PL - операторы. Кто они такие

3PL провайдеры в основном специализируются на предоставлении интегрированных решений, услугах хранения и траспортировки, которые оказываются с учётом специфики деятельности отдельного клиента и соответствуют его потребностям, исходя из рыночных условий и требований по доставке материалов и продукции.

Определение 3PL провайдера можно сформулировать так: "Компания, которая предоставляет множество логистических услуг. По большей части эти услуги интегрированы или включены в единый пакет компанией провайдером. Среди услуг, предоставляемых 3PL провайдерами можно выделить следующие: транспортировка, складское хранение, погрузка и выгрузка, управление запасами, упаковка и экспедирование грузов".

Типы 3PL провайдеров - сторонних поставщиков логистических услуг:

  • экспедиторы
  • курьерские компании
  • другие компании, интеграторы и субподрядчики логистических и транспортных услуг

В современной западной периодике описывают четыре категории 3PL провайдеров:

Стандартный 3PL провайдер: это самый распространённая форма 3PL поставщика. Он будет выполнять такие мероприятия, как, комплектование и упаковка, складирование и распределение - основные функции логистики. Для большинства из этих фирм, 3PL функция не является их основной деятельности.
Разработчик услуг: этот тип 3PL провайдера будет предлагать своим клиентам передовые услуги с добавленной стоимостью, такие как: системы обнаружения и отслеживания, кросс-докинг, специальная упаковка, или предоставление уникальной системы безопасности. Надежная ИТ-составляющая и сосредоточенность на работе с конкретным заказчиком позволяет компаниям этого типа успешно выполнять задачи логистики.
Клиентский адаптер: этот тип 3PL провайдеров осуществляет свою деятельность по просьбе клиента и, по сути, берет на себя полный контроль над логистикой компании заказчика. В данном случае 3PL провайдер резко улучшает качество логистики, но не создаёт новые услуги. Клиентская база для этого типа 3PL провайдеров, как правило, весьма мала.
Клиентский разработчик: это самый высокий уровень, который 3PL провайдер может достичь по отношению к процессам компании заказчика и видам его деятельности. Это происходит, когда 3PL провайдер интегрируется с инфраструктурой клиента и берет на себя всю свою функцию логистики, в том числе разрабатывает новые услуги для своих заказчиков. Такие поставщики услуг логистики имеют всего несколько клиентов, но выполняют решают широкий спектр задач для предприятий заказчиков.

Логистические провайдеры, не обладающие активами.

Достижения в области технологий и смежных областях связанных с обеспечением прозрачности цепочек поставок и коммуникаций между компаниями привели к созданию новой модели поставщиков логистических услуг - провайдеров не обладающих физическими ресурсами (будь то транспорт или складские помещения). 3PL поставщики выполняют такие функции, как консультации по вопросам упаковки и транспортировки, экспедировании грузов, финансовых расчетов, аудите, сопровождении, обслуживании клиентов и разрешении проблем, если таковые возникнут. Однако, они не содержат в штате ни водителей грузовиков или складского персонала, и они не владеют никакими физическими ативами для обеспечения транспортировки грузов - ни грузовиками, ни прицепами, ни складами. Активами провайдеров данного типа является команда специалистов логистиков обладающих значительным опытом в области грузовых перевозок и наработки в области информационных технологий. Поставщики-логистики выполняют ту же роль грузовых агентов или брокеров, но принимают участие в транспортировке грузов в значительно большей степени. Чтобы быть полезными, поставщики услуг логистики с подобной структурой деятельности, должны приносить своим клиентам значительную выгоду в финансовом и оперативном плане за счет использования исключительных знаний и способностей в операционной составляющей логистики, переговорах, а также службе сопровождения клиентов, которая дополняет уже существующие физические активы, как клиентов, так и поставщиков отдельных услуг логистики и транспортировки.

Транспортировка по требованию.

Данный относительно свежий термин стал использоваться 3PL поставщиками для описания предложений брокерских и комплексных услуг, оказываемых в кратчайшие сроки по заявкам клиентов. Транспортировка по требования стала одной из основных возможностей, которыми должны обладать современные 3PL провайдеры логистических услуг для обеспечения управления цепями поставок. Стоимость логистических услуг по требованию должна соответствовать тому уровню сервиса, оперативности и прочим преимуществам, которые предоставляют 3PL провайдеры, а также значительно отличаться от обычных расценок. Данная ниша рынка логистических услуг продолжает расти и развиваться, что обусловлено тенденциями в современной экономике.

Сегодняшние рыночные реалии все более отдаляют нас от того времени, когда ведение бизнеса в нашей стране было сродни ведению натурального хозяйства: сам производишь, сам перевозишь, сам продаешь, сам ремонтируешь, сам обслуживаешь, сам+ в общем, все сам. Помочь было некому, а если кто и находился, то лучше бы и не помогал: жить приходилось по поговорке "если хочешь сделать хорошо - сделай сам".

Прошло время, и в нашем языке появилось слово "аутсорсинг". Сейчас уже многие задумываются о том, чтобы максимум сил и внимания посвящать основному бизнесу, а второстепенные функции отдать специалистам: автоматизацию и поддержку ИС - разработчику ПО или системному интегратору, ведение учета - бухгалтерской фирме, организацию питания и банкетов - кейтеринговой компании, подбор персонала - кадровому агентству. А вот складирование товара (а часто еще и его транспортировку, обработку и другие услуги) можно поручить коммерческому складу, или 3PL-оператору (см. врезку "Логистика + склад").

Сегодня этот бизнес весьма востребован, в России активно растет спрос на складские помещения высокого класса и сопутствующие услуги, возникают компании, делающие это своим основным (и весьма прибыльным) бизнесом. Одна из них - "ЛФ Лоджистик" - три года назад решила расширить объемы своего дела и приступила к постройке нового современного склада в Подмосковье.

