Тарифные и нетарифные ограничения внешней торговли. Тарифные методы. Сущность тарифного регулирования

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая клас­сификация инструментов впер­вые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в мень­шей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:

    Систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;

    Совокупность методов определения их таможенной стоимо­сти и взимания пошлин;

    Механизм введения, изменения или от­мены пошлин;

    Правила определения страны происхождения товара.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах зако­нодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономиче­ский климат в ней и оказывает существенное воздействие на мно­гие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Основная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являю­щихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее - экспорт­ные и транзитные.

    В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:

    1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Они устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

    2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.

    3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

    Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени об­работки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей то­вар) страны действует режим наибольшего благоприятствования.

    Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

    В соответствии с заключенными соглашениями и сложив­шейся к настоящему времени практикой в отношении развива­ющихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствова­ния, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран вво­зятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Основные нетарифные меры (методы) государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и других мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают:

    Контроль таможенной сто­имости;

    Валютный контроль;

    Финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.);

    Защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные);

    Дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

    Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.

    1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

    Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

    В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей:

    Сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),

    Сбор на охрану окружающей среды (в Дании),

    Сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    2. Меры контроля над ценами - это, во-первых, меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговые меры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера.

    Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

    3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций.

    4. Меры количественного контроля (квотирования) связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.

    5. Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной.

    6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    7. Технические барьеры во внешней торговле. Они связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их со­ответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

    Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:

    а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

    б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;

    в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;

    г) по типам ставок: переменные, постоянные;

    д) по происхождению:

    Автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    Конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;

    Преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;

    е) по способу вычисления:

    Номинальные - на основе таможенного тарифа;

    Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:

    Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;

    Протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.

    Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.

    МТ – это система взаимных торговых связей всех стран мира, выросшая на основе МРТ и сложившаяся на этой основе многосторонней системы торгово-политического регулирования, включающей и национальные компоненты (совокупность внешней торговли всех стран мира).
    Тарифные и нетарифные ограничения
    Инструменты государственного регулирования международной торговли
    1. тарифные - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
    2.нетарифные - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
    Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.
    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
    1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
    2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
    3.Выполнение международных обязательств
    4.Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
    5.Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
    6.Защита общественной морали и правопорядка
    7.Защита культурных ценностей
    8.Обеспечение национальной безопасности
    Цели таможенной политики:интеграция страны в МЭ; защита и стимулирование экономического развития страны; укрепление платежного и торгового баланса;рост доходов государственного бюджета; укрепление торгово-политических позиций;противодействие дискриминационным акциям со стороны иностранных государств/ группировок;
    К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.
    Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты: Общая квота определяется для государственных нужд; Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. Тарифная квота разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам;Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза. Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
    Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара.
    Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта.Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
    ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ (таможенные тарифы, целями использования которых являются, получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
    Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможней при движении товара через таможенную границу
    Виды пошлин:
    Импортные пошлины, Экспортные пошлины. Цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
    Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешне-торговой деятельности:
    Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная - для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами..
    Тарифное регулирование отдельных государств регламентируется нормами международного права, в первую очередь ГАТТ/ВТО.
    Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

    2.4 Платежный баланс

    4.2. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТАТЕЙ

    Составление платежного баланса как отражения международных расчетов страны предназначено для выполнения как учетных, так и аналитических задач, тесно связанных между собой. Круг участ­ников внешнеэкономических операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные и трансна­циональные корпорации, компании и банки, различные нацио­нальные и международные организации и учреждения, частные лица, государственные валютные органы и т.д. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, посту­пающих не только из национальных, но и из иностранных источ­ников. Отсюда основным требованием становится единство содер­жания и методов исчисления однородных показателей. На до­стижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям и возможность проводить их сопостав­ления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда (МВФ) по составлению пла­тежного баланса.

