Пчелы, конспект занятия по ознакомлению с природой в средей группе. Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»

  • 1. Пчелиная семья
  • 2. Строительные таланты пчел
  • 3. Как защищаются пчелы
  • 4. Интересные факты

Пчелы относятся к надсемейству насекомых, перечень которых превышает 20 000 видов. Существует даже специальная наука — апиология, изучающая их.

Ни для кого не секрет, как выглядит пчела. Их видели взрослые и дети на всех континентах, исключая только Антарктиду. Размеры этого насекомого – от 2 мм (карликовая), до 3,9 см (индонезийская мегахилид). Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: верхний – голова, средний – грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и нижний – брюшко. Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, насекомое утрамбовывает этот мед в соты.

Мультик о пчелах

Питаются пчелы пыльцой и нектаром, получая из них и энергию, и питательные вещества. У пасечников эти медоносы также лакомятся канди (сладкое медовое тесто) и сахарным сиропом. Но не все пчелы медоносят, к примеру, пчелы одиночки (осмии, листорезы) могут только опылять растения и деревья, мед они не вырабатывают, а личинок кормят нектаром и пыльцой.

Пчелиная семья

Подобно муравьям, пчелы живут в больших и дружных семьях. Число членов семьи разное, в зависимости от времени года: в период медосбора, то есть летом, их может быть 70-80 тысяч, а после голодной зимы – не более 10-30 тысяч.

Члены пчелиной семьи:

  • матка – это пчелиная царица, занимающаяся ответственным делом – откладыванием яиц, то есть будущих пчелок, в среднем, в день, она может отложить от 1500 до 2500 тысяч. Ели матка заболеет или перестанет нести яйца, ее сразу же заменят одной из принцесс, специально к этому готовящихся. В пчелиной семье только матки плодоносят, остальные не имеют развитой репродуктивной для этого системы. Пчелиную царицу лучше всех защищают и кормят, ведь от неё зависит будущее всей семьи;
  • рабочие пчелы – добытчицы меда. На них лежит весь груз ответственности за улей: защита, уборка территории, кормление детей. Каждой из этих задач занимаются отдельные рабочие члены семьи;
  • трутни – неоплодотворенные личинки, не приносящие пользы улью. Главная их задача – дать свои семена царице, чтобы она успешно отложила яйца. Мед они не приносят, все лето только и делают, что поедают тот, что добыли рабочие пчелы. С наступлением холодов, трутней выгоняют из улья.

Маленькие личинки долго лежат в ячейках сот, где о них заботятся пчелы-кормилицы. Когда личинка превращается в куколку, она запечатывается в сотах до момента, когда приходит пора рождаться. С наступлением этого момента, уже созревшая особь прогрызает печать и выходит наружу. Для рождения рабочих пчелок нужен 21 день.

Молодая пчела поначалу не занимается медосбором, а учится и набирается опыта: работает в улье, строит соты, охраняет жилье. Когда приходит пора, ее посылают на первые облеты – специальные ознакомительные экспедиции, в результате которых насекомое ищет источник пыльцы и нектара, то есть цветы. После того, как разведчик возвращается со сведениями (дорогу домой пчелы находят безошибочно, как бы далеко они не улетели), на поляну отправляется отряд сборщиков меда.

Строительные таланты пчел

Медоносные насекомые – общепризнанные строители. Они самостоятельно делают воск, из которого строят соты, используемые как колыбельки для личинок, а так же, как хранилища для меда и перги.

Соты состоят из ячеек, имеющих форму шестигранников, все грани которых крепко сцеплены с другими ячейками. Многие ученые, изучавшие жизнь пчел, отмечают, что строительство сот подобно сложнейшему математическому расчету: каждая из ячеек имеет одинаковый размер и идеальную шестигранную форму, на них уходит минимальное количество воска – не более 1,4 г на сотню ячеек, но они невероятно прочны.

Первоначальный цвет новеньких сот – кремовый, но со временем, они темнеют, и в них могут завестись вредители. Поэтому ответственные пасечники всегда следят за тем, чтобы в улье не было старых и негодных сот.

