Почему костяная нога. Баба-Яга, Костяная Нога. Русская народная сказка в стихах. В осьми главах. Костяная нога - связь со смертью

…То ни ветрушки шумят буйные, то ни на море разыгралась непогодушка, то летит в ступе над сырым бором – ломит, выворачивает с корнем дубы вековечные Мара-Яга – Костяная Нога . Летит – пестом железным погоняет, помелом след заметает; зубами звериными клацает, костьми белыми бряцает. Летит Она с поля брани, крови человечьей напившись, жажду Свою утолив – рудяного зелья испив… Косой железной Мара косила, когти во тело бело вонзила – Жизнь до капли вытянула, Нить Макошину оборвала. У Синь-Камня на Земь ступала, к западу оборотясь, кости глодала . Во ступе пестом их в пыль растирала, шуйцёю брала – по ветру пускала. Всяк живот Поднебесной в котле варила, в котле варила – в Нави новила . В Нави новила – в Явь проводила, десницей махала – в путь провожала. В путь провожала – на Стезю наставляла. На Стезю наставляла – старый след заметала. На Стезю Вещего Бога – от Своего Порога. От Своего Порога – до Неведомого Чертога . Из Тьмы Кромешной Нави – чрез Маяту-Мороку Яви – во Горний Свет Прави. Како ве домо Ведающим – во Знании Древнем сведущим. Како в Ведах Святых изложено, како Самим Родом положено!..

Гой, Черна Мати! Гой-Ма !

………………………………….

ТОЛКОВНИК:

1. СТУПА – то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку. Образ Женского Начала – Врат Жизни и Смерти. Согласно Вещим Сказам, Мара тако же использует Ступу в качестве Воздушного Корабля (санскр. «вимана »), на котором с громоподобным шумом и невероятной скоростью – «в мгновение ока» – пролетает над Землёй.

2. КОСТЯНАЯ НОГА – мёртвая нога, образно отражающая связь Мары с Миром Мёртвых – Навью. Согласно Вещим Сказам, Мара одной ногой «стоит» в Яви, а другой – в Нави.

3. ПЕСТ ЖЕЛЕЗНЫЙ – то, чем перетирают зёрна в ступе. Образ Мужского Начала – Гоя Рода. Если Ступа означает Великую Мать – Врата Жизни и Смерти, то Пест знаменует Собой Ост Всемирья, Железную Иглу в Золотом Яйце (в Котором заключена Кощеева Смерть), Волховской Посох, Мировое Древо, Мер-Гору на Острове Буяне – пронизывающую Собой всё сущее Творческую Силу Рода. Мара, обладая одновременно Пестом и Ступою, показывает нам Своё владычество над Явью, над всем Проявленным Миром – Миром Двойственности.

4. ПОМЕЛО – то, чем Мара-Смерть, согласно Внщим Сказам, заметает следы. Знак «стирания» прошлой памяти, отсечения былых уз, «развязывания» Покутных Нитей Макоши (Нитей Судеб – Доли и Недоли), освобождения от всех ограничений, накладываемых прошлым. Знак Смерти (Разрушения, Растворения) и Забвения. «Стирая» человеческую самость, Мара связывает узами Забвения души тех, кто при жизни в Яви отождествлял СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) со своей преходящей личностью (человеческой самостью), и разрешает от Своих уз тех, кто добровольно принёс Ей в жертву свою «голову» – «отсёк» Мечом Веданья свою ограниченную самость, обнажив (раскрыв) так истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) – Собь, Дух Рода в себе.

5. ЗУБЫ ЗВЕРИНЫЕ – один из признаков нечеловеческой природы. Образно передают страх смерти, присущий в той или иной мере всем ограниченным живым существам, к коим, связанным узами своей самости, вовлечённым в Маяту, Мара обращается Своим Гневным Ликом, несущим ужас и смятение. К Мудрым, прозревшим свою Собь, Мара обращается Своим Милостивым Ликом, представая пред ними в Образе Чистого Самосиянного Света.

6. КОСТИ БЕЛЫЕ – связь с Миром Иным, с Навью. Тако же – знак «обнажения», раскрытия истинной природы сущего.

7. КРОВЬ-РУДА – согласно Вещим Сказам, вместе с кровью Мара выпивает Живицу (Жизнь) – Живую Воду умирающего.

8. КОСА ЖЕЛЕЗНАЯ – Оружие Мары, несущее смерть живым существам. Согласно Вещим Сказам, Железной Косой Мара косит колосья Живы, когда приходит их срок. Пребывая в Вечном Коловращении, всё сущее проходит через четыре Стадии Изменения: Рождение, Пребывание, Растворение и Обновление, ведущее к новому Рождению и началу нового Круга Жизни.

9. НИТЬ МАКОШИНА – здесь: Серебряная (Велесова) Нить, связующая душу и тело живого существа. Не путать с Покутными (Покута – «то, что суждено Свыше», Судьба) Нитями Макоши, связующими живых существ между собой, причину и следствие, начало и завершение всякого дела.

10. СИНЬ-КАМЕНЬ – Велесов Камень, упавший с Неба. Известно девять наиболее почитаемых Синих Камней, хранящих Следы Стоп или Дланей Вещего Бога.

11. ЗАПАД – Сторона Света, где «умирает» Даждьбог-Солнце. Через Запад лежит Путь к Чертогу Мары.

