Способы разрешения трудовых споров. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Какие дела рассматривает суд

Определение крайней необходимости дано в ст. 39 УК РФ. Согласно ей не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам государства или общества, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Условия правомерности акта крайней необходимости в теории уголовного права чаще всего принято подразделять на условия, относящиеся к грозящей опасности, и условия, относящиеся к защите.

Условия правомерности акта крайней необходимости, относящиеся к грозящей опасности, следующие.

  • 1. Грозящая опасность при крайней необходимости может исходить из различных источников: от действий (бездействия) людей, животных, стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, пожар и т. п.), физиологических и патологических процессов, происходящих в организме человека (болезнь, голод), и др. Этим крайняя необходимость отличается от необходимой обороны, при которой, как было сказано выше, опасность исходит только от человека.
  • 2. Опасность должна быть наличной, т. е., как указано в ч. 1 ст. 39 УК РФ, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом, интересам государства или общества. Из этого следует, что как уже миновавшая, так и лишь возможная в будущем опасность не порождает состояние крайней необходимости.
  • 3. Грозящая опасность должна быть реальной. Если опасность существует только в воображении лица, то можно говорить о ситуации мнимой необходимости. Вопрос об ответственности лица, действовавшего в условиях мнимой необходимости, как и лица, действующего в условиях мнимой обороны, о чем было сказано выше, рассматривается по правилам фактический ошибки.
  • 4. Возможны ситуации, когда грозящая опасность не могла быть устранена иными средствами. В оценке данного условия в литературе существует большой разброс мнений.

Прежде всего следует сказать, что в силу данного условия состояние крайней необходимости отличается от состояния необходимой обороны: при определении пределов необходимой обороны закон не требует, чтобы обороняющийся не имел других способов защиты от нападения, кроме причинения вреда нападающему. В отличие от необходимой обороны причинение вреда при крайней необходимости признается правомерным только в том случае, если другими средствами он не мог быть предотвращен.

Условия правомерности крайней необходимости, относящиеся к защите, следующие.

  • 1. Защита направлена на охрану прав личности самого лица, находящегося в состоянии крайней необходимости, или иных лиц, охраняемых законом интересов государства или общества.
  • 2. Вред в состоянии крайней необходимости причиняется не источнику опасности, а третьим лицам. Этим акт крайней необходимости отличается от акта необходимой обороны, при которой вред причиняется нападающему. Под третьими лицами понимаются физические и юридические лица, непосредственно не участвующие в правовом конфликте интересов.
  • 3. Защита должна быть своевременной, т. е. соответствовать по времени грозящей опасности. Таким образом, требование своевременности защиты является зеркальным отражением признака наличности грозящей опасности.
  • 4. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее значительным, чем вред предотвращенный. По этому признаку акт крайней необходимости отличается от акта необходимой обороны, для правомерности которого не требуется, чтобы вред, причиненный нападавшему, был меньше того, которым он угрожал оборонявшемуся.

Для правомерности акта крайней необходимости требуется наличие всех условий, предъявляемых как к грозящей опасности, так и к защите. Нарушение хотя бы одного из этих условий является основанием для привлечения лица к уголовной ответственности за превышение пределов крайней необходимости.

Согласно ч. 2 ст. 39 УК РФ превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.

Как и превышение пределов необходимой обороны, превышение пределов крайней необходимости согласно ч. 2 ст. 39 УК РФ влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

1. Понятие крайней необходимости. Крайняя необходимость относится к старейшим институтам уголовного права. Ее называют еще ситуацией столкновения двух правоохраняемых интересов, когда путем причинения вреда одному из них избавляется от причинения вреда другой. При этом, в отличие от необходимой обороны или задержания лица, совершившего преступление, оба интереса - страдающий и могущий пострадать - являются в равной степени интересами законными и охраняемыми, в том числе уголовным законодательством. В качестве примеров крайней необходимости могут быть приведены следующие, признаваемые в уголовном праве классическими: заблудившийся в тайге геолог, оказавшийся на грани голодной смерти, набредает на охотничью сторожку и забирает из нее продукты; для спасения жизни человека, пострадавшего в результате несчастного случая, лицо угоняет чужой автомобиль для перевозки этого человека в больницу; и т.д. Таким образом, во всех случаях крайней необходимости ради спасения от причинения вреда одного правоохраняемого интереса причиняется вред другому правоохраняемому интересу, причем этот вред имеет внешнюю схожесть с конкретным преступлением, хотя таковым не является.

Право действовать в условиях крайней необходимости принадлежит каждому человеку; однако для некоторых категорий граждан это еще и служебная обязанность, например, для медицинских работников, сотрудников пожарной охраны, службы спасения, различных аварийных служб и т.д.