Как защищаются пчелы

Пчелы – это не только добытчицы меда, но и ответственные защитницы родного улья от непрошеных гостей, жаждущих полакомиться их запасами или молодыми личинками.

Пчелы не нападают без причины, тем не менее, есть несколько вещей, которые насекомые не переносят и становятся более нервными и опасными для всех, кто случайно попадется рядом с ульем:

  1. Сильные и резкие запахи пота, духов или алкоголя: если пчелы-защитницы учуют рядом с ульем человека, источающего такие ароматы, они нападут на него всей группой.
  2. Запахи от животных: козлов, лошадей, собак.
  3. Запах яда – сигнал для массовой пчелиной атаки. Если ужалила одна из защитниц, другие насекомые сразу же улавливают запах яда, и кидаются в бой.
  4. Если стоит плохая погода, пчелы становятся более злобными, и в эту пору лучше не попадаться им на глаза.

Жало медоносов выглядит как небольшая иголка от шприца со щетинками на конце, которые цепляются за мягкие ткани человека или животного. Ужалив, пчела оставляет в человеке жало и пузырек с ядом, постепенно стекающим в ранку. Оставшись без своего оружия, пчела теряет еще и часть кишечника с железами, и вскоре умирает. Тем не менее, если она жалит другое насекомое: осу или шершня, жало не отрывается, и, вытащив его, защитница может нападать снова.

Улей охраняют молодые крупные пчелки, несущие свой пост рядом с входом в него. Чтобы определить врага, им достаточно его понюхать: так они безошибочно выясняют кто свой, а кто чужой. Пчелиная матка никогда не жалит человека или животное, единственный случай, когда она может пустить оружие в ход – битва с соперницей.

Если одним жалом не обойтись, пчелы могут применить и тактические маневры:

  • облепляют врага и выносят его из улья;
  • окружают чужого плотным кольцом и, трепеща крылышками, нагревают его так, что он задыхается.

Если враг слишком тяжелый, и из улья его не вынести, пчелки прополисуют его (замазывают клейким, смолистым веществом – прополисом).

Устрой жизни и таланты медоносных насекомых – одно из самых удивительных и занятных явлений в природе. Всем любопытно будет узнать следующие интересные факты о пчелах:

  • пасечник проникает в улей, не опасаясь укусов, или отгоняет рой при помощи дыма. Тем не менее, дымом он не успокаивает насекомых: думая, что начинается пожар, они набирают стратегический запас меда, а с набитыми брюшками уже не могут выпустить свои жала;
  • пчелки использовались полководцем Ричардом Львиное Сердце в качестве оружия: на поле боя солдаты бросались в противников сосудами, ними наполненными;
  • чтобы рассказать семье о новом источнике пыльцы, пчелы используют специальный танец: круговой – если полянка недалеко, и танец восьмерками – если лететь далеко;
  • насекомые могут улетать на 8 километров от своего дома, и без проблем находить путь обратно;
  • на шероховатой поверхности медонос может тащить груз тяжелее себя более чем в 300 раз;
  • чтобы получить одну ложку меда, 200 пчелкам нужно трудиться целый день, причем столько же рабочих будет задействовано в улье для обработки и запечатки меда в сотах.

Часть 1

Пчел мы завели совсем недавно. И опыт у нас совсем небольшой. Мне кажется, что он будет интересен тем, кто еще только мечтает о пчелах, собирается с духом, так сказать. Бывалым пчеловодам все это покажется смешно и неинтересно. Но именно эти вопросы и мысли возникали у нас, как у настоящих чайников этого дела.

Давняя мечта

Мечта была давно. Дедушка моего мужа держал пчел у себя в деревне под Костромой, как и очень многие деды и родители того времени. Поэтому пчелы воспринимались им как что-то совершенно естественное в сельской жизни. К тому же напоминающее о детстве и времени, проведенном в деревне...

Вообще, в процессе общения на эту тему мы выяснили интересный факт. Иметь своих пчел — мечта почти каждого из наших знакомых! Есть совсем немного исключений: те, у кого аллергия на мед, и те, кто боится пчел. Интересно, это у нас такой необычный круг общения или на самом деле так обстоят дела?

