на верфях Санкт-Петербурга и они будут использоваться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Еще одним судном, которое позволит укрепить позиции России в Арктике, стал головной военный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Это первый многофункциональный корабль, построенный с учетом интересов российского ВМФ и министерства обороны. Ничего подобного у нас не было.

Арктический богатырь

Строительство «Ильи Муромца» было начато в 2015 году, а уже 29 ноября 2017 года корабль был зачислен в состав 566-го отряда судов Северного флота. Место базирования – Мурманск. Предназначение этого дизель-электрического судна - обеспечение деятельности Арктической группировки ВМФ России. Как отметил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, «Илья Муромец» превосходит по своим характеристикам все параметры судов такого класса.

По паспорту этот новый однопалубный ледокол обладает следующими данными:

водоизмещение – 6 тысяч тонн,

длина – 85 метров,

ширина – 20 метров,

скорость хода – 15 узлов,

осадка – 7 метров,

высота по бортам – 9,2 метра,

вместимость грузового трюма – 500 м3,

экипаж – 32 человека (но возможно увеличение до 50 человек).

В автономном плавании судно может находиться до 60 дней, дальность его хода – около 12 тысяч морских миль, что составляет примерно две длины Северного морского пути. Ледокол способен преодолевать лед толщиной 1,5 метра.

«Илья Муромец» оснащен двумя гребными электродвигателями типа Azipod мощностью 3,5 МВт каждый. Благодаря тому, что они вынесены за пределы корпуса, винты имеют возможность вращаться на 360 градусов, обеспечивая передвижение корабля в любом направлении, в том числе и боковом. А по словам специалистов, ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Инновационные винто-рулевые колонки позволяют моментально прокладывать необходимый курс и создают условия для высокой маневренности в ледовом поле.

Универсальный помощник

На «Илью Муромца» возложен широкий спектр задач: патрулирование Арктических широт; перевозка грузов; пожаротушение и ликвидация последствий аварий на надводных и береговых объектах; прокладывание путей для судов не ледового класса, а также их буксировка; снабжение необходимым баз и аэродромов, расположенных на островах Арктической зоны. Ледокол можно использовать при проведении разного рода гидрографических исследований.

Осуществление погрузочно-разгрузочных операций облегчает установленный на ледоколе 21-метровый кран грузоподъемностью 26 тонн, а также кран-манипулятор, способный поднимать до 2 тонн груза. Кроме этого, в носовой части корабля находится вертолетная площадка, готовая принять машины класса К-27, а на палубе размещен многоцелевой быстроходный катер БЛ-820, имеющий надувные борта.

В случае необходимости на «Илье Муромце» могут устанавливаться и артиллерийские орудия. Скорее всего, это будет АК-306 – 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Как средство самообороны корабля она может быть использована для поражения воздушных целей на дистанции до 4 км и легких надводных сил противника – до 5 км.

В апреле 2018 года «Илья Муромец» вышел на испытания в воды Баренцева моря, где в течение двух месяцев будет ходить среди льдов толщиной до 1 метра. Предположительно в этом же году ледокол отправится в арктический поход в составе группы боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России по Северному морскому пути.

В русскую Арктику возвращаются универсальные ледовые корабли Военно-морского флота


Через два года в состав Арктической группировки ВМФ РФ войдет новейшее многофункциональное судно - ледокол обеспечения «Илья Муромец». Всего же в составе Северного и Тихоокеанского флотов будет находиться четыре таких вспомогательных судна: как планируют военные, ледоколы будут строиться отдельной серией.

Головное судно проекта заложили на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в апреле нынешнего года. Его появление однозначно свидетельствует о том, что планы по усилению военного присутствия России в ее арктических территориальных водах осуществляются не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что подобных вспомогательных судов отечественный военный флот не получал уже почти четыре десятка лет. И вот теперь этот пробел, существенно ограничивавший возможности ВМФ РФ на арктическом театре, ликвидируется.

Ледокол завтрашнего дня

Ледоколом «Илья Муромец» называется для простоты. На самом деле это многофункциональное вспомогательное судно высокого ледового класса. Но поскольку основным местом службы для него станет Арктика, на первый план вышла именно способность прокладывать себе и «подопечным» кораблям путь во льдах толщиной до метра. Кроме того, «Илья Муромец» сможет заниматься снабжением береговых и островных баз и аэродромов в арктической зоне; буксировкой судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; тушением пожаров на аварийных объектах; локализацией разливов и сбором нефтепродуктов с поверхности моря; перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением, а также других палубных и трюмных грузов. Одним словом, российский военный флот получит вполне современное многофункциональное судно, которое существенно усилит арктическую группировку.

«Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, - сказал в день закладки «Ильи Муромца» главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. - Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, - это многофункциональность». И это заявление точно отражает предназначение и возможности нового ледокола.


Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков во время торжественной церемонии закладки ледокола «Илья Муромец» в Санкт-Петербурге. Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС


В отличие от своего былинного тезки, пролежавшего на печи тридцать лет и три года, прежде чем подняться на защиту родной земли, ледокольный «Илья Муромец» встанет на ноги куда быстрее - всего за три с небольшим года. Контракт между Министерством обороны и ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку и постройку нового ледокольного судна для арктической группировки был подписан 21 марта 2014 года. Чуть позже, в апреле нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» заключило с Адмиралтейскими верфями договор на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт. Проект получил собственный номер - 21180, а руководил разработкой главный конструктор КБ Михаил Валерьевич Бахров.

Нижегородское конструкторское бюро «Вымпел»

Основано в 1927 году на базе филиала Ленинградского центрального бюро морского судостроения. В 1930 году КБ стало самостоятельным и получило название «Государственная контора по проектированию речных и морских судов» («Речсудопроект»). В 1939 году переименовано в Центральное конструкторское бюро №51, в 1966 году - в ЦКБ «Волгобалтсудопроект», в 1972-м получило название «Вымпел».

В 1940-е в бюро созданы серии военных кораблей и судов: большие и малые охотники за подводными лодками, десантные катера и баржи, плавучие батареи, мотоботы, минно-тральные и госпитальные суда. В послевоенное время одним из основных направлений деятельности КБ стало проектирование и техническое сопровождение строительства судов и плавучих средств, обеспечивающих боеспособность ВМФ (в частности, судов размагничивания и контроля физических полей подводных лодок и кораблей).

В последние десятилетия в бюро были разработаны (многие из разработок запущены в серию):

Рейдовый буксир проекта 705Б;

Морской буксир-спасатель проекта 22030;

Спасательно-буксирное судно проекта 22870;

Малое гидрографическое судно проекта 19910;

Большой гидрографический катер проекта 19920;

Судно размагничивания подводных лодок и контроля магнитного и акустического полей проекта 1799Э;

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Отдельным направлением работ КБ является проектирование судов атомно-технологического обеспечения ВМФ: плавучих заводов по очистке жидких радиоактивных отходов и судов для транспортировки контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ).

12 декабря 2014 года головной исполнитель заказа - Адмиралтейские верфи - и КБ «Вымпел» как разработчик проекта ледокола 21180 защитили материалы технического проекта у генерального заказчика - военных. К этому времени на подготовительной площадке верфей уже месяц шла нарезка металла для строительства нового судна. 23 апреля 2015 года состоялась торжественная церемония закладки ледокола «Илья Муромец». Вступить в строй головное судно новой серии должно в конце 2017 года.

Дальнобойный и вездеходный

Говоря о том, что новый ледокол будет способен на многое, поскольку станет совершенно новаторским судном, ни военные, ни корабелы не кривят душой. Хотя на первый взгляд его характеристики ничего неожиданного не демонстрируют. Водоизмещение «Ильи Муромца» - 6000 брутто-регистровых тонн; длина - 85 м, наибольшая ширина - 20 м (расчетная - 19,2 м), высота борта - 9,2 м, минимальная осадка - 5,9 м, наибольшая - 6,8 м; полная скорость хода - 15 узлов, экономическая - 11 узлов. По классификации Российского морского регистра судоходства «Илья Муромец» относится к ледовому классу Icebreaker6, то есть способен выполнять ледокольные операции в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м и непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1 м.

Все это довольно типичные показатели для большинства судов ледового класса, которые и сейчас ходят по Северному морскому пути и обеспечивают российское присутствие в Арктике. Новшества начинаются, когда речь заходит о дальности и об автономности плавания «Ильи Муромца», а также о типе его двигателя. Новый ледокол сможет проводить в плавании до двух месяцев - очень хороший показатель для судна, не имеющего атомной силовой установки. Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км и вдвое - расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км.


Закладка ледокола проекта «Илья Муромец» на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Фото: Денис Вышинский/ТАСС


Еще более новаторскими выглядят данные о двигателе «Ильи Муромца». На нем будут установлены четыре дизель-генератора общей мощностью 10 600 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). От них будут питаться два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, установленные в отдельных винто-рулевых колонках. Именно они и делают «Илью Муромца» уникальным судном: вынесенные вовне корпуса электродвигатели с винтами на их валах вращаются на 360 градусов, позволяя судну двигаться в любом направлении! Именно то, что нужно во льдах, когда порой требуется дать не то что передний или задний, а «боковой» ход, и «Илья Муромец» вполне способен это сделать.