12. ОБГЛАДЫВАТЬ КОСТИ – здесь: раскрывать истинную природу сущего. Согласно Вещим Сказам, Мара обгладывает кости умерших, толчёт их в муку в Своей Ступе, а затем рассеивает по ветру, что означает прохождение умершим Стадии Растворения.

13. ШУЙЦА – левая рука. Шуйный Путь – Путь Левой Руки, Путь Нави – Стезя Тёмных Богов.

14. КОТЁЛ – то, в чём Мара, согласно Вещим Сказам, «варит» мясо умерших, ведя их души к Обновлению (новому воплощению в Яви) и Духовному Возрождению.

15. НОВИТЬ ДУШИ – вести их от Растворения в Нави к Обновлению в Яви и Духовному Возрождению в Прави.

16. ДЕСНИЦА – правая рука. Десный Путь – Путь Правой Руки, Путь Яви – Стезя Светлых Богов. Не путать со Стезёй Прави – Стезёй Великого Равновесия, Путём Лада Всемирья.

17. СТЕЗЯ – Духовный Путь САМО- и БОГО-Познания.

18. СТАРЫЙ СЛЕД – здесь: привязанности прошлого, память самости.

19. СТЕЗЯ ВЕЩЕГО БОГА – Путь Мудрости, раскрывающий Родовую Память.

20. НЕВЕДОМЫЙ ЧЕРТОГ – Незримый Удел Самого Рода Все-Держителя, Вышний Чертог Духа, Нетленная Собь (АЗ ЕСМЬ), Обитель Рода в Духовном Сердце человека, Несмертное и Непреходящее Пакибытие (Сверхбытие), лишённое всякой двойственности.

21. ТЬМА КРОМЕШНАЯ – мрак Духовного невежества; «ночь» подсознания. Тёмным Ликом Своим обращается Мара к тем, чьи Духовные Очи закрыты либо ослеплены Маятой. Мудрые, к коим обращается Мара Милостивым Ликом Своим, во Тьме Кромешной прозревают Её Истинную Природу – Немеркнущий Самосиянный Свет.

22. МАЯТА-МОРОКА – круговерть Духовного невежества, обусловленность внешними формами, привязанность к мирскому.

23. ГОРНИЙ СВЕТ – Свет Прави, просвещающий Духовное Сердце.

24. ЗНАНИЕ ДРЕВНЕЕ – Ведное Знание, открытое нашим Предкам Родными Богами; Духовное Веданье Соби; непосредственное Видение Очами Духа; Родовой Искон.

25. ВЕДЫ СВЯТЫЕ – Законы Прави, писанные Перстом Сварожьим на Алатыре-Камне (Сердце Мира) и запечатлённые в Вещем Сердце человека; волховские писания (Вещие Книги) и предания (Вещие Сказы) Мудрых Предков наших, вразумлённых и вдохновлённых Самим Вещим Богом; всякое Неизречённое (хранимое в Сердце Вещем) и проречённое (проявленное, насколько сие возможно) Слово Истинной Мудрости.

26. ГОЙ-МА – Священные Слоги Творческой Силы Все-Отца Рода (ГОЙ) и Великой Матери (МА) в соединении. Двое в Одном – Едином Недвойственном. Колокол Всемирья: Коло (МА), заключающее в Себе Кол (ГОЙ).

………………………………….

Слава Роду!

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ» на Родной Земле 16 травня-месяца (мая) лета 4413 от Основания Словенска Великого (лета 2004 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

© Русско-Славянская Родноверческая Община «РОДОЛЮБИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»

Относительно значения имени «Яга» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи склонны возводить его к санскритскому «яджня» или «ягья» , означающему буквально «жертвоприношение». Яджня , по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения – топлёное масло (гхи) , зерно, пряности и ценные сорта дерева. Всё делалось в определённом Писаниями (Ведами и Агамами ) порядке при пении или рецитации специальных мантр. Места, где совершались большие яджни , назывались ягашалами . (Для сравнения: у цыган «Яга» означает «Огонь» , причем женского рода.) Связь Бабы-Яги (Ежи-Бабы, Ягой Бабы, Яги Ягишны, Лесной Ёшки и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается тако же тем, что жилище Её – избушка на «курьих» («куриных» или «окуриваемых»?.. ) ножках – расположено на границе Яви и Нави (на опушке Леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей и Хранительницы Путей в Иной Мир – Божественной Супруги Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног – «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Бабы-Яги как с Явью – Миром Живых, так и Навью – Миром Мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Её как ступа (символ Женского Начала и обрядного умерщвления – «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» – стирает память и отсекает прошлое) и лопата , на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребенка, родившегося больным или не доношенным), позволяют увидеть в Яге – за внешним обликом «злой колдуньи-людоедки» – древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви…

Русская народная сказка для детей от 3 лет.
Жили-были муж с женой и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Злая мачеха невзлюбила девочку, била её и думала, как бы совсем извести. Раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке...
Поди к моей сестре, твоей тётке, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была Баба-Яга, костяная нога. Девочка не будь глупа, зашла прежде к своей родной тётке.
— Здравствуй тётушка!
— Здравствуй родимая! Зачем пришла?
— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племянница, что ты вперёд ко мне зашла, — говорит тётка. — Вот тебе ленточка, маслице, хлебец да кусок ветчинки. Будет тебя там берёзка в глаза стегать — ты её ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему ветчинки дай.

