Что можно отнести к основным закономерностям управления. Закономерности, принципы и методы управления. Законы и принципы управления

единство системы управления – о дна из важнейших характеристик, отражает такие связи между элементами, которые сохраняют ее целостность в течении длительных периодов.

Нарушение единства системы управления может проявляться в потере объективно необходимой самостоятельности какого-либо производственного звена и наоборот, в излишнем его обособлении. Поддержание его единства очень важно для совершенствования управления.

Формы проявления закономерности «Единство системы управления производством»

Принципы управления – это закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач. Иными словами, это правила, положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности.


Экономичность и эффективность


Важное значение в управлении производством занимают общи законы и принципы,присущие процессам управления в сложных динамических системах любой природы,открытые кибернетикой, то есть наилучшее приспособление системы к условиям окружающей среды,законы единства управления и информации.Работники управления должны знать эти закономерности и учитывать их в своей деятельности.Законы,изучаемые наукой управления,есть законы развития отношений управления, Категория «закономерность» относится к той же группе категорий,что и закон. Эти понятия выражают явления одного порядка,но в их употреблении есть определенные различия.Закон выражает конкретную необходимую связь между явлениями,закономерность же указывает на правильность,последовательность явлений,что данное явление не случайно,оно характеризует необходимый обусловленный определенными причинами процесс,в котором может действовать совокупность законов.

Все закономерности,как и законы,можно разделить на две группы:1 общие,характеризующие весь процесс управления в целом,и 2 менее общие, проявляющиеся в отдельных функциях.

Общие закономерности :

1 Единство системы управления производством является важнейшей чертой социально – экономической системы,вытекающей из общественного характера собственности на средства производства,Единство системы управления проявляется в единстве организационных форм на разных уровнях,разделении управленческого труда,в единстве основных функций и их тесной взаимосвязи,методов управления и их согласованном применении.

2 Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем состоит в том,что управляющая система должна обеспечивать сопряженность развития всех частей системы производства В соответствии с этой закономерностью управляющая система должна строиться в соответствии с объемом и содержанием работ.

3 Соотносительность . Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностями и тенденциями развития управляемого объекта

4 Ритмичность движения производственных фондов их непрерывность в кругообороте .Согласованное функционирование всех подразделений предприятия,контроль за соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных подразделений,обеспечение ритмичности производственного процесса в целом и составляют основную задачу оперативного управления производством.

5 Единство принципов управления на всех уровнях народного хозяйства . Независимо от уровня органы управления руководствуются в своей деятельности общими для всей системы управления принципами,на основе которых осуществляется построение системы управления,её функционирование.

6 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления .

Управлению свойственны закономерности,присущи отдельным его подсистемам, К ним относятся:1 закономерность изменения функций управления,означающие убывание одних или возрастание других по мере повышения или понижения уровня управления;сокращение числа отраслей;2 Распространенность контроля; 3 Концентрация и специализация функций.

Под принципом управления понимают основные руководящие начала,правила,положения,вытекающие из отношения управления и их закономерностей,которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности

К основным принципам можно отнести:

1 научность в сочетании с элементами искусства . Научный подход необходим,поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. При поиске всесторонне обоснованных решений приходится импровизировать нетрадиционные подходы.Таким образом,фактор неопределенности социальной системы превращает управление в искусство.

2 Целенаправленность , Менеджеры действуют не просто так а с ориентацией на решение конкретных проблем.

3 Специализация в сочетании с универсальностью . для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту с учетом его особенностей

4 Последовательность , Все действия менеджера осуществляются в строго определенном порядке как в пространстве так и во времени.

5 Непрерывность, Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйствующих процессов.

6 Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления . Менеджеры на местах должны иметь возможность общи указания руководства с конкретно складывающейся ситуацией,а в определенных рамках действовать самостоятельно.

7Учет индивидуальных особенностей и психологии особенностей и психологии работников

8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления

9 Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности с помощью материального поощрения.

10 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения на самых ранних его стадиях.

Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.