    Сегодня данные рекомендации положены в основу со­ставления платежных балансов стран - членов МВФ. При всем этом отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов ϲʙᴏи элементы, обусловленные особенностями их эконо­мики, внешнеэкономического положения, принятой системы наци­онального счетоводства. По϶ᴛᴏму сопоставление показателей пла­тежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать кᴏᴛᴏᴩых невозможно. По ϶ᴛᴏй причине вытекающие из подобных сопоставлений выводы указывают в первую очередь на масштабы анализируемых явле­ний, основные направления протекающих процессов и их послед­ствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точ­ность оценок.

    Разные определения платежного баланса. Обратимся к определе­нию платежного баланса в зарубежной экономической литературе. Анализ проводимых в различных работах определений показыва­ет, что все они ϲʙᴏдятся к прагматическому толкованию платеж­ного баланса как формы статистического представления данных о внешнеэкономической деятельности страны.

    В фундаментальной работе американских экономистов Не стоит забывать, что вассермана и Уэйра по проблемам платежного баланса дается следу­ющее определение: «Платежный баланс можно определить как статистическое представление экономических операций, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение данного периода между резидентами дан­ной страны и представителями остального мира, т. е. другой страны, группы стран или международных организаций». В методичес­ких указаниях МВФ говорится: «Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую: а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром; б) смену собствен­ности и другие изменения в принадлежащих данной стране моне­тарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к оста­льному миру и в) односторонние переводы и компенсирующие записи, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, кᴏᴛᴏᴩые взаимно не покрыва­ются». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных опера­циях, но и искусственно составленные показатели для балансиро­вания операций.

    Во французских официальных публикациях дается следующее определение: «Платежный баланс страны представляет собой ре­гулярно составляемую статистическую ведомость, содержанием кᴏᴛᴏᴩой будет отражение в форме расчетных показателей пере­мещения совокупности реальных и финансовых потоков между резидентами и нерезидентами в течение определенного периода». В одном из исследований платежного баланса ФРГ его определе­ние формулируется следующим образом: «Обычно под платеж­ным балансом понимают систематизированное, разбитое на опре­деленные рубрики статистическое представление в форме баланса всех экономических сделок, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение опре­деленного периода между отечественными и всеми зарубежными хозяйственными субъектами».

    Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны крайне важно отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобрета­ют понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными орга­низациями, фирмами или частными лицами, кᴏᴛᴏᴩые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в со­временных условиях, когда усиливается интернациональное пере­плетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в мировом хозяйстве.

    Руководство МВФ дает следующее определение: «Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны бу­дет отражать либо операции данных хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматрива­ются как резиденты данной страны, либо операции данных хозяй­ственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стра­не». Вследствие применения системы двойной записи, указывается далее в Руководстве МВФ, в случае ошибки не произойдет наруше­ния баланса, но может возникнуть искаженное представление о со­вершенных операциях. Для его избежания необходимы выработка универсального определения резидента и его повсеместное пра­вильное применение.

    В США резидентами считаются все правительственные учреж­дения, национальные компании и граждане, постоянно прожива­ющие в стране. Что касается американских граждан, прожива­ющих за границей (кроме государственных служащих), то отнесе­ние их к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании счита­ются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

    В ФРГ резидентами с позиции платежного баланса счита­ются «физические и юридические лица, предприятия и т.д., для кᴏᴛᴏᴩых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности». В силу ϶ᴛᴏго к резидентам в ФРГ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновав­шиеся в ФРГ.

    В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принятой во Франции методикой термин «резидент» означает физических лиц французской национальности, находящихся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцев, находящихся во Франции более двух лет, за исключе­нием иностранных служащих. Резидентами считаются также юри­дические лица во Франции, за исключением дипломатических и ко­нсульских представителей, работающих во Франции.

    В Российской Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами будут:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в т.ч. временно находящиеся за ее пределами;

    б) юридические лица, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законода­тельством РФ, с местонахождением в РФ;

    в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ, с ме­стонахождением в РФ;

    г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

    д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б) и в).

    Список используемой литературы

    1. 250 недель развития капитализма в России: 2013:

    2. Лучшие материалы журнала "Эксперт". М., 2012.

    3. Агапова Т.А., Серегина Ф.С. Макроэкономика. М., 2012.

    4. Архитектор макроэкономики: Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория. Ростов н/Д:,2009.

    5. Базылев Н.И. и др. Макроэкономика. М., 2008.

    6. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, 2008.

    7. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Европейский текст. СПб,2008.

    8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). М., 2008.

    9. Вечканов Г. С. , Вечканова Г.Р. Макроэкономика: СПб, 2014.

    10. Гальперин В.М. и другие. Макроэкономика. Спб, 2014.

    11. Ю.Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. М., 2012.

    Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы , которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

    Таможенно-тарифные методы регулирования

    Наиболее распространенным и традиционным способом является таможенная пошлина.

    Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

    Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество.

    Таможенная территория — это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

    Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:

    Код товара определяется по общепринятой в мире гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

    Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см 3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

    Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

    Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

    Таким образом, тариф на товар (например, холодильники) поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

    Поэтому требуется полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. Для упрощения модели применяют другой способ измерения. Этот способ количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не меняется производство отрасли и смежников, а также цены.

    Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

    Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

    Эффективная ставка таможенной пошлины характеризует два основных принципа, которые лежат в основе общего эффекта протекционизма:

    • доходы отрасли или добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, не только возводимых на пути импорта, но и действующих на рынке сырья и материалов отрасли;
    • при этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический защитный тариф превысит его номинальный уровень.

    К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

    Под таможенным тарифом понимается:

      систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

      инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

      ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

    Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

    Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

    Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

    В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

    Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

    Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

    Основные функции таможенных пошлин:

      фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

      балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

      По направлению движения товара (по объекту обложения):

      экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

      импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

      транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

      По способу установления (взимания):

      адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

      специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

      комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

      альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

      По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

      автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

      конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

      преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

    Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

      Классификация тарифов по направлению действия:

      сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

      преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

      дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

    В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

    Тарифные методы регулирования торговли

    Тарифные методы регулирования международной торговли

    Сегодня ни одно государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования.

    Инструменты торговой политики , используемые государством для регулирования международной торговли, делятся на:

    – тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа);

    – нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

    Тарифные методы регулирования торговли

    Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины , сведенные в таможенные тарифы .

    Таможенная пошлина – особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

    Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок.

    Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики.

    Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров.

    Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

    Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа.

    Таможенный тариф – это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

    Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов – ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

    Ставка таможенной пошлины – это размер, величина таможенной пошлины.

    Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

    Различают два типа таможенных тарифов – простой и сложный .

    Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики.

    Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

    Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

    Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от:

    – направления движения (перемещения) товара;

    – способа (порядка) установления (взимания) пошлин;

    – страны происхождения товара;

    – характера действия и целей применения пошлин.

    В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

    Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну.

    Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся отношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

    Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы.

    При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны.

    Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

    Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, т.к. это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

    По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные).



    Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара (например, 20 % от таможенной стоимости товара).

    Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

    Слабой стороной таких пошлин является необходимость таможенной оценки стоимости товара, которая может колебаться в зависимости от многих факторов, таких, как обменный курс валюты, уровень инфляции, уровень внутреннего налогообложения.

    Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.) (например, 10 долл. за 1 т.).

    Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

    Смешанные, или комбинированные, пошлины – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

    В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

    Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

    Режим наибольшего благоприятствования – распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип режима наибольшего благоприятствования делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования почти со 130 странами мира.

    Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения товара неизвестна.

    Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

    В зависимости от характера действия и целей применения , помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин : специальные , сезонные , антидемпинговые , компенсационные .

    Специальные – пошлины, которые применяются для защиты экономических интересов РФ.

    Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа.

    Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

    Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

    Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют как разницу в цене, по которой товар реально продается (должен был бы продаваться) на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

    Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране.

    Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т.е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.