Такие двигатели носят название «тип Азипод» - от английского названия Azipod, которое складывается из слов azimuth (буквально - азимут, полярный угол) и pod (в данном случае - гондола двигателя). Подобные винто-рулевые колонки стоят, например, на скандально знаменитых вертолетоносцах «Мистраль», а также на арктических танкерах проекта Р-70046 («Михаил Ульянов»), строившихся несколько лет назад на Адмиралтейских верфях. Но на ледоколы такие двигатели в России ставятся впервые. Причем на «Илье Муромце» будут установлены винто-рулевые колонки отечественного производства: специально для судов этого проекта их сконструировал и выпускает ЦНИИ СЭТ (Центральный НИИ судовой электротехники и технологии) в Петербурге.

На что способен «Илья Муромец»

О том, какие задачи может выполнять то или иное судно, обычно нетрудно судить, если изучить список его дополнительного оборудования и данные о местах для размещения экипажа. И с этой точки зрения изучить спецификацию «Ильи Муромца» очень любопытно. В частности, на борту нового ледокола будут находиться: грузовой кран (длина - 21 м, грузоподъемность - 21 т) и кран-манипулятор (длина - 21 м, грузоподъемность - 2 т), многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, два лафетных водопенных ствола и пожарный насос. И, кроме того, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них: это часть оборудования для сбора разлившейся нефти. К этому нужно прибавить грузоподъемность, равную 500 т, 380 квадратных метров грузовой палубы на юте ледокола и 500 кубометров грузового трюма. Плюс вертолетная площадка на баке, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или более распространенные в военном флоте Ка-27.

Все это подтверждает слова военных и корабелов о том, что новый ледокол будет весьма «разносторонней личностью» и действительно сможет решать самые разные задачи. Но в спецификации есть еще один любопытный пункт. Где-то он проходит под названием «пассажировместимость», где-то - «дополнительный экипаж», но число везде одно и те же: 50 человек. И это при том, что собственный, постоянный экипаж «Ильи Муромца» - всего 32 человека! Для чего же нужна возможность разместить на борту еще полсотни человек

И тут может много рассказать имени ледокола. Дело в том, что он унаследовал его от ледокола «Илья Муромец» проекта 97 («Василий Прончищев»), построенного на тех же Адмиралтейских верфях и служившего на Тихом океане с 1965-го по 1993 год. По этому уникальному проекту было построено в общей сложности 32 судна - крупнейшая серия ледоколов в истории СССР! И самое интересное, что все три десятка ледоколов проекта 97 с самого начала предназначались для военной службы. Среди них нашлось место и восьми ледокольным пограничным сторожевым кораблям, и гидрографическому судну, и единственному в мире научно-исследовательскому ледоколу «Отто Шмидт».

Так что вполне вероятно, что «дополнительным экипажем» могут оказаться и пограничники, и морские пехотинцы, и сопровождающие военных грузов, и участники военно-научных экспедиций. На то, что ледоколы проекта 21180 могут выполнять не только вспомогательные, но и вполне себе боевые функции, указывает и еще одна их характерная особенность. В отличие от надстроек обычных ледоколов, имеющих вертикальную переднюю стенку, надстройки военных ледоколов-сторожевиков имеют очень узнаваемую наклонную переднюю стенку, напоминающую надстройки современных фрегатов и эсминцев. Точно такую же имеет и «Илья Муромец». А свободного места между вертолетной площадкой и надстройкой вполне хватит, чтобы при необходимости можно было установить там артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306 (последняя - вероятнее всего, так как она изначально предназначена для довооружения вспомогательных мобилизуемых судов).

И еще на одну возможную роль нового ледокола намекает история его предшественников. Другой ледокол-«богатырь» проекта 97 - «Добрыня Никитич» - во время службы на Северном флоте неоднократно участвовал в обеспечении перехода атомных подводных лодок СФ в Тихий океан. Учитывая программу строительства новых атомных субмарин проектов «Ясень» и «Борей» на заводе в Северодвинске, можно предположить, что их проводкой на Тихоокеанский флот будут заниматься именно ледоколы проекта 21180. Во всяком случае и дальность хода, и автономность, и пассажировместимость, и грузоподъемность, и ледопроходимость вполне им это позволяют.