Не только новый дом, но и новая КИС

Понятно, однако, что переход к новому уровню обслуживания клиентов, когда основными требованиями становятся оптимизация издержек, связанных с обработкой грузов и их хранением, и высокая скорость перемещения грузов по логистической цепи, немыслим без соответствующего информационного обеспечения.

Когда строительство нового складского комплекса было в разгаре, руководство "ЛФ Лоджистик" озаботилось выбором соответствующей ИС. Прежний объем складских услуг поддерживался в компании системой собственной разработки, однако стало понятно, что управление складом такого масштаба (см. врезку "Новый складской комплекс ЛФ Лоджистик") данной системе не осилить. ИТ-директор компании Николай Гегамов вспоминает: "Прежде чем сделать окончательный выбор, наша компания рассматривала самые разноплановые решения, включая и коробочные, и комплексные. Из первоначально отобранных полутора десятков пакетов вскоре для более детального изучения осталось шесть-семь. В результате же мы остановились на решении, которое увидели в действии - в распределительном центре ТД "Перекресток".

Артем Долгих: "Не бывает идеальных

проектов. Но бывает качественный

менеджмент проекта. Все сложности и риски,

возникающие при внедрении, были определены

заранее, и это помогло их избежать"

Наши требования сводились к трем основным пунктам: оперативные сроки внедрения, наличие истории успешных проектов (мы хотели сами увидеть и оценить, как решение работает в реальных условиях) и возможность вписать выбранный продукт в уже существующую у нас инфраструктуру. Мы выбрали решение для складского комплекса Microsoft Axapta RT WMS, разработанное компанией Columbus IT".

Дополнительными аргументами были готовность Columbus IT осуществить внедрение в сжатые сроки (два месяца), а также тот факт, что Microsoft Axapta имеет встроенный язык (X++) и ее коды открыты.

Надо было внедрить ИС очень быстро +

И потому в период предпроектного обследования важно было оценить, насколько удалось в систему класса ERP, реализованную в ТД "Перекресток" в предыдущем проекте, заложить общую для автоматизации складских комплексов функциональность. Тогда-то и родилась методология внедрения вертикальных решений от Columbus IT Russia, суть которой заключается в минимизации изменений уже реализованных бизнес-процессов. "Результатами такого предпроектного обследования являются зафиксированные бизнес-процессы складского комплекса и перечень необходимых изменений системы, призванных обеспечить специфические потребности клиента", - говорит Илья Прокимнов, директор по консалтингу компании Columbus IT Russia.

По результатам предпроектного анализа были выявлены следующие основные блоки изменений системы:

Разделение товарного учета по клиентам и владельцам товара, поддержка нормативно-правовой базы ответственного хранения;

Адаптация заложенного в решении механизма электронного документооборота;

Адаптация функциональности решения под штучную обработку номенклатурных единиц.

"Сжатыми сроками проекта были обусловлены свои правила игры, продиктовавшие необходимость параллельного ведения таких этапов, как построение системы, тестирование и обучение пользователей, - вспоминает Артем Долгих, руководитель группы "Складские решения" Columbus IT. - Для нас это был неоценимый опыт, позже неоднократно использованный в проектах, связанных с внедрением вертикальных решений".

Обучение кадров проходило по вполне понятной технологической цепочке. Сначала обучались специально выделенные сотрудники различных подразделений, причем все они были полностью отозваны от своего основного бизнеса. Далее информация передавалась ступенчато, и уже прошедший обучение персонал "понес свет в массы". Именно благодаря подобной организации переход на новый метод работы удалось сделать достаточно плавным. Перед запуском системы был проведен ряд деловых игр на "бумажной" модели склада. "Сегодня ключевые пользователи подросли до высочайшего уровня и в своей области, и в области владения системой. А их требования касаются уже улучшений и оттачивания ИС", - отметил Николай Гегамов.

И внедрили!

Проект внедрения, начатый 2 июля 2003 г., был завершен к открытию складского комплекса, которое состоялось 1 сентября. "Работа в системе началась с первого дня, - рассказывает Артем Долгих. - И практически каждый шаг мастера, пункт меню, заложенный в систему справочник нашли свое место в пользовательской документации по проекту уже на первом этапе эксплуатации системы".

Основные бизнес-процессы, имеющиеся в складском комплексе и реализованные в системе, типичны для складов такого уровня. "В приемке можно выделить этап сопоставления накладной и закупки или процедуру регистрации результатов приемки, - назвал конкретные примеры Николай Гегамов, - а для процесса отгрузки товаров - такие этапы, как пополнение зоны подбора и непосредственное перемещение товаров из зоны отгрузки на грузовой борт. И физически, и в системе все дискретные этапы условно независимы, что позволяет оценивать процесс не по общим показателям, а анализируя результаты каждого этапа. Конечно, есть определенные этапы, являющиеся либо специфичными для складов 3PL, либо нашими логистическими ноу-хау, но важно, что любая из этих составляющих нашла свое отражение в функциональности системы по управлению складом".

Николай Гегамов: "В настоящий

момент можно сказать, что мы находимся

в зоне комфортного владения системой".

В системе реализован персонифицированный учет выполнения операций. Для основных складских операций производится регистрация даты и времени начала и завершения операции. По сложным аналитическим процессам, связанным, например, с тарификацией клиентов-поклажедателей, периодически производится расчет сводных данных.

Анализ информации в системе можно осуществлять разными способами: с помощью стандартных форм Microsoft Axapta (запросы); через выгрузку стандартными средствами Microsoft Axapta (автооотчеты); в специально разработанных отчетных формах системы. "Правда, если говорить об аналитическом инструментарии решения, - пояснил Артем Долгих, - то на начальном этапе наполнения склада речь об использовании многих отчетов и форм не шла. Я связываю это в первую очередь не с отсутствием потребности в них, а со сложностями вывода складского комплекса на проектную мощность". К таким сложностям г-н Долгих относит следующие:

Новый комплекс начинал работать в пиковый сезон;

С предыдущих складских площадок клиента в массовом порядке завозились остатки товара;

Сотрудники компании только начинали осваивать правила работы в структуре класса 3PL.

