Зимние наблюдения за птицами (декабрь — февраль). Поведение птиц в зимний период

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой - частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы - отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей - самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона - наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.

Предисловие.

Птицы – единственно доступный для наблюдения детей объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые поддерживают это желание.

Задача педагогов детского сада привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред. Планируя наблюдения, трудно сказать, каких птиц увидят дети. Поэтому, я предлагаю наблюдения за птицами, а педагог может конкретно рассказать о той птице, что прилетит на участок.

Наблюдения проводятся на прогулке, чаще всего в прохладное или холодное время года. Поэтому беседы с детьми короткие, в основном самостоятельные наблюдения детей. В зимнее время о своих наблюдениях дети могут рассказать в группе. Для закрепления знаний о птицах предлагаю малоподвижные познавательные игры – весёлые упражнения.

Наблюдения проводятся циклами. В зимнее время года за птицами наблюдают на дневной прогулке, когда птицы наиболее активны.

1 цикл «Птицы – наши соседи» (сентябрь - октябрь). Привлечь внимание детей к птицам. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

2 цикл «Птицы на юг улетают » (октябрь). Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

3 цикл – «Лесные гости » (ноябрь – декабрь). Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

4 цикл – «Зимующие птицы » (январь). Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

5 цикл – «Поведение птиц весной (гнездование)» (март). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

6 цикл – «Перелётные птицы » (апрель – май). Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

7 цикл – «Птенцы » (лето). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом (птенцы). Уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

I. «Птицы – наши соседи» (сентябрь – октябрь).

1. Исследование «Птицы, они какие?» – строение птиц

2. Исследование «Чем питаются птицы в городе?» – поведение птиц

3. Наблюдение «Воробьи - воробушки» – рассказ о воробьях.

4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе» – рассказ о голубях.

5. Исследование «Как птицы отдыхают?» – поведение птиц, рассказ о вороне.

6. Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?» – поведение птиц, рассказ о сороке.

II. «Птицы на юг улетают»

7. Наблюдение «Перелётные птицы» – ввести понятия перелётные птицы и насекомоядные птицы.

8. Наблюдение «Птицы на юг улетают» – ввести понятие водоплавающие птицы.

"Птицы – наши соседи"

октябрь 1 неделя

Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Кто такие птицы?

Чем они похожи?

Как они летают,

По земле гуляют?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы детей).

Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Задание понятно? (ответы детей).

Запомните правила наблюдения за птицами.

Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.

Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.

Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»

Задачи.

Ход исследования.

Что любят птицы кушать?

И где находят корм?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Что птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).

На голове у птиц …. (клюв и два глаза).

Тело птицы покрыто … (перьями).

Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Задание понятно? (ответы детей) .

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.

Рассказ педагога.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.

Наблюдение «Воробьи - воробушки».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Расширять представления о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц.

Беседа.

(ответы детей)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Кто такой воробей? (ответы детей)

Почему вы считаете, что воробей – это птица? (ответы детей)

Чем птицы отличаются от животных? (ответы детей)

Как отличить воробья от других птиц? (ответы детей).

Рассказ педагога.

Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.

Представьте, что вы превратились в воробьёв.

Крепко, крепко спят.

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Ворону увидали, чик-чирик!

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за воробьями.

Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».

Задачи. Расширять представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами. Формировать навыки собственной безопасности.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Рассказ педагога. Сегодня я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают.

Воробей и голубь. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Весёлые упражнения «Воробьи».

На ветках берёзы воробьи сидят.

Крепко, крепко спят.

Дети приседают, закрывают глаза

Воробышки проснулись, чик-чирик!

Дружно встрепенулись, чик-чирик!

Дети встают, машут крылышками

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.

Ворону увидали, чик-чирик!

Все дружно улетали. Чив-чив-чив!

Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы всё время летают?

И никогда не отдыхают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы кушают…(разный корм);

Корм они находят …. (везде).

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где? Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Но с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о вороне. Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять.

Вороньи игры.

Купола церквей вороны облюбовали для катания. Одна за другой они подлетают к макушкам куполов церкви, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатываются вниз до самой широкой части, расправляют крылья и взмывают в воздух.

Вот ещё одна игра ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами.

Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона - хитрая, ловкая и находчивая птица.

Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы дружат или нет?

Дайте точный мне ответ?

А с людьми они играют,

Или быстро улетают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы все время двигаются, чтобы…(найти себе корм);

С заходом солнышка птицы …. (отдыхают) .

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о сороке.

Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.

Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.

Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.

«Птицы на юг улетают»

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

А вы знаете, что в лесу наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Почему же они покидают нас? (ответы детей)

А почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей)

Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому птицы улетают на юг. Первыми нас покидают насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки.

Весёлые упражнения «Перелётные птицы».

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали.

Взмахи руками (крыльями).

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Наблюдение «Птицы на юг улетают».

Задачи. Закрепить представления детей о перелётных птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять знания детей о жизни птиц. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Какие птицы первыми покидают свои родные места? (насекомоядные птицы)

А как выдумаете, какие ещё птицы скоро улетят на юг? (ответы детей)

Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом? А какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей)

Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.

Весёлые упражнения «Птицы на юг улетают».

Мороз реки и озёра льдом покрывает

Птицам плавать и нырять мешает.

Взмахи руками (крыльями).

Стали птицы думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

В тёплые воды нырните.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

МОБУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского района Республики Мордовия.

Тема исследовательской работы:

«Наблюдения за зимующими птицами»

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности…5. 1.Природные условия села Кемля………………………………………5.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений)……………… 6.

Глава II. Поведение птиц у кормушки…………………………………..10.

1. Наблюдения учащихся за птицами………………………………. 10.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня при посещение кормушек…………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………...................................15.

Приложение.

Введение.

Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.

Мы живём в Средней полосе России. Для нашей местности характерны как перелётные птицы, живущие у нас летом, так и зимующие. Зимующих птиц можно разделить на два вида: постоянно обитающих возле человека и прилетающих к жилью по мере наступления холодов и бескормицы в лесных массивах. К первым отнесём воробьёв, галок, ко вторым – синиц, снегирей, свиристелей. А ещё к жилью человека как зимой, так и летом прилетают, хотя и редко, дятлы и совы. На сегодняшний день на территории Ичалковского района (по данным национального парка «Смольный») зарегистрировано 206 видов птиц, из которых 20 занесены в Красную книгу Российской Федерации и 69 - в Красную книгу Мордовии. И хотя большинство пернатых осенью покинули наши края, улетев зимовать в южные страны, многие из них остались с нами. Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты. Поближе к людям прилетают в зимнее время и синицы, поползни, дятлы, снегири, полевой и домовой воробьи. В это суровое время трудно приходится нашим пернатым друзьям, снег заметает скудные корма, и птицы с радостью принимают помощь от человека. Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. В среднем из десяти зимующих птиц весну встретят лишь три. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Дети с удовольствием откликнулись на просьбу, поддержать птиц в зимний период. Они смастерили не хитрые кормушки и подкармливали птиц. Наблюдая за пернатыми друзьями дети узнали много, о их повадках и вкусовых пристрастиях. Им стало интересно, какие еще птицы зимуют в нашей местности, сами стали подбирать материал на эту тему. Двое учащихся 7 класса вели наблюдения за поведением птиц у кормушек всю зиму, свои отчеты они представили в этой работе.

Объект исследования:

Для исследования учащиеся разместили кормушки у своих домов чтобы было удобнее проводить наблюдения за птицами в любое время.

Цель проекта:

1. Определить видовой состав зимующих птиц нашей местности.

2. Помочь птицам пережить зиму.

3. Воспитывать у детей чувство ответственности и любовь к природе.

Задачи проекта:

1. Произвести описание видового состава зарегистрированных зимующих птиц, за время наблюдений.

2. Работать самостоятельно с дополнительной литературой, и определителями для поиска необходимой информации.

3. Сформировать навыки проведения наблюдений и их описания.

4. Выявить особенности жизнедеятельности птиц зимой. 5. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Методы исследования.

1. Изучение и анализ научной литературы.

2. Наблюдения объектов.

3. Обобщение материала.

Сроки проведения работы

Глава I. Изучение видового состава птиц, зимующих в нашей местности.

2. Биологическое описание видового состава зимующих птиц нашей местности (зарегистрированных во время наблюдений).

Многие птицы нашей местности в зимнее время стремятся прилететь поближе к жилищу людей. Например, большая синица, буроголовая гаичка, московка, обыкновенная лазоревка, снегирь, полевой и домовой воробей иногда в населенные пункты залетают стаи свиристелей, дроздов- рябинников. Поэтому мы в своем населенном пункте и его окрестностях можем наблюдать большое разнообразие птиц.

Фауна птиц зимой бедна – остаются только оседлые виды и некоторые зимние гости (например, свиристели). Ряд видов из семейства врановых собираются в огромные стаи и переселяются в населенные пункты.

Оседлые птицы: сизый голубь, дятел- серый, черный, большой и малый пестрые, сойка, сорока, галка, серая ворона, ворон, синицы, поползень, домовой и полевой воробей, щегол,тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, филин, серая неясыть, домовой сыч, зимуют снегирь, дрозд- рябинник. В нашей местности приблизительно 30 видов зимующих птиц. В своей работе мы изучали видовое описание птиц только наблюдаемых нами в зимний период.

1. Обыкновенный снегирь (лат. Pyrrhula pyrrhula ,) - одна из широко известных перелётных птиц лесов России . Снегирь живет в лесах с густым подлеском, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время кочевок). Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, тем не менее ее нечасто можно заметить. Зимой стаи снегирей очень хорошо различимы, как и отдельные птички на безлиственных деревьях парка на белоснежном фоне. У самцов снегирей грудка розовато-красного цвета, у самок она буровато-серая. Зимой значительная часть птиц откочевывает к югу, покидая пределы гнездовой области. В марте - апреле снегири возвращаются обратно к северу. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитая участки с преобладанием ели.

2.Галка (лат. Corvus monedula ) - широко распространённая птица рода во́ронов . Длина 34-39 см, масса тела 175-280 г. Оперение от чёрного до серебристо-серого (голова и грудь) цвета. Радужная оболочка глаза почти белая. Полового диморфизма нет.Распространение Широко распространена в западной части Евразии. Среда обитания . Населяет редкие леса со старыми деревьями, населенные пункты со старыми постройками. Гнездится в укромных местах зданий, на столбах, мостах, в гнездах крупных птиц. В апреле самка откладывает 4-6 яиц и насиживает их 17-18 дней. Птенцы вылетают из гнезда через 30-35 дней. Галка ведет стайный образ жизни, в поисках корма стаи часто объединяются с грачами. Питается червями, фруктами и ягодами, отбросами, яйцами мелких птиц.

3.Сорока. (Pica pica)Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Чёрное оперение имеет металлический блеск. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее - в среднем 233 г (самки - в среднем 203 г). Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см. Питание . Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока – всеядная птица.

4.Дрозд рябинник -(Turdus pilaris) Рябинник с буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи (сзади) и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая, но пестрины довольно густо сосредоточены на ржавчатой груди и на боках. Размером в длину 25-26 сантиметров. Самец и самка окрашены сходно, а молодые имеют пестрины и на спине. Обитает в светлых лесах и парках.
Питается дождевыми червями, моллюсками, насекомыми, которых собирает на земле, роясь в подстилке.
В выборе гнездовых мест рябинник не очень разборчив. Он гнездится как в лиственных, так и хвойных лесах, а в более населенных местах - даже в садах и парках.
Осенние кочевки этих крупных дроздов тесно связаны с урожаем лесных ягод. Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят на ягодный корм. Сначала они кормятся земляникой и черникой, затем - брусникой, клюквой (на севере), а с созреванием рябины оказывают ей предпочтение, оправдывая свое удачное название.

5.Большой пестрый дятел. Самый обычный дятел почти повсюду в России. Размером крупнее дрозда. На крыле большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца - вперед, два - назад). Полет волнообразный, птица после каждых нескольких взмахов складывает крылья, летит снижаясь, а затем снова набирает высоту.
Местообитания. Обитает в лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Питание. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой - семенами хвойных деревьев. В лесу можно найти так называемые “кузницы” дятла - пни или трухлявые стволы, в щелях которых он заклинивает шишки и желуди, чтобы было удобнее расклевать. Внизу под старой “кузницей” нередко образуются кучи характерно расклеванных шишек. Весной часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте. Нередко поедает яйца и птенцов, разоряя гнезда мелких воробьиных птиц. Зимовка. Оседлая и кочующая птица.

6. Большая синица. (Parus major)

Самая крупная среди синиц (14 см). (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и "галстуком", более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок "галстук" доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми
Местообитания. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком.
Питание. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек. Для подкормки лучше всего использовать подсолнух, коноплю, кусочки сала и мяса.

7.Лазоревка (Parus cyanus).Это очень красивая синичка, с голубой «шапочкой», голубыми крыльями, желтым брюшком. Лазоревка обитатель лиственных лесов. Их численность невелика. Чаще встречаются они осенью во время кочевки, иногда кочуют вместе с большой синицей.

8. Полево́й воробе́й (лат. Passer montanus ) - широко распространённая птица семейства воробьиных , близкий родственник обитателя городов домового воробья . Встречается на окраинах населённых пунктов, в заброшенных селениях и вблизи от посевов зерновых культур, садов. Несколько мельче домового воробья, отличается от него в первую очередь коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи.

Стайная птица, ведёт оседлый либо кочующий образ жизни. Никогда не встречается на одном клочке земли с более драчливым домовым воробьём, с которым конкурирует. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных : насекомых и их личинок , пауков , многоножек и пр. Осенью переключается на семена и плоды растений, часто откочёвывая в места сбора урожая

9.Свиристели. (Bombycilla garrulous)

Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.
Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.
Зимовка. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной - в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.

10. Поползень (Sitta europaea ).

Единственная птица в нашей местности которая лазает по стволам деревьев не только головой вверх, как дятлы, но и головой вниз. Оседлая птица, гнездится в смешанных лесах, в дуплах. Осенью из лесов поползни прилетают в сады, парки часто кочуют с синицами. Питаются насекомыми, желудями, семенами хвойный, клена и т. Д.

11. Сизый голубь (Columba palumbus Linnaeus )

Сизый голубь населяет практически все населенные пункты, ведет оседлый образ жизни. Селятся на чердаках многоэтажных домов, фермах, образуя небольшие стайки. Питаются зимой остатками пищи на улицах, базарах и около колхозных ферм.

12. Серая ворона (Corvus cornix ).

Наиболее распространенный вид. Населяет поймы, берега рек, лиственные и хвойные леса, мелкие и крупные населенные пункты. Встречается в перечисленных местах в течение круглого года. Численность ворон высокая. Вороны гнездятся поодиночке. Однако в случае опасности, тревожным криком гнездящейся пары, привлекаются, прилетают вороны из других мест и организуют коллективный отпор врагу. Зимой собираются в стаи, часто с галками и не улетевшими грачами, которые концентрируются, в основном, вокруг городов и сел. Вороны всеядны, уничтожают кладки и птенцов других птиц. Уничтожают вредителей сельского хозяйства- насекомых, мышей. Питаются зерном, и остатками бытовых отходов. Частые посетители свалок

Глава II . Поведение птиц у кормушки. 1. Наблюдения учащихся за птицами

Каждый вид птиц имеет свою, отличительную окраску, свою манеру поведения. Например, на кормушку прилетели две маленькие птички. У одной жёлтая грудка, чёрная окраска головы, напоминающая шапочку, она пуглива: схватит крошку и отлетает на безопасное место. Ясно, перед нами, конечно же, синица. Вторая птичка имеет пёстрое серое оперение. Она крикливая, задиристая. И в ней мы без труда узнаём воробья. А уж свиристель с характерным остро засечённым хохолком не перепутаешь ни с одной из зимующих птиц: одета в серо-коричневое оперенье, по низу хвоста проходит жёлтая оторочка, на шее заметен чёрный «шарф». В начале февраля целая стая этих птиц (12 особей) лакомилась на кусте калины. Характерно то, что ягоды она съедает целиком, не раскусывая.

А ещё каждая птица издаёт только ей характерные звуки. Проходя мимо американского клёна, усыпанного семенами, которые любят снегири, можно услышать характерный тихий пересвист этих птиц: «жю-жю-жю». А в ясную погоду перед морозами слышно теньканье синиц, которые перелетают с ветки на ветку. Не случайно среди народных примет о погоде много связанных с поведением птиц.

К морозу, вороны и галки сидят на верхушках.

Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.

Прилетел снегирь – зимний вестник.

Среди зимующих птиц большая часть предпочитает обитать стаями, ведь так легче пережить суровую зимнюю пору. Сбиваются в крикливые стаи воробьи, вороны. Стайками, хотя и не шумными, держатся и снегири. А вот свиристели с шумом налетают на деревца калины, так как это достаточно крупные птицы, размах крыльев которых и создаёт шумовое облако.

Засыпает снегом зима луговые и полевые просторы, лесные массивы. Крепчают морозы. Всё труднее находить птицам пропитание. Всё чаще появляются они возле жилья человека. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Учёные-орнитологи подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период! Только большая плодовитость спасает этот вид от уничтожения. А ведь синицы – наши друзья по борьбе с вредителями сада и леса. Как же помочь благополучно скоротать жестокие невзгоды и тем уберечь их от гибели?

Конечно, необходимо подкармливать птиц. С этой целью мы вешали на яблоню, растущую под окном, кормовые столики и кусочки сала. Прошло не менее минуты, как у кормушки уже появился первый посетитель – воробей, а через минуту ещё несколько его сородичей. А вот уже и осторожная синичка повисла на кусочке сала, качаемая ветром и, схватив кусочек, тут же улетела, испуганная показавшимся в окне человеком. Но синичка далеко не улетела, а прилетала вновь и вновь, хотя и была очень осторожна и напряжённо сосредоточенна. В первый день(1 декабря) птиц было немного: всего 5 воробьёв и 2 синицы. Но постепенно птицы привыкли, что в кормушке они всегда найдут еду. И вот уже 16 января к 12 часам дня насчитывалось 19 воробьёв одновременно и 4 синицы. Птицы уже не пугались людей, наблюдавших через окно. Рядом с яблоней растет вишня. Воробьи целый день не покидали кормушку-столовую время от времени, перелетая с яблони на вишню, которая в этот момент напоминала яблоню с серенькими комочками-яблочками. А вот синички наоборот, наевшись, улетали на место ночёвки. Приложение Фото1 . 2.

И воробьи и синицы начинали прилетать к кормушке как только начинало светать. Самый ранний прилёт был зафиксирован в декабре в 7:30 утра . Улетали птицы, как только солнце начинало клониться к горизонту. Самый ранний отлёт в 15:15 по полудню . Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. Приложение таблица 2.

Ночевали птицы неподалёку от кормушки, под крышей дома. Наиболее активны воробьи и синицы были в тихую, безветренную погоду, даже если стоял сильный мороз.

За время наблюдения были однократные прилёты сороки и дятла. Сорока пыталась сесть на кормовой столик, но он был для неё мал. А дятел долбил ствол дерева возле кормушки. Неподалёку от дома вечером наблюдали сову, которая, видимо, охотилась и в порыве охоты врезалась в стеклянные двери здания. Сову подняли, осмотрели и отпустили.

Каждый вид птиц питается определённым типом корма. Поэтому от того, что вы насыпите в кормушку, будет зависеть и видовой состав «посетителей».

На зёрна пшена или овса слетятся воробь и другие зерноядные птицы. Не стоит забывать, что голуби с удовольствием склёвывают любые зёрна. Наиболее универсальный корм для зимующих птиц - семена подсолнечника.

Сало и мясо также можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Но сало или мясо не должны быть солёными. Как правило, кусочки сала или мяса нанизываются на бечёвку, которая привязывается к ветвям деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы они не достались воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам.

Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей и свиристелей. Этим же посетителям птичьей столовой придутся по вкусу семена клёна и ясеня. В птичий рацион можно добавлять овсяные хлопья, сухофрукты, измельченные семена тыквы, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. А вот кормить птиц крошками чёрного хлеба ни в коем случае нельзя. Он вызывает сильное расстройство кишечника, что означает верную гибель! Кормушки и места кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.

Чем больше будет кормушек, тем больше птиц доживет до весны. А это значит, что у нашего сада будет надёжная защита от насекомых, наши скверы и парки станут ещё привлекательней, птичьи трели - разнообразнее и красивее.

2. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли определить время начала и конца посещения кормушек. Раз в неделю (воскресенье) фиксировали время самого раннего прилета, для этого корм в кормушки засыпался с вечера. Самый ранний прилёт был зафиксирован в 6.45 21 февраля. Чтобы заметить правильно время отлета птиц вечером, дополнительно насыпали корм еще в обед, так чтобы в кормушках еда не кончалась. Самый ранний отлёт в 15:30 по полудню был в декабре.

Воробьи прилетали утром и улетали вечером ориентируясь на начало и конец светового дня. Так утром они прилетали как только хорошо рассветет, причем при увеличении светового дня они каждую неделю прилетали примерно на 5 минут раньше, предыдущего времени. И также позже, с увеличением светового дня улетали. За время наблюдений с декабря по февраль была составлена сначала таблица Приложение. Таблица 2.

где фиксировалось время восхода и заката солнца, время прилета и отлета птиц, а затем на основании этой таблицы и диаграмма. На диаграмме хорошо видна зависимость птиц от начала и конца светового дня. Приложение. Диаграмма.

Во время всей работы велись дневники наблюдений, где регистрировалось время посещения кормушек птицами, их видовой состав и количество птиц, а также предпочтение к кормам.

Выдержки из дневника наблюдения.

Выпал снег. В 9:00 на рябину прилетели 10 свиристелей. Мы повесили кормушку и кусок сала. Прилетели 5 синиц.

Прилетели 16 воробьёв и 2 синицы в 9:10. Улетели в 15:30.

На кормушке 16 воробьёв.

На кормушку прилетели 19 воробьёв и 1 синица. В 18:00 видела сову около Д.К.

На кормушке В 10:00 было 19 воробьёв, а в 11:00 21 воробей. Видела сороку в саду.

Прилетели в 9:25. Видела 5 снегирей около дома на ясени они клевали семена. Улетели в 15:35.

Прилетели 18 воробьёв. В 16:10 видела дятла в саду на яблоне.

Прилетели в 8:10, улетели в 17:00. Прилетали 23 воробья.

7 марта возле стебля лопуха увидели птицу, напоминающую снегиря, сфотографировали. Птица была ослаблена, перья взъерошены, близкое расстояние к человеку её не испугало. По определителю птиц выяснили, что это был вьюрок (Fringilla montifringilla ) , птица, у нас не зимующая

Выводы:

1 . В рамках акции «Наши зимующие птицы» была проведена следующая работа: сбор и обработка материала о птицах зимующих в нашей местности.

2 . Проводилась работа с определителями птиц, для выявления видового состава зарегистрированных птиц. Приложение.таблица 1

3 . По итогам длительных наблюдений за птицами мы смогли сделать выводы о том, какие корма более предпочитают воробьи и синицы, определить время начала и конца посещения кормушек, (Приложение. таблица 2) как это связано с продолжительностью светового дня. Ориентация птиц на начало и конец светового дня.

Птиложение диаграмма . Выявить виды птиц чаще всего встречающихся у населенных пунктов зимой.

4 . Благодаря регулярной подкормке, птицы получили поддержку в самое трудное для них время, что безусловно помогло им пережить зиму.

5 . Вся проведенная работа воспитывает у детей чувство ответственности за «братьев наших меньших» и любовь к родной природе.

Литература:

1. Птицы Мордовии. Луговой А.Е.Горький 1975 г. 297 с.

2. Краткий определитель позвоночных животных. И.М. Олигер. Издательство «Просвещение» Москва 1971г. 147 с.

3. Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор Гиляров М.С.Москва «Советская энциклопедия» 1989. 863 с.

4. Мордовский национальный парк «Смольный» Авторский коллектив: А.А. Ямашкин, Т.Б.Силаева, Л.Д.Альба. и др. Саранск- Смольный 2000. 85 с.

5. Птицы лесов и гор СССР. Р. Л. Беме. А. А. Кузнецов. Полевой определитель. Москва «Просвещение» 1981г. 221 с.

Интернет источники : http :// ru . wikipedia . ru

Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Голодная птица

Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. Главным образом, от голода. Птичья система терморегуляции устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Покупные и самодельные кормушки

Кормушки можно купить или сделать своими руками. Хорошо, если птичья столовая будет установлена так, чтобы за птицами можно было наблюдать. Плохой вариант — кормушка, прикрепленная вплотную к окну. Основная причина — заболевания, которые передаются птицами. Дерево или куст, которые растут рядом с кормушкой, дают птицам возможность спрятаться при любой опасности. Пернатые быстро привыкают к людям и слетаются, когда человек насыпает корм в кормушку. Иногда они даже реагируют на самого человека, оказавшегося поблизости.

Покупные кормушки обычно делаются из толстой фанеры и деревянных реек. Они напоминают домики с широкими окнами или арками. Для того, чтобы такая кормушка служила дольше, ее нужно покрасить краской для наружных работ. После этого «домик» подвешивается к ветке или укрепляется на опоре. У нас покупная фанерная кормушка держится на бруске метровой высоты. Мы ее ежегодно подкрашиваем, поэтому она все еще в хорошем состоянии, хотя была куплена много лет назад.

Многие изготовляют самодельные кормушки из фанеры, дерева или пластика. Можно легко и быстро сделать кормушки из молочных пакетов и пластиковых бутылок. Они больше подходят для мелких птиц: воробьев и синиц. Для того, чтобы кормушка не оказалась западней, все отверстия должны быть сквозными и расположенными ближе к дну. Очень удобны автоматические кормушки. Это могут быть бутылки, перевернутые вниз горлышком, или иные конструкции. Открытая кормушка, которая представляет собой дощечку с кормом, должна иметь навес, прикрывающий ее от снега.

Синица

С конца осени около кормушек появляются синицы. Среди них есть и оседлые, и прилетевшие с Крайнего Севера. В Подмосковье чаще встречается беспокойная и непоседливая большая синица. Ее народное название — «синица-кузнечик». Эта птица становится весьма агрессивной, когда отбирает корм у других более мелких и слабых синиц. Кроме того, она частенько пользуется чужими запасами. Самка большой синицы, высиживающая яйца, способна не только постоять за себя, но и отпугнуть врага грозным шипением. Большую синицу можно узнать по блестящей черной шапочке, черной полоске на горле и грудке, белым щечкам, желтым бокам и грудке, зеленоватой спинке, серовато-голубоватому хвосту и крыльям. Эта синица даже зимой ищет вредителей в трещинах коры деревьев. Она отнюдь не вегетарианка, поэтому ест не только разные семечки, но и кусочки мяса. Лучшим угощением для синицы является кусок замороженного сала, который подвешивают к ветке или кладут в кормушку. Реже на кормушку прилетает хохлатая синица. Ее легко отличить по острому хохолку. К мелким синицам относятся: лазоревка (с голубоватыми шапочкой, крыльями и хвостом); сероватая московка (с белым пятном на затылке) и гаичка (с буроватой спинкой, светлой грудкой и черной шапочкой). Все они с удовольствием едят тот же корм, что и большая синица.

Воробей

У нас рядом с кормушкой всегда много полевых (деревенских) воробьев. Их легко узнать и не спутать с домовыми (городскими) воробьями по черным пятнам на щеках и каштановой шапочке на голове. Издали пятнышки можно принять за глаза, поэтому деревенские «глазастые» воробьи выглядят очень симпатично. В нашей кормушке зимой и ранней весной всегда есть еда для птиц. Гарантированное питание привело к тому, что уже несколько лет возле дома живет одна большая стая разновозрастных воробьев, которая отчаянно бьется за «место под солнцем» со всеми другими птицами. Этим «аборигенам» удается прогонять не только других воробьев, но и более крупных птиц. Нужно отметить, что воробьи — скандалисты и драчуны отменные.

Полевой воробей, сидящий на кормушке для птиц

Домовые воробьи (с серой шапочкой и черной верхней частью груди) слетаются к более крупным городским и сельским жилым застройкам. Это они селятся возле многоэтажных домов. В еде все воробьи неприхотливы, охотно едят крошки белого хлеба и любые зерна. Люди могут оставлять в кормушке батон белого хлеба, который воробьи будут с радостью склевывать. В мороз его лучше разрезать вдоль на две части и положить «крошками» кверху. Эти птицы очень страдают в холодные зимы и даже остаются бесхвостыми, потеряв отмороженные хвосты.

Дятел

В Подмосковье много дятлов. Есть и черный дятел (желна), он размером с хорошую ворону. Днем птица ищет насекомых в древесине и под корой сухих деревьев. Больше шансов увидеть на кормушке большого пестрого дятла. Одну зиму такая птица проводила весь световой день на сливе рядом с кормушкой. В ветреную погоду дятел прижимался к стволу, чтобы удержаться на дереве. Этот яркий дятел крупнее скворца. У него черный верх головы (затылок самца красный), белые лоб и щеки, палевые горло, грудка и брюшко; красное подхвостье и броские полосы на крыльях и хвосте. У нас на участке обитала самка дятла с мерзким характером. Она не только не подпускала других птиц на кормушку, но и не разрешала им есть ту пищу, которую сама не употребляла (крупу, хлебные крошки и др.). Если птицы начинали пировать в то время, когда дятлиха дремала, то она мгновенно просыпалась и совершала низкий облет кормушки. Что он означал, не знаю, но все птицы в испуге разлетались. Любимой пищей дятла был подсушенный батон белого хлеба. На ночь дятлиха улетала на ночевку. Все кончилось тем, что эта птица стала выдалбливать толстую ветку сливы. Нам совсем не хотелось потерять это дерево, поэтому пришлось сгонять дятла со сливы. Птица стала прилетать на участок все реже, а потом и вовсе пропала. Я слышала несколько историй, рассказанных знакомыми садоводами, у которых дятлы производили разрушительные действия на даче. Они повреждали не только деревья, но и в одном доме сумели продолбить деревянную входную дверь.

На кормушках можно встретить не менее прожорливых малых пестрых дятлов, которые прилетают вместе с синичками. У малых пестрых дятлов несколько иная окраска: красное темя (у самки светлое), черная спинка с поперечными полосами и грязно-белое брюшко со штрихами.

Свиристели

Огромные стаи свиристелей часто прилетают в Московскую область в начале зимы, иногда к Рождеству. Это птицы чуть меньше скворца, с большими розовыми хохолками и розовато-серым оперением. На кормушках их интересуют семена и сушеные ягоды. Свиристели прилетают к нам из лесотундры и тайги. Летом там много еды: комары, стрекозы, бабочки и другие насекомые. С наступлением зимы свиристели ищут еду в других краях. По пути они питаются плодами рябины, барбариса, шиповника и можжевельника. Птицы прожорливы. Их организм не успевает усваивать всю пищу, поэтому на снегу остается много полупереваренных остатков. Такое обжорство продолжается несколько недель. Потом свиристели перелетают на новые места. В конце зимы – начале весны эти красивые птицы снова появляются в Подмосковье. А так как ягод к этому времени остается немного, то свиристели насыщаются набухшими почками осины и тополя.

Иногда красивых свиристелей держат в клетках. Но в неволе сытые птицы ведут малоподвижный образ жизни. Их естественные отходы накапливаются под жердочкой столь стремительно, что требуется частая уборка клеток. Не всем это нравится, поэтому свиристелей, посаженных в клетку, часто выпускают на волю.

Другие оседлые и прилетевшие с севера птицы

Обыкновенный поползень встречается в Московской области все реже. Эту птицу можно определить по длинному прямому клюву, широким черным полосам сбоку на голове, серовато-голубоватому оперенью сверху, светлой грудке, бурым бокам, красноватому надхвостью и белым пятнам на хвосте. Поползень умело передвигается по стволам деревьев даже вниз головой. Он делает солидные запасы и прячет отдельные семена. Меню поползня состоит из насекомых, их личинок, желудей, орехов и семян клена. Птице для пищеварения нужен крупный песок. На кормушки поползень обычно прилетает вместе с синицами.

Иногда возле кормушек можно увидеть зеленушку с оливково-зеленой или серовато-зеленоватой окраской тельца, черными кончиками крыльев и хвоста. В сильные холода птичка перемещается к югу, при потеплении возвращается на прежние места.

А как хорош яркий щегол с черной верхушкой головы, черными крыльями и хвостом; белыми щеками, лбом, брюшком и надхвостьем; красным кольцом вокруг клюва и желтой поперечной полосой на крыльях. Он быстро съедает семечки подсолнечника, пшено, овес, пшеницу и другие злаки.

Этой же диеты придерживается и обыкновенная овсянка (желтые голова, горло, грудь, брюшко; бурые хвост и крылья; белые полоски по бокам хвоста).

Изредка можно увидеть чечетку . Это мелкая птица с серовато-бурой спинкой, малиново-красным теменем, грудью и зобом; черным пятнышком на груди; беловатым брюшком. Ей нравятся пшено, овес и пшеница.

Снегири — одна из самых красивых птиц Подмосковья. Они чаще залетают за оставшимися ягодами рябины. У снегиря черная шапочка, кольцо у клюва; белое надхвостье, пепельно-серая спина, розово-красное брюшко. У самок брюшная сторона серая. Зимой снегири хорошо едят сушеную рябину и боярышник, семена клена, ясеня и трав.

Дрозд-рябинник тоже любит сушеные ягоды рябины и боярышника. Это крупный дрозд с серой верхушкой головы и серым надхвостьем, бурой спинкой, белым брюшком, темными штрихами на грудке и боках. В теплые зимы он иногда остается в Подмосковье, а не улетает в более южные места.

У кормушки можно увидеть и редких птиц. Так, к нашей знакомой из Ростова-на-Дону прилетела пустельга , которая съела зазевавшегося воробья.

Подкармливать пернатых нужно при любой возможности, даже во время пеших и лыжных прогулок в лесу и в парках. В некоторых подмосковных лесах и лесопарках есть стационарные кормушки, которые обычно пустые. Прихватите с собою пакетик еды для птиц: крупы, подсолнечника, семян тыквы, кабачков, арбузов, дынь или винограда. Положите в кормушку кусочки хлеба. В птичье меню еще входят молотые сухари, толченая скорлупа, тертая морковь, мелко нарезанный сыр, творог и многие другие продукты. Некоторые птицы (глухари, рябчики и тетерева) зимой нуждаются в крупном песке и в мелкой речной гальке. Она спрятана подо льдом, а без такой добавки в птичьих желудках хуже перетирается еда: хвоя, почки, березовые и ольховые сережки.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.