Начальник пресс-службы Северного флота капитан 1-го ранга Вадим Серга, новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», находящийся на вооружении флота, приступил к ледовым испытаниям. Они пройдут в восточной части Баренцева моря до конца апреля. Помимо испытаний ледокола, будет также проведена оценка возможности применения надводных сил флота в этом районе в текущее время года.Судно уже подошло к ледовой кромке, положение которой соответствует средним значениям многолетних наблюдений. Толщина льда в районе проведения испытаний варьируется от 50 до 100 сантиметров, сплоченность льда составляет девять-десять баллов. Это соответствуют техническим возможностям ледокола. Планируется, что испытания продлятся до конца апреля, после чего судно вернется в пункт постоянного базирования, Мурманск.Применение «Ильи Муромца» значительно увеличивает собственные возможности материально-технического обеспечения Северного флота при выполнении поставленных задач в Арктике. Первое участие ледокола в арктическом походе боевых кораблей и судов обеспечения по маршруту Северного морского пути планируется уже в нынешнем году.Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения научно-исследовательских, транспортных, спасательных и других задач в Арктике. В арктических походах основной упор при проводке кораблей и судов СФ через ледяные поля будет сделан на «Илье Муромце».Россия своего не отдаст Зарубежные и российское экспертные сообщества предрекают Арктике судьбу Сирии и Ирака: за арктические льды непременно пойдет спор. Дело в том, что это, по сути, последняя на земном шаре нетронутая кладовая полезных ископаемых.

Во время прошлогодней поездки «на севера» президент Владимир Путин подчеркнул важность Арктики для России: «По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100% и так далее, и так далее… Стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов».
Понятно, что желающих «приобщиться» к освоению Арктики становится все больше. Еще в начале XXI века заговорили о мифическом международном статусе Сибири, а недавно в США предложили дать Северному морскому пути статус международного. То ли еще будет...Россия не намерена никому отдавать отдавать богатства, которые принадлежат ей по праву. Поэтому сейчас в Арктике для защиты ее несметных богатств создается мощный военный кулак.Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сказал: «Мы сюда, в Арктику, пришли не на год и не на два, а надолго - на века». Сейчас для наших военных, охраняющих северные рубежи державы, создаются все новые высокотехнологичные образцы оружия и специальной техники.Корабль завтрашнего дня По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия сегодня находится в исключительном положении: у нее самая большая в мире арктическая береговая полоса, есть многолетний опыт работы в высоких широтах, есть ледокольный флот, в том числе атомный, которого в мире больше нет ни у кого. Однако все эти ледоколы служат исключительно для прокладки пути сквозь арктические льды другим судам и для проведения научных исследований. В случае необходимости защитить себя сами они не смогут. Да и поставить на них средства защиты от внешнего нападения вряд ли возможно. Конструкция «штатских» ледоколов такова, что на них просто нет места для установки артиллерийских и противовокорабельных установок.Новый, созданный специально для ВМФ России ледокол «Илья Муромец» предназначается в том числе и для выполнения боевых задач в Арктической зоне. По словам главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня.Уникальность «Ильи Муромца» заключается в принципиально новой главной энергетической установке (ГЭУ). Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3 500 киловатт каждый. Они установленны в отдельных винторулевых колонках и вынесены на внешнюю поверхность корпуса: вращаться могут на 360 градусов. Поэтому «Илья Муромец» может двигаться в любом направлении - хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок. Это позволяет ему быстро менять курс и маневрировать на ледовом поле.
В 2015 году Минобороны официально сообщило, что в Арктике к 2018 году будет создана «самодостаточная группировка» российских войск: на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Средний (архипелаг Северная Земля), в поселке Рогачево (Новая Земля), на островах Шмидта и Врангеля. На базах строятся аэродромы, военные городки замкнутого цикла и боевые позиции арктических частей и подразделений, радиолокационные станции.Эту группировку необходимо снабжать. «Илье Муромцу» придется справляться в том числе и с этой задачей. По задумке конструкторов, для решения задач перевозки грузов будет использоваться грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность составляет две тонны.Ледокол сможет перевозить и личный состав - до 50 человек. «Пассажирами» могут стать сопровождающие военные грузы морские пехотинцы, солдаты арктических баз, пограничники и участники военно-научных экспедиций.В носовой части ледокола - вертолетная площадка. Она может принимать вертолеты типа Ка-32 и Ка-27.
«Мастер на все руки» В основные задачи «Ильи Муромца» сегодня входит самостоятельное патрулирование территории Арктической зоны, осуществление буксировки других кораблей, транспортировка грузов, прокладка путей по поверхности льда кораблям, не имеющим ледового класса, снабжение береговых, островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне.Есть задачи и специфические. В случае возникновения чрезвычайных происшествий на судах ледовых караванов или аварийных объектах на побережье корабль можно задействовать для тушения огня: для этого на борту есть необходимое оборудование. Также ледокол сможет осуществлять локализацию и сбор нефтепродуктов в случае их утечки, для этого у него на борту имеются 400-метровые боновые заграждения.
Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в «мастера на все руки», способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. «Илья Муромец» характеризуется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью.

Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» 2 января 2018 года официально вступил в состав сил Северного флота России.

Как сообщила пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Военно-морскую базу Северного флота России прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, предназначенный для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в морской порт Североморск на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В ближайшее время экипаж судна сдаст экзамены в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее дизель-электроход успешно прошел полный комплекс госиспытаний на Балтийском море.

Церемония спуска на воду дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» >>

Судно такого класса впервые за 40 лет вошло в состав ВМФ РФ. Уникальной особенностью ледокола является применение принципиально новых двухвинтовых полноповоротных винто-рулевых колонок электрического типа , обеспечивающих продвижение судна не только вперед-назад, но и лагом (в боковом направлении).

Для простоты однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 «Илья Муромец» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием Арктической группировки Военно-морского флота России, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря.

Высокая маневренность ледокола обеспечивается движетельным комплексом, состоящим из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок с четырьмя гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3,5 МВт каждый и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Он может двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 0,9 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. В итоге, у «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено русскому богатырю . При этом хочется подчеркнуть, что экипаж военного ледокола всего 32 человека.

Система управления ледокола имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Судно оснащено современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Оно построено с соблюдением международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по незагрязнению окружающей среды (МАРПОЛ).

Напомним, что ключевым этапом заводских ходовых испытаний, проходивших в августе-сентябре 2017 года, стала проверка безвахтенного режима работы при управлении судна одним человеком. Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» построен на класс автоматизации Aut1, предполагающий возможность управления судном одним человеком – капитаном . В процессе испытания члены сдаточной команды, включая работников машинного отделения, были «изолированы» от работы в течение 24 часов, т.е. механизмы ледокола не обслуживались вахтами, а управление судном осуществлялось только с ходового мостика. «Богатырь» показал хорошие результаты управления в безвахтенном режиме, отклонений и поломок не зафиксировано.

В ходе испытаний также были проверены системы связи и радиолокации. Максимальная дальность осуществления связи между вертолетом и ледоколом зафиксирована на 150 км. Также проверен цвето-сигнальный комплекс «Тюльпан», включающий габаритные огни силуэта судна: вертолетная площадка, мачты, краны и т.д. Вертолеты корабельной авиации совершили 150 посадок и взлетов с палубы новейшего боевого ледокола. Главной конструктивной особенностью ледокола проекта 21180 является то, что вертолетная площадка у него расположена в носовой части судна. Это требует особых навыков от летного состава, в отличие от кораблей с традиционным расположением вертолетной площадки в кормовой части.

Для обеспечения высоких мореходных качеств ледокола были проведены модельные испытания на тихой воде и с имитацией волнения до 6 баллов в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», ледовые испытания проводились в ледовом бассейне ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург. Полученные в результате разработки проекта характеристики были успешно подтверждены во время проведения ходовых и государственных испытаний «Ильи Муромца».

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Кроме того, в рамках заводских ходовых испытаний были проведены замеры магнитного поля ледокола; проверка всего оборудования судна, в том числе палубного и швартовного; в штатном режиме испытано якорное устройство при максимальных порывах ветра 17 м/с; осуществлен запуск вертолета от электрической сети судна.

Арсенал дополнительного оборудования ледокола разнообразен. Помимо кранового устройства и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них .

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палубу на юте площадью 380 м², на которой будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн.

Кроме того по проекту в случае проведения военной мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить 76-миллиметровую автоматическую пушку АК-176МА .

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако весной 2017 года появились сведения о том, что МО РФ по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и предполагает выдать АО «Судостроительная фирма «Алмаз» госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 000 тонн и стоимостью 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом вышеописанного ледокола.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 (заводской номер 02470):

водоизмещение – 6 000 тонн; длина – 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,6 метров; скорость хода полная- 15 узлов; скорость хода экономическая- 11 узлов; автономность плавания – 2 месяца; дальность плаванья – 9 000 миль; ледопроходимость на переднем ходу – 0,9 метра; ледопроходимость на заднем ходу – 0,7 метра; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 32 человека; дополнительный экипаж – 50 человек.

Класс судна:

КМ (*) Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

Технический проект судна разработан АО КБ «Вымпел», рабочая конструкторская, приемо-сдаточная и эксплуатационная документация разработаны совместно с АО «Адмиралтейские верфи» по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны России 21 марта 2014 года.