Сегодня анализ информации осуществляется ключевыми пользователями и владельцами процессов. Так, отдел АСУ анализирует документооборот на предмет его полноты и корректности, а клиентский отдел контролирует соблюдение нормативов по обработке приходных заявок. Постановкой задач по созданию новых отчетных форм занимается отдел бизнес-анализа.

Результаты и перспективы

Специфика бизнеса 3PL-оператора предполагает несколько другие показатели эффективности, нежели в обычной компании. Ведь вопросы собственно управления товарными запасами решаются в системах клиентов-поклажедателей. "Однако можно отметить, - считает Николай Гегамов, - что за период эксплуатации объем перерабатываемой и хранимой нами продукции существенно увеличился, а используемая складская площадь под эти операции, наоборот, уменьшилась. Этого эффекта удалось добиться за счет постоянного анализа и оптимизации бизнес-процессов нашими логистами и, как следствие, благодаря ряду модификаций в КИС".

Логистика + склад

Логистический аутсорсинг предполагает передачу части или всех функций в области логистики третьей стороне, которой в данных взаимоотношениях являются провайдеры логистических услуг, или 3PL-операторы.

По степени интеграции бизнеса в логистике различается несколько подходов:

- First Party Logistics (1PL) - автономная логистика, когда все логистические операции выполняет сам грузовладелец;

- Second Party Logistics (2PL) - традиционная логистика, представляющая собой традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;

- Third Party Logistics (3PL) - логистика для третьей стороны, подразумевающая предоставление логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки товаров. Например, этот перечень включает складирование, перегрузку, обработку грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков;

- Fourth Party Logistics (4PL) - интегрированная логистика, или интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Фактически это процесс планирования, управления и контролирования всех логистических процедур (например, потоков информации, материалов и капитала) одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями;

- Fifth Party Logistics (5PL) - интернет-логистика, то есть управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

Согласно оценкам экспертов:

В США рост рынка 3PL-услуг составляет 18-22% в год;

Компании, использующие 3PL-подход, могут сократить затраты на управление запасами на 15-30%.

Основное направление деятельности по привлечению заказчиков руководство "ЛФ Лоджистик" видит в повышении качества обслуживания с сохранением конкурентоспособных тарифных планов.

Ориентированным на улучшение качества услуг будет и развитие программно-аппаратного комплекса. Речь здесь пойдет, например, об увеличении емкости и пропускной способности склада за счет оптимизации правил размещения на основании собранной за время эксплуатации системы статистики; о расширении набора услуг по складской обработке грузов; об изменении мотивационных схем оплаты труда персонала, отраженных в системе (они должны привязать вознаграждение сотрудников к качеству работы и соблюдению договорных нормативов) и т. п.

Сотрудничество по данному проекту продолжается, специалисты Columbus IT Russia совместно с ИТ-департаментом компании стараются учесть все пожелания и предложения владельцев процессов по совершенствованию системы.

С начала нового тысячелетия Россия стала очень интенсивно интегрироваться в мировую транспортную сеть. Вслед за представительствами иностранных компаний пришли товары, а с ними и новые требования к транспортировке, срокам, упаковке, услугам. Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям. Кризис 2008 и изоляция 2015 заставили отечественные транспортно-экспедиционные компании и склады как можно скорее осваивать новые для них технологии – 3PL услуги и

Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям.

В силу своей специфики автоперевозчик связывает производителя с потребителем, оказывая транспортные услуги. Нередко в этой цепочке присутствуют перевалочные, накопительные, распределительные склады и центры.

Если правильно организовать/наладить бесперебойную работу транспорта, складов, снабдить их единой информационной системой и аналитическим отделом, то получится очень привлекательная модель стабильного 3PL бизнеса современного уровня.

Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде. Сфера услуг давно вышла за рамки «бюро», а оказывать услуги на уровне 3PL оператора стало не только выгодно, но и перспективно.

Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде.

Прежде чем начать разбирать «3PL» по косточкам, хотелось бы определиться с термином «логистика». Логистика – это сфера деятельности, которая организует и контролирует всю цепочку перемещения товаров, услуг, финансов, информации. При помощи логистических инструментов и методов происходит планирование оптимальных путей доставки товаров между производителем и потребителем. Сюда же относится создание систем и инфраструктур для рациональной стыковки всех участников цепочки доставки материальных, финансовых, интеллектуальных продуктов.

Логистический оператор PL

Когда предприятие доверяет контролировать, организовывать, управлять этими процессами третьей, сторонней организации, то это называется логистическим аутсорсингом (от англ. outer source using – использование внешнего источника). Провайдер, взявший на себя заботу (назовем обобщенно) по доставке вашего груза, именуется «логистическая сторона» или «логистический оператор» (англ. Party Logistics – PL). Не каждое предприятие согласно полностью отказаться от собственной логистической службы. В этой ситуации определяющим является не только комплекс услуг, который может предложить логистический оператор, но и элемент доверия. Мировой опыт выделяет несколько ступеней услуг логистических провайдеров (или степеней доверия к ним).

  • 1PL – это уровень логистического отдела на предприятии, которое самостоятельно занимается дистрибуцией собственного товара. Вся логистика сводится к экономическому расчету поставки собственным транспортом от дверей до места передачи товара. Собственно, логистики в этом почти нет. В условиях тотальной оптимизации расходов на содержании управленческого аппарата, автопарка, ремонтных мастерских одним из вариантов решения есть переход на транспортный аутсорсинг.
  • 2PL – это палочка-выручалочка для тех производителей, которые не хотят отказываться от отдела логистики, а только от собственного автотранспорта. Ангары, транспорт, мастерские продаются или отдаются в аренду, высвобождаются средства для развития. Отдел логистики объявляет конкурс среди сторонних автопредприятий, кто быстрее и/или дешевле доставит их груз по их точкам по их расписанию. В данном случае 2PL оператор – это транспортно-экспедиционная компания, выигравшая тендер или подписавшая контракт на поставку товаров марки «УУУ» по заданному маршруту и в соответствии с четким графиком поставки.

2PL – раз, 2PL – два… 3PL – продано!

Переход от 1PL к 2PL – это только первый шаг к логистическому аутсорсингу. К сожалению, всю логистику (местного, национального или межконтинентального значения) разрабатывает не 2PL оператор, а логистический отдел хозяина груза. Для российской ситуации это самый распространенный вариант существования автопарков. Ответственность перевозчика распространяется только на сохранность пломб и сроки доставки.

Каким бы ответственным ни был перевозчик, он не является логистическим провайдером, поскольку он не касается товара и операций с ним. Какими бы средствами связи, наблюдения, техподдержки ни оснащал свой современный автопарк 2PL оператор, он не выписывает документы на товар, не декларирует груз на таможне, не контролирует его срок годности. Поскольку его интересует только срок поставки.

В одной логистической цепочке движения товара от производителя/поставщика до потребителя/розничного покупателя может участвовать несколько 2PL операторов на разных стадиях. В этом существенная разница между 2PL и 3PL операторами.

  • 3PL провайдер – это не только следующий, а качественно новый уровень логистических услуг. 3PL оператор берет под свой контроль полностью всю цепочку движения товара. На время нахождения товара под контролем 3PL провайдера ответственность за него полностью ложится на компанию, оказывающую 3PL услуги. Стыковка транспортных потоков, ответственное хранение, оформление сопроводительных документов, документов для таможни – этим и многим другим занимается логистик центр 3PL.

Чтобы перепоручить заботу о товаре на 3PL логистического оператора, заказчик услуг должен максимально довериться ему. Между ними должна быть максимальная прозрачность в обмене информацией, планами и документообороте.

3PL центр стратегического управления

Рынок 3PL услуг России – это один из самых динамичных секторов экономики. Его ежегодный прирост составляет порядка 30%. В то время как всего лишь 30% логистических операторов могут предложить качественные услуги 3PL оператора в соответствии с требованиями рынка. Несмотря на то, что 3PL тариф в России не самый маленький по мировым меркам и составляет около 20% от стоимости товара, подавляющее большинство логистических компаний планируют увеличить свои обороты. Понимание того, что 3PL оператор является, по сути, компаньоном по бизнесу, подталкивает менеджеров логистического провайдера на прозрачные отношения с руководителями фирм-заказчиков.

Понимание того, что 3PL оператор является, по сути, компаньоном по бизнесу, подталкивает менеджеров логистического провайдера на прозрачные отношения с руководителями фирм-заказчиков.

Чтобы снизить 3PL тариф, компании не только оснащают автопарк системами ГЛОНАСС и увеличивают суточный пробег за счет второго водителя, сводя тем самым затраты 3PL логистик центра на зарплату с 40 до 15% и увеличивая скорость поставки. Растет сеть складов класса «А», активно вводятся услуги кросс-докинга, запускаются системы отслеживания товарных запасов и электронный документооборот при помощи WNS и ETR программ. Российские просторы, качество дорог, особенности законодательства, высокая себестоимость транспортных расходов, стоимость топлива, колебания курса – эти и многие другие российские особенности не должны влиять на прозрачность в отношениях заказчика услуг и 3PL компаний.

3PL услуги – массам

К слову сказать, 3PL операторы Москвы и Санкт-Петербурга имеют более, чем десятилетний опыт в оказании логистических услуг мирового уровня. В обеих столицах 3PL компании и услуги активно множатся – увеличивается количество филиалов по стране, наращивается количество сервиса по дополнительной переработке груза (маркирование, смена тары), контейнерным перевозкам (снижает затраты на транспортировку сборных и специфических грузов до трех тысяч рублей на тонне), отслеживают сезонность товаров и накапливают товарные запасы в пики продаж. Подобная активность только увеличивает доверие со стороны заказчиков и поставщиков, что влияет на их рост и снижает себестоимость услуг 3PL центра.

Сравнительная эффективность 2PL и 3PL логистического провайдера явно склоняется в пользу последнего. Тем более, что в лице 3PL провайдера заказчик получает не контрагента, а партнера по бизнесу.

Сегментация провайдеров позволила распределить типы товаров по 3PL компаниям. Фармацевтические препараты, товары повседневного спроса, электроника, машиностроение, бытовая техника – каждый товар имеет свою специфику. На фоне роста товара на 3PL ответственном хранении, на рынке 3PL услуг даже алкогольный провайдер выделился в отдельный сегмент. Хотя в этом сегменте слишком большая конкуренция и очень большая доля коммерческой тайны.

3PL, 4PL – не предел

Еще 10 лет назад аналитики отмечали неконкурентоспособность российских 3PL компаний, ели не их полное отсутствие в точном понимании термина. То сейчас и 4PL услуги – не новинка для российских логистических операторов. Для этого типа компаний свойственно подключение других 3PL провайдеров для выполнения требований заказчиков. Труд юристов, экономистов, программистов и аналитиков 3PL компании приводит к росту доверия со стороны крупных заказчиков.

Еще 10 лет назад аналитики отмечали неконкурентоспособность российских 3PL компаний, ели не их полное отсутствие в точном понимании термина.

Провайдер уровня 4PL, имея доверительные отношения с более крупными заказчиками, объединяет и стыковывает усилия нескольких 3PL компаний. Справиться с межконтинентальными и мультимодальными поставками могут только 4PL логистические центры. Их могут создавать один или несколько 3PL провайдеров. В любом случае эта компания должна регистрировать ОКПД 2 не 49.41 как услуги по перевозкам, а 70.22 – консалтинговые услуги.

