Финансовые отношения включают в себя. Система финансовых отношений организации. Тема: сущность и функции финансов

) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса

Классификация финансовых отношений

Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками , инвестиционными компаниями, фондами).

Международные финансовые отношения

Экономического сотрудничество между государствами предполагает наличие международных финансовых отношений. За последние годы значительно рас­ширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений. Динамичное развитие международных финансовых отношений привело к созданию международных финансовых организаций и образованию мировых финансовых центров .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Финансовые отношения" в других словарях:

    Экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений (см.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    финансовые отношения - экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме …

    валютно-финансовые отношения - — EN monetary relations The different modes in which countries, nations, etc., are brought together by financial, currency, or pecuniary interests. (Source: OED)… … Справочник технического переводчика

    Финансовые отношения между компаниями, организациями по осуществлению платежей за товары, работы, услуги. О.р. осуществляются через кредитные организации, банки. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Финансовые отношения между компаниями, предприятиями, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    отношения расчетные - финансовые отношения между компаниями, предприятиями, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги … Словарь экономических терминов

    Финансовые преступления это общественно опасные деяния, посягающие на финансово экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в том числе налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и… … Википедия

    Финансовые проекты Сергея Мавроди - Объединение МММ было зарегистрировано Сергеем Мавроди, его братом Вячеславом Мавроди и Ольгой Мельниковой в 1989 году в Ленинском исполкоме Москвы как кооператив, и начало свою деятельность с торговли компьютерами и оргтехникой. Названием… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

Книги

  • Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебное пособие для бакалавров , В. А. Антонов. В учебнике изложены базовые вопросы курса Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: международные валютно-финансовые отношения и мировая валютнаясистема; тенденции развития…

Роль финансов хозяйствующих субъектов:

1. обслуживание кругооборота фондов, т.е. смена форм собственности. (В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, а после завершения процесса производства и реализации готовой продукции товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме, то есть в форме выручки);

2. Происходит распределении выручки от реализации товаров после уплаты налогов в фонд размещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления,ФОТ, чистый доход в форме прибыли.

3. Происходит перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и прибыли которая остается в распоряжении предприятия;

4. Происходит использование прибыли, отстающего у предприятии, на фонды потребления, накопления, в резервный фонд и др. цели, которые предусмотрены в финансовом плане;

5. Контроль за соблюдением соответствия между материальными и денежными средствами в процессе индивидуального финансового кругооборота.

Особенности финансов производственных кооперативов

Производственный кооператив есть добровольное объединение граждан на основе членства для осуществления совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов. В основном эта форма деятельности характерна для производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, бытового обслуживания, выполнения работ и оказания услуг. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% своего паевого взноса, остальную же часть - в течение года.

Основной документ – Устав.

Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым участием (если в уставе не оговорен иной порядок). Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размерах и порядке, предусмотренных уставом кооператива. Отметим, что кооператив вправе создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества. Решение об образовании данных фондов должно приниматься членами кооператива единогласно. В уставе же должны быть определены цели их использования.

Субсидиарная ответственность - 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.

неделимый фонд - часть имущества предприятия, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза.

Сущность и функции прибыли

Прибыль – конечная цель и движущая сила пр –ва в рыночной экономике. Прибыль рассчитывается как остаток после вычета расходов на пр – во и объем прода.

В усл. рын. эк – ке прибыль отдельно взятой организации явл. важнейшим показателем оценки д – ти организации. При этом прибыль явл. источником благосостояния любой организации и залогом ее дальнейшего развития. Получение прибыли позволяет не только поддерживать производственную д – ть коммерческой организации, но и при этом удовлетворить различные соц. интересы.

Т.о. стремление получить прибыль и увеличить ее явл. мощным фактором производственной д – ти ком. организации. Создание и распределение прибыли определяется ее важнейшими функциями:

1. Прибыль как измеритель эф – ти хоз. д – ти организации.

2. Прибыль как ср – во стимулирования…..

При этом в рын. условиях прибыль явл. основным источником накопления, расширения хоз. д – ти. Если роль прибыли в хоз. д – ти организации предопределяется ее функциональным назначением, то проявляется она в использовании производящих от нее категориях, таких как:

1. Доля прибыли, направленная на расширение д – ти организации;

2. Доля прибыли, направленная на начисление доходов ее участникам, собственникам.

3. Доля прибыли, направленная на образование различных резервов.

Факторы, влияющие на величину прибыли.

Факторы внутреннего и внешнего воздействия:

1. Технологические

2. Управленческие

Знание факторов позволяет сознательно и целенаправленно принимать организационные и управленческие решения и создавать благоприятные усл. для реализации программ увеличения прибыли.

Использование факторов внутреннего воздействия на повышение прибыли целиком и полностью явл. прерогативой управления организацией и соот – но объектом управленческого учета.

Учесть все факторы невозможно. это связано с тем, что на величину этих показателей сильно влияют многочисленные внешние факторы. Среди них принято выделять:

Рыноч. – конъюнктурные

Хоз. – правовые

Административно – командные

По своей сути это регуляторы пр – ва, действия которых м. б. направлены как на увеличение прибыли организаций, так и на ее снижение. Особое значение имеет хоз. – правовое регулирование прибыли.