Поблагодарила девочка свою тётку и пошла. Шла она, шла и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга, костяная нога и ткёт.
— Здравствуй тётушка! — говорит девочка.
— Здравствуй родимая! — говорит Баба-Яга.
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, только садить покуда ткать.
Вот девочка села у окна и стала ткать. А Баба-Яга вышла и приказывает своей работнице:
— Ступай, истопи баню и вымой племянницу, да, смотри, хорошенько: я хочу её съесть.
Девочка услыхала, сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дров поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи! — и дала ей платочек.
Работница баню топит, а Баба-Яга, дожидается. Подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тётушка, тку, милая!

Баба-Яга отошла прочь, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:
— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
Вон на столе лежит полотенце и гребешок, — говорит кот, — возьми их и беги скорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать — она бросила им хлебца, и они пропустили её; ворота хотели захлопнуться — она полила им под пяточки маслица, и они её пропустили, берёзка хотела ей глаза выстегать — она её ленточкой перевязала, берёзка её и пропустила.

А кот сел у окна и ткёт: не столько ткёт, сколько путает.
Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
— Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
— Тку, тётка, тку, милая! — отвечает грубо кот.
Баба-Яга бросилась в хату, видит, что девочка ушла, и давай кота бить да ругать:
— Ах ты, старый плут! Зачем пропустил девчонку? Ты бы у неё глаза выдрал, лицо поцарапал!
— Я тебе столько лет служу, — говорит кот, — ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала!
Баба-Яга кинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать, колотить. Собаки говорят ей:
— Мы тебе столько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
Ворота говорят:
— Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.
Берёзка говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой пожаловала!
Работница говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты мне тряпочки не дала, а она мне платочек подарила.

Баба-Яга, костяная нога, поскорее села в ступу — толкачом погоняет, помелом след заметает — и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится за ней, и уж близко; взяла да и бросила полотенце: сделалась река, широкая-широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться! Воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста.
Баба-Яга пустилась опять в погоню.
Девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга близко; бросила гребешок: вырос лес, дремучий да частый! Баба-Яга стала лес грызть. Сколько ни старалась не могла прогрызть и воротилась назад.

Вернулся вечером девочкин отец домой и спрашивает у жены:
— А где моя дочка?
— Она пошла к тётушке, — говорит мачеха.
Немного погодя и девочка прибежала домой.
— Ты где была? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — говорит она. — Меня мачеха посылала к тётке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тётка — Баба-Яга — меня съесть хотела!
— Как же ты ушла, дочка?
— Так и так, — рассказывает девочка.
Отец, как узнал всё это, рассердился на жену и прогнал её из дому и стал с дочкой вдвоём жить-поживать.

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

— Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить. Та ее и научает:

— Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая!

— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

— Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

— Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

— Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

— Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

— Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

— Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

— Где же моя дочка?

— Она пошла к тетушке, — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

— Где ты была? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

— Как же ты ушла, дочка?

— Так и так, — рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.



    Николай Некрасов .

    Баба-Яга, Костяная Нога. Русская народная сказка в стихах. В осьми главах.

    Николай Алексеевич Некрасов
    БАБА-ЯГА, КОСТЯНАЯ НОГА

    Дела и жизнь неживших лиц

    Воспоминанье небылиц

    Русская народная сказка в стихах. В осьми главах

    Глава первая.
    ПОХИЩЕНИЕ


    Проснулась шумная тревога
    С восходом радостного дня…
    Стоят у царского чертога
    Четыре огненных коня.
    Из камня искры огневые
    Копытом мещут жеребцы,
    Храпят и бьются; стремянные
    Их крепко держат под уздцы.
    Красуясь пышным одеяньем,
    Сребром и золотом горя,
    С нетерпеливым ожиданьем
    Толпой придворные царя,
    Его сотрудники лихие
    В пирах, охоте и войне,
    Во всём равно передовые,
    Стоят на правой стороне.
    Налево легкий штат царицы:
    Прекрасный пол во всей красе;
    В одежде праздничной девицы
    В сомкнутой длинной полосе
    Красивой выстроились цепью
    И, засветив улыбкой взгляд,
    Как в бурю небо с водной степью,
    С противным строем говорят…
    Вот рать! брадою Чернобога
    Поклясться смело может свет,
    Что побежденных ею много,
    А победителя ей – нет!



    Выходит царь. Ему подводят
    Его любимого коня,
    За ним жена и сын выходят,
    И дочь – ясней младого дня;
    Мила как юная Зимцерла,
    Она улыбкой всех дарит -
    И ряд зубов, белее перла,
    Глаза и души ворожит.
    Она заносит ножку в стремя -
    Не смея духа перевесть,
    Мужчин завистливое племя
    Глазами радо ножку съесть;
    Коня погладит ручкой ловкой -
    Всем ручка видится во сне;
    Шутя кивнет кому головкой -
    И взоры всех в той стороне;
    Посмотрит на кого сурово -
    Тот и печален и угрюм;
    Моргнет ли бровью, скажет слово -
    В тупик поставит самый ум.



