Организация: МДОУ «Детский сад №7 «Ауринко»
Населенный пункт: Республика Карелия, г. Петрозаводск
Тема: Профессии мам
Тип НОД: коррекционно-логопедическое занятие по развитию связной речи
Фронтальное НОД подготовлено и проведено в подготовительной группе (6-7 лет) для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи II – III уровня, на резидуально-органическом фоне, дизартрия) 14 человек, в присутствии родителей. Занятие составлено в соответствии с программами:
Веракса Н. Е. , Комарова Т. С. , Васильева М. А. « Программа воспитания и обучения детей в детском саду. « От рождения до школы» 2014 г.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»- 2008 год
Садтрединова, Г. Ф., Смирнова М. В. «Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет, страдающих недоразвитием речи» -1997г.
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Интегративность образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, двигательная.
Оборудование :
Подготовительная работа:
На занятии использовались различные методы и приемы:
Ход НОД:
Летчик водит самолеты-
Это очень хорошо!
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо!
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Беседа:
Логопед : Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать?
Дети: о профессиях, о мамах, о профессиях мам
Логопед: Какие профессии вы услышали в стихотворении?
Дети: летчик, повар, доктор, учитель
Дидактическая игры: «Кому это нужно?»
На магнитной доске вывешиваются картинки с профессиями, дети выбирают картинки предметов, лежащих на столе, необходимых данной профессии. Называют предмет и прикрепляют картинки к картинке профессии. За правильный ответ ребенок получает элемент разрезной картинки. Когда все части картинки будут у детей на руках, они собирают из них целую картинку. У детей получается картинка учителя.
Логопед задает вопросы:
Игра с мячом «Какая мама?»
Логопед задает вопрос и кидает мяч детям, стоящим в кругу, дети отвечают и кидают мяч обратно логопеду (дети стоят в кругу):
Если мама заботится о вас, какая она? – заботливая;
Если мама любит трудиться? – трудолюбивая;
Если вы любите мама? – любимая;
Если мама любит веселиться? – веселая;
Если мама занимается спортом? – спортивная;
Если мама любит красиво одеваться – красивая, модная и т.д.
Физминутка под музыку «Профессия - мама»
Дети танцуют, повторяя движения за логопедом.
Рассказ детей о профессиях мам «Моя мама…»
Логопед говорит детям, что в нашей группе есть дети, у которых мамы работают в детском саду воспитателями. Детям предлагается внимательно выслушать рассказы детей (предварительная работа), а дальше совместно составим синквейн к их рассказам.
Составление синквейна по рассказу о профессии:
На магнитной доске вывешивают пустой лист бумаги, где логопед, будет зарисовывать ответы детей (модели). Дети высказывают свои ответы по каждому пункту синквейна, в это время воспитатель группы записывает все ответы детей на планшете. После того, как дети высказались, воспитатель зачитывает ответы детей и дети совместно с логопедом выбирают лучшие. Схематически зарисовывают их на бумаге.
Логопед: «О чем же мы сегодня говорили на занятии? (Дети: о профессиях мам) Вам понравилось, что мы очень много хороших и ласковых слов сегодня сказали нашим мамам? Какие это слова? (Дети: Да. Ласковая, добрая, трудолюбивая и др.) Мы приготовили небольшие подарки нашим мамам». Логопед предлагает детям подарить своим мамам, изготовленные для них заранее цветы из бумаги.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «АУРИНКО »
Сценарий НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с ТНР
Тема: «Профессии мам»
Подготовила и провела: Буряченко Полина Сергеевна
учитель-логопед I кв. категории
Петрозаводск, 2017г.
Конспект НОД «Социализация». Средняя группа.
Образовательная область "Социализация"
"Профессии наших мам"
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями; воспитывать уважение и доброе отношение к матери, чувство гордости за родного человека; развивать речь детей, логическое мышление; активизация глагольного словаря по теме «Профессии».
Материал: иллюстрации альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», мяч.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ваших мамах. Мама – самый доро-гой, самый любимый человек на земле. Она подарила вам жизнь. Скажите, а вы любите своих мам? (ответы детей) Давайте почитаем стихи о мамах.
1. Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
2. Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
3. Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.
4. Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поможет? Моя МАМА.
5. Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – мама.
Молодцы. Хорошие стихи вы знаете про мам. А кто знает профессию своей мамы? (ответы детей). А сейчас я буду загадывать вам загадки о профессиях, а вы должны будете их отгадать. Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к данным загадкам.
1. Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани – слева,
Чашки – на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине! (продавец)
2. Доброты, тепла, души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши –
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат –
Ждёт её весь детский сад! (воспитатель)
3. Приготовит мама суп
Малышам из разных круп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый. (Повар)
4. В школе я учёный самый –
Повезло мне очень с мамой
От неё узнают дети
На уроке всё на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей. (учитель)
5. Нужно маме для работы
На рояль поставить ноты.
Маму только попроси –
И сыграет: «Ми, соль, си»
Я скажу ребятам гордо:
«Мама знает все аккорды! » (музыкант)
6. Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым! (медсестра)
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра с мячом «Что делает? »
Дети строятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди детям и называет профессию. Ребёнок ловить мяч и говорит что делает представитель этой профессии и бросает мяч воспитателю (учитель – учит, врач – лечит, прода-
вец – продаёт, строитель – строит, повар – готовит, парикмахер – стрижёт и т. д.)
Вот сколько профессий вы сегодня назвали. Теперь вы знаете, кем могут
работать мамы. И не только. Есть много других нужных и важных профессий. Кем бы ни была мама, знайте, что все работы хороши. Мамы разные нужны, мамы всякие важны!
Задачи:
Познание. ФЦКМ.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
1. Чтение и разучивание стихотворения «А что у вас» С. Михалкова.
2. Изготовление подарков для мам.
3. Беседа о современных профессиях.
Ход
непосредственной образовательной деятельности.
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Какое у вас настроение?
А хотите, я вам всем передам хорошее настроение через рукопожатие, а вы друг другу (пожимают по кругу руки, а потом в обратном направлении, быстрее, нажатие на ладонь сильнее).
Каждое утро мама приводит вас в детский сад. А куда она идет потом? (ответы детей)
Итак, у всех мам есть работа или свои занятия, обязанности. Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях и занятиях ваших мам.
Дети садятся на стулья.
Мамы сами расскажут нам обо всем, если вы будете слушать внимательно.
Видеоматериал (мамы рассказывают «Я работаю/я занимаюсь….. Я делаю…) – 7 минут
Как вы думаете все профессии наших мам нужные и важные? Почему? (рассуждения детей). Давайте пригласим ваших мам сегодня на чаепитие и подарим им подарки, которые вы сделали.
Профессии мам и пап.
Цель : Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда.
Использованный материал : карточки с изображенными предметами, разрезные картинки, карточки с изображенным человеком в спецодежде, «чудесный мешочек» с предметами, 2 стола.
Предварительная работа . Беседа и чтение художественной литературы по теме, рассматривание альбомов о профессиях, проведение дидактических игр, экскурсии с рассказом о данной профессии, рассказ4 пап о своих профессиях
Ход занятия:
Заходит Буратино.
Буратино:
У вас, у всех растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда,
Чем вам заниматься?
Здравствуйте, ребята и гости! Вы скоро вырастите большими, окончите школу. И пойдете учится в институты, изучать любую профессию. Ответьте мне: что такое профессия?
Ведущая: Профессия, Буратино, это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит он владеет специальными знаниями. Выбор профессии - это сложный и ответственный шаг. Если человеку нравится его профессия то, он может добиться больших успехов в своей работе.
Буратино: А сколько всего профессий?
Ведущий: А профессий Буратино очень много. И вот сейчас ребята расскажут о, некоторых из них. Садись пока на стульчик и посмотри на нашу викторину – игру на тему «Все профессии важны».
Ведущий: А мы ребята с вами разделимся на две команды. Название команды вы должны угадать. Первая команда будет называться по отгадке загадки:
Он лечит корь и бронхит, и ангину,
Выпишет капли и витамины
Кто это?
Ведущий: Правильно это врач. Значит, название первой команды будет - Врачи. Послушайте следующую загадку:
Он ходит в колпаке,
С поварешкой в руке.
Он готовит нам обед
Кашу, щи и винегрет. Кто это?
Ведущий: Правильно это повар. И название второй команды будет - Повара.
Ведущий: Итак, начнем игру викторину и 1 задание «Отгадайте загадку о профессии.
У него товаров много
Огурцы и помидоры
Кабачки, капуста, мед
Все он продает. (Продавец.)
Белый мел и мел цветной
У доски всегда со мной.
И учебник, и указка-
Пусть идет урок как сказка! (Учитель.)
Мы работаем бригадой
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудится надо
Чтоб построить новый дом. (Строитель.)
Я на кухне с вилкой, ложкой
Над глазуньей, над картошкой.
Веселей гори плита
Жарь, пеки сковорода. (Повар.)
С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники.)
С малышами я вожусь
Никогда я не сержусь
С ними я люблю играть,
Заниматься и играть. (Воспитатель.)
Мама золотые руки
Шьет рубашки, платья, брюки
Папа, я, сестренка Света
Все с иголочки одеты. (Швея.)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер.)
Ведущий: Сейчас второй конкурс «Что кому необходимо?».
Каждой команде раздается по 2 картинки, с изображенными на них людьми любой профессии. На столах перед ими лежат карточки с предметами. Участникам предлагается подобрать каждой картинке с людьми по три карточки с предметами и назвать профессию.
Ведущий: Следующий конкурс «Сложи картинку».
Каждый член команды получает по разрезной картинке. Командам предлагается собрать картинку и назвать профессию.
Ведущий: А сейчас я предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Будь внимателен».
Дети стоят возле стульчиков. Ведущий называет слова, где они услышат профессию, то должны прыгнуть, а где не профессию хлопнут в ладоши.
Это слова: дом, продавец, магазин, столяр, мука, повар, самолет, яблоко, воспитатель, карандаш, мельница, строитель, пекарь, прохожий, врач, ножницы, ручка, швея.
Буратино: Когда я собирался к вам, то взял картинки с изображенными на них людьми в спецодежде. Вот расскажите мне, чем они занимаются?
Ведущий: Сейчас Буратино расскажем. Это конкурс «Кто, чем занимается?»
Каждому члену команды раздается по картинке с изображенными на ней людьми в спецодежде. Предлагается сказать одним предложением, чем занимается человек в спецодежде. (Например, Врач лечит детей.)
Ведущий: А теперь следующий конкурс: «Кто больше скажет поговорок и пословиц, об труде».
Терпение и труд все перед трут.
Какие труды такие плоды.
Маленькое дело лучше большого безделья.
С мастерством люди не родятся,
А добытым ремеслом гордятся.
Была бы охота - будет ладится работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Хороша работа мастера хвалит.
За много дел не берешься, а в одном отличись.
Ведущий: А вот и последний конкурс «Чудесный мешочек». Вам предлагается поочередно достать предмет из мешочка и назвать, к какой профессии относится.
Буратино: Можно я буду первый.
Ведущий: Пожалуйста, Буратино доставай. А мы посмотрим, как ты запомнил профессии.
Буратино: (достает) Это ножницы. И это профессия парикмахер.
Ведущий: Правильно, Буратино. А теперь пусть дети поиграют в эту игру.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра - викторина. А ты Буратино, наверно много узнал профессий? Все они необходимые и полезные. Главное, чтобы человек той или иной профессии любил свое дело и добросовестно выполнял свои обязанности.
Буратино: Да, профессий я узнал очень много. А вы, ребята кем хотите стать, когда вырастите?
Подведение итогов. Вручение призов.
Ольга Бикбулатова
Конспект занятия в подготовительной группе.
Профессии наших мам .
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Образовательные цели. Расширять и закреплять знания детей о профессиях ; расширять кругозор и познавательный интерес к профессиям ; формировать уважение к труду взрослых разных профессий ; учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план; поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее. Систематизировать знания о профессиях мам . Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии » . Активизировать глагольный словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление сложноподчиненных предложений, правильное образование и употребление формы родительного падежа имен существительных).
Развивающие цели. Развивать связную речь, общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание, тонкую и общую моторику.
Воспитательные цели. Развивать желание выполнять трудовые поручения. Учить доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.
Материалы и оборудование. Мяч, карточки с изображениями профессий и орудиями труда (на каждого ребенка) ; мнемотаблица для самостоятельного составления рассказа по теме; схема складывания тюльпана в стиле «оригами» и заготовка с базовой формой (на каждого ребенка) .
Предварительная работа : оформление выставки с фотографиями мам воспитанников, домашние беседы о профессии мамы (где и кем работает, что делает, что ей нужно для ее труда) .
Организационный момент. (дети стоят вокруг воспитателя)
Пальчиковая гимнастика
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист. (изображают звук паровоза)
Должен знать он очень много, (сжимают и разжимают пальцы.)
Потому что он артист. (хлопают в ладоши)
Воспитатель : Ребята вы догадались, о чем мы сегодня будем беседовать
Ответы детей.
Воспитатель : А какие профессии вы еще знаете
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы, сейчас мы сядем за столы. Посмотрите внимательно перед каждым из вас, лежит карточка и карандаш. Рассмотрите, что изображено на карточках, сейчас вы возьмете карандаши в руки, и соедините линиями представителя профессии и орудиями труда которыми он пользуется на работе. (см. приложение № 1)
По окончании задания дети показывают свои карточки и рассказывают, почему они сделали именно так. (опрос проводится по желанию детей или на усмотрение педагога)
Физминутка «ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?»
У каждого дела
Запах особый. (Идут по кругу.)
В булочной пахнет
Тестом и сдобой. («Месят тесто» .)
Мимо столярной
Идешь мастерской - (Делают глубокий вдох.)
Стружкою пахнет
И свежей доской. (Хлопают в ладоши.)
Пахнет маляр («Красят» ,поднимая руки вверх, вниз.)
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик (Рисуют в воздухе «окно» .)
Оконной замазкой.
Куртка шофера (С воображаемым рулем бегают по кругу.)
Пахнет бензином.
Дети садятся на стульчики перед ними на магнитной доске фотографии мам и мнемотаблица
Воспитатель : Ребята, посмотрите на своих мам. Какие они у вас красивые, хорошие, любимые. Дома вы разговаривали со своими мамами, и каждому из вас мама рассказала : где и кем работает, что делает и что ей нужно для работы.
А поможет нам составить рассказ наша схема (педагог вместе с детьми с опорой на схему составляет план рассказа) (приложение№2)
1 - как зовут маму.
2 - где работает, и как называется ее профессия
3 - что она делает на работе
4 - что нужно ей для работы
Кто хочет рассказать о соей маме. (Слушаются рассказы нескольких детей)
Педагог благодарит и хвалит детей.
Дети встают в круг, в центре воспитатель с мячом. Педагог называет профессию и кидает мяч ребенку – ребенок, который поймал мяч должен сказать, что делает представитель этой профессии :
Учитель - учит; врач - лечит; продавец - продает; строитель - строит; парикмахер - стрижет; повар - варит; маляр - красит; уборщица - убирает помещение; стоматолог - лечит зубы; дворник - подметает; шофер - рулит, водит машину.
Воспитатель : Молодцы все знаете, кто, что делает на своей работе. А сейчас мы с вами для ваших мам сделаем цветы, которые называются тюльпаны. (приложение № 3)
Дети садятся за столы, на которых уже лежат схемы и заготовки для поделки
По окончании работ педагог подводит итог занятия в игровой форме : игра «Определи профессию »
Дети делятся на команды, на стол выкладываются предметы : набор доктора, набор парикмахера, набор посуды и т. п., и каждой команде предлагается собрать предметы определенной профессии (повар, парикмахер, врач) . Чья команда соберет набор первой. приложение 1
приложение 2