Повседневная жизнь обуславливает каждого человека вырабатывать определенные поведенческие шаблоны, которые экономят время и энергию при выполнении обыденных задач. С возрастом человек все больше подвержен стереотипам, которые укореняются в сознании.
При желании внесения качественно лучших изменений в свою жизнь или достойного выхода из сложной ситуации - выручает нестандартное мышление, а также отказ от привычного образа действий.
Нестандартное мышление (НМ) - это навык, который позволяет человеку решать поставленные задачи гораздо эффективнее, применяя нестандартный подход.
С учетом стремительных изменений современного мира, способность применять нестандартные подходы к решению обыденных задач очень полезна как в трудовых аспектах, так и бытовых. Быстрый и насыщенный ритм обязывает развивать НМ и творческий подход даже к мелочам.
Чаще всего мышление неординарного типа свойственно детям, только познающим окружающий мир. Любое новое знание они могут интерпретировать самым неожиданным образом: окружающие предметы используются ими в непривычных для взрослого целях, а детские умозаключения часто ставят в тупик, хотя не лишены своей логики. Аналогичные приемы может применить и взрослый, задумавшийся над тем, как развить нестандартное мышление и выйти за границы обыденного.
Основным инструментом, помогающим развить неординарное мышление, является решение тестов и задач. Это могут быть логические задачи, ребусы и головоломки, предназначенные для тренировки мышления у детей; кроме того, существует множество специализированных тестов.
Их основное свойство - создание видимости очевидного ответа, а человек, проходящий тест-онлайн на нестандартность мышления, должен придумать этому ответу эффективные альтернативы.
При этом используются следующие методы:
Даже такая мелочь как перемена рабочей руки при чистке зубов помогает разбудить мозг и начать думать нестандартно.
И каждое новое жизненное испытание будет для нас еще одним интересным тестом, который мы пройдем с успехом и легкостью.
Еще в Древней Греции применялась техника эвристических вопросов, которые позволяют определить инструменты для тренировки критического мышления. При этом у каждого человека будет свой набор таких инструментов. Так Г.С.Альтшуллер в своей книге «Теория решения изобретательских задач» собрал более 70 методов, которые позволяют вывести мысль за пределы обыденного. Также существуют 5 правил по Эдварду де Боно, о том, как эффективно уйти от стереотипов:
Э.Боно разработал занимательный прием, который назвал «телефонная линия с подсознанием». Автор часто уходит в отпуск, занимаясь такими делами, которые не требуют сосредоточенности (слушает пение птиц, занимается растениеводством и т.д.). В это время мозг получает отдых, а подсознание шлет импульсы, которые зачастую нестандартные. Таким образом, Эдвард создает сногсшибательные тексты и рекламные акции.
Закрепить успех вам поможет многократное прохождение различных тестов, направленных на развитие нестандартного мышления. В дополнение к специальным занятиям и тестам вы можете попробовать свои силы в практическом применении новых возможностей: выполнять размеренные бытовые действия в другой последовательности или при помощи непривычных инструментов.
Мышление – это способность человека рассуждать, оценивать окружающую обстановку, ориентироваться в нестандартных ситуациях и составлять стратегии поведения. Нестандартное или креативное воображение – это фактор, который упрощает жизнь и делает человека в глазах окружающих умнее.
Существует много методик, которые направлены на развитие способности мыслить. Перед тем как приступать к выполнению методик, определите уровень мыслительных процессов. Одним из популярных тестов на выявление уровня технического мышления считается тест Беннета. Он состоит из 70 заданий и иногда используется как дополнение к определению умственных способностей человека.
Люди с нестандартным подходом сегодня ценятся, поскольку их идеи отличаются от общепринятых, они способны находить новые выходы из безысходных ситуаций. Если ваш мозг способен работать нестандартно, вы всегда найдете место в жизни.
Упражнения для развития способности не стандартно мыслить простые. Кажется, будто в них нет смысла, но именно в бессмысленных вещах лежит путь к яркой и необычной жизни. Итак, что развить воображение, подойдут такие действия:
Чтобы вы пришли к своей цели, используйте воображение. Забудьте о стереотипах и предрассудках и взгляните на ситуацию, как будто вы не знаете, что о ней думает общество. Чтобы по-новому посмотреть на жизнь, изучите, как развить креативное мышление.