    И наши деды знали толк
    Ценить поэзию правдиво:
    Был у Плениры целый полк
    Рабов влюбленных – и не диво!..
    К нам по преданиям дошло,
    Переходя от деда к внуку,
    Что тот, презреньем ввержен в муку,
    Весь век страдал; того сожгло
    Одной улыбкой благосклонной;
    Тот, говорун неугомонный,
    От изумленья онемел,
    Когда ей в очи поглядел…



    Куда же едут царь с царицей
    И с белолицей царь-девицей?
    Куда мужчин и женщин рать
    Собралась их сопровождать?..




    Разнообразными толпами
    Станица воинов и жен,
    С бичами, копьями, стрелами,
    Пестреют в поле – шум и звон!
    Кругом раскинуты тенета,
    Зверей усердная гоньба
    Всех утомила, как работа;
    Но ловля, травля и стрельба
    Идут успешно: уж сразили
    Лисицу, волка и хорька,
    Вдобавок в сети заманили
    Недальновидного сурка
    И пару зайцев затравили.
    Доволен царь.

    Своей рукой
    Он гладит мягкий пух лисицы;
    Остановился, ждет царицы.
    Она примчалася стрелой.
    Тогда с коней своих усталых
    Они для отдыха сошли;
    Забыв охоту, к ним пришли
    Толпы наездников удалых
    И в кубках меду принесли.
    Наполнен ковш шипучей влагой,
    И благотворная струя,
    Досыта жажду их поя,
    Дарит их силой и отвагой.
    Меж тем идет серьезный толк
    Между придворными: кем волк
    Повержен был? кто на лисицу
    Поднял неробкую десницу?
    Кем загнан маленький сурок
    В ему расставленный силок?
    Венец победы над лисицей
    Приписан был царю с царицей,
    И их же верная рука
    Сразила волка и хорька.
    Заслыша общее их мненье,
    Пришла царица в восхищенье,
    Царя державное чело
    Улыбкой ясной расцвело;
    Предложен тост за лов удачный,
    И вот уж пенистый фиал
    До края кубки наполнял,
    И вот уж пьют…



    Вдруг тучей мрачной
    Небесный лик заволокло,
    Как демон, с бешенством и свистом
    Пронесся ветер в поле чистом,
    Шатер походный унесло,
    В руках ковшей как не бывало,
    С придворных шапки посрывало…
    Вдруг крик, и свист, и шум вдали,
    И стук копыт о грудь земли
    Они заслышали, – чему бы
    Тут удивляться им? в лесах
    Ведь недостатка нет в лисах:
    То, знать царевна трубит в трубы
    И с ратью гончих и девиц
    Гоняет по лесу лисиц.
    Но отчего-то на царицу
    Вдруг страх напал, сам умный царь,
    Хоть никогда не трусил встарь,
    Тут от испуга рукавицу
    Из рук дрожащих уронил…
    Вдруг он коня поворотил,
    Махнул рукой и вскачь пустился
    Туда, где стук и крик носился,
    За ним царица и весь двор
    Помчались, едут: темный бор
    Пред ними стройным великаном
    Предстал преградою в пути
    И, шевелимый ураганом,
    Как бы шептал им: «Не ходи!»
    Въезжают в лес: толпою тесной
    Там девы робкие стоят,
    На что-то пристально глядят;
    Меж них царевны лик небесный
    Увидел царь: какой-то страх
    Заметен был в ее очах.
    Он изумился. «Что-то худо!» -
    Кричит супруге – и стрелой
    Летит к царевне молодой,
    Летит, летит – и видит чудо:
    Вдали клубится дым густой,
    В чепце из жаб, в змеиной шубе,
    Не на коне – в огромной ступе,
    Как сизо-белой пеленой
    Обвита сетью дымовой,
    Летит ужасная колдунья;
    Был только день до полнолунья, -
    А в это время, всякий знал,
    Что ведьмам праздник наставал.
    Пестом железным погоняла
    Колдунья ступу, как коня,
    Сквозь зубы что-то напевала,
    Клыками острыми звеня.
    На лбу по четверти морщина,
    А рот разодран до ушей,
    Огромны уши в пол-аршина,
    До груди волос из ноздрей,
    На месте глаз большие ямы,
    Затылок сгорблен, ноги прямы,
    На лбу огромные рога -
    Всё в этот миг их убедило,
    Что Баба старая Яга
    Зачем-то бор их посетила.
    И, в страхе все оторопев,
    Быстрее ратники пустились
    К толпе упавших духом дев.
    Но поздно – как ни торопились,
    Им изменили их кони,
    Хоть понуждали их они…
    С размаха ведьма налетела
    На рать несильных, робких жен,
    Их осмотрев со всех сторон,
    Царевне в очи посмотрела,
    Над ней как ворон пронеслась,
    Рукою в грудь ее впилась,
    Другой рукой за стан схватила,
    С собой на ступу посадила
    И прытче мысли унеслась…
    Всех прежде юный брат царевны
    Послал за хищницей стрелу,
    Потом сам царь, печальный, гневный,
    Послал другую. Мрак и мглу
    Опять сменило море света.
    Вдали виднелася она,
    Туманом пасмурным одета,
    И с ней несчастная княжна.
    Погоня страшная летела
    Вослед злодейке, уж чуть-чуть
    Стрела Булата не задела
    Ее предательскую грудь,
    Но страшный (в) ступе пест железный
    Колдунью спас над самой бездной.
    Она сильней им застучит -
    И диво – ступа побежит,
    Как лань, заслыша лай собаки;
    Она удары участит -
    И ступа летом полетит
    Через холмы и буераки…
    День целый гналися за ней,
    Всё отставали дале, дале
    И наконец совсем отстали.
    Царевны нет!.. Царевна с ней!
    Тоскует царь. Сама себя
    Царица в той беде винила:
    «Охоту пламенно любя,
    Не я ль и дочь к ней приучила,
    Не я ль ей первая дала
    Понять, что конь и что стрела?» -
    Так плачет грустная царица.
    «Где дочь, где солнце царь-девица?
    Где царства лучшая звезда,
    Любимый перл, куда, куда
    Она так долго запропала?
    Ее уж нет! Ее украла
    Из ада присланная тварь!» -
    Взывает так печальный царь.
    И в непритворном сокрушеньи
    Они рыдают день и ночь,
    Надежды нет увидеть дочь,
    Надежды нет ее спасенья!..
    Мгновенно царского несчастья
    Весть по столице пронеслась,
    Слеза горячего участья
    С глаз добрых подданных слилась,
    Они все искренне любили
    Царя и царскую семью,
    Под их правленьем мирно жили,
    Благословляя жизнь свою,
    Довольны мудрым их правленьем,
    И были тягостней своих
    Несчастья царские для них.
    Веселье общим сокрушеньем
    Сменилось всюду; резвый смех
    И кроткий мир покинул всех.
    Но кто найболее крушился,
    В чью грудь всех глубже и сильней
    Удар нечаянный вонзился
    И страшный след оставил в ней?
    Всех больше горевал Булат,
    Похищенной царевны брат.
    Он в тот же вечер в путь собрался,
    Царю торжественно поклялся
    Домой не быть до той поры,
    Пока похищенной сестры
    Из рук колдуньи не исхитит
    И за позор не отомстит;
    Святую клятву небо видит,
    И если кто ей изменит,
    Пускай оно того казнит…
    Ему два спутника судьбою
    В далеких странствиях даны:
    Охотно храбрые герои,
    Светан и Серп, утомлены
    Однообразьем жизни дворской,
    Направить путь к стране заморской
    С ним согласились, дочь царя
    Найти усердием горя,
    С богатырями потягаться,
    На дев чужбины посмотреть,
    Победой громкой увенчаться
    Иль так же громко умереть…
    Один решимостью и силой
    Уж доказал, что был не трус,
    Его и бороду и ус
    Давно седина серебрила.
    Другой – на утре лучших лет,
    Но уж знакомый с ратным боем,
    Не в шутку прозванный героем,
    Красавец, царства пышный цвет.