Стоит ли допускать к своему бизнесу 2PL, 3PL, 4PL и более PL посредника или же расширять свой автопарк, покупать пароходы и утяжелять бизнес множественным, пусть даже профессиональным персоналом? Мировой опыт имеет ответ на этот вопрос. Осталось найти его вам.

Еще пару десятилетий назад даже слова «логистика» многие просто не знали. Сейчас говорят уже о третьем поколении логистики, которое по-английски называется 3pl (Third Party Logistics), что переводится как «логистика третьей стороны». Что же это такое?

Три поколения логистики

Логистика 1pl – это логистика «одной стороны», при которой предприятие, производящее товар или владеющее им, своими силами выполняет все логистические операции: хранит на собственном складе, перевозит собственным транспортом.

2pl логистика, «двухсторонняя логистика», это привлечение грузовладельцем подрядчиков для выполнения отдельных логистических операций. Он пользуется услугами грузоперевозчиков, арендует складские помещения, привлекает услуги таможенного брокера и т.д.

Что касается 3pl-логистики, то здесь вступают в действие компании, предлагающие выполнение полного комплекса логистических услуг. При этом они могут иметь собственные автопарки и складские комплексы, но могут и арендовать их у субподрядчиков, стараясь при этом выполнить все операции максимально эффективно и недорого. В понятие «логистики третьего поколения» включаются услуги по перегрузке товаров и другие услуги.

Чем хороша 3pl логистика

Можно сказать, что, используя принцип логистики третьего поколения, предприятие получает широкий ряд преимуществ:
  • не требуется тратить большие деньги на развитие собственной транспортно-складской инфраструктуры;
  • не надо заниматься организацией логистики с заказом каждого отдельного этапа у другого подрядчика, не нужны собственные 2pl операторы, это также уменьшает затраты;
  • гарантируется качество выполнения работ в сравнении с заказом услуг в разных компаниях;
  • время, затрачиваемое на выполнение логистических операций, сокращается;
  • работу единственного подрядчика проще контролировать.
По сути, для компании-заказчика это означает аутсорсинг: серьезное направление собственной деятельности передается в другие руки, а высвобождающиеся ресурсы – людские, временные, финансовые – направляются на развитие основных видов деятельности.

Кто занимается логистикой третьего поколения

Логистические компании редко создаются «с нуля» - они развиваются из ранее существовавших предприятий логистической направленности, когда к одному из профилей просто добавляются новые сервисы. Самостоятельный 3pl оператор может быть в прошлом логистическим подразделением обычной фирмы. Чаще всего в основе создания крупных логистических компаний, относящихся к третьему поколению, могут быть:
  • компании-перевозчики, владельцы автопарка, оказывающие услуги по перевозке товаров;
  • компании-владельцы складских комплексов, ранее оказывавшие только услуги по хранению товаров;
  • компании, занимавшиеся брокерскими, таможенными, экспедиторскими услугами;
  • в самостоятельные компании могут перерасти логистические подразделения дистрибьюторских компаний или компаний, занимающихся розничной торговлей.
В каждом случае развитие компании следует своим путем, с освоением новых направлений работы и с привлечением новых клиентов.

Логистический оператор 3pl для того, чтобы в полной мере выполнять все требуемые услуги и осуществлять действительно комплексное обслуживание, должен обладать возможностями для действительно качественной работы во всех направлениях:

  • иметь собственные или арендованные склады с хорошей технической оснащенностью и с возможностью хранения разнородных групп товаров, при этом желательно иметь запас свободных площадей;
  • обладать разветвленной транспортной сетью, не замкнутой не перевозках в пределах одной области;
  • уметь быстро и качественно выполнять такие сопутствующие операции, как оприходование единицы транспорта, отработка заявки на отгрузку за минимальное время и т.д.;
  • предлагать свои услуги недорого, что увеличит конкурентоспособность на рынке логистики.

Будущее логистики

Следующим этапом развития логистических компаний является уже зарождающееся четвертое поколение. Компании этого уровня могут брать на себя функции снабженческих служб, обеспечение закупок необходимых материалов, контроль и анализ сбыта товара с изучением его потребления через торговые точки и даже выдачу рекомендаций по корректировке производства отдельных видов товаров. Таким образом, компании передается стратегическое и оперативное управление, функции консалтинговой компании.

Российский рынок 3PL
Владимир Макаренко, Директор департамента складских программ консалтинговой компании «А Дан Дзо» © ЛОГИСТИК &система www.logistpro.ru

Термин 3PL (Third Party Logistics), или логистика третьей стороны, весьма специфичен. С одной стороны, он применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь по сути синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис на сторону, может назвать себя 3PL -провайдером.

Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс оказываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется современный логистический аутсорсинг, известный как 3PL . Таким образом, чтобы называться 3PL -провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Сегодня cкорее всего только эксперты помнят, что логистика в свое время возникла в связи с потребностью управлять снабжением войсковых операций. Большинство современных менеджеров понимают под ней в первую очередь транспортные услуги и, возможно, стандартный набор операций по складской обработке товарных потоков. Специалисты в области продаж ведут речь о дистрибьюторской логистике, производственники интересуются сырьевой, а поставщики - заготовительной логистикой.

Иными словами, цепочка поставок в представлении большинства потребителей логистических услуг выглядит как набор неявно связанных и по-разному востребованных блоков. Некоторые компании имеют собственные развитые логистические службы с бюджетами в десятки процентов от годового оборота. Другие пошли по пути проведения тендеров среди внешних поставщиков логистических услуг, признав нерентабельность внутрикорпоративной логистики в целом либо ее части. В то же время у компаний, пользующихся одной и той же услугой, предоставляемой различными логистическими операторами, наблюдается неопределенность. Те же организации, которые построили свою работу с одним поставщиком, зачастую становятся заложниками своего выбора.

