Статья 195 трудового кодекса российской федерации

Ст. 195.3 ТК РФ — новинка в кодексе. Она устанавливает правила, согласно которым применение профстандартов становится обязанностью работодателя. Рассмотрим эти правила в нашей статье.

Статья 195.3 ТК РФ и ее место в кодексе

Ст. 195.3 ТК РФ — одна из 3 статей кодекса, посвященных профессиональным стандартам, с которых начинается раздел действующего ТК РФ, в котором рассматриваются вопросы квалификации и дополнительного обучения работников.

Понятие профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона РФ «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ).

До 01.07.2016 эта статья оставалась единственной в ТК РФ (если не считать упоминания о возможности использования профстандарта для установления требований к квалификации в ст. 330.2), посвященной роли этого документа в определении квалификационных требований к работнику и определявшей ответственных за его внедрение в трудовые отношения.

О том, какой профстандарт существует для бухгалтера, читайте в статье .

С 01.07.2016 с вступлением в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ текст ТК РФ, касающийся профстандартов, претерпел редакционные правки и был дополнен новыми статьями.

И если появление ст. 195.2 в кодексе было, по существу, результатом выделения ее текста из ст. 195.1, то ст. 195.3, посвященная основным правилам применения профстандартов, стала главным новшеством ТК РФ по этому вопросу.

До 01.07.2016 ответственность за установление порядка применения профессиональных стандартов возлагалась на Правительство РФ.

Правила использования профстандартов

Текст ст. 195.3 ТК РФ состоит из 3 абзацев. Правила применения профстандартов изложены в первых 2 из них. В последнем абзаце указывается на право регулирующего органа в сфере труда (Минтруда РФ) давать необходимые пояснения по этому вопросу.

Приведенные в статье правила делятся на 2 группы в зависимости от обязанности их применять:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательность применения возникает в отношении тех положений профстандарта, которые соответствуют квалификационным требованиям, установленным на уровне:

  • ТК РФ или других законов;
  • иных нормативных актов РФ.

Прочие положения профстандартов необязательны для применения, но могут использоваться работодателями при разработке квалификационных требований к работникам, зависящих от выполняемых ими функций.

Ответы на часть возникших в связи с применением профстандартов вопросов дает Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. В отношении правил применения интерес среди них представляют следующие:

  • О назначении профстандартов. Этот документ определяет современные требования к профессии (п. 1).
  • Взаимодействии единых квалификационных справочников и профстандартов. Планируется постепенная замена справочников профстандартами (п. 4), а пока работодатель сам выбирает, требованиями какого документа ему руководствоваться (п. 5).
  • Важности указания должности работника по справочнику или профстандарту. Это существенно для должностей, предполагающих наличие льгот, компенсаций или ограничений (п. 6).
  • Перечне иных нормативных актов РФ, согласно которым возникает обязанность применять профстандарт. Это постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти (п. 8).
  • Изменении требований к работнику с принятием профстандарта. При несоответствии работника требованиям этого документа уволить его нельзя, но можно дополнительно обучить или подвергнуть аттестации (пп. 10, 11).

О том, как увязывается содержание профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), читайте в статье .

  • Ответственности за неприменение обязательного стандарта. Она будет административной в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ (п. 12).

Штрафные санкции по указанной в письме № 14-0/10/В-2253 статье КоАП РФ могут быть 2 видов:

  • За разовое нарушение трудового законодательства (п. 1), что предполагает назначение штрафа в размере:
    • 1 000-5 000 руб. для должностных лиц и ИП;
    • 30 000-50 000 руб. для юрлиц;
  • За несоблюдение требований квалификационного справочника или профстандарта при оформлении трудового соглашения (п. 3), что повлечет за собой штраф:
    • 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
    • 5 000-10 000 руб. для ИП;
    • 50 000-100 000 руб. для юрлиц.

Совершение аналогичного нарушения повторно приведет к существенному увеличению величины штрафа, максимальное значение которого (для юрлиц) может достичь 200 000 руб. (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Особый порядок применения профстандартов

Внеся изменения в ТК РФ в отношении профстандартов, закон № 122-ФЗ установил еще одно правило, касающееся профессиональных стандартов, но не нашедшее отражения в тексте кодекса. Он предоставил Правительству РФ право определять особенности применения профстандартов следующими организациями (ст. 4):

  • государственными внебюджетными фондами;
  • государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;
  • государственными корпорациями и компаниями;
  • организациями с долей государственного участия в них более 50%.

