Номинальная мощность - это эффективная приведенная
мощность прошедшего обкатку двигателя, полученная при номинальной
частоте вращения с установленными заводом регулировками, укомплек-
тованного необходимыми агрегатами за исключением вентилятора, воз-
духоочистителя, глушителя шума впуска и выпуска, выпускной трубы
с отключенными генератором, гидронасосом и компрессором.
Эксплуатационная мощность отличается от номинальной
мощности тем, что при ее определении двигатель оборудуется теми аг-
регатами, которые при определении номинальной мощности исключа-
лись. Условия использования генератора, гидронасоса и компрессора
одни и те же.
Виды и программы испытаний двигателей в зависимости от целей
и назначения регламентированы ГОСТ. Так, автомобильные двигате-
ли подвергаются приемным, контрольным, эксплуатационным, научно-
исследовательским и технологическим испытаниям.
Приемным испытаниям подвергается двигатель для решения
вопроса о постановке его на производство.
Контрольные испытания проходят двигатели серийного про-
изводства для проверки соответствия их показателей утвержденной тех-
нической документации, стандартам и санитарно-гигиеническим нормам.
Эксплуатационные испытания имеют целью проверку со-
ответствия данного двигателя условиям и требованиям эксплуатации.
Научно-исследовательские испытания проводятся в
процессе доводочных работ при создании нового или модернизации вы-
пускаемого двигателя.
Технологические испытания проводят в процессе изготов-
ления двигателя и его отдельных деталей.
§ 2. Скоростные характеристики
Скоростная характеристика представляет графическую зависимость
мощностных и экономических показателей двигателя от частоты враще-
ния коленчатого вала. Различают скоростные характеристики: внешние,
с регуляторной ветвью, частичные и холостого хода.
Внешняя скоростная характеристика снимается при
полностью открытой дроссельной заслонке или максимальной подаче
топлива (положение рейки топливного насоса соответствует моменту
включения корректора подачи топлива), при работе двигателя без регу-
лятора. Характеристика позволяет определить наибольшую мощность,
которую может развить двигатель при различных частотах вращения
коленчатого вала, установленных расходах топлива, углах опережения
зажигания или опережения впрыска топлива. Опыты проводят для кар-
бюраторных двигателей, начиная с минимальной частоты вращения ко-
ленчатого вала до 1,1 номинальной частоты вращения, и для дизе-
лей в пределах от минимальной до максимальной частоты враще-
ния вала.
Внешняя скоростная характеристика имеет следующие характер-
ные точки (рис. 200,
а, б):
W
hom- номинальная мощность, то есть эффективная мощность, га-
рантированная заводом-изготовителем при условиях, приведенных вы-
ше (точки
А),кВт;
Neмакс -максимальная эффективная мощность (точки А"),кВт.
Максимальная мощность может быть или равна номинальной (рис.
200,
а), либо превышать ее (рис. 200,
б);
M Kn - крутящий момент на режиме максимальной мощности
(точки С"), Н-м;
Мк.н - крутящий момент, соответствующий номинальной мощности
(точки С), Н-м;
Мкмакс - максимальный крутящий момент (точки Б),Н-м;
Пном -номинальная частота вращения коленчатого вала, установ-
ленная заводом-изготовителем для номинальной мощности, об/мин. При
А/ном = N е макс Яном = п макс!
272
18 А. М. Гур«внч, Е. М. Сорокин
точки
В, В"- расход топлива G T , г/с, и
Е, Е"- удельный расход топ-
лива
g e ,г/(кВт-ч) соответственно на номинальной и максимальной мощ-
ности;
§е
мин-минимальный удельный расход топлива (точки
г),
г/(кВт-ч).
На внешней скоростной характеристике дизеля на мощности
N e маК о
штриховой линией обозначено начало работы дизеля с дымлением. При
дальнейшем повышении частоты вращения возможно получение мощнос-
ти более М еМ акс, ио работа дизеля будет сопровождаться сильным
дымлением, вибрацией и повышенной температурой отработавших газов,
что недопустимо из-за большого нагарообразования и теплового пере-
напряжения деталей цилиндро-поршневой группы. По этим соображе-
ниям для дизеля принимаются A/щш^А/еманс- У дизеля более пологое
протекание кривой
M K -f(n)объясняется конструктивными особеннос-
тями топливных насосов. Этот недостаток снижает приспособленность
дизеля к преодолению перегрузок, и для его устранения регуляторы топ-
ливных насосов снабжаются корректорами, увеличивающими подачу
топлива за цикл на режимах перегрузок.