3.1. Закономерности управления

Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общим закономерностям управления можно отнести следующие: соответствие социального содержания управления формами собственности на средства производства; преимущественная эффективность сознательного планомерного управления; соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
К общим закономерностям управления можно отнести также усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. С одной стороны, закономерность отражает дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой – разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести изменение функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и распространенность контроля.
Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается непосредственное подчинение одному руководителю 7–10 должностных лиц.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

3.2. Принципы управления

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
Целенаправленность предопределена сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно как обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, так и акцентировать внимание на наиболее слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Планомерность управления тоже связана с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей и их инструктировании, а также организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике обеспечивает плановую организацию всей системы управления.
Компетентность означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которой должна быть подчинена любая система управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.
Стимулирование предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное симулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.
Иерархичность предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается во время формирования организационных структур управления при построении аппарата управления и расстановке кадров.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как уже отмечалось выше, наряду с общими существуют частные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.
Закономерности и принципы управления тесно связаны с функциями управления.

3.3. Общие функции управления

Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяют на общие и частные (специальные). Общие функции присущи всем социальным системам управления. Частные функции имеют определенную специфику. Применительно к менеджменту выделяют следующие общие функции: стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием (организацией) своих целей. Обычно планирование включает постановку целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и концентрацию необходимых средств для достижения поставленной цели.
Организация – это функция управления, которая предполагает создание условий эффективной совместной работы для достижения целей фирмы. Обычно организация рассматривается в двух аспектах: построение аппарата управления и координация деятельности работников.
Мотивация предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Чтобы эффективно осуществлять мотивацию, менеджер должен представлять себе потребности своих подчиненных и ожидаемое ими вознаграждение. Потребность – это ощущаемый физиологически или психологически недостаток чего-либо. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Контроль как функция управления предполагает проверку выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Эти четыре функции объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений.

3.4. Планирование

Стратегическое планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптацию к внешней среде; внутреннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.
Организационное стратегическое предвидение означает, что стратегический план организации должен разрабатываться с учетом перспективы. Разумеется, предвидение – не только интуиция менеджера, но и научное прогнозирование, основанное на анализе фактических материалов.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии и целей организации. Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии основывается на следующем:
1) определение предмета деятельности организации, т. е. производство продукции (или услуг), основные рынки сбыта и технологии;
2) отношения между организацией и окружающей средой;
3) культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.
Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли – внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находящейся вне ее.
На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и измеримой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организации с избранной целью.
Реализация стратегии – важная составляющая планирования как функции управления. Для реализации стратегии прежде всего необходима тактика. Тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты стратегии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И наконец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена управления.
Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.
Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.
Реализация стратегического плана наряду с разработкой тактики, политики и правил подразумевает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
По сути, планирование отвечает на следующие вопросы:
1) на каком этапе развития находится организация;
2) каковые ее цели, куда она планирует двигаться;
3) как организация будет реализовывать эти цели?

3.5. Организация

Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной, эффективной работы, способствующей достижению целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
    деление организации на подразделения (горизонтальное разделение труда);
    установление взаимоотношений, которые связывают различные уровни управления и обеспечивают возможность распределения и координации задач (вертикальное разделение труда).
и т.д.................

Принципы управления.

Отражают особенности производства и требования к системе управления. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества. В настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:

1. Научный подход к управлению;

2. Государственное регулирование важнейших отраслей промышленности, их развитие;

3. Соблюдение установленных государством требования к экологии и охране труда;

4. Оптимальное сочетание много укладности экономических форм хозяйствования;

5. Соответствие управляемой и управляющей подсистем;

6. Самоуправляемость подсистем;

7. Правильный подход и расстановка кадров;

8. Централизация управления;

9. Единоначалие;

10. Корпоративный дух и единство командования;

11. Стимулирование трудовой деятельности;

12. Свобода для предпринимательской деятельности.

Основные принципы уточняются путем использования в управлении ряда частных принципов:

1. Выделение главного звена в достижении цели;

2. Четкое разделение прав, обязанностей и ответственности за достижение результата;

3. Объективность и конкретность руководства;

4. Оперативность во всех действиях;

5. Обязательность обратной связи;

6. Оперативный надежный и полный учет результатов деятельности;

7. Экономическая эффективность деятельности предприятия;

8. Преемственность положительного опыта, постоянное повышение квалификации и авторитета в коллективе.

Эфективность управленческих решений.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем.