Для того чтобы быть обстоятельством, исключающим преступность деяния, крайняя необходимость должна характеризоваться рядом условий, свидетельствующих о ее правомерности. Их принято делить на условия правомерности, относящиеся к характеристике грозящей опасности, и условия правомерности, относящиеся к защите от нее.

  • 2. Условия правомерности, относящиеся к характеристике грозящей опасности.
  • 1) Опасность при крайней необходимости может угрожать различным правоохраняемым интересам. Законодатель перечисляет эти правоохраняемые интересы лишь в общем виде, отнеся к ним личность и права данного лица или иных лиц, охраняемые законом интересы общества или государства. В отношении личности, например, охраняются ее жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, свобода, равенство, право на неприкосновенность жилища, на личную или семейную тайну, на собственность, на свободу экономической деятельности и т.д. Объектами, на которые может быть направлена при крайней необходимости опасность в отношении интересов общества или государства, могут служить общественный порядок, порядок управления, стабильность окружающей среды, экологическая безопасность, государственная безопасность, обороноспособность, правосудие, правомерная деятельность органов власти или их должностных лиц; и т.д.
  • 2) Опасность при крайней необходимости может исходить из различных источников. В этом условии проявляется одно из принципиальных отличий крайней необходимости от необходимой обороны.

Опасность в крайней необходимости может происходить:

  • а) от действий человека, как противоправных (умышленных и неосторожных), так и невиновных, безразличных с точки зрения права (например, опасность, вызванная лицами, захватившими заложников, или опасность, возникшая в силу неосторожного нарушения водителем правил дорожного движения, и т.п.);
  • б) от специфического состояния человека, в том числе от состояния его здоровья (например, обезвоживание организма человека, или длительное голодание, или роды, инвалидность, приступ болезни, невменяемость или малолетство и т.п.);
  • в) от сил природы - природных катаклизмов (землетрясения, обвалы, наводнения, сели, ураганы, ливни, грады, снегопады, грозы, затопления, лавины, смерчи, штормы, цунами и т.п.);
  • г) от сил техногенного характера (использование различных технических устройств и приспособлений, применение различных технических и технологических процессов - физического, химического, биологического, радиоактивного или иного характера);
  • д) от животных (нападение диких или домашних животных на человека, имущество), кроме случаев спровоцированного человеком нападения, которое расценивается по правилам о необходимой обороне;
  • е) от эпидемий или эпизоотии (быстрое распространение инфекционных заболеваний, в том числе заболеваний животных);
  • ж) от несчастных случаев, происшествий, чрезвычайных ситуаций различной природы и характера (лесные пожары, массовые беспорядки, крушения поездов, авиакатастрофы и т.д.);
  • 3) от коллизии двух обязанностей, когда врач, например, одновременно вызван к двум больным, и помочь реально успевает только одному из них; и т.д.
  • з) Опасность является наличной. Законодатель подчеркивает, что опасность непосредственно угрожает правоохраняемым интересам.

Она существует сейчас, а не в отдаленном будущем, и еще не исчезла, не устранена. Именно поэтому необходимо ее устранение, а сама ситуация называется крайней необходимостью. Если опасность только предвидится и является в определенной мере абстрактной или же в силу каких-либо причин она исчерпала себя, состояние крайней необходимости не возникает.

  • 4) Опасность является действительной. Она - не плод воображения, а есть в реальной действительности. Если лицо ошибочно полагало, что существует реальная опасность правоохраняемым интересам, и имело все основания так полагать, причиненный им для устранения «опасности» вред будет признан правомерным при соблюдении других условий его правомерности (налицо казус). В противном случае действия лица расцениваются по правилам о фактической ошибке и влекут уголовную ответственность.
  • 3. Условия правомерности, относящиеся к защите от грозящей опасности.
  • 1) Причинение вреда - единственное средство устранения грозящей опасности. Законодатель подчеркивает, что опасность не могла быть устранена иными средствами. Причинение меньшего вреда правоохраняемым интересам для предотвращения вреда большего - единственный выход в сложившейся ситуации; и поведение причиняющего вред носит, таким образом, вынужденный характер.

