Коэффициент учителя первой категории. Врачебные категории: порядок присвоения, надбавки. Аттестация врача. Размер доплаты воспитателям за категорию

Учитель - профессия благородная и нужная. Первого учителя помнят если не все, то многие уж точно. В свою очередь, учитель помнит каждого ученика, который изрядно подпортил ему нервы. Сколько же получает педагог, и как рассчитывается зарплата учителя?

Расчет по базовому окладу

Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда. Базовый оклад - метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.

  • размер оклада учителя;
  • специальные выплаты, которые включают в себя отклонения условий труда от нормы, наличие курируемых классов в качестве классного руководителя, присвоенную категорию, проведение собраний с родителями учеников, необходимость проверки тетрадей, работу над учебно-методическими материалами, заведование кабинетом;
  • стимулирующие выплаты (к данному блоку относятся поощрения за достигнутые результаты по итогам участия в региональных и областных олимпиадах, успешность сдачи единого государственного экзамена и отсутствие фактов девиантного поведения среди детей).

Расчет заработной платы по фиксированной ставке

Как рассчитать зарплату учителю по, так называемой, методике «Все включено»? Данная методика основывается на должностном окладе из расчета 36 часов работы учителя, а также стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты, как и в первом случае, такие же. Учитывается также применение новых решений и подходов в области образования, выполнение особо важных задач руководства. Немалое значение имеет стаж работы.

Ученико-часовая оплата труда

О том, как начислить зарплату учителю на основе отработанных часов, задумываются бухгалтеры во многих регионах России, в том числе и в Москве или Калининградской области. В данном случае остаются понятия базовой и стимулирующей частей, исходя из соотношения 70% на 30%. Базовая часть учитывает нагрузку, количество учеников. Проведение научно-исследовательских работ, участие на конференциях и конкурсах, разработка учебно-методического материала становятся основными факторами для бухгалтера, задумавшегося над вопросом, как рассчитать зарплату учителю.

Заработная плата учителя начальных классов

С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?

Основными переменными при расчете будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.

Учителя иностранных языков и заработная плата

Сегодня модно и даже необходимо учить иностранные языки, ведь это прямой путь к успеху и достойному заработку, а также возможности свободных путешествий. Несложно представить, как рассчитывается и из чего состоит заработная плата учителя английского языка.

При условии, что по объективным причинам у руководства школы нет возможности дать дополнительную нагрузку учителю, ему гарантирована заработная плата на том же уровне, как если бы он возложил на себя дополнительные обязанности. В данном случае есть хорошая возможность помочь школьнику усвоить материал на заграничном языке и подготовить его к участию в олимпиадах по английскому.

Как рассчитывается зарплата учителей английского языка? Так же, как и другим преподавателям. Преимущество преподавания английского языка еще и в том, что учитель всегда может подзаработать репетиторством.

Бухгалтерия расчета заработной платы учителя

Зарплата учителя рассчитывается как произведение базовой ставки за час (при этом берется академический час), количество отработанных часов и процент надбавки за присвоенную квалификацию.

Квалификация учителя включает в себя образование и стаж работы, а также результаты пройденных аттестаций. Чем выше квалификация, тем больше доход учителя.

Рекомендуемая частота тарификации - один раз в год, за исключением учебных планов, согласно которым в полугодиях установлена почасовая нагрузка. Объемы нагрузок согласовываются на начало первого и второго учебного полугодия. На основе учебных планов и разработанных образовательных программ считается почасовая нагрузка каждого учителя, которая умножается на ставку заработной платы. Случаи, когда один учитель замещает другого, оплачиваются дополнительно. Оплата труда учителя должна оставаться на прежнем уровне, в том случае, если его нагрузка была снижена по причинам, от него не зависящим.

Тарификация обязательно должна производиться в конце учебного года до того, как учителя уйдут в отпуск. Правилами установлено, что информирование сотрудников о тарификации должны происходить не позднее двух месяцев до даты вступления в силу.

Начисление заработной платы учителю

Разговоры о заработных платах бюджетных работников не прекращаются. С экранов телевизоров общественность всегда слышит только о том, что планируется или уже приведено в действие очередное повышение заработных плат. Несмотря на это, бюджетная сфера находится в постоянном поиске работников.

Как посчитать зарплату учителя, чтобы привлечь к этой востребованной на рынке труда профессии внимание молодежи. С целью решения данного вопроса периодически вводятся новые системы оплаты труда. Последние изменения в системе вступили в силу 1 января 2017 г.

В случае, когда учитель приступает к работе в середине года, расчет средней зарплаты происходит по следующей схеме: установленная ставка за час умножается на суммарный объем часов нагрузки учителя и делится на количество полных месяцев, оставшихся до окончания учебного года. Расчет заработной платы за неполный месяц ведется на основании фактически отработанных часов.

Как рассчитывается зарплата учителя по новой системе

Предполагает установление базовой части заработной платы на уровне 70% в общей структуре, остальные 30% будут приходиться на компенсационную и стимулирующую части. Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.

Положение об оплате труда педагогических работников, в котором прописывается, как рассчитывается зарплата учителя, должно содержать следующие основные пункты:

  • определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
  • почасовые ставки оплаты труда;
  • определение структуры компенсационных выплат;
  • определение структуры стимулирующих выплат;
  • проведение выплат на основе тарификаций;
  • устанавливается почасовая оплата труда;
  • включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.

Зарплаты учителей Москвы и Московской области

Уровень зарплат Москвы значительно выше региональных показателей. Задержки в также редки для московских учителей, по сравнению с коллегами из регионов. Отрицательным моментом для учителя из Москвы являются только задержки в индексации.

Из того, как рассчитывается зарплата учителя в Москве, видны различия в начислении заработных плат для педагогов столицы и для его коллег из Московской области. Например, бухгалтер учебного заведения г. Москва будет применять методику «Ученико-час», в Московской области за основу возьмут методику «Базовый оклад+».

Прокопьева Д., юрисконсульт ЗАО "Таможенный брокер", г. Магнитогорск.

В Положении об образовательном учреждении сказано, что зарплата педагогов верхним пределом не ограничивается. Должна ли производиться доплата за категорию учителя? Не только мне, но и другим учителям нашей школы ограничивают нагрузку (1,5 ставки), из которых лишь ставка оплачивается по категории, а остальные часы из расчета 5400 рублей без всяких доплат. Получается, что 18 часов учитель ведет по высшей категории, а остальные как педагог без стажа. Правильно ли это?

А.Завьялова, п. Спирово Тверской обл.

Заработная плата работников образовательного учреждения (ОУ) (включая размер должностного оклада (ставки), компенсационных и стимулирующих выплат) устанавливается трудовым договором в порядке, определенном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами ОУ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 144 ТК РФ).

Порядок, условия оплаты и стимулирования труда работников ОУ Тверской области закреплены Положением, принятым Постановлением администрации Тверской области от 02.12.2008 N 455-па (Положение).

Как следует из п. 1.6 Положения, заработная плата работника предельным размером не ограничивается. Должностные оклады (ставки заработной платы) работников образования Тверской области определяются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н (п. 2.1 Положения).

Учителя отнесены к 4-му квалификационному уровню в группе должностей педагогических работников. Ставка заработной платы учителя за норму часов педагогической работы установлена в сумме 5400 рублей (п. 2.1 Положения). В зависимости от условий труда учителю причитаются компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с разделами 10 и 11 Положения. Надбавка за квалификационную категорию является одной из компенсационных выплат (п. 2.5.14 Положения).

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, фактически не содержит указаний на верхний предел учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников. Ее объем устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196).

При этом данная работа не считается совместительством (подп. "з" п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41).

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (примечание 2 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191).

Начисление надбавки за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, возможно, если это условие оговорено в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте ОУ. Если этот вопрос не урегулирован, то надбавка за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх ставки, не начисляется, а данные часы оплачиваются на основании ставки заработной платы учителя за норму часов педагогической работы, то есть из расчета 5400 рублей.


Учитель – весьма ответственная профессия. На западе эта специальность считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Но в России ситуация сложилась иным образом. В Российской Федерации учителя и преподаватели не так ценятся, их труд оплачивается не по достоинству, поэтому зарплаты учителей в России сложно назвать высокими. Они находятся на среднем уровне.

Как известно, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Самые низкие заработные платы у учителей Дагестана, Черкесской республики и Мордовии.

Согласно статистическим данным за 2018 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.


Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2019 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2018 год.
Город/республика Размер средней заработной платы по региону (выражено в рублях) Размер средней заработной платы учителя (выражено в рублях)
г. Москва 58 760 57 780
Ямало-Ненецкий округ 76 500 83 175
Чукотка 75 400 76 715
Немецкий округ 65 370 75 150
Ханты-Мансийский округ 56 925 73 190
Магадан 58 800 73 175
Камчатка 52 280 69 480
Саха 49 140 62 780
Мурманск 42 686 57 410
Сахалин 53 235 56 734
Коми 39 465 54 200
Московская область 37 600 48 235
Хабаровск 34 835 47 830
Тюмень 33 715 42 655
Красноярск 33 515 41 725
Приморский край 31 694 41 694
Санкт — Петербург 38 935 41 725
Архангельск 32 585 40 605
Хакасия 28 100 38 630
Амур 31 500 38 320
Екатеринбург 29 050 37 050
Карелия 28 980 36 310
Иркутск 30 695 34 700
Татарстан 27 215 33 670
Бурятия 27 060 33 235
Ленинградская область 31 240 32 115
Ярославль 24 315 31 765
Тыва 23 365 31 515
Краснодар 25 440 31 435
Вологда 26 020 31 265
Омск 25 585 31 200
Кемерово 26 135 31 145
Пермь 26 230 31 070
Томск 31 415 30 500
Рязань 23 025 28 620
Самара 24 925 28 620
Новосибирск 26 120 28 545
Ростов 22 625 28 380
Челябинск 27 020 28 260
Калининград 26 010 28 110
Липецк 22 315 27 887
Смоленск 21 550 27 715
Калуга 26 950 27 600
Ставрополь 21 485 26 925
Владимир 21 875 26 795
Чувашская республика 20 275 26 390
Алтай 22 030 26 200
Тула 24 665 26 060
Оренбург 22 935 25 930
Воронеж 22 930 25 930
Волгоград 22 900 25 800
Астрахань 22 565 25 700
Тверь 23 825 25 690
Ульяновск 20 365 25 487
Ингушетия 21 170 25 080
Новгород 24 285 24 885
Адыгея 20 175 24 820
Удмуртская республика 22 770 24 434
Псков 20 343 24 430
Башкортостан 23 580 24 260
Орлово 20 064 24 155
Тамбов 19 675 23 695
Брянск 20 240 23 445
Белгород 22 920 23 400
Иваново 19 750 23 040
Калмыкия 19 020 22 515
Чеченская республика 21 935 22 080
Киров 20 265 22 045
Курган 20 180 22 030
Пенза 21 445 21 770
Саратов 21 280 21 525
Северная Осетия 19 845 21 385
Марий Эл 19 555 20 965
Алтайский край 18 725 20 140
Мордовия 18 700 19 940
Дагестан 18 500 17 449

Средняя зарплата педагога в 2018 году в Москве равна 70 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 65 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2018 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 15 тыс. – 20 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

Согласно указу, подписанному президентом РФ, в этих областях в 2019 году произойдёт повышение зарплат, но на сумму не больше 2 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2019 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

К сожалению, дополнительные выплаты за большой стаж и опыт работы учителям не предусмотрены.

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

Оклады преподавателей вузов

Средний оклад преподавателя высшего учебного заведения равен 30 тыс. рублей. Ассистент, не имеющий учёной степени, получает примерно 12 тыс. рублей. Преподаватель, имеющий звание доцента, зарабатывает около 17 тыс. рублей. Профессора получают примерно по 30 тыс. рублей. Но такие оклады зачастую получают сотрудники образовательной сферы, работающие в более развитых и крупных городах.

Преподаватели провинциальных высших учебных учреждений со степенью доцент получают по 10 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный заработок кандидата наук не превышает 9 тыс. рублей.


В редких случаях преподаватели получают от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. Но такая заработная плата выплачивается лишь тем сотрудникам, которые дополнительно занимаются кураторством или занимают должности заведующих кафедрой.

Реальная зарплата профессора МГУ в 2017 году

Деканы факультетов в среднем получают ежемесячно по 100 тыс. рублей. А заработная плата ректоров и проректоров просто поражает своими размерами. Представители, имеющие такие должности, могут зарабатывать от 300 тыс. рублей в месяц.

В Санкт–Петербурге в государственном университете средняя заработная плата профессора равна 55 тыс. рублей. А доцент в этом же высшем учебной заведении будет ежемесячно получать от 14 тыс. рублей.

Для этого необходимо:

  1. Находиться в очереди на улучшение условий жизни.
  2. Иметь средства на первый взнос.
  3. Подать заявление в администрации района.

Льготы по зарплате Начисления преподавателей состоят из базовой и стимулирующей частей. Первая зависит от нагрузки и квалификации. Вторая включает в себя выплаты:

  • за специальный режим деятельности;
  • за классное руководство;
  • химикам - за вредные условия;
  • дополнительную нагрузку в специализированных группах и классах;
  • за проверку тетрадей;
  • материальную помощь.

Как можно получить льготы в России Большинство преференций и дополнительных начислений регулируется местным законодательством. Подробности его следует искать на официальном сайте правительства региона.

Получи компенсацию и пособие

Педагогам начальных классов Для учителей начальной школы баллы начисляются несколько иначе в сравнении с педагогами, обучающими старшие классы. Здесь все упирается в образовательную программу, которая в начальных классах имеет меньшее значение. Поэтому для таких сотрудников поощрительная выплата предусмотрена в меньших масштабах.
Даже педагог первого класса или воспитатель дошкольного учреждения вправе самостоятельно увеличить поощрительные выплаты путем активного обучения детей и привлечения их и родителей к массовым мероприятиям. Именно в начальных классах закладываются базовые понятия и азы, что впоследствии помогают ученикам проще справляться с программой старших классов. Учитель начальных классов или дошкольного учреждения может самостоятельно увеличить поощрительную выплату путем активных действий со своей стороны.

Стимулирующие выплаты воспитателю доу в 2018 году

Кроме этого, это мера позволяющая рассчитывать не на крошечный оклад, а хорошую заработную плату, достойную на сегодняшний день и иных профессий. Данная выплата выступает одновременно поощрением и стимуляцией для педагогов, что мотивирует их к активным обучающим действиям. Введению в школьную программу иных методов восприятия учениками информации, которые рассчитаны на достижение максимального продуктивного результата.

Поощрительная надбавка для учителей – мера обеспечения выполненная на законодательном уровне для повышения уровня образования в нашей стране. Правовое регулирование На законодательном уровне заработная плата учителей формируется в соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса РФ и ФЗ №583 «О введении новых систем оплаты труда» от 05.08.2008 года.

Надбавка за категорию педагогам 2018 г

Конечно, деканы и ректора составляют особую касту – зарплата первых может достигать 100000 рублей, а вторых – доходить и до 300000 ежемесячно. Работники детсадов находятся в самом незавидном положении. Статистика говорит, что их средний оклад равен 20000 в месяц, но при этом столичный воспитатель получает около 38000 рублей. Не стоит забывать и то, что данная цифра получена путем усреднения окладов воспитателей садов государственной и частной формы собственности.
В Северной Пальмире оклад воспитателя равен уже 19000, в Новосибирске – 13000, в Самаре, Перми, Красноярске, Воронеже – 11000, а в Волгограде – около 9000 рублей ежемесячно. К сожалению, официальная статистика, как обычно, принимает в расчет абсолютно все виды окладов преподавателей, учителей и воспитателей, включая тех, кто работает в частных ВУЗах, школах и детсадах.

Размеры надбавок и доплат к ставкам и окладам работников образования

Сегодня в педвузы часто идут выпускники, которые не могут похвастаться высокими результатами ЕГЭ, так как конкурс в большей части этих учебных заведений традиционно невысок. Исключением можно считать разве что языковые специальности, а также те, которые относятся к области информатики и компьютерной техники. Давайте узнаем, могут ли рассчитывать учителя хотя бы на какое-то повышение уровня оплаты своего нелегкого труда.
Важным вопросом, который требует немедленного решения, является привлечение в школы молодых кадров. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день большую часть педсостава школ составляют люди пенсионного или предпенсионного возраста, которые не всегда успевают следовать за новыми технологиями и профессиональными изменениями, предпочитая учить детей по старинке.

Зарплата учителей в 2018

Внимание

Стоит сказать, что в коммерческих заведениях стартовая точка оклада няни начинается от 28000 рублей в месяц, учителя – от 35000, а доцента – от 60000 ежемесячно, так что государственной заслуги в высоких значениях усредненных данных нет. При этом сведения от Минобразования отличаются от приведенных выше статистических выкладок. Согласно словам Людмилы Огородовой, занимающей пост заместителя министра образования, уже в 2016 году работники дошкольных учреждений получали в среднем около 25000 рублей, а школьные учителя – более 31000 рублей ежемесячно.


При этом в числе наиболее высокооплачиваемых категорий учителей были названы педагоги, ведущие право, экономику и чтение, зарплаты которых могут доходить до 45000-53000 рублей. Если же говорить о реальных данных, то они, согласно опросам учителей по регионам страны, существенно отличаются от тех цифр, которые предоставляет Росстат.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

Респонденты говорят, что зарплата учителя в среднем составляет около 18600 рублей. Хорошо демонстрирует несоответствие между правительственной статистикой и реальным положением вещей обзор реальных вакансий. Так, например, в школах России есть 440 открытых позиций учителей, причем для 56% из них работодатель указал зарплату в размере 5700-17000 рублей в месяц, в 24% случаев – 17100-28100 рублей и только в 12% вакансий предлагают вознаграждение в сумме 28200-38350 рублей.
Всеволод Луховицкий, который является сопредседателем межрегионального учительского профсоюза, делает акцент на том, что официальная статистика, как и Минобразования, не учитывают то, за какое рабочее время учителем была получена та или иная сумма денег.Иногда для относительно нормальной оплаты труда приходится брать сразу несколько ставок и вести по семь-восемь уроков ежедневно, а это – существенная нагрузка на педагога.

Правила получения стимулирующих выплат учителям в 2018 году

Российские учителя помнят, что премьер посоветовал тем, кого не устраивает их зарплата, идти в бизнес или искать подработку. На сегодняшний день в правительстве обещают, что в российской образовательной системе будет проводиться оптимизация. Ее планируют сопроводить, в том числе, повышением уровня оплаты труда учителей.

Конечно, рассчитывать на повсеместное повышение окладов не приходится. Во-первых, размеры надбавок зависят от итогового решения региональной власти. Во-вторых, большую часть выплат учителям составляет не сам оклад, а всевозможные надбавки за стаж, квалификацию и категорию, так что молодые специалисты не получают таких сумм как педсостав, отработавший в школе 10 и более лет.

К тому же, речь идет только о том, что учительские оклады попадут под очередную индексацию. А значит, зарплата возрастет не более чем на 5,5%.

Социальные льготы учителям в 2018 году

Пример расчёта стимулирующей выплаты учителям Школа выделила бюджет на начисление учителям стимулирующих выплат по итогам учебного года в размере 30 000 рублей. Педагогический состав школы состоит из 25 преподавателей. Профсоюз утвердил оценочный лист, представленный директором школы, согласно которому стимулирующая выплата будет выплачена 5 учителям за особо выдающиеся результаты труда: Учитель математики набрала 48 баллов за разработку нового учебного плана, который положительно повлиял на успеваемость учеников.Учитель физкультуры набрал 30 баллов за усердную работу с учениками и проведение районных соревнований, где пятеро его воспитанников заработали призовые места.Ещё 3 педагога набрали по 55 баллов, регулярно организуя выставки, посещения культурных мероприятий, привлекая родителей к участию в жизни школы, и внося корректировки в учебный план.

Инфо

Учительская должность при этом сохраняется.Годовой отпуск и условия его предоставления регламентируются региональными нормативно-правовыми актами. Льготы на коммунальные платежи в разрезе законодательства В 2018 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Это означает, что регионы сами устанавливают преференции для системы образования.


Они также решают, распространять ли их только на село или предоставлять жителям города. Однако льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать параметрам, записанным в 55-й статье (пункт 5) закона «Об образовании».

Важно

Оценивается эффективность организации различных кружков, факультативов, количество занятий, самостоятельная разработка новых учебных программ, работа с учениками. При этом 60% средств бюджета учебного заведения идёт на выплаты квалифицированным преподавателям, а оставшиеся 40% - прочим сотрудникам. Библиотекари также получают право на стимулирующую выплату, и они также должны потрудиться, чтобы её заработать:

  • активно формировать фонд библиотеки;
  • сохранять и развивать фонд;
  • работать с читателями;
  • повышать уровень своего профессионализма;
  • вести справочно-библиографическую работу.

Преподавательская деятельность

В чём заключается преподавательская деятельность? Какими актами регламентируется?

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании» (http://base.garant.ru/70291362/) рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В течение какого времени должна выполняться преподавательская деятельность?

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/307537/) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю учителям 1–11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Рабочее время учителя

Какова продолжительность рабочего времени учителя?

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», (http://base.garant.ru/189813/) при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Каков график работы учителей во время каникул?

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (каникулярный период), являются для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Каким образом регулируется переработка учителя?

В соответствии со статьей 152 Трудового Кодекса РФ (http://base.garant.ru/12125268/) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

Согласно Статье 153 Трудового Кодекса РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании», педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Как распределяется трудовая нагрузки учителей-пенсионеров?

В статье 3 Трудового кодекса РФ устанавливается запрет дискриминации в сфере труда. Так, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, трудовая нагрузка учителя не зависит от его статуса пенсионера и регулируется трудовым договором с работодателем.

Заработная плата учителя

Каковы принципы начисления заработной платы?

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. № 1008-ПП «О первоочередных мерах по реализации новых принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, входящим в Комплекс социальной сферы города Москвы», Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки.

На основании Модельной методики система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы.

Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:

О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чаз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

По каким параметрам рассчитываются стимулирующие надбавки?

В соответствии с Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки, система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т. д.). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагога, являются критерии, отражающие результаты его работы. Поскольку стаж педагогической работы и уровень образования педагога оказывают опосредованное влияние на результат работы учителя, то можно считать их учтёнными в стимулирующих выплатах за качество работы учителя. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учётом мнения профсоюзной организации.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии).

Условия премирования:

Педагогические работники

Достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения;

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня);

Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций);

Заместители директоров по УВР, ВР

Организация предпрофильного и профильного обучения;

Выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы;

Высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся;

Высокий уровень организации и контроля мониторинга) учебно-воспитательного процесса;

Качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т. д.);

Сохранение контингента учащихся в 10–11-х классах;

Высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы;

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

Заместитель директора по АХЧ

Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы;

Обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда;

Высокое качество подготовки и организации ремонтных работ;

Педагог-психолог, социальный педагог

Результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися;

Своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля;

Библиотекарь

Высокая читательская активность обучающихся;

Пропаганда чтения как формы культурного досуга;

Участие в общешкольных и районных мероприятиях;

Оформление тематических выставок;

Выполнение плана работы библиотекаря;

Водитель

Обеспечение исправного технического состояния автотранспорта;

Обеспечение безопасной перевозки детей;

Отсутствие ДТП, замечаний;

Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.)

Проведение генеральных уборок;

Оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок;

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Порядок премирования

Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.

Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов.

Как оплачивается труд учителя при совмещении должностей?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 Трудового кодекса РФ.

Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учётом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.

Как оплачивается труд учителя при сокращении учебной нагрузки в течение учебного года?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников)», учителям общеобразовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Молодые специалисты

Кто относится к категории «молодой специалист?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник вуза, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности;

Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Молодыми специалистами признаны лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трёх месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы – независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трёх лет, но может быть продлён (на аналогичный срок) в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу; направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы; поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации; предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.

Установлена 15-процентная доплата к ставке заработной платы (без учёта дополнительной нагрузки) молодого специалиста для компенсации 50% стоимости проездного билета.

Через какое время молодой специалист может претендовать на 1 категорию?

Аттестация на первую категорию возможна через 5 лет работы в школе.

Может ли бакалавр, учащийся в магистратуре получать надбавку как молодой специалист?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» бакалавриат является формой высшего образования в Российской Федерации. Соответственно, при соблюдении прочих критериев, данное лицо может быть квалифицировано как молодой специалист.

Аттестация учителей

Каков новый порядок аттестации учителей?

Порядок аттестации изложен в совместном письме Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установить соответствие педагога квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Аттестационная комиссия для педагогических работников региональных и муниципальных учреждений формируется региональным органом в сфере образования. Для педагогов федерального учреждения – органом, в ведении которого оно находится. В состав комиссий, в частности, входят представители профсоюзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педсоветов и др.), работники образовательных учреждений. Графики работы комиссий ежегодно утверждаются соответствующими органами.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет. Её проходят педработники, не имеющих квалификационных категорий. Аттестации не подлежат педагоги, отработавшие менее 2 лет, а также женщины, находящиеся в декретном отпуске. Педагогический работник уведомляется об аттестации не позднее чем за месяц до её начала.

Аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по заявлению педагога. Оно рассматривается в течение месяца.

Решение комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педработника. Оно утверждается госорганом в сфере образования. Аттестационный лист и выписка из акта госоргана направляются работодателю.

В случае непрохождения аттестации педагог увольняется либо с его согласия переводится на другую имеющуюся работу.

Пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. могут быть обжалованы все элементы, с которыми связаны ее результаты.

Трудовые споры

- Каков механизм разрешения трудовых споров?

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Каким образом создается конфликтная комиссия?

В соответствии со статьей 45 ФЗ «Об образовании», в образовательных учреждениях создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Каковы последствия неудовлетворительного результата аттестации ученика?

В соответствии со статьей 58 ФЗ «Об образовании», промежуточная аттестация обучающихся состоит в освоении образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Предусмотрена ли ответственность учителя, когда его деятельность и поведение недопустимы?

В статье 47 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что педагогические работники обязаны: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Могут ли родственники работать в школе в непосредственном подчинении одного другому?

До 1 февраля 2001 года частью 1 статьи 20 КЗоТ запрещалась совместная служба в одном и том же государственном или муниципальном учреждении лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому. Поэтому работа близких родственников (например, супругов) в должности директора и заместителя директора по административно-хозяйственной работе противоречила действовавшему в то время законодательству.

Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс РФ не содержит указанных ограничений.