Мотивация: источник сил для действий. Положительная и отрицательная. Биографии известных личностей

motif - «мотив») - многозначное понятие:
  • Мотив (психология) - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность»;
  • Мотив (искусство) - характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо произведении, например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;
    • Мотив (литература) - простейшая составная часть сюжета;
    • Мотив (музыка) - простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из некоторой короткой последовательности звуков, объединённых одним логическим акцентом;
  • Мотив преступления - факторы, которые обуславливают выбор лицом преступного варианта поведения и конкретную линию поведения в момент совершения преступления;
  • Мотив (молекулярная биология) - специфическая последовательность нуклеотидов ДНК.

Названия

  • «МОТИВ» - торговая марка оператора сотовой связи «Екатеринбург-2000» в Свердловской, Курганской области, а также ХМАО-Югра и ЯНАО;
  • «МОТИВ» - система оперативного управления компанией;
  • «Motif » - программная библиотека для разработки графических интерфейсов в Unix-подобных системах.

См. также

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Мотив"

Отрывок, характеризующий Мотив

Губернаторша пожала его благодарно за локоть.
– Вы знаете Софи, кузину? Я люблю ее, я обещал жениться и женюсь на ней… Поэтому вы видите, что про это не может быть и речи, – нескладно и краснея говорил Николай.
– Mon cher, mon cher, как же ты судишь? Да ведь у Софи ничего нет, а ты сам говорил, что дела твоего папа очень плохи. А твоя maman? Это убьет ее, раз. Потом Софи, ежели она девушка с сердцем, какая жизнь для нее будет? Мать в отчаянии, дела расстроены… Нет, mon cher, ты и Софи должны понять это.
Николай молчал. Ему приятно было слышать эти выводы.
– Все таки, ma tante, этого не может быть, – со вздохом сказал он, помолчав немного. – Да пойдет ли еще за меня княжна? и опять, она теперь в трауре. Разве можно об этом думать?
– Да разве ты думаешь, что я тебя сейчас и женю. Il y a maniere et maniere, [На все есть манера.] – сказала губернаторша.
– Какая вы сваха, ma tante… – сказал Nicolas, целуя ее пухлую ручку.

Приехав в Москву после своей встречи с Ростовым, княжна Марья нашла там своего племянника с гувернером и письмо от князя Андрея, который предписывал им их маршрут в Воронеж, к тетушке Мальвинцевой. Заботы о переезде, беспокойство о брате, устройство жизни в новом доме, новые лица, воспитание племянника – все это заглушило в душе княжны Марьи то чувство как будто искушения, которое мучило ее во время болезни и после кончины ее отца и в особенности после встречи с Ростовым. Она была печальна. Впечатление потери отца, соединявшееся в ее душе с погибелью России, теперь, после месяца, прошедшего с тех пор в условиях покойной жизни, все сильнее и сильнее чувствовалось ей. Она была тревожна: мысль об опасностях, которым подвергался ее брат – единственный близкий человек, оставшийся у нее, мучила ее беспрестанно. Она была озабочена воспитанием племянника, для которого она чувствовала себя постоянно неспособной; но в глубине души ее было согласие с самой собою, вытекавшее из сознания того, что она задавила в себе поднявшиеся было, связанные с появлением Ростова, личные мечтания и надежды.

Мотив [лат. movere - приводить в движение, толкать] - 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта- 2) предметно-направленная активность определенной силы- 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется- 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций М. в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции М. (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория "поля" К. Левина), детерминация поведения человека неосознаваемыми М. (психоанализ), иерархия М. (психоанализ, "гуманистическая психология" и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М. Развитие М. происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве М., дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития М. является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

А.Г. Асмолов

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

МОТИВ (лат movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности...

Психологический словарь

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности - . представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями - от ожидания достижения данного предмета, либо...

Психологическая энциклопедия

1. Вообще – любое стремление или тенденция бороться за безопасность. 2. Тенденция избегать неудач или угрозы неудач, выходя из таких ситуаций путем понижения либо собственного уровня ожиданий, либо собственных целей. Обратите внимание, что первый способ употребления представляет...

Психологическая энциклопедия

(англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребностисубъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной...

Психологическая энциклопедия

Частный случай мотивации, ограниченный конкретными предметом, состояниемсубъекта, временем, ситуацией и т.п. Может возникать как реакция на внешний стимул или под влиянием психики личности, социально-психологического состояния группы. (Косолапов Н.А., с.104)

Психологическая энциклопедия

(от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ...

Задорный (Куприн). Задумчивый (Арцыбашев). Капризный (Потапенко). Ласкающий (Лохвицкая). Лукавый (Куприн). Ленивый (Арцыбашев). Мертвящий (Гиляровский). Удалой (Достоевский). Чарующий (Льдов). Словарь литературных эпитетов

  • Мотив - I Моти́в (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю) наименьший элемент музыкальной структуры (см. Музыкальная форма); в повседневной речи термин «М.» часто обозначает мелодию (См. Мелодия), Напев, Наигрыш. Большая советская энциклопедия
  • МОТИВ - МОТИВ (от лат. moveo - фактор) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Социологический словарь
  • мотив - Мотива, м. [фр. motif]. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию (книжн.). 2. Довод в пользу чего-н. (книжн.). Привести мотивы в пользу своего предложения. 3. Простейшая единица сюжета (лит.). Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках. Большой словарь иностранных слов
  • мотив - 1) -а, м. Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживавших за столом. Мотивы были самые разнообразные; не так ступил, не так подал, не так взглянул. Малый академический словарь
  • МОТИВ - МОТИВ (лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Новейший философский словарь
  • мотив - орф. мотив, -а Орфографический словарь Лопатина
  • мотив - МОТ’ИВ, мотива, ·муж. (·франц. motif). 1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (·книж.). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались? 2. Довод в пользу чего-нибудь (·книж.). Толковый словарь Ушакова
  • мотив - моти́в Через нем. Моtiv "мотив" или непосредственно из фраиц. motif – то же от лат motīvus "подвижный". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • мотив - Мотив, мотивы, мотива, мотивов, мотиву, мотивам, мотив, мотивы, мотивом, мотивами, мотиве, мотивах Грамматический словарь Зализняка
  • МОТИВ - (англ. incentive) - 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью... Большой психологический словарь
  • Мотив - (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю). 1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. Музыкальная энциклопедия
  • МОТИВ - МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo - двигаю) - в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр. Большой энциклопедический словарь
  • мотив - МОТИВ 1. МОТИВ, -а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего-л. Изложить свои мотивы. Толковый словарь Кузнецова
  • мотив - сущ., кол-во синонимов: 16 аргумент 12 голос 44 довод 14 лейтмотив 7 мелодия 23 мотивчик 3 напев 10 основание 85 первопричина 23 побуждение 28 повод 30 погудка 7 причина 39 раппорт 5 резон 13 тема 24 Словарь синонимов русского языка
  • мотив - МОТИВ м. франц. побудительная причина; || муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать что, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами. Толковый словарь Даля
  • мотив - 1. МОТИВ1, а, м. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию. По личным мотивам. Важный м. 2. Довод в пользу чего-н. Привести мотивы в пользу своего решения. Убедительный м. 2. МОТИВ2, а, м. 1. Единица музыкальной формы; мелодия, напев. Толковый словарь Ожегова
  • Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

    Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

    Понятия мотивация

    Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

    • почему и из-за чего человек действует;
    • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
    • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
    • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
    • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

    Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

    Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

    • вектор направленности действий;
    • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
    • активность и напористость;
    • устойчивость избранных целей.

    Потребность, мотив, цель

    Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

    Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

    Виды мотивации

    В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

    Экстринсивная и интринсивная

    Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

    Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

    Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

    Положительная и отрицательная

    Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

    Устойчивая и неустойчивая

    Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

    Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

    Дополнительная классификация

    Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

    Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

    К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

    Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

    Мотивы: движущая сила поведения людей

    Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

    Мотив 1. Самоутверждение

    Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

    Мотив 2. Идентификация

    Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

    Мотив 3. Власть

    Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

    Мотив 4. Процессуально-содержательный

    Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

    Мотив 5. Саморазвитие

    Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

    Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

    Мотив 6. Достижения

    Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

    Мотив 7. Просоциальный

    Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

    Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

    • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
    • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
    • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
    • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

    Мотив 8. Аффилиация

    Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

    Факторы, определяющие уровень мотивации

    Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

    • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
    • вера и надежда на выдающееся достижение;
    • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
    • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

    Способы мотивации

    На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

    • Социальная – мотивация персонала;
    • Мотивация для обучения;

    Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

    Мотивация персонала

    Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

    • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
    • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
    • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

    Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

    • экономические методы (материальная мотивация);
    • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
    • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

    Мотивация учащихся

    Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

    • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
    • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
    • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
    • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
    • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
    • придание фактам элементов новизны;
    • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
    • использование позитивной и негативной мотивации;
    • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

    Самомотивация

    Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

    • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
    • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
    • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
    • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
    • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

    Вопрос № 21 . Мотивы. Их функции и виды.

    В самом общем виде мотивация личности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих личность к осуществлению определенных действий. Для понимания мотивационной сферы необходимо раскрыть некоторые термины, тесно связанные с этим процессом.

    Под деятельностью в психологии понимают мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Важнейшими видами деятельности являются: игра, учение и труд.

    Потребностно-мотивационная сфера личности включает в себя три группы потребностей: витальные, социальные и идеальные. Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида, признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. В идеальных потребностях лежит причина творчества, добра, красоты, справедливости и всего подобного. Социальные потребности возникают вследствие осознания личностью общественной необходимости труда каждого человека для общества, государства. Все социальные потребности личности осознаваемы. Биологические потребности могут, как осознаваться, так и не отражаться в сознании. Например, потребность в витаминах.

    Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализирующую потребность. Цели разделяют на объективные (заданные обществом) и субъективные (самостоятельно поставленные человеком или принятые извне). Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше.

    Под мотивом Леонтьев рассматривал, то объективное, что отвечает за потребности, побуждает и направляет деятельность. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Выделяют следующие виды мотивов:

    1. Мотив самоутверждения , связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

    2. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).

    3. Мотив власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

    4. Мотив саморазвития - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Саморазвитие часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой.

    5. Мотив достижения цели - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и вероятность достижения успеха – незначительными. Тогда как индивид, с низким мотивом достижения, при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

    6. Мотив аффилиации - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Потребность в нем возникает как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Эта потребность строиться в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.

    По направленности и содержанию мотивы классифицируют на:

      Социальные

      Познавательные

      Профессионально-ценностные

      Эстетические

      Коммуникационные

      Статусно-позиционные

      Традиционно-исторические

      Утилитарно-практические (меркантильные)

    Все группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

    По степени осознанности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Выделяют мотивы реальные , осознаваемые личностью и определяющие достижения и мотивы мнимые (надуманные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Также мотивы можно разделить на: побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень – «для меня»).

    Мотивы бывают внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам можно отнести стремление к похвале, общению, потребность быть первым и т.д.

    Л.И. Божович : по критерию общественной значимости выделяла:

      Общественно значимые мотивы.

      Личностно значимые мотивы (эгоистические).

    Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность личности, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А.Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

    Выделяют следующие функции мотивов:

      Побуждающая - связана с возникновением потребностей, которые приводят к мобилизации силы человека для их удовлетворения

      Направляющая - направляет деятельность на конкретный объект

      Управляющая - связана с планированием действий

      Организующая - деятельность мысленно организовывается

      Смыслообразующая - человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

      Отражательная - отражение в сознании человека средств достижения и последствий достижения поставленных целей или потребностей.

    Потребности, цели и мотивы – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Поиск методов повышения мотивации личности к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации. Каждая из них по-своему пытается ответить на вопрос, чем именно определяется тот или иной поступок в деятельности личности. Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

    Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют личность делать так, а не иначе. Эти теории в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. При закладке основ современных концепций наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКелланда.

    Процессуальные тории мотивации появились позже содержательных и основываются в первую очередь на том, что как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера Лоулера.

    В современной психологии мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека. По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

    Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

    Мотив – это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя потребность.

    То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него – если мотив отрицательно валентен.

    Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив – это то, ради чего совершается действие . «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

    Одна деятельность, действия каждого конкретного субъекта могут побуждаться сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление.

    По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами : они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в другой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы.

    Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы.

    Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов.

    Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель . Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

    В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения:

    1. Побудительная и направляющая функция мотива.

    2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами.

    3. Иерархия мотивов.

    4. стремление к равновесию и напряжению - здесь мотив понимается чисто энергетически, (теория К. Левина, гедонистические теории).

    Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей. Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в отногенезе выступают присущие данному обществу ценности, идеалы, интересы, которые в случае их интериоризации приобретают побудительную силу и становятся мотивом. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в сознании действительности личностный смысл. Функции смыслообразования связаны с контролированием общей направленности личности. Существуют также мотивы-стимулы, которые энергетезируют поведение. Они могут быть очень сильными, но в случае столкновения мотивов верх берут смыслообразующие мотивы. Функция контролирования осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл происходящего и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности - сдвиг мотива на цель (пример с чтением книги к экзамену).

    По Леонтьеву , в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность.

    Мотив - это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя ее. То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность.

    Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета - типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

    По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущий мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

    Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

    Функции мотива

    Мотив соединяет два понятия, находится на стыке двух понятий. Это понятия потребности и деятельности.

    Умотива две функции:

    1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать (даже неопредмеченная). Мотив делает то же самое. Ранее побуждала потребность, а теперь предмет, мотив берет на себя энергетику потребности (закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона).

    2. Образование смысла. Связывает мотив с деятельностью (загонщик – участник труда – должен понимать смысл своего действия – понимание отношения мотива к цели). Направленная активность. Мотив как бы метит смыслы, любые условия достижения цели.

    В любой такой характеристике есть три взаимосвязанных аспекта. В общем виде: познание, эмоции и воля. Это характеристика мотива только с одной стороны, познавательной, – связь с внешним миром.

    Вундт : побуждает не сам мотив, а соответствующая ему субъективная сторона, эмоция. Вот второе понимание – мотивация и эмоции по функции тесно связаны между собой.

    Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность

    Хекхаузен . Мотив – это родовое понятие, которое иногда отражается в других понятиях – потребность, влечение, склонность, интерес и т.д. Его характеристики:

      Направленность действия на определенное целевое состояние (задаваемая каким-то предметным представлениям) - динамический момент;

      Ценность, эмоциональная привлекательность, чувственная окраска этого представления;

      Стремление его достичь (волевой момент – стремится достичь, какие бы пути к этому не вели. Пытается достичь различными путями и средствами).

    Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

    С усилением общей активации повышается качество исполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация слишком высока, исполнение ухудшится.

    Йеркс, Додсон провели эксперимент на мышах, цыплятах, кошках и человеке. Задача: различение яркостей двух предметов. Один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Первый эксперимент – на танцующих мышах. Животных научали различать цвета – черный и белый.

    Первый фактор – легкость или трудность задачи. Задача научения построена так: перед животными два тоннеля. Один окрашен белой, другой – черной краской (или закрыт белой и черной дверкой). Приманка всегда находится там, где белое, белый цвет. Белое и черное меняются в случайном порядке от пробы к пробе. Нужно различать. Задача – легкая, контраст цветов велик. Средняя сложность – предъявляют два черных цвета, один – несколько светлее чем другой. Трудная задача - фактически один и тот же цвет – серый, но оттенки разные. В одном случае – несколько светлее, чем другой.

    Второй переменный фактор - сила отрицательного подкрепления. Позитивное подкрепление – приманка – не меняется, а негативное – изменялось. В полу тоннеля проложена проволочная сетка и по этой сетке – ток, ток определенного напряжения. Напряжение тока – слабой, средней силы или сильный. Абсцисса – ток, ордината – число проб для достижения необходимого уровня. В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение наиболее быстрое. Однако, этот оптимум зависит от трудности задачи.

    Исследовательский вопрос: сила задач и сила отрицательного подкрепления. Какая мотивация является оптимальной для легкой или трудной задачи? Между этими двумя факторами – обратная связь.

    Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине».

    Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при трудных задачах.