Т. о. формирование прибыли организаций корректируется воздействием гос – ва через налоговый механизм и ценовую политику и ряд других факторов.

Выделяют 4 основные зоны эк. состояния любой организации:

1. Когда прибыль есть и растет;

2. Когда прибыль есть и она стабильная

3. Когда прибыль есть, но она при этом уменьшается

4. Когда прибыли нет и появл. убыток.

Для определения зоны эк. состояния организации необходим процесс прогнозирования. При этом основным инструментом прогнозирования соц – эк. процессов выступают имитационные модели.

Построение различ. имитационных моделей на базе использования соответствующего фактора позвол. обеспеч. рук – во комп – и соотв. грандами.

Такое моделирование осуществляется в т. ч. и по данным БУ.

Имитационное моделирование - это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе.

Распределение прибыли

Создание прибыли создает (порождает) сложные эк. взаимоотношения по поводу ее распределения. Эти взаимоотношения складываются м/д коммер. орг – цией как хоз. субъектом с одной стороны и рядом др. субъектов с др.

Например, взаимоотношения организации с раб – ми по поводу оплаты труда.

Отношения с гос – вом по поводу взаимоотношений с бюджетом.

В настоящем взаимоотношения ком. орг – ции как хоз. субъекта по поводу распределения прибыли в большей части формируется не гос – вом, а регулируется эк. д – тью самой организации. Именно в этом проявляется основная специфическая черта прибыли ком. орг – ции.

С помощью своей прибыли организации участвуют в формировании гос. бюджетов различных уровней, в соц. программах своих регионов.

Внутри самой орг – ции в прибыли отражается все эк. процессы.

Процесс распределения прибыли:

1. Распределение м/д гос – вом и ком.орг - ми.

2. Распределение остающейся в распоряжении орг – ции части прибыли только м/д собственниками; м/д собственниками и трудовым коллективом.

Распределение прибыли м/д гос. и ком. орг – ми осущ – ся через систему гос. регулирования, где определяются критерии и усл. работы всех субъектов отношений.

Такое распределение как правило сопровождается прямым изъятием части прибыли в виде налогов и сборов в бюджете гос – в.

В свою очередь распределение прибыли, остающ. в распоряжении организации зависит от конкретной соц – политич. обстановки и регулир. гос – вом.

Такое регулирование может осуществляться в жесткой или косвенной форме, а может и вообще не осуществ.

Все это происходит в зависимости от сферы д – ти, от орг. Форм и форм собственности орг – ции.

Методы распределения прибыли м. б. административными и экономическими, а также сочетаться м/д собой.

В 80 – х гг. прошлого века получ. прибыль распределялась по 3- м осн. направлениям:

1. На основании балансов дох. и расх. орг – ции в бюджет гос – ва вносились установлен. платежи;

2. После внесения платежей прибыль направлялась на удовлетворение потребностей орг – ции, в т. ч. на создание фонд. эк. стимулирования и на покрытие убытков от эксплуатации ЖКХ в пределах жестких нормативов.

3. Перечисление части прибыли по соответ- м нормативам вышестоящему органу.

После этого рассчитывался свободный остаток прибыли в виде разницы м/д общей суммой прибыли и перечислен. платеж. и отчислениями.

Такая сис-а распред-я носила чрезвыч. жесткий характер и лишало предп-ие многих стимулов хоз. д – ти.

В наст. Время распределение прибыли осущест – ся по 4 осн. напрвлениям:

1. В первую очередь пред – тия направляют доход на платежи налогов и сборов в бюдж. систем.

При этом с т. з. орг – ции и ее собственников такие платежи по сущ – ву явл. одним из видов расходов.

2. Обязательные отчисления.(в резервный фонд или в др. аналогич. по назначению фонды)

Разница м/д прибылью и платежами в бюдж. сист. и резервы представл. собой прибыль оставшуюся в распоряжении орг – ции.

3. ЕЕ распределение на выплату доходов участн- м орг – ции.

4. Накопление прибыли в качестве фин. обеспечения роста объемов фин- хоз. д – ти.

В распределении прибыли через систему гос. регулирования должно контролировать правильность и полноту информации, влияющей на величину платежей в бюджет засчет прибыли в сочетании со стимулирующ. воздействием самого регулирования на д- ть орг – ции.

Эта задача как правило решается при помощи правильного и обоснованного применения на практике законодат. и нормативных актов, регулирующих д –ть ком. орг – ций.

В полной мере это относится к нормативному регулированию системы БУ и распределения прибыли.

При этом распределение прибыли внутри ком. структур происходит в зависимости отмн – ва факторов. Прежде всего оно зависит от планов самой ком.орг – ции по соответ. направлениям:

1. Развитие пр- ва; 2. Стимулирование персонала; 3. Личное потребление участников орг – ции.

Контроль за распределением прибыли на практике осущ – ся с пом. Предоставления соотв-ей отчетности.

В современ. усл. БУ фин. результатов и распределенная прибыль направлены на формирование показателей в интересах собственников, кредиторов и инвесторов, т. е. должен содействовать интересам предпринимателей.

Выручка-нетто от продажи товаров и усл,раб за вычетом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей

Переменные расходы (затраты сырья, матералрв, затраты труда, переменные накладные расходы)

Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов (синонимы: валовая маржа, маржинальный доход)

Амортизационные отчисления производственного назначения

Валовая прибыль(син:маржинальная прибыль)

Управленческие или админастр. Коммерч.расх или расх по сбыту Расходы продукции

Прибыль до вычета % и налогов (операционная прибыль)

Постоянные финанс расходы или проценты, выплаты и лизинговые платежи

Прибыль до уплаты налогов

Налоги и другие обязат платежи

Чистая прибыль – прибыль, принадлежащая собственникам

Дивиденды по привилегированным акциям

Прибыль, принадлежащая держателю обыкновенных акций

Обязательные отчисления в резервный капитал

Прибыль,доступная и распределенная среди держателей обыкновенных акций

Реинвестированная

← Нераспределенная Дивиденды по обыкн

Требования, предъявляемые к аналитической информации

Основные требования:

1. Полезность.

2. Уместность.

3. Достоверность.

4. Нейтральность.

5. Понятность.

6. Сопоставимость.

1. Полезность.

Полезность информации означает возможность её применение для принятия обоснованных решений при совершении коммерческих сделок.

2. Уместность.

Уместность информации подтверждает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое производителем. Информация считается уместной, если она обеспечивает возможности для проведения технического, ретроспективного и прогнозного анализа, то есть разработки будущих решений производителя. Уместность предполагает так же своевременность поступления нужной информации в установленные сроки, иначе утрачивается её значимость.

3. Достоверность.

Определяется её правдивостью, а также возможностью проверки документальной обоснованности, а также нейтральности данных. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не приукрашивает события жизни.

4. Нейтральность

Предполагает, что бухгалтерская отчетность не зависит от интересов какой-то одной группы производителей, при этом каждый пользователь может получить из отчетной формы интересующие в полном объеме.

5. Понятность.

Принцип понятности означает, что пользователи могут понять содержание бухгалтерской отчетности без специальной профессиональной подготовки.

6. Сопоставимость.

Принцип сопоставимости последовательность использования методов бухгалтерского учета на данном предприятии сохраняется и тем самым обеспечивает сопоставимость данных о деятельности фирмы за ряд отчетных периодов.

Базовые принципы:

1. Принцип двойной записи. Обеспечивается запись каждой хозяйственной операции дважды, дебет одного счета и кредит другого.

2. Принцип экономической единицы учета. Хозяйствующая единица, представленная в отчетности отделяется от её собственником и других хозяйствующих лиц.

3. Принцип периодичности. Предприятие периодически отчитывается перед заинтересованными организациями о результатах своей хозяйственной деятельности за определенные периоды (поквартально).

4. Принцип функционирующего предприятия, что предприятие будет продолжать хозяйственную деятельность достаточно длительное время, и в ближайшее время не будет ликвидировано.

5. Принцип денежной оценки. Означает использование денежного измерителя в качестве стандартного. На практике используются следующие методы оценки:

а) фактическая себестоимость ‑ первоначальна сумма денежных средств, уплаченная или начисленная при производстве либо покупке активов или при учете обязательств.

б) техническая или восстановительная себестоимость – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящий момент при замене каких-либо активов.

в) техническая рыночная стоимость – это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов по рыночным ценам или при наступлении срока их ликвидации.

г) остаточная стоимость – первоначальная стоимость бюджетных активов за вычетом начисленной амортизации.

д) чистая стоимость реализации – сумма денежных средств, которая должна быть получена или уплачена для продажи активов даже по цене за вычетом расходов на реализацию в дисконтированную стоимость (приведенную стоимость денежных поступлений по выбранной ставке дисконтирования с учетом альтернативных вариантов инвестирования).

6. Метод начислений, который позволяет бухгалтеру принимать решение о том, к какому отчетному периоду отнести соответствующие расходы и доходы. Этот метод предполагает, что доходы относятся к тому периоду, где ГП отгружетно покупателю, не зависимо от времени поступления денежной выручки на счет поставщика. Жтот метод =- альтернатива кассовому.

Принципы финансовой отчетности:

1. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам этого периода. Он означает, что в данном отчетном периоде показывают только те расходы, которые обусловили получение доходов предстоящего периода. Если между отдельными видами доходов и расходов трудно установить четкую границу, то расходы распределяются между несколькими отчетными периодами исходя из какой-либо базы распределения.

2. Принцип оптимального соотношения затрат и выгод. Он означает, что затраты на разработку отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, получаемыми предприятием от предоставления информации заинтересованным пользователям.

3. Принцип осторожности предполагает, что отчеты фирмы не должны допускать завышения оценок активов, имущества и прибыли и также занижение оценок, обязательств. Всё это означает также, что для учета потенциальных потерь или убытков организации необходимо меньше оснований, чем для отрицания потенциальной прибыли. Одной из характерных особенностей данного принципа является правило минимизации оценки активов, будь то по себестоимости или по реальной цене.

4. Принцип конфиденциальности требует, чтобы отчетная информация не содержала сведений, которые могли бы нанести ущерб конкурентным позициям предприятия на товарном рынке. Это требование относится к публикации отчетности акционерных компаний, которые по действующему законодательству обязаны предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Исходя из различных экономических принципов, всю отчетную информацию систематизируют в отдельные укрупненные статьи, которую в мировой практике называют элементами финансовой отчетности. В их состав входят активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента отчетности характеризуют средства предприятия и источники их формирования на определенную дату. Остальные характеризуют операции и события хозяйственной деятельности, которые воздействовали на положение организации в течение отчетного периода и общее изменение в активах, обязательный и составной капитал.

Финансовые риски

Любая предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с определенным предпринимательским риском. В практике финансового анализа под предпринимательским риском понимают вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления деятельности. Основные виды рисков:

Производственный риск - риск, обусловленный чисто производственными факторами: брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т.п. Причины его возникновения: возможное снижение объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров.

Коммерческий (маркетинговый) риск - риск, обусловленный неопределенностью спроса: непродажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него возникает в процессе реализации товаров и услуг или их приобретения. Причины его возникновения: снижение объема реализации продукции, повышение закупочной цены материальных ресурсов, непредвиденное снижение объема закупок, повышение издержек обращения, экономические колебания и изменения вкуса клиентов, действия конкурентов;

Финансовый риск - опасность потери денежных средств организации при осуществлении операций на финансовом рынке и при управлении собственными и заемными средствами с целью оптимального их соотношения.Причины его возникновения: зависимость от кредиторов, одновременное размещение больших средств в одном проекте. В составе финансовых рисков различают:

Риск финансовой устойчивости – риски, возникающие в процессе управления финн ресурсами предприятия и обеспечения его устйчивого финн положения. Он делится на:

А) риск ликвидности -риск возникающий в процессе деят-ти предприятия и характеризубщий стоимость активов оперативно обращаться в наличность для выполнения финн обязательств. Это риск, кот связан с послествиями возможных потерь: -невозможностью активов быстро меняться в наличность: - при реализации финн активов из-за изменения оценки их качества и потреб оценки.

Б)Риск деловой активности – он связан с эффективностью использования средств и оптимальными темпами развития.

В) Риск структуры капитала – риск потерь от возможного измнения в структуре капитала, т.е.в соотношении собст и заемных средств.

Г) риск рентабельности – риск изменения доходности хоз деятельности.

Кредитный риск - опасность потери денежных средств организации в результате невозврата суммы кредита и процентов по нему;

Процентный риск - опасность потери денежных средств организации вследствие превышения процентов по привлекаемым источникам над процентами по размещаемым средствам;

Валютный риск - опасность потери денежных средств организации вследствие изменения курсов валют;

Риск упущенной выгоды - опасность потери денежных средств организации в результате наступления косвенного ущерба от событий. Например, при продаже товаров в кредит невыполнение условий оплаты их стоимости в срок ведет к росту дебиторской задолженности. Иммобилизация средств организации в дебиторскую задолженность может быть оценена размером упущенной выгоды, т.е. размером неполученного дохода вследствие более выгодного размещения этих средств. Исходя из классификации факторов, определяющих финансовые риски, принято выделять систематический и несистематический (специальные) риски.

Налоговый – опасность потерь в связи с изменением налогового зак-ва.

Инвестиц – риск, связ с вложениями капитала.

Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов. Это - снижение деловой активности, инфляция, изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок, введение ограничений на хозяйственные операции и т.п. Они характерны для всех видов инвестиций и определяются состоянием рынка в целом.

Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. Это - потеря рынков сбыта товаров, вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа, а также снижение доходности продаж и рентабельности капитала, снижение ликвидности активов и баланса, рост дебиторской задолженности.

Уровень систематического риска относительно одинаков для различных хозяйствующих субъектов, уровень несистематического риска сильно колеблется даже у организаций, сопоставимых по масштабу, сфере деятельности и другим общим признакам.

Иммобилизация - использование оборотных средств не по их целевому назначению.

37. Виды и содержание бюджетов предприятия.

Бюджет организации - календарный план доходов и расходов организации, сформулированный для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.

Существует два основных вида бюджета:

Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).

Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:

прогноз отчёта о прибылях и убытках

прогноз отчёта о движении денежных средств

прогноз бухгалтерского баланса

К двум основным, "идеологически" отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу "снизу вверх" и "сверху вниз".

Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:

Долгосрочные и краткосрочные бюджеты. Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет.

Постатейные бюджеты - предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью

Бюджеты с временным периодом - на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.

Гибкие и статичные бюджеты

В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем. Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Финансы организации – это самостоятельная сфера финансовой системы страны, охватывающая широкий круг денежных отношений, которые связаны с формированием, использованием капитала, доходов и денежных фондов в процессе кругооборота средств предприятий.

Именно в этой сфере финансовой системы страны формируется основная часть доходов, которая в последующем, по различным каналам, перераспределятся в народно-хозяйственном комплексе страны. И естественно служит основным источником экономического роста и социального развития общества.

Предприятие – это хозяйствующий субъект, который создан для организации предпринимательской деятельности.

Экономическая цель предприятие – извлечение прибыли и обеспечение общественных потребностей.

Предпринимательская деятельность по своему содержанию включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, различные операции на фондовом рынке.

В процессе хозяйственной деятельности, предприятие взаимодействует с различными экономическими агентами.

Материальной основой финансов предприятия, служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота.

Финансы предприятия – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятия, имеющие распределительный характер, денежную форму выражения и выражающаяся в доходах, различных поступлениях, накоплениях, которые формируются хозяйствующими субъектами для цели обеспечения производственной деятельности.

Система финансовых отношений организации

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

1. Это отношения между учредителями в момент организации предприятия по поводу формирования уставного капитала;

2. Отношения между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции - это отношения между поставщиками, покупателями, подрядчиками и др. субъектами экономики;

4. Это отношения между различными подразделениями внутри предприятия;

5. Между предприятием и работниками. Могут возникать при распределении полученного дохода, при размещении ценных бумаг, при выплате дивидендов, и при выплате заработной платы;

6. Между предприятием и вышестоящей организацией. (внутри холдинга). Эта группа отношений может возникать при формировании, распределении и использования ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, для проведения исследований и для осуществления инвестиционных проектов;

7. Между предприятием и государством. (Уплата налогов, взносов в внебюджетные фонды, пени, штрафы)

8. Отношения между предприятием и банковской системой. (покупка-продажа валюты, погашение/предоставление кредитов.);

9. Отношения между предприятием и страховыми компании (при страховании имущества);

10. Отношения между предприятием и инвестиционными институтами по поводу размещения инвестиций.

Финансовые отношения предполагают наличие групп заинтересованных лиц:

1. Кредиторы. Заинтересованные в устойчивом финансовом состоянии компании, которая позволяет своевременно погасить кредит % по нему:

Банки, выдающие кредиты разной срочности под инвестиционные проекты или для восполнения недостатка собственных оборотных средств.

Поставщики компании – кредиторы в случае отсутствия предоплаты со стороны покупателя

Покупатели продукции, которые кредитуют продавца на сумму предоплаты товара;

Участники рынка долговых ценных бумаг (Банки, финансовые компании, ПИФ’ы, государственные пенсионные фонды, др. предприятии и частные лица.);

4. Собственники предприятий (Они заинтересованы в сохранении и преумножении стоимости во вклады предприятия, начислении доходов);

5. Работники предприятий. (частично их интерес носит кредитный характер по поводу отработанной, но не уплаченной зарплаты, налогов, взносов в пенсионный фонд и т.д.). Среди работников нужно выделить менеджеров, которые лично заинтересованы в состоянии и позиции фирмы на рынке. Руководители, как правило, являются и совладельцами компании, дают им право на получении дивидендов;

6. Государство, заинтересовано в получении налогов, отношения могут быть двусторонними (например, в случае финансирования из бюджета или внебюджетных фондов).

В процессе экономической деятельности предприятия могут возникать специфические виды экономических отношений, которые связаны с несостоятельности организации.

Роль финансов хозяйствующих субъектов.

  • 12 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.
  • 13 Управление финансами: объекты, субъекты, аспекты. Автоматизированная система управления финансами.
  • 14 Финансовое планирование: содержание, задачи, методы. Виды финансовых планов.
  • 15 Финансовое прогнозирование, сфера его применения.
  • 17.Финансовые риски: понятие, виды, методы управления ими.
  • 18.Финансовый контроль: сущность, формы, виды, методы. Направления развития и совершенствования.
  • 19.Система органов государственного финансового контроля и их функции.
  • 20.Негосударственный финансовый контроль: аудиторский и внутрихозяйственный.
  • 21 Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Бюджетная политика государства.
  • 22.Основы бюджетного устройства. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в ссср и России.
  • 23 Бюджетная система страны: принципы построения и структура.
  • 24 Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 25 Межбюджетные отношения в рф.
  • 26 Консолидированные бюджеты рф, их особенности.
  • 27 Понятие и роль бюджетных прав рф.
  • 28 Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 29 Бюджетный процесс рф: принципы организации, стадии, полномочия участников.
  • 30.Порядок составления проекта федерального бюджета, его рассмотрение и утверждение. Особенности составления, рассмотрения и утверждения территориальных и местных бюджетов.
  • 31 Исполнение бюджетов бюджетной системы рф.
  • 32 Федеральный бюджет рф: экономическая роль, доходы, расходы, дефицит и профицит.
  • 33 Региональные и местные бюджеты, их роль в социально-экономическом развитии страны.
  • 34. Государственные внебюджетные фонды, их состав, значение, характеристика.
  • 35 Налоговые доходы бюджетной системы.
  • 36 Расходы бюджетной системы страны.
  • 37 Сущность, функции и формы государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • 1) Перераспределительная
  • 2) Экономия издержек обращения
  • 3)Кредитное регулирование экономики
  • 38 Государственный долг, особенности обслуживания и управления.
  • 39 Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств.
  • 40 Бюджет домашнего хозяйства, доходы и расходы.
  • 41 Формы международных экономических отношений. Россия как субъект мирового хозяйства.
  • 42 Роль финансов в развитии международной торговли. Особенности внешней торговли России.
  • 43 Международные валютные отношения. Особенности валютной системы России.
  • 44 Валютное регулирование и валютный контроль в рф.
  • 45 Вывоз капитала за рубеж и его основные формы. Инвестиции в российскую экономику.
  • 47 Платежный баланс страны, его значение и структура.
  • 48 Необходимость и происхождение денег. Виды и функции денег.
  • 49 Денежное обращение и денежный оборот. Законы денежного обращения.
  • 50 Формы безналичных расчетов и их использование.
  • 51 Денежная масса и скорость обращения денег.
  • 53 Сущность, виды и формы проявления инфляции. Антиинфляционная политика государства.
  • 55 Кредит как форма движения ссудного капитала. Функции, формы и принципы кредитования.
  • 56 Виды банковского кредитования
  • 59 Центральный банк рф: правовой статус, цели, задачи, функции, структура. Активные и пассивные операции Банка России.
  • 60 Денежно-кредитная политика Банка России и ее особенности на современном этапе.
  • 61 Коммерческие банки – основное звено в функционирующем механизме банковской системы. Операции коммерческих банков.
  • 63.Финансы предприятия: сущность, функции.
  • 64.Финансовые отношения предприятия, их состав и развитие.
  • 65.Организация финансов предприятия: принципы, элементы, влияющие факторы.
  • 66 Финансовые ресурсы и фонды денежных средств предприятия.
  • 69 Распределение финансовых ресурсов предприятий и его регулирование.
  • 70 Доходы хозяйствующих субъектов и возможные пути их увеличения
  • 71 Расходы предприятия и направления их сокращения
  • 74 Сущность и показатели рентабельности деятельности предприятия. Пороговая рентабельность и запас финансовой прочности.
  • 75 Финансовое обеспечение движения оборотного капитала предприятия.
  • 76 Финансовое обеспечение движения основного капитала предприятия.
  • 77 Финансирование инвестиционной деятельности предприятий.
  • 78 Финансовый анализ предприятия: задачи, виды, методы. Основные финансовые коэффициенты.
  • Экспресс анализ финансового состояния.
  • Детализированный анализ финансового состояния.
  • 80.Организация финансовой работы на предприятии. Финансовая служба: структура, функции, права и обязанности.
  • 5 Виды финансовых отношений.

    Совокупность эк отношений возникает между государством, организациями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств образуют финансовые отношения .

    К финансовым отношениям относятся денежные отношения возникающие в процессе расширения производства между:

    1.П-п и гос-ом при уплате налогов и финансовых расходов.

    2.П-п и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов.

    3.гос-ом и гражданами при внесении платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

    4.П-п и вышестоящими организациями.

    5.П-п и банки при получении кредитов, уплате %, хранении денежных средств на счетах.

    6.П-п гражданами и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая.

    7.Между предприятиями как хозяйствующими субъектами по поводу движения денежных средств в рамках производственной и коммерческой деятельности.

    8.П-п и работниками при уплате з/п.

    6 Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Особенности функционирования в условиях кризисных явления в мировой экономике.

    Финансовая система – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование, использование фондов денежных средств.

    В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, которые осуществляют обслуживание денежного обращения и регулируют финансовую деятельность.

    Все финансовые отношения подразделяются на 2 крупные сферы:

    1.Государственные и муниципальные финансы

    2.Финансы хозяйствующих субъектов

    Если рассматривать финансовую систему в широком смысле, то к ней так же относят сферы страхования, кредитно-банковский анализ, а так же систему государственных финансовых институтов, которые осуществляют и регулируют финансовую деятельность.

    Каждая из сфер финансовой системы имеет организационную структуру и складывается из определенных звеньев.

    Звенья государственных и муниципальных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансов распред. отношений на макрорегиональном и муниципальных уровнях. Звеньями этой сферы являются:

    Государственный и местные бюджеты

    Государственные и внебюджетные фонды

    Государственный кредит

    Звенья финансов хозяйствующих субъектов включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономических и социальных отношений на микроуровне.

    Финансы хозяйствующих субъектов выступают исходной сферой финансовой системы, т.к. именно в ней происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости.

    Внутри сферы финансовых субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов хозяйствующих субъектов подразделяется на:

    1.финансы коммерческих организаций

    2.финансы некоммерческих организаций

    3.финансы индивидуальных предпринимателей.

    Финансовая система:

    1.государственные и муниципальные финансы: -государственные и местные бюджеты, -государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС), -государственный кредит

    2.кредитно-банковская система: -ЦБ РФ, -банки с государственным капиталом (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), -коммерческие банки

    3.финансы хозяйствующих субъектов: -финансы коммерческих организаций, -финансы некоммерческих организаций, -финансы индивидуальных предпринимателей

    4.система государственных финансовых институтов: -Минфин РФ, -Налоговая служба, -финансовая служба по мониторингу, -федеральная служба по финансовому надзору

    5.страхование: -личное, -имущества, -риска, -ответственности.

    7 Страхование – это система экономических отношений, возникающая при образовании специального денежного дохода и его использовании для возмещения ущерба, причиненного имуществу различными неблагоприятными факторами, а также для оказания помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.

    Страхование связано с экономической необходимостью для субъектов иметь резервные фонды как обязательный элемент общественного воспроизводства в связи с непредвиденными явлениями и случайностями.

    Страхование характеризуется следующими признаками:

    1. Страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных тех или иных событий.

    2. Страхование носит вероятностный характер. Заранее не известно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затруднит.

    3. Для страхования характерен признак возвратности средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого страхователя, вносимые в страховой фонд и рассматриваемые как основной источник финансовых поступлений страховщиков, имеют только одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в течение определенного периода.

    Страхование выполняет следующие функции: - рисковая, - предупредительная, - сберегательная, - контрольная.

    Рисковая функция – непосредственно связана с основным назначением страхования. Она заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физическим или юридическим лицам.

    Предупредительная функция предполагает своевременное заключение страхового договора до наступления события и заблаговременную выплату страхователем страховых взносов в зависимости от величины страхового риска.

    Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопление определенных договором страхования страховых сумм.

    Контрольная функция заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. В соответствии с назначением контрольной функции осуществляется также финансово-страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

    Страховой рынок - это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники. Покупатели страховой услуги - это любые юридические или физические лица, если это не противоречит условиям страхования. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

    прямые страховщики - это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;

    перестраховщики - организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными;

    объединения страховщиков - это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании "Ингосстрах", которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала.

    8 Финансовый рынок – это сфера рыночного движения денежных средств, удовлетворяющая потребности различных экономических субъектов в финансовых ресурсах путем купли-продажи денежных ресурсов посредством обращения различных кредитных инструментов и ценных бумаг.

    Финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения временно свободных денежных средств экономических субъектов. Финансовый рынок обеспечивает эффективное инвестирование и целенаправленное использование финансовых ресурсов.

    Основными участниками финансового рынка выступают:

    - инвесторы , располагающие свободными денежными средствами.

    - посредники , осуществляющие мобилизацию денежных средств инвесторов и обеспечивающие их распределение. В роли посредников выступают коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты.

    - пользователи , приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка.

    В структуре финансового рынка выделяют три сектора:

    Рынок ссудных капиталов (рынок кредитных ресурсов);

    Рынок ценных бумаг;

    Страховой рынок.

    Рынок ссудных капиталов охватывает сферу деятельности банковских и других кредитных учреждений. Здесь проводятся платежно-расчетные операции, мобилизуются денежные ресурсы в виде счетов и депозитов и происходит их предоставление участникам хозяйственной деятельности в виде кредитов и займов.

    Страховой рынок проводит мобилизацию денежных ресурсов путем обязательного или добровольного страхования и выплату страховых премий при наступлении страхового случая.

    Рынок ценных бумаг представляет собой особую сферу финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами.

    Финансовые рынки, прежде всего, подразделяются на три вида рынков. Это фондовый, товарный и валютный рынок (или форекс).

    На фондовом рынке совершаются сделки купли-продажи таких инструментов, как акции, облигации и т. п. Участники фондового рынка это биржи, брокерские компании, дилерские центры

    На товарном рынке торгуются различные товары: энергетическое сырье, цветные и драгоценные металлы, промышленное сырье и т. п.

    На валютном рынке ведутся операции по сделка с валютой и золотом.

    2.Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года

    Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

    До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

    Повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

    Обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

    Формирование благоприятного налогового климата для его участников;

    Совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

    Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

    Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

    Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

    Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

    Повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

    Задача по формированию благоприятного налогового климата предусматривает изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

    Совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка;

    Совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

    Совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

    В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

    Унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

    Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

    Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

    Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

    9 Рынок ценных бумаг (или Рынок капита́лов, англ. Capital market) - это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг.

    Существует несколько способов классификации рынков ценных бумаг:

    По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный);

    По виду ценных бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

    По форме организации (биржевые и внебиржевые).

    Классификация по характеру движения ценных бумаг:

    Первичный рынок (англ. primary market) - рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.

    Первичное размещение бывает двух видов - частное и публичное.

    Частное размещение (англ. private placement). В этом случае пакет ценных бумаг продается ограниченному числу лиц (как правило, одному-двум инвесторам). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется.

    Публичное размещение (англ. public offering) или IPO (initial public offering(англ.)). Публичное размещение происходит с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры.

    Вторичный рынок (англ. secondary market) - место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке уже не аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги.

    Третий рынок (англ. third market) охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи.

    Четвёртый рынок (англ. fourth market) - это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка - InstiNet, POSIT, Crossing Network.

    Московская межбанковская валютная биржа - одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной Европы.

    Открыта в 1992 году.

    Фондовая биржа ММВБ - является ведущей российской фондовой биржей, на которой ежедневно идут торги по акциям и корпоративным облигациям около 600 российских эмитентов.

    РТС – Российская торговая система (фондовая биржа). Датой рождения РТС считается июль 1995 года, когда к ней были подключены первые региональные компании. Ранее РТС была ведущей биржей, организующей торги акциями российских эмитентов, и до сих пор индекс РТС является одним из важнейших показателей состояния российского фондового рынка. Сейчас срочная секция РТС - FORTS является лидирующей площадкой по торговле фьючерсами и опционами в России.

    10 Валютный рынок - это вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка.

    Кредитно-депозитные операции - это совокупность краткосрочных (от 1 дня до 1 года) операций по размещению свободных денежных остатков, а также привлечению недостающих средств в иностранных валютах на различные сроки под определённый процент, совершаемых в целях управления краткосрочной ликвидностью банков, компаний, а также для получения прибыли.

    Конверсионные операции - это сделки участников валютного рынка по обмену оговоренных сумм денежной единицы одной страны на валюту другой страны по согласованному курсу с проведением расчетов на определенную дату.

    Валютные рынки можно классифицировать по следующим признакам :

    По виду операций: рынок конверсионных операций (в нём можно выделить сегменты конверсионных операций типа евро/доллар или доллар/иена), мировой рынок кредитно-депозитных операций.

    По территориальному признаку. Принято выделять следующие крупные рынки: европейский, североамериканский, азиатский. В них выделяют крупные международные валютно-финансовые центры: в Европе - Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж и т.д.; в Северной Америке - Нью-Йорк; в Азии - Токио, Сингапур, Гонконг. Можно говорить о существовании национальных валютных рынков (например, внутренний валютный рынок РФ), для которых свойственны те или иные валютные ограничения на покупку, продажу, кредитование и проведение расчётов в иностранной валюте.

    Основными участниками валютного рынка являются:

    Центральные банки . В их функцию входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса.

    Коммерческие банки . Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют через них необходимые для своих целей конверсионные и депозитно-кредитные операции. Помимо удовлетворения заявок клиентов, банки могут проводить операции и самостоятельно за счёт собственных средств т.к. международный валютообменный рынок (форекс) представляет собой рынок межбанковских сделок.

    Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции. Суммарные заявки от импортёров формируют устойчивый спрос на иностранную валюту, а от экспортёров - её предложение, в том числе в форме валютных депозитов (временно свободных остатков на валютных счетах). Как правило, фирмы прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки.

    Международные инвестиционные компании , пенсионные и хеджевые фонды, страховые компании. Их основная задача - диверсифицированное управления портфелем активов, что достигается размещением средства в ценные бумаги правительств и корпораций различных стран.

    Валютные биржи . В ряде стран функционируют национальные валютные биржи, в функции которых входит осуществление обмена валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса.

    Валютные брокеры . В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За своё посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Банки так же могут выполнять эту функцию.

    Частные лица . Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров; покупки/продажи наличной валюты как средства сбережения; спекулятивные валютные операции.


    Финансовые отношения возникают:
    между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
    между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использования;
    между хозяйствующими субъектами и государственными органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
    внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
    между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
    между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов (накопительный пенсионный фонд).
    Совокупность денежных средств, находящихся в распределении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
    Источники финансовых ресурсов:
    На уровне хозяйствующих субъектов:
    прибыль, амортизация продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам от других эмитентов.
    На уровне населения:
    заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера;
    (пенсии, пособия, оплата за выслуги) на предприятии;
    командировочные расходы;
    доходы от предпринимательской деятельности;
    операции с личным имуществом.
    На уровне государства, органов местного самоуправления:
    доходы от государственных и муниципальных предприятий;
    доходы от приватизации имущества;
    доходы от внешнеэкономической деятельности (область с 29 государствами);
    налоговые доходы;
    государственный и муниципальный кредиты;
    эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

    Функции финансов
    Главной функцией финансов является распределительная функция.
    Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:
    Федеральный;
    Региональный (субъект РФ);
    Местный (органы местного самоуправления).
    Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов, экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.д.

    Распределительная функция позволяет:
    создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, государства, органов местного самоуправления, населения;
    осуществлять межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и т.д.;
    создавать резервы на всех уровнях хозяйствования, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
    Контрольная функция.
    Она с распределительной представляет собой две стороны одного и того же экономического процесса. Контроль за движением финансовых потоков.
    Регулирующая функция.
    Совокупность норм, правил, положений правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.

    Еще по теме Финансовые отношения:

    1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ. Зарождение кредитных отношений
    2. Глава 5 КОММУНИКАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

    Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 3.

    Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

    Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 4.

    Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

    Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.

    Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство.

    Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить.

    Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

    Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

    В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

    Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами - акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

    Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки.

    Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков.

    В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда.

    Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

    Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

    Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

    В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

    Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

    Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.