Скоростная характеристика с регуляторной ветвью называется
ре-
гуляторной характеристикой.Характеристика определяется при положе-
нии органов управления регулятором скорости, соответствующем полной
подаче топлива при включенном регуляторе (Дизели). Характеристика
снимается при последовательном увеличении нагрузки двигателя, начи-
ная от холостого хода до максимальной мощности, а далее до частоты
вращения, соответствующей режиму максимального крутящего момен-
та. Характеристики позволяют судить о мощностных и экономических
показателях двигателя при работе с регулятором.
Регуляторная характеристика строится в функции мощ-
ности
М к, п,G T ,
g e =f(N e),частоты вращения
N e , М и,G T g e =/(«) или
крутящего момента
N e , п,G T ,
g e =f(M K).
Предпочтительно построение регуляторной характеристики в функ-
ции эффективной мощности, так как она более наглядна для суждения
о работе двигателя на основном (регуляторной) режиме.
Кривая регуляторной характеристики (рис. 200,
в)имеет две час-
ти: участок
ав,на котором работа двигателя управляется регулятором,
и участок
вс,на котором регулятор не оказывает воздействия на работу
двигателя: на этом участке при увеличении нагрузки происходит резкое
падение частоты вращения, и подача топлива увеличивается за счет дей-
ствия корректора. Участок
авхарактеристики называется
регуля-
торной ветвью,а участок
вс - безрвгуляторной ветвью.Иногда отчетли-
вой границы между этими участками может не быть, что определяется
особенностями устройства корректора.
По скоростным характеристикам определяют коэффициент запаса
крутящего момента, который характеризует способность двигателя пре-
одолевать кратковременные увеличения внешних сопротивлений трак-
тора (автомобиля) без перехода на низшую передачу.
От законов Мерфи до четырех уровней любви. От храма Соломона до феноменальных пророчеств великих людей. От «состава» души до брака по расчету. Самый популярный французский писатель Бернар Вербер откроет вам 384 неожиданные истины! Расскажет о стратегиях манипулирования людьми и собственных рецептах творчества. И наконец, обратится к вам с «неожиданной просьбой»...
Ранее книга выходила под названием «Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания».
398 руб
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - одна из крупнейших российских энциклопедий, стоящая и одном ряду с такими монументальными изданиями, как французский "Ларусс", немецкий "Брокгауз" и английская "Британика". Это национальное сокровище сейчас, к сожалению, доступно только узким специалистам, хотя его название знакомо любому человеку.
Вам предлагается новая, современная версия знаменитой энциклопедии, которая содержит универсальные сведения в самых различных областях жизни общества, таких, как история, философия, юриспруденция, экономика, география, история искусства и литературы, этнография, зоология, геология, физика, химия, ботаника, анатомия, архитектура, военное и морское дело. Давая реальную возможность заглянуть в прошедшие эпохи, воспроизвести картину мира прошлого и настоящего, провести интереснейшие сопоставления, книга будет интересна как специалистам - историкам, писателям, лингвистам, литературоведам, - так и самому широкому кругу читателей.
214 руб
Ежегодник 1974 года - восемнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Светской Энциклопедии.
Он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т.д.
Сообщаемые в Ежегоднике 1974 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1973 года.
266 руб
Ежегодник БСЭ 1982 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит также статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1981 г. В книге св. 1500 справочно-информационных материалов, около 150 фотоиллюстраций, карт, рисунков и схем.
434 руб
Ежегодник 1962 года - шестой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.
В Ежегоднике 1962 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.
Сообщаемые в Ежегоднике сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1962 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1961 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".
Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.
750 руб
Москва, 1959 год. Издание "Большая Советская Энциклопедия".
С иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая.
Настоящий, третий, выпуск Ежегодника Большой Советской Энциклопедии, как и предшествующие ему выпуски, является универсальным справочным изданием, рассчитанным на широкие круги читателей.
Сведения, сообщаемые в Ежегоднике 1959 года, ограничены, как правило, хронологическими рамками 1958 года. Будучи продолжением предыдущих Ежегодников, Ежегодник 1959 года является в то же время совершенно самостоятельным изданием. В основу сообщаемых в Ежегоднике экономических данных для СССР и союзных советских республик положены материалы Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР, для зарубежных стран - официальные статистические и другие справочные издания, а также издания ООН.
667 руб
Фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.
Энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знаний, деятелей культуры, политиков, предпринимателей.
3128 руб
С глубокой древности тысячи людей мечтали найти настоящий клад, потрясающий воображение своей ценностью или общественной значимостью. В последние два столетия все больше кладов попадает в руки профессиональных археологов, но среди нашедших клады есть и авантюристы, и просто случайные люди. Для одних находка крупного клада является выдающимся научным открытием, для других - обретением национальной или религиозной реликвии, а кому-то важна лишь рыночная стоимость обнаруженных сокровищ.
Кто знает, сколько еще нераскрытых загадок хранят недра земли, глубины морей и океанов? В историях о кладах подчас невозможно отличить правду от выдумки, а за отдельными еще не найденными сокровищами тянется длинный кровавый след...
