Подводная лодка "в степях поволжья"

Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.

Это один из главных экспонатов технического музея АвтоВАЗа — дизельная подводная лодка проекта 641 «Б-307», длина которой составляет 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому (14 м), вес — 2 000 т. Подводная лодка была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. «Б-307» — самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.

Вот такую историю рассказывают:

Подводная лодка «Б-307» должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке «К-149» произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград «Б-307» были усилены меры безопасности. Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев. Лодка была тщательно загерметизирована, ее освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т, демонтировали ряд узлов и установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское, Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище. В экипаже сопровождения лодки стояли несколько вазовцев, специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу – мичман Михаил Голотюк, который отслужил на этой лодке долгие годы.

Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для «Б-307» был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005 года ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. Перед тем, как извлечь субмарину из воды, тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. До музейной площадки субмарину катили по льду. От берега Волги «Б-307» буксировали 9 военных тягачей БАТ на гусеничной тяге. В общей сложности, для транспортировки подлодки было задействовано 15 единиц военной техники, специально выписанные для этой цели с военного полигона в Тоцком.

До появления подводной лодки самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установили субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик показался просто игрушкой.

По словам первого заместителя мэра Тольятти Николая Ренца, подводная лодка городу необходима, чтобы традиции не были потеряны. Лодка станет предметом гордости, данью нашей истории. Это знак уважения, показатель качества и уровня инженерной техники Советского Союза, России.

Несомненно, «Б-307» - гордость отечественного подводного флота и рукотворный памятник создавшим ее горьковским конструкторам. Конструкторам, которые не только навечно вписали свои имена в историю Военно-Морского флота, но и показали, насколько наша инженерная мысль обогнала идеи зарубежных ученых. Доблестью советских и российских инженеров восхищаются во всем мире: «близнец» «Б-307» - дизельная лодка «Б-515», уже несколько лет стоит в Национальном музее в Гамбурге – колыбели военного флота. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, потом, доставив, на место сваривали, окрашивали и т.д.

Кто еще не был в этом музее вот краткая экскурсия:

Технический музей ОАО «АВТОВАЗ»

Телефон: (8-848-2) 72-66-20.
Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» работает ежедневно с 9 до 17 часов.

В 2006 году технический музей ОАО «АвтоВАЗ» отметил свое пятилетие.

Созданный в Тольятти «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО «АВТОВАЗ», а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники «.

Целью создания музея является формирование общественного сознания на основе культурно-исторических ценностей России и ОАО «АВТОВАЗ, воспитание молодежи с позиции патриотизма, исторической духовности, гордости за отечественную науку, конструкторскую мысль и промышленность, выпускающую передовую технику; воспитание здорового образа жизни через занятия спортом в технических секциях, кружках, клубах; организация досуга жителей и гостей города Тольятти; создание городской культурной среды; сохранение и преумножение традиций отечественной инженерной и военной мысли, визуализация российских технических достижений и патриотическое воспитание молодежи.

5 октября 2000 г. Совет директоров «АвтоВАЗа» под председательством В.В. Каданникова одобрил создание «Технического музея ОАО «АвтоВАЗ» в составе дирекции по техническому развитию. Решение Совета директоров было поддержано Советом трудового коллектива, Советом ветеранов и Профсоюзным комитетом ВАЗа.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса. Дизайн-проект «Технического музея» был создан помощником вице-президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов.

Представляют особый интерес грузовые и легковые автомобили отечественного и импортного производства: ЗИС-5, ГАЗ-М1, ГАЗ-51, ГАЗ-М20 «Победа» и автомобили иностранного производства: «Форд GPV», «Виллис», «Студебеккер», «Чепель».В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «ТЭ», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Созданный в Тольятти музей уже сегодня можно назвать одним из крупнейших в России музейно-парковым комплексом. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АО «АвтоВАЗ», а ныне заместителю директора по техническому развитию С.П. Прохорову.

Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице-президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники». Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса.

7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.

В коллекции музея собраны образцы вооружения времен I и II Мировых войн. Здесь можно увидеть бастионные пушки, 122-х мм гаубицы образца 1910 /1930 гг., танки Т-34-85, ИС-3, Т-70 и чешский танк «PzKpfw 38t» «Прага», воевавший на стороне Германии, легендарная реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша», самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, шведская зенитная пушка «Бофорс» и т.д.

Выставлены опытные образцы техники, стоящей на вооружении современных армий: вертолет МИ-24 , дистанционно-летательный аппарат «Пчела-1ТМ», 152-х мм самоходная гаубица «Акация» 2СЗМ, самоходные пушки 2С5 «Гиацинт» и 2С7 «Пион», танк Т-80У, зенитная самоходная установка «Шилка», самолеты МиГ-29 и Миг-31, боевые машины десанта и т.д.

8. В 2004 году музей пополнился самым высоким экспонатом (24 метра). Это низковысотный обнаружитель и станция подсветки целей, которые входят в состав зенитно-ракетного комплекса средней дальности С-300.

12. Очевидно, что в музее собрана коллекция технических средств, которыми может гордится наша страна. Угадайте, каких именно автомобилей нет в коллекции музея? :)

13. Тяжелая дорожная техника.

14. Неопознанный грузовичок с прицепом, судя по всему попавший сюда прямиком из Фоллаута.

15. В 2003 году технический музей получил приз администрации Самарской области «Серебряная чайка» за высокие достижения в области туризма в номинации «Лучший объект экскурсионного показа».

16. Капсула для запуска беспилотного летательного аппарата на автомобильном шасси.

17. И шасси для транспортировки.

18. Мобильная радиолокационная установка.

19. Экспозиция десантируемой техники, в этом же зале представлено шасси лунохода и марсоход.

20. В экспозиции железнодорожной техники представлены паровозы серии «Л», «ЭР», «Т», «СО-17», «ЕА», тепловоз «ТЭМ-1», три бронированные платформы, грузовая дрезина и железнодорожный мотовоз.

Экспозиция музея действительно впечатляет.

«Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» можно назвать одним из крупнейших в России музейным комплексом. Музей ведет свою историю с 1998 года. Именно тогда по инициативе вице–президента АО АВТОВАЗ К.Г. Сахарова мэрией Тольятти было принято постановление «О разрешении ОАО «АвтоВАЗ» проектирования музея техники «.


МАЗ-537Г.

Осенью 2000 г. на земельном участке площадью 12 га, бывшего местом стихийной свалки металлолома началось строительство музейно-паркового комплекса.


7 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие I очереди Технического музея, приуроченное к пятнадцатилетию Научно-технического центра. К тому времени фонды музея насчитывали более 300 экспонатов, отражающих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, инженерной, радиолокационной, железнодорожной и прочей техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.


Сегодня музейно-парковый комплекс занимает площадь 38 га и насчитывает более 460 экспонатов. И это не считая «мелких» экспонатов!


38 гектар, на слух не воспринимаешь, а вот попробуй обойти, дня не хватит. Так и нам не хватило, но основную часть экспонатов посмотрели!
Здесь можно найти технику как первой так и второй Мировой


Средний танк Т-54-2 представляет собой модернизированный вариант танка Т-54-1.


Самое тяжелое из советских полевых орудий времен ВОВ — 203-миллиметровая гаубица образца 1931 г., имеющая обозначение Б-4.


Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для обеспечения продвижения войск путем оборудования колонных путей в труднопроходимых условиях (лесные завалы и разрушения после бомбардировок и применения ядерного оружия) и проходов в минных полях!


БТР-60ПА — являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы


Гусеничный транспортер ГТ-Т


Р-145 - советская командно-штабная машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА оснащена водометным движителем!


Т-70 - советский лёгкий танк периода Второй мировой войны.

Так же в музее много самолетов и вертолетов:


Ми-6 - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт.

И другие:


Бомбардировщик Ту-16


Ан-26 - транспортный турбовинтовой самолет


Легкий транспортный самолет Ан-2


Студебекер US-6.


Передвижная дизель-электростанция.


Экспозиция ЗИЛов и БЕЛАЗа.


Предположительно заправщик, кстати у некоторых тягачей кабины были открыты!


Многоосный заправщик.


ЗРК С-300ПС.

БМ-30 РСЗО «Смерч».

Кроме того в музее есть несколько тракторов:)

Представлена железная дорога с паровозами, тепловозами, спец вагонами и целым бронепоездом!

И даже это еще не все!


