Закрытый клуб по интересам. Какие есть кружки для пенсионеров

Что сегодня представляют клубы по интересам для пожилых людей? Действительно ли они помогают пенсионерам начать вторую жизнь?

В Западных культурах и обществах основными категориями, определяющими ценность индивидуума, являются его результативность и продуктивность. Как известно, с этими качествами у граждан после 50 и 60 дело обстоит не лучшим образом. По крайней мере, таково общее мнение.

Есть и профессии-исключения, например, политики достигают своего расцвета после 70, и это тоже общеизвестно. А ещё известно, что они получают .

Но для обычного гражданина в предпенсионном возрасте начинается полоса, когда его не слишком привечают на работе. Руководство позволяет себе относиться к нему негативно-пренебрежительно и больше не ожидает от него ничего выдающегося.

А уж, выйдя на пенсию, человек и вовсе рискует оказаться в ситуации изоляции и оторванности от настоящей жизни.

Тут, конечно, имеет место тот факт, что люди попросту боятся старения и смерти, и от этого стараются держаться подальше от стариков, особенно немощных. Конечно, не все пожилые люди испытывают на себе негативное влияние эйджизма, предрассудков по поводу старения, но несладко приходится многим.

В современных государствах наблюдается общий процесс старения населения. Доля людей пожилых, старше 65, увеличивается с течением времени, и сама старость уже воспринимается обществом как проблема социальная. Адаптация людей пожилых приобрела именно социальный характер, а возрастные особенности в этом случае отходят на второй план, хотя и не теряют своего значения.

Парадокс состоит в том, что общество, считая человека настолько старым, чтобы прекратить с ним трудовые отношения, воспринимает его по умолчанию достаточно молодым, чтобы собственные проблемы решать самостоятельно.

Получил пенсию или пособие – и будь доволен, чего ещё тебе от нас нужно? Мы – люди молодые, у нас вся жизнь впереди, а старики своё отжили, чего от них ждать? Разве что наследства и сопутствующего ему статуса. То есть, жизненный опыт, профессиональные умения и знания состарившегося человека воспринимаются как вещь бесполезная, и становятся невостребованными обществом.

Пожилой человек, конечно, воспринимает этот факт как вопиющую несправедливость. Одни старики смиряются, другие бунтуют, а часть пенсионеров, наиболее активная и здравомыслящая, не желая пребывать в состоянии застоя и изоляции, ищет выход из тупика.

Что делать пенсионеру, особенно новоиспечённому, выброшенному из привычного ритма жизни, в такой ситуации? Прежде всего, не впадать в уныние, которое, как известно, «есть скучание за всяким делом», а заняться подыскиванием такого дела по душе, по интересам.

В России, кстати, появилось много общественных инициатив по привлечению пенсионеров к активной жизни.

К примеру, в Перми придумали «Школу немолодого предпринимателя» , в которой пожилые люди, изучив основы рыночных законов и бухгалтерского учёта, занялись продажей товаров, произведённых собственными руками, через соцсети, специальные сайты и интернет-магазины.

Для многих эта наука далась легко, особенно, если опыт прежней трудовой деятельности создал для этого предпосылки. А заодно получилось, что занятия, которые долгие годы считались просто хобби, стали источником дохода. Например, дизайн, рукоделие – вышивание, вязание, и прочее.

Многие пенсионеры, которые сохранили силы и не хотят расставаться со своей профессией, занимаются волонтёрством, и в этом вопросе общество идёт навстречу их нуждам: во многих социальных центрах появились программы подготовки волонтёров для пожилых людей.

Из этого же ряда и различные клубы по интересам. Одни из них явились плодом самоорганизации, другие создаются муниципальными службами.

Примером самоорганизации может служить московский клуб, который создали пенсионеры, одинокие и малоимущие. Их поначалу было немного, и объединило их желание не терять связи с культурной жизнью столицы.

Члены клуба «Старая Москва» смогли посещать театры, выставки, музеи, без чего они, привыкнув к этому в советское время, уже не чувствовали себя москвичами. Надо сказать, что общество с готовностью пошло им навстречу, это, например, Российская Академия художеств, многие московские театры, другие организации, которые стали сотрудничать с клубом.

Клубы для пожилых людей стали создавать в российских городах при библиотеках, центрах творчества, в рамках социальных органов и предприятий.

Приходится признать, что общество осознаёт потихоньку необходимость подобных мер, поскольку нельзя допустить, чтобы человек на склоне лет остался в одиночестве, без общения с другими людьми. Это чревато депрессией и психическими расстройствами, а клубы по интересам – хорошее противоядие от этих негативных явлений.

Во всём мире, в развитых странах, особенно европейских, пожилые люди составляют слишком большой процент от общего количества населения, чтобы это осталось незамеченным. Так, в 1990 году, 4 декабря, ООН провозгласила 1 октября Международным днём пожилых людей.

С 1991 года этот день стали отмечать в Европе, затем а Америке, а с 1992 года – и в России.

В европейских странах жизнь пенсионеров считается наиболее благополучной – в , и других странах. В них и стали в первую очередь появляться различные курсы для пожилых людей, фитнес-клубы, заведения по интересам.

На самом деле первые клубы по интересам появились в Европе ещё в 19-м веке, а сейчас эту идею приспособили и для стариков. В европейских городах проводятся мероприятия по приобщению пенсионеров к современным технологиям, создаётся подобающая инфраструктура, принимаются прочие меры, не позволяющие пожилым людям закрыться в стенах своего дома.

Создаются не только кружки по интересам, но и психотерапевтические группы, организуются различные психологические тренинги. Западноевропейские пенсионеры активно путешествуют, участвуют в развивающих центрах и прочих активизирующих мероприятиях.

Своеобразным показателем того, что общественность пенсионеров не игнорирует, стали, в том числе, и модные бренды, представляющие на показах линии одежды для людей в более, чем солидном возрасте.

Российский пенсионер, оказавшись в новой для себя ситуации, оторванным от рабочего коллектива, вдруг ощущает пустоту.

В этой ситуации оставаться человеку в одиночестве противопоказано. Тем более, не стоит поддаваться грустным мыслям о собственной ненужности. На самом деле, старость является социально полезным явлением, надо только найти способ применить свой богатый жизненный опыт, умения и профессиональную подготовку.

И самое главное – надо начать общаться с окружающими в новых условиях. Тут-то и приходят на помощь клубы по интересам для пожилых людей. Работа в таких клубах проводится по следующей тематике:

  • оказывается социальная помощь пожилым людям;
  • поддержка со стороны медико-социальной;
  • проводится работа с ветеранами войны;
  • обеспечивается функционирование просветительских программ;
  • организуется досуг в приемлемых формах.

Такие клубы создают либо по месту работы, либо по территориальному признаку.

Часто на заводе, фабрике или в любой другой организации учреждаются клубы для бывших работников, вышедших на пенсию. Там собираются люди, которые вместе трудились, дружили, давно знают семьи друг друга. Им интересно встретиться, обменяться новостями, поговорить о родном предприятии.

Клуб по месту жительства пенсионера – совсем другое дело. Здесь люди общаются чаще, потому что всё рядом, в пределах пешей прогулки. Частенько такие клубы функционируют при библиотеке, или в местном доме культуры, или в центре социального обслуживания.

Известны случаи, когда встречи проводят в кафе – пожилые люди не пренебрегают гастрономическими удовольствиями.

Клуб для пожилых людей становится как бы их новой большой семьёй, где все члены равны и одинаково достойны. Этим клубы выгодно отличаются от обстановки в кругу родственников, где пожилой человек может почувствовать себя лишним, неинтересным и обременительным. Здесь всё не так.

Работу в таком клубе можно организовать по-разному, всё зависит от средств, которыми он располагает. Слишком много членов клуба быть не должно, иначе потеряется атмосфера интимности и уюта.

Но и изолироваться не стоит, необходимо позаботиться о налаживании связей с другими клубами, принимать участие в общественных мероприятиях своего города. При этом все мероприятия надо планировать так, чтобы они соответствовали силам и потребностям пенсионеров.

Вот возможные направления деятельности, которые представляют интерес для пожилых людей.

1. Часто клуб даёт возможность заниматься каким-нибудь ремеслом или ручной работой, как раз и представляющей общий интерес. Это может быть рукоделие, кройка и шитьё, столярные работы, фотография или, к примеру, сбор лекарственных трав.

Результаты своего труда можно продавать на выставках, аукционах, устраивать распродажи, и при этом пополнять фонд клуба за счёт выручки.

2. Если клуб располагает территорией для занятия растениями, то всегда найдутся энтузиасты по выращиванию овощей, цветов, декоративных кустарников и фруктовых деревьев. Полезно расставить на площадке скамейки и столы, чтобы можно было в меру поработать и тут же отдохнуть, ведь все садоводы-огородники уже не молоды.

3. В рамках просветительских программ можно устраивать занятия, лекции, курсы из разных сфер знания. Сегодня происходят многие открытия, поступают интересные новости из области технологий, науки и техники.

4. Пожилые люди с удовольствием занимаются художественной самодеятельностью, приобщаются к разным видам искусства. Поэтому большой популярностью могут пользоваться:

  • драматический кружок или самодеятельный театр;
  • занятия вокалом или инструментальные ансамбли, в том числе – популяризация песенных традиций;
  • занятия живописью, скульптурой, разными видами рисунка.

5. Полезно для тех, кто ещё в силах, организовывать экскурсии оздоровительного характера на природу, устраивать занятия профилактической, а то и лечебной гимнастикой.

Пенсионеры очень любят танцы, для них стоит почаще устраивать танцевальные вечера. Особенно хорошо это делать летом, где-нибудь в парке, чтобы было просторное место, окружённое скамейками, и хорошая танцевальная музыка.

На такую площадку пенсионеры будут собираться изо всех окрестных мест. Некоторые из них удивят современную молодёжь высокопарной манерой танца.

6. Для тех, кто любит развлекаться сидя, устраивают настольные игры, но, конечно, не азартные. Разгадывать кроссворды уже пристрастилось подавляющее число пенсионеров, там есть и свои чемпионы.

Также любят пожилые люди обсуждать прочитанные книги и журналы, телевизионные сериалы или матчи любимых команд. Лишь бы было, где собраться и посидеть в компании, послушать радио, побеседовать.

7. Клуб пожилых людей может предоставить неоценимую помощь своим членам, если приобщит их к интернету. Именно там можно встретить массу единомышленников, объединённых общими интересами, и иметь широкую аудиторию для обмена информацией.

Тут попадаются и советы специалистов, и представлен опыт доморощенных умельцев, которым они с удовольствием делятся. И, конечно, можно с головой окунуться в социальные сети.

Что такое удалённая работа в интернете и какие есть вакансии для пенсионеров? Узнайте .

8. В каждом клубе бывают праздники, торжественные мероприятия. Например, принято отмечать дни рождения членов клуба, памятные даты, это сильно сплачивает коллектив.

Нередко в клубе для пожилых людей имеется секция социальной поддержки, ведь среди его членов могут оказаться нуждающиеся. Никто не застрахован от внезапной болезни или семейной трагедии – во тут и потребуется помощь.

Работники клуба опекают пожилых людей, проводят консультации, дают советы. Они обязаны быть сведущими в общественно-воспитательной работе, в психологии, педагогике и социологии, в медицинских вопросах и общественно-правовых.

Клубы по интересам позволяют пенсионеру открыть новую страницу в своей жизни. Часто она бывает совсем другой, чем уже прожитые, неожиданно интересной и увлекательной. Как говорят в таких случаях, каждый живёт лишь дважды, и вторую жизнь могут дать именно клубы для пожилых людей.

Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и негативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Значительное сокращение вложений государственных средств в развитие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж-ной преступности. В поисках различных средств повышения эффективности воспитания подрастающего поколения, возможности расширения сферы досуга, особое внимание отводится любительским объединениям, клубам по интересам, работе по месту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационнные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ – комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.» . Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произошел отток профессиональных руководителей художественной самодеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юннатов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.



Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве-тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общественно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по делам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разделом программы является содействие гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия – фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внимания стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится очевидным, что наиболее острой потребностью государства и общества является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в построении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное учреждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания образования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи является формирование культуры мира, которая требует всесторонних действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конструктивное влияние на формируемую личность конкретного молодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира. Необходимо использовать все аспекты образования: содержание, формы, методы, организацию, отношения между администрацией, педагогами и учащимися, между учебными заведениями и семьями – для активного содействия развитию и укреплению в умах людей идей терпимости, добрососедства, равноправия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является многоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, под воздействием формирующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культуры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закладываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и методик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и поведения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведениям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, психологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось экспериментальное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на практике программа учебного курса «Культура мира» позволила ознакомить студентов со следующими проблемами:

· историческим развитием проблемы мира и опыта международного сотрудничества в этом направлении;

· процессом развития концепций культуры мира за рубежом и в России;

· рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

· ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

· рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.

Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспирантов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающими на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

· Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

· Взаимодействие и переписка с университетами – клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

· Изучение различных культур народов мира.

· Проведение семинаров и научно-практических конференций.

· Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

· Организация праздников, концертов, фестивалей.

· Сбор фольклорного материала, предметов старины.

· Организация выставок, конкурсов художественного и декоративно-прикладного искусства.

· Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

· Организация семинаров, лекций, конференций для педагогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

· Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности развития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человечества из сложившегося всестороннего кризиса.

В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и районах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем переросла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе – Московской области, Кемерово, Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью формирование гражданственности у подрастающего поколения, а конечным результатом должно стать самоопределение членов ассоциации посредством эффективной демократии. Данная Ассоциация объединяет старшеклассников государственных и частных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углубленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск-ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь – специалисты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интеграции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят большую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее показать все многообразие досуговых ориентаций подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приведем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из информации Комитета по делам молодежи администрации Тамбовской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материалы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли-тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа областного поискового благотворительного центра «Искатель», сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 курсантов военных училищ. Также был создан военно-патриотический клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организовали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, общественники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем недавно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолюбителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Академии детства, которая является одной из лучших в России и ведущей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профессиональное ориентирование школьников и учащихся по приобретению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской радиостанции изучают основы радиотехники, электроники, приобретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской связи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В существующем отделе технического творчества и спорта действуют детские объединения – телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспирантов и студентов технического университета (ТГТУ) в инновациях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета – организаторы городских, областных и зональных выставок-ярмарок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.

Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предпринимаются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

· создание системы непрерывного экологического образования и воспитания;

· пересмотр учебных курсов по экологии и введение разделов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных выбирать посильные экологические проблемы и решать их. Назовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

· общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пониманию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

· наблюдение за происходящим в природе;

· слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг;

· экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

· деловые игры. Назначение этих игр – моделирование реальных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

· сбор и анализ экологической информации;

· экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует соблюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углублять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возможности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному – на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для занятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровления детей младшего возраста (с четырех лет) является разработанная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда входят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба является создание условий для интеллектуального и физического развития полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ивана Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (около 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он коллекционирует художественные медали, посвященные юбилеям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Среди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг – по искусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает выставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем городского клуба книголюбов.

Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик – кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, формы организации фольклорных коллективов привносят особую самостоятельность регионам, включают многообразие видов и жанров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, развитие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой деятельности и обеспечивается всей системой социально-культур-ных учреждений страны, для которых творческое развитие личности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали прежде исполнительские виды, в которых творческое начало состояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по созданию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все большее распространение получают авторские виды художественного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ремесел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному творчеству. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творчества в детском возрасте, о создании единой системы художественного воспитания личности в школах и внешкольных учреждениях, в первую очередь – клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувствовать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном произведении изобразительная сила – есть выражение исключительной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способности – движущая сила художественного процесса – не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни неблагоразумными, ни толковыми, ни глупыми – они соответствуют индивидуальным возможностям и средствам языка художника. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает художник» . Существует множество примеров, когда умственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно ограниченному человеку дает силу к новому творчеству, возможность почувствовать свое самоуважение и полезность существования. Необходимо содействовать различным проектам и их финансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здравоохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художниками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные художники. Организовывать мастерские – как учреждения для включения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Создавать условия для воплощения художественных идей умственно ограниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умственных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: посещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являются ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую картину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации любительского движения. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения – это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, молодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, – клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наряду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельности, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с основными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое .

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче-ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).

Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения .

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игровой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных областях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в процессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирование Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей – проведение совместных заседаний клуба интеллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной направленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клубов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объединений.

3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической клубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессионального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.

6. Каргин А.С. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.

7. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1, 2. М., 1998.

13. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 мес. М., 1995.

Ты, конечно же, знаешь, что все мы живем в «матрице» и вязнем в серых липких метро-буднях. И у тебя всегда есть выбор: можешь по вечерам уныло волочить домой авоську с капустой, а можешь уверенно шагать туда, где все понимают, что ты «избранный». Да-да, если ты еще не знал, в Москве есть куча мест, где можно найти друзей по интересам. И мы вовсе не имеем в виду стриптиз-клубы. Здесь речь идет о настоящих сходках родственных душ.

Если хочешь быть этаким московским Нео – определяйся, к чему у тебя душа лежит, и следуй за указующим перстом Zoon.

Парни, марки, 2 рубля

-

Есть такое хобби – деньги собирать. Да не о банкирах речь, а о нумизматах. Пообщаться с коллегами по коллекционированию антикварной валюты тебе лучше в приватной обстановке – негоже по мегаполису с пиастрами разгуливать. Запустить лапу в чужую коллекцию ты сможешь на Московской Ярмарке увлечений . Это если ты экономный. Мажоры же собираются на толкучке на Таганке возле магазина «Нумизмат» . Там можно найти редкие монеты, но отдать за это придется больше современных рублей, чем в лицензионных магазинах.

Кстати, тут же отовариваются и филателисты. Марки за разумные деньги ищи у сторонников этого многовекового хобби в спорткомплексе в Лужниках (10-й подъезд). А одно из самых крупных столичных мест, где люди поклоняются почтовой марке, – это ТЦ «Москворечье» . Здесь тусят просто монстры филателии, которые объяснят тебе, как прочесть на простом кусочке бумаги историю целой страны.

Догнать за 60 секунд

-

Подростковый восторг, педаль до упора, визг тормозов и запах горелых покрышек – все это объединяет тех людей, которые периодически устраивают шумные посиделки в ресторане «Вилладж Паб» на ВДНХ. Если ты метишь в стритрейсеры или увлекаешься дрифтом, тебя с удовольствием примут в свою шумную компанию. После парочки безалкогольных мохито покажи класс на своем драндулете на площадке возле ВВЦ – там все так делают. А если тебе нужен настоящий драйв, то ты его найдешь на Воробьевых горах недалеко от храма Живоначальной Троицы (ул. Косыгина, д. 30). Только помни, что твоя избранность не повод для того, чтобы отмахиваться от ПДД. Иначе придется проводить время совсем в другом обществе и месте.

Я простой поэт Кукушкин

-

Ты постоянно ходишь с красными глазами, потому что всю ночь смотришь на звезды? Презрительно относишься к офисному планктону? Можешь подобрать к слову «пакля» не менее 10 рифм? «Да вы, батенька, поэт!» Собратьев по перу ты встретишь в FAQ-кафе . Это то самое место, где обстановка настолько андеграундна, что тебя так и тянет позавывать на сцене после пары стаканов фирменного одноименного коктейля. Правда, муза здесь приходит не бесплатно – в среднем за вдохновение придется отдать от 1000 руб.

Ну а настоящее логово столичной богемы – клуб-кафе Schwein . Здесь собираются столичные стихоплеты из общества «ПаЛИТра». За вход придется отдать 250 руб., зато новичкам дают не только выступить, но и принять участие в конкурсе. Похожие вечера проходят и в кафе «Сивка-Бурка» . Здесь ты сможешь не только прочесть свои стихи, но и спеть их под гитару. Творческий кутеж обойдется тебе примерно в 1500 руб.

Ай нид хэлп

-

Ты давно хотел объяснить иностранцам за рюмкой беленькой, что нет у нас никаких медведей, балалаек и водки? Мечты сбываются на вечеринках языкового обмена в рамках проекта Anti-boring Moscow по субботам в кафе-ресторане MyBar и в баре Standard . Тут собираются и европейцы, и азиаты. Кстати, практика показывает, что за барной стойкой языковые барьеры стираются так же быстро, как помада на свидании.

Но иностранцы не мы, поэтому они устают от ритма «Пятница – Москва колбасится» и чередуют танцы с чинными беседами в антикафе Time Club «Убежище» . Здесь ты можешь посмотреть с ними фильм или сыграть в настолку. Если в барах ты оставишь как минимум 1500 руб., то антикафе будет стоить тебе от 1 руб. в минуту.

Грудь в цепях, ноги в ластах

-

Считаешь, что лучший отдых – здоровый сон на действующем вулкане? Люди, которые тебя поддержат, свободное от вулкана время проводят в баре «Прогноз погоды» . Тут ты встретишь экстремалов всех мастей: парашютисты, серфингисты, сноубордисты, и прочие «исты», кроме разве что мазохистов. Безбашенный народ отдыхает за просмотром видео, снятого на дне океана, или на высоте птичьего полета, или в кратере все того же вулкана.

А иногда им хочется подергаться под рок, и тогда они идут в клуб «Топ-Бар» – местечко для тех, кто плевать хотел на скучную обычную жизнь. Здесь обычно трясут патлами рокеры и байкеры, поэтому можно прихвастнуть и приехать на железном коне – есть где его припарковать. А настоящие рок-концерты проходят в Hard Rock Cafe . Здесь ты сможешь взглянуть на вещи, когда-то принадлежавшие известным музыкантам. По ценнику все три заведения примерно одинаковы – за вечер ты обеднеешь минимум на 1500 руб.

Расскажите друзьям