Мы пользуемся мозгом всего на 5%. На самом деле мы способны запоминать гораздо больше информации, просто мы не отходим от стереотипов и не пытаемся открыть новые методы. Книга «МНЕМОТЕХНИКА запоминание на основе визуального мышления» представляет методику запоминания новой информации. Согласно ей, чтобы запомнить новый материал, его нужно связать с уже известной информацией.
Почему для этого нужно развивать визуальное мышление? Оно имеет преимущество – изображения воспринимаются мозгом легче, чем цифры или буквы. Поэтому информацию, которая не укладывается в голове, преобразуйте в картинки.
Еще один принцип мнемотехники – не запоминайте информацию, прочувствуйте эмоции во время процесса изучения. Мозг запоминает события, которые связаны с яркими впечатлениями, остальные постепенно стираются из памяти, поскольку являются обыденным, не представляющим интереса процессом. Используйте воображение, чтобы обычные вещи стали ярче.
Образное мышление, в отличие от нестандартного, пригодится каждому человеку, а не только людям определенных профессий. Развитию способствуют специальные игровые упражнения:
Развитие образного мышления наполнит жизнь яркими красками, сохранит в памяти лучшие моменты и позволит быстро находить выход из трудных ситуаций.
Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:
Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность.
Абстрактное мышление дает возможность воспринимать целостную картину, не задумываясь о деталях. Оно приводит к новым открытиям. Если абстрактное мышление развито слабо, усовершенствовать его можно с помощью задачек на сообразительность.
Задачи имеют подвох, потому что направлены на нахождение неправильного ответа, который кажется очевидным. Для правильного решения нужно найти скрытые связи между задачами и прийти к логическому ответу.
Развитие пространственного мышления относится к абстрактному типу, оно поможет лучше ориентироваться в окружающей обстановке и анализировать пространство в целом, а не его часть.
Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.
Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:
Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет.
Развитие понятийного мышления основано на закономерном использовании понятий и логических конструкций. Такая способность позволяет собирать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, полученную в ходе деятельности.
Чем больше развитие понятийного склада ума, тем быстрее человек справляется с жизненными задачами и приходит к логическим выводам. Для развития:
Наличие понятийного мышления – это неврожденная характеристика человека. Ее можно успешно развить в любом возрасте, что будет полезным при приеме значимых решений.
Таким образом, целостная картина ситуации воспринимается нами только при условии развитого каждого вида способности. Уделяйте внимание своему развитию, чтобы быть успешным человеком.
Стратегическое мышление – интеллектуальная способность человека на много шагов вперед просчитывать последствия своих и чужих действий.
Отсутствие навыка стратегически мыслить приводит к нежеланию решать жизненные задачи. Стратегическое мышление позволяет совершать правильные и целенаправленные поступки, которые приведут к нужному результату.
Чтобы развивать стратегическое мышление, используйте воображение:
Стратегическое мышление позволяет строить планы и продумывать стратегии, подключая воображение, на много шагов вперед.
Развитие геометрического мышления – это совокупность упражнений на развитие понятийного и стратегического вила способности. Не только воображение, но и логика присутствует у людей с высоким уровнем геометрического способа мыслить.
Использование геометрического мышления на практике подразумевает управление не отдельными пространственными образами, а совокупностью этих образов, определяя стиль окружающего пространства. Воображение – это элемент геометрического мышления, но приемы логических рассуждений имеют гораздо большее влияние.
Теоретическое мышление – вид способности, который не приводит к совершению практического действия, в отличие от геометрического.
Развитие теоретического мышления направлено на открытие и освоение новых законов, теорем и закономерностей. Этот вид способности развивают еще в младшем дошкольном возрасте, но развитие теоретического ума у взрослых происходит при чтении книг или просмотре фильмов.
Ассоциативное мышление – тип способности, при котором один образ или действие вызывает появление в сознании человека следующий образ или действие – ассоциацию.
Ассоциативное мышление – неврожденное качество человека, оно строится на развитии в первую очередь творческих способностей. Чтобы проверить творческие способности, пройдите тест, которых много в интернете.