Практика движения товара в цепочке поставок регулярно создает ситуации, близкие по сути к форс-мажору. Требования к логистическим провайдерам постоянно ужесточаются и в кризисные моменты могут выходить за рамки договорных обязательств сторон. Как обеспечить максимальную надежность логистических операций в любой точке цепочки поставок в любое время и в любом месте? Ответ на этот вопрос нужен не только потребителю логистических услуг, но и их поставщику.

С точки зрения потребителя логистических услуг эта сфера деятельности компании является затратной статьей бизнеса. Достаточно напомнить, что одним из ключевых показателей деятельности (KPI ) директора по логистике считается стоимость обработки одной условной единицы товара. Другой не менее важный KPI требует безусловного соблюдения сроков логистических операций. Стоимость услуг, надежность, компетентность, многофункциональность и гибкость - по этим критериям ранжируются логистические провайдеры. Взгляд на рынок логистических услуг с позиции их потребителей позволяет понять составляющие бизнеса 3PL -провайдеров, историю и коммерческую логику образования таких компаний.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Концепция 3PL  - современный этап в эволюции логистических подходов. Период 1970-1980 годов представлял собой время 1PL  - логистики одной стороны, инсорсинга. Все задачи логистического сервиса решались исключительно собственными службами и ресурсами владельца товара. Тогда же появились первые представители концепции 2PL  - логистики второй стороны (хотя сегодня этот термин, так же как 1PL , уже не употребляется). Они предлагали традиционный набор услуг по транспортировке товаров и управлению простейшими складскими операциями.

Ценность 3PL -услуг

Компании-потребители услуги 3PL однозначно определяют ее рыночную ценность следующим образом:

  • экономия времени: можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес-проекты;
  • разделение ответственности: можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень исполнения заказов;
  • быстрая и адекватная настройка каналов дистрибуции: позволяет мгновенно реагировать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику вслед за изменениями потребительских преференций;
  • передача вспомогательного сервиса профессионалам: можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии.

Период 1980-1990 годов продемонстрировал потребителям логистических услуг первые 3PL -компании, выделявшиеся на фоне 2PL -фирм расширенным сервисным спектром со значительной добавленной стоимостью и возможностями привлечения субподрядчиков. На рынке сосуществовали инсорсинг, традиционная логистика и аутсорсинг, быстро завоевавший серьезные коммерческие позиции. В период 1990-2000 годов к рыночному логистическому портфелю добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4PL (1). На рубеже XXI века клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, получившая название 5PL  - логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Границы между тремя младшими по происхождению концепциями весьма условны, что свидетельствует об активном состоянии рынка логистического аутсорсинга. Но можно сказать, что качественные изменения для клиентов логистических операторов наступили именно с появлением 3PL -провайдеров. Дальнейшее развитие аутсорсинга идет по пути глобализации его задач на базе именно этой концепции. Рассмотрим ее более подробно.

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ 3PL -ПРОВАЙДЕРОВ

Первым и очевидным критерием классификации 3PL -провайдеров принято считать наличие или отсутствие собственных логистических активов. На российском рынке больше всего операторов, имеющих реальные активы для физического распределения товарных потоков.

Второй критерий классификации 3PL -провайдеров отражает историю их возникновения и развития. Две базовые логистические функции - транспортировка и хранение - долгое время развивались в России параллельно как две практически самостоятельные услуги. Такими же отдельными блоками выглядели комплексы таможенных операций, страхование и т. д. Поэтому современные 3PL -компании образовывались на базе складских и транспортных операторов, фирм-поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки отправлений. Происходило взаимопроникновение, слияние специализаций поставщиков отдельных услуг.

Эти процессы активно продолжаются и сегодня: транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации товарных потоков. Службы экспресс-доставки отправлений представляют собой многофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.

Таким образом, современные 3PL -провайдеры прошли путь синергетического объединения специфических услуг, ранее предоставлявшихся разрозненными операторами логистического рынка. 3PL -сервис представляет собой многопрофильного консультанта, предлагающего и реализующего решения для управления цепочкой поставок. Для обозначения подобной деятельности применяется термин «контрактная логистика», или «контрактный провайдер». Он отражает ответственность одного 3PL -провайдера за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг.

РОССИЙСКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ

Развитие рынка российского логистического аутсорсинга идет по тому же пути, что в развитых странах, однако с очень заметным отставанием. В отечественном бизнесе представлены активные потребители логистических услуг, ведущие деятельность в мировом масштабе. Они заинтересованы в том же уровне сервиса, который они получают в США или Европе. Но пока это желание наталкивается на очевидные препятствия. Дефицит дистрибьюторских центров класса А, превалирующие бумажные технологии в документообороте при учете и товаросопровождении, недостатки транспортной инфраструктуры, наконец бессистемность правовой базы по многим вопросам взаимоотношения государства и хозяйствующего субъекта - вот неполный перечень самых острых проблем.

Тем не менее все больше участников цепочки поставок хотят получать требуемые сервисные услуги от единого оператора. Эта тенденция исходит прежде всего от крупных компаний с большими оборотами и объемами товарных потоков. Наиболее активные потребители услуги 3PL  - это компании нефтегазового комплекса и сетевые торговые операторы в товарных группах FMCG .

Концепция 3PL постепенно обретает все большую популярность в нашей стране, хотя большинство участников рынка придерживаются мнения, что в количественном отношении этот сектор пока находится на стадии зарождения. Свое мнение по этому вопросу журналу «ЛОГИСТИК &система» высказала генеральный директор «ФИЛУЕТ -Логистикс» Оксана Марковская

Блиц-опрос:

- Что, на ваш взгляд, предполагает технология 3PL ? Каковы критерии отнесения компании-поставщика логистических услуг к 3PL -провайдерам?

