Машиностроение и металлообработка охватывают несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия"
Производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Это сложные межотраслевые образования, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для различных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важную роль вследствие этого играют станкостроение, производство вычислительной техники и электротехническая промышленность.
Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. Зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроения разделяют на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др.. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологии производства.
Функционально любой машиностроительный комплекс можно разделить по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовкой занимаются специализированные предприятия и в значительной мере разрозненные цеха небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов следует повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических этапов единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительные предприятия вынуждены производить их с повышенными затратами труда и материальных средств. С учетом этого необходимо эффективно размещать предприятия машиностроения, рационально сочетать сборочные предприятия со специализированными заводами, выпускающими узлы и детали для использования в машиностроении.
Расположения предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, ряд отраслей тяготеет к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточной численностью квалифицированных кадров рабочих. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Они имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, ведь в машиностроении расхода сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а расходы на транспортировку любой машины намного больше, чем расходы на транспортировку металла используется для ее производства. Поэтому довольно часто возможны случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.
Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов формируются в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлурги. Отходы машиностроения широко используют металлургические предприятия, специализирующиеся на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.
Размещение машиностроения и формирование машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства выделяются определенные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства определяют следующие группы отраслей машиностроения:
1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.);
2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей);
3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др..)
4) производство ремонтных работ.
Функциональное назначение указанных групп отраслей корне отличается. Области предметной специализации развивают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий, поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализаций характерные производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного крупного региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализацией производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, обеспечивающих работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация широко развивается в автомобилестроении, тракторо-и комбайностроение, в приборостроении, радиоэлектронной промышленности и других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперации с многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.
Следует заметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто располагаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рационально использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер расположения, например, свойственный крупным промышленным агломерации - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевский, Львовской, Одесской и др..
Особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы (А.Т. Хрущев, И.Д. Шарыгин) ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие (А.Л. Ременев, Л.М. Корякский, М.М. Паламарчук) считают, что это образование может формироваться в пределах нескольких территориально совместных промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях обращается внимание на то, что главным признаком комплексов являются прочные связи между предприятиями машиностроения, способствует их взаимодействия.
Рассматривая машиностроительный комплекс как сложное межотраслевое образование, нужно придерживаться классификации всех отраслей по особенностям их размещения и степенью расчленения технологического процесса. Выделяют следующие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение: общее машиностроение: среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов: производство металлических изделий и заготовок ремонт машин и оборудования (рис. 4.3).
Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, предусматривающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее. Их большинство размещается в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.
Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области), где выпускается оборудование для металлургических заводов и горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Второе крупное предприятие в Донбассе - Горловский машиностроительный завод, производит оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др.. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и потребителей готовой продукции.
Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения отличается Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения находится в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Многие центры выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-туковый промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" (Киев) специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.
Стоит отметить, что 85% всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецком, Приднепровском и пол-технически-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60% ее производства приходится на Донбасс.
Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися составлением металлических конструкций и изготовлением крупных по объемам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли, как транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
Одной из ведущих отраслей является локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Ряд заводов осуществляет ремонт тепловозов, они размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.
В тесной связи с Локомотивостроение развивается вагоностроения. Оно представлено заводами в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).
Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-электроходов, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).
Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние оказывает фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся автомобилестроение, тракторостроение и станкостроение.
После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильной промышленности. Выделяются специализированные автозаводы в Кременчуге (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львове (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцке (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганске, Одессе, Симферополе (автосборка), Чернигове, Херсоне, Краснодоне (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, в Харькове - велосипедов.
Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные в Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть много других крупных заводов, деятельность которых связана с тракторостроения - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей, они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов расположены в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Виннице, Одессе.
Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Этот комплекс является ведущим среди остальных комплексов, поскольку именно он создает машины и оборудование, применяемые повсеместно в промышленности, сельском хозяйстве, быту и на транспорте. Следовательно, главная задача машиностроения — вооружить народное хозяйство все более совершенными машинами. Поэтому именно машиностроительный комплекс по праву является основой научно-технического прогресса и расширенного развития всей российской экономики.
Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей (более 70), каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно возрастает. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы (табл. 11.1).
Таблица 11.1 Машиностроительный комплекс
Отрасли, обеспечивающие развитие НТР во всем народном хозяйстве |
Отрасли, обеспечивающие развитие НТР в машиностроении |
Отрасли, обеспечивающие развитие НТР в отдельных отраслях народного хозяйства |
Приборостроение. Химическое машиностроение. Электротехническое машиностроение. Энергетическое машиностроение |
Станкостроение и инструментальная промышленность |
Строительно-дорожное машиностроение. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Автомобилестроение |
Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Первое, если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, машиностроение должно развиваться в два раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и др.) — в четыре раза быстрее. В России это условие не соблюдается (соотношение 1:0,98:1). Кроме того, нормальное развитие машиностроения невозможно без взаимодействия с другими межотраслевыми комплексами. Необходимы высококачественный металл, пластические и другие синтетические материалы, лес, стекло и т.д. Поэтому границы самого машиностроительного комплекса постоянно расширяются за счет усиления связей с наиболее прогрессивными производствами.