    Глава вторая.
    О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯГИ И О ПРОЧЕМ


    Готов день ясный закатиться;
    Три храбрых витязя верхом
    По полю скачут – пыль клубится,
    И брызжут искры янтарем.
    Природа дремлет. В темной дали
    Чернеет лес. Они к нему,
    Но тут, загадкою уму,
    Им три распутия предстали.
    Который путь туда ведет,
    Где их царевну заточили,
    Кто угадает, кто поймет?
    Подумав так они решили:
    «Нас трое, три дороги тут
    В три страны разные ведут, -
    Итак, обнимемся, простимся,
    Дорогу каждый изберем,
    И в страны разные помчимся,
    Авось царевну и найдем!..»
    Три храбрых витязя обнялись,
    Поклялись дружбой и расстались…
    Булат избрал середний путь.
    Луны не видно, в небе тучи,
    Кругом Булата лес дремучий;
    Булату грустно, ноет грудь, -
    Один!.. Но нашего героя
    Наутро ждет забава боя,
    И лучше нам печаль и ночь
    Прогнать скорей со сцены прочь.
    Вот утро. Люди, пробудитесь,
    Пора вам действовать, пора!
    Без остановки ехал витязь
    Дремучим лесом до утра;
    Лес миновал; пред ним равнина
    Лежит, роскошна как картина,
    Цветами пышно убрана,
    Благоуханий амброй нежной,
    Как райский сад, напоена.
    Невольно к думе безмятежной
    Сердца настраивает вид
    Природы юной и цветущей, -
    Булат заснул под пышной кущей.
    Но вот он встал, коня бодрит
    И снова скачет! Видит: в поле
    Пасутся два коня на воле,
    Из-под седла, как из трубы,
    Выходят дымные столбы.
    Он едет дале. Видит: дева
    Накрепко за руки у древа
    Стоит привязана; стеня,
    Как бы о помощи взывает,
    Кого-то, в горести кляня,
    Своим злодеем называет.
    Булат долину в изумленьи
    Окинул из конца в конец
    И ясно понял наконец
    Причину странного явленья…
    Со всею яростью врагов,
    Миримых лишь за дверью гроба,
    Дрались два витязя; их слов
    Постигнуть смысл могла лишь злоба.
    Но ясно было, что ценой
    Победы плачущая дева…
    Исполнен праведного гнева,
    С участьем к жертве молодой,
    Столь огорченной, неутешной,
    Младой Булат летит поспешно
    На место битвы роковой.
    «Оставьте бой поносный свой,
    Мечей бесславить не дерзайте,
    Плод преступления вкусить
    Себя мечтой не обольщайте!
    Должны прощенья вы просить
    У девы, вами оскорбленной,
    Или мой меч непосрамленный
    Ее злодеям будет мстить!» -
    Воскликнул витязь, обнажая
    Кровавый меч; между собой
    Враги, сраженье забывая,
    К Булату кинулись стрелой.
    Один на двух Булат выходит
    Там, где так долг ему велит,
    И в чести силу он находит,
    Перун сам за него разит.
    Они сошлись. Удар удачный
    Поверг на землю одного,
    Он захлебнулся кровью мрачной.
    Теперь один на одного…
    Не трусы оба, ловки, статны,
    Навострены мечи булатны,
    Кому же пасть, кому же жить,
    Кому кого похоронить?
    Кто будет гением сей битвы,
    В цветах победного венца,
    И за чью душу слать молитвы
    К престолу вечного творца?



