Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили картину небывалого творческого подъёма конца 10-20-х гг. Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства. Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого, обобщая их, придавая им повышенную выразительность. Архитектура
Весьма популярным было наследие зодчих Древнего Востока. Его простой и ёмкий язык, его мотивы, говорящие о вечности и о бессмертии, активно использовались в мемориальных ансамблях, таких, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917-1919 гг., архитектор Лев Владимирович Руднев)
Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939). Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны - гиперболоиды, - имевшие большое будущее в мировой строительной практике.
Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени. Дом культуры имени С. М. Зуева 1928
Конструктивизм - направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного конструирования материальной среды, окружающей человека: интерьера, мебели, посуды, одежды и т. П Общим идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов.
10
11
Руднев Лев Владимирович , советский архитектор. Окончил петербургскую АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа. Профессор АХ в Ленинграде (1922-48) и Московского архитектурного института (1948-52). Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Ленинграде). Для лучших построек Руднев Лев Владимирович характерна лаконичность крупных монументализированных объёмов, стремление модернизировать ордер. Работы: здание Военной академии им. М. В. Фрунзе (1937), административного здания на ул. Маршала Шапошникова (1934-38) и на Фрунзенской набережной (1938-55; все три совместно с архитектором В. О. Мунцем), комплекс зданий университета на Ленинских горах (совместно с архитектором С. Е. Чернышевым, П. В. Абросимовым, А. Ф. Хряковым и др.; 1949-53, проект - Государственная премия СССР, 1949) - все в Москве; Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку (совместно с В. О. Мунцем; окончен в 1952); Дворец культуры и науки в Варшаве (с соавторами; 1952-55). Награжден 3 орденами, а также медалями.
12
13
14
Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произведений, содержащих значительные исторические обобщения Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И. Ленину.
15
16
Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистической эпохи.
1.Архитектура. С 11 в. в Западной Европе началось обширное храмовое строительство.Разбогатев- шая церковь начинает воз- водить величественные сооружения, в которых явно прослеживались черты римской архитектуры. Этот стил получил название романс кого.Он характеризовался суровостью и мощью,гладкими стенами, полукруглыми арками,высокими башнями. Храм напоминал крест с высоко поднятой центральной частью,которая завершает- лась не куполом, а башней. Романский храм. Схема.
1.Архитектура. С сер. 12 в.начинает распространяться готический стиль. Благодаря возросшему мастерству зодчих в храмах по- явились высокие стрельчатые своды,которые опираются на колонны.На месте толстых стен появились галереи множество окон. Соборы как бы стремятся ввысь. В соборах проходили богослужения, собрания, театральные постановки и лекции на религиозные темы.Стро- ились соборы в течение десятилетий. Готический храм. Схема.
2.Скульптура. В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри и снаружи.Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочтость и фантазия-барельефы изображают фантастические существа не связанные с религией. Роспись романс кого храма.
2.Скульптура. В готических статуях облик людей передается более то- что.У скульпторов возрождается интерес к красоте внешнего облика человека. Статуи изображали не только чудеса сотворенные Христом, но и его страдания.Основной мыслью готичес кого искусства было очищение от греха и возвышение через страдание. Огромное значение в творчестве придавалось образу Бо- гоматери-Мадонны-в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом. Скульптуры готичес кого собора в Шартре.
3.Живопись. Стены храмов покрывались живописью.В романских соборах это были традиционные фрески,а в готических,-где не хватало места из-за окон- использовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло,«играл» на стенах и полу.Это придавало со- борам праздничный вид. Большим достижением живописи стала книжная миниатюра. Царь Давид Витраж собора в Шартре.
3.Живопись. В ярких рисунках, создаваемых от руки,-отражались все стороны жизни.Во Фра- нции «Большие хроники» представляют всю истории страны от Меровингов до 14 века. Это-настоящая «энциклопедия быта». В « Календаре герцога Берий- с кого» отражено новое от- ношение к природе-люди начинают любоваться ею. Авторы «Календаря» используют передачу света и светотени. В Германии наиболее популярной темой были рыцарский быт с турнирами и культом Прекрасной дамы. Присяга Оттону III. Миниатюра 10 в.
Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
Подготовила учитель ИЗО МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Л.А.Рогудеева УМК - Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2010. 2015 ГОД
Амурская область, Бурейский р-он, п.Новобурейский
Цели урока
Цели: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага), в том числе и природные; воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Мы будем изучать пластические виды искусства. Их еще называют пространственными, визуальными, видимыми, изящными. Эти виды искусства воспринимаются зрением и существуют в пространстве. Это архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство.
На рисунке показана колонна пластических искусств. В каждом желобке вписано название вида искусств, а в нижней части колонны – язык на котором данное искусство «говорит».
Скульптура
Скульптура (от латинского слова «высекать») – одно из самых древних искусств.
История знает произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии, Греции. Статуя Августа. 1 в.н.э.
В своей работе скульптор использует объем и пластику, выполняя произведение из глины, высекая из камня, отливая из металла.
Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир, чувства человека мы читаем в его чертах. Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой.
Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости – рельеф.
Скульптура может быть станковой (небольшого размера) и монументальной (больших габаритов)
Архитектура
Архитектура –зодчество, искусство проектировать и строить здания.
Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной.
В различные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, влияющие на создание конструкций.
Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и др. новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий.
«Архитектура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с истоками европейской архитектуры, с тремя основными ордерами и выдающимися памятниками древнегреческой архитектуры. Кроме иллюстраций, презентация содержит видео, которое увидеть можно только в программе PowerPoint.
«Архитектура Древней Греции» – одна из важнейших тем в курсе мировой художественной культуры, так как по-настоящему понять огромное количество прекрасных памятников европейской архитектуры, насладиться их красотой в полной мере можно лишь тогда, когда знаешь основы этого искусства, возникновение которого связано с Древней Грецией.
Очень важно познакомить учащихся с тремя архитектурными ордерами: дорическим, ионическим, коринфским. Ребята должны запомнить из каких элементов состоит колонна, чем отличается капитель дорической колонны от капители ионической или коринфской.
Прогуливаясь по улицам городов Европы, России мы встречаем множество зданий, созданных с использованием форм, рождённых в Древней Греции. Одно из моих любимых занятий – прогулки с фотоаппаратом по московским улицам и переулкам. Коллаж, который я представляю вашему вниманию, составлен из моих фотографий, сделанных во время таких прогулок. Было бы неплохо организовать экскурсию для учащихся по родному городу с целью обнаружить элементы античного ордера в зданиях, мимо которых они проходили когда-то, не обращая на них внимания. Такие здания можно увидеть на улицах многих городов России.
Античный ордер в Москве
В качестве домашнего задания ребятам я бы предложила на выбор: создать проект храма для одного из греческих богов или богинь (это может быть рисунок, макет, аппликация), презентацию об одном из античных памятников архитектуры или творческую работу по созданию фотоальбома из созданных ребятами снимков архитектурных памятников в стиле классицизма.
Архитектура Древней Греции Храм Геры (Посейдона) в Пестуме. Вторая четверть 5 в. до н.э. Храм Геры (Посейдона) в Пестуме «Человек – мера всех вещей».