Как перестать ждать от других. Жизнь без ожиданий. Почему одним есть кого благодарить, а другим - нет

Если лелеять завышенные ожидания относительно людей вместо того, чтобы делать счастливыми себя, эффект будет отрицательным. Никогда не стоит позволять себе полагаться на других, ведь мы не можем предсказать, кем они будут завтра и как они будут себя вести по отношению к нам.

Мы проживаем жизнь в окружении ожиданий, многие из которых нереальны. После того, как человек пережил достаточно много разочарований, он начинает осознавать, что пришло время изменить своё отношение к другим и не ждать от них слишком много. Если ждать от других слишком много, это приведет к разочарованию. Иллюзии относительно того, что никогда не станет реальностью, непременно заставят вас разочароваться. Не стоит ожидать ничего от других, ведь вы прекрасно осознаете, что не можете контролировать их поведение.

А знаете на кого нужно полагаться в первую очередь? Правильно. На себя самих.

Сегодня мы хотим предложить вам узнать несколько способов, которые помогут вам измениться и начать отпускать собственные неоправданные ожидания. Так вы сможете быть свободными и иметь силу избавиться от нереалистичных ожиданий. Пора перестать ждать и начать жить.

  • Научитесь отличать ожидания от зависимости.

Возможно, вы не осознаете то, что довольно часто обвиняли людей в собственном несчастье. Именно наши поступки непосредственно влияют на эмоциональное состояние. Если вы сделали других ответственными за то, кем являетесь, то стали зависимыми от их мнения. Каждый человек должен осознавать свое «я» и быть личностью. Счастье становится невозможным, если чтобы чувствовать себя хорошо, вам постоянно нужны другие люди. Когда вы научитесь относиться к жизни проще и отпустите ожидания, это даст вам возможность увидеть счастье в собственных руках. Ведь только мы сами ответственны за него.

  • Смиритесь с мыслью, что вы не всегда будете получать то, что даёте.

Скажите, оно только мне присуще? Это хроническое, то осознаваемое, то подсознательное, но всегда напряженное ожидание… чего? Чего-то лучшего, чем то, что сейчас.

Чувство неудовлетворения текущей минутой. Уверенность в том, что эта минута могла бы быть лучше. И должна быть лучше, конечно же. И надежда на то, что лучше будет - следующая минута. Следующий час, день, год. Надежда, ни на чем, если разобраться, не основанная! Просто… должно же быть лучше когда-то, в конце концов!

«Вот именно в конце всех твоих концов тебе лучше и станет», - усмехаюсь я в собственный свой адрес. Усмешка эта слегка отрезвляет, но помогает на самом деле мало.

Я не психолог, специалисты, возможно, меня бы поправили, но мне представляется, что чаще всего эта привычка ждать формируется в юности - как защитная реакция на неудачи, ошибки, разочарования… на главное из этих разочарований - в самом себе. При недостатке воли (а в юности она просто еще не закалена), при неопытности, неумении разобраться в себе, в одиночестве (а одиночество такого рода вполне совместимо с кучей веселых друзей) у зеленого создания возникает спасительная, как ему кажется, мысль: «Ничего, это всё только сейчас. А потом будет не так».

Впрочем, мой опыт общения, в том числе и в соцсетях, подсказывает, что «синдромом ожидания» страдают на самом деле очень многие, причем, люди разных жизненных путей, разных обстоятельств. Порой трудно разобраться, чем конкретно вызвано это хроническое напряжение: неудовлетворенным честолюбием, скажем, или поражениями на личном фронте; разочарованием в семейной жизни или в общественно-политической деятельности… Или ничем конкретно оно не вызвано: вот есть - и всё.