Важнейшие отрасли машиностроения и их размещение в России:
1. Транспортное машиностроение включает: а) автомобилестроение (Москва, Нижний Новгород, Тольятти, Ульяновск, Павлов и др.), б) железнодорожное машиностроение (Новочеркасск, Брянск, Санкт-Петербург, Тверь и др.), в) городской электротранспорт (Энгельс – троллейбусы, Усть-Катава – трамваи), г) судостроение (Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Комсомольск-наАмуре).
2. Сельскохозяйственное машиностроение: а) производство комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, Тула), б) тракторное (Волгоград, Владимир, Челябинск, Санкт-Петербург).
3. Энергетическое машиностроение: Санкт-Петербург, Подольск, Таганрог, Волгодонск, Екатеринбург, Москва.
4. Тяжелое машиностроение: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Иркутск.
Географию машиностроения определяет целый ряд факторов:
· Наукоемкость. Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой;
· Военно-стратегический фактор. Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен;
· Трудоемкость . Выпуск машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с большой концентрацией населения. Необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры;
· Металлоемкость. Производство некоторых видов машин и оборудования (металлургического, энергетического, горно-шахтного) требует много металла. Поэтому приближение металлоемких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья;
· Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще произвести их на специализированных предприятиях, установивших связи по кооперации. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, позволяющих создавать заводы-филиалы в малых и средних городах;
· Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях;
· Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения потребляется повсеместно. Многие его предприятия расположены в районах потребления, например, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводске), комбайны для уборки зерновых — в Ростове-на-Дону.
Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.
Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.
Выпуская орудия труда, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На него приходится более 1 I4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.
Структура отечественного машиностроения - так, как она сложилась к настоящему времени, - характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Спад производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к рыночной экономике, охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время машиностроительный комплекс обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность развития показывает, например, автомобильная промышленность.
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы (рис. 5.7, см. цветную вклейку). Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких отраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.
Машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и одновременно - степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализированными предприятиями типа «Центролит», в большинстве же своем- раздробленными цехами и участками при машиностроительных заводах самого разного профиля.
К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объединения, межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), акционерные общества.
Особую значимость в настоящее время приобрели новые формы сотрудничества с зарубежными странами: организация прямых производственных связей, в том числе по кооперированию, образование совместных предприятий и международных объединений. Создано несколько
совместных с фирмами промышленно развитых стран предприятий в станкостроении, автомобильной промышленности, химическом и строительно-дорожном машиностроении. Для решения крупных народнохозяйственных задач привлекаются консорциумы западных фирм.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.
Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации (рис. 5.8, см. цветную вклейку). В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельной взятой отрасли.
Так, вагоностроение представлено заводами, которые выпускают тяжелые грузовые вагоны (Нижний Тагил), саморазгружающиеся вагоны (Калининград), мягкие пассажирские вагоны (Санкт-Петербург), пассажирские вагоны для местных сообщений (Тверь), вагоны для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург) и т. д. Станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, станки-автоматы и др.). В автостроении одни предприятия дают грузовые машины, другие - легковые; одни заводы ориентированы на производство большегрузных автомобилей, другие - машин средней грузоподъемности.
Подобную картину можно наблюдать и в других отраслях машиностроения.
Каждая стадия технологического процесса - заготовка, механическая обработка и сборка - определенным образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные связаны с районами потребления, а по механической обработке размещаются под влиянием разных факторов с ориентацией или на
сырье, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.
Разделение труда в условиях современного научно-технического прогресса приводит к выделению новых производств и все более глубокой их
специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:
1) отрасли предметной специализации, - например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство
технологического оборудования для разных отраслей промышленности, строительства и т, п.;
2) отрасли подетальней специализации - производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;
3) отрасли технологической специализации - производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т. д.;
4) производство ремонтных работ.
В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальней специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических
районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение.
В противоположность специализации кооперирование интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают локальные машиностроительные комплексы, где различные заводы взаимосвязаны в производственном отношении, совместно участвуя в выпуске определенной готовой продукции. К таким комплексам относится, например, комплекс автостроения, сложившийся в 178
центральных районах европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.