К числу этих факторов следует отнести :

2.четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты

3.объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма,

4.время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5.организационные структуры управления;

6.формы и методы осуществления управленческой деятельности ;

7.методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);

9.состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10.систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

Решения должны быть своевременными. Четкая направленность обеспечивается принятием решений в пределах прав соответствующего руководителя. Каждое решение должно иметь четкий адрес, быть понятным для исполнителей и не допускать разночтений.

Методы управления.

Различают:

1. По продолжительности цикла управления; 2. По способу передачи информации;

3. По способу принятия решений.

По продолжительности различают методы управления:

1) Стратегические планы (от 10 до 15 лет); 2) Годовые планы работы предприятия (1 год);

3) Оперативные планы работы (квартал, месяц);

4) На краткосрочный период (недельно-суточные графики работы предприятия).

По способу передачи информации различают:

1) Личные связи; 2) Телефонные разговоры; 3) Общение по видео и интернет.

По способу принятия решений:

1) Альтернативные – принимаются единолично руководителем;

2) Коллегиальные – решения правления и советы коллектива.

Для активации трудовой деятельности необходимы стимулы. Для стимулирования используют организационные, распорядительные и экономические методы руководства трудовыми коллективами.

К организационным методам руководства относят разработку положений, определяющих состав организационно подготовительных мероприятий и способов их реализации. Организационные методы выступают в виде структуропреобразований, нормирования и регламентирования.

Структуры преобразования включают разработку и периодический пересмотр структуры строительных организаций и структур вышестоящих органов управления.

В сферу этих методов входит установлений объемов полномочий руководителей всех рангов и правового положения и соотношений между линейными и функциональными звеньями в аппарате управления. В результате нормирования устанавливаются нормы времени, нормы выработки, нормативы численности и соотношений категорий разных видов работников. А так же размеры рабочего дня, отпуска.

Истинность организационного нормирования зависит от его сочетания с материальным и моральным стимулированием, а так же с применением соответствующих санкций за нарушение норм.

Регламентирование – это воздействие на деятельность трудовых коллективов и отдельных работников с помощью организационных положений, постановлений, инструкций и правил. С помощью регламентирования уточняются границы деятельности различных организаций, налаживаются взаимоотношения между ними, устанавливаются правила, регламентирующие деятельность коллективов и отдельных должностных лиц.

Распорядительные методы предназначены для конкретизации всех форм воздействия в процессе управления. Исходными положениями для применения распорядительных методов должны быть организационные регламенты и планы работы. Распоряжения могут содержать только задания либо задания и инструкцию по исполнению. В любом случае распоряжения должны быть четко сформулированы, чтобы не было никаких разночтений. Наиболее категоричной формой распоряжения является приказ.

Экономические методы руководства представляют собой способы воздействия, в основе которых лежат объективные экономические законы. Экономические методы реализуются по средствам хозрасчета, главными особенностями которого является достижение производственных результатах при наименьших затратах (труда рабочих, материально-технических, финансовых) при условии выполнения обязательств по договору в установленных срок с получением определенного хозяйственного дохода.

Основу деятельности строительных организаций при экономических методов руководства составляют финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода. Хозяйственный доход является основным источником оплаты труда и материального поощрения фонда развития производства и социального развития предприятия.

Хозяйственный доход – это разница между договорной ценой строительной продукции и затратами на ее производство. Повышение хозяйственного дохода возможно при повышении производительности труда, сокращении сроков строительства и повышения качества строительной продукции.

Образовавшиеся после уплаты налогов и процентов за кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Кредиты позволяют развивать материально-техническую базу, выполнять расширение действующего производства, его реконструкцию и перевооружение.

Таким образом, экономические методы руководства приводят к усилению организованности в работе и к нововведениям.

Социально-психологические методы руководства осуществляются через условия труда или воздействия непосредственно на психику работающих. Социальные методы включают изучение условий труда и их влияние на производственную деятельность предприятия. Эффективность социальных методов зависит от умения руководителя воздействовать на социальную среду с помощью моральных, социальных либо материальных стимулов.

Закон – необходимое, закономерное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.
Три группы законов:
1. Всеобщие – универсальные – диалектики.
2. Общие для больших групп явлений.
3. Частные – специфические.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, изменить или уничтожить.
Закономерности управления следует воспринимать как частные законы общества. На сегодняшний день они мало исследованы. В управленческой литературе 70-80-х годов о них даны только начальные понятия. В современной управленческой литературе они почти не упоминаются, хотя приводится множество принципов управления, которые вытекают из закономерностей управления.
Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств :
- выявление конкретной общественной потребности,
- исследование потребности на устойчивость или повторяемость,
- исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления,
- выявление устойчивой связи между явлениями.
Закономерности управления:
1. Единства производственных сил и производственных отношений – действует в рамках одной экономической формации.
2. Расширенного товарного воспроизводства – распространяется на несколько общественно экономических формаций и предполагает динамичную последовательность изменений форм товара с приращением стоимости после каждого периода.
3. Планомерного и пропорционального развития народного хозяйства – действует в обществе с государственно регулируемой экономикой, построенной на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики.
4. Распределения общественного продукта по труду – в соответствие с теорией стоимости распределение общественного продукта пропорционально количеству и качеству затраченного труда работника.
5. Возрастания издержек – с ростом производства одного продукта за счет снижения производства другого издержки на производство единицы продукта увеличиваются.
6. Предельной полезности – выражается в том, что по мере роста потребительских благ их предельная полезность падает.
7. Тенденции падения нормы прибыли (отношение прибыли к стоимости авансированного капитала) – с ростом производительной силы труда и с изменением строения капитала происходит снижение нормы прибыли.
8. Падающей производительности труда и капитала – говорит о снижении эффективности последующих затрат труда и капитала на производство однотипного продукта.
9. Синергии (роста или падения потенциала организации) – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет всегда больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов.
10. Самосохранения – каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого все свои ресурсы (производственные, финансовые, кадровые, технические, материальные, научные, информационные и интеллектуальные).
11. Развития – каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
12. Информированности-упорядоченности – чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность она имеет для устойчивого функционирования.
13. Эмерджентности (единства анализа и синтеза) – каждая социальная организация стремится настроиться на более экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своих функций и структуры по одной из выбранных моделей развития:
a. Анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ.
b. Создание – реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание.
14. Композиции и пропорциональности (гармонии) – каждая система стремится сохранить в своей системе все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и пропорции.
15. Рационализации диапазона управления – число прямых единичных, прямых групповых и переменных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены нормы управления: высшее руководство – 4-8 человек; средний уровень – 8-20 человек; низший уровень – 20-40 человек.
16. «Растущая пирамида» Пакерсона – утверждает, что существуют и осуществляются внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией (рост числа сотрудников происходит в среднем за год на 5,7% независимо от роста объема работы).

Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов, отражающих объективные связи явлений,составляющих предмет науки.

Менеджмент является не только областью деятельности, но и областью знаний, которые накапливает практика, обобщением которых занимается теория менеджмента. Развитие теории, углубляющей понимание менеджмента, способствует совершенствованию практики. Наивысший уровень понимания сущности явления отражаютобъективные законы и закономерности, устанавливающие связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует совершенствованию практики менеджмента.

Функционирование и развитие менеджмента, имея свои особенности и тенденции, подчиняются действию определенных закономерностей, которые не исключают понимания законов менеджмента.

Основными закономерностями менеджмента являются:

1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности в процессах менеджмента. Возрастающий объем управленческой деятельности требует ее дифференциации, которая в свою очередь может быть реализована при последующей интеграции деятельности. Связь дифференциации и интеграции объективна и разнообразна. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья управления, отражающие дифференциацию и одновременно интеграцию той или иной управленческой деятельности персонала. Увеличивающийся объем работы менеджмента и потребность его эффективности требуют дифференциации управленческой деятельности в виде специализации ее функций и полномочий и соответствующей ей интеграции. Менеджмент осуществляется посредством воздействия, опирающегося на интересы человека и разделяющего группу совместной деятельности на субъект и объект менеджмента, функции и обязанности.

2. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Важно определить, какие функции регулируются государством в рыночной экономике, а какие – рынком. Внутри предприятия на основе этой закономерности должна быть построена система четкого разделения обязанностей, прав и ответственности, служащая основой формирования комплексной системы менеджмента.