В то же время и в состоянии крайней необходимости у лица может быть несколько вариантов поведения, связанных с выбором одного из возможных нескольких видов меньшего вреда. Например, для того чтобы оказать помощь пострадавшему в аварии или от руки преступника лицу, истекающему кровью, оказывающий помощь мог: взломать аптечный киоск и осуществить первую медицинскую помощь самостоятельно; отвезти пострадавшего на чужом автомобиле в близлежащую больницу; нарушить неприкосновенность чужого жилища, взломав дверь, и вызвать необходимую помощь по телефону. Во всех приведенных вариантах оказания помощи она связана с причинением вреда другим правоохраняемым интересам. Здесь, однако, не требуется, чтобы лицо выбирало из возможных вариантов тот, который связан с наименьшим причинением вреда; достаточно, чтобы вред предотвращенный был больше вреда, фактически причиненного.

  • 2) Вред в крайней необходимости причиняется третьим лицам. Понятие «третьих лиц» в достаточной степени условно, поскольку охватывает интересы не только физических лиц, но и интересы общества и государства. Главное, что это лица, не связанные с грозящей опасностью, посторонние к ней. Опасность возникла помимо их воли; зачастую этим лицам даже не было известно о возникновении опасности. Они никак не виновны в ней; именно поэтому законодатель разрешает в исключительных условиях - условиях крайней необходимости - причинение их интересам только меньшего вреда, чем тот, который предотвращен.
  • 3) Не должны быть превышены пределы крайней необходимости. Понятие превышения пределов крайней необходимости дано в ч. 2 ст. 39 УК. Признаками превышения пределов выступают следующие: а) причиненный вред явно не соответствовал характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам устранения вреда, поскольку причиненный вред был равен или более значителен, чем вред предотвращенный; б) причиненный вред носил умышленный характер.

Соответственно, чтобы все условия правомерности крайней необходимости были соблюдены, помимо рассмотренных выше, нужно установить, что причиненный вред оказался меньше вреда предотвращенного. В силу прямого указания закона он не может быть не только больше, но даже равным тому вреду, который удалось предотвратить.

Превышение пределов крайней необходимости влечет ответственность по статьям УК с применением п. «ж» ч. 1 ст. 61; содеянное рассматривается как преступление, совершенное при смягчающих обстоятельствах.

Трудовые споры представляют собой разногласия, возникающие, между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией предприятия (учреждения, организации, объединения) с другой, непосредственно связанные с применением законодательства о труде, выполнением коллективного и трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка.

К трудовым относятся, в частности, споры об увольнении с работы, переводе на другую работу и вынесении дисциплинарного взыскания, о выплате заработной платы, установлении норм выработки, о вычете из заработной платы работника сумм на возмещение нанесенного предприятию материального ущерба и др.

Споры, возникающие между администрацией предприятия и ФЗМК, относящиеся к трудовым интересам всего коллектива рабочих и служащих (например, при заключении коллективного договора) или к интересам отдельных подразделений предприятия, хотя и являются трудовыми, однако решаются не комиссиями по трудовым спорам, а в порядке соглашения между вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами.

В соответствии со ст. 86 Основ законодательства СССР о труде трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам, фабричные, заводские, местные комитеты профсоюза, районные (городские) народные суды. Трудовые споры некоторых категорий работников рассматривают вышестоящие в порядке подчиненности органы. Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1957 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1957, № 4, ст. 58), а также Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст. 86-94) и Кодексами законов о труде союзных республик.

Комиссии по трудовым спорам создаются на всех предприятиях, в учреждениях, организациях и объединениях, где имеется ФЗМК или профорганизатор. В состав комиссии входит одинаковое количество представителей администрации и ФЗМК. Число представителей от каждой стороны согласовывают администрация и комитет профсоюза. В состав комиссии представители администрации выделяются приказом руководителя предприятия (учреждения, организации, объединения), а представители профсоюзной организации - постановлением соответствующего комитета профсоюза из состава членов данного комитета. На тех предприятиях, где в связи с малочисленностью профсоюзной организации комитет профсоюза не избирается, комиссия по трудовым спорам создается в составе: руководитель предприятия и профсоюзный организатор.

Комиссия по трудовым спорам комплектуется на срок полномочий ФЗМК. В состав комиссии могут входить руководитель предприятия, а как представитель профсоюзной организации - председатель соответствующего комитета профсоюза.

В соответствии со ст. 90 Основ законодательства о труде рабочие и служащие могут обращаться в комиссии по трудовым спорам в любое время без ограничения каким-либо давностным сроком, а по делам об увольнении - в районный (городской) народный суд в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении.

Заявления по трудовым спорам, поступающие от рабочих и служащих, принимает ФЗМК (или профорганизатор - там, где ФЗМК не избран). Заявления регистрируются в журнале учета заявлений рабочих и служащих, поданных для рассмотрения комиссией по трудовым спорам. Комиссия обязана рассмотреть спор в пятидневный срок со дня поступления заявления. Заявление рассматривается в присутствии заинтересованного работника, за исключением тех случаев, когда он письменно изъявил согласие на рассмотрение дела в его отсутствии. Если работник, подавший заявление, дважды не явился на заседание комиссии без уважительных причин, комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. В этом случае работник может обратиться в комиссию с новым заявлением по этому же спору.