Ассоциативное мышление – элемент дедуктивного. Дедуктивное мышление – это оценка ситуации на основе общей картины. Дедуктивное мышление человек использует, когда решает упражнения на логику. Также приемы дедукции используются в раскрытии преступлений.
Какой бы вид способности мыслить вы ни развивали, важно сохранение позитивного настроения, тогда упражнения приведут к необходимому результату.
Нестандартное мышление - необходимое качество в современном мире. Оно позволяет по-новому смотреть на проблемы и подходить к их решению с разных сторон. Порой нестандартное мышление помогает превратить проблему в возможность получить выгоду.
Сегодня «нестандартное мышление» является качеством, без которого сложно устроиться на хорошую работу и двигаться по карьерной лестнице, поэтому умение мыслить вне привычных рамок способно подарить массу преимуществ в мире высокой конкуренции. Но как именно научить себя мыслить нестандартно? Как сломать годами выстроенные стереотипы и привычки?
Вот 11 практических советов по «расширению» взгляда на мир. Они заставят вас оспаривать привычные решения и подходы, но при этом помогут справиться с проблемой, которая не поддается быстрому решению «экспертов».
Изучение работы рынка или устройства малого бизнеса способно подарить вам совершенно иные взгляды и идеи, например, о преподавательской деятельности. И эти идеи вы не найдете в учебниках по педагогике и методологии. Случается, что в разных индустриях возникают похожие проблемы, но методы их решения различаются между собой. Возможно, изучение новой специальности поможет вам увидеть другую сторону привычной деятельности.
Ничто не раскрывает потенциал человеческих взаимоотношений и жизненного устройства общества так же эффективно, как религия. Умение выделить основные принципы, на которых основана та или иная вера, помогает развить необычайную гибкость мышления. Кроме того, интерес в устроении различных обществ помогает понять, что люди, совершенно по-разному воспринимающие одни и те же понятия, все же сосуществуют в этом мире и продолжают жить бок обок, со своими отличиями и ограничивающими догматами. Такое озарение поможет снять пелену привычных ограничений с вашего мышления, причем не только в отношении религии.
Официальный процесс обучения предоставит вам возможность не только ознакомится с новой информацией, приобрести иные навыки или получить другую специальность, он также вызывает необходимость по-новому оценивать предыдущую деятельность. Каждый раз, изучая что-то новое, вы изменяете свое отношение к старому. Когда-нибудь это может помочь вам сделать нестандартный шаг или найти более практичное решение проблемы.
Чтение - это эффективный и недорогой стимулятор деятельности головного мозга. Книги расширяют сознание - это факт. Попробуйте взять в руки роман другого жанра. Если вы обычно читаете публицистику, попробуйте осилить что-нибудь из хорошего фэнтези. Обращайте внимание на то, как сюжет разворачивается и как ваше скептическое отношение к волшебству и магии плавно отступает под напором авторского мастерства и литературных приемов. В результате вы получите совершенно иной опыт, который будет одновременно напоминать и отличаться от привычного.
Мы привыкли воспринимать решение проблем с чисто рациональной точки зрения. Мы пишем списки «за и против», ведем подсчеты, ищем способы выгодного решения и пытаемся предугадать развитие событий. Все это логично и совершенно не обладает ни намеком на творческий подход. Поэзия способна соединить рациональное правое полушарие мозга с творческим левым. Попробуйте описать свою проблему в стихотворной форме. Целью этого упражнения не является найти решение в одной из строк, вам нужно просто сместить часть «груза проблемы» с логического мышления, на творческое.
С той же целью можно нарисовать картину. Помимо моментального пробуждения левого полушария, вы сможете отдохнуть и расслабиться, ведь рисование отлично снимает стресс. В такие моменты и приходит нестандартное решение.
Чтобы взглянуть на проблему по-новому, переверните ее - буквально или образно. Главное, суметь представить ее в ином виде. Такое упражнение поможет вам увидеть причинно-следственные связи и конструкцию трудности под новым углом.
Многие из проблем слишком комплексны, и искать тот самый момент, когда все пошло не так, может оказаться непродуктивным. Рассматривая ситуацию от конца к началу, вы сможете четче восстановить ее картину и эффективнее бороться с причинами проблем.
