Директор по маркетингу — руководитель, относящийся к категории топ-менеджмента, высшего руководства предприятия. Определяет маркетинговую стратегию предприятия, принимает решения на высшем уровне, руководит работой маркетинговой службой предприятия.
Обязанности:
Директор по маркетингу следит за производством продукции или планировкой предоставления услуг от стадии планировки и заканчивая запуском на рынок. Его профессиональная задача заключается в направлении деятельности компании в сторону финансового роста за счет популяризации бренда. По этой причине ему необходимо обладать навыками маркетолога, бренд-менеджера и менеджера по рекламе.
Задача директора по маркетингу - направлять организацию в сторону наиболее многообещающих возможностей. Ему необходимо осознавать понятие "прибыль" несколько шире, чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с ними политики.
Директор по маркетингу должен знать:
Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы, регулирующие организацию сбыта и продажи товаров, оказания услуг, методические материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;
Методы определения платежеспособности спроса на выпускаемую продукцию и порядок разработки перспективных и текущих планов производства и сбыта продукции;
Основы финансового, хозяйственного, налогового и трудового законодательства;
Прогрессивные формы и методы торговли и сбыта;
Перспективы развития и потребности отрасли, предприятий, учреждений, являющихся потенциальными покупателями (заказчиками) производимой продукции и оказываемых услуг;
Методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в выпускаемой продукции;
Условия заключения коммерческих сделок и методы доведения товаров (услуг) до потребителей;
Методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой продукции;
Передовой отечественный и зарубежный опыт организации сбыта товаров и обслуживания населения;
Основы психологии, экономики и организации труда;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила и нормы охраны труда.
Личные качества:
Ответственность;
Коммуникабельность;
Дальновидность;
Умение руководить
Образование: высшее экономическое или инженерно-техническое образование.
Место работы: организации, специализирующиеся на производстве, торговле и сфере услуг.
Заработная плата высокая. Иметь в штате директора по маркетингу сегодня считают нужным не только западные компании, но и российские. Причем даже в таких неожиданных индустриях, как игровой бизнес или спорт.
Директор по маркетингу должен знать о продукте практически всё, начиная со стадии производства и заканчивая запуском этого продукта на рынок. Следовательно, он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, менеджера по рекламе и др.Задача директора по маркетингу - направлять организацию в сторону наиболее многообещающих возможностей. Ему необходимо осознавать понятие "прибыль" несколько шире, чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с ними политики.
Для директора по маркетингу все строго.
Он должен знать:
1. Осуществляеть разработку маркетинговой политики на предприятии на
основе анализа потребительских свойств производимой продукции,
прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия,
технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
2. Обеспечивать участие отдела в составлении перспективных и текущих
планов производства и реализации продукции, определении новых рынков
сбыта и новых потребителей продукции.
3. Координировать
деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу
коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по
маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на
производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).
4.
Организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием
продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по
повышению ее конкурентоспособности и качества.
5. Осуществлять
контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в
поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией
определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
6.
Организовывать разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в
средствах массовой информации с помощью наружной, световой,
электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в
отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования
потенциальных показателей и расширения рынков сбыта.
7. Готовить предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
8. Осуществлять методическое руководство дилерской службой и ее
обеспечение всей необходимой технической и рекламной документацией.
9. Участвовать совместно с другими отделами в разработке предложений и
рекомендаций по изменению технических, экономических и других
характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и
стимулирования сбыта.
10. Обеспечивать руководство работой
сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции
предприятия, готовит предложения по технически обоснованному
планированию и производству запасных частей (по количеству и
номенклатуре).
11. Осуществлять надзор за правильность хранения, транспортировки и использования продукции.
12. Руководить работниками отдела.
А также (или дополнительные навыки, необходимые директору по маркетингу):
Начальнику маркетинга необходимо шире понимать, что такое "прибыль", чем это подразумевает бухгалтерская трактовка. Прибыль от продаж, денежный поток, чистая текущая стоимость, возврат инвестиций, оборачиваемость активов и другие подобные показатели могут привести к катастрофическим последствиям, если их применять по любому поводу. Поэтому директору по маркетингу необходимо глубоко понять значимость портфелей товаров и рынков и связанных с нею политики.
Крупные западные FMCG-компании уже имеют своих директоров по маркетингу и потребность в них возникает эпизодически, например, когда заканчивается контракт приглашенного зарубежного специалиста
О необходимых личных качествах (или кто может быть директором по маркетингу):
Человек более рационалистичный и прагматичный. Ответственность и исполнительность – качества, которые не требуют комментариев. И самое важное для директора по маркетингу, также, как и для всех директоров – это умение слышать сотрудников, организовать командную работу, где цели корпорации и цели каждого удовлетворялись бы гармонично.