    Видали ль вы, когда две тучи
    Стремятся в мутных небесах
    Одна к другой? Уж только шаг
    Их делит; грянул гром могучий,
    Столкнулись плотно грудь о грудь:
    Одна рассеялась, другая,
    Свободно крылья расправляя,
    Проходит гордо спорный путь…



    Летят обломки их броней,
    Дождем из стали сыплют искры,
    Освирепелые как тигры
    И каждый сам себя сильней,
    С безумной храбростию оба
    Дерутся; кровью обагрен
    И отвратителен как злоба
    Булатов враг; уж ранен он,
    Но страшно меч его сверкает.
    Под охраненьем крепких лат,
    Еще не ранен наш Булат,
    Но глубже броню пробивает
    На нем удалый меч врага.
    В бою минута дорога,
    Заплатишь жизнью за ошибку.
    В тот миг, как с радостной улыбкой
    Булатов враг заносит меч,
    Чтоб вмиг главу ему рассечь,
    Булат в подставленную шею
    Вонзает острый меч злодею.
    Стремглав сраженный враг упал:
    «Достоин быть мой победитель
    Царевны молодой властитель!» -
    Он прошептал – и жить престал…



    Хоть, по правилу, Булата
    Оставлять бы здесь не надо,
    А вести об нем лишь речь,
    Но должно на час пресечь
    Нам об нем повествованье:
    Побуждает нас желанье
    Повидаться час-другой
    С Бабой злобною Ягой…
    Злей она любого черта,
    Хоть какого хочешь сорта.
    Это, как и почему,
    Непонятно хоть уму,
    Но поистине правдиво.
    Только, видишь, вот в чем диво:
    Черт варил двенадцать баб
    (Он, вишь, был сердечком слаб,
    Был влюблен он в них по уши,
    Да надули, злые души!);
    Кипятком вода кипела,
    Вверх бросалась пена бела,
    А колдуньям нипочем,
    Черта дразнят языком,
    Улыбаются, хохочут,
    Чертов люд честной порочат,
    Брызнут пеной в сатану
    Да и спрячутся ко дну…
    Сатана чертовски злился,
    По-каковски ни бранился,
    Чуть со злости караул
    Не кричал. Вдруг как зевнул,
    Да закашлял: серный пламень,
    Медь, железо, глина, камень -
    Всё на баб, им всем назло,
    Повалилось, полило.
    Вмиг старухи призатихли.
    «Вот что вам за фигли-мигли!» -
    Закричал тут сатана
    И достал старух со дна.
    Стал разглядывать их молча:
    «Фи! Да сколько это желчи,
    Злости, разных славных штук,
    Право, просто вон из рук!..
    Что сравнится с ихней злостью,
    Зло срослося с каждой костью,
    Это просто первый сорт,
    Ей-же-ей, как честный черт! -
    Наконец сказал он тихо… -
    Поступлю я с ними лихо;
    Ну, теперь дрожи весь мир,
    Будет нам тут вечный пир,
    Будем чаще вас тревожить…
    Знаю, как здесь зло умножить:
    Чтоб была позлее тварь,
    Все двенадцать этих харь
    Я в одну соединяю
    И такую сочиняю
    Злую бабу, что она
    Будет тот же сатана,
    То есть я, своей особой!»
    Тут он вываренной злобой
    Начал тело наливать
    Да над ним что-то шептать.
    Вышла баба: оглянулась,
    Миру злобно улыбнулась
    И, лишь только на часок
    Увидала чертов рог,
    Прямо черта хвать по морде.
    Закипела радость в черте;
    «Будь мне старшая сестра,
    Ты, как вижу я, добра… -
    Сатана сказал и в щеку
    Чмок красотку краснооку… -
    Будь ты Бабою-Ягой,
    С костяной ходи ногой,
    Я тебя тотчас пристрою,
    Не давай людям покою,
    Да собьешь каких с пути,
    Верны счеты им веди…
    Как приблизишься ты к аду,
    Дам за всех тебе награду!»
    Тут исчез вдруг сатана…
    Вот теперь, я чай, ясна
    Вам причина, по которой
    Ни с ленивцем, ни с обжорой,
    Ни с разбойником она
    Быть не может сравнена.
    Всех Яга превосходила,
    В ней вся дьявольская сила
    Находилася в одной…
    Дни летели чередой.
    По чертовскому наказу,
    Не теряя даром часу,
    Зло она творила всем,
    Иногда кое за чем
    Приближалася и к аду,
    Получала там награду
    И опять заняться злом
    В мир пускалася потом.
    Раз случайно, ради шутки,
    Забралась она на сутки
    К Тихомиру в царство, – там
    Счета нет ее делам
    И позорным, и бесстыдным,
    Человечеству обидным.
    Там царевну невзначай,
    Чтоб схватить хотя на чай
    С сатаны, она украла,
    У себя ее держала,
    Не пускала никуда,
    Запирала ворота
    На замок, как уходила;
    А царевна всё грустила,
    Всё рыдала ночь и день
    И была бледна как тень…
    В одиночестве страдала,
    Как уйти, она не знала:
    Пятиглавый страшный Змей
    Наблюдал всегда за ней…
    Дом колдуньи был так страшен,
    По углам двенадцать башен,
    Ров кругом, и нет моста…
    Вся околица пуста,
    Тут нигде жилья не видно…
    Но хоть вчуже жить обидно,
    А уж всё, чем умирать,
    Лучше малость подождать,
    Не придет ли час спасенья,
    Или, может, сожаленье
    На Ягу вдруг нападет
    И она ее снесет,
    Возвратит в родное царство…
    А колдуньино коварство
    Всё росло. На целу ночь
    Улетала она прочь,
    Возвращалася с добычей.
    И такой у ней обычай:
    Угождай чем больше ей,
    Тем она всё злей да злей!
    Змей служил ей преусердно,
    Люд губил немилосердно,
    Приносил домой тела,
    А колдунья их брала,
    В разны твари превращала
    Иль варила и съедала…