Технология 3PL означает предоставление комплекса логистических услуг - от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL -провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. Таким образом, клиент получает полный пакет всех необходимых услуг, стопроцентно отвечающий его логистическим потребностям.

В разговоре с клиентом мы часто приводим цитату Тома Питерса, признанного бизнес-интеллектуала: «Do what you do best and outsource the rest» - «Делай то, что умеешь делать лучше всего, остальное пусть выполнят для тебя другие». К слову, мы сами следуем этому принципу.

- Какова, по вашим оценкам, доля 3PL -провайдеров в общем объеме компаний, предоставляющих логистические услуги? Много ли компаний можно отнести к 3PL -провайдерам в России?

По некоторым данным, сейчас в мире насчитывается около 100 3PL -провайдеров, из них, по оценкам РБК , в России работает около полутора десятка.

- Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между национальными корнями компании и ее способностью стать 3PL -провайдером?

Зачастую путь развития компании в 3PL -оператора проходит через добавление к своей инфраструктуре новых услуг. Крупные иностранные логистические операторы уже прошли этот путь и стремятся к выходу на новые рынки. Именно они сейчас являются главными игроками в секторе 3PL в России. Они привносят с собой совершенно новые стандарты оказания логистических услуг и тем самым способствуют развитию уровня логистики в России.

- Какой спрос именно на 3PL со стороны клиентов логистических компаний? Кто они - клиенты 3PL - сейчас?

В услугах 3PL в первую очередь заинтересованы крупные ритейлеры, особенно это относится к иностранным розничным сетям. Приходя на российский рынок, они желают получить сервис того же уровня, к которому привыкли в Европе, и предпочтительнее - у того же провайдера. Качество для них важнее цены, хотя и цена не на последнем месте. Кстати, уже замечено, что стоимость аутсорсинга логистических услуг ненамного превышает затраты компании на собственную логистику, а преимущества более чем очевидны.

- Как вы считаете, почему, несмотря на неудовлетворенный спрос со стороны клиентов логистических компаний, в России пока так невелик процент передачи логистических функций на аутсорсинг?

И концепция 3PL , и логистические услуги 3PL -операторов в России не очень широко известны. О них только начинают говорить, и ваш журнал, на мой взгляд, поднял очень своевременный вопрос. Помимо недостатка информации, есть и другие сдерживающие факторы, например нежелание менять структуру работы компании, а также привычка участников цепочки поставок обходиться собственными ресурсами. Еще не все российские потребители логистических услуг осознали необходимость использования аутсорсинга в логистической цепочке, однако лед уже тронулся, и все больше компаний понимают, что отлично налаженная логистика - это очень важное конкурентное преимущество. Сегодня все больше и больше наших клиентов разбираются в разнообразии логистических услуг, они отлично представляют себе, какие именно услуги должны входить в интересующий их пакет логистики, и это радует.

- Можно ли сказать, что уровень развития 3PL -сегмента отражает уровень развития логистики в стране в целом или эти показатели не связаны?

К 3PL -провайдеру предъявляются довольно высокие требования, и это влияет на всех участников логистической цепочки. Развитие логистики «третьей стороны» неизбежно повлечет за собой качественные изменения в логистике в целом. С другой стороны, в России сейчас лидируют иностранные 3PL -операторы, а российский логистический сектор еще пока недостаточно развит, чтобы говорить об однозначном соответствии уровня логистики иностранных 3PL -провайдеров общему уровню логистики в России.

- Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития логистического сектора в России в отношении 3PL : доля этого сегмента будет увеличиваться, уменьшаться или останется на прежнем уровне?

Интерес к новым логистическим услугам, равно как и спрос на них, постоянно растет. Концепция 3PL отвечает желанию руководства компаний переложить многофакторные риски на сторонние компании, кроме того, позволяет нашим клиентам сконцентрировать внимание и силы на своем профильном бизнесе, а это немаловажно. Более того, развитие 3PL -логистики привело к следующему шагу - появлению услуг Fourth Party Logistics (4PL ). 4PL -провайдер призван решать задачи, связанные со стратегическим планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента. И «ФИЛУЕТ -Логистикс» намерен выйти на новый уровень предоставления услуг

3PL ГЛАЗАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Требования отечественных и международных клиентов к 3PL -провайдерам практически идентичны, поскольку их целевые группы потребителей, области коммерческой и логистической активности в значительной мере пересекаются. Развитие российской законодательной базы, интеграция России в международный бизнес, стабилизация банковской системы, увеличение прозрачности налоговой системы создают условия для легитимности бизнес-процессов отечественных компаний. Поэтому мировая практика 3PL -провайдеров успешно применяется и в нашей стране.

Основной функционал 3PL -провайдера приведен в таблице. Процент использования услуги указан по данным исследований 500 американских производственных компаний - участников рейтинга U. S. Fortune 500 manufacturers. Эти цифры, безусловно, не отражают фактического состояния современного российского рынка, однако указывают на ряд объективных тенденций.

География игроков

Центральные офисы и стационарные сервисы 3PL -провайдеров группируются в промышленных центрах европейской части России. Представительства, филиалы, дополнительные офисы открыты в уральско-сибирском и дальневосточном регионах нашей страны, а также во всех крупных железнодорожных, морских, речных, авто- и авиаузлах.
География логистических активов 3PL -провайдеров в целом отражает картину товарных потоков, правда пока с явным тяготением к европейской части страны. Уже сейчас многие логистические операторы осознают необходимость расширения складской базы в регионах. Однако эта экспансия ограничивается недостаточным развитием локальной логистической инфраструктуры: транспортных коммуникаций, распределительных центров класса А, телекоммуникационных сетей.