Привыкший ждать лучшего зачастую склонен к коротанию времени - к пустословию и пустоделанию

Но где же помощь? Ведь речь-то - об очень серьезной человеческой беде. Человек, привыкший ждать, в определенном смысле не живет - во всяком случае, не живет в полной мере: он все время спешит от своей реальной жизни к чему-то другому, он всю свою дорогу бежит, не замечая того, что вокруг, не понимая тех, кто рядом, не используя своих возможностей. Зачастую он склонен к коротанию времени: к и пустоделанию, и хорошо еще, если это пустоделание - только футбольное боление, скажем, или разгадывание кроссвордов…

Мы это поняли? Мы не хотим жить бегом, не желаем коротать свое бесценное ? Мы хотим жить в полном смысле этого глагола? Уже хорошо. Даже не просто хорошо, а великое дело, ведь очень многие своей болезни - синдрома хронического ожидания - не осознают.

Что дальше? Мне кажется, дальше надо действительно принять, освоить то, что мы все, с одной стороны, прекрасно знаем, с другой - неуклонно в своем сознании блокируем: что это самое «завтра», в котором у нас, как нам кажется, все будет лучше, чем сегодня, может для нас и не наступить. Человек, во-первых, смертен, во-вторых, зачастую смертен внезапно. Как мы реагируем на это обстоятельство? Когда внезапная («наглая») врывается в нашу семью, в близкий нам круг - это страшный удар, тяжкое горе; когда она возникает где-то в отдалении, когда мы читаем или слышим об очередной катастрофе, теракте, о страшных болезнях, обрывающих совсем еще молодые жизни - это вызывает у нас ужас и, будем надеяться, сострадание тоже, но что еще?.. Теоретически мы понимаем, что легко могли бы оказаться на месте погибших - но вряд ли это меняет наше отношение к собственной жизни. Вряд ли мы, слыша очередную страшную новость, до конца осознаем, что не нужно нам жить своими планами. Планы - это нормально и необходимо, коль скоро жизнь наша деятельна, но жить ими, поддерживать себя исключительно ими - большая ошибка, это и есть тот самый «синдром ожидания». Если мы не научимся жить сегодня - то желанное завтра, в котором нам удастся наконец реализовать наши планы, даже и наступив, нас разочарует. Это уже проверено.

Но, если постоянная угроза наглой смерти нас от этого синдрома не лечит, то возраст, казалось бы, должен вылечить! Ведь мы с неизбежностью подходим к той черте, за которой просто смешно уже апеллировать к будущему; вступаем в ту эпоху своей жизни, которая прямо и жестко говорит нам: «Если ты не счастлив сегодня, ты не будешь счастлив уже никогда». Понять это совсем несложно - само понимается: но принудительное отсечение «светлого будущего» не есть еще обретение светлого настоящего.

Светлое настоящее - это когда светом для нас наполнен каждый дарованный Богом день, каждый час, которого Бог мог бы и не дать нам , однако же вот - дает, и ведь не просто так, а для чего-то. Отношению ко времени как к бесценному дару нас учит обычный домашний молитвослов - утренние молитвы преисполнены благодарности за то, что Бог Троица «не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою» (молитва святителя Василия Великого). Но каждый раз, произнося эти молитвы, я чувствую некий зазор меж ними и собственной своей душой. Принимаю ли я на самом деле этот Божий дар - время - с благодарностью и благоговением? Или опять тяну шею, заглядывая куда-то вперед: «Скорей бы этот день прошел, завтра, наверное, лучше будет, а послезавтра вообще суббота, а там и весна…»

Не надо тянуть шею, надо учиться принимать каждую минуту такой, как она есть. Но как учиться?

И вот здесь я бы, пожалуй, начала со сковородки. Ну да, с той самой немытой сковородки в раковине…

Неохота мыть. Не устраивает такой вариант следующих десяти-пятнадцати минут - оттирание сковороды проволочной мочалкой в пене какого-нибудь «Биолана». Сковородку вымою завтра утром, а сейчас лучше…

Вот оно - «лучше».

Не так давно один приходской батюшка мне сказал: нужно воспитывать в себе послушание не только людям, но и жизненным обстоятельствам, тем ситуациям, в которые нас ввергает жизнь. Мы же в большинстве случаев этим ситуациям сопротивляемся - причем сопротивляемся бессильно, бесплодно и безвольно, отпихивая происходящее с нами - вот как я эту сковородку.

