Трудовые и человеческие ресурсы. Трудовые ресурсы, их состав

Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и от принятых в связи с этим официальных государственных актов. В США, например, нижней границей трудоспособного возраста для юношей и девушек считается 14-летний возраст, верхней границей для мужчин - 65 лет и женщин - 63 года. В Республике Беларусь трудоспособный возраст для мужчин составляет от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

работающие подростки (до 16 лет);

население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот- ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:

занятые в общественном производстве; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; находящиеся на учебе с отрывом от производства; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым -

показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20-49 лет и чем большую часть составляют мужчины.

Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов. В Республике Беларусь, например, удельный вес мужчин составляет 47 %, женщин - 53 %. Такое соотношение считается нормальным для экономически развитых стран.

Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели: уровень общего, специального и высшего образования; уровень образования по социальным группам.

По уровню образования соотношение между количеством трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним и неполным средним образованием определяется независимо от выполняемой работы или занимаемой должности.

Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квали- фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители, специалисты и т.д.

Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.

Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е.

При увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. Республика Беларусь, например, относится к группе стран с крайне низкой рождаемостью. В последние годы на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 родившихся. Наблюдаются увеличение смертности и сокращение продолжительности жизни. При сохранении и далее такой ситуации произойдет уменьшение численности населения и трудовых ресурсов.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения, ведущая к их перераспределению между территориями, отраслями народного хозяйства и видами деятельности. Однако оценка территориальной подвижности населения для экономического развития неоднозначна, и, прежде всего, когда ее размеры и направления не соответствуют потребностям народного хозяйства. Это может привести к избыточному предложению трудовых ресурсов в одних населенных пунктах или к их недостатку в других, что в том и другом случае является отрицательным явлением.

Все данные о миграции используются для определения точной численности населения в стране и регионах, для исчисления показателей, связанных с населением и трудовыми ресурсами. Таким образом, размеры и состав трудовых ресурсов определяются демографическими факторами (численностью населения, его половозрастной структурой и пр.) и миграционными процессами.

Распределение трудовых ресурсов осуществляется, главным образом, исходя из имеющегося экономического потенциала в регионах. В ходе изменений объемов работ, структуры народного хозяйства меняется и потребность в трудовых ресурсах.

Для общества оптимальным является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в рыночной экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в ра- 164 бочей силе. Причин здесь множество, втом числе объективного характера. Прежде всего это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т.д. Поэтому в реальных условиях не все тру- доспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран.

В современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.

В Беларуси, например, уровень безработицы в 2000 г. составил 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы. 11.2.

    женщины и мужчины 16–59 лет;

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет.

2. Трудоспособное население – это:

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет;

    все население в трудоспособном возрасте;

    все население в рабочем возрасте;

    совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;

    лица 16–59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население – это:

    часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;

    работающее (занятое) трудоспособное население;

    безработные, стремящиеся найти работу;

    работающее и неработающее трудоспособное население;

    все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4 . Трудовые ресурсы – это:

    всетрудоспособное население страны;

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие в трудоспособном возрасте;

    работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;

    часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция.

Темы выступлений (выбираются студентами):

      Эффективность гибких форм занятости.

      Молодежная безработица.

      Женская безработица.

      Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.

      Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

      Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

      Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

      Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

      Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.

Занятие 4. Демографические аспекты формирования

трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Исходные данные см. в табл. 23 и табл. 24.

Исходные данные (табл. 48):

Таблица 48

Распределение населения по возрастным группам

Возрастные группы

Все население

в том числе в возрасте, лет:

70 и старше

Возраст не указан при переписи населения

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные (табл. 49):

Таблица 49

Возрастная структура населения (на начало года)  

Возрастные группы

Тыс. чел.

В процентах к итогу

Все население

в том числе в возрасте, лет:

Продолжение табл. 49

70 и старше

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание четвертое: проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу.

Исходные данные (табл. 50):

Таблица 50

Национальный состав населения

(по данным переписей населения, человек)

Национальности

Все население

Белорусы

Украинцы

Азербайджанцы

Молдаване

Продолжение табл. 50

Другие национальности

Задание пятое: проанализировать динамику населения республики.

Исходные данные (табл. 51):

Таблица 51

Численность населения Республики Беларусь

(на начало года)

Все население,

тыс. человек

В том числе

В общей численности

населения, %

городское

сельское

городское

сельское

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане…

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и… корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

      Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

      В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

      По поводу чего возникло противоречие между ними?

      Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?

Дополнительные данные для дискуссии (табл. 52):

Таблица 52

Справка о пенсиях

Пенсионный возраст (года)

Минимальная пенсия (долл.)

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси, ее основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам – деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню…» (Шукшин В.М. Рассказы. М., 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко… Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный – одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии – 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк – 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы – Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема 18. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1. В какой стране Вы живете и почему?

2. В какой стране Вы хотите жить и почему?

3. В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?»

Функциональные роли выбирают студенты:

– премьер-министр.

Представители силовых министерств:

– министр внутренних дел;

– министр обороны;

– министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

– министр труда и социальной защиты;

– министр экономики;

– министр финансов;

– министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности : министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

Исходные данные см. в табл. 38 и табл. 42, 53.

«– Автослесарем значит после техникума станешь, – осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. – Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц… Да ну-у-у, – растягивается в недоверчивой улыбке пациент.

– Не верит, – обращается ко мне врач. – Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квалификационной категорией – около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Таблица 53

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики

(в процентах к итогу)

Беларусь

Беларусь

Всего занято в экономике

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

строительство

транспорт

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование

культура и искусство

наука и научное обслуживание

финансы, кредит и страхование

управление

общественные объединения

Схема 19. Алгоритм проведения дискуссии

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я …». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее …».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы – это не просто развлечение. Танцы – это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«…На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному – наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба – добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, – написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г. Швец, – то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).

АКТИВНОСТЬ – степень участия работников в процессе труда.

АТТЕСТАЦИЯ – процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых и других качеств) занимаемой должности.

БАЛАНС – способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда.

БЕЗРАБОТНЫЙ – человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – обобщающий экономический показатель результата труда на уровне общества; выражает стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) или движение вниз по социальной лестнице (социальная деградация).

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных неодинаковых возрастных групп в общей численности работающих.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности; результат единства трех видов движения населения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (эмиграция и иммиграция), социального (социальная мобильность).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении.

ЗАКОН – необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, значимая связь явлений или процессов.

ЗАНЯТОСТЬ – участие работников в процессе труда.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – часть вновь созданного продукта, национального дохода, выделяемая работникам в их личное потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей, в целях обеспечения воспроизводства населения и трудовых ресурсов общества.

ЗАРАБОТОК – денежный доход, получаемый работником за его труд.

ЗАТРАТЫ – расходы сырьевых, материальных, энергетических, природных и других ресурсов.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – сумма всех расходов в денежном выражении на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

ИНТЕРЕС – наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей.

КАРЬЕРА – запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение групп с разным уровнем образования в общей численности работников.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень профессиональной трудоспособности работника.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное.

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между отдельными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

КРИЗИС – состояние упадка в развитии хозяйства.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников и трудовые коллективы к активному участию в общественно-полезном труде.

МЕНЕДЖЕР – высококвалифицированный специалист в области организации и управления.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов.

МИГРАЦИЯ – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

МОБИЛЬНОСТЬ – передвижение из одной социальной группы в другую.

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию.

НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – сумма денежных средств, которую получают наемные работники.

НОРМА – признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации.

ОРУДИЯ – способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека.

ОТРАСЛЬ – однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда.

ПОЛ – признак отнесения работника к женской или мужской группе трудовых ресурсов.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством.

ПРЕДМЕТ – вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей.

ПРЕМИРОВАНИЕ – одна из форм материального стимулирования высоких показателей трудовой деятельности, важный элемент организации заработной платы.

ПРЕМИЯ – вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или невыполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий.

ПРИБЫЛЬ – частичный доход предприятия, используемый обществом для обеспечения заинтересованности коллектива предприятия в результатах его хозяйственной деятельности; определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи государственной собственности в частную.

ПРОГРЕСС – движение вперед, изменение к лучшему.

ПРОДУКЦИЯ – результат труда в материальной сфере.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – показатель продуктивности труда; характеризуется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами времени на производство единицы продукции.

ПРОСТОЙ ТРУД – труд, не требующий от работника специальной подготовки.

ПРОФЕССИЯ – основной вид занятости, не запрещенная законом деятельность, приносящая доход.

ПРОЦЕСС ТРУДА – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ – относящийся к какому-либо району (региону), территориально ограниченный.