Но так или иначе, когда зашла речь о переезде в сельскую местность, пчелы стали обсуждаться совершенно естественно. Я-то , признаться, пчел побаиваюсь. Но вот мед так люблю! Таким образом, дело было ясное: .

И тут перед нами встал целый ряд вопросов. Детские воспоминания — это здорово, но как именно их разводят, пчел?

В следующем сезоне зима оказалась очень сырой и несколько самых слабых пчелиных семей не выжили. Я очень переживала. Но муж сказал, что был к этому готов, и воспринял это как естественный отбор.

Надо сказать, что мы придерживаемся тактики как можно меньшего вмешательства в пчелиную жизнь. Фактически, вмешательство происходит два раза в год: весной и осенью. Весной осмотр после зимовки, уборка (если леток выше пола), изъятие оставшегося меда, добавление рамок. Осенью — достать мед, оставив пчелкам около 20 кг на семью (на глаз).

Один раз мы добавляли рамки в начале лета в связи с огромным урожаем одуванчиков. Но потом очень об этом пожалели! Пчелы были недовольны еще месяц после этого, кусали всех в радиусе 20 метров по собственному настроению и доставили массу неприятностей нам и нашим соседям... И мы решили, что у нас . А я лично вообще задумалась, не переставить ли их куда-нибудь как можно дальше.

В прошлом году мы так не делали — и пчелки никого не трогали! Можно было спокойно ходить мимо, мы их не интересовали.

А. Федина, Псковская область
г-та «Дачная» №15, 2014 г.

СОСТАВ И ФОРМА ВЫПУСКА

Препарат содержит в качестве биологически активных компонентов хвойный экстракт натуральный и масло чесночное. Представляет собой жидкость коричнево-чёрного цвета со специфическим запахом хвои и чеснока. Расфасован по 60 мл в полимерные флаконы.

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Является сбалансированным витаминно-минеральным комплексом. Обладает фунгистатическим действием, активен в отношении грибов рода Ascosphaera, повышает репродуктивную активность пчелиных маток, оказывает стимулирующее действие на развитие и продуктивность пчёл.

ПОКАЗАНИЯ

Ослабленные после зимовки или молодые растущие семьи.

ДОЗЫ И СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ

Для стимуляции пчёл :

3 мл препарата добавляют к 1 л теплого (35-40°С) сахарного сиропа в соотношении воды и сахара 1:1. Свежеприготовленный раствор вносят в свободные соты или во внутриульевые кормушки по 100-150 мл на улочку пчел. Скармливают четырехкратно с трехсуточным интервалом.

При аскосферозе пчёл :

В ранневесенний период при любой температуре воздуха к 1 л сахарного сиропа добавляют 10 мл препарата. Готовый лечебный раствор скармливают пчелам путем внесения в свободные соты или во внутриульевые кормушки по 100-150 мл на улочку пчёл. Обработку проводят трехкратно с интервалом трое суток.

При капельном методе (применяется при температуре воздуха ниже +15°С) лечебный сироп готовится перед обработкой путем добавления 3 мл препарата в 100 мл сахарного сиропа, вносится из шприца (каплями) в межрамочные пространства из расчета 10-15 мл на улочку пчел. Обработку проводят трех- или четырехкратно с трехсуточным интервалом.

Аэрозольный метод применяют при температуре воздуха выше +15 С . Лечебный раствор готовят перед обработкой, добавляя на каждые 100 мл кипяченой воды по 6 мл препарата. Приготовленным раствором опрыскивают соторамки с пчелами и кормом с обеих сторон из мелкодисперсного опрыскивателя, направляя факел аэрозоля под углом 45° и расходуя 10-15 мл на 1 рамку. Обработку начинают с крайнего сота, который сдвигают по мере обработки в противоположную сторону. Многокорпусные ульи начинают обрабатывать с нижнего яруса, а затем каждый корпус в порядке очередности. Обработки проводят трехкратно с интервалом трое суток. Одновременно проводят дезинфекцию освободившихся ульев. Подмор и ульевой мусор сжигают.

Через 14 дней после последней обработки проводят осмотр семей, проверяя состояние 4-6 дневных личинок пчел.