3. Диверсификация менеджмента, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребность рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, сочетанию стратегии и тактики, гибкости и адаптивности, ориентации на качество и эффективность менеджмента.

Менеджмент разнообразен. И многообразие увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип менеджмента (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. Для этого надо знать возможные типы менеджмента и владеть методиками их выбора. В этом и проявляется суть диверсификации менеджмента.

Диверсификация менеджмента вызвана потребностью совмещения и сочетания его различных типов в целях повышения эффективности и достижения необходимого качества.

4. Иерархическое строение системы менеджмента, которое определяет возможность воздействия, объединенного общей целью и осуществляемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но они закономерно отражают саму сущность менеджмента. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий. Без иерархии нет полномочий. Без полномочий, формальных или неформальных, нет менеджмента. Развитие менеджмента не уничтожает иерархического строения системы, но при этом усложняет его матричными и сетевыми структурами.

5. Делегирование полномочий. Для осуществления воздействия необходимы полномочия, определяющие саму возможность воздействия, ими наделяются в системе менеджмента принимающие решения звенья. Полномочия различаются по сфере и масштабам управления, проблематике решений, трудоемкости, уровням в иерархической системе менеджмента. В зависимости от концентрации полномочий на верхних или нижних уровнях определяется степень централизации/децентрализации. В конкретных условиях функционирования и развития организации существует потребность в определенной степени централизации, изменение условий требует изменения и степени централизации менеджмента. Существует объективная зависимость степени централизации менеджмента от различных параметров организации (масштаб и территориальная удаленность деятельности, трудоемкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение, уровень развития организации, потребности экономии времени).

6. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор менеджмента, определяющий и его суть и специфику. Характеристики человека по мере его развития изменяются, а также изменяются и характеристики и особенности механизма менеджмента. Если проанализировать историю менеджмента, нетрудно увидеть тенденции смещения акцентов и приоритетов в менеджменте по мере развития производства в области технологий, организации, технической вооруженности. Повышается роль человеческого фактора – интересов, образования, ценностей, компетенций человека. Эти процессы можно наблюдать в развитии каждой организации. Они показывают объ­ективную зависимость менеджмента от учета человеческого фактора, потребности трансформации менеджмента в направлении управления знаниями, человеческим капиталом, креативными способностями.

7. Закономерность зависимости процессов управления
функционированием и процессов развития организации. Менеджмент осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению. В процессе менеджмента происходит и функционирование его системы, и ее развитие. Эти процессы взаимосвязаны. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования.

8. Повышение управляемости менеджмента. Управляемость отражает соответствие внешним и внутренним условиям функционирования социально-экономической системы. Низкий уровень управляемости затрудняет процесс менеджмента и снижает его эффективность, угрожает разрушением системы. В свою очередь, усложнение системы менеджмента отрицательно влияет на управляемость.

9. Соотносительность субъекта и объекта менеджмента. Объем деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования социально-экономической системы (организации). Эта зависимость выражается в соотносительности управляющей и управляемой систем и позволяет регулировать затраты ресурсов на эффек­тивное управление. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на субъект менеджмента растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии менеджмента, потребностями его технической вооруженности, необходимостью профессионализации менеджмента и многими другими факторами. Экономия ресурсов менеджмента не должна противоречить потребностям его развития. Но и непомерное увеличение аппарата ведет к торможению процессов, бюрократизации, увеличению других ресурсов (технические, информационные, экономические). Это можно рассматривать как закономерность ресурсного равно­весия менеджмента.

10. Закономерность соответствия цели менеджмента целям организации. В современном менеджменте цель играет роль интегратора действий, критерия оценки ситуаций при разработке управленческих решений, мотивационного фактора для персонала. Цель является необходимым элементом процесса менеджмента, она объективно присутствует в его операциях. Но закономерность существования цели включает и закономерность ее дифференциации в системе менеджмента. Именно дифференциация цели по звеньям и частям системы менеджмента определяет и реальность цели, и ее роль в функционировании и развитии менеджмента.

Общая цель менеджмента должна быть тождественна обобщенной цели социально-экономической системы (организации) в целом. Целевые установки всех частей системы должны исходить из общей цели и соответствовать ей. Это объективное требование, определяющее не только эффективность менеджмента, но саму жизнеспособность организации. Целевое рассогласование системы менеджмента ведет к разрушению организации. Согласование деятельности – главная задача менеджмента.

