Что входит в корпоративный стиль. Оформление папок и конвертов. Вдохновляющие примеры визиток и корпоративного стиля

Корпоративный стиль одежды на рабочем месте является неотъемлемым элементом успешной корпорации. Забыв о строгой школьной форме, расслабляться нельзя, ведь многие работодатели полностью уверены, что имидж их компании напрямую зависит от внешнего вида сотрудников. Поэтому работникам, которые постоянно общаются с клиентами, приходится носить униформу, чтобы отличаться от покупателей или пассажиров.

Многие люди расстраиваются, когда при устройстве на работу в какой-либо офис узнают, что там существует обязательный для всех корпоративный стиль одежды (фото некоторых стилей предоставлены в статье). На самом же деле спешить отказываться от новой должности не стоит. Ведь любой корпоративный стиль одежды в банке или офисе можно украсить различными дополнениями, сделав его тем самым более интересным для себя и не противоречащим правилам фирмы. Но для удачного образа необходимо ознакомиться с основными правилами, цветовой гаммой и возможными образами.

Основные правила

Корпоративный стиль одежды в офисе обязательно должен состоять из элементов, отличающих сотрудников конкретной фирмы. Такие детали были свойственны униформе еще с давних времен.

Разрабатывать корпоративный стиль одежды могут не только специально обученные люди, но и сами сотрудники компании, как это делается в мелких предприятиях. Крупные же фирмы предпочитают поручать подбор одежды специалистам, предоставляющим такие услуги.

В любом случае подходить к созданию идеального образа сотрудников необходимо щепетильно, так как каждая мелочь может выгодно представить фирму или же, наоборот, дискредитировать ее.

Цветовая гамма и аксессуары

Выбрать подходящий корпоративный стиль одежды для женщин не так уж и просто, ведь эта одежда должна не только говорить о принадлежности сотрудника к той или иной компании, но и подчеркивать женственную натуру и красоту, дабы привлекать клиентов профессионализмом и внешним видом работников. Одежда должна ненавязчиво выделять сотрудника фирмы из толпы клиентов, но ни в коем случае не кричать об этом.

Блуза женщины является базой в формировании образа, поэтому предпочтительнее будет вариант с белым или светлым кремовым оттенком. На нее легко можно будет нанизать отличительные признаки компании. Брошь или шейный платок не следует использовать рядовому сотруднику, потому как такие аксессуары больше подчеркнут главу фирмы.

Сочетать рекомендуется не более пары цветов, так как при большем их количестве клиенты будут ассоциировать сотрудника с новогодней елкой. Также не следует настырно напоминать клиенту о компании обилием цветов и логотипом на любом из аксессуаров.

Удобство и качество

Корпоративный стиль одежды должен быть не только красивым, но и качественным. Удобная и по-настоящему качественная одежда всегда относилась к разряду дорогостоящих вещей, поэтому позволить ее себе может далеко не каждая фирма. Хотя, если компания стремится выйти на новый уровень и привлечь больше клиентов, то все же стоит выделить финансы на одежду для сотрудников.

Материал, из которого выполнена одежда, не должен сильно мяться и пропускать воздух. Кроме того, костюм должен состоять из элементов одежды, в которых будет не жарко летом и не холодно в зимний период года.

Ранг сотрудника

Все сотрудники одной компании не должны быть одеты одинаково, ведь существуют ранги, которые следует отличать. Конечно, одежда должна соблюдать единый стиль, но поправки на ранг тоже обязаны присутствовать. Даже одна маленькая деталь поможет клиенту отличить, к примеру, консультанта от менеджера.

Корпоративная одежда является не просто знаком принадлежности к компании. Она представляет собой своеобразный посыл от сотрудника клиенту. Разработка стиля - это самый важный момент, который легко может как улучшить статистику фирмы, так и ухудшить ее, поэтому этому вопросу следует уделить немало времени.

Основы стиля в женской одежде

Женский корпоративный стиль одежды имеет определенные основы, на которые следует опираться при разработке образа. В их число входят:

  • полуприлегающий силуэт;
  • кардиган;
  • синие, серые, бордовые оттенки;
  • платье-футляр;
  • лаконичные и простые украшения;
  • аккуратная прическа;
  • натуральный макияж;
  • обувь на устойчивом каблуке;
  • юбка не выше 5 см от колена;
  • колготки или чулки бежевого оттенка;
  • французский маникюр.

Business Best

Самым требовательным и мало приветствующим выражения индивидуальности дресс-кодом является Business Best. Его используют на переговорах с иностранными коллегами или же на иных очень важных деловых встречах. Также этот стиль незаменим в банковском деле, юридических организациях и политике.