Спасение в послушании, в том, чтобы все принимать. Не просто терпеть, стиснув зубы, а именно принимать

Нужно понять: всего, что жизнь на нас обвалит, мы не отпихнем. Нельзя нам рассчитывать на то призрачное счастье, которое мерцает в прорывах меж нашими бедами, тяготами и заботами. Не сегодня-завтра эти тучи сомкнутся. Спасение в послушании, в том, чтобы все принимать. Не просто терпеть, стиснув зубы, а именно принимать как лучшее для тебя сейчас, в эту минуту - потому-то Богом и посланное. Это трудно, сложно, да. Но именно потому, если не навалилось еще крупное, тяжелое, начнем с мелкого, легкого - вымоем сковороду. Пусть это будет первым уроком послушания.

Послушание приносит огромную радость

Лично у меня с этой христианской добродетелью… не просто плохо. До недавнего времени мои отношения с нею были сложными и напряженными. Где бы ни встречалась я со словом «послушание» - в духовной литературе, в молитвослове, в устной проповеди священника, - я всегда сжималась в недоверчивый комок и всегда была готова сказать: «Нет, знаете, это пока не для меня». И только недавно - благодаря тому самому приходскому батюшке - начала понемножку понимать, что послушание приносит огромную радость. Оно отключает нечто сидящее в нас и мешающее этой радости; оно снимает с души - даже просто с нервов! - напряжение, не дающее нам раскрыться навстречу Божией любви. Что же это за напряжение? Это агрессия, самозащита нашего «независимого» (страшно зависимого и уязвимого на самом деле) человеческого «я», которое - конечно же! - само знает, что для него в данный момент лучше, и сопротивляется «не лучшему», «навязываемому». И потому все время ждет: когда же наконец его все оставят в покое, и оно сможет…

Тогда-то и выяснится, что оно ничего не может на самом деле. Это тоже проверено. На самых простых примерах: когда я уставала стоять всенощную и, решив, что на сегодня, пожалуй, хватит, уходила домой - я приходила в пустоту, я чувствовала себя ни на что не способной, подавленной, виноватой… не сделавшей чего-то, что непременно должна была сделать; отказавшейся от труда, необходимого в первую очередь мне самой. Одного-двух уроков хватило: теперь никогда не ухожу из церкви до конца службы, разве что в случаях острой необходимости: когда это нужно сделать, например, чтобы успеть кому-то помочь.

Кстати о помощи, то есть о любви. Как уже сказано, коротающий время, бегущий по жизни человек зачастую не замечает ближних, по крайней мере не останавливает своего внимания на них: не смотрит им в глаза, не вслушивается в их слова, не понимает их и не ценит. Отношение к текущему дню или году как к предварительному, ненастоящему, не лучшему периоду его жизни такой спешащий бессознательно распространяет и на людей: люди вокруг него пока тоже не те. Не таковы они, как ему надо!.. Дальше - цепочка: дефицит любви, душевная сухость, нервное воспаление: раздражительность, подозрительность, злость, враждебность к окружающим…

Обратите внимание: любовь - это то, что нельзя отложить на будущее

А человек, любящий ближних, никуда не спешит. Куда ему спешить, если он всех своих уже здесь нашел; если он здесь, в этом дне, в этом часе так богат: ведь каждый полюбленный нами ближний - это наше огромное богатство на самом деле. Обратите внимание: любовь - это то, что нельзя отложить на будущее. Нельзя сказать: я его, пожалуй, завтра полюблю или через полгода. Любовь может, конечно, расти, развиваться - по мере узнавания нами любимых и по мере нашего собственного внутреннего роста, но лишь после того, как мы уже полюбили этого человека или этих людей. Жить любя - значит, именно жить сегодня, а не ждать. Вот главное средство от «синдрома ожидания» - любовь. К такому выводу я теоретически пришла, мне бы еще практически его принять по-настоящему…

