Лепка петух индюк подготовительная группа по дымке. Как слепить индюка из пластилина. Мотивирующее начало занятия на тему «Птицы»

1. ЛЕПКА «ИНДЮК» (дымковская игрушка)

Пр.сод.: учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепке разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали – гребень, бородку – лепить налепами; учить для декоративного украшения индюка использовать стеку и печатки.

Материал: дымковские птицы, иллюстрации с реальным изображением этих птиц; исходные формы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики – один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки, дощечки.

Предш.раб.:

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подгот. Гр.) стр. 71

АППЛИКАЦИЯ «НАРЯДНОЕ ПЛАТЬЕ»

Пр.сод.: учить детей передавать форму одежды (платья), расположения частей и величину (длинное, короткое, широкое, узкое), самостоятельно выбирать бумагу для элементов украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету. Закреплять умение вырезать из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной несколько раз. Закреплять умения обращаться с ножницами. Развивать вкус, чувство цвета.

Материал: цветные заготовки размером 16*12 см, цветные полоски, ножницы, клей, кисть, клеенка, тряпочка, поднос, трафареты (по необходимости)

Предш.раб.: рассматривание альбомов мод.

Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр.68

РИСОВАНИЕ «ХМУРАЯ ОСЕНЬ. ВЕТРЕННЫЙ ДЕНЬ»

Пр.сод.: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка)

Материал: картины с изображением разной осенней погоды: ясной и хмурой, ветреной; заранее тонированные листы бумаги (серое небо, коричневая земля), краски гуашь, мягкие и жесткие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши, листочки бумаги для подбора красок.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 40

2. ЛЕПКА «ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА «ВЕТКА РЯБИНЫ»

Пр.сод.: учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины; развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца.

Материал: соленое тесто, клей ПВА, стеки, дощечки, образец, ветка рябины.

Предш.раб.: рассматривание ветки рябины.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ «КИСТИ И ГРОЗДЬЯ ЯГОД»

Пр.сод.: учить передавать разную форму кистей и гроздьев ягод, изображать частичную загороженность одних ягод другими, самостоятельно выбирать цвет и оттенки для вырезывания смородины, рябины, винограда и цвет бумаги для наклеивания, вырезать тонкие изогнутые стебельки и черешки; вырезывать листья сложной формы у винограда и смородины по предварительно нарисованному контуру.

Материал: картинки с изображением кистей красной и черной смородины, гроздьев рябины и винограда разного цвета;

Лист плотной бумаги (1/2 листа) разного фона, сочетающиеся по цвету с цветом ягод, полоски цветной бумаги двух оттенков, широкие полосы зеленой бумаги для вырезывания листьев, ножницы, клей, черный карандаш.

Литература: Швайко «Занятия по изо в детском саду» (подгот.гр.) стр. 21

РИСОВАНИЕ «ВЕТКА РЯБИНЫ»

Пр.сод.: закреплять умение рисовать способом томпонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материал: альбомный лист тонированный, краски гуашь, кисти, засушенные листья рябины, баночки с водой.

Предш.раб.: рассматривание рябины.

Литература: Семинар-практикум по ИЗО «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»

3.ЛЕПКА «СОВЫ»

Пр.сод.: учить лепить сову из целого куска пластилина, передавая ее характерные особенности, пропорции, объединять образы для создания сюжета, создавать дополнительные предметы (дерево, мелкие зверюшки- мыши), работать коллективно в парах, помогать друг другу, сравнивать свою поделку с поделкой соседа, соотнося их по величине. Развивать самостоятельность, инициативу, умение создавать выразительный образ.

Материал: глина (пластилин, соленое тесто), стеки, дощечки

Предш. Раб.: рассматривание иллюстраций с изображением совы.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ: «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА» (мозаика)

Пр.сод.: упражнять детей в изображении птицы способом обрывания и составления мозаики, продолжать учить переводить трафарет на лист бумаги, развивать самостоятельность, инициативу при выборе дополнительных украшений, выполнять работу аккуратно.

Материал: альбомный лист, трафарет птицы, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос, ножницы.

Предш.раб.: беседа с детьми о сказочных птица, рассматривание птиц, их формы тела, особенностей строения.

Литература:

РИСОВАНИЕ «ВОРОБЫШЕК»

Пр.сод.