Обычно начинающий маркетолог приходит в компанию на должность ассистента бренд-менеджера, позже становится младшим бренд-менеджером, далее бренд-менеджером одной торговой марки, потом переходит на группу товаров. Лишь после этого он может стать директором по маркетингу. Соответственно, бренд-менеджер крупной компании может стать директором по маркетингу компании меньшего размера.
В первую очередь работодателя интересует личный опыт соискателя. И только во вторую очередь образование. Предпочтение отдаётся претендентам с экономическим образованием, иногда ориентируются на выпускников каких-то определённых вузов.
Я уверен, что в активе такого человека должны присутствовать 5-6 достаточно известных брендов, которые он «запустил».
Пройти путь от стажёра до директора по маркетингу быстрее, чем за 6-9 лет, весьма сложно даже в условиях бурного роста экономики и самой компании.
Практика показывает, что вырасти до позиции директора по маркетингу с позиции специалиста внутри одной компании практически невозможно.
О доходах (или какая зарплата ожидает хорошего директора):
Может
быть, мой ответ кого-то удивит, но сегодня уровень заработной платы
директора по маркетингу в российской компании может быть на несколько
порядков выше, чем у человека на данной позиции в представительстве
западной компании или совместном предприятии (конечно, если он не
экспат). Это объясняется тем, что руководство отечественных компаний
просто переманивает специалистов с опытом работы в известных зарубежных
фирмах.
Разброс велик: от $3 тыс до $12 тыс. – все зависит от масштабов организации, уровня ответственности специалиста, объемов поставленных задач.
Следовательно, он должен обладать различными навыками: маркетолога, бренд-менеджера, менеджера по рекламе и др.
О спросе (или востребованности на рынке труда):
Иметь в штате директора по маркетингу сегодня считают нужным не только западные компании, но и российские. Причем даже в таких неожиданных индустриях, как игровой бизнес или спорт.
Сентябрь 24, 2012 Один комментарий
Многие сотрудники предприятий, в том числе работающие в сфере маркетинга не всегда ясно представляют, что входит в обязанности директора по маркетингу. Вместе с тем, это одна из ведущих должностей любой современной компании и ее значение в будущем будет только усиливаться.
Итак, в качестве директора по маркетинга приказом генерального директора предприятия обычно назначается лицо, которое имеет оконченное профильное (экономическое) образование и которое проработало в области маркетинга не менее трех лет.
После назначения на должность, указанное лицо:
1. Разрабатывает маркетинговую политику предприятия, основываясь на анализе потребительских качеств товаров, прогнозировании спроса потребителей, а также данных о потребительских качествах продукции конкурентов.
3. Организует исследование потребительского мнения о предлагаемом товаре. Выносит предложения, направленные на повышение качества и конкурентоспособности товара.
4. Координирует деятельность сотрудников фирмы по анализу и сбору коммерческой информации, созданию банка маркетинговых сведений (ёмкость рынка, наличие запасов, заявки на поставку, и т. п.).
5. Организовывает контроль своевременного устранения недостатков, которые указаны в претензиях и рекламациях, поступающих от потребителей, а также за мотивацией отношения клиентов к продукции фирмы.
6. Осуществляет организацию планирования и отчётности в отделах маркетинга, а также сбыта.
7. Подготавливает предложения по формирования бренда и торговой марки компании.
9. Принимает участие в аттестации сотрудников подразделения.
Как видите, обязанности директора по маркетингу довольно емкие по объему и содержанию. Указанное свидетельствует о повышении значения указанной должности в топ-менеджменте любого предприятия.
Маркетинг – одно из ключевых направлений деятельности для любой крупной компании. Как правило, организации высокого уровня уделяют ему повышенное внимание, потому что понимают, что без правильного маркетинга не будет никакого смысла в качественном товаре. Именно поэтому такая должность как директор по маркетингу существует во многих компаниях, причем как больших, так и средних.
Значение этой должности нельзя переоценить, потому что именно от деятельности этого человека зависит, как быстро будет продвинут бренд компании, как эффективно организация сможет приобретать нового потребителя и удерживать постоянных клиентов. По сути, все производство подстроено именно под маркетинг, потому что его объемы увеличиваются только тогда, когда появляется много потребителей, а их привлечением занимается именно маркетинговый отдел. Далее речь пойдет про обязанности директора по маркетингу и о том, как стать хорошим маркетологом.
Таким образом, качественное исполнение обязанностей директора по маркетингу способствует продуктивной работе всей компании, а сам директор является ключевым лицом на любом предприятии. Именно от отдела маркетинга зависит, насколько быстро будет расширяться фирма, и насколько быстро будет расти её прибыль. Если же пренебрегать этой важной должностью, то можно не только проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям, но и вовсе выбыть из рынка и обанкротиться.