«Наконец-то все хорошо: я получила работу, о которой мечтала. Отношения с мужем наладились - мы перестали воевать из-за того, что я сижу дома», - тихо рассказывала Кейт своему учителю медитации Филипу Моффитту. Надо сказать, выглядела она при этом как несчастная погорелица - ее голос был полон трагической безысходности, словно на днях ей пришлось пережить фатальное крушение надежд. Когда Кейт наконец разоткровенничалась, выяснилось, что в ее жизни и теперь мало хорошего: коллеги не отличаются дружелюбием, а офисные стрессы только накалили домашнюю обстановку. Но главный ужас был даже не в этом: до получения должности Кейт четко знала, где кроется проблема, и стремилась ее преодолеть. Тогда она жила ожиданиями: стоит ей найти подходящую вакансию - и все изменится. Теперь ей больше нечего было ждать.

Зал ожиданий

На занятиях по медитации Випассана, которые проводит Моффитт, много времени и внимания уделяется осознанию того, что причина нашего вечного недовольства жизнью не в окружающем мире, а в нас самих. Мы можем сетовать на злодейку-судьбу или вражески настроенных коллег - суть в том, что мы сами создаем себе подобные проблемы. Причина - в наших ожиданиях, порой даже слишком конкретных. История Кейт - яркий тому пример. Еще недавно она могла лишь мечтать о том, что найдет хорошую работу, она ждала, что если это случится, то она наконец-то будет счастлива. Но вот мечта сбылась - а она по-прежнему недовольна жизнью. Более того, с Кейт такое происходит не в первый раз. Она рассказала своему учителю, что всю жизнь находится в плену этого порочного круга: как только получает то, к чему стремилась, жестоко разочаровывается и впадает в депрессию. От которой спасается лишь с помощью новых планов на будущее - как вы уже догадались, ненадолго.

Каждый из нас, абсолютно не замечая того, может стать заложником своих радужных надежд. Ожидания превращают нас в нетерпеливых, раздражительных, недовольных и в результате - глубоко разочаровавшихся в жизни людей. Они подталкивают нас к неправильным решениям и поступкам, лишая способности объективно оценивать реальную обстановку. Мы начинаем вести себя так, словно наши цветистые надежды и мечты - дело решенное и это всего лишь вопрос времени. Ожидания столь коварны, что мы можем оставаться у них в плену даже после того, как поймем, что желаемые изменения уже не произойдут. Филип Моффитт назвал это тиранией ожиданий. Избавиться от деспота-мучителя он и помогает на своих занятиях.

Признаться себе в том, что ты под каблуком у собственных стремлений, непросто. Ведь во многом на них держится вся наша жизнь: чего-то мы ждем от самих себя, чего-то - от близких. Чего-то окружающие ждут от нас, и мы часто не хотим их разочаровывать. Иногда мы ждем чуда, иногда предрекаем худшее. Ожидания бывают глобальными вроде «я найду работу с большей зарплатой, и тогда жизнь устроится» и совсем незначительными - «я успею на встречу, потому что в понедельник меньше пробок». За день мы тысячи раз чего-то ждем и неоднократно раздражаемся, обижаемся, пугаемся и негодуем на устройство мира. Ведь все получилось совсем не так, как мы хотели. Или получилось, но в действительности нам нужно было совсем не то. Мы все время придумываем идеальные модели: что такое счастливый брак, хорошая работа или успех в целом. И начинаем строить жизнь по этому образу и подобию, часто жестоко разочаровываясь в результате. Злимся на людей, когда они отказываются вписываться в придуманные нами рамки идеала - у них ведь есть и свои. Может, стоит наконец выйти из зала ожиданий? Что, если нужный вам рейс давно отменили?

Истина в себе

Тирания ожиданий отравляет жизнь, но мы можем все изменить. Для этого надо понять, как проявляются стремления в нашей жизни, и определить их природу.

Чаще всего ожидания порождает жаждущий ум - так называют его в буддизме. Им движут любые желания, недовольство, тревога. Мир постоянно меняется, хотим мы того или нет, и нам важно сохранять иллюзию контроля над происходящим. Цель медитации, которой учит Филип Моффитт, - сверхсознательность и абсолютное спокойствие. Чтобы прийти к этому, надо определить, что действительно происходит на данный момент, где реальность, а где лишь наши представления о ней и то, чего мы от нее ждем. Ведь интуитивно каждый из нас знает, где истина.