При обнаружении больных личинок, курс лечения повторяют. В течение сезона проводят 2 курса лечения. Первую, вынужденную обработку проводят при обнаружении аскосфероза. Вторую, профилактическую (обязательно!) летом, даже если в семьях аскосфероза не установлено.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Не установлены.

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ

Мед, собранный обработанными семьями, используют в пищу на общих основаниях.

УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ

В сухом, защищенном от света месте при температуре не ниже -20 °С. Срок годности 2 года.

Программное содержание:

Познакомить детей с пчелой (внешний вид, образ жизни, особенности, взаимосвязь с растениями и человеком).
Закрепить произношение звука Ж. Словарь: улей, опыляют.
Развивать память, мелкую моторику рук.
Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование:

Макет улья и фигурка пчелы из набора «Насекомые».
Картинка с изображением пчелы, улья, сотов.
Спичечный коробок-«улей» с привязанной к нему «пчелой» (вырезанной из цветной бумаги).
Банка с медом, соты.
Венки их искусственных цветов и обручи-«ульи».
Ватные палочки, желтая гуашь.

Пчела на сотах

Пчелы на цветах

Пчелы в улье

Ход занятия:

Ребята, взгляните на этот домик. (Показ макета улья). А кто в этом домике живет, вам подскажет загадка.

Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

Да, это пчела. (Из «улья» достается «пчела»). А какие слова загадки помогли вам ее отгадать?

Давайте немного поиграем. Послушайте коротенький стишок о пчеле, запомните его и постарайтесь рассказать на память не сбиваясь.

Закрепление произношения звука «Ж»

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.

Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.

Внутри цветов – запасы сладкого нектара – цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчелы.

Пчелки – великие труженицы. Только пригреет солнышко – они уже на разведку: нет ли где нектара? Рассказ, который я вам прочитаю, называется «Пчелки на разведках».

«Пчелки на разведках»

«Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: «Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!»
– Нет, – говорит им яблонька, – вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайте у вишни.
Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?»
– Наведайтесь, милочки, завтра, – отвечает им вишня, – сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки».
(К. Д. Ушинский)

Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себе цветочную пыль.
За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.

Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Значит переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».

Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.

Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день
(Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)

И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)

Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.

А знаете ли вы, как называется сделанный человеком пчелиный дом? Улей. Повторите это слово и запомните.

Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед
В сотах не кончается!
А пчелиный народ
На цветках качается.

Ульи окрашивают в желтый, синий или фиолетовый цвета – только их пчелы различают.
В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье – пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты, ухаживают за младенцами, работают по дому.

Рисование «Наполни соты медом»

Вот и мы сейчас как рабочие пчелки попробуем заполнить соты медом. У каждого из вас есть улей с пчелкой, сделанный из спичечного коробка. Откройте его. Внутри соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них принести мед – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.

Дыхательное упражнение «Отправь пчелу в полет»

Теперь закройте коробок-«улей», посадите пчелу на него. Пора пчеле лететь за нектаром. Подуйте на пчелу, чтобы отправить ее в полет. Дуйте так, чтобы щеки не раздувались. (По желанию детей упражнение можно повторить несколько раз).

Ночью пчелы спят и никогда не вылетают из улья. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в такие дни пчелы из ульев не вылетают. Не вылетают пчелы и дождливые дни. А если вдруг дождик польет внезапно и настигнет пчелу, она быстро спрячется под какой-нибудь большой листок и укроется под ним от дождя.

Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»

Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…». По сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

Хоботком пчела достает нектар.

Жало использует для защиты. Пчела, ужалив, теряет свое жало и через несколько часов погибает. А человек, ужаленный пчелой, может пострадать от пчелиного яда. Поэтому нужно жало извлечь – сковырнуть, а затем протереть больное место соком лука или чеснока, подойдет и нашатырный спирт.

А вот в этой баночке у меня … что? Мед. В конце занятия мы обязательно его попробуем. В старину говорили: «Мед – лучший друг желудка». Действительно, мед очень полезен. Он вкусный: его едят просто так и используют для приготовления разных сладостей – медовые пряники, леденцы, торт «Медовик». А еще мед может лечить от болезней. Вспомните, кому из вас давали мед с теплым молоком? А когда вам его давали, что у вас тогда болело? Мед помогает победить простуду.
О пользе и вкусноте меда знают не только люди, но и животные.

Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.

Слова воспитателя:

Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)

Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)

Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)

Слова детей-пчелок:

Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)

Проводится дегустация меда и чаепитие.

Загадки про пчел:

Летит - гудит,
Сядет - молчит.

Целый день
в трудах,

То в лугах,
то в садах.

И кто ей друг -
Тот всегда с медком.

А кто ей не люб -
Спасайся бегом!

Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала?
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.

Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!

Вкусно лакомства готовит -
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.

На точёном кружку,
На одном ворожку
Стоят сто чашек
С неварёной кашей.
Ни ложек, ни масла,
А есть можно.

Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая пчела.

Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!

Зверёк мохнатенький
Летит за сладеньким.
Хоть и жалит очень больно,
Но работой мы довольны!
Сок из цветочков он берёт
Нам копит в сотах сладкий мёд.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь.
Я жужжу, когда кружусь!

С утра жужжу - цветы бужу!
Кружу-кружу и мёд вожу!

Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается!

Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?

Пчела (лат. Anthophila) – это летающее насекомое, относящееся к надсемейству жалящих перепончатокрылых, подотряду стебельчатобрюхие, отряду перепончатокрылые. Ближайшими родственниками ей являются и .

Пчела – описание и фото.

Окраска пчелы состоит из черного фона с желтыми пятнами. Размер пчелы может колебаться от 3 мм до 45 мм.

В строении тела насекомого можно выделить три основные части:

  • Голова, которую венчают парные усики, а также простые и сложные глаза, имеющие фасеточное строение. Пчелы обладают способностью различать все цвета, кроме красных оттенков, запахи и узоры различной сложности. Пчелы собирают нектар при помощи длинного хоботка. Кроме него ротовой аппарат имеет режущие жвала.
  • Грудь с двумя парными разновеликими крыльями и тремя парами ног. Между собой крылья пчелы соединяются при помощи мелких крючочков. Ноги, покрытые волосками, служат для выполнения нескольких функций: чистка антенн, снятие пластинок воска и т.д.
  • Брюшко пчелы, в котором располагаются пищеварительная и половая системы, жалящий аппарат и восковые железы. Нижняя часть брюшка имеет покрытие из длинных волосков, служащих для удержания пыльцы.

Виды пчел.

На сегодняшний день известно приблизительно 21 тысяча видов пчел.

Семейство пчел насчитывает более 520 родов, наиболее важными из которых являются: галиктиды, андрениды, мелиттиды, пчелы настоящие, стенотритиды, коллетиды, мегахилиды.

Как живут пчелы?

У пчел существует разграничение в зависимости от их поведения. Эти насекомые могут жить поодиночке и образуя сообщества, называемые роем. У одиночек наблюдаются только самки пчелы, выполняющие всю работу, начиная от размножения, постройки гнезда до заготовки провианта для потомства.

Живущие роем насекомые, делятся на полуобщественных и общественных. Труд в этом обществе четко разделен, каждый выполняет свою работу. У первого типа организации нет различия между рабочими пчелами и пчеломаткой. Второй тип организации – наивысший, матка здесь служит только для того, чтобы производить потомство.

Где живут пчелы?

Ареал распространения пчел невероятно широк, не встречаются они только там, где нет цветущих растений. Пчелы всегда селились в небольших горных расщелинах, дуплах старых деревьев, в земляных норах. Рой может поселиться в любом месте, где есть защита от ветра и поблизости находится водоем. Можно встретить их на чердаке дома или между его стенами. В теплых районах пчелиное гнездо иногда висит открыто на деревьях.

Чем питаются пчелы?

Взрослые особи и личинки пчел питаются пыльцой и цветочным нектаром. Благодаря строению ротового аппарата, собранный нектар через хоботок поступает в зоб, где перерабатывается в мед. Смешав его с цветочной пыльцой, получают питательный корм личинок. В поисках пищи могут пролететь до 10 км. Собирая пыльцу, пчелы опыляют растения.