    Глава третья.
    ЦАРЕВНА ЛЮБАНА И ЦАРЕВИЧ СПИРИДОН


    Скоро сказка говорится,
    Да не скоро то творится,
    Что рассказывают в ней…
    Победив богатырей,
    Подошел Булат наш к древу,
    Отвязал младую деву,
    Потупил смущенный взор
    И завел с ней разговор…
    «Я девица не простая
    (Так, Булата озирая,
    Начала она): мой род,
    Царством властвуя, живет
    И богато и счастливо,
    Всех окольных царств на диво.
    Я дочь царская Любана,
    Надо мною слишком рано
    Разразилася беда.
    Я, беспечна, молода,
    Проживала беззаботно,
    Но судьбе было угодно
    Наказать меня: злодей -
    Царь соседний Федосей -
    Как-то раз меня увидел,
    Вдруг влюбился – и похитил.
    Был с отцом моим он враг,
    Не надеялся никак,
    Быв беднее всех в округе,
    Получить меня в супруги,
    Да и мне он не был люб,
    Потому что очень глуп…
    Он скакал без остановки,
    Не давал коню сноровки,
    Вдруг сегодня встречу нам
    Здесь попался царь Варлам.
    Он, как знала я, давненько
    Был влюблен в меня маленько…
    Лишь меня увидел он,
    Страшно сделался взбешен,
    Закричал, мечом захлопал,
    Страшно конь под ним затопал,
    Он с него тотчас сошел,
    Речь с противником завел,
    За меня с ним поругался.
    Впрочем, тот не испугался,
    Слез с усталого коня,
    Привязал скорей меня,
    И пошла у них потеха,
    Но мне было не до смеха:
    Беспокойна и грустна,
    Дум мучительных полна,
    Я стояла, чуть дышала,
    Смерть на помощь призывала,
    Чтоб спастися от беды,
    Вдруг явился, витязь, ты…»
    И она благодаренье
    За нежданное спасенье
    Тут Булату воздает…
    А Булат не узнает
    Сам себя от восхищенья
    И какого-то смущенья,
    Страстен взгляд его очей,
    Странен смысл его речей…
    Но томить я вас не стану:
    Он влюбляется в Любану
    Просто-запросто и ей
    Объясняется скорей,
    Без дальнейших прибауток,
    Как внушил ему рассудок.
    Тут Любана покраснела,
    На Булата посмотрела
    И влюбилася сама,
    Просто молвить, без ума.
    Решено было: согласье
    На взаимное их счастье
    У родителей просить…
    Жарко друг друга любить
    Поклялись они до гроба
    И пустилися в путь оба,
    Чтоб царевну отыскать
    И спокойней пировать
    После свадьбу. Конь Варлама,
    Не сердитый, хоть упрямый,
    Был младой царевной взят,
    Посадил ее Булат;
    Он сказал было невесте,
    Что не худо б ехать вместе,
    Да, стыдлива и скромна,
    Заупрямилась она…



    Третий день они уж скачут,
    То надеются, то плачут
    О царевне молодой,
    Что украдена Ягой,
    Ждут с часу на час с ней встречи,
    И о ней лишь только речи
    Меж собой они ведут,
    Либо песенки поют
    Про любовну страсть друг к другу
    Да про скучную разлуку…
    День под вечер уж склонялся, -
    Конь Булата спотыкался, -
    Нет ни лесу, ни жилья,
    Всё песчанее земля.
    Ждут, не выедут ли в поле,
    Где б пустить коней по воле
    И самим поотдохнуть:
    Утомил их долгий путь,
    Да известно, что и голод,
    Как-нибудь себе тут молод,
    Всё не тетка, а скорей
    Лютой мачехи лютей,
    А они давно не ели:
    На пути нет даже ели,
    А не только что дерев,
    Чуть стоящих от плодов,
    Как бывало это прежде…
    Едут далее, в надежде
    Степь песчану миновать,
    Луг цветущий увидать,
    Но напрасно ожиданье…
    Солнце тмит свое сиянье,
    Вечер мрачный настает,
    Конь чем далее вперед,
    Тем песок всё глубже, глубже…
    «Эх, прости, создатель! глуп же
    Я, вернуться бы назад!» -
    Размышляет так Булат.
    А Любана без движенья,
    Словно некое виденье,
    На коне своем сидит,
    Ничего не говорит.
    В ней давно ослабла сила,
    И уздечку опустила
    От усталости рука…
    Сильно их гнетет тоска,
    Холод, голод и усталость:
    Камень тут взяла бы жалость!
    Но Булат не за себя
    Плакал, всей душой любя
    Черноокую Любану,
    Он бы снес больнее рану,
    Лишь была б только она
    От беды сохранена…