Дети еще не знакомы с условностями, традициями и предрассудками, поэтому их простой и «незамыленный» взгляд на проблему сможет направить вас на поиск решения там, куда бы вы сами не догадались заглянуть.
Во-первых, он невозможен, а попытки его навязать отнимают массу энергии. Во-вторых, творить с возможностью ошибаться - удел гениев. Они не только извлекают из ошибок полезные уроки, но и делают их частью процесса созидания. Стратегия работы над проектом, которая вместо строгих планов позволяет некоторое количество перемен «на ходу», обладает большим шансом на успех.
Возможно, вашему мозгу нужно отдохнуть и расслабиться, сконцентрироваться на чем-то другом… Что бы это ни было, многие люди замечают связь между водными процедурами и креативностью. В любом случае, когда стандартное решение не подходит для определенной проблемы - примите душ, если не поможет, то уж точно не помешает.
Часто в нашей жизни бывают ситуации, когда кто-то предлагает нам новое, неожиданное, но такое, кажется, простое решение какого-то вопроса, после чего мы долго удивляемся: «Ну конечно! Как же я сам до этого не додумался?!» А причина проста - она кроется в наличии у каждого человека нестандартного мышления. У кого-то оно существует от природы. А тем, кого она обделила вполне можно его обрести.
Развитие нестандартного мышления – вопрос вашего желания и времени. Для этого учёные, исследователи и просто энтузиасты составляют различные задачи-загадки, ребусы и тесты. Их условия специально сформированы таким образом, чтобы у вас в голове возник определённый шаблон. А для того, чтобы найти верное решение – вам нужно от него отойти. Как правило, тест на нестандартное мышление легче всего проходят дети – они ещё не так подвержены общим социальным нормам и стереотипному мышлению.
Большинство людей в более зрелом возрасте не уделяют внимания развитию навыков мышления. Мы убеждены, что с нашим мышлением всё в порядке и всё, что мы могли в себе развить и сформировать – было раскрыто ещё в детстве. Хотя мышление – основной ресурс, который мы используем в современной жизни. В школе нас скорее учат послушанию, умению безропотно принимать чужую точку зрения, как единственно возможную истину, вследствие чего наш разум оказывается закрытым для других взглядов.
Люди с нестандартным мышлением обычно обладают богатым воображением, незаурядными логическими способностями, а не только высоким коэффициентом интеллекта.
Тренеры по личностному росту на своих семинарах рекомендуют обращать внимание на развитие нестандартного мышления, т.к. именно оно на сегодняшний день является одним из наиболее ценных свойств личности. Они предлагают такие рекомендации:
Для определения насколько ваше мышление развито, пластично и подвижно, вы можете пройти тест на нестандартное мышление. Принцип таких тестов, как правило, заключается в том, чтобы максимально «усыпить» работу вашего левого полушария мозга, которое отвечает за логическое мышление, а затем задать неожиданные вопросы. То, насколько быстро вы сумеете среагировать, и насколько неординарным будет ваш ответ и зависит уровень нетрадиционности вашего мышления. Там же обычно приводится статистика, в которой указано мнение большинства людей.
Вариантов вопросов на проверку шаблонности мышления бывает множество. Мы привели примеры лишь некоторых из них:
1. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
2. Еще одна задача такого рода:
Это бессмысленно, - обычно отвечает собеседник, мозг которого уже взбудоражил в памяти арифметические знания, оградив их от всплывания других понятий.
В самом деле, угол в квадрате - это бессмысленно. Но речь идет уже о другом - о геометрической фигуре. Угол в квадрате равен девяноста градусам.
3. Загадывающий берет бумажку и пишет: "Курица, Пушкин, Толстой, Яблоня, Нос", и задает следующие вопросы:
Получив ответы, разворачивает бумажку, и в 99% случев ответы оказываются угаданными (конечно, если человек раньше не попадался на эту удочку).
Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.
Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...
Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.
Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».
Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.
Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.
В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)
Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.
Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.
Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.
Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.
Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.
И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.
Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.
Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.
Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».
Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».
Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:
Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.
После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.
Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.
Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.
Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;
Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.
Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.
Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;
Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.
Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.
Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;
Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.
Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.
Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?
Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.