В женском варианте Business Best состоит из костюма синего, бежевого или серого цвета. Также туда входит белая блуза, чулки или колготки строго телесного цвета, черные туфли-лодочки, каблук которых не должен быть менее 3 и более 5 сантиметров. Допустимая прическа - собранные волосы. Короткий рукав, независимо от времени года, запрещается. Единственные мелочи, которыми можно разнообразить строгий стиль, - это шейный платок (не ярких цветов) и мелкие ювелирные украшения.

Business Traditional

Более предпочтительным на сегодняшний день считается традиционный дресс-код. Ограничений в нем значительно меньше, а возможностей для проявления собственной индивидуальности гораздо больше. В данном случае приветствуются разные цвета и изображения на элементах одежды, но в пределах разумного.

Женщинам рекомендуется носить брючный костюм или же платье-футляр с жакетом. Короткий рукав и распущенные волосы разрешаются в определенных случаях. А ювелирные украшения, по сравнению с предыдущим вариантом, могут быть немного ярче и чуть крупнее по размеру.

Business Casual

Наиболее свободным и индивидуальным считается Это удобная и достаточно элегантная одежда для офисных работников. Женщины могут надевать юбки, водолазки, жакеты, а также трикотажные кардиганы. Как правило, такие образы выбирают сотрудники компаний, где нет абсолютно никаких ограничений по стилю, но все же существуют работодатели, которые устанавливают кэжуал именно стилем своей фирмы.

Дресс-код от "Газпрома"

В заключение следует разобраться с тем, какой же на сегодняшний день самый строжайший корпоративный стиль одежды. "Газпром" является прекрасным примером того, как сотрудники могут красиво выглядеть даже при максимальных ограничениях в одежде. В этой компании все подчинено строжайшему бизнес-стилю, который ни в коем случае нельзя нарушать. Деловой стиль в "Газпроме" базируется на международных стандартах, где высоко ценится сдержанность, а также максимально высокое качество одежды.

Женский костюм может быть черного, бежевого, баклажанового и даже оливкового цвета. Возможен рисунок в клетку или полоску. Ткань обязательно должна быть натуральная (тонкий твид, шерсть, лен).

Блуза должна быть выполнена в пастельных тонах, с прилегающим или классическим кроем. При этом должно быть минимальное количество декора. Категорически запрещены стразы и бисер, а также глубокий вырез.

Обувь должна быть классической формы и на устойчивом каблуке. Возможные цвета: черный, бежевый, темно-коричневый.

Выразитель индивидуального имиджа бренда

Корпоративный стиль (corporate identity) призван подчеркивать индивидуальный имидж компании и выражать ее ключевые ценности языком графики. Корпоративный стиль выражен в оформлении деловой документации, офисного пространства, а также во всех коммуникациях бренда.

Корпоративный стиль компании – это ее «характер», отражающий стиль общения с клиентами, партнерами и конкурентами и воплощенный в визуальной стилистике. Основными атрибутами корпоративного стиля являются логотип, фирменные цвета и шрифты, стилеобразующие элементы, слоган. Базовая составляющая корпоративного (или фирменного) стиля - это логотип, уникальный визуальный атрибут, который принято считать лицом бренда.

В отличие от фирменного стиля потребительских брендов, выраженного с помощью упаковки или вывески, основным носителем корпоративного стиля компании является фирменная и презентационная документация: визитки, бланки, папки, каталоги и т.д. Вторыми по значимости можно назвать электронные носители - сайт, электронные презентации, электронные сообщения. Корпоративный стиль компании должен одновременно учитывать специфику ее деятельности, отражать ценности, быть уникальным и доносить все нужные ассоциации в лаконичной и красноречивой визуальной форме.

Здесь и возникает первая трудность: как правило, внутри определенного вида бизнеса корпоративные ценности являются общими для всех компаний категории. Поэтому базовой задачей при разработке стиля становится поиск уникальной идеи, характеризующей подход компании к ведению бизнеса и выделяющий ее среди конкурентов. Только после этого можно переходить к разработке дизайна.

При работе над дизайном может возникнуть другая трудность. Зачастую, внутри категории существуют общепринятые и привычные для использования образы или цвета, характеризующие специфику бизнеса. В финансовой сфере, например, наиболее распространены красный и синий оттенки. Визуальный образ компаний, связанных с технологиями или коммуникациями, напротив, более яркий, гибкий, часто эксплуатирующий абстрактные фигуры и объекты.

Таким образом, перед началом работ по созданию корпоративного стиля необходимо определиться, каким он должен быть – скорее категориальным (т.е. с низким уровнем индивидуальности) или же уникальным (тогда соответствие категориальным стереотипам будет ниже в угоду индивидуальности бренда).

