Как убивают китов. Современный китобойный промысел: описание, история и техника безопасности. «тигр» выходит на промысел



ПАЛЬМИРА
процветавший в древности город на караванном пути в Сирийской пустыне, ныне арабская деревня Тадмор. Пальмира (Город пальм) - греческое и латинское наименование города, но еще раньше это место носило название, которое до сих пор бытует у арабов. В надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I ок. 1100 до н.э. оно называется Тадмар, в Ветхом Завете (2 Пар 8,4) фигурирует под именем Тадмор как самый восточный город державы Соломона. Город располагался в оазисе в 240 км северо-восточнее Дамаска и более чем в 306 км от Евфрата и своим процветанием был обязан удачному положению на торговых путях, связывавших Восток и Запад. Древнейшая сохранившаяся надпись из Пальмиры относится к 32 до н.э. Еще в 1 в. до н.э. город достиг богатства и известности. Его процветание было ускорено устранением его главного соперника - Петры, павшей в 106 под ударами римлян. Поскольку римские императоры были заинтересованы в Пальмире, Адриан восстановил многие ее сооружения и назвал Hadriana Palmym в 129, а Септимий Север (193-211) придал ей статус римской колонии. В правление самой известной своей царицы, Зенобии, Пальмира стала столицей самостоятельного государства, включавшего Сирию, Малую Азию и Египет. Однако война с Римом завершилась в 272 триумфом императора Аврелиана, на котором гордую царицу Востока провели как беспомощную пленницу, и после этого разорения город уже не смог восстановить прежнего значения и великолепия. В 7 в. он был захвачен арабами и превращен в мусульманскую крепость, но землетрясение и разграбление ускорили его закат, он быстро превратился в развалины.

Главная улица города пролегала по древней караванной дороге, превращенной в длинную улицу, украшенную колоннадами и монументальными арками. К числу основных сооружений относятся храм Бела, или Баала (1 в.), храм Баалшамина (2 в.), агора (3 в.), театр с общественным центром и обнесенный прямоугольной стеной караван-сарай. В пальмирской религии смешались арабские, парфянские, вавилонские, сирийские и греческие элементы, облеченные в отчетливо пальмирскую форму. Среди представленных здесь богов - триада, включавшая Бела (со своим вестником Малабелом), Йарихбола и Аглибола; из других богов почитались Баал-Шамин, соперник Бела Шамаш, Иштар, Нанайя, Нергал, Адад, Атаргатис, Эшмун, Сама, Аллат, Арцу, Азизу и др. Объектом поклонения служили также умершие, которых хоронили в величественных башнях и мавзолеях.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПАЛЬМИРА" в других словарях:

    ПАЛЬМИРА, ПАЛЬМИРОВОЕ ДЕРЕВО Плотная, почти черная древесина пальмировой пальмы, привозимая из Ост Индии, идет на мелк. столярн. и токарн. изделия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. пальмира 1) см.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. Palmira), древний город в Центральной Сирии (близ современного г. Тадмор). Впервые упоминается в XIX в. до н. э. Расцвет во II III вв. Раскопками (с 1900) открыта часть античного города с правильной планировкой и обрамлёнными… … Художественная энциклопедия

    Пальмира - Пальмира. Большая колоннада с трехпролётной аркой. 2 3 вв. ПАЛЬМИРА, древний город на северо востоке Сирии (близ современного города Тадмор), центр караванной торговли. Расцвет в 1 3 вв. Остатки античного города 1 4 вв., с правильной планировкой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Пальмира - Пальмира. Большая колоннада с трехпролётной аркой. 2 3 вв. Пальмира. Большая колоннада с трехпролётной аркой. 2 3 вв. Пальмира древний город на северо востоке Сирии (), центр караванной торговли. Расцвет в I III вв. Сохранились остатки античного… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    ПАЛЬМИРА, пальмиры, мн. нет, жен. (тип.). Одна из гарнитур русских типографских шрифтов. ❖ Северная Пальмира (устар.) поэтическое название Петербурга. (По имени знаменитого древнего города в Сирии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    Ы, жен. Заимств.Производные: Пальмирка; Пальма; Мира.Происхождение: (Греч. Palmyra (лат. Palmyra) название города в Сирии. Предположительно от лат. palma пальма.)Именины: 30 мая Словарь личных имён. Пальмира ы, ж. Заимств. Производные: Пальмирка; … Словарь личных имен

    Веерная пальма Словарь русских синонимов. пальмира сущ., кол во синонимов: 7 веерная пальма (2) … Словарь синонимов

    ПАЛЬМИРА, древний город на северо востоке Сирии (близ современного города Тадмор), центр караванной торговли. Расцвет в 1 3 вв. Остатки античного города 1 4 вв., с правильной планировкой и обрамленными колоннадами центральными улицами; 3… … Современная энциклопедия

    Принятое в античном мире название древнего города Тадмора (Тадмура, Тудмура) на территории центральной Сирии (близ совр. г. Тадмор). Крупный центр караванной торговли и ремесел. Расцвет в 1 3 вв. н.э. Археологическими раскопками открыта часть… … Большой Энциклопедический словарь

    Древний город на северо востоке Сирии (близ современного города Тадмор), центр караванной торговли. Расцвет в 1 3 вв. Сохранились остатки античного города 1 4 вв., с правильной планировкой и обрамлёнными колоннадами центральными улицами; агора,… … Исторический словарь

    - (Palmyra). Город в Сирии, достигший наибольшего могущества в III в. от Р. X. при Оденате, который сделал ее столицей основанного им государства (261 г.). При его преемнице Зиновии государство это было увеличено большими завоеваниями. Пальмирское… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Пальмира. История. Памятники. Музей , Бунни Аднан, Ал-Ас`ад Халед. Издание является переводом на русский язык книги-путеводителя известных сирийских археологов, большую часть своей жизни посвятивших исследованию Пальмиры, памятника, включенного в Список…

Пальмира. Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу. Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами, поднимаются колонны с капителями — кудрявыми, словно кроны пальм.


Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Вернемся в Сирию. Почему вернемся?

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.

Осторожно, много больших фот!



На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.



Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города — Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.



Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.


От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.


На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.



До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.


Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.


1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.


Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2-3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.



Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.


Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».


В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.


Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.



При римском императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.

В 634 г. город был захвачен арабами.

Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.

В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.

С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.

В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».


История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.






…В 271 г. Рим торжественно встречал вернувшегося из Сирийского похода триумфатора - императора Аврелиана. Тяжелым маршем шли покрывшие себя славой на полях сражений легионы, под ликование римлян загорелые воины несли захваченные в боях трофеи. А за триумфальной колесницей императора шла в золотых цепях плененная Зенобия - царица легендарной Пальмиры, могущество которой было повергнуто в прах непобедимыми римскими легионами…

Пальмира - древний город в Тадморском оазисе, в сердце Сирии. Название этого города давно уже стало нарицательным (например, «Северной Пальмирой» называли Петербург). Величественные храмы, гробницы и колоннады Пальмиры поражают воображение и соперничают с самыми знаменитыми сооружениями античной Греции и Италии.
Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор, которое и сейчас носит расположенное близ древних руин арабское селение) встречается в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н.э. Потом более тысячи лет об этом городе упоминаний нет. Снова это имя появляется во времена первых ассирийских завоевателей. В ту пору в Тадморском оазисе жили арамеи. Они наряду с арабами и образовали ядро населения Пальмиры.

К I в. нашей эры Пальмира превратилась в крупнейший торговый и культурный центр. Она служила главным звеном в торговле Востока и Запада: здесь, на границе безводной пустыни, кончалась благоустроенная дорога от побережья и начиналась кратчайшая караванная тропа к Евфрату. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии. Индии и даже из Китая. Разноплеменные торговцы приносили здесь жертвы своим богам. В городе к тому времени существовало множество храмов, посвященных самым различным божествам: Баалу. Хададу, Атаргатис, Иштар, Набо. а также Арсу и Азизу - покровителям караванщиков. Помимо богов, купцы из далеких стран привозили в город самые разнообразные товары. Пальмира быстро богатела, и, расположенная между двумя могучими соперниками - Римом и Парфией - успешно извлекала выгоды из своего транзитного положения.

Богатство города неудержимо притягивало к себе взоры соседей. В 271 г. император Аврелиан выступил в поход против Пальмирского царства. Римские легионы осадили город. На помощь Пальмире выступили племена кочевников-бедуинов, но римляне без труда отбили их натиск. Пальмира капитулировала…
Город умирал долго. После разгрома, устроенного Аврелианом, здесь размешался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане, на рубеже III-IV вв. в Пальмире возобновилось строительство. которое, однако, носило в основном военно-оборонительный характер. На огромной площади в 30 000 кв. м раскинулся лагерь римских войск, получивший название лагеря Диоклетиана. Вновь отстроенные оборонительные стены ограждали значительно меньшую, чем ранее, территорию, так как население города к этому времени резко сократилось. Сооружение римского лагеря стало последним этапом в истории города.

При византийцах Пальмира еще существовала как незначительный пограничный пункт, а при арабах она уже пришла в полный упадок. Постепенно пески пустыни занесли остатки былого величия города…
Развалины Пальмиры стали известны только в XVII в. Сначала случайно попавшие сюда купцы и путешественники, а со второй половины XIX в. - научные экспедиции познакомили европейцев с этим вызывавшим удивление и восхищение городом. Раскопки Пальмиры начались в 1920-х гг. и продолжаются до сих пор. Сегодня комплекс руин этого древнего города включен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Сохранности построек Пальмиры во многом способствовало их местоположение среди песков пустыни, вдали от больших городов и переместившихся к югу торговых путей. Развалины Пальмиры расположены в котловине между отрогов холмов Джсбель- Хаяне и Джебель-эль-Карр. Город имеет очертания эллипса, протянувшегося с юго- востока на северо-запад. Его длина составляет около двух километров, ширина вдвое меньше. Хорошо сохранились оборонительные стены, в кольце которых расположены главные памятники города. Строительными материалами для городских построек послужили желтый песчаник, белый кристаллизованный известняк и розовый асуанский гранит, привозившийся из Египта.

Ко времени римского завоевания уже сложились два исторических центра Пальмиры: культовый на востоке и торговый на западе. Их связывала древняя караванная дорога. Впоследствии на месте этой дороги была проложена главная улица города, известная под именем Большой колоннады. Это архитектурный символ Пальмиры, сердце древнего города и его главная достопримечательность.

Большая колоннада протянулась с юго- востока на северо-запад, от храма Бела ло так называемого Надгробного храма. Этот великолепный проспект сооружался на протяжении многих десятилетий, а его закладка совпадает с визитом в Пальмиру римского императора Адриана в 129 г. Очевидно, пальмирцы постарались к этому событию украсить свой город.
Обычно центральные магистрали римских городов были идеально прямыми. Большая колоннада Пальмиры стала исключением: сохраняя основное направление, она дважды слегка изгибается. Это объясняется тем, что магистраль следовала за направлением старой караванной дороги и подчинялась уже существовавшей ранее городской планировке.

Общая длина улицы достигает 1100 м, ширина проезжей части - 11 м. По обеим сторонам ее тянулись крытые портики с двумя рядами колонн из золотистого известняка и розового асуанского гранита. Подобные колоннады были типичным украшением римских городов. Но нигде, кроме североафриканского города Тимгада (Тамугади), они не сохранились гак хорошо, как в Пальмире.

Колонны Большой колоннады, включая фундамент и капители, достигают высоты 10 м. Поверхность колонн, особенно в нижней их части, сильно повреждена. Это - результат многовековой работы песка, приносимого ветром из Сирийской пустыни. Местами стройный ряд колонн прерывается красиво вписанными в него полукруглыми арками - они отмечают начало отходивших от Большой колоннады боковых улиц города. Западный участок дороги заканчивается четырехсторонней аркой-тетрапилоном, отмечавшей место пересечения главной улицы с наиболее важными боковыми магистралями. На каждом из четырех углов перекрестка возвышаются установленные на высоких цоколях колонны из розового асуанского гранита, привезенные в Пальмиру из Египта..
Украшением центрального участка Большой колоннады служит монументальная триумфальная арка, построенная около 200 г. Ее скульптурное убранство отличает особая пышность. Далеко не все eго детали сохранились, но и в настоящем своем виде триумфальная арка является одним из наиболее впечатляющих сооружений Пальмиры. Она поставлена с таким расчетом, что через ее пролеты открывается эффектный вид на храм Бела. Последний участок Большой колоннады сворачивал от арки на юг и подводил к входу в это святилище.

Храм Бела (Баала) - местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса - был главной святыней города. Это самое большое сооружение Пальмиры. Его постройка завершилась в 32 г. нашей эры. Обширный комплекс некогда состоял из двора, обнесенного оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма. К входу в святилище вели широкие ступени и пологие пандусы, предназначавшиеся для жертвенных животных. Вход оформляли восьмиколонные пропилеи с традиционными для восточной архитектуры башнями по сторонам.
Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. К сожалению, исчезли бронзовые капители, некогда увенчивавшие 20-метровой высоты колонны: руины храма еще в древности не раз подвергались разграблениям. Позднее арабы использовали храм в качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало. Однако и сейчас, с полуразрушенной колоннадой, лишенный скульптурного убранства, храм поражает монументальностью и величием облика, совершенством пропорций.

Второй по значению храм Пальмиры посвящен Баалшамину. Это божество почиталось во всей Сирии. Его называли владыкой небес, божеством благодетельным, посылающим дождь. Храм Баалшамина был освящен в 131 г., как начертано на одной из его колонн. Он представляет собой типично римскую постройку, с глубоким шестиколонным портиком, колонны которого некогда украшали статуи. Сравнительно небольшой по размерам, этот храм производит монументальное впечатление благодаря своим массивным формам. Совершенством пропорций, гармонией и особой величественностью он даже превосходит храм Бела. Перед храмом стоял древний алтарь с посвятительной надписью на греческом и арамейском языках.
Святилища Бела и Баалшамика - не единственные культовые постройки в Пальмире. Но только два этих храма сохранились почти полностью и дают ясное представление о пальмирских храмовых постройках.
Вдоль Большой колоннады располагалось множество крупных общественных сооружений. Прямо за триумфальной аркой, слева от колоннады, находится святилище сирийского бога Набо-аналога греческого Аполлона. Прямоугольный храм,-построенный в I в. нашей эры, окружала торжественная колоннада с шестью колоннами на торцовых и двенадцатью - на боковых сторонах. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей, на котором видны основания колонн.

Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм, сооруженных, как гласит сохранившаяся надпись, Сосианом Гиероклом, наместником Сирии при императоре Диоклетиане. Однако археологи установили, что при Диоклетиане была произведена лишь реконструкция терм, а само здание сооружено на сто лет раньше. Своими размерами и богатством убранства термы Пальмиры не уступали знаменитым римским термам, но сегодня от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Термы снабжались водой из источника, расположенного к северо-западу от города. Сохранилась часть шедшего оттуда водопровода.
За храмом Набо располагается пальмире — кий театр. Он не такой большой, как другие театры античного времени, но отличается особенной изысканностью в оформлении. С западной стороны к театру примыкают руины пальмирского Сената. Рядом с ним расположен вход на агору- прямоугольную, окруженную портиками площадь, служившую рынком и местом городских собраний. Здесь с особой трибуны ораторы обращались к своим слушателям, сообщали о последних событиях и оглашали указы городской администрации. Отсюда представители Сената, правившего Пальмирой до начала II в., оповещали народ о своих решениях.

Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, было, очевидно, караван-сараем. Неподалеку от агоры была найдена огромная плита-стела длиной почти 5 м, относящаяся к 137 г. н.э. - знаменитый «Пальмирский тариф». Стела содержит написанные на греческом и арамейском языках решения сената о налогах и тарифах, которыми облагался город, например, за пользование водой из источника. Эта плита, обнаруженная в 1881 г. русским путешественником Абамелек-Лазаревым. хранится теперь в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Самое позднее из сооружений Пальмиры - лагерь Диоклетиана. В его центре была устроена площадь, на которой ныне возвышаются руины Храма знамен, где когда-то хранились боевые знамена римских легионов. От храма уцелели задняя стена, монументальная лестница в шестнадцать ступеней, нижние части стен и большое число богато орнаментированных блоков, обрамлявших дверные проемы. Надпись над входом сообщает имя строителя лагеря Диоклетиана - Сосиана Гиерокла.

Лагерь Диоклетиана вплотную примыкает к крепостным стенам. За ними начинаются окружающие город холмы, на самом высоком из которых возвышается средневековая арабская крепость Калаат Ибн-Маан. Для постройки ее стен и башен использовались остатки пальмирских зданий. От крепости открывается великолепный вид на развалины древнего города.
На склонах окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это - городской некрополь, где сохранилось множество древних гробниц. Их величественные башни, достигающие 20 м в высоту, придают пейзажу особую торжественность. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии. Как установили археологи, самые древние башни в некрополях Пальмиры были воздвигнуты над обширными подземными гробницами - гипогеями. Такие гробницы служили общей усыпальницей многим поколениям одного рода, а иногда даже сдавались внаем.

Развалины Пальмиры с ее колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами. наверное, можно считать классическим образцом древнего города - таким, каким его традиционно рисует воображение: громадные глыбы храмов, обломки погребальных сооружений, поросшие гравой ступени амфитеатров, полуразвалившиеся ионические и коринфские колонны, устремленные в небо, валяющиеся на земле расколотые капители, выщербленные ниши с пьедесталами для скульптур, разбитые барельефы… Время было безжалостно к древнему городу. Долгое время служившие лишь пристанищем шакалов, руины Пальмиры сегодня известны на весь мир и обрели вторую жизнь, став одним из крупнейших туристических центров Ближнего Востока.