Преференции по 44 фз постановление. Аналитика аналитические обзоры. Преференции для российских товаров

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.

Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

  • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
  • порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
  • порядок контроля выполнения договорных условий;
  • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

  • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
  • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
  • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
  • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

Порядок предоставления преференций

Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.

В частности:

  • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
  • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
  • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
  • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:

  • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
  • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

Как воспользоваться льготами

Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

  • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
  • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
  • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

В целях наибольшего благоприятствования деятельности организаций и предприятий определенного типа, государство иногда предоставляет им ряд специальных преимуществ или льгот - преференций. Такие преимущества могут предусматриваться не только в сфере производства или налогообложения, но и при проведении закупок для госнужд. Хотя в законе о контрактной системе (ФЗ-44) само определение преференций не используется, он содержит ряд норм, благодаря которым некоторым участникам закупочных процедур положено отдавать предпочтение при заключении контрактов. ФЗ-44 устанавливает преференции для следующих категорий участников размещения заказа:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям (СОНКО) (ст. 29);
  • малым предприятиям (СМП) (ст.

Школа закупок

Материалы по теме Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ Ограничения устанавливаются на допуск: При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран - членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%. Пример. В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта - 800 тыс.


руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей. Материалы по теме Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Преференции по 44-фз: что это такое

Но контракт с ним будет заключен по цене 76,5 рубля. Исключения из правил Приказ МЭР 155 не применяется в следующих случаях:

  1. Закупка содержит товары, как включенные в перечень, так и отсутствующие в нем. К примеру, поставка огурцов (код 01.13.32.000 включен в приказ) и баклажанов (код 01.13.33.000 не включен).

Преференции в документации не устанавливаются.

  • Процедура определения поставщика признана не состоявшейся по причине того, что подана только одна заявка, только одна признана соответствующей требованиям, в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал предложение и др. согласно ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83, ч. 8 ст. 89, ст.
  • Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-фз

    Внимание

    Товарные списки часто менялись, относительно некоторых категории товаров принимались отдельные решения. В 2014 году с началом санкционной войны Минэкономразвития издало приказ о целом списке товаров, которые должны при госзакупках иметь 15% преференцию, если они произведены в Таможенном союзе. В 2015 году Минэкономразвития распространило 15% преференции на IT-товары, выставляемые на тендеры для органов государственной власти.

    Относился этот приказ к микросхемам, ноутбукам, разнообразным «вычислительным машинам» и комплектующим. Отдельными решениями осуществлялась поддержка отечественных производителей лекарственных препаратов. Меры по снижению доли импортных товаров и услуг на российском рынке были приняты также в рамках стратегии импортозамещения.

    Преференции по закону 44-фз

    Теперь на конкурсах все российские товары и услуги будут считаться на 15% дешевле той цены, которая указана в заявке. В случае прохождения заявки, контракт подписывается по ее изначальной цене, без учета 15% дисконта. Если в конкурсе победит поставщик импортного товара, то контракт будет подписан по цене ниже заявочной на 15%.

    Эти преференции распространяются также на поставщиков из стран ЕАЭС. Чем регламентируются госзакупки? Поддержка отечественным производителям – в виде законов, приказов отдельных министерств или постановлений правительства – оказывается уже достаточно давно. На сегодняшний день сфера госзакупок регламентируется двумя федеральными законами: ФЗ-44 (закон о закупках госорганами) и ФЗ-223 (закон о закупках госкорпораций и компаний с госучастием).

    Форма преференций для отдельных групп товаров и услуг в виде 15% дисконта от цены заявки существовала уже давно.

    Каковы условия предоставления преференции по 44-фз?

    Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки - юридическое или физическое лицо. Какие документы требуется представить в заявке Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии).
    В составе заявки должны быть приложены:

    • При участии в торгах учреждений УИС- требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
    • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст.

    Преференции для российских товаров

    А после эти «издержки» госкорпорации возмещают с помощью госбюджета, поставляя товары для государственных нужд. Например, «Роснефть» становится единственным поставщиком топлива для МВД, при этом уже являясь единственным поставщиком для МЧС и Следственного комитета РФ. Сообщается, что цены на литр бензина в контракте с МЧС оказались в среднем выше рыночных на 10 руб.

    Говорить о какой либо конкуренции и снижении цен в такой системе госзакупок не приходится. Кроме того, по данным замглавы МЭР Евгения Елина, за минувший год было создано 800 новых госучреждений – ГУПов и МУПов, которые начинают участвовать в таких сферах, которые для государства совершенно излишни (например, озеленение улиц или оказание бытовых услуг), при этом «куска хлеба» лишается малый бизнес. И это обстоятельство, по мнению Елина, развитию здоровой конкуренции тоже никак не способствует.

    • Тендер

    Автор: Черданцева Татьяна 26 июля 2017 Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции. Что это такое, какие правила устанавливает приказ МЭР № 155 от 25.03.2014 и как рассчитывают преференции, рассмотрим в статье.

    Инфо

    Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014 Преференция в госзакупках - это предоставление ценового преимущества участникам, которые предлагают к поставке товар, произведенный в России и некоторых избранных государствах. Это делают, чтобы поддержать определенные сектора экономики и производства этих стран. Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

    В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.