Комиссия вправе вызвать на заседание свидетелей, поручить проведение бухгалтерских экспертиз, требовать от администрации представления необходимых справок, расчетов и проводить иные действия, необходимые для правильного решения рассматриваемого спора.

Заседания комиссии проводят в нерабочее время с таким расчетом, чтобы дать возможность присутствовать на заседании вызываемым лицам, а также всем желающим - рабочим и служащим того подразделения предприятия, в котором работает заявитель. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывают председатель и секретарь.

Если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам, он вправе в десятидневный срок обратиться с жалобой на это решение в ФЗМК.

С заявлением о рассмотрении трудового спора стороны могут обращаться в суд лишь после рассмотрения его комиссией по трудовым спорам и ФЗМК.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что сказано в Программе КПСС и решениях XXVI съезда КПСС об охране труда?

2. Что говорится об охране труда в основном законе - Конституции СССР (ст. 14, 21, 35, 40, 41, 42)?

3. Каково значение законодательства о труде в решении задач строительства коммунизма?

4. Назовите основные положения законодательства по охране труда.

5. Понятие о трудовой дисциплине и правовых средствах ее укрепления.

6. Дайте понятие о коллективном договоре.

7. Трудовой договор (прием, перевод и увольнение с работы).

8. Какая длительность рабочего времени и времени отдыха, ежегодных и дополнительных отпусков.

9. Что предусмотрено по охране труда женщин и молодежи?

10. Какие причины трудовых споров вы знаете? Назовите порядок их рассмотрения.

Порядок разрешения трудовых споров . Конституция РФ (п. 4 ст. 37) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и такой из них, как забастовка. Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда.

  • Причинами споров могут быть:

    • недостаточная осведомленность работодателей и работников в трудовом законодательстве, в результате чего оно применяется неверно;
    • несовершенство самого законодательства в быстро меняющихся внешних обстоятельствах;
    • разногласия между работниками и работодателем по вопросам установления новых или изменения действующих условий труда, например введения новых норм выработки;
    • разногласия между работодателем и профсоюзом.

Индивидуальные трудовые споры (ст.ст. 381 - 397 ТК РФ), возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора, рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами общей юрисдикции .
Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается общим собранием трудового коллектива и работодателем. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании.

Порядок избрания , численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием трудового коллектива. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В свою очередь , комиссия обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя работодателя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника на заседание комиссии без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюза. По требованию комиссии работодатель обязан предоставить необходимые расчеты и документы. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Копии решения комиссии вручаются работнику и работодателю в трехдневный срок со дня принятия решения.


Решение КТС подлежит исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения работодателем решения комиссии в установленный срок, работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

  • Трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях (ст.ст. 391 - 397 ТК РФ):

    • если работник или работодатель не согласны с решением КТС;
    • по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;
    • если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;
    • по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;
    • по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию.

В судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, а также лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством обязан был заключить трудовой договор.

  • По иску о восстановлении на работе работник вправе требовать:

    • непосредственного своего восстановления на работе;
    • оплаты вынужденного прогула (даже если истец не потребует этого в исковом заявлении, суд обязан поставить данный вопрос перед ответчиком);
    • возмещения морального ущерба (суды могут удовлетворять требования о возмещении морального ущерба в размере, пропорциональном стоимости иска).

Иски о восстановлении на работе подаются в суд в месячный срок со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае причинения работником материального ущерба предприятию работодатель вправе обратиться в суд в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе суд выносит определение о выплате ему среднего заработка.

Коллективные трудовые споры . Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 ТК РФ).

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 398 ТК РФ).

Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров (ст. 398 ТК РФ).

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст.ст. 29 - 31 ТК РФ. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на общем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней с момента получения требования работников. Представители работодателя (объединения работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК РФ).

  • Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

    • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
    • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего трудового спора.
Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, подразделения, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

  • В решении об объявлении забастовки указываются:

    • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
    • дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;
    • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
    • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
  • Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.
    В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
    • в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
    • в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку (ст. 413 ТК РФ).

В случае создания непосредственной угрозы жизни или здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку (ст. 414 ТК РФ). Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время участия их в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке , но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Коллективным договором , соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотрен ТК РФ. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке (ст. 415 ТК РФ).

Действия сторон коллективного трудового спора , соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418 ТК РФ).