Эта книга рассказывает о ста великих кладах всех времен и народов - реальных, легендарных и фантастических - от сокровищ Ура и Трои, золота скифов и фракийцев до призрачных богатств ордена тамплиеров, пиратов Карибского моря и запорожских казаков.
Эксплуатационная мощность
Эксплуатацио"нная мо"щность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.
Эксплуатация
Эксплуата"ция (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда, а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей. Материальные предпосылки Э. появляются тогда, когда развитие производительных сил достигает уровня, при котором становится возможным создание не только необходимого продукта, но и прибавочного продукта. Социально-экономические условия Э. человека человеком возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с образованием института частной собственности и расколом общества на антагонистические классы.
Методы Э. специфичны для каждой общественно-экономической антагонистической формации и определяются способом соединения рабочей силы со средствами производства. Для рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций типичным было внеэкономическое принуждение к труду, тогда как капитализм создал систему экономического принуждения к труду. Степень Э. измеряется отношением прибавочного продукта к необходимому продукту (соответственно, прибавочного труда к необходимому труду).
Исторически первой и наиболее грубой формой Э. было рабство. В рабовладельческом обществе собственностью рабовладельцев являлись не только средства производства, но и рабочая сила. Весь создаваемый продукт безвозмездно присваивался классом рабовладельцев, которые выделяли рабам жизненные средства, едва достаточные для полуголодного существования.
В условиях феодализма основой Э. являлась собственность класса феодалов на землю и частично на рабочую силу. Прибавочный продукт, создаваемый трудом крепостных крестьян, безвозмездно присваивался феодалами и принимал форму феодальной земельной ренты. Феодальная Э. прошла два основных этапа: барщинное хозяйство (см. Барщина ) и оброчное хозяйство (см. Оброк ). В условиях барщинного хозяйства крестьянин часть времени работал на земле феодала, а часть на надельной. Необходимый и прибавочный труд были отделены друг от друга во времени и в пространстве. При оброчной системе весь труд затрачивался в хозяйстве крестьянина. В барщинном хозяйстве прибавочный труд принимал форму отработочной ренты, в оброчном - продуктовой и денежной.
При капитализме соединение средств производства (находящихся в собственности класса капиталистов) с рабочей силой осуществляется посредством купли-продажи последней. Юридически рабочий свободен, но он лишён средств производства. В этих условиях рабочая сила превращается в товар, который оплачивается капиталистом по стоимости. Механизм капиталистической Э. основывается на том, что стоимость товара рабочая сила и стоимость, создаваемая рабочей силой,- различные величины. Э. наёмных рабочих капиталом выражается в присвоении прибавочного продукта, принимающего форму прибавочной стоимости. Степень Э. измеряется отношением прибавочной стоимости к переменному капиталу, затрачиваемому на оплату товара рабочая сила. Отношения Э. в капиталистическом обществе маскируются категорией заработной платы, которая служит превращенной формой стоимости (цены) товара рабочая сила.
Цель производства и законы конкуренции обусловливают систематический рост капиталистической Э. В современных условиях концентрация колоссальных материальных и трудовых ресурсов в руках монополий капиталистических обеспечивает извлечение ими монопольной прибыли. Сращивание экономической силы монополий с силой буржуазного государства в единый механизм, образование и развитие финансового капитала делают трудящихся капиталистических стран объектом Э. на всех стадиях воспроизводства общественного капитала. Э. сопровождается непрерывным ростом цен и стоимости жизни, увеличением армии безработных, ростом социального неравенства. В орбиту капиталистической Э. вовлечены работники не только физического, но и умственного труда, не только сферы материального производства, но и непроизводственной сферы.
История всех эксплуататорских обществ отмечена борьбой эксплуатируемых против эксплуататоров - классовой борьбой .
С установлением обществ, собственности на средства производства происходит ликвидация эксплуататорских классов и устраняется Э. человека человеком (см. Социализм ).
2) Разработка, использование природных богатств. 3) Использование средств труда и транспорта.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 17, 23, 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 20, 36, 47, там же, т. 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2-3, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т, 21; Ленин В, И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39.
А. А. Хандруев.
Эксплуатация опытная
Эксплуата"ция о"пытная, проверка и освоение в эксплуатационных условиях технических объектов (приборов, машин, устройств, установок и т. п.), их технического обслуживания и технической документации. Цель Э. о. - приобретение эксплуатационных навыков, отработка приёмов организации и осуществления технического обслуживания, выявление наличия и характера повреждений и отказов, проверка на практике мер борьбы с отказами. Для решения этих задач проводят дополнительные (кроме тех, которые записаны в основной технической документации) наблюдения за работой технических объектов, иногда с помощью специальной контрольной аппаратуры.
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ
мощность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012