    Преференции российскому производителю по 44 ap

    Национальный режим по 223-ФЗ Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке. В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

    Преференции российскому производителю по 44-фз

    В примере победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт с ним будет заключен по цене 100 рублей. Если проводится аукцион, преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель определяется обычным путем - это будет тот, кто предложил наименьшую стоимость. Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах - членах ЕАЭС), контракт заключается по цене, сниженной на 15% от той, что указана в его предложении. Если же побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта не снижается. Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров, потому что он предложил наименьшую стоимость.

    Преференции российскому производителю по 44-фз 15

    На фоне текущего кризиса, госзакупки являются локомотивом развития малого и среднего предпринимательства и важнейшим средством поддержки экономики. Насколько эффективны госзакупки? В закупках, которые осуществляют госорганы (ФЗ-44), среднее число участников конкурса равно трем. Закупки у одного поставщика осуществляются в 20% от общего количества.

    Согласно докладу МЭР об итогах госзакупок в прошлом году, объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком превысил 1 трлн руб. Половина расходов в этом случае пришлась на строительство Керченского моста, универсальные услуги связи, строительство атомных ледоколов, создание ракетного комплекса для ВКС. В 44% случаев заключения контрактов с единственным поставщиком решение принималось по распоряжению президента РФ.

    Совершенно иная картина наблюдается в закупках госкорпораций и компаний с госучастием.

    По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

    Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

    • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
    • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
    • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
    • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

    Преференции организациям инвалидов

    Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

    Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

    Налоговые льготы

    Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

    Преференции поставщикам товаров отечественного производства

    Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

    Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

    Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

    Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

    Как предоставляются преимущества

    Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

    Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

    Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

    Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

    Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

    продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

    товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

    Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

    Ограничения в закупках

    Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

    Список товаров, которые попадают под ограничения:

      некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

      отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

      отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

    Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

    Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

    Предоставление преференций

    Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

    Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

    Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

      Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

      В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

      В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

      В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

      В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

    Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

    Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

    ООО МКК "РусТендер"

    Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

    Закон №44-ФЗ предусматривает ряд преференций по отношению к участникам процедуры, обладающим различным специфическим статусом, а также и к продукции определенного происхождения. Рассмотрим подробнее, в каких случаях и кому при закупках закон разрешает отдать предпочтение.

    Государственные преференции

    Законом установлена обязанность заказчика в госзакупках отдавать предпочтение определенным категориям поставщиков и/или продукции. Речь, в частности, идет о происхождении товаров, если они были произведены на территории стран-участниц ЕЭС или самой России.

    При этом, однако, если продукция участником предлагается смешанного происхождения, в своей заявке на процедуру определения поставщика он обязан продекларировать соотношение доли товаров разных стран производства . Без таковой декларации доля товаров, дающих право на преференцию (т.е. российских/произведенных в ЕЭС) исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании НМЦК. Доля российских (либо произведенных в ЕЭС) товаров, соответственно, должна превышать в общем объеме предлагаемой поставки 50%.

    К участнику процедуры, соответственно, применяются особые условия допуска, в соответствии с пунктом 7 , и с применением антидемпинговых мер.

    Преференции по 44-ФЗ при запросе котировок

    В соответствии с приказом № 155, при запросе котировок, равно как и при проведении процедуры определения поставщика посредством конкурса, преференции по 44-ФЗ устанавливаются для заявок о поставке товаров из стран ЕЭС следующим образом: при таких закупках рассмотрение и оценку заявок комиссия проводит с учетом 15-процентного понижающего коэффициента, а контракт заключается по цене контракта, предложенной участником процедуры.

    Если доля товаров, происходящих из России и/или ЕЭС составляет менее 50% от общего объема, преференции по национальному режиму не применяют.

    Преференции инвалидам по 44-ФЗ: постановление правительства

    В соответствии с постановлением правительства РФ от 15.04.2014 , при осуществлении закупочных процедур, у заказчика есть обязанность предоставлять 15-процентное преимущество также организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

    При этом, конкретный перечень продукции, при закупке которой предоставляются преимущества организациям инвалидов, предусмотрен в соответствии с кодами ОКПД2 , с которыми необходимо сравнивать коды ОКПД продукции, о которой идет речь.

    Преференции товарам российского происхождения: не только по 44-ФЗ

    В сентябре 2016 года Правительство РФ приняло постановление, которое устанавливает с 1 января 2017 года общий приоритет для российских товаров и услуг в рамках Закона № 223-ФЗ .

    При этом ограничения в отношении приоритетов отсутствуют и распространяются, по факту, на любые предметы и способы (кроме закупки у единственного поставщика) закупки по 223-ФЗ. Доказывать российское происхождение товара в закупках не придется, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в процедуре.

    Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
    Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

    Государственные преференции СМП в госзакупках

    При этом, чтобы законодательная норма соблюдалась на практике, заказчик может потребовать от не являющегося СМП поставщика привлечь для непосредственной поставки продукции или исполнения работ субподрядчиков, которые под такие преференции подпадают.