В настоящее время приоритетное развитие должны получить отрасли машиностроительного комплекса, являющиеся «катализаторами» научно-технического прогресса: станкостроение, приборостроение, электротехника, особенно электроника, производство вычислительной техники, робототехника, индустрия информатики. Среди ключевых направлений развития машиностроения находятся гибкие автоматизированные производства (ГАП), роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Эти направления обеспечивают создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по так называемой безлюдной технологии.
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.
Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.
Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка - механическая обработка - сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления.
Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Урал Маш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург).
Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургических центров в Сибири. Здесь действуют предприятия по производству металлургического и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск).
В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, представленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль турбостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металлический завод) и турбогенераторов («Электросила»).
Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе - в Волгодонске
(«Атом Маш»). Реакторы выпускаются также в Колчине (Ижорский завод).
Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Урал маша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна.
На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы. Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул).
Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или находятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск).
Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей - транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее время производство локомотивов имеется в следующих районах:
тепловозов - в Центральном районе, в том числе магистральных (Коломна) и маневрово-промышленных (Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов - на Северном Кавказе (Новочеркасск). В 1998 г.
произведено 13 магистральных тепловозов и 30 магистральных электровозов.
В тех же районах и по аналогичным причинам было создановагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с локомотиво-строением.
Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном районе (Брянск, Тверь), на Северо-Западе
(Санкт-Петербург, Калининград), на Урале (Нижний Тагил) и в Западной Сибири (Новоалтайск).
Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контей-неровозов) возник в Восточной Сибири (Абакан). В Центральном районе
созданы заводы по производству пригородных электропоездов (Демихо-во) и пассажирских вагонов (Торжок). В 1998 г. произведено 3, 9 тыс. грузовых и 503 пассажирских вагонов.
Отдельные предприятия специализируются на производстве вагонов для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург), трамвайных вагонов (Усть-Катав) и троллейбусов (Энгельс).
Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Оно делится на морское и речное. Судостроение «привязано» к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.
По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добы-вающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристские. Самая широкая по составу - группа транспортных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда, в свою очередь, представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.
Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга производят главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы.
Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).
Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, в том числе многоразового использования (типа «Авиационная промышленность ориентируется, как правило, на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадрами. Ее предприятия размещены преимущественно в центральных районах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов самолетов: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300)."Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38).
Буран»), а также ракет для запуска
спутников и обитаемых кораблей (среди них самых мощных в мире ракет типа «Энергия»). Особенно выделяются своими масштабами и научно-техническим потенциалом российская холдинговая компания НПО «Энергия» с головным КБ и заводом в Королеве (Московская обл.) и филиалами в Самаре и Приморске (Ленинградская обл.) и Государственный космический научно-производственный центр в Москве.
Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так, производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск). Центральный район специализируется на выпуске льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных (Люберцы) машин. В 1998 г. производство зерноуборочных комбайнов в стране составило 1 тыс. шт.
Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для отраслей, обеспечивающих промышленность технологическим оборудованием. Например, производство машин и оборудования для легкой и полиграфической промышленности находится главным образом в Центральном районе и на Северо-Западе.
Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства.
Особенно показательна в этом отношенииавтомобильная промышленность. Первые автомобильные заводы появились в центральных районах европейской части страны (Москва, Нижний Новгород).
За обозримый период времени резко изменилась структура отечественного автостроения. Если, например, в 1950 г. свыше 4 /5 общего выпуска автомобилей составляли грузовые машины, то в начале 90-х годов на их долю приходилось менее 1 /5. Примерно такая же пропорция между грузовыми и легковыми автомобилями сохранится в перспективе.
В 1998г. выпуск грузовых автомобилей составил 141 тыс. шт., а легковых- 840 тыс. шт. По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), за ним идут Центральный район (28%), Поволжье (25%) и Урал (3%). По выпуску легковых автомобилей безраздельно господствует Поволжье (82%), далее с большим отрывом следуют Центральный (11%) и Волго-Вятский (7%) районы.
Производство грузовых автомобилей сосредоточено в основномна пяти предприятиях. Среди них - ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). Помимо этого имеются предприятия, выпускающие специализированные грузовики, но почти все они зависят по поставкам шасси от «большой пятерки».
В перспективе структура производства грузовых автомобилей изменится за счет опережающего роста выпуска малотоннажных машин - грузовых, грузопассажирских и микроавтобусов - с такими сферами их применения, как торговля, бытовое обслуживание населения, фермерские хозяйства, здравоохранение. Особенно эффективными считаются автомобили грузоподъемностью 1, 5 т для промышленности, строительства и торговли.
Производство легковых машин отличается большей региональной локализацией, хотя кроме специализированных заводов функционируют предприятия, одновременно выпускающие легковые и грузовые машины (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ).
Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% общего количества) - Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (Тольятти). Его производственная мощность - 740 тыс. машин малого класса («Жигули», «Лада») в год. Машины аналогичного класса выпускают также АЗЛК («Москвич») и «Ижмаш» («Иж»).
На производстве машин среднего класса специализируются ГАЗ («Волга») и УАЗ, высокого класса - ГАЗ («Чайка») и ЗИЛ. Причем на ЗИЛе их выпуск носит фактически штучный характер.
В перспективе приоритетное развитие получит производство легковых автомобилей особо малого класса («Ока» и др.). Сейчас на долю машин этого класса, которые дают КамАЗ и СеАЗ (Серпухов), приходится только 1% общего выпуска. К 2000 г. их производство должно было достигнуть 360 тыс. шт., или 1/4 /5 всех легковых автомобилей.
Производство автобусов в 1998г. составило 45, 7 тыс. шт. Первоначально оно появилось в Москве, на ЗИЛе, но затем (с 60-х годов) было прекращено. Роль основного поставщика городских автобусов перешла к специализированному предприятию - ЛиАЗу (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Теперь автобусы выпускают также КамАЗ и УАЗ (наряду с грузовыми и легковыми автомобилями). Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Северном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпускает только УАЗ. Почти 9 /10 суммарного производства всех марок автобусов приходится на Поволжье и Урал.
В ближайшей перспективе намечается расширить производство городских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода.
По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, туристских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыно Московской обл.). Проектная мощность этого предприятия - 2, 5 тыс. автобусов в год.
В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и создание совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т. е. сводится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии
пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными производствами.
Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Например, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Такого класса автомобили намерен выпускать Таганрогский комбайновый завод. Сборка южно-корейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде.
ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпорацией «Дженерал Моторс» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» - совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства - по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». На уровне 2000 г. намечено производить 120 тыс. таких автомашин в год.
Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тоёта» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва).
Длястанкостроения (включая производство инструментов) характерно размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры.
Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 1998 г. было произведено около 7, 6 тыс. шт. металлорежущих станков.
В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических линий для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки.
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Первые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных зерновых районов, одновременно оказавшись у источников металла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Центральном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Западной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов размещено также на Северо-западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск).
Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 1998 г. в стране произведено 8, 3 тыс. тракторов.
Группа отраслей попроизводству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифицированного труда, приурочена к районам, где есть технически образованные специалисты.
Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.
Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).
Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.
Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок - с источниками сырья.
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40% до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония – 60%, Германия – 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %).
Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве – это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении – это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства – это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько десятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергитическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и д.р.
Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что не только обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции. При этом даже при одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологические процессы, форма общественной организации производства на предприятиях таких отраслей сильно отличаются.
В целом машиностроение относится к отраслям так называемого «свободного размещения», так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.
Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. В отрасли широко распространена предметная специализация, технологическая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции – массовым, крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создания на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко возможен только на основе подетальной и технологической специализации.
Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции, но и мелкосерийной и даже индивидуальной
Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горношахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу «натурального хозяйства», c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, де концентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
Я считаю, что машиностроение в наше время - довольно актуальное направление, так как современный мир не может обойтись без транспорта, различных машин и бытовой техники. У нас в стране очень много предприятий, занимающихся данным производством, и с каждым днем они только улучшаются параллельно с развитием технологий.
Относится оно к обрабатывающей отрасли и делится на наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое, в зависимости от технологий производства. По всему миру я бы выделил General Motors и Toyota Motor, которые являются самыми крупными компаниями, и их доходы в год исчисляются сотнями миллиардов долларов. Российские фирмы не такие популярные, но на нашем рынке их продукты очень востребованы (АвтоВАЗ, КамАЗ и другие). Как можно заметить, предприятия, которые занимаются строением автомобилей, - самые распространенные и популярные.
Подразделение на группы происходит в зависимости от того, каких размеров продукция, и для чего она предназначена. Выделяются следующие его виды:
Первая отрасль занимается разработкой радиотехнических и электротехнических приспособлений, приборостроением, а на рынок выходят персональные компьютеры, авиационные приборы, часы и т.д. Общее машиностроение делится на сельскохозяйственное, производство оборудования технологического характера и транспортное. Последнее занимается постройкой ж/д техники, авиации (самолетов, вертолетов), морских судов и космических ракет. Тяжелое строение включает в себя металлургию, создает оборудование для шахт, экскаваторы, кузнечно-прессовые приспособления, подъемно-транспортные виды машин и т.д.
Среднее - одно из самых распространенных, так как делает автомобили, трактора, станки, бытовые приборы и роботов. А в советские времена эта отрасль занималась даже разработкой ядерного оружия. Последний вид строения говорит сам за себя и включает мероприятия по ремонту машин различных видов производства, которые были перечислены выше.