В целях реализации этого права Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, установившее для вышеперечисленных организаций период поэтапного (с 01.07.2016 по 01.01.2020) внедрения профстандартов, на протяжении которого им предстоит:

  • создать отсутствующие стандарты и доработать существующие (подп. «а» п. 1 и п. 5);
  • провести дополнительное обучение работников (подп. «б» п. 1);
  • привести в соответствие с положениями профстандартов внутренние нормативные акты, связанные с оценкой квалификации работников (подп. «г» п. 1 и подп. «а» п. 3).

С учетом этих оговорок применение профстандартов указанными организациями с 01.07.2016 стало обязательно (п. 4 постановления № 584).

О том, как обязательность применения профстандарта повлияет на составление должностной инструкции бухгалтера, читайте в статье .

Итоги

Ст. 195.3 ТК РФ является нововведением в ТК РФ. В ней отражены основные правила применения профстандартов. Обязательность использования этих документов возникает в отношении включенных в них положений, установленных законами РФ (в частности, ТК РФ) и иными нормативными актами РФ. Особый порядок применения профстандартов установлен для государственных организаций и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них.

Новая редакция Ст. 195 ТК РФ

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Комментарий к Статье 195 ТК РФ

Особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности существует для штата управленцев компании. Об этом говорится в статье 195 Трудового кодекса РФ. По инициативе представительного органа работников работодатель обязан рассмотреть его заявление о нарушении руководителем организации (другим управленцем) российского трудового законодательства и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников (часть 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ).

Если нарушение действительно произошло, работодатель обязан применить к "провинившемуся" руководителю дисциплинарное взыскание.

Другой комментарий к Ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.

2. На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней). Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган (см. комментарий к ст. ст. 273 - 275 ТК РФ). Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности:

во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты;

во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности;

в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям.

Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.

Введение в действие новой статьи 195.1 ТК РФ

Указанная статья была утверждена ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона "О техническом регулировании"» от 03.12.2012 № 236-ФЗ.

До 1 июля 2016 года в ст. 195.1 отсутствовало определение профессионального стандарта, но федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» соответствующие поправки были внесены.

Понятие квалификации означает требуемый уровень знаний, умений, необходимый опыт работы, а также наличие профессиональных навыков.

Профессиональный стандарт — это обобщенная характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенной трудовой функции. Указание здесь на трудовую функцию — новелла ТК РФ.

Профессиональный стандарт устанавливает необходимый минимум познаний и навыков, которыми должен обладать работник при трудоустройстве на определенную должность. Стандарт представляет собою документ, вводимый в действие на федеральном уровне. При этом кроме перечня характеристик указанный документ содержит наименования должностей в соотнесении с определенными обязанностями, выполняемыми работниками.

ВАЖНО! С июля 2016 года из ст. 195.1 исключены сведения о порядке разработки, использования и утверждения профессиональных стандартов. Теперь эти сведения содержатся в двух новых статьях — 195.2 и 195.3 ТК РФ.

Сфера применения статьи 195.1 ТК РФ

Сфера, в которой обязательно нужно следовать профстандартам, ограничена следующими организациями и должностями:

  • государственные или более чем на 50% принадлежащие государству организации, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • трудовые функции, выполнение которых влечет получение льгот и привилегий либо наложение ограничений;
  • должности, требования к которым установлены законом.

В случае нарушения или неисполнения норм действующего законодательства, в частности ст. 195.1 ТК РФ, работодателю грозит административная ответственность за нарушение норм трудового права, которая может выражаться в наложении штрафа. Его размер варьируется от 1 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 70 000 руб. для самой организации.

Подзаконные акты к новой статье ТК РФ

Статью 195.1, по сути, нельзя отнести к нормам прямого действия — она требует принятия большого количества подзаконных актов: как самих профстандартов, так и нормативных положений, регулирующих их форму, создание, порядок использования.

Информация о принятых профстандартах, а также их проектах размещена на специальной странице сайта Минтруда.

Структура профстандарта зафиксирована в приказе Минтруда России «Об утверждении Макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н. Правила разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Особенность разработки профстандартов заключается в передаче права их создания всем желающим работодателям при условии соблюдения правил и уведомлении Минтруда России.

Одна из сложнейших задач, возникающих при введении профстандартов, — установление тождественности наименований должностей в ЕТКС (единых тарифно-квалификационных справочниках) и собственно профстандартов. Решение этой задачи возложено на Правительство РФ и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Ст. 195.1 ТК РФ представляет собою основополагающую норму о профессиональных стандартах, раскрывающую самые значимые в этой области правовые термины. Она применяется к ограниченному кругу организаций и должностей. Теоретический характер статьи не подразумевает прямого действия: ее применение опосредуется через конкретные нормы ТК РФ и подзаконные акты Правительства РФ и Минтруда.

СТ 195.1 ТК РФ .

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт" закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. "а" п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.