Рисование в подготовительной группе завиток хохлома. План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе. Конспект НОД по декоративному рисованию

Мишнева Ирина Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

Воспитатель

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе: «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Программные задачи :

Учить детей украшать силуэт вазы крупной веткой с завитками и плодами (типичным главным элементом росписи декоративных изделий).

Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки).

Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа).

Развивать чувство композиции.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».

Материалы:

Хохломская посуда для показа, народные промыслы для игры «Найди и расскажи», картинки с элементами хохломская узора, план в картинках, презентация о хохломском промысле, ноутбук, аудиозапись народной музыки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: силуэт ваз.

Предварительная работа.

Знакомство с процессом изготовления хохломских изделий, рассматривание и беседа о них. Знакомство с декоративными приемами рисования, рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход работы:

Релаксация:

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Мотивационно-ориентировочный этап

Дети стоят около педагога полукругом.

Ребята, наш Винни пух собрался в гости к своему американскому Винни пуху, и хотел бы взять с собой русский сувенир – хохломскую посуду. Вы же знаете, что в других странах очень ценят предметы русского декоративно-прикладного искусства. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами. Но он ничего не знает об этой посуде. Негде её взять. Как нам помочь Винни пуху.

Поисковый этап:

План в картинках:

1.Рассказать о промыслах, которые мы знаем.

2.Узнать всё о хохломской посуде.

3.Расписать посуду для Винни пуха.

Практический этап:

Вот я принесла целую коробку предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти хохломскую посуду? Помогите мне это сделать. Предлагаю детям поиграть в игру «Найди и расскажи». В сундуке предметы художественных промыслов: Дымковская, Семёновская матрёшка, Борисовская керамика, Гжельская, Хохломская посуда.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.


Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.


Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».


Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.


2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.


3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.


4.между нижними листиками рисуем завитки


5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.


6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.


Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Горбунова Любовь Николаевна

ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .

ЦЕЛИ :

Обучающие цели :

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;

Упражнять в составлении узора;

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;

Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .

Воспитывающие цели :

Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .

Развивающие цели :

Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой .

2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?

- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .

А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »

Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .

Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .

Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы !

4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .

Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .

Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .

Молодцы, ребята, всё знаете!

6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !

Хохлома , Хохлома ,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .

7. РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .

Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

А что вам больше всего вам понравилось?

Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .

Стихотворение П. Синявского «Хохлома »

Хохломская роспись

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

«Завиток»

Программное содержание: продолжать развивать у детей художественный вкус, знакомить их с (дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписью).
Развивать эстетические чувства: цвета, композиции.
Закреплять умение свободно и всей кистью, по всему листу бумаги, но не выходя за ее границы. Учить детей оценивать выполненные работы, выделяя средства выразительности.

Материалы: бумага разного цвета и формы в соответствии с формами того или иного вида декоративного искусства. Предметы, украшенные дымковской, городецкой, хохломской росписью, игрушка-Незнайка.

Подготовка к занятию: перед занятием провести знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, платки, посуда и др.), рассматривание альбомов, открыток, диафильмов по теме.

Ход занятия:

Вводная часть: стук в дверь. Дети давайте посмотри, кто там пришел к нам в гости. Это же Незнайка.
А почему ты такой грустный?
Н: посмотрите сколько у меня разных предметов, а что на них нарисовано и как они называются и зачем нужны я не знаю.
Дети поможем Незнайке ответить на его вопросы. (Спросить у детей, какие изделия народного декоративного искусства они знают).
Показать приготовленные предметы, уточнить, как они выглядят, как украшены.

Давайте мы с вами научим Незнайку рисовать узор, который называется Завиток.

Предложить детям нарисовать узор по мотивам одного из рассмотренных видов росписи, передавая его характерные особенности.
Предложить выбрать по своему желанию бумагу разной формы, подумать и выбрать краски которые понадобятся при рисовании.
Сказать детям, что рисуем узор во весь лист.

Исполнительская часть:
Помогаю тем детям, которые испытывают затруднения при выполнении работы, даю указания, словесную инструкцию, поощряю детей по ходу работы.
Предлагаю детям на время отложить свои работы и встать и вместе с Незнайкой поиграть.

Физминутка.
Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.

Заключительная часть:
Мы сегодня с вами,
Узоры рисовали.
А узоры не простые,
Расписные да как радуга цветные.
Мы узор на весь листочек нарисовали,
И завитком его назвали.
Завитки, то вон какие,
Мы на выставке их разместили.
И теперь они висят
И всем взрослым и детям
Радуют глаз.

Дети вам понравилось наше занятие?
А кто к нам приходил?
А чем мы с вами занимались?
А кто помнит, какие виды декоративной росписи существуют?
Какой узор мы с вами сегодня рисовали?

Все работы получают положительную оценку педагога.
Предложить детям выбрать самые красивые узоры и объяснить, почему именно эту работу они выбрали.
Предложить детям оформить выставку, посвященную декоративно-прикладному искусству в группе.

Дети прощаются с Незнайкой, а он их благодарит за помощь и вручает сладкие гостинцы.

Название: Конспект НОД в младшей группе по рисованию «Завиток»

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия

Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.

У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).