РЕГРЕСС – движение назад, изменение к худшему.

РЕДУКЦИЯ – сведение элементов сложного труда к простому.

РЕЗЕРВ – запас производственных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТ – конечная цель целесообразной трудовой деятельности.

РЕСУРС – источник осуществления производственных затрат.

РЫНОК – сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

РЫНОК ТРУДА – система экономических отношений купли-продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – такой вид безработицы, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

СЛОЖНЫЙ ТРУД – труд работника, имеющего квалификацию, связан с значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, обладающих теми или иными общими признаками.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда, участвующих в процессе производства и используемых людьми для создания материальных благ.

СТИМУЛ – вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели.

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ – средство разъединения людей на слои и группы и средство единения их в качественно однородные структуры общества.

СТРУКТУРА – соотношение отдельных групп между собой и по отношению ко всей совокупности в целом.

СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – соотношение отдельных, однородных по внутреннему содержанию специфических групп, выделенных по определенному признаку, в общей численности работников.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, которая возникает в связи с технологическими изменениями, вследствие которых новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

ТЕНДЕНЦИЯ – направление развития какого-либо явления или процесса.

ТОВАР – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена.

ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики. Рассчитывается как работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающее население моложе и старше трудоспособного возраста.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ – совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности (от 16 до 29 лет).

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – совокупность лиц в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ – физическая и интеллектуальная способность человека к труду.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – субъективная характеристика отношения к труду.

УПРАВЛЕНИЕ – координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ – доля рабочей силы, имеющей работу на определенный момент, в общей численности экономически активного населения.

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

УСЛУГИ – результат труда в непроизводственной сфере.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – степень оснащенности труда производственными основными фондами; определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднегодовую численность работников.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА – часть людей находится в процессе смены работы, т.е. на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, оформления трудоустройства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных групп работников, неодинаковых по их роли в производственном процессе.

ФУНКЦИЯ – зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами.

ЦЕЛЬ – один из основных элементов сознательной деятельности человека, характеризующий мысленное предвосхищение результата его труда.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

ЦЕННОСТЬ – особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

ЦИКЛ – ограниченный временем процесс трудовой деятельности.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу.

ЧИСЛЕННОСТЬ – количественная характеристика трудовых ресурсов.

ЭКОНОМИКА – искусство управления хозяйством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – курс действий, имеющих своей целью скорректировать экономическую проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – вооруженность труда энергией всех видов.

ЭФФЕКТ – полное или частичное достижение определенных технико-экономических или социальных целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – соотношение результатов (эффекта) деятельности человека к затраченным ресурсам.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

    Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. М., 1999.

    Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1997. № 1.

    Андреев В. Каждому по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

    Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 5.

    Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн., 1996.

    Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998.

    Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10.

    Волгин Н.А. Сколько и как платить российскому бюджетнику // Социологические исследования. 2002. № 4.

    Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М.: Новосибирск, 2001.

    Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммуниститческих преобразований в России // Социологические исследования. 2002. № 8.

    Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз // Человек и труд. 2002. № 5.

    Рофе А.И. О содержании понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила” // Человек и труд. 1997. № 3.

    Рофе А.И. Экономика труда. М., 2000.

    Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2002.

    Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2003.

    Статистический портрет Беларуси. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Ткаченко С.С., Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Труд и занятость в России. Статистический сборник. М., 1999.

    Экономика и рынок труда / Под ред. Головачева А.С. Мн., 1994.

    Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 1.

    Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996.

    Экономика трудовых ресурсов / Под ред. Арещенко В.Д. Мн., 1985.

    Экономическая политика: анализ и альтернатива / Под ред. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Мн., 1999.

    Экономически активное и неактивное население, занятость и безработица в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Пер. с англ. / Под ред. Колосовой Р.П. и др. М., 1996.

Введение…………………………………………………………...

РАЗДЕЛ I . Основные понятия о труде и трудовых ресурсах

Глава 1. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.1. Классификация экономических дисциплин ………………………..

1.2. Место трудовых ресурсов в системе производственных ………….

1.3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь……….

1.4. Объективная необходимость управления трудовыми ресурсами

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРУДЕ

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей …………………….

2.2. Классификация элементов процесса труда ……………….………..

2.3. Характер и содержание труда. Простой и сложный труд …………

2.4. Объективная необходимость управления трудом …………………

Глава 3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Трудоспособное население: понятие и структура …………………

3.2. Трудовые ресурсы: понятие и структура ………………….……….

3.3. Количество и качество трудовых ресурсов ……………….………..

Глава 4. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ

4.1. Понятие и структура рынка труда …………………………………..

4.2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь ……….………..

4.3. Анализ моделей рынка труда (мировой опыт) ……………………..

4.4. Государственное регулирование рынка труда ……………………..

Глава 5. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1. Занятость как социально-экономическая категория ………………

5.2. Виды занятости трудовых ресурсов ……………………….……….

5.3. Эффективность гибких форм занятости ……………………………

5.4. Безработица: понятие, формы, виды, тенденции …………………..

РАЗДЕЛ II . Проблемы управления трудовыми ресурсами

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

КАК ФУНКЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6.1. Сущность и содержание управления трудовыми ресурсами………

6.2. Методы управления трудовыми ресурсами ………………………..

6.3. Социально-экономическое развитие трудовых коллективов ………....

6.4. Структура органов управления трудовыми ресурсами Беларуси

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7.1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов …………….

7.2. Структура трудовых ресурсов по полу ……………………………..

7.3. Структура трудовых ресурсов по возрасту ……………….………..

7.4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам

собственности и функциям ……………………………..………………..

Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

8.1. Демографические факторы трудовых ресурсов ……………………

8.2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов …………………………………….………………….

8.3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления ………………..

Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

9.1. Сущность и функции миграции. Классификация основных

миграционных потоков …………………………………………………..

9.2. Миграционная ситуация в Беларуси: основные потоки и тенденции

9.3. Миграционная политика Республики Беларусь ……………………

Глава 10. ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ

РЕСУРСОВ

10.1. Понятие отрасли и прогрессивной отраслевой структуры ……...

10.2. Показатели отраслевой структуры трудовых ресурсов ………….

10.3. Материальная и непроизводственная сферы экономики ………...

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

11.1. Своеобразие отраслей по структуре затрат труда ………………..

11.2. Производственные ресурсы: понятие и структура ……………….

11.3. Классификация эффекта по видам, формам и уровням

проявления в отдельных отраслях ……………………………...………..

11.4. Соотношение эффектов и затрат как способ оценки

эффективности ……………………………………………………………

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ

12.1. Заработная плата как экономический механизм стимулирования

12.2. Заработная плата как социальный механизм управления

трудовыми ресурсами …..………………………………………………..

12.3. Премия, цена, прибыль, налоги, фиксированные платежи как экономические рычаги управления трудовыми ресурсами…………….

12.4. Особенности стимулирования отдельных стратификационных групп работников …………………………………………………………

РАЗДЕЛ III . Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Основные понятия о труде …………………………………..

Занятие 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы …………..

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь …………..

Занятие 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы …….………..

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов ………………

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы

управления трудовыми перемещениями..………………………………

Краткий словарь основных терминов …………………………...

Ключ к кроссворду ………………………………………………..

Литература ………………………………………………………...

Учебное издание

Куропятник Инна Ивановна

Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу со­вокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или
трудиться в сфере услуг.

Критериями для выделения из населе­ния трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, кот-е устанавливаются гос-ом и зависят от общественного строя, продолж-ти жизни людей, дру­гих соц.-экон-их факторов и от принятых в связи с этим официальных гос-ых актов. В РБ трудоспособный возраст для мужчин - от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте; - работающие подростки (до 16 лет); - население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работо­способном возрасте, за исключением неработающих инвали­дов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот­ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

В сос­таве трудовых ресурсов выделяются следующие категории: - занятые в общественном производстве; - занятые индивидуальной трудовой деятельностью; - находящиеся на учебе с отрывом от производства; - занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; - военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым - показатели образовательного уровня, профессионально-ква­лификационной структуры и т.п.

Возрастные группы : молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Половая структура труд. ресурсов характеризуется со­отношением численности мужчин и женщин. Определяется населением трудоспособного воз­раста. В РБ удельный вес мужчин - 47 %, женщин - 53 %. Это соотношение считается нормальным для экон-ки развитых стран.

По уровню образо­вания : уровень общего, специального и высшего; по социальным группам.

Соотношение работников по видам деятельности и уров­ню квалификации характеризует профессионально-квали­фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии оп­ределяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономи­ки. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвали­фицированные, квалифицированные и неквалифицирован­ные работники.

При определении соотношения трудовых ресурсов по кате­гориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том чис­ле руководители, специалисты и т.д.


Основой формирования трудовых ресурсов является вос­производство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е. при уве­личении уровня рождаемости и продолжительности жизни бу­дет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. РБ отно­сится к группе стран с крайне низкой рождаемостью, на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 ро­дившихся.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения.

Важная проблема это безработицы. Безработица – соц-о-экон-е явление, выражающееся в том, что определенная часть трудо­способного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и же­лающие трудиться, активно ищущие работу.

В РБ уровень безработицы в 2000 г. - 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы.

трудовой персонал затрата управление

Источником труда является человек. Но каждый человек может быть работником. Население страны может быть: 1. дорабочего возраста; 2.рабочего; 3.послерабочего возраста.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы.

Не входят в состав трудовых ресурсов дети и пожилые люди. Также не являются трудовыми ресурсами лица, потерявшие трудоспособность или не обладающие, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности всего населения. Увеличение доли трудовых ресурсов зависит от общего числа жителей, их половозрастного состава, а также состояния здоровья нации.

Меняется состав населения по полу. По статистики прошлых лет в стране женщин в возрасте от 15 до 35 лет меньше, чем мужчин, на 600 тыс. человек, но в возрасте от 35 до 45 лет - больше примерно на 300тыс. человек. Российские женщины живут в среднем на 10 лет дольше мужчин (74 и 64 года соответственно).

Доля городского населения в России в последние годы стабильна и составляет около 73% всего числа жителей.

Возможность трудиться определяется рабочим возрастом. Он имеет определенные физиологические границы. Трудоспособный (рабочий) возраст включает период жизни в пределах определенных лет, в течение которых человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. Нижняя граница этого возраста в России составляет 16 лет. Трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин - от 16 до 55 лет.

С точки зрения занятости любой человек может быть отнесен к лицам одной из трех групп: занятым, безработным и находящимся вне совокупной рабочей силы.

К занятым относятся лица трудоспособного возраста, выполняющие работу по найму за вознаграждение на предприятиях любой формы собственности, а также иную работу, приносящую доход, занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел; учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). Также к занятым относятся безработные и та часть активного населения, которая нуждается в работе, но не зарегистрирована как безработные.

Безработные - это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости, хотят работать, способны и готовы трудиться, но не находят соответствующего спроса на свои профессиональные способности на рынке труда.

Занятые и безработные образуют экономически активное население или совокупную рабочую силу. Экономически активное население или совокупная рабочая сила - это часть населения страны, обеспечивающая предложение труда для производства товаров и услуг. В совокупную рабочую силу не входят группы людей, составляющих экономически неактивное население. Это льготные пенсионеры; инвалиды трудоспособного возраста, полностью утратившие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, временно не работающие по каким-либо причинам, но потенциально способные в будущем пополнить рынок труда; домохозяйки; лица, прекратившие поиск работы; лица, не нуждающиеся в работе как способе поддержания существования. Независимо от причин, побуждающих человека включаться в процесс производства, он должен соответствовать в своей трудовой деятельности требованиям той производственной организации, которая предоставляет ему необходимые условия для реализации его профессиональных способностей. Под профессиональными способностями понимается совокупность умений, знаний, производственных навыков и опыта, которыми обладает индивид. Наличие профессиональных способностей является одной из предпосылок для включения индивида в производственный процесс наряду с другими. Это наличие соответствующих рабочих мест, т.е. определенного спроса на профессиональный труд; присутствие у работника позитивной мотивации занять эти рабочие места исходя из своих профессиональных и жизненных интересов; наличие соответствующих социально-экономических механизмов и институтов, которые обеспечивают необходимое соединение работников с конкретными рабочими местами. Включение в производственную деятельность осуществляется через трудоустройство. Трудоустройство представляет собой процесс официального оформления, закрепления за индивидом права занять определенное рабочее место и выполнять специализированные, трудовые функции.

Каждый работник, включаясь в процесс производства, преследует определенные цели:

  • * он стремится удовлетворить потребности в средствах жизнеобеспечения себя и членов своей семьи;
  • * реализует устойчивую потребность соединения своей профессиональной активности с существующими в обществе институционально закрепленными средствами и учреждениями;
  • * реализует усвоенные им ценности и стандартное социальное поведение.