Что было, что будет

Чтобы понять, имеете ли вы дело с ожиданиями или с реальными возможностями, необходимо четко понять разницу между ними. Ожидания заранее предполагают совершенно определенный результат, к которому мы должны прийти в будущем. Они сужают наш выбор, ограничивают воображение и делают нас слепыми - мы уже не видим, что нам предлагает жизнь, и не хотим другого счастья, кроме того, что сами себе предопределили. Мы попадаем в жесткую зависимость от будущего - и от того, насколько оно, по нашему мнению, удачно сложится. Мы не можем быть по-настоящему свободными: получать удовольствия от общения с любимыми или просто радоваться красивому закату. Все, что происходит, воспринимается в контексте наших ожиданий - и пока вы напряженно искали потенциального жениха на вечеринке, пропустили все веселье. Чувствуете ли вы, как это вас подавляет? В этом было бы рациональное зерно, если бы хоть один из нас действительно мог контролировать свою жизнь, а заодно - предугадывать события.

Но разве такое возможно? Отказываться от настоящего во имя будущего - глупая ошибка, которая порой очень дорого нам обходится.

А вот возможности как раз относятся к настоящему времени. Вы живете интересной, полной жизнью - сейчас, в эту секунду. Ориентируясь на те ценности, что не противоречат вашим истинным желаниям и мечтам. Однако вы не рассчитываете, что все будет именно так, как вы задумали, потому что осознаете: будущее неведомо. Реальные радости жизни - вот что доступно вам в текущий момент. Вы живете настоящим, но не отталкиваете от себя интуицию и воображение. «Отвечать, а не реагировать на изменения в жизни - именно эта способность, по моему опыту, отличает свободного человека от того, кто живет ожиданиями и потому неизменно страдает!» - считает Филип Моффитт. Порой, сами того не осознавая, мы можем обижаться и раздражаться на поведение окружающих или происходящие события только потому, что ожидали совсем другого. Мы не наблюдаем за жизнью, а бесконечно ждем от нее подачек - а как иначе назвать те мелкие ожидания вроде «если я похудею, то смогу наконец-то достойно выглядеть на фоне своей подружки», которыми мы питаемся на протяжении всей жизни?

В стране чудес

Путь из мира иллюзий в реальную жизнь не может быть простым. Филип Моффитт говорит, что каждый, кто захочет избавиться от ожиданий, обязательно столкнется с рядом трудностей. «Возможно, вы из тех, кто считает себя свободным от ожиданий как в материальной, так и в духовной жизни, - говорит он. - Мне приходилось встречать людей, утверждавших подобное. Однако за этим, как правило, обнаруживались крушение надежд и прошлые разочарования. Отрицание не есть избавление. Эти люди просто прячутся за мыслью «если я не могу получить желаемое, то мне вообще ничего не надо». Думая так, вы добровольно отказываетесь от борьбы и признаете свое поражение».

Если человек неискренен с самим собой, он не может быть искренним с другими. Тот, кто утверждает, будто ничего не ждет от жизни, закрывает себе доступ к новым возможностям. Между тем отказаться от ожиданий вовсе не значит перестать строить планы на будущее или идти к намеченной цели. Свобода состоит в том, чтобы уметь отвечать на заманчивые предложения, которые подбрасывает нам жизнь, а не обижаться на нее за то, что она отказывается идти по намеченному нами пути. Если вы будете спокойны, рассудительны и честны с собой, то постепенно научитесь этому. Вы по-прежнему будете полны надежд. Но теперь не вы будете зависеть от ожиданий, а они - от вас.

