Презентация на тему народ ханты. Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: презентация на тему: народы хмао-югры. Лабаз или Сумьях для хранения пищи

Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан

Наша Родина – Россия. Герб России - красный
геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные
крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой -держава. На груди орла,
в красном щите, - серебряный всадник в синем
плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьём черного опрокинутого
навзничь змея.
Россия- это очень большая страна, в которой
живет много людей разных национальностей.
Россия большая и необъятная страна, она
простирается с запада на восток и с севера на
юг. В России много озер и больших рек, таких
как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Столица нашей родины город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее названи

Округ в котором мы живем называется ХантыМансийский автономный округ – Югра. История
нашего округа началась очень давно. Древнее название
нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ).
Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск,
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион,
Нягань, Покачи.
На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп
вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого
(синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в
виде парно расположенных, совмещенных хвостами
мифических птиц. Своими крыльями птицы
поддерживают восходящее солнце,
Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет
основное занятие коренного населения - оленеводство.
Хвойные ветви являются символом флоры региона.
Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный
цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянка

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и
манси)
- Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах,
зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения
по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у
коренных жителей – это домашние животные, они очень
красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают,
поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для
этого оленей запрягают в сани (нарты).
В упряжку запрягают сразу несколько оленей.
Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное
животное, может долго бежать и не устанет.
Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей
используется для пошива одежды, из него строят жилища –
юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не
отморозить.
Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и по

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей
коренных народов Севера. Там находится много вещей
коренных народов нашего округа
Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша,
которую ханты используют для поднятия теста, а это короб
из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир.
Собирают лесные ягоды.
Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой
орнамент изображен на ней (медведь).
Ведь у коренных народов севера, медведь – это
священное животное, и поэтому его очень часто
изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и

Акань» - хантыйская кукла. Это такие
самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна
или меха. Раньше эти куклы ханты дарили
своим родственникам и сами получали в
подарки. На лице у акань непринято было
делать глаза, нос, рот, так как кукла
считалась священной. По поверью в такую
куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, как

Коренные народы севера очень любят
украшать предметы своего быта
разными орнаментами, вышивкой из
бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите,
какие красивые сумочки, украшения
для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов
нашего края, символ г.ПытьЯх

Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.


Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.


Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.


Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой 1. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. 1 Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную коробку с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище - шалаш из колье и досок в виде усеченной пирамиды. Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха.


Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. В целом такой же тип хозяйства характерен для их соседей - селькупов, а также для кетов - небольшой народности, живущей по среднему течению Енисея.


Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом.


В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Высокое развитие получило изготовление предметов утвари из дерева и бересты.


Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма (почитание каких-либо животных). Особенно был распространен культ медведя: убив его, они устраивали праздник, лишь длившийся несколько дней. Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой.


Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей 4. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. 4


Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой.


В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали оленные чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.


Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества 27. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие сибирское шаманство включает в себя очень разные явления. 27


Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. его (то есть традиционного) шамана.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МДОАУ д/с «Улыбка» г.Пыть-Ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна

Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь змея. Россия- это очень большая страна, в которой живет много людей разных национальностей. Россия большая и необъятная страна, она простирается с запада на восток и с севера на юг. В России много озер и больших рек, таких как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее название нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ). Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион, Нягань, Покачи. На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в виде парно расположенных, совмещенных хвостами мифических птиц. Своими крыльями птицы поддерживают восходящее солнце, Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет основное занятие коренного населения - оленеводство. Хвойные ветви являются символом флоры региона. Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у коренных жителей – это домашние животные, они очень красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают, поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для этого оленей запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное животное, может долго бежать и не устанет. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят жилища – юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не отморозить. Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша, которую ханты используют для поднятия теста, а это короб из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир. Собирают лесные ягоды. Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой орнамент изображен на ней (медведь). Ведь у коренных народов севера, медведь – это священное животное, и поэтому его очень часто изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и сами получали в подарки. На лице у акань непринято было делать глаза, нос, рот, так как кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, какие красивые сумочки, украшения для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов нашего края, символ г.ПытьЯх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

Ненцы Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Основная пища - мясо оленей (в любом виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.


Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы" title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы"> title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы">


Оленеводство Национальные особенности: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.




Ханты Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.


Письменность После революции для хантов была разработана письменность, на их языке были изданы книги, но в то же время Советское правительство вынуждало хантов расстаться с кочевым образом жизни и обратиться к созданию рыболовецких, охотничьих и оленеводческих кооперативов. Общины, желавшие сохранить традиционный уклад, преследовались в административном порядке год. Дети ханты получили первую книгу на родном языке, составленную П.Е. Хатанзеевым.


Нефтяные месторождения Освоение нефтяных месторождений в советский период наносило серьезный экологический ущерб территории традиционного расселения хантов. Выступая в защиту своих земель, ханты принимали участие в экологических группах протеста, появившихся в период перестройки.


Из возобновляемых природных ресурсов велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию промыслов коренных малочисленных народов Севера, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство.


Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.




Шаманы Среди коренных жителей встречались и шаманы. Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека. При этом главным фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствующее выздоровлению человека(улучшению его самочувствия).


Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.


Коренные жители использовали животных в качестве лекарственного сырья. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.


Охота Она являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности человека, который обеспечивал его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Люди, которые его ведут, заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. (Характерно жителям Приобья – ханты и манси).



Народная гигиена К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.


Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.


Голод Если остякам не удавалось запастись нужным количеством рыбы на зиму, их ожидал страшный голод. Такое было не редкость. Во время великого голода гг. жители Сургутского уезда «ели человечину, и собаки и детишки у них померли, и от того великого голоду многие ясачные люди, пометав женишок и детишек, разбрелись безызвестно»


В таких природно- климатических условиях, в которых жили приобские остяки, о земледелии не могло быть и речи. Хлеб они получали от русских. В отличие от остяков, у вогулов развивалось бортничество и скотоводство, в некоторых районах, даже хлебопашеством.



Уровни образования:

начальное общее образование

основное общее образование

дополнительное образование детей

Класс(ы):

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Краеведение

Окружающий мир

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Классный руководитель

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Данная презентация может быть использована на уроках по краеведению и окружающему миру и рассказывает о жизни народов, населяющих северные территории нашей страны – ханты.

Народ Севера.

Слайд 2

Есть еще в Росси чудные места, где радуется душа первозданным лесам, где загадочные вершины гор отражаются в хрустальных озерах, где бегут прозрачные реки, еще не ставшие металлургическими и химическими сточными ручьями, где голову кружит кислород, а не бензиновый смрад задыхающихся мегаполисов.

Слайд 3

Смотришь на карту- видишь богом забытое место: сплошь озера, реки, болота, кое-где леса.

А из окна вертолета все видится иначе: реки с песчаными берегами, покрытые в основном приречными кедровниками. Рисунок, изгибов речных русел, напоминает орнаменты на одежде местных ханты.

Слайд 4 – 5

Ханты и манси – это два северных народа, близких по культуре и языку. Проживают эти народы в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Слайд 6 -7

Сочетание тундровых, лесотундровых и таежных ландшафтов издавна позволяло совмещать виды хозяйственной деятельности. Здесь можно заниматься оленеводством, что является традиционным видом хозяйственной деятельности. Ученые считают, что именно оленеводство формирует материальную и даже духовную культуру народа.

Слайд 8

Развито своеобразное оленеводство, относящееся к «таежному типу», в котором преобладают небольшие стада оленей. Выпас производится без постоянного надзора пастухов, а перекочевка от места к месту имеет небольшие расстояния.

Слайд 9

Охотничий промысел включал добычу мясных и пушных животных. Среди мясных первое место занимали лось и олень, боровая и водоплавающая птица. Пушная охота издавна имела товарное значение, здесь на первом месте стояла добыча белки.

Слайд 10

Традиционный образ жизни ханты предполагал широкое употребление в пищу рыбы. Она являлась одной из важных составных их рациона. Во все времена года ханты умеют добывать рыбу.

Слайд 11

А способов и приемов они знают великое множество – более 200! К рыбе у этого народа сложилось особое уважительное отношение. Оно выразилось в представлениях и обрядах, связанных с водой и рыболовством. Рыбу ханты не только употребляли в пищу, но так же из рыбьей кожи шили одежду, изготовляли бытовые вещи, игрушки. До сих пор у ханты сохраняются старинные этические установки и соблюдаются обычаи, отражающие уважительное отношение к рыбе как основной кормилице человеческого рода.

Слайд 12 -13

Ханты почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами; для них она всегда оставалась и остается «живой». Любовь к природе, которой учат с детства, является неписаным законом. Люди радуются первому снегу, дождю, ветру и бурану, морозу и жаре, от души радуются прилету весенних птиц, даже появлению комаров, началу ледохода, т.е. любому изменению природы и берегут ее.

Слайд 14

Основным законом взаимоотношений с природой человека было: Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью.

Слайд 15

Одна из ярких особенностей традиционной культуры ханты – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют брезент.

Слайд 16

К стационарным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и наземные постройки из бревен и досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш: плоской, односкатной, двускатной.

Слайд 17

Лабаз или амбар напоминает нам по своей конструкции дом на куриных ножках. Он является необходимой принадлежностью каждого хозяйства. Здесь хранят продукты питания, зимнюю одежду, инструменты, домашнюю утварь. Высокие ножки-сваи защищают содержимое лабаза от зверей и грызунов. Лабаз хорошо проветривается, под ним не задерживается снег, поэтому одежда и продукты могли храниться долгое время.

Слайд 18

Под лабазом обычно хранили нарты, ловушки для промысла рыбы и охоты, весла, лыжи и прочие предметы, развешивали зимнюю одежду. Поднимаются в такую кладовую по приставной лестнице, затем ее убирают. Лабазы устраивались не только при жилых помещениях, но и на местах отдельных промыслах. По хантыйским традициям спать в лабазе строго возбранялось. Согласно поверьям, в них могут жить злые духи.

Слайд 19

Повседневная жизнь жителей этого края является ярким примером гармоничного взаимодействия с природой, неслучайно ханты и «лесных ненцев» образно называют народами, «вписывающимися» в природу. Материальная культура гармонично дополняется духовной, вместе они формируют мировоззрение и миропонимание, основанное на особенностях природы сурового края.

Слайд 20

Пока мужчины зимой на охоте, женщины занимаются хозяйством, шьют одежду. Зимним материалом для изготовления одежды являются шкуры и мех оленя.

Слайд 21

Традиционная зимняя одежда – малица и кисы. Яркой особенностью материальной культуры ханты является богатая орнаментация. Орнамент – это не бессмысленный рисунок. В нем окружающий мир, жизнь во всем ее движении и причудливом ритме. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы.

Слайд 22 – 25

Природный вкус, чувство прекрасного женщины -северянки выражаются в искусном подборе меха. Ханты и лесные ненцы до сих пор умело изготавливают национальную одежду из оленьих шкур, заменить которую в суровых северных условиях не в состоянии никакие фабричные образцы.

Слайд 26

Домашняя утварь изготовлялась почти исключительно из местных материалов. В таежной зоне каждая семья имела множество берестяных ёмкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т.д. Их изготовляли женщины.

Слайд 27

Мужские поделки были из дерева -блюда, ступы, кадушки, черепки, ложки. Оригинальные коробки и тарелки плели из расщепленных корней кедра или веток черемухи.

Слайд 28

Кукла (акань) служит любимой детской игрушкой для девочки ханты. Это более или менее удачные миниатюрные изображения женской фигуры. Куклам, никогда не рисовали лицо, глаза, рот, так же у них не должно было быть рук и ног. Свернутое из лоскутка туловище едва ли напоминало человеческую фигуру. Также строго определялись размеры кукол. Они не должны были быть больше человеческой руки.

Слайд 29

Сшить куклу самостоятельно – редкое счастье. Воплотить в ней свои фантазии, образы и чувства. Дети, начиная с четырех пяти лет, довольно уверенно орудовали иглой и шили себе с помощью мамы первых аканек. Бабушки и мамы следили за работой, чтобы шов был аккуратным, мелким, красивым и прочным. Шили похожую одежду ту, которую носили родственники праздничную, украшенную бисером, но в уменьшенном размере.

Слайд 30 – 31

С древних времен у ханты почитались различные животные, которые считались их предками. Особо развит культ медведя. В честь него устраивали праздники с песнями, плясками, трапезой, что сохранилось и до настоящего времени. Ханты считали: медведь внешне похож на человека, особенно когда с него снята шкура. Он может превратиться в человека и наоборот. Медведь может слышать человеческую речь, поэтому его называют подставными именами: «хозяин», «мужчина, одетый в шубу». Медвежьи шкуры раньше никогда не продавали. У ханты был обычай приносить клятву на шкуре медведя. Нарушить эту клятву было самым страшным клятвопреступлением.

Со временем запреты ослабли. Медведь превратился в промыслового зверя, и на него уже распространились обряды промыслового культа. При выслеживании зверя, охотник извиняется, говорит, что хотел сделать медведю лучше, что ему пришла смерть, и охотник лишь облегчит ее. У ненцев существует легенда, по которой медведь некогда был человеком, но проклятый своим отцом, превратился в зверя. Когда ненец убивает медведя, он ему кланяется, затем охотник обязательно проводит рукой от носа к ушам. Потом стреляет. Охотника с убитым медведем встречали как гостя.

Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом.

Слайд 32

Сначала голову убитого медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком.

Слайд 33

Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя.

Обычно на вечерку приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Сама вечерка, состоит в пении песен и рассказов, в угощении присутствующих. Обязательным на празднике был танец: «медведь и охотник». Его исполняли двое мужчин в масках. Один из них представлял человека и был в берестяной маске. Посвящался этот танец братанию человека и зверя. Пение сопровождается мимикой и жестикуляцией, поющий надевает для этого особую берестяную маску и переодевается в разные халаты. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. На медвежьей вечерке поют песни и рассказы в основном сатирико-юмористического содержания и преимущественно из охотничьей жизни. Осмеивают, например, хвастовство, неудачный промысел, несообразительность и т.д

Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности. Присутствие на вечерке шамана не обязательно и особой роли в ней он не играет. После того, как положенное число песен будет пропето, каждый из присутствующих старается узнать какие у него в этом году будут промыслы; для этого поднимают медвежью голову; кто поднимет ее легко, у того промыслы будут хорошие, а кто с трудом - у того плохие.

Слайд 34 -35

Вороний день. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и кажется, приносит саму жизнь.

Слайд 36 - 37

Ханты и манси считают ворону покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник – Вороний день, который празднуют 7 апреля. Цель праздника – стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей. Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение этой птице: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие девочки и старушки.

Для «Дня Вороны» существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

Слайд 38

Наиболее почитаемым божеством у ханты является

Най-Анки –Огонь-мать, называемая «семиязыкая», «многоликая». Повсеместно Най-анки считалась покровительницей семьи и детей.

Слайд 39

Очаг находился как в доме, так и на улице. Более поздний вариант домашней печи – это чувал. Чувал – очаг типа камина на основании из бревен или досок. Каркас чувала делается из еловых жердей, переплетенных ветками. Все это обмазывалось глиной. При разведении первого огня в новом чувале в него бросали лоскут красной ткани, чтобы божество огня охраняло дом от пожара. С огнем связано множество обычаев, примет и гаданий. В жертву огню – так называемая бескровная жертва -приносили красные платки, миниатюрные халаты из красной ткани. Считалось, что если положенная ткань обуглилась равномерно – то жертва принята.

Считалось, что у каждого очага есть свой дух-дочь огня. Дочери огня могли ходить друг- к другу в гости и рассказывать о своих делах. Сам дух дома живет в очаге. У огня тоже есть дети, если в огонь подкладывают бумажки от конфет или солому, то говорят: «Извини, что мы тебе это даем. Это игрушки для твоих детей». Огню, как духу также делают "тувтэн поры" - угощение. В дар приносят платок или сак (халат) красного цвета. Угощение делает только женщина. «Все, что женщина не может делать верхним духам (имеется в виду обряды угощения, молитвы-обращения), то она делает Огню». В общении с Най-анки ведущую роль играли пожилые женщины. Чтобы сохранить ее расположение, необходимо было уважительно обращаться с огнем, запрещалось ругать его, бросать в него мусор, колоть его ножом, так, как можно было порезать, или поранить Най-анки.

Слайд 40

Хранить законы и обычаи предков и подчинять им себя - Значит сохранить род свой и себя в роду своем.