Тендеры. Что такое тендеры Тендерные поставки

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Понятие "тендер" уже давно прижилось в практике закупок. Это так называемый конкурс, который проводит заказчик (или покупатель) среди поставщиков, чтобы отобрать наиболее приемлемое предложение.
В чем заключаются преимущества тендера при организации закупок?

Если говорить, например, о тендерах, проводимых коммерческими компаниями, то они необходимы, потому что участие в них:

  • дает значительную экономию – около 10-15% от ожидаемой стоимости;
  • повышает узнаваемость компании на рынке;
  • дает шанс получить заказчиков из других регионов;
  • обеспечивает вам выигрышное положение, даже если вы проиграли конкурс.

Вы выигрываете по нескольким позициям одновременно:

  • во-первых, экономите массу своего времени и сил (не нужно бесконечно обзванивать поставщиков услуг – они сами наперебой будут присылать выгодные вам предложения);
  • во-вторых, получаете наиболее выигрышное предложение и по цене, и по качеству;
  • в-третьих, у вас формируется полное представление о нужном вам виде услуг (а это означает, что вы не переплатите).

В последние годы в закупочной практике повысился интерес к тендерным закупкам. Но все-таки в некоторых случаях организаторам торгов не достает опыта и знаний для достижения адекватной экономии средств и ресурсов, участники же жалуются на то, что кроме "честных" тендеров, существуют "купленные" или "псевдотендеры".
Технология проведения конкурентных закупок кажется несложной только на первый взгляд. На самом деле здесь есть свои «подводные камни», которых нужно избегать.


Ловушкой для заказчиков, к примеру, может послужить юридически неграмотный тендерный запрос. Речь идет не о дырах в законодательстве, а о правильной формулировке требований, чтобы избежать их двоякого толкования. Бывают случаи, когда некорректно сформулированными условиями подрядчики манипулируют, сводя к минимуму свои коммерческие риски и цену, что позволяет им диктовать свои условия заказчикам. В итоге, для организатора пропадает эффект от снижения цены, который являлся целью этого тендера.

Невзирая на недавнее распространение термина «тендер», в закупочной практике уже сложилось устойчивое разделение его на «честный» и «купленный». Для того чтобы не попасть в ангажированный конкурс подрядчиков, есть несколько несложных правил, позволяющих отличить честные торги от «купленных» или «псевдотендеров», известных любому профессионалу, работающему в области сопровождения тендеров.

Вообще тендеры – отличная возможность для получения профессионального опыта, потому как учиться лучше не теоретически, а выполняя конкретную работу для определенного клиента. Таким способом многие развивающиеся компании нарабатывают хороший опыт, который впоследствии используют в качестве рабочего инструмента для участия в подлинных тендерах.

Распространено еще одно заблуждение участников: «Все определяет цена». Выбирать поставщика только на основании цены – дело весьма опасное. Большое влияние на людей, которые принимают решение, оказывают или демпинговые цены (это уже должно настораживать), или психологическое воздействие участников тендера.

Есть еще небольшая сложность участия в закупках: тендер диктует волю заказчика, а значит, при её изменении непременно меняются и условия тендера. В коммерческих тендерах не принято оспаривать результаты, к тому же для этого не существует и официальной процедуры. Ведь здесь отсутствует общественная заинтересованность в продуктивном использовании средств заказчика, как в государственных тендерах. Тут заказчик сам решает, что для него продуктивно, а что – нет.

В крупных компаниях с клиентом, который объявил тендер, работает большая команда специалистов. С клиентом встречаются, изучают его проблему, собирают обширную информацию о товаре (его свойствах, конкурентных марках), анализируют ситуацию на рынке, и только после этого готовят ответ по запросу предложения.
Работать без команды – это значит возводить здание без фундамента. Ни в коем случае нельзя соглашаться на организацию и участие в тендере без тщательной предварительной подготовки. Потому что, в противном случае, стремление сэкономить (или же заработать) может обернуться обратно пропорциональным эффектом. Ведь не случайно минимальная программа по обучению основам проведения тендеров требует не менее 2-х дней, а минимальный курс для специалистов по государственным закупкам проходит три недели!

В настоящее время существует большое количество фирм, оказывающих услуги по юридическому сопровождению участия в тендерах, конкурсах, аукционах, куда всегда можно обратиться за помощью.

Если вы не совсем уверены в своей компетентности в данном вопросе, не рискуйте – обратитесь к профессионалам и успех вам обеспечен!

Общие сведения о проведении тендеров

В соответствии с локальными нормативными актами АО «НК «Нефтиса» (далее Компания) и организаций, входящих в ее корпоративную структуру, под тендером понимается маркетинговое исследование рынка в целях проведения внутреннего отбора контрагентов.

Для проведения тендера на корпоративном сайте Компании размещается приглашение к участию в тендере, условия проведения тендера, приложения обязательные к заполнению участниками тендера, а также иная документация, необходимая для подготовки тендерных предложений.

В качестве организатора тендера может выступать Компания, а также организации, входящие в ее корпоративную структуру.

Приглашение к участию в тендере ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как публичная оферта. В данной связи, организатор (заказчик) не несет какой-либо ответственности за отказ заключить договор с лицами, обратившимися с предложениями по предмету тендера.

Протоколы заседаний проводивших тендеры комитетов и комиссий, выписки из них являются документами, содержащими конфиденциальную информацию Компании, участникам тендеров не предоставляются. Победителям тендеров направляется оферта либо дается акцепт.

Требования, предъявляемые к участникам тендера

К участию в тендере допускаются организации, со дня регистрации которых на момент опубликования Приглашения прошло не менее 1-го года, своевременно представившие организатору тендера приведенные ниже документы, обязанные:

  • обладать необходимыми профессиональными навыками, квалификацией и опытом работы в требуемой области, а также иметь соответствующие лицензии и разрешения (в случаях предусмотренных действующим законодательством);
  • располагать необходимыми финансовыми средствами, материалами, оборудованием, производственными мощностями и кадрами, соответствующими масштабам предстоящих работ;
  • не являться неплатежеспособными или банкротами, не находиться в процессе ликвидации (на имущество организации не должен быть наложен арест, ее хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена);
  • не иметь задолженностей по уплате налогов в бюджеты всех уровней и не уклоняться от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

В порядке исключения при наличии документально засвидетельствованной информации, подтверждающей добросовестность и высокий производственно-финансовый потенциал претендента (аффилированность с крупными предприятиями, известные учредители, результативность хозяйственной деятельности) к участию в тендере могут допускаться организации, со дня регистрации которых прошло менее указанного срока.

Состав документов, направляемых организатору тендера

Претендентами на участие в тендере должны быть представлены:

  1. Заявка на участие в тендере (по установленной форме).
  2. Анкета претендента на участие в тендере (по установленной форме).
  3. Коммерческое предложение претендента на участие в тендере (по установленной форме).
  4. Основные сведения о претенденте на участие в тендере (по установленной форме).
  5. Расчеты и иные материалы с обоснованием стоимости коммерческого предложения с детальной расшифровкой статей затрат и расхода ресурсов согласно разделительной ведомости. Без приложения указанных расчетов тендерное предложение является недействительным и к участию в тендере не допускается.
  6. Иные материалы, предоставление которых предусмотрено тендерной документацией.
  7. При использовании субподрядчиков, в пакет документов необходимо включать их перечень с указанием необходимости привлечения, а также заполненные субподрядчиками установленные формы:
  • Анкета претендента на участие в тендере;
  • Основные сведения о претенденте на участие в тендере с приложением подтверждающих документов.

Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального округа. Москва является городом Федерального значения. Самый густонаселенный регион Российской Федерации, в котором проживает почти 12 миллионов жителей. Город находится на берегу реки Москва в середине Русской равнины. Общая площадь региона на момент 2012 года оценивается в 2,5 тысячи квадратных километров. 30% площади, а именно около 880 квадратных километров расположена внутри московской кольцевой автодороги, а оставшиеся 70%, занимающие площадь около 1630 квадратных километров вне МКАДа. Москва приподнята над уровнем моря более чем на 150 метров. Самым высоким местом города является возвышение, расположенное на Теплостанской возвышенности, с высотой 255 метра. А самым низким местом на уровнем моря являестя точка недалеко от Бесединского моста. Тут Москва-река вытекает за пределы мегаполиса. Абсолютная высота данного места составляет чуть более 114 метров. Общая длина города от Алтуфьево до Южной составляет около 38 километров, а если считать территории вне МКАДа, то почти 52 километра. Длина от западных окраин до восточных составляет почти 40 километров. Мегаполис находится по обоим сторонам реки Москвы. Кроме основной речной артерии, на территории города имеют сови бассейны еще около 30 других небольших рек, самыми значительными из которых являются Сходня, протекающая в северозападной части города, Химка, в северной части города, Неглинная, протекающая по центру города, но не по поверхности, а в трубах, Яуза - самый крупный приток Москвы, протекающей по всей восточной части города, и Нищенка на юго-востоке. На территории мегаполиса находятся около 4 сотен прудов и около 10 озёр. Тендеры Москвы на благоустройство этих водоемов публикуются на сайте государственных закупок visit web page .

Город Москва является центральным российским финансовым центром, из которого происходит управление практически всеми экономичесикми процессами в стране. В городе зарегистрированы почти 50% всех российских банков. Также большенство ведущих отечественных юридических лиц зарегистрированы в городе Москве и имеют тут головные офисы. По оценкам специалистов в 2008 году общий объём ВВП города составлял более 320 милиардов доларов США, что обеспечивало нахождение мегаполиса на 15 позиции в рейтинге ведущих мировых городов. Суммарный оборот в сегменте розничной торговли на момент 2007 года оценивался более чем в 2 триллиона рублей. Общий оборот в сегменте оптовой торговли, оценивался почти в 8 триллионов рублей. По оценкам, произведенным аудиторским холдингом «Ernst & Young» в 2011 году, столица России имеет 7 позицию в рейтинге европейских городов, исходя из привлекательности для международных инвесторов. Поэтому тендеры Москвы появляются все чаще, а их обхемы все внушительнее. На территории мегаполиса функционируют 3 оператора, входящие в Большую тройку, которые обеспечивают столицу мобильной связью в стандарте GSM, также услуги связи по стандарту CDMA обеспечивает сотовый оператор «Скай Линк». По территори города практически повсеместно обеспечен доступ в Интернет, основанный на технологии LTE, который обеспечивает компания «Yota» click the following article .

Москва является центральным российским железнодорожным узлом. Поезда из города уходят по 10 основными направлениями. В Москве функционируют 9 вокзаламов. Со всех кроме Савёловского вокзала уходят не только электрички пригородного сообщения, но и поезда дальнего следования. Внутри города проложена Московская окружная железная дорога. Почти все железные пути, расположенные на территории города, подчиняются Московской железной дороге, но единственное Ленинградское направление подчиняются Октябрьской железной дороге. Тарифы во всех пригородных поездах идентичны вне зависимости от направления. Суммарная длина путей железных дорог, пролегающих по территории Москвы, составляет почти 400 километров. Все тендеры Москвы , связанные с железной дорогой публикуются на сайте ОАО "РЖД"