Таблица. Основной функционал 3PL -провайдера
Логистическая функция

Процент использования услуги*

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Прямая транспортировка
Управление складированием
Консолидация отправок
Экспедирование
Оформление платежей за перевозки
Сопровождение грузов
Услуги таможенного брокера
Проектирование информационных систем
Выбор информационного обеспечения
Поддержка информационных систем
Выбор перевозчиков
Переговоры о тарифах
Возврат товара
Управление автотранспортом
Переупаковка, маркировка
Контрактное производство
Управление выполнением заказов
Консолидация отправок
Управление запасами
Управление процедурами заказов
Обеспечение запчастями
Консультационные услуги
Снабжение материалами
* Данные исследований (R. Lieb, B. Schwarz, 2001) 500 американских производственных компаний - участников рейтинга U. S. Fortune 500 manufacturers.

Основой пакета 3PL -услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. По этим первичным, но не единственным признакам логистический провайдер позиционируется как 3PL -партнер. Особо следует отметить такой непременный атрибут 3PL -сервиса, как возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведения об этапах проводимых логистических операций.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ РЫНКА

Ключевыми игроками на рынке логистического 3PL -аутсорсинга считаются международные структуры, которые выросли из служб экспресс-доставки и пришли в Россию для решения задач крупных производственных и торговых компаний. Их целевыми группами являются клиенты из нефтегазовой, энергетической, телекоммуникационной, автомобильной и FMCG -областей. К таким провайдерам можно отнести, например, компании DHL и UPS . Известные в качестве поставщиков курьерских услуг по срочной доставке документов, эти операторы имеют полный управленческий, информационный и производственный пакет ресурсов для комплексного логистического аутсорсинга.

Среди ключевых операторов 3PL , безусловно, присутствуют крупнейшие транспортные компании и управляющие компании собственных и арендуемых распределительных центров. Универсальность поставщиков 3PL -услуг на российском рынке не противоречит их исторически сложившейся специализации. Например, такие операторы, как «Национальная логистическая компания» или FM Logistic, известны своими ресурсами складского хранения и обработки товарных потоков, что не снижает их статуса 3PL -провайдеров.

Большинство поставщиков 3PL -аутсорсинга в России представлено компаниями с иностранным или смешанным капиталом. Объясняется это привычными методами решения логистических задач, привнесенными иностранными потребителями этих услуг в Россию вслед за развитием своего бизнеса. Кроме того, клиентская история, квалификация, международные логистические связи и соответственно качество и надежность услуг иностранных 3PL -провайдеров пока еще выигрывают при сравнении с отечественными поставщиками.

Мировые тенденции

Мировой рынок логистических услуг устойчиво расширяется на протяжении 20 лет, предлагая комплексные функциональные решения: от мультимодальных транспортных услуг к дистрибьюторским центрам со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлению дистрибьюторскими каналами и коммуникационными инфраструктурами, вплоть до контроля дебиторской задолженности.
Так, по оценке Cap Gemini Ernst & Young, в период 2006-2008 годов североамериканские компании планируют передать на аутсорсинг в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские - 81% и 60% соответственно. Эти цифры позволяют судить о глубине проникновения услуг 3PL в собственные логистические структуры крупнейших мировых корпораций. В данной репрезентативной выборке респондентов 78% североамериканских, 79% западноевропейских и 58% азиатско-тихоокеанских компаний позиционировались как пользователи услуги 3PL

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ

Статус логистического оператора как 3PL -провайдера предполагает высокую клиенто-ориентированность услуги. Новые виды сервиса, заказанные клиентом, должны быть разработаны, обеспечены и предоставлены силами 3PL -компании или ее субподрядчиков. Вслед за рыночным спросом портфель логистических услуг расширяется, но не все доступные услуги впоследствии оказываются востребованными на постоянной основе.

Так, одной из наиболее чувствительных к изменению бизнес-процессов клиента 3PL является технология комплектации заказов на складах ответственного хранения. Глубина комплектации, строгость соблюдения принципов FIFO или LIFO , в том числе и для партий товара, варьируются вместе с ситуацией в каналах дистрибуции. Специальные условия маркировки, фирменная тара получателя, качество штрихкодирования, комплексная предпродажная подготовка, транспортировка в особых температурных условиях, любые изменения в документообороте - все это и многое другое требует немедленной реакции 3PL -провайдера.

Адекватность в перенастройке логистических процедур имеет и свои отрицательные стороны. Уникальность бизнес-процессов конкретного клиента, специфика его товарных потоков и требования сохранения конфиденциальности коммерческой информации не позволяют тиражировать методики 3PL -провайдеров от клиента к клиенту по целому ряду услуг.

Наиболее актуальными остаются услуги в транспортной составляющей аутсорсинга в силу высокого уровня унифицированности транспортных средств, тары и погрузочно-разгрузочных узлов. Также большим спросом пользуется внутрискладская обработка товарных потоков. Постоянен спрос на экспедирование грузов и услуги таможенных брокеров. Такие услуги, как управление товарными запасами, управление процедурами заказов, управление выполнением заказов, находятся примерно в середине рейтинга, демонстрирующего спрос на логистический аутсорсинг. Объясняется это неполным проникновением 3PL -концепции в логистические стратегии клиентов и сохранением собственных логистических служб. В качестве примера минимального применения 3PL -аутсорсинга можно привести такие компании, как IKEA и METRO .

Наименее развитым, по-видимому, следует считать логистический аутсорсинг в части информационного обеспечения. Внешние логистические консультанты чаще всего привлекаются на этапе тендеров и внедрения корпоративных информационных систем. Их эксплуатация и поддержка является функционалом собственных IT -департаментов компаний. Причины этого кроются в нежелании зависеть от внешних поставщиков и в требованиях к безопасности коммерческой информации.

В целом ситуацию на российском рынке 3PL -аутсорсинга можно рассматривать как оптимистичную. Положительная динамика проявляется как в увеличении числа клиентов, выбирающих именно эту концепцию покупки логистических услуг, так и в растущей глубине проникновения аутсорсинга в собственные логистические инфраструктуры компаний. Уровень сервиса постоянно повышается, многие 3PL