В отдельном здании стилизованном под паровозное депо располагается кспозиция космических аппаратов и военной техники. Еще там представлена кабина пилота самолета… Здесь я показал лишь малую часть того, что находиться в этом поистине огромном музее! Совет будущим посетителям: на осмотр всей техники нужно не менее 6 часов (эт если бегло), а так весь день можно гулять, а если вы увлекаетесь моделизмом, то это для вас просто рай!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь.

Описание

На территории общей площадью в 38 гектаров нашли своё пристанище многие "ветераны" прошлых столетий. Некоторые из них датируются временами Первой мировой войны, другие же пополнили ряды экспонатов совсем недавно. Основная часть музея находится под открытым небом и содержит более 500 единиц различной большой техники и более 2000 мелкой. Технический музей ВАЗа содержит многие образцы старых военных и гражданских машин. Самолёты, вертолёты, танки, бронепоезда, радиолокационная и сельскохозяйственная техника - всё это лишь краткое описание того, что находится здесь.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда, на которых путешествовал обычный народ. Радиолокационные антенны, и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте. Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Военная техника

Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Кроме этой подлодки, присутствуют многочисленные артиллерийские, зенитные орудия, которые устанавливались на корабли. И кроме всего этого, также представлены торпедные системы и некоторые виды подводных мин.


Инженерная техника

Технический музей ВАЗа Тольятти содержит в себе ещё один очень интересный участок, который отведён для всевозможной инженерной техники. Тут есть и машины для отрытия котлованов, и разные транспортёры (в том числе "амфибии"), и техника для разминирования или разбора завалов.

Присутствует даже такая специфическая машина, как станция АДС-50, которая предназначалась для добычи жидкого и газообразного азота в полевых условиях. Разнообразие форм и размеров здешней техники просто зашкаливает. Здесь присутствует прототип робота СТР-1, который участвовал в сборе высокоактивных веществ с крыши 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС. Стоит сказать, что в музее присутствует лишь прототип, ни одна из представленных машин не участвовала ни в устранении Чернобыльской аварии, ни в любой другой техногенной катастрофе - все экспонаты абсолютно безопасны.

Железнодорожная техника

Одним из самых интересных объектов на этом участке является трофейный паровоз ТЭ-4844. Не изменившиеся с тех пор немецкие инвентарные номера говорят о том, что этот паровоз был построен на Берлинском заводе. Кроме ещё нескольких и локомотивов, присутствуют вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса. С виду они ничем не выделяются, похожи на типичные рефрижераторные вагоны. В составе поезда находилось около десяти вагонов, три из которых были вооружены ракетами РТ-23, которые могли быть выпущены непосредственно из поезда. Отличительным признаком "вооружённых" вагонов являлось удвоенное количество колесных пар - обычные вагоны по четыре колесные пары, с ракетами - по восемь.

Космическая техника

Технический музей ВАЗа предлагает своим посетителям возможность увидеть не только "земную" технику. В нём также присутствует участок, посвящённый всевозможным космическим аппаратам и луноходам. Большинство из представленных экспонатов были изобретены ВНИИ "ТрансМаш" и проходили всевозможные испытания. Многие из идей, предложенных этим институтом, впоследствии нашли применение в разработках современных луно- и марсоходов. Конечно, если смотреть на всю эту технику сейчас, то она будет выглядеть довольно примитивной. Однако современные машины, которые конструируются для различных космических задач, не смогли бы появиться без исследований с этими их "предками".

Технический музей Тольятти: режим работы

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Экскурсии проводят только для групп от 12 человек и лишь при предварительной записи. В дополнительные услуги входит возможность фото- или видеосъёмки - 40 и 60 рублей соответственно. Взрослый билет будет стоить 60 рублей без экскурсовода и 80 рублей с ним. Для школьников, студентов, инвалидов или военнослужащих - 30 или 40 рублей.

Заключение

Технический музей Тольятти предлагает возможность полюбоваться не только техникой и вооружением прошлых времён, но и различными фотоаппаратами, печатными и швейными машинками, всевозможными патефонами, граммофонами и многим другим. В основном это всё приносят в музей сами жители города. Кроме того, на территории музея проводятся различные исторические реконструкции и фестивали. Огромная территория, покрытая всевозможной техникой, фестивали, реконструкции и интересные экскурсии делают этот музей отличным местом, где можно приятно и полезно провести свой досуг.

Шла она морем, шла она сушей. Преодолела реки и озера, магистрали и даже сточный канал. В общем, ровно 10 лет назад в Тольятти прибыла подводная лодка, чтобы занять место в Техническом музее ВАЗа - самом крупном в Европе музее под открытым небом.

История ее транспортировки удивительная. 2 года ушло на то, чтобы "пригнать" субмарину в Тольятти. Переправляли ее из славного города Кронштадт, где нашу подводную лодку Б-307 застал приказ об "отставке". Однако вместо того, чтобы отправиться в утиль, лодка отправилась в Технический музей: руководство АВТОВАЗа обратилось к командованию ВМФ с просьбой передать ее в Тольятти в качестве экспоната.

Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Чтобы провести ее по водам страны, по бортам лодки установили пять пар понтонов. Два буксира т ащили ее через Ладожское, Онежское и Белое озера, через шлюзы Волги. Всего субмарина преодолела 2 200 км. После чего началось, возможно, самое сложное - доставить 2200-тонную "малютку" в музей, который, на секундочку, стоит не на берегу Волги. Соорудили специальный настил (так называемые "лыжи"), на который лодка была установлена. Буксировали по суше с помощью больших артиллерийских тягачей и эвакуаротов танков. Но прежде, чтобы вытащить лодку на берег и поставить ее на "лыжи", потребовалась углубить дно Волги и "срезать" уклон береговой зоны. На своем пути лодка преодолела дорожную магистраль и канал сточных вод.

Наконец, 22 апреля в 15.20 субмарина по имени "Б-307" встала на свое нынешнее место в Техническом музее ВАЗа. Под катом я разместила фотографии, иллюстрирующие историю непростого пути лодки из Кронштадта в тольяттинский музей. Фото предоставил сам музей. Они в небольшом разрешении, но на это стоит посмотреть.




Понтоны по бокам для нужной усадки

Одна субмарина, два буксира

Сооружают настил



Изначально на лодку были большие планы. Предполагалось привести ее в порядок, чтобы водить внутри нее экскурсии. Увы, до сих пор этого пока так и не случилось. Но надежда есть. В настоящее время готовится проект развития Технического музея (сегодня он называется Парковым комплексом). По предварительной информации, развитие затронет и подводную лодку. Директор музея Дмитрий Никитин в конце прошлого года говорил, что открытие субмарины для посещений является первоочередным проектом. При этом в ней предполагается открыть небольшой кинотеатр для показа образовательных фильмов и учебный класс для юный моряков.П

Тактико-технические данные

Дата закладки – 07.03.1980 года

Дата спуска на воду - 30.09.1980 года

Дата передачи ВМФ - 30.12.1980 года

I– й командир - Рязанцев

Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная

Автономность – до 90 суток.

Экипаж, чел. – 62

Длина, м. – 92

Ширина, м. – 8,7

Высота с рубкой, м. - 12,3

Глубина погружения м., макc - 240

рабочая – 150

Максимальная скорость

надводная – 14,7 узлов,

подводная – 15 узлов.

Водоизмещение, м³

2750. – надводное

3900 – подводное

Дальность плавания, миль/при скорости хода, уз.

подводная – 450/2,5

подводная (при РДП) – 14000/7

с экономичной подводной скоростью - 400

Энергоустановка: дизель-электрическая, 3 дизеля 2Д42М мощностью 1900 л/с.

Четыре группы аккумуляторных батарей имеют 444 элемента, вес каждого более 700 кг.

Вооружение – торпедное

Шесть торпедных аппаратов размещены в первом отсеке.

Общее число торпед, шт. – 24 восемнадцать находилось на стеллажах I-го отсека и шесть торпед в аппаратах.

Калибр торпедных аппаратов, мм - 533

Тип торпед – противокорабельные и противолодочные

Проект 641 - Б разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).

Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.

Б - 307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, будь-тонизкие температуры Заполярья или тропические воды.

В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями нашей средиземноморской эскадры.

В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет запланированных на ремонт, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.

Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ передало судно Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.

С лодки было выкачено жидкого балласта около 300 тонн и выгружено твердого балласта около 117 тонн для уменьшения осадки.

Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку.

Работа выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.

Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.

Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею.

Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м. и шириной 36 м. с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса длиной более 5 км.