Отметим, что недавние примеры показали, что стремление к уникальности и уход от категориальных стереотипов оказались не чужды даже таким, казалось бы, консервативным государственным компаниям как «Роснано».

Что такое корпоративный стиль?

В теории рекламы существуют два понятия – "корпоративная реклама" (corporate advertising) и "реклама корпоративной идентичности" (corporate identity advertising). Причём второе понятие – составная часть первого. В терминологии наших Рекламистов "корпоративная реклама" получила крайне неудачный русский эквивалент – "имиджевая реклама", а "корпоративная идентичность" – более точный и ёмкий "корпоративный (или фирменный) стиль".

Под Корпоративной Рекламой подразумевается широкий спектр нетоварной рекламы, имеющий целью улучшение деловой репутации и повышение степени известности фирмы, товара, услуги. Из этого определения очевидно, что Корпоративная Реклама тесно связана с Public Relations, поскольку имеет ту же цель – формирование благоприятной деловой репутации и известности на рынке.

Под Корпоративным (Фирменным) Стилем (КС) подразумевается набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских, аудиальных постоянных элементов – КОНСТАНТ, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров/услуг, а также всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления.

Для чего необходим корпоративный стиль и какие функции он выполняет?

КС – это основа всей коммуникационной политики фирмы, одно из основных средств борьбы за покупателя. Только на основе единого КС возможно создание "фирменного" товара, т.е. работа на рынке в соответствии с концепцией "brand name". Без выразительного графического и словесного единства реклама, упаковка товара просто обречены на незапоминаемость или неидентифицируемость потенциальным покупателем.

Основные функции КС:

Создание "фирменного" имиджа.

Грамотно разработанный Корпоративный Стиль, удачно выбранная Торговая Марка способствуют идентификации товаров/услуг с фирмой-производителем. Иными словами, помогают выделить товары/услуги именно этого производителя из общей массы аналогичных товаров/услуг Конкурентов.

Доверие и уважение.

КС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на Покупателя/Потребителя. Очень важным моментом является вызывание положительных эмоций и/или впечатлений, которые доставили Потребителю уже ранее приобретённые товары/услуги данной фирмы/ТМ. (SONY, PHILIPS, IBM).

Корпоративная культура.

У КС (а в это понятие входит сувенирная продукция с фирменной символикой, единая форма одежды, "корпоративная легенда", гимн фирмы и т.п.) кроме внешней направленности на покупателя, есть и внутренняя направленность – собственный персонал. Её назначение – формирование единой "корпоративной" культуры, чувства причастности к общему делу. Не случайно, к примеру, на некоторых японских предприятиях рабочий день начинается с коллективного пения Гимна фирмы. А одежда сотрудников компании "Coka Cola" содержит фирменную бело-красную гамму. Весьма эффективный способ повышения производительности труда – наличие в интерьере фирмы элементов КС. Даже незначительные "фирменные предметы" типа блокнота, ручки или флажка на столе оказывают благотворное влияние на персонал.

Сохранение стилевого единства.

при использовании других Инструментов Маркетинга: прямой рекламы, Public Relations, выставок (ярмарок), стимулирования сбыта и прямого маркетинга.

Расширение границ деятельности фирмы - принятие ореола фирмы другими.

Основные группы корпоративного стиля

деловая документация фирмы

(бланки, конверты, визитные карточки, счёты на оплату, товаросопроводительная документация);

печатная продукция

(листовки, проспекты, каталоги, плакаты, календари, типовые оригинал-макеты для прессы);

сувенирная продукция

(ручки, блокноты, часы, значки, флаги, чашки, одежда);

фирменная спецодежда

(костюмы, майки, комбинезоны, головные уборы);

оформление фирменного транспорта

(легковые и грузовые автомобили);

(оформление интерьеров офиса, выставочных экспозиций, торговых залов, витрин);

маркировка и дизайн упаковки.

Основа КС – константы – постоянные элементы, способствующие идентификации товара покупателем.

Главные константы корпоративного стиля и требования к ним

торговая марка (логотип);

фирменный блок;

набор шрифтов;

фирменные цвета;

графические символы (сигнатуры и пиктограммы);

Фирменный шрифт должен соответствовать товару и характеру деятельности фирмы, воспроизводимость и читаемость, особенно если шрифт будет использоваться на упаковке или для маркировки товара. Шрифт может быть "мужским" или "женским", "лёгким" или "тяжёлым", "грубым" или "элегантным" и т.д. (компьютерный шрифт - сегменты как в электронных часах, джинсовый шрифт - Lee).