    Уж кони едва ступали,
    Беспрестанно подымали
    Вверх песчаные столбы…
    Не уйти, знать, от судьбы!
    Ночь кругом, на что решиться?
    «Лучше нам остановиться,
    До рассвета подождать,
    Чтоб коней не потерять», -
    Говорит Булат Любане,
    Не заметивши в тумане,
    Что Любана чуть жива -
    Нет ответа на слова.
    Испугался он ужасно
    И к царевне стал несчастной
    Громко, жалобно взывать…
    Стало на небе светать,
    Он остатками настоя
    Лил в лицо ей, громко воя,
    И, печальна и бледна,
    Вдруг опомнилась она;
    Стали думать о спасеньи,
    Тут завидел в отдаленьи
    Поле пышное Булат,
    Поскакал, сердечно рад,
    Он туда с больной Любаной.
    Вдруг, о ужас! словно пьяный,
    Пошатнулся в страхе он,
    Словно громом поражен:
    На него, в змеиной шубе,
    На своей огромной ступе,
    С дикой яростью врага,
    Баба кинулась Яга…



    Перед солнечным закатом,
    Распростившися с Булатом,
    Серп поехал на восток.
    Месяц по небу потек,
    Звезды в небе засверкали,
    Он всё ехал дале, дале,
    То надеждою живим,
    То отчаяньем томим.
    Про колдунью мыслил гневно,
    Думал встретиться с царевной,
    У врага ее отнять,
    С нею в царство прискакать
    И просить ее в награду.
    Он к коню забыл пощаду,
    Гнал без памяти его,
    Сам не зная для чего.
    Вот прошло уж трое суток,
    Стал грустить он, кроме шуток,
    Не встречая никого:
    Скука мучала его.
    Мучим тайною тревогой,
    Ехал он путем-дорогой.
    Вдруг однажды при реке
    Видит город вдалеке -
    На пространстве необъятном
    Он, в величии нарядном,
    Красовался, процветал,
    Чем-то дивным поражал…
    «Что за диво, что за чудо!
    Побывать бы в нем не худо,
    Чтоб немного отдохнуть,
    А потом и снова в путь», -
    Серп подумал и помчался…
    Конь от жара задыхался,
    Он его всё боле гнал
    И в минуту доскакал.
    Город пышен, как столица,
    Всюду праздничные лица.
    «Что тут, праздник, что ль, какой?» -



    У красотки молодой
    Невзначай спросил проказник
    И узнал, что точно праздник:
    У царя родился сын,
    Так сегодня день крестин…
    Серп не знал, за что приняться:
    Погодить иль в путь пускаться?
    И, решившись наконец,
    Поскакал он во дворец.
    Там с придворными съякшался,
    Разговорами занялся,
    Был прилично угощен
    И к царю потом сведен.
    Царь был рад ему душевно
    И с царицей да царевной
    Ну расспрашивать его:
    Прибыл к ним он для чего?
    Он сказал, что так, случайно,
    И открыл потом, за тайну,
    Что царевны молодой,
    Что похищена Ягой,
    Он с усердьем рабским ищет
    И за ней по свету рыщет.
    «Отдохни немного, братец,
    Я вина хотя ушатец
    Для тебя поставить рад,
    Я сегодня тороват:
    У меня, вот видишь, диво,
    Жил доселе я счастливо,
    И во сне, и наяву,
    Но счастливей заживу:
    Сын третьего дни родился,
    А сегодня уж молился
    На крестинах сам своих,
    Вот, брат, делаем каких!
    Это всё б еще не диво,
    Да растет он очень живо,
    Не по дням, а по часам,
    Посмотри, братец, хоть сам -
    Верно, скажешь: просто милка!»
    Тут велел он, чтоб кормилка
    Принесла к нему дитя.
    Серп подумал, что шутя
    Царь об нем разговорился,
    И немало удивился,
    Как увидел, что оно
    Не шутя говорено:
    Вдруг в покой дитя вбежало
    И раскланиваться стало,
    Завело об чем-то речь,
    Стало прутом кошку сечь.
    Серп не верил, чтоб малютке
    Было только трои сутки,
    Говорил, что лет уж пять
    Он изволит проживать,
    Но, побывши с ним с полсуток,
    Стал уверен, кроме шуток,
    Потому что вдруг при нем
    Больше стал он полвершком…
    Сила в нем была велика,
    Бегал он, как заяц дикой,
    Не по летам был умен,
    Назывался Спиридон.

"Баба - Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа.

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно-угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги - дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу-фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога — связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух-трех высоко спиленных пнях - чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах - «урах». В них обычно находились кук-лы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик -может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.

А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все — за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель