ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Баба Яга: добро или зло?
Лашманов Андрей, 5А класс
Сербина Алёна, 5А класс
Руководитель:
Кудрявцева Галина Михайловна,
учитель русского языка
Рязань
2016
Проект «Баба Яга: добро или зло?»
В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.
На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.
Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».
Мы допустили: Баба Яга может быть разной.
Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.
2. Познакомиться с образом Бабы Яги.
3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.
Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:
1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.
2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.
3. Поработали с толковым словарём и интернетом.
4. Подвели итоги.
Кто же такая Баба Яга?
В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».
Получается, что Баба Яга злая.
Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:
1. Царевна – лягушка.
2. Финист- ясный сокол
3. Баба- яга.
4. Марья Моревна.
Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.
Мы сравнили поступки Бабы Яги.
В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.
Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.
Мы сделали вывод:
Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.
"Баба Яга добрая или злая?"
7 лет.
Показать неоднозначность характера литературных героев на примере Бабы Яги.
Входе проекта будут развиваться коммуникативные навыки, воображение.Будут формироваться представления о себе и объектах окружающего мира,будет развиваться речь.
Участие в проекте даст детям более глубокие знания об устном народном творчестве.
Результатами проекта будут являться рисунки и поделки из пластилина,глины, теста.
ход проекта
Будут оценивать себя с помощью карты настроений,в итоговом оценивании заполняется таблица детьми,родителями,учителем
Детям будет предложена карта продвижения по проекту,которая включает в себя различные виды деятельности. В конце проекта дети получают поощрительные призы.
результаты проекта
Будет предложена диагностическая карта оценки знаний,умений и навыков.Где будет дана оценка в баллах каждому ребенку -высокий,средний,низкий уровень.
Что такое добро и зло?
2.Почему Бабу Ягу считают отрицательным персонажем?
3.Чему может научить нас Баба Яга?
1.Что такое сказка?
2.Какие виды сказок вы знаете?
3.Какие герои встречаются в сказках?
4.Что мы знаем о Бабе Яге?
5.Как она появилась?6.Каков её облик?
7.Какой характер?
8.Где она живёт?
9.Какой круг её общения?О чём вы бы хотели её спросить?
основные принципы составления композиции,знать правила пользования красками,пластилином.,знать правила техники безопасности пользования ножницами.
Уметь: анализировать,сравнивать,сопоставлять
Над проектом работали учащиеся 4-а класса с классным руководителем С.Г. Шапошниковой выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга; познакомиться с ней поближе. проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить её добрые и злые поступки; изучить некоторые традиции русского народа; организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге; подготовить групповые и индивидуальные сообщения; посетить «Поляну сказок» в родном городе; создать коллекцию рисунков и поделок об этом сказочном персонаже. анкетирование; чтение книг; анализ содержания сказок и других источников информации; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги; самостоятельные размышления и обсуждение в классе. скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, так как у неё страшный вид, её боятся дети, она всем вредит; возможно, эта старушка не так уж и проста, а её злобность – только видимость. Любишь ли ты читать сказки? Кто такая Баба Яга? Где она живет? Какой ты её себе представляешь? Чем занимается Баба Яга? Читать сказки мы любим все. Злая старуха с метлой, ведьма. В избушке на курьих ножках. Большинство ребят считает Бабу Ягу злой: Колдует, варит зелья, ворует и пугает детей. Баба Яга – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Относится к роду ведьм, злых духов в образе безобразной старухи, которая повелевает Временем, Огнём, Воздухом, Дикими Зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Божество, стерегущее вход в подземный мир и провожающее души усопших в царство мёртвых. Есть много версий происхождения этого загадочного сказочного персонажа. "Яга" - во многих индоевропейских языках означает "болезнь", "хворь". В языке коми - "баба"- "женщина", а "яга" - "лес". У сибирских народов - "яга" - вид женской одежды из полосок шкур, одеваемой мехом наружу. В общих чертах получается такой собирательный образ: «лесная женщина-зараза в одежде из драных шкур». Баба Яга в сказках и на экране обычно изображается в виде горбатой старухи с длинными крючковатым носом («нос в потолок врос»). На картинках она одета в зелёное платье, телогрейку, лапти и шаровары. Избушка на курьих ножках. Ее «летательный аппарат» ступа. Светящиеся черепа, насаженные на тын и используемые как светильники. Характерные фразы («Фу-фу! Русским духом пахнет» и др.). Волшебные помощники (гуси-лебеди, «три пары рук», три всадника и т.п.). Где живет Баба Яга? «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей». А.С.Пушкин Прочитав целый ряд русских народных сказок о Бабе Яге, мы выделили такие ее образы: Баба Яга – воительница; Баба Яга – похитительница; Баба Яга – дарительница; Баба Яга – советчица; Баба Яга – повелительница; Баба Яга – охранительница; Баба Яга – прародительница. К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты: А.С.Пушкин (У Лукоморья»), В.А.Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), А.Толстой («Гуси-лебеди», «Терёшечка» и др.), А.Афанасьев («Липунюшка и Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Царевна-лягушка», «Баба Яга» и др.), братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»), Л.Филатов («Про Федота-стрельца») и др. Морозко Василиса Прекрасная Огонь, вода и… медные трубы Там, на неведомых дорожках… Приключения Маши и Вити Как Ивашка-дурачок за чудом ходил и др. Чаще других играл роль Бабы Яги Георгий Милляр Баба Яга в мультфильмах Ивашка и Баба Яга Царевна-лягушка Про злую мачеху Летучий Корабль Баба Яга против! Уважаемый леший Василиса Прекрасная пионеров Приключения домовёнка, Ну, погоди! (16выпуск) Бабка-Ёжка и другие Ивашка из дворца Возвращение домовёнка, Добрыня Никитич и Змей Горыныч и др. Образу Бабы-яги посвящена пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга) , написанная М.Мусоргским. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано П.Чайковского есть пьеса «Баба-Яга». Баба-яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» , «Илья Муромец», в мюзикле «Кощей Бессмертный». У группы «На-На» есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором В.Окороковым на слова А. Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. В цикле песен «Баба Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба Яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Песня Д. Тухманова на стихи Ю. Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении А. Градского и др. , Виктор Васнецов Иван Билибин Александр Бенуа Живописные картины с Бабой Ягой, иллюстрации к книгам создавали художники И.Билибин, В Васнецов, А.Бенуа, Е.Поленова, И.Малюнин и др. Три всадника Кот Баюн Ворон или Филин Гуси-лебеди Три пары рук Лихо одноглазое и др. Леший Кикимора Водяной Соловей Разбойник Кощей Бессмертный Черти и др ОТКРЫТ МУЗЕЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТМЕЧАЕТ 26 ИЮНЯ и в обычных запорожских двориках, и в других городах (г. Приморск) Баба Яга - одно из самых известных и загадочных существ на Земле; не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою (героине) сказок; живет в дремучем лесу на границе мира живых и мёртвых. Принадлежит к двум мирам. Отсюда и её безграничные возможности… Жуковский В.А. Стихи и сказки/ Рис. В.Власова.- М.: Дет. лит., 1986.- 112с.: ил. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору/ Е.А.Костюхин.- М.: Дрофа, 2004. – 336с.: ил. Летучий корабль: Сказки/ Сост.И.С. Чепловодская. – Мн.: Юнацтво, 1994. – 495с.: ил. Народные русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева/ Вступ. статья В.П.Аникина.- М.: Худ. лит., 1991. – 270с.: ил. Ненаглядная красота: русские волшебные сказки/ Обработка И. Карнаухова.- м.: Дет. лит., 1980.- 206с.: ил. Русские детские сказки: Из сб. А.Н. Афанасьева/ Ред. В.П.Аникин.- М.: Дет. лит., 1986.- 239с.: ил. Славянская мифология/ Авт.-сост. Е.Ф. Конев.- Мн.: ООО «Хрвест», 2003.- 256с.: ил. http://oboiny.ru/baba-yaga
Какая она – БабаЯга
Какая она – БабаЯга
(добрая старушка или
(добрая старушка или
злая ведьма) ?
злая ведьма) ?
ИИ
Что нужно знать, чтобы
Что нужно знать, чтобы
«отправиться в гости
«отправиться в гости
к этой загадочной
к этой загадочной
старушке?»
старушке?»
Я считаю, что БабаЯга – злая ведьма
Она всем вредит
Создает на пути трудности
БабаЯга похищает детей
Может посадить на лопату и
отправить в печь, чтобы потом
съесть
У нее страшный внешний вид
Её бояться маленькие дети
1. Как появилась БабаЯга?
2. Где живет БабаЯга?
3. Какой характер у Бабы
Яги?
Должна научиться анализировать
сказки
Давать характеристики главным
героям произведения
Находить полезную информацию
Учиться делать выводы
1. Буду искать ответы на вопросы.
2. Подготовленный материал
покажу своим одноклассникам.
1. Изучить данные литературной
энциклопедии
2. Прочитать много русских
народных сказок
3. Посмотреть художественные и
мультфильмы
4. Познакомиться с историческими
сведениями возникновения
образа, старинными ритуалами
5. Встретиться с работниками
библиотеки
6. Провести анкетирование
одноклассников
Родословная БабыЯги
Родословная БабыЯги
БабаЯга змея
Человекоподобное существо со змеиным хвостом
Божество, имеющее недостаток в ноге
(хромоногое)
Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой
Одноногое
божество
Происхождение имени
«Яга (ягабаба, ягая баба, ягабиха, ягабова,
ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – бабаяга,
сказочный персонаж, обитающий в дремучем
лесу; ведьма.
«Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет,
пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба – Яга их напоила, накормила, в
баню сводила».
М. Власова
«Новая абевега
русских суеверий»
Лесная старуха
волшебница
БабаЯга - в славянской мифологии лесная старухаволшебница, ведьма
. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБАЯГА живет в лесу
в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из
человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая
нога, вместо запоров - руки, вместо замка рот с острыми зубами. В печи
БАБАЯГА старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист
героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из
спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА ЯГА (Яга Ягишна,
словенск. Ежи баба) - мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов БАБЫЯГИ - воительницы и похитительницы, сказка
знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫЯГИ одна нога
костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она - старуха. Связь с
дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа
хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫЯГИ,
как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд
перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о
жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙЯГОЙ,
известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и
других мифологиях.
БабаЯга живет в избушке на курьих
ножках на границе двух миров (мира
живых и мира мертвых)
Чтобы попасть в избушку – надо ее
повернуть «к лесу задом – к себе
передом), т.е. повернуть к миру живых.
БабаЯга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей (пищей другого
мира) и истопит баню. Помывшись
в бане, гость смывает с себя «дух
живых».
После этого БабаЯга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.
БабаЯга – воительница
Яга похитительница
Яга дарительница
Дарит предметы, обладающие
волшебной силой
Яга советчица
Сама ничего не делает,
но указывает, к кому
обратиться за
помощью
Яга повелительница
Повелевает силами природы
и животного мира
Б а б а Я г а в е д а е т
с у д ь б о й
Дарит клубок (путеводную нить)
Дает советы, которые помогают
достичь цель
«Чует сердцем»
Испытывает людей
Б а б а Я г а с в я з а н а с в о з д у ш н о й и
о г н е н н о й с т и х и е й
Поднимает ветер помелом,
свистом
Летает на ступе
Лежит на печи
Связана со смертью и
подземным миром
Связана с ночью и тьмой
Она всегда старая (костяная нога)
Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»)
Живет в избушке без окон и
дверей
(домовине)
Вокруг ее дома ограда из черепов
(12 +1)
Огонь, данный ею, может убить
Похищает детей
Яга – язвить, мучить
БабаЯга не всегда в русских
БабаЯга не всегда в русских
народных сказках злая ведьма
народных сказках злая ведьма
Она может быть разной – и
Она может быть разной – и
доброй, и злой
доброй, и злой
Часто она помогает герою, спасает его
БабаЯга может быть веселой и
смешной
смешной
А иногда даже красавицей
А иногда даже красавицей
Сказочный образ БабыЯги возник
в далекой древности
как образ смерти – страшный и
пугающий.
Сказка – продукт своей эпохи, она
изменяется во времени, народная
мысль вносит в ее
повествование свои поправки.
Современная БабаЯга чаще приходит
на помощь герою, выручая его из
трудных ситуаций.
Сказка
«Волшебная
амфора»
В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что
жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а
ребятишек далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,
знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина
мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере,
что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы.
Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков
напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу
и попросил сковать ему топорсаморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху
хлеба, топорсаморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,
руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и
шепчет: «Топорсаморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко
побежал к оврагу, набрал глины и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали
домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю
нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на
ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что
беды жди, Иванко!»
Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и
ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы
прилетела нечисть, да не ожидала она только, что
гончар успеет к тому времени амфору слепить.
Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила
сосуд. Стоило только Иванко и его гостям
прикоснуться к сказочной амфоре, как становились
они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли
сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти.
Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в
один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в
разные стороны, да и растворились совсем – свет
волшебного сосуда настиг их в пути.
С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко
подарил амфору своей невесте и в скором времени
поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в
душу, а сказочная амфора стоит в светлице на
столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца
пробуждает.
Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!
ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 5
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,
1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. –
248 с.
http://www.zankovcom/litmet3.htm статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и
современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm картинки по
теме
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/babayaga.htm о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm о суевериях и обрядах
http://www.bookshop.ru/docs/13069?
PHPSESSID= изучение
фольклора в школе
http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы
Алматинкая область
Илийский район
Средняя школа № 30
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Баба Яга: добро или зло?
Секция: литература
СШ № 30 , 6 класс
Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,
Введение 3 – 4 стр.
Основная часть
Глава 1.Теоретическая часть
Кто такая Баба Яга? 5 – 6 стр.
Баба яга в славянской мифологии 7 – 8 стр.
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11
1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12
Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8
Заключение 19
Список литературы 20
Приложения:
Приложение 1. Притча «Два волка» 21
Приложение 2
Иллюстрации «Йогиня – Матушка» и «Баба Яга» 22
Приложение 3.
Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23
Приложение 4.
Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24
Приложение 5. Музей Бабы – Яги 25
Введение
В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках.
К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?
Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.
Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.
У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:
Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;
Изучение научной литературы и словарей по данной теме;
Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;
Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;
Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.
Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,
противоречивый, которому присущи и силы добра, и
силы зла.
1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;
3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.
Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.
Предмет исследования: образ Бабы Яги.
Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла
Глава 1.Теоретическая часть
Кто такая Баба Яга?
На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.
Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.
Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.
Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:
1. Мать отца или матери по отношению к их детям.
2. Старая женщина.
Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:
1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.
2. Шуба мехом наружу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)
Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Баба яга в славянской мифологии.
Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге – это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!
Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:
она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;
всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;
богиня-покровительница детей сирот.
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила – была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня . Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:
Баба Яга и Заморышек.
Василиса Прекрасная.
Гуси-лебеди.
Заколдованная королева.
Марья – Моревна.
Морской царь и Василиса Премудрая.
7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.
9. Терешечка.
10. Царевна – Лягушка.
11. Финист- ясный сокол
В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».
Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково . Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И п...