Удаление вмятин без покраски (технология). Беспокрасочное удаление вмятин как бизнес Удаление вмятин бизнес

По статистике, каждый второй автомобиль ежедневно получает различные вмятины. Ремонт таких повреждений может обойтись владельцу в кругленькую сумму. Всё чаще автолюбители предпочитают ремонтировать вмятины на автомобиле без последующей покраски. Эта технология получила признание из-за быстроты оказания и сравнительно низкой стоимости услуг. Если вы знакомы с технологией устранения вмятин без покраски, то вы можете сделать свои знания источником стабильного и хорошего дохода.


С чего начать реализацию бизнес-проекта по устранению автомобильных вмятин?

Прежде всего необходимо подыскать помещение, в котором будут ремонтироваться автомобили. Если у вас есть гараж, расположенный в удобном месте, то можно проводить работы прямо в нём. Помещение должно быть без сквозняков, с хорошим освещением и отоплением.
Перед началом работ необходимо пройти обучающие курсы по устранению вмятин без покраски авто. Такие курсы имеют достаточно высокую стоимость, но затраты на их прохождение окупятся с лихвой за короткие сроки.

Подумайте о рекламе вашего бизнеса. Разместите объявления на специализированных интернет-ресурсах и в местных газетах объявлений. Так же можно организовать раздачу рекламных листовок с контактными данными вашей компании. Предприниматели, которые занимаются устранением вмятин без покраски авто, утверждают, что подобной рекламной компании вполне достаточно.
Установите правильную цену на свои услуги. Конкуренция в этой сфере высокая, поэтому правильное ценообразование — залог успеха этого бизнес-проекта.

Какое оборудование потребуется для оказания услуг по устранению вмятин?

Для устранения вмятин на автомобиле без покраски вам потребуется список следующего оборудования:

  • Крючки 13-16 размера;
  • Клеевая система;
  • Мини-лампа;
  • Монтажная лопатка;
  • Средство для снятия клея;
  • Минилифтер;
  • Пистоны;

После того, как ваш бизнес начнёт приносить прибыль, можно будет приобрести комплект вакуумного оборудования.
Регистрируем свой бизнес в налоговой инспекции.
Для легализации своей деятельности предпринимателю достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве ИП. Лицензирования такой вид деятельности не требует.

Необходимо ли нанимать персонал для работы?

Если ваша мастерская принимает большой объём машин ежедневно, то без пары помощников вам не обойтись. Однако помните о том, что обученные специалисты могут, в дальнейшем, открыть собственное дело и составить вам конкуренцию.

Сколько нужно денег, чтобы заняться устранением вмятин без покраски?

Стартовый капитал для открытия своей мастерской по устранению автомобильных вмятин составляет около 100000 рублей. Затраты на открытие мастерской окупаются уже в первые пару месяцев работы, после чего предприниматель начнёт получать прибыль, максимальный размер которой может достигать 350000 в месяц.

ПОЧЕМУ(PDR)?

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное число автомобилей и их количество из года в год неизменно растет, 70% автомобилей имеют на кузове небольшие повреждения: от неосторожной парковки, неосторожного открытия дверей, погодных катаклизмов(град, падение сосулек, веток, и т.д.) - все эти повреждения доставляют владельцам авто большие хлопоты и не менее серьезные материальные издержки! С помощью технологии ремонта вмятин без покраски (РDR) можно успешно и очень эфективно справиться с этой задачей и это не "красивые слова", а реальность которая уже долгие годы применяется во всем мире! Поэтому на сегодняшний день во всем мире, и в нашей стране, в частности, есть огромный дефицит профессиональных техников по Удалению вмятин без покраски (PDR).

В ЧЕМ ПРЕИМУШЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТА ВМЯТИН БЕЗ ПОКРАСКИ(PDR)

  • 1. Очень короткое время ремонта (от 20 минут до 4 часов).
  • 2. Затраты на ремонт примерно на 40% ниже, чем при традиционных методах ремонта.
  • 3. Автомобиль не переходит в разряд окрашеных, что благоприятно сказывается на его продажной стоимости.
  • 4. Мобильность(можно производить ремонт практически где угодно).
  • 5. Экологичность.
  • 6. Отсутствие расходных материалов - высокая рентабельность.
  • 7. Быстрая окупаемость вложений.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Допустим, Вы собрали первоначальную информацию о технологии беспокрасочного ремонта вмятин и всерьёз намерены получить интересную и высокооплачиваемую профессию, теперь Вам нужно определиться с выбором обучающей организации, это вопрос крайне серьёзный, так как от этого будет зависеть Ваш дальнейший успех на данном поприще или вы станете настоящим профессионалом, или мастером низкого уровня, либо вообще не сможете работать! Для того, чтобы не ошибиться с выбором, посмотрите на реальные работы того мастера, который Вас будет обучать, на отзывы клиентов, которые обращались к данному мастеру, а также на отзывы учеников, ранее проходивших обучение в выбранном вами центре - благо Интернет это позволяет сделать! И помните, обучать Вас будет не красивая реклама с сылками на западные компании, а отдельно взятый специалист, и от того, что он умеет сам, от его способности донести информацию до слушателя, увидеть и вовремя скорректировать ошибки, будет зависеть конечный результат! Шаг номер два - это покупка инструмента! Благо на сегодняшний день есть возможность выбора, Вам останется только промониторить цены и выбрать понравившейся Вам инструмент, если Вы не уверены в своём выборе, обратитесь за помощью к профессионалам, которые смогут помочь Вам правильно подобрать инструмент! Шаг номер три - подыскать подходяшее помешение, как правило, это бокс, размерами 4м на 6м. Шаг номер четыре - грамотная рекламная кампания, залог будушего успеха, здесь подойдет всё: наружная реклама, визитки, буклеты, флаерсы, ну и, конечно, Интернет!

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ?

Основной деятельностью нашей компании является ремонт вмятин без покраски (PDR), также мы занимаемся разработкой,производством и реализацией профессионального PDR инструмента "AV-TOOL" В 2015 году марка "AV-TOOL заняла первое место,на конкурсе автосервисного оборудования в номинации "Лучший ручной инструмент года"Ученики, прошедшие обучение в "AV-MASTERS", эффективно работают в России, странах СНГ, Европы и Америке (см. раздел ). Со всеми нашими учениками мы поддерживаем постоянный контакт и оказываем всестороннюю поддержку! Обращаясь в "AV-MASTERS" Вы гарантированно овладеете технологией ремонта вмятин без покраски, получите диплом специалиста международного образца и последующую всестороннюю поддержку, наши специалисты помогут подобрать Вам комплект, необходимого в работе оборудования, и ответят на все интересующие Вас вопросы!

Вы хоть раз обращали внимание на количество «мятых» автомобилей? По статистике около 80% автомобилей когда-нибудь попадали в ДТП, пусть и небольшое. Но значительная часть мелких повреждений не ремонтируется владельцами авто, в основном по причине дороговизны услуги или отсутствия нормального сервиса в городе. Попробуйте, находясь в пробке, подсчитать количество автомобилей с явными вмятинами на кузове. Вы приятно удивитесь. Они все - будущие клиенты сервиса по удалению вмятин без покраски кузова авто.

Технологию удаления вмятин без покраски кузова впервые применила немецкая компания Karosseriebau Nuessle и её владелец Эрих Нюсле в далеком 1972 году. Оказалось, что практически любая вмятина удаляется без проблем, если приложить к делу умелые руки и специальный набор DOL-инструмента. Но компания не сразу решилась распространять свой бренд. И лишь спустя 20 лет в 1996 году компания решила выйти на рынок под маркой Nussle Spezialwerkzeuge - специнструменты Нюсле. Также компания активно занялась продажей обучающих курсов по технологии удаления вмятин без покраски кузова автомобиля.

Данная технология получила широкое распространение благодаря:

  1. Скорость удаления вмятин. Работа по устранению сложных дефектов кузова занимает несколько часов, а простые вмятины удаляются менее чем за час работы. В то время как обычный ремонт занимает не менее 2-х дней, даже при малейших повреждениях кузова;
  2. Отремонтированный автомобиль готов к полной эксплуатации сразу после удаления вмятины;
  3. Качество ремонта. После удаления вмятины сохраняется заводское лакокрасочное покрытие. В конечном итоге удается избежать попадания машины в разряд «крашенных» или «битых», что позволяет продать машину более выгодно;
  4. Цена ремонта. Удаление вмятины будет стоить в два-три раза дешевле, чем при обычной рихтовке кузова с последующей покраской.

Единственное уточнение - ремонту подлежит только определенная категория вмятин. Если при аварии автомобиль получил серьезные повреждения, и вмятина оказалась «заостренной», то отремонтировать кузов по данной технологии не получится.

Какое оборудование выбрать для удаления вмятин без покраски авто

В стартовый комплект оборудования по удалению вмятин входят специальные крючки (около 13 размеров), клеевая система, мини-лама и аксессуары: минилифтер, пистоны, жидкость для снятия клея, монтажная лопатка, подушка - расширитель и т.д. Полный комплект нового инструмента будет стоить около 75 тыс. рублей.

С чего начать бизнес по удалению вмятин без покраски автомобиля

Оказание услуг по ремонту вмятин по данной технологии требует определенных профессиональных навыков. Самовольно научится этому очень сложно. Сегодня существует немало организаций и частных лиц, которые готовы за определенную плату обучить человека технологии беспокрасочного удаления вмятин. Стоимость 7-и дневного курса стоит около 40 тыс. рублей. Большинство курсов проводится в Москве. Если найти еще одного человека, то есть организовать группу, то обучение предоставляется со скидкой. В стоимость, как правило, включено проживание на весь период обучения.

Обучение технологии беспокрасочного удаления вмятин проходит в достаточно интенсивном режиме с практическими примерами по удалению дефектов. Самое главное в обучении — это научится правильно видеть дефект с помощью ламп и не терять из вида инструмент. По-другому такой навык называется - постановка руки. Если за весь период обучения ученик по разным причинам не приобрел нужных навыков, то ему предлагается пройти дополнительные курсы.

Сколько денег необходимо для старта бизнеса

В конечном итоге, инвестиции в открытие дела могут составить 100 - 150 тыс. рублей, с учетом того, что у вас уже есть готовое помещение. Если же арендованное или собственное помещение требует ремонта, то стартовые затраты будут несколько выше. Для предоставления услуг по удалению вмятин достаточно арендовать помещение площадью от 30м2 с хорошим освещением и отоплением.

По словам предпринимателей при правильной раскрутке бизнеса от клиентов не будет отбоя. Особенно это касается небольших городов, где вы - единственный подобный сервис. Очень много обращений со стороны представителей прекрасного пола, особенно начинающих водителей.

Сколько можно заработать на удалении вмятин

Что же касается доходов, то расклад следующий. Стоимость услуги находится в диапазоне от 1500 до 5000 рублей в зависимости от размера вмятины и сложности работы. За 8 часовой рабочий день, в зависимости от сложности повреждений, один мастер может обслужить до 5-6 автомобилей. При средней цене услуги в 2 тыс. рублей доход составит 10-12 тыс. рублей в день. Ежемесячная выручка составит 300 тыс. рублей и более.

Притом, что это практически чистый доход, если вы занимаетесь данным делом самостоятельно (без привлечения наемного труда). Аренда 30м2 составит максимум 15 тыс. руб. в месяц, налоги по упрощенной системе 6% от валового дохода - 18 тыс. рублей.

Нужно ли разрешения для открытия бизнеса по удалению вмятин без покраски авто

Для оказания услуг на законных основаниях достаточно зарегистрировать индивидуальное предпринимательство в местной ИФНС. Регистрация займет не более 7 дней и будет потрачено не более 1 тыс. рублей. Системой налогообложения , как уже описывалось выше, может быть упрощенная система налогообложения (6 или 15%) или же можно купить патент.

Существенным недостатком данного бизнеса является сильная зависимость от персонала. Одно дело, если вы лично прошли обучение и сами оказываете данные услуги. Но это уже не бизнес, а настоящая «работа на себя». Вы будете пахать ежедневно с 8:00 до 20:00, и своим физическим трудом зарабатывать большие деньги. Другой вариант - вы наняли работника, заплатили за его обучение, а он, проработав пару месяцев и набравшись опыта, благополучно уволился и открыл собственный сервис. Как выход из ситуации — заключение договора с работником на отработку после окончания обучения. Однако законодательством предусмотрено, что работник может уволиться раньше установленного договором срока, просто заплатив работодателю стоимость понесенных затрат на его обучение. Поэтому, в данном деле важно с одной стороны найти квалифицированных и честных работников, а с другой стороны не «наплодить» своими же руками конкурентов вашему бизнесу.

Какой ОКВЭД указать при регистрации бизнеса по удалению вмятин без покраски автомобиля

В общероссийском классификаторе видов деятельности для мастерской по удалению вмятин не предусмотрен отдельный код. Поэтому, при подготовке заявления о регистрации ИП, указывайте ОКВЭД 50.20.3 (прочие виды услуг по техобслуживанию транспортных средств).

Какие документы нужны для открытия автомастерской

Для организации бизнеса по удалению вмятин без покраски кузова автомобиля и последующей деятельности фирмы, необходимы следующие документы:

  • Свидетельства о регистрации ИП и бумаги, подтверждающие, что вы являетесь налогоплательщиком.
  • Договор аренды помещения.
  • Разрешения районной администрации, СЭС и пожарной инспекции.
  • Договора на вывоз мусора, обслуживания вентиляционных систем и т.п.

Особое внимание необходимо уделить трудовому контракту с сотрудником мастерской. Если вы занимались его обучением (оплачивали курсы, организовывали практические занятия и т.д.), обязательно внесите пункт о компенсации указанных расходов, когда работник (получив за ваш счет необходимый опыт) решит уволиться.

Какую систему налогообложения выбрать для регистрации бизнеса

Подготавливая заявление о выборе режима налогообложения для данного направления коммерческой деятельности, вы можете указать: патент и УСН. Первый вариант намного удобнее, но применяется не во всех регионах страны (этот вопрос решают местные органы власти). При упрощенной системе вы можете платить 6% от выручки мастерской или 15 - от ее прибыли.

Технология устранения повреждений кузова автомобиля

Ремонтные работы по удалению вмятин включают следующие этапы:

  1. Определение характера повреждений (не всегда можно провести ремонт без последующей покраски кузова).
  2. Выбирается способ устранения дефекта: первый вариант позволяет «вытянуть» металл снаружи, во втором случае нужно применять специальные инструменты и оказывать давление на внутреннюю часть поврежденного участка.

Хороший мастер выполняет вышеуказанные процедуры на таком уровне, что после ремонта практически невозможно определить, где была вмятина.

Преференции PDR-бизнеса

Мы часто говорим о PDR-инструменте, истории его возникновения, особенностях применения и соревнованиях по беспокрасочному удалению вмятин. Однако сегодня совместно с Сергеем Чубукиным, директором компании Av-Masters, производителя инструмента Av-Tool, мы решили углубиться в вопросы построения такого бизнеса. Публикуем запись нашей беседы.

Сергей, предлагаю начать нашу беседу с обсуждения ключевого и стандартного в эти времена вопроса: какая ситуация на данный момент сложилась в индустрии беспокрасочного удаления вмятин?

– Если говорить о PDR как об услуге и ремонте, то в целом рынок ведет себя предсказуемо, и ситуация стабильна. Многие представители классической школы кузовного ремонта утверждают, что из-за существенного подорожания расходных материалов увеличилась цена на их работы, и соответственно автовладельцы ищут более дешевые альтернативы. Однако всплеска интереса мы не наблюдали.

Дело в том, что те клиенты, которые получают незначительные повреждения, сегодня предпочитают вовсе их не ремонтировать. Они экономят на эстетике.

Вот банальный пример. К нам часто приезжают машины с градовыми повреждениями. Обычно 10-20 вмятин локализуются на капоте, крыше, крыльях и багажнике. PDR-ремонт избав­ляет владельца автомобиля от такой головной боли как перекрас чуть ли не всего кузова. Экономятся не только колоссальные средства, но и время клиента, а также нервы при перепродаже машины. Ведь никому на вторичке машина со шпатлевкой на крыше не нужна. Узнав стоимость ремонта, обычно он варьирует­ся в пределах 10-20 тысяч за вышеупомянутый объем вмятин, клиент предпочитает отложить ремонт вообще.

А некоторые и вовсе задают вопросы о ценообразовании и требуют скидок. Они видят мастера в чистых джинсах и модной футболке, а также набор блестящих инструментов. С первого взгляда в сравнении с классическим МКЦ работа кажется непыльной и незамысловатой. А от скептиков следует череда критических замечаний, что за схожие средства можно присмотреть деталь в цвет на разборе или перекрасить ее в гаражах.

Представьте человека на новой машине, катаю­щегося по разборкам или гаражам. Я уж не говорю о попадании найденной детали в цвет, о самостоятельных арматурных работах при замене, о месте проведения работ. А чем и как красят гаражные маляры вообще неизвестно. Но раз мы говорим об экономии, значит, урезать следует на всем. Неискушенный человек просто не понимает, что для выправления вмятин нужно обладать мастерством и дорогостоящим оборудованием.

– А как обстоят дела на самом рынке PDR-инструмента? Как он сегментирован и устроен?

– На данный момент на российском рынке инструмент Av-Tool занимает лидирующую позицию. Обусловлено это, во-первых, отсутствием конкурентов среди отечественных прои­зводителей и, во-вторых, высокими ценами на американские и немецкие аналоги. Китайский noname нас вообще не беспокоит, поскольку они пока не разобрались в PDR-технологии. Они копируют, но на деле получается полный неликвид и брак: cталь для крючков используется не тех сплавов, она не так закалена, не откалибрована. Компоненты клеевых систем, допустим минилифтеры, внешне также очень похожи, но не располагают нужным ходом.

Рынок PDR-инструмента очень ограничен и предназначен для узкого круга специалистов. Классическую кузовщину выполняют в любом дворе, а вот мастеров по беспокрасочному удалению вмятин в некоторых российских городах нет вообще. Соответственно первая категория всегда будет нуждаться в поставках расходных материалов, а вторая – от случая к случаю. Объемы несопоставимые.


– Я предполагаю, что кризис так или иначе пошатнул ваши продажи на российском рынке. Были ли предприняты какие-либо шаги по компенсации этих потерь?

– Да, было небольшое падение, которое привело нас к выводу, что в следующий раз может пригодиться серьезная подушка безопасности. Чтобы нивелировать подобные неприятные сценарии в будущем, было принято решение переориентировать нашу маркетинговую активность за рубеж. В Европе уже давно питают большой интерес к бренду Av-Tool. Через партнеров мы представляли наш инструмент на ведущих отраслевых выставках региона. Большинство наших европейских коллег очень заинтересованы в продвижении бренда, поскольку не уступающий качеством российский инструмент позволяет существенно разбавить их портфель немецких и американских брендов.

В последнее время мы успешно открыли свой интернет-магазин в Англии, заручились поддержкой коллег в США, получили предложения о дистрибуции из Нидерландов и Португалии. Мы устанавливаем четкую ценовую политику, понятную всем заинтересованным сторонам, и ведем прозрачный бизнес. Это позволяет нам наравне с дистрибьюторами в регионе самостоятельно торговать собственной продукцией. Партнеры реализовывают какие-то определенные объемы инструмента, а мы в свою очередь также повышаем общие продажи.

Существуют предложения и об эксклюзивном партнерстве, так называемом представительстве в некоторых странах ЕС. Но тут кроется политическая проблема. Представитель должен объемами закрыть для нас регион, а это планирование производства и логистики. Если же этого нет, то, отдавая эксклюзивные права в одни руки, мы рискуем стать заложниками этого продавца. А мы, как я уже говорил, стараемся минимизировать риски. Дистрибуция – более актуальное явление.


– Какие у вас планы по участию в международных выставках?

– В России выставляться не будем, клиентская база ограничена и узконаправленна, конкуренция не глобальна. В этом году наши партнеры двумя стендами выставляются в Манчестере, а в следующем собираемся сами поехать в США.

– Где и из чего вы производите инструмент Av-tool?

– Производим здесь в Апрелевке полным циклом. К сожалению, некоторые детали приходится импортировать, например поворотные ручки. В России такие «полуфабрикаты» никто не делает, нам же при небольших объемах нерентабельно организовывать литейный цех. А вот качественная установка поворотной фурнитуры и отделка – уже наша работа. Иногда мы все-таки ограничиваемся покупкой лишь самих механизмов, а ручки доделываем сами, но это касается лишь некоторых моделей инструмента.

Как ни прискорбно это говорить, но металл мы используем импортный. Проблема не в качестве, а в устройстве экономики. Марку стали я называть не буду, но просто скажу, что российская промышленность калиброванную сталь такого качества в розницу для бизнеса не реализовывает. Если напрямую связаться с металлургическим комбинатом, то ее могут произвести, но тогда нужно заказывать тоннами и по предоплате. Поэтому как бы мы не хотели снизить конечную стоимость для российских потребителей, у нас не получается этого сделать в силу вышеупомянутых причин.

– Наши читатели интересуются, с чего начинать, как планировать собственный PDR-бизнес? Есть ли какие-то общие основы?

– В первую очередь следует обозначить, что это будет: частный семейный бизнес или дополнительные услуги на уже существующем авторемонтном предприятии. В первом случае потребуется чистое светлое помещение на один-два автомобиля. Также следует заручиться поддержкой напарника, ведь множество арматурных работ выполнить одному сложно. Этот вариант подходит для регионов, где люди привыкли работать с клиентами в индивидуальном порядке.

Второй вариант касается мегаполисов и областных центров с гарантированной загрузкой сервиса. Здесь иная аудитория, поэтому логичнее продвигать эту услугу на СТО. Если вы не владелец сервиса, а просто человек, захотевший освоить эту профессию, то в большом городе проще работать в составе выездных бригад на аутсорсе, чем в собственном боксе. Владельцы дорогих автомобилей свыше миллиона рублей не поедут удалять вмятины в какие-то гаражи.

В любом случае первым делом нужно обучить себя или специалиста. Главные вопросы, которые мне задают по телефону: «Где гарантии, что вы меня научите?» и «Буду ли я успешно удалять вмятины через 2 недели обучения?» Я отвечаю: «А где гарантии, что вы хотите научиться?» Вопросы касаются именно мотивации. После окончания курса обучения новоиспеченный специалист должен тратить максимум своего времени на закрепление полученных во время обучения навыков.

Благодаря роликам в интернете и хорошему монтажу у людей складывается впечатление, что PDR-ремонт – это 10 минут незамысловатых операций с блестящими инструментами, и вуаля – машина готова. В голове у зрителя сразу срабатывает калькулятор. Если они за 30 минут заработали, условно говоря, 3 000 рублей и даже не запачкались, то за день они могут зарабатывать такую же сумму, перемноженную сначала на 2, а потом на 8 рабочих часов. Итого получается баснословная цифра, а 6 часов реальной работы остаются за скобками. Нужно трезво оценивать ситуацию, и готовить себя к тяжелому кропотливому труду.

– В начале беседы Вы говорили, что и клиенты зачастую неверно оценивают сложность PDR-работ, требуя необоснованных скидок. Каким образом вообще рассчитывается стои­мость услуг, и как регулируется ценообразование? Что брать за основу организатору бизнеса при формировании прайса?

– Действительно, в этом вопросе мы просвещаем наших учеников, даем основы тарифной сетки. Но все равно она варьируется от региона к региону, зависит от уровня СТО. В нашем случае установить стоимость конкретного нормочаса невозможно, поскольку все вмятины разные. Вмятина может быть большая, но находится при этом на открытом месте, а встречаются и мелкие градовые повреждения, для которых нужно всю крышу разобрать. Как это оценивать? Как градировать между собой ремонт с применением крючков, клеевой системы, накачных помп?

Обычно мы основываемся на ценах классического ремонта и частично, в зависимости от условий, привязываем к нему стоимость. Но некоторые скептики все равно недовольны. Дело в том, что они не видят расходных материалов, камер, краскопультов и т.д. Соответственно они делают вывод, что при таких обстоятельствах ремонт должен стоит в 5 раз дешевле.

Это вообще неприличное явление – считать чужие деньги и оценивать чужую работу. Когда я обращаюсь к мастеру по компьютерам, я же не плачу ему, исходя из того, что он пришел без гаечных ключей. Попробуйте без соответствующих знаний оценить работу врача, преподавателя или инженера. Подумаешь, сидят целый день на стульях, бумаги пишут. До смешного, но так же и в нашем случае. Человек инвестирует в себя, в свое дело немалые средства. Он покупает дорогостоящий инструмент, попутно он должен кормить себя и своих близких, платить аренду, налоги. А клиент «поражается» задранной ценой, абсурд.

Все это мастер обязан донести до своих клиен­тов. И только после этого они перестанут считать его деньги и подумают о себе. Отмечу, что грамотная и прозрачная калькуляция играет огромную роль. С машиной и клиентом на приемке нужно плотно работать, составить правильно документы, оценить верно повреждения. Это располагает к доверию.

В завершение я отмечу скептикам и критикам, что PDR технология, как мы уже неоднократно рассказывали в журнале «КУЗОВ», пришла с автозаводов, в том числе и советских. Сегодня PDR-мастера, люди, которых я лично знаю, трудятся на производствах AMG, Porsche Macan, VAG. Зарплаты у них в среднем по 40 евро в час при 10-часовом рабочем дне. Случается, что из-за неполадки на конвейере роботы оставляют незначительные вмятины в определенных местах кузовов производимых автомобилей. Останавливать и перенастраивать линию нерентабельно, и вмятины устраняются уже после схода машины с ленты мастерами по беспокрасочному удалению вмятин. Чтобы понять масштабы этой индустрии, то следует упомянуть, что на заводе Porsche Macan PDR-специалисты трудятся в 3 смены, каждая численностью по 40 человек. Недавно мы отправили немало инструмента в Bentley. Технология очень востребована.