Награда найдет героя

Одним из признаков полноценной медитации является освобождение от ожиданий, которые могут выражаться в нетерпимости, раздражении, в том числе и по отношению к самому себе. Люди очень часто приходят на уроки медитации, заранее надеясь, что смогут достигнуть лучшего результата, чем в прошлый раз. «Это заблуждение, корень которого - в ложном представлении о прогрессе, - считает Филип Моффитт. - Йог хочет добиться определенного успеха в практике и тут же получить знаки и подтверждения того, что он на верном пути. Точно так же вы можете ожидать награды от жизни за то, что вы хороший человек. Вы можете втайне надеяться на признание вашей работы. Вам может показаться несправедливым, что, будучи талантливым писателем, вы вынуждены прозябать в безвестности - без премий и миллионных заработков. И, наконец, вы можете надеяться на то, что Бог воздаст вам за вашу преданность. Все это - примеры заблуждения, порожденного ожиданиями».

Совершенно не нужно при этом осуждать себя за стремления. Гораздо правильнее отнестись к себе с сочувствием, состраданием и… с улыбкой. Будду неоднократно посещало божество, которое он называл Мара и которое испытывало его именно ожиданиями. В таких случаях Будда отвечал: «Я вижу тебя, Мара», после чего Мара исчезал ни с чем.

Филип Моффитт предостерегает своих учеников от смешения двух понятий: иногда они путают ожидания с самодисциплиной. «Зачем стараться, если ничего не ждешь и не планируешь?» И это вопрос мироощущения: живете ли вы в соответствии с определенными ценностями или вас волнует только сам результат. «Будда постоянно предостерегал нас от ожидания каких-либо конкретных результатов, - замечает Филип Моффитт, - но он настаивал на важности трудолюбия, самопожертвования и моральной дисциплины. Прилагая определенные усилия, мы проходим еще одну часть пути. Но контролировать результат наших действий мы не в силах. Более того, мы часто даже не знаем, насколько на самом деле положителен или отрицателен тот или иной результат. Иногда мы безапелляционно решаем для себя, какой исход дела будет считаться хорошим, а какой - плохим. И только спустя некоторое время осознаем, что все, что ни делается, к лучшему».

И жить торопится…

Жизнеописания великих духовных учителей буддизма повествуют не о легкости достижений, не о славе или исполнении желаний. Они - о терпимости, преданности, жертвенности и всеобъемлющей любви. Что отнюдь не значит, будто боль и суровое самоотречение неизбежны (это стало бы еще одним ожиданием, причем негативным). Жить надо настоящим независимо от того, соответствует ситуация тому, чего мы от нее ждали, или нет. Чтобы не оказаться во власти ожиданий, необходимы ясное сознание, сострадание, умение любить и радоваться за других, а главное, внутреннее спокойствие - чтобы суметь принять жизнь такой, какая она есть. Возможно, для многих это тяжелая задача, но она вполне может стать достойной целью любого человека, его путеводной звездой.

«Когда вы живете настоящим, и только им, будущее само о себе позаботится, - утверждает Филип Моффитт. - Мой учитель, почтенный Аджан Сумедхо, называет это верой в настоящее. Нам не дано знать, чем обернется жизнь. Мы не можем быть уверенны, действительно ли таким прекрасным окажется желаемый результат. Но мы можем опираться на главные ценности - любовь и доброту. А что есть более важного в жизни? И что нам может открыть наилучшие перспективы?»

«А с чего это я должна ему поклоны бить?», «Это вообще-то обязанность некоторых!», «Буду я унижаться!..» Такими фразами мы отстаиваем свою самоценность в борьбе за жизненные блага, расставляя точки над i - кто, кому и насколько изначально должен.

Ведь и правда, родители должны обеспечивать детей, а дети - помогать старикам. Чиновники - радеть для народа, врачи - лечить, учителя - учить. Если зациклиться на этом, даже простое «спасибо» человеку, выполняющему свой долг, иногда застревает в горле. За что благодарить-то? Все делают свою работу. А ты сам крутишься в этом мире, упорством и трудом добиваясь лучшего.

Такой демонстративный отказ от благодарности миру, может, и дает осознание, что всему, что ты имеешь, ты обязан только себе. Но вместе с тем как «подрастают» статус в обществе и материальный достаток, в душе растет и обида, что кому-то рядом живется легче, им вечно «помогают». Потому они и такие счастливые. А тебе с неба каких-то особых даров не падает, все - боем, все - трудом...

Почему одним есть кого благодарить, а другим - нет

Эти «счастливчики» нередко идут по жизни тем же «боевым путем». Но при этом с непонятной гордостью перечисляют всех, кому обязаны. Если прислушаться, кому и за что они так благодарны, начинаешь сомневаться в их нормальности:

Маме за то, что записала в музыкальную школу и городскую библиотеку (хотя воспитание - обязанность родителей);
- учителям за то, что учили, врачам за то, что лечили (но всем за это деньги платят!);
- сестре за то, что всегда была рядом (разве у нее был выбор в тесной родительской квартире?);
- и по мелочам: тот вовремя занял денег. Другой уступил даме с детьми более комфортный домик на отдыхе. Третьи, четвертые и пятые согласились сделать ремонт в подъезде. Так всем соседям и одинаково приятно! Чего проникаться благодарностью ко всей этой толпе?

Выходит, одни воспринимают приходящее в их жизнь добро как счастливую случайность, подарок, услугу. А другие четко видят, что эти «блага» и так обязаны были бы им обеспечить. А бонусы, спрашивается, где?

Ровно с этой минуты два человека с одинаковым жизненным багажом становятся совершенно разными. Первый - одаренным небом и людьми. А второй... вечно обделенным.

Что такое благодарность и где ее искать

Ловить благодарность буквально «из воздуха», тем самым улучшая качество собственной жизни, выходит не у всех. «Благодарность нужно заслужить!» - вот та фраза, которая с самого детства сбивает нас с толку. Она перекладывает ответственность за наши чувства на окружающих. И мы ждем, что другой сделает что-то, чтобы произошло чудо. И уж тогда мы ответим - подарком или добрым словом.

На самом деле, «благодарность» - это в первую очередь чувство, которое расцветает внутри нас. Очень приятное состояние, ощущение того, что сама судьба к нам благосклонна, когда в жизни происходит что-то хорошее.

Ведь если разобраться, почему другие оказывают нам «добро»? Потому что мы чего-то стоим, являемся для кого-то важными, да пусть даже просто полезными в жизни людьми. Выходит, чем большему количеству людей мы оказываемся благодарными, тем лучше мы сами.

Как научиться быть благодарным

Без благодарности вполне можно быть богатым или сильным мира сего, но просто невозможно быть счастливым. Обоюдная признательность между людьми укрепляет отношения во всех областях жизни, делает ее комфортнее. И потому учиться ловить волну благодарности внутри, стараться выразить ее, даже когда ничего «такого» не произошло, можно и нужно.

Автор теории позитивных эмоций Барбара Фредриксон предлагает для этого вести дневник благодарностей. Записывать в него признательности миру и конкретным людям: черный кот вдруг уступил дорогу - спасибо! Дочь, хоть и с препирательствами, но качественно, «по-взрослому» вымыла посуду - и это хорошо! Не перемывать ничего - вот мой личный бонус. Пусть сначала «благодарности» находятся с трудом, через раздражение. Хочется четко вычленить из всего произошедшего «награду».

Но происходит главное: человек привыкает видеть и фиксировать то хорошее, что приходит к нему от других людей, и постепенно вытесняет из сердца негатив.

Если вы будете ожидать слишком многого от других людей, вместо того, чтобы самим делать себя , то это приведет к противоположному результату.

Никогда нельзя попадать в зависимость от третьих лиц, ведь никто не знает, что будет завтра, все может измениться, люди станут совершенно иными. Они могут причинить нам боль. И от этого, к сожалению, никто не застрахован.

Но мы живем в окружении ожиданий, зачастую ирреальных . И только когда одно разочарование следует за другим, мы начинаем отдавать себе отчет в том, что, возможно, настало время изменить свое отношение к другим людям. Нужно перестать ожидать слишком многого от них — вот неплохой вариант решения проблемы.

Несоответствие ожиданий действительности приводит к разочарованию

Ждать того, что никогда не случится (или даже если такая вероятность есть, но очень маленькая), — неверное действие: оно неизменно заставит нас страдать от разочарования .

Не стоит ожидать слишком многого… Просто потому, что вы никак не можете это проконтролировать: люди действуют в соответствии с собственными интересами. Они в любой момент могут изменить свою точку зрения.

Но знаете на кого можно точно положиться? На себя самих, и только!

Исходя из вышесказанного, предлагаем вашему вниманию 4 способа, которые могут помочь вам изменить свое отношение к окружающим. И сделать такой «переход» максимально плавным. Так, чтобы вы перестали ожидать слишком многого от других людей и при этом не испытывали мучительных страданий.

Поверьте, это освободит вас, позволит сбросить с себя груз нереальных ожиданий , которым вы имели неосторожность довериться. Пора перестать ждать и начать, наконец, .

1. Научитесь дифференцировать: ожидания или уже зависимость?

Возможно, вы не задумывались об этом, но во многих случаях ответственными за свое счастье вы делаете других людей. А потому от их действий зависит и ваше эмоциональное состояние.

Другими словами, вы становитесь зависимыми от них. Потому что сами переложили на них ответственность за то, что, по сути, принадлежит только вам.

Но поймите, невозможно быть счастливым, если вы полностью зависите от других. Попробуйте снять с себя эти оковы, оставив пустые ожидания в стороне. Вы увидите, что счастье находится в ваших руках. И ответственность за него несете только вы сами.

2. Совсем не обязательно, что вы получите то же самое взамен: примите этот факт

Нам всегда говорят, что если мы кому-то что-то даем, то не стоит ожидать «обратной связи». Но несмотря на это, в глубине души мы все равно надеемся быть в некотором роде вознагражденными.

По этой причине мы и ждем, что другие люди будут действовать и поступать с нами так же, как и мы с ними.


Таким образом, мы погружаемся в ситуацию, когда ожидания вновь занимают первое место. Но нужно принимать людей такими, какие они есть. Нужно признавать, что не все из них будут относиться к нам наилучшим образом.

И не стоит из-за этого волноваться. Вы должны испытывать удовлетворение (и быть счастливыми) только от собственных поступков. Но никак не от того, как вас отблагодарили (в достаточной мере или нет).

3. Никогда не идеализируйте: ни людей, ни ситуацию

Ожидания всегда так или иначе связаны с идеализированными представлениями. Например, в отношениях пары можно часто увидеть, что один из партнеров видит другого идеальным , без недостатков. Со временем это меняется и, естественно, вызывает чувство разочарования.

Если вам свойственно идеализировать ситуации или людей, то подумайте о том, что все может измениться. И не в лучшую сторону. Это причинит вам Потом вы даже поймете, что сами в этом виноваты. Ведь вы не можете контролировать других, а идеализация — это вера в мечту, которой не суждено сбыться.

4. У всех есть свои недостатки, и мы тоже несовершенны

Может быть, вы действительно еще никого не подводили в этой жизни и не видели, чтобы для кого-то вы были причиной разочарований.

Но это не означает, что другие люди не ожидали от вас чего-то большего, а вы не сделали этого и тем самым не оправдали их ожиданий.


Все мы несовершенны, поэтому должны принимать себя такими, какие мы есть. Так как насчет того, чтобы сделать это? И не ждать «чего-то», что никогда не произойдет?

Тогда, если кто-то поступит с вами плохо (по вашему мнению), вы примите это спокойно. А если человек поступит , то вы будете приятно удивлены.

Если ожидать слишком многого от других, это никогда не приведет к положительному результату . И если вы уже устали от разочарований, вам надоело смотреть на то, как люди меняются в зависимости от своих целей и интересов, перестаньте, наконец, чего-то от них ждать.

Единственный человек, на которого вы можете рассчитывать — это вы сами . Принимайте других, не позволяйте своему счастью зависеть от их действий и поступков. Будьте свободными от всего, что мешает вам двигаться вперед и идти к намеченной цели.

Хватит ждать, начинайте жить. Жить по-настоящему!