Фирменный цвет является своеобразной характеристикой товара/услуги. При выборе цвета необходимо учитывать психологию покупателей и потребителей, а также этнические особенности его восприятия (символика цвета в различных национальных культурах). В цветах человек улавливает стойкие ассоциации: голубой, бирюзовый вода, море; серебристый - авиация; зелёный - трава, деревья; красно-белый - "Coka Cola". При удачном выборе фирменный цвет как бы превращается во второй товарный знак. Примеры: Kodak & Fuji, Coka Cola & Pepsi Cola, Сбербанк Украины.

Фирменный блок. Это понятие включает в себя часто употребляемое сочетание нескольких элементов КС: полное наименование фирмы, ТМ, почтовые и банковские реквизиты. Иногда Фирменный блок включает в себя Рекламный Девиз. Например, старый блок adidas - лилия и надпись.

Торговая марка (товарный знак, логотип) – "центр фирменной цветографии" – это зарегистрированное в установленном законодательством порядке некое слово или изображение, звуковые позывные или оригинальная форма, призванные однозначно идентифицировать данный товар или фирму в сознании покупателя/потребителя. Прообразом торговой марки можно считать личное клеймо средневекового ремесленника. Широкое распространение получили во второй половине ХІХ века, когда начало развиваться массовое промышленное производство, а предприниматели стали воспринимать торговую марку как объект особой правовой охраны.

Главное требование к ТМ – её "сила". Критерий весьма субъективный и выражается он прежде всего в рекламоспособности марки, т.е. её возможности хорошо запомниться и однозначно идентифицироваться у покупателя/потребителя с определённым товаром/услугой. (Подробности ниже).

Торговая марка как главный элемент корпоративного стиля

Типы Торговых Марок:

словесные;

изобразительные;

комбинированные;

звуковые;

объёмные.

Звуковые ТМ не получили широкого распространения в мировой практике (лишь как позывные радиостанций и телеканалов). Пример: позывные радиостанции "Маяк" - мелодия песни "Подмосковные вечера".

Изобразительные ТМ представляют собой оригинальный рисунок, эмблему. Пример: Олимпиада - 80.

Объёмные ТМ - зарегистрированные ТМ в объёмном изображении. Пример: бутылка "Coka Cola", флакон духов "Dali".

Комбинированные ТМ используются достаточно часто. Наиболее употребляемые сочетания: словесный-звуковой; словесный-изобразительный; словесный-изобразительный-звуковой и т.п. Пример: комбинация логотипа и скульптуры "Рабочий и крестьянка" - киностудия "Мосфильм".

Словесные ТМ составляют основную массу используемых в рекламе (около 80%). Это можно объяснить тем, что они обладают наибольшей запоминаемостью за счёт одновременного воздействия семантической (смысловой) и фонетической (звуковой) составляющих. А словесная ТМ, выполненная фирменным шрифтом в фирменных цветах (на жаргоне рекламистов – логотип) вообще превращается в постоянный знаковый символ фирмы, способный объединить в восприятии покупателя/потребителя весь спектр её товаров/услуг. Каналы распространения: пресса, радио, ТВ.

Что необходимо помнить при выборе словесных ТМ?

Предпочтительны открытые слоги с гласными в середине.

Не более 3-х согласных подряд.

Потенциальная охраноспособность (7 организаций "Русское Золото" в Москве).

Осторожно с именами и фамилиями (торговый дом "Иван Петров").

Угроза ТМ перейти в родовое наименование товара (термос, нейлон, аспирин, граммофон, памперс и т.д.)

ТМ нельзя использовать во множественном числе, в форме прилагательного или глагола, склонять по падежам (ксероксы, ксерокопировать, копировать на ксероксе).

Словесная ТМ должна быть всегда рядом с родовым наименованием товаров, для которых она зарегистрирована (минеральная вода "Лужанская").

Желательно максимально выделить словесную ТМ при любом появлении в текстах (цвет, шрифт, заглавные буквы, кавычки и т.п.).

Необходимо использовать изображение ТМ в виде, соответствующем регистрации, и расположить его на максимально свободном от каких-либо других графических элементов поле.

Расположение ТМ на упаковке товара: лёгкая воспроизводимость, отсутствие мелких деталей.

Продумать цвет, композицию, расположение для создания единого запоминающегося образа – "pack message" – информационное послание упаковки глазу покупателя.

Учёт национальной психологии (Америка: автомобиль - член семьи, поэтому ТМ должна иметь ещё и имя – "Форд-Таурус", "Форд-Скорпио"; Швеция: достаточно только ТМ и номера модели – "Вольво - 750", Украина: "Жигуль-копейка", "Запорожец ушастый").

Некоторые секреты разработки торговых марок

В качестве примера можно привести Проект разработки ТМ, осуществлённый летом 1998 г. компанией "Ell Grafo". Научный Руководитель Проекта: Алексей ЕФАНОВ. Креативный Директор: Игорь СТЕЛЬМАХ. Руководитель Социологической Группы: Ольга ЛЕБЕДЕВА.

Цель описываемого Проекта – разработка Торговой Марки (ТМ) для сети продовольственных магазинов. Естественно, что такая работа состоит из многих составляющих: собственно поиск названий, определение типа графического начертания этих названий и цветового решения, выбор одного (или двух-трёх) названий из предложенных образцов, доработка графического начертания выбранного названия (названий), окончательный выбор, создание документации по КС, иллюстраций и рекомендаций по их применению.

Работа началась с составления Технического Задания (ТЗ). В ТЗ необходимо было чётко сформулировать основные требования к ТМ:

назначение ТМ;

целевая аудитория;

предпочтения по цветовой гамме (холодная - тёплая);

количество букв, смысловые ассоциации;

учёт национального менталитета (психологии);

возможные варианты использования;

будет ли ТМ использоваться в других цветах, различных размерах и т.д. и т.п.

В описываемом Проекте Исполнитель разделил работу на 4 этапа.

1-й этап – "Нулевой цикл". На этом этапе необходимо придумать несколько названий с учётом специфики и назначения ТМ. В течение нескольких дней сотрудники находились в состоянии "лингвистического поиска" названий. К условленному сроку Исполнитель предоставил около 200 возможных названий ТМ. В течение определённого времени Заказчик изучал предоставленные материалы. После чего для дальнейшей работы было выбрано несколько названий из предоставленного списка, а также несколько новых названий, предложенных самим Заказчиком. Теперь можно переходить ко второму этапу работы.

2-й этап – "Графическое начертание выбранных названий. Тестирование названий с помощью Фокус-Групп". Теперь необходимо выбранные названия облечь в какую-то графическую оболочку, т.е. каждому названию нужно подобрать свой шрифт, свою символику, по возможности сделать лигатуру, выбрать цветовую гамму. Конечно, талантливые художники могут это сделать на высоком уровне, но будет ли совпадать видение Художника с видением Покупателя или Потребителя? Во избежание досадных недоразумений, профессионалы используют методы тестирования готовой продукции на самих Потребителях.

Так, к примеру, перед выпуском нового сока, предприятие-изготовитель выпускает небольшую пробную партию и предлагает её попробовать детишкам, молодым мамам или пожилым людям (в зависимости от того, для кого сок предназначен). И вот люди, вдоволь напившись сока, высказывают своё мнение по поводу вкуса этого напитка, цвета, запаха, вида упаковки и т.п. После проведения серии таких испытаний, производитель чётко представляет какой товар он выпустил на рынок и что о нём думают Потребители. В ходе анализа полученной информации можно принимать решения о дальнейшем выпуске продукции, о снятии её с производст-ва, об изменении вкуса, запаха и т.д.

После того, как Заказчик выбрал несколько понравившихся ему названий будущей ТМ, Исполнитель провёл серию испытаний этих названий.

Как проводилось тестирование

Все выбранные названия были выписаны на листы бумаги с различным написанием: все строчные буквы, все заглавные буквы, только первая заглавная. А также с различными типами шрифтовых начертаний двух основных типов: Рубленный (Брусковый) шрифт и Классический шрифт (типа "Антиква").

Всего предлагалось к оценке 21 название. Выбор названий происходил поэтапно: на первом этапе предлагалось оценить 7 названий и выбрать поочерёдно из них те, которые на взгляд Информантов не подходят названию ТМ (это связано с тем, что люди более точно дифференцируют негативную сторону объекта и более размыто – позитивные впечатления). В результате отбора на первом этапе у каждого Информанта оставалось 2 названия, которые отвечают его критериям оценки. На следующем этапе предлагалось к оценке еще 7 названий, и повторялась та же процедура отбора. При этом Информанты, объясняя причины своего выбора, строили ассоциативные ряды на данное слово-название. Третий этап выбора названий из 7 предложенных – аналогичен двум первым.

После небольшого перерыва после проведения 3 этапов у каждого Информанта из предложенных 21 на-званий было оставлено не более 6 названий. В свою очередь, эти 6 названий были проранжированы Информантами с точки зрения 2 критериев: "нравится/не нравится" и "приемлемо/не приемлемо" как название для ТМ. Были построены ассоциативные ряды к данным названиям.

По окончанию тестирования из 21 осталось 5 названий, которые затем будут предоставлены Заказчику. Полученные результаты Заказчик может использовать по своему усмотрению.

Теперь можно переходить к 3-му этапу Проекта.

3-этап – "Окончательная доработка выбранного названия".

На этом этапе Разработчики занимались доработкой графического начертания одного из окончательно выбранных названий ТМ. Художниками-дизайнерами были разработаны: цветовые решения названия, визуального и графического образов. Из всего этого складывается Проект, главным звеном которого является чертёж знака ТМ на масштабно-координатной сетке. Остановимся на этом подробнее, ввиду важности для дальнейшего изложения и понимания.

В отечественной практике часто бывают случаи, когда Торговую Марку или Логотип приходится сканировать либо с визитной карточки, либо с картонной упаковки самого товара. В результате само изображение получается сильно искажённым по сравнению с оригиналом. Подобное приводит к тому, что в разных изданиях один и тот же знак выглядит по-разному. В результате Потребитель получает рассогласование визуального образа ТМ в своём сознании.

(Часто подобными подражаниями пользуются пираты, подделывая свой некачественный товар под известную ТМ. Кому из нас не доводилось видеть на базарах спортивные костюмы "abubas" или телефоны "Parasonic", очень похожие на настоящие).

Для уважающей себя и свою продукцию Фирмы это "не есть хорошо". Тщательно построенный чертёж позволяет увеличивать или уменьшать изображение с минимальными искажениями. В этом случае название ТМ может одинаково качественно переноситься и на визитную карточку, и на большой щит на стене здания, и на газетную страницу.

Теперь можно переходить к завершающему, 4-му этапу.

4-й этап – "Подготовка документации и сдача Проекта".

Заключительный этап включает в себя: подготовку всей технической и конструкторской документации, оригиналы для регистрации названия ТМ в органах Госпатента, запись всех графических и цветовых решений на компакт-диск (CD-ROM), рекомендации к использованию Теперь Заказчик может уверенно себя чувствовать: его фирменные (корпоративные) константы зафиксированы на электронном носителе и без труда могут быть воспроизведены на любом персональном компьютере в любой стране.

Работа завершена на "отлично". Претензий друг к другу нет.

Не это ли предел мечтаний каждого Заказчика и Исполнителя?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://reklama.rezultat.com

Корпоративный стиль

Корпоративный стиль , айдентика (англ. corporate identity ) - набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых - выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

«Корпоративный» или «фирменный» стиль часто понимается как набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от фирмы или торговой марки к потребителю.

Корпоративный дизайн наряду с корпоративной философией, корпоративной культурой и корпоративным поведением является одним из элементов корпоративной идентичности .

История

Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости.

Состав

Корпоративный стиль разрабатывается на основе логотипа и знака. Вначале проводится общий анализ компаний, аналогичных той, которая заказала логотип или фирменный знак. Затем вычленяются отличительные особенности данной компании. После этого формируется идея «смыслового образа», который впоследствии станет основополагающим в фирменном стиле данной компании. В этот образ вкладываются не только графические элементы, но и психология продаж (например, агрессивный маркетинг) и географическое местоположение компании, социологические образы общественной среды. Затем разрабатывается логотип. В начале разработки определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителем стиля может быть всё что угодно: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса. После окончания работы по разработке стиля составляется руководство по его применению. Руководство называют по-разному: брендбук, гайдлайн, стандарты оформления. Хотя название «брендбук» в данном случае использовать некорректно.

Структура гайдлайна

Стилеобразующая идея

Раскрывается идея, по которой построен корпоративный стиль. Идея заключается в формировании запоминающегося эмоционального образа, который становится «образным сорняком» или «информационной маской», на которой будет базироваться рекламная кампания организации.

Стилеобразующая идея строится на основе принципов общества и моды региона, в котором развивается данная компания. Так, например, символ «Дракон» всегда уместный в Китае, Малайзии и Японии, не будет уместен в Индии, на Кубе или в Башкирии, где данный образ вообще не воспримут. Поэтому важно понимать, где именно работает компания. Далее необходимо проанализировать, с каким видом услуг или с каким производством работает данная компания. Точное определение сферы деятельности компании привлечет потенциальных партнеров и клиентов к этому бизнесу. И наконец, последнее, что необходимо учесть - это социальная группа, на которую ориентирован данный бизнес.

Существуют несколько принципов построения логотипа:

Построение знака и логотипа

Логотип компании строится в двух визуальных системах: первая - это недвижимая система - система нанесения логотипа графическим способом на недвижимые объекты (бланк, визитка, кружка), вторая - это динамическая среда - система, когда логотип находится в движении, например на борту транспортного средства или в видеоролике.

В первом случае недвижимый синтетический и шрифтовой логотип, обладающий четко заданной осью или вектором движения, всегда выигрывает без подложки и вспомогательных элементов. Символьный логотип не всегда уместен и требует визуальной и информационной поддержки.

Во втором случае работают символьный и шрифтовой логотипы, так как во время движения мозг человека цепляется за простые и «знакомые» образы. Синтетический логотип требует контекстной визуальной и информационной поддержки.

Также существует три эмоциональных фильтра для логотипов - это:

Эти фильтры называют [кто? ] ещё «эмоциональной нагрузкой» на логотип.

Также существуют 2 системы восприятия - это макро-система и микро-система. В первом случае нужно понимать, как логотип будет смотреться, если его напечатать на фасаде здания, во втором случае - это нанесение логотипа на шариковую ручку.

Нанесение символики на различные материалы

Запреты, встречающиеся в гайдбуке

  • Не изменять размер знака и логотипа по отдельности.
  • Не изменять расстояние между фрагментами фирменного блока.
  • Не использовать обведение по контуру.
  • Не изменять корпоративные цвета.
  • Не размещать фирменный блок на сложной текстуре.
  • Не размывать знак и логотип.
  • Не использовать затенение.
  • Не заливать текстурой.

Макеты для наружной рекламы

  • Флаги
  • Плакаты
  • Баннеры
  • Тенты
  • Ситилайты

Макеты для сувенирной продукции

  • Брелоки, зажигалки
  • Ручки, маркеры
  • Чашки, кружки, стаканы
  • Футболки, рубашки, куртки, кепки
  • Пакеты (бумажные, полиэтиленовые)
  • Подарочные наборы
  • Календари (карманные, настольные, настенные)
  • Часы (наручные, настольные, настенные)
  • флэш-карты

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .


Цены на разработку фирменного стиля начинаются с нескольких тысяч рублей и доходят до баснословных чисел. Для многих заказчиков подобные отличия остаются загадкой. Однако объясняется этот разброс цен простым выражением: время — деньги.

Технически нарисовать логотип, встроить его в дизайн папок, конвертов, визиток и бланков можно за один рабочий день. Однако если учитывать тонкости создания стиля, особенности той или иной компании, её конкурентов и целевой аудитории, потребуется гораздо больше времени. Такая работа будет стоить больше, но и работать на укрепление бренда она будет заметно эффективнее.

Зачем нужен корпоративный стиль

Основная цель разработки корпоративного стиля — предоставить компании визуальные средства коммуникации, которые помогут отличить её от конкурентов. Для этого он должен отражать культуру бизнеса и особенности его продукта. Только тогда он поможет достичь поставленной цели путем решения ряда задач.

Задачи корпоративного стиля

  • Создать образ компании, которой можно доверять. Уникальное визуальное представление не интересно фирмам-однодневкам. Над этим задумываются только те, кто решил закрепиться на рынке надолго.
  • Повысить ценность продукта в глазах потребителя. Корпоративный стиль — своего рода упаковка основного предложения. Он увеличивает воспринимаемую ценность ваших товаров и услуг.
  • Упрощение процесса выбора. Корпоративный стиль, как и любой другой элемент брендинга, должен помогать потребителю принять правильное решение о покупке, подписке или записи на те или иные услуги. Увидев логотип, вывеску или почтовый конверт, он должен понимать, что «Компания А — это хорошо».
  • «Отстройка» от конкурентов. Даже если вы работаете в нише, где между предложениями разных компаний нет значимых отличий, их можно создать. Если они есть — их необходимо подчеркнуть. Этому и способствует корпоративный стиль.
Виды элементов корпоративного стиля

Состоит из нескольких основных элементов:

  • логотип (товарный знак, если речь об отдельном продукте);
  • цветовая палитра;
  • слоган компании;
  • корпоративный шрифт.
Это базовые блоки — кирпичики из которых строятся все остальные объекты визуальной коммуникации: визитки, фирменные папки, блоки подписи в электронных письмах, бланки и др. Далее поговорим о базовых блоках корпоративного стиля немного подробнее.

Как выбрать фирменный цвет

Нужно выбрать оттенок или сочетание цветов, которые будут ассоциироваться с вашей компанией. Например, «Сбербанк» — зелёный, IKEA — синий и жёлтый, Coca Cola — белый и красный.

Чтобы определить, какие цвета подойдут вашей компании, нужно понять основную эмоцию, которую вы хотите донести до клиентов и обратиться к исследованиям психологов. Они доказали, что разные оттенки ассоциируются с различными эмоциями и качествами: зелёный — спокойствие, уверенность, красный — энергия, радость, жёлтый — креативность, синий — стабильность и т. д. Это поможет сформировать оптимальную и узнаваемую цветовую палитру для вашей компании.

Слоган компании

Слоган или лозунг должен отражать суть деятельности и ценности компании. Это своего рода девиз, который также помогает сформировать внутреннюю культуру.

Слоган должен быть коротким и запоминающимся. Оригинальность здесь нужна, но в разумных количествах. Вспомните лозунги крупных автопроизводителей и вы поймёте, что в них нет сложной словесной игры или странных словоформ.

Корпоративный шрифт

Компания должна выбрать свой корпоративный шрифт. Он будет использоваться во всех документах, письмах рекламе и поможет определить принадлежность материала той или иной организации, даже без логотипа или слогана.

Это не обязательно должен быть новый, ранее не существовавший шрифт: можно выбрать готовое решение, оптимизировать его под себя и договориться использовать его повсеместно.

Требования

Есть три основных требования, которые предъявляются к корпоративному стилю.

  1. Дизайн фирменного стиля должен быть масштабируемым. Это значит, что товарный знак и дополняющие его элементы должны одинаково хорошо выглядеть на клипсе шариковой ручке и на рекламном билборде.
  2. Корпоративный стиль должен быть узнаваемым. Отдельные его элементы должны ассоциироваться только с вашей компанией, а для этого они должны отличаться от того, что уже есть у конкурентов и предприятий из других сфер.
  3. Логотип и другие элементы должны легко запоминаться. Этого можно достичь, сделав их уникальными, простыми и выразительными.
Этапы разработки корпоративного стиля

Процесс создания уникального стиля компании удобнее всего рассмотреть в разрезе элементов, которые прорабатываются на том или ином этапе.

  1. Логотип. Этот элемент лежит в основе общей концепции. Именно поэтому разработку начинают именно с него. Создавая логотип, дизайнер определяет также основные корпоративные цвета, шрифты и некоторые другие решения.
  2. Визитки. Разрабатывают два вида визитных карточек: персональные и корпоративные. На персональных указывается информация о конкретном работнике, включая его должность и телефон, на корпоративных — контактные данные и сферу деятельности компании. Они должны быть выполнены в едином стиле.
  3. Фирменные бланки. Это специальным образом оформленные листы, в колонтитулах которых указывается основная информация о компании. На них печатают договора, пишут заявления и не только. Это повышает статус компании в глазах держателя документа, напечатанного на бланке.
  4. Папки и конверты. Эти изделия используются для хранения бумаг и рассылки корреспонденции. Они должны быть одновременно функциональными, продуманными и оформленными в соответствии с новым стилем компании.
Мы описали основные этапы работы. Каждый из них, в свою очередь, включает следующие стадии:
  • поиск и анализ информации;
  • изучение конкурентов;
  • разработка и согласование концепции;
  • проработка решения;
  • утверждение.
Этот алгоритм позволяет получить не просто визуально привлекательный, но также наполненный смыслом и коммерчески эффективный стилевой элемент.

Ошибки

Чаще всего начинающие компании стараются скопировать уже работающее решение своих более опытных конкурентов. Это не работает. Стиль должен отражать культуру организации, особенности её продукта. Если вы используете чужое решение, вы продвигаете чужие идеи.

Концепции, вдохновленные современными трендами — это хорошо. Плохо, если они не соответствуют сфере деятельности компании или не отражают её ключевые особенности. Любые решения нужно адаптировать под себя, чтобы получить действительно выдающийся результат.

Разработке или выбору корпоративного шрифта обычно уделяют мало внимания. И это ошибка, ведь большинство страниц в интернете, коммерческих предложений, даже визиток наполнены текстом. Неподходящая гарнитура может ввести потенциального клиента в заблуждение, что вызовет негативные эмоции и заставит отказаться от сделки.

Советы

Подведем краткие итоги и дадим советы всем, кто хочет самостоятельно разработать корпоративный стиль для своей организации.

  • Начните с подготовки, определения целей, задач и формирования плана работ.
  • Напишите бриф, чтобы зафиксировать ответы на важные вопросы для себя и подрядчиков, которых вы, возможно будете привлекать на разных этапах.
  • Проанализируйте особенности своего продукта, сравните его с конкурентами, чтобы найти важные для покупателя различия.
  • Не останавливайтесь на одном успешном варианте логотипа или другого элемента. Проработайте несколько и проверьте, какой впишется в общую концепцию лучше.
  • Отталкивайтесь от интересов и особенностей целевой аудитории. Стиль, над которым вы работаете, создаётся, в первую очередь, для них.
Если вы планируете заказать