Взаимодействие закономерностей отражает суть менеджмента, возможности и сложности их использования в практической деятельности. Принципы менеджмента являются средством практического использования закономерностей. Принципы, как основные правила, формулируемые на основе объективных закономерностей, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем.

К принципам менеджмента, отражающим требования его объективных закономерностей, можно отнести:

1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности. Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответствен­ностью. Это предохраняет от бессистемной и хаотической флуктуации функций и полномочий, повышает ответственность и создает условия ее реализации.

2. Принцип сочетания формального и неформального управления призван ограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учитывать факторы лидерства, благопри­ятную социально-психологическую атмосферу.

3. Принцип делегирования полномочий способствует созданию наилучших условий профессионального решения проблем, разгрузке линейных менед­жеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления.

4. Принцип интеграции процессов управления заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижении синергетического эффекта совместной деятельности.

5. Принцип мотивации деятельности. Управление может быть устойчиво успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.). Опасения, страх, неприязнь, манипулирование сознанием, обольщение обещанием, искажение ситуации не дают действительного и устойчивого эффекта управления.

6. Принцип участия в управлении создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повыша­ет управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средств улучшения работы.

7. Принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его це­леустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству.

8. Принцип научности и искусства управления требует разработки и реализа­ции практической концепции управления, построенной на основе исследо­ваний, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий.

9. Принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы

10. Принцип экономии времени в процессах управления. Время является невосполнимым ресурсом. От его умелого использования зависят рациональность управления, ритмичность работы и качество решений.

Методы менеджмента

Методы менеджмента в значительной степени определяют его успех.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ной цели. Особенности этого воздействия отличают методы менеджмента друг от друга. В процессе управления выделяются административные (административно-правовые), экономические и социально-психологические методы. В современных условиях происходит переход от преимуще­ственно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм повышения эффективности и результативности менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические основываются на правильном использовании экономических законов, а социально-психологические - на способах мотивации и морального воздействия на людей.

Административно-правовые методы менеджмента – сово­купность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспо­могательную роль.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Административно-правовые методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических доку­ментов предприятия и вышестоящей организации, обязатель­ных к применению; систему планов, программ, заданий предприятия и систему оперативного руководства (распоряжения, делегирование полномочий, участие в управлении сотрудников).

Осуществляются административные методы управления в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

Экономические методы менеджмента соответствуют социально-экономи­ческой природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями.

Отличительная черта современного этапа развития эко­номических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

К экономическим методам менеджмента относятся коммерческий расчет (синтезирует в себе как функции ме­неджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и на­правлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства), ценообразование, страхование, планирование, технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, кредитование, финансирование, налогообложение, материальное стимулирование и др.

Социально-психологические методы менеджмента – способы осуществления управленческих воздействий на объект управления, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

По масштабу и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Хотя такое разделение достаточно условно.

В основе использования социально-психологических мето­дов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что произ­водственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения парт­нерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чув­ствовать себя партнерами.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими про­цессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Социально-психологические методы направлены на реше­ние следующих задач: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива; формирование благоприятного социально-психологиче­ского климата; эффективное использование различных форм морального поощрения; воздействие на групповое самосознание коллектива.

К социально-психологическим методам управления относятся социальный анализ коллективов, социальное планирование, социальное развитие коллектива, моральное стимулирование, методы социального нормирования, методы социального регулирования, тестирование, анкетирование, интервью, методы гуманизации труда, методы психологического воздействия на работников (формирование групп и нормального психологического климата) и др.

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Перечислите подходы к определению понятия «менеджмент».

3. Расскажите о сущности и содержании менеджмента.

4. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

5. Раскройте содержание основных закономерностей менеджмента.

6. Охарактеризуйте современные принципы менеджмента и оцените их роль в практической деятельности менеджера.

7. Какие существуют подходы к классификации функций менеджмента?

8. Охарактеризуйте основные, специфические и вспомогательные функции менеджмента.

9. Приведите примеры осуществления функций при предварительном, оперативном и заключительном управлении.

10. Охарактеризуйте состав основных методов управления и раскройте их содержание.


ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА