Как влияет интернет на ребенка. Влияние компьютера и интернета на психику ребенка. Влияние интернета на детей

Жовниренко Фёдор Владимирович, преподаватель информатики

МКОУ Суторминской ОШ

Смоленская область, Сычёвский район, д. Сутормино. e - mail : zhownirenko . fiodor @ yandex . ru

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому - Интернет. Одна из основных функций Интернет, востребованных индивидуальными пользователями – коммуникативная. В последнее время одним из наиболее распространенных средств Интернет-коммуникации стали различные социальные сети. Естественно, что с появлением нового и востребованного средства коммуникаций, появилось множество информации, обоснованной и голословной, о влиянии социальных сетей на индивидов вообще, и детей и подростков – в частности.

Целью данной работы является исследование влияния компьютера и социальных сетей на физическое и психологического здоровье детей младшего школьного возраста.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: определить роль социальных сетей в жизни общества, выявить плюсы и минусы социальных сетей.

Объектом исследования работы является группы детей младшего школьного возраста (процесс формирования личности, их организация, обучение).

При проведении исследования были использованы аналитический и эмпирический методы исследования.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что социальные сети стали неотъемлемаой частью нашей современной жизни. Большая часть детей проводит в них все свое свободное время, предоставляя общение, недоступное ранее их родителям. Однако, все больше проблем возникает в связи с этим, хотя многие родители не видят ничего плохого в том, что у ребенка есть своя страничка в «Контакте» или «Одноклассниках». О серьезности проблемы можно судить по результатам международного исследования «Дети ЕС Онлайн» (EU Kids Online). По первым результатам можно сделать вывод, что российские дети начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. Средний возраст для выхода в социальные сети составляет 10 лет, это на год позже чем в Европе, но при этом дети из России пользуются интернетом более активно и с большим риском.

Одним из факторов риска является то, что большинство российских детей пользуются Интернетом самостоятельно - в среднем около 80% детей по России выходят в сеть с отдельных компьютеров и через мобильные телефоны - то есть в ситуациях, когда родители их практически не контролируют. В то время как европейские дети чаще выходят в сеть с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи, или в школе. Другой настораживающий фактор - возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю - т.е. около одного-двух часов в день, каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа, каждый пятый - более 21 часа в неделю. Часть этих детей, в прямом смысле, «живет в Интернете», проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Какое уж тут чтение художественной литературы, если на домашние задания времени катастрофически не хватает.

На базе этих доводов можно сделать вывод о том, что компьютер, интернет и социальные сети отрицательно влияют на физическое и психологическое здоровье ребенка. Нагрузка на зрение - это первый и самый главный фактор, который оказывает компьютер на физическое здоровье человека. Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. При синдроме компьютерного стресса отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

С другой стороны развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. Основные достоинства компьютера для детей состоит в следующем:

Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка;

Является великолепным способом самообучения;

Развивает самостоятельное мышление. Усиливает концентрацию внимания;

Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Также в ходе исследования в работе были выявлены плюсы и минусы от общения в социальных сетях.

Ребенок осваивает навыки работы на компьютере и в интернете;

Переписываясь с другими детьми, постигает основы грамотности;

Играя, участвуя в конкурсах, развивает память, внимание, логику;

Читая размещенную на сайтах полезную информацию, повышает эрудированность;

Имеет возможность общаться с детьми, находящимися в других странах;

Заводя все больше виртуальных друзей, повышает рейтинг среди одноклассников.

Мы взрослые не можем полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же все перечисленные опасности настигнут ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире. Чтобы этого не произошло, необходимо читать с детьми книги, смотреть вместе фильмы, ходить в музеи, играть в совместные игры, разговаривать и объяснять.

Рассмотрим следующие рекомендации родителям.Все дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу. Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребенка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

Всемирная паутина прочно вошла в жизненное пространство многих современных людей. Причём не только достигших совершеннолетия, но и совсем юных и даже маленьких. Согласно многочисленным исследованиям, ребятишки младше 15 лет проводят в интернете до трёх часов ежедневно. Ну а шестая часть подрастающего поколения сидит в сети не менее 8 часов. Естественно, что подобное времяпрепровождение не может не сказаться на детях. Вот почему необходимо разобраться в том, и какие возможны последствия для психологического и физического здоровья малыша либо подростка.

Дети быстро к чему-то привыкают, особенно если это «что-то» настолько интересно, как интернет. В нём можно обнаружить массу мультиков, игрушек, а также познакомиться с интересными людьми. Разумеется, подобное многообразие затягивает малыша. Но каковы же возможные последствия чрезмерной увлечённости всемирной паутиной?

  • Психологические исследования показывают, что у ребятишек ухудшаются процессы запоминания. То есть малыш начинает запоминать не саму информацию, а способ добираться до неё. Следовательно, ребёнок уже не может полагаться на собственную память.
  • Дефицит сенсорной информации. Маленький ребёнок, сидящий за компьютером, получит существенно меньше информации от окружающего мира. Это касается звуковых и вкусовых сигналов, тактильных ощущений. Подобная депривация негативно сказывается на всём развитии.
  • Проблемы со здоровьем. В первую очередь сюда можно отнести искривлённость позвоночного столба из-за неправильного сидения за гаджетом. Также существенно ухудшается острота зрения, поскольку ребятишки не следят за гигиеной глаз.
  • Лишний вес. Многие ребятишки променивают активные занятия на соцсети либо онлайн-игры. Результатом подобных вариантов времяпрепровождения становятся лишние килограммы или даже банальное ожирение.
  • Просмотр сцен, непредназначенных для ребёнка. Во всемирной сети на каждом шагу буквально можно увидеть сцены жестокости либо видео интимного характера. В итоге у детей формируется искажённое восприятие реальности, где агрессия и беспорядочный секс считается нормой.
  • Низкая общительность. Ребёнок, увлечённый виртуальной реальностью, начинается меньше интересоваться живым общением с приятелями и одноклассниками. Некоторые дети даже не желают ходить в ДОУ либо школьное учреждение, ведь в интернете «намного интереснее».
  • Формирование зависимости. В данном случае речь идёт о так называемом серфинге – блуждании по различным интернет-ресурсам без особой цели только ради просмотра красивых картинок. А яркость и насыщенность графики приводит к появлению психологической зависимости.

Конечно, говоря о том, как интернет влияет на ребёнка , нельзя не сказать и о некоторых плюсах. К примеру, малыш может изредка просматривать развивающие мультики (вместе с мамой), а школьник может получать важную для учёбы информацию.

Профилактика возможных проблем

Давайте определимся, нужно ли знакомить дошколёнка с интернетом? Ответ отрицательный. Многие развивающие занятия можно проводить при помощи игрушек и бумажных «помощников». Крайний вариант – включать мультики в телевизоре.

В любом случае, существуют определённые нормативные показатели нахождения детей за персональным компьютером (ноутбуком, другими гаджетами). Рассмотрим максимальное рекомендуемое количество минут в день:

  • меньше пяти лет – менее 10 минут;
  • от пяти до семи лет – менее 20 минуток;
  • от семи до 11 лет – менее получаса;
  • до 14 лет – менее 45 минуток;
  • до 16 лет – менее двух часов (причём с паузами).

Кроме того, существуют и другие способы контролирования ситуации. Простейший способ – установка ПК в собственной комнате, где ребёнок будет под контролем. Также можно установить особое программное обеспечение, которое способно блокировать нежелательную информацию.

Оптимальный вариант – не давать ребёнку скучать и тянуться к компьютеру. Чаще всего дети уходят в интернет из-за банального неумения себя занимать. Поэтому запишите своё чадо в кружок (по интересам), вместе занимайтесь спортом, выезжайте на пикники, посещайте кинотеатры и детские спектакли. Приобщайте к чтению!

Таким образом, мнение о том, как интернет влияет на ребёнка , скорее отрицательное. В большинстве случае всемирная паутина негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности малыша и подростка. Вот почему родителям стоит пересмотреть свои взгляды на соцсети и компьютерные игрушки и больше времени уделять своему чаду.

Компьютер — это устройство, которое присутствует уже практически в каждом доме. Интернет тоже проведен обязательно. Глобальная сеть, окутавшая Землю, вобрала в себя массу информации, которой она активно делится с людьми. В интернете публикуется практически все: журналы, газеты, книги, всевозможные фильмы. Благодаря Всемирной паутине человек может получить колоссальные знания.

Для взрослых людей вряд ли интернет предстает опасность. Так как взрослые являются самостоятельными, самоутвердившимися личностями. А вот для неокрепшей детской психики, информация, представленная в сети, может быть опасной. Это многочисленные сайты с порно информацией, подобного содержания статьи и видео. Это сайты с криминогенными сводками, документальные передачи о маньяках, людской жестокости, неадекватном поведении. Детей, особенно дошкольников, необходимо оградить от фильмов с агрессивным сюжетом, ужастиков. Родители могут использовать специальные программы позволяющие оградить доступ дошкольников к определенным сайтам, чтобы они случайно не натолкнулись на информацию, которая может навредить неокрепшей психике.

Вред компьютерных игр для малышей

Маленькие дети способны впитывать все, что видят на экране, они познают мир благодаря этому. Игры на компьютере манят маленьких девочек и мальчиков, буквально могут вызвать болезненную зависимость. Компьютерные игры имеют интересный для малышей сюжет, отменную графику, они красочные и яркие. Сидя перед монитором можно победить или проиграть. Соперника нужно убить, чтобы нейтрализовать его, стать полным победителей. Так как в играх можно кого-то убивать малыши начинают думать, что это возможно и в реальном мире. Такие выводы они могут сделать из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми. Поэтому родители должны тщательно следить за тем, какие сайты посещают их дети дошкольного возраста, в какие игры играют.

Польза глобальной сети для дошкольников

Но не стоит забывать и о пользе интернета для дошкольников. Полезной информации для детей там можно найти великое множество:

  • на просторах паутины есть замечательные мультфильмы, причем на разных языках;
  • сайты, помогающие быстрее освоить иностранный язык;
  • множество книг и сказок;
  • ребенок сможет найти множество ответов на свои вопросы благодаря Всемирной сети.

Еще нажимание кнопок на клавиатуре и управление мышкой развивает мелкую моторику. Благодаря сети и полученной в ней информации дети будут развиваться так, как нужно. Они приобретут необходимые им знания. При этом неважно, где малыш живет: в деревне или в большом городе. Информацию в сети можно получить одинаковую из любой точки Земного шара.

Что нужно делать, чтобы оградить малышей от неприятностей в интернете?

Чтобы интернет приносил дошкольнику исключительно пользу, а количество вреда было минимальным, родителям следует установить жесткий контроль за тем, что именно ребенок ищет на просторах паутины. Не нужно устанавливать компьютер в комнате малыша, чтобы он все время имел бесконтрольный доступ к устройству. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что в интернете можно натолкнуться на плохих людей или плохие сайты и чтобы малыш сам избегал их. Обязательно понадобится обеспечение с функцией родительского контроля. Еще нужно научить малыша правильно пользоваться поиском. Необходимо добавить самые полезные сайты в закладки, ребенок привыкнет к ним и ему будет интересно постоянно туда заглядывать.

Сегодня в любом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. Зачастую сложно контролировать движение детей по глобальной паутине. В одним случаях глобальная сеть является стимулом к развитию ребенка и помощников в решении определенного ряда задач, в других – это негативная среда, способна к пагубному воздействию на неокрепшую детскую психику. В этой статье будут подробно описаны возможные аспекты влияния Интернета на детей. Каким образом глобальная сеть будет участвовать в детском развитии и в какую сторону будет произведен эффект, зависит от правил общения с сетью, которые должны быть четко установлены в Вашей семье.

Одной из опасностей встречающихся зачастую на пути путешествия детей по интернету, это сайты с содержанием эротических видео и фото материалов. Поверьте, такая тема разбудит огромный интерес ребенка, который будет расти и усиливаться из-за незнания и любопытства. Поэтому не стоит считать эту тему закрытой в семье.

Лучше, начинать с раннего возраста, постепенно вводить ребенка в курс дела, рассказывая ту информацию, которая будет понятна его возрасту, не стесняйтесь обращаться за помощью к книгам, в которых описаны советы, что и как рассказать ребенку о сексе. Когда интерес ребенка будет максимально удовлетворен, он не будет проявлять столь нездоровый интерес к внешним источникам. И будет намного проще ответить на все волнующие его вопросы. Попробуйте объяснить ребенку, что содержащаяся информация о сексе в Интернете совершенно далека от реальности, поэтому не нужно проявлять к ней интерес.

Чтобы таких ситуаций не возникало в будущем, существуют специальные программы способные защитить ребенка от порнографии в Интернете, с помощью которых можно удалить из системы поиска сайты порнографического содержания. Даже, если ребенок забьет в строку запроса слова на тему “секса”, то результатом поиска будут художественные или медицинские сведения.

Как известно, зависимость бывает алкогольная или наркотическая. Но основным бедствием среди детей и подростков, является интернет-зависимость. Обычно подростковой интернет-зависимостью, является общение в социальных сетях и времяпрепровождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационно-развлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока любимое чадо не станет заменять ими реальное общение. Часами, ведя переписку, большинство школьников теряют навыки коммуникативного общения, которыми обычно пользуются в жизни. Смайлики заменяют проявления улыбки и настоящих эмоций.

Постоянное сидение у экрана компьютера зачастую приводит к возникновению физических проблем. Общаясь в социальных сетях и сетевых играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, а также к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Оснащение современных операционных систем функцией «родительский контроль», дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете. Такая функция может ограничить вход детей в систему в течение определенного времени. В этом случае устанавливается определенное время доступа на каждый день недели. То есть в момент, когда заканчивается отведенное время, система автоматически отключается. Можно установить контроль над доступом к отдельным играм и ограничить запрет на отдельные программы и сайты.

Принятие решения в ограничении ребенка пользоваться компьютером, вызывает необходимость правильно организовать образовавшееся свободное время. Положительно влияйте на его общение со сверстниками, приглашайте одноклассников к себе домой, возьмите билеты в кинотеатр для него и друзей, запишите его в спортивную секцию. Да и просто старайтесь по возможности больше проводить с ребенком времени, ходите с ним в кафе, гуляйте.

Влияние Интернета распространяется также на отношение к учебе. Сегодня в Интернете легко скачать рефераты на различную тематику. Довольно часто, распечатав очередной реферат, дети не проявляют даже интерес к его содержимому. А также помимо рефератов, в Интернете можно найти решения к задачам из стандартных учебников по математике, химии, физике и другим предметам, преподаваемым в школе. Постоянно списывая решенные задачи, ребенок перестает учиться и развиваться. Что в дальнейшем мешает ему самостоятельно решать задачи не только на школьных уроках, но и в жизни. Чтобы не гневаться на учителей, советуем осуществлять постоянный контроль, того как ребенок выполняет уроки своими силами и знаниями. Приходя с работы, попросите его рассказать, как он выполнил домашнее задание, чтобы он объяснил последовательно решение. Если все же пришлось воспользоваться Интернетом, чтобы скачать реферат, попросите его прочитать и пересказать полученную информацию. Ваша заинтересованность в развитии ребенка обязательно сыграет хорошую роль в его будущем и поможет развивающейся личности сделать правильный выбор своего пути в жизни.

На сегодняшний день практически в каждой квартире имеется компьютер с доступом в интернет и родители зачастую придаются вопросу воздействие интернета на детей. Пользуются им не только взрослые, но и дети, чьи действия гораздо труднее контролировать. Интернет - это та среда, где ещё неокрепшая детская психика может оказаться под отрицательным воздействием со стороны. Но во Всемирной паутине существуют и образовательные ресурсы, так что же делать?

В процессе своего «путешествия» по интернету, дети зачастую натыкаются на материал с эротическим содержанием, которого очень даже много в открытом доступе. Естественно, интерес ребёнка к данной теме лишь усилится. Незнание и любопытство повлекут за собой уйму характерных вопросов, так что не стоит держать эту тему закрытой.

Многое зависит от вас. Не нужно бояться рассказывать ребёнку о сексе. Информацию гораздо лучше преподносить в том количестве, в котором ребёнок её поймёт и осознает в своём возрасте. На эту тему написано множество книг, не стесняйтесь пользоваться их советами. Ведь если удовлетворить интерес ребёнка в данном направлении, он и не станет пользоваться не всегда полезными источниками.

Детская безопасность в интернете не раз привлекала к себе внимание, поэтому были созданы специальные программы, блокирующие некоторую информацию. В частности - порнографию. Даже если сам ребёнок будет искать что-то на тему секса, поиск выдаст художественные и медицинские справки.

Зависимость от интернета.

Это не единственная проблема воздействие интернета на детей . У детей и подростков со временем проявляется настоящая зависимость от интернета. Особенно их внимание привлекает общение в социальных сетях, а также онлайн игры. Проблема не будет возникать до тех пор, пока ребёнок не заменит сетью общение с реальными людьми. Будет гораздо тяжелее выйти с ним на полноценный диалог, потому что все навыки коммуникабельного общения утеряны.

Воздействие интернета на детей. Влияние на здоровье.

Влияние интернета не обходит и физическое здоровье ребёнка. Всё время сидя за компьютером, у него не только сильно портится зрение. Заменяя реальную жизнь виртуальной, он совсем не выходит на улицу, не общается с друзьями. Малоподвижный образ жизни, вызванный таким образом, ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Достаточно востребована функция «родительского контроля». Она поможет ограничить доступ ребёнка к некоторым ресурсам интернета, в ней легко настроить время пользования определённым сайтом, что вполне удобно и эффективно.

Что делать без интернета ребенку.

Но важно не только ограничить доступ ребёнка в интернет. Придумайте, как организовать оставшееся свободное время. Содействуйте ему в общении со сверстниками, приглашая их в гости. Не забывайте и сами проводить со своим чадом время. Общаясь, играя вместе или просто выходя с ним на прогулку, вы налаживаете между собой связь.

Под удар попадает отношение ребёнка к учебе. В интернете размещены самые разные рефераты к любому уроку. Это хорошо, но распечатывая их на бумагу, дети даже не вникают в содержимое. И это только рефераты! А ведь в сети существует ещё много готовых решений к задачам из стандартных учебников. Ситуация абсолютно аналогична. Однако, решаема. Тщательно следите за тем, как ребёнок выполняет свою домашнюю работу. Спрашивайте, что он понял, как решил ту или иную задачу. Ведь именно ваша заинтересованность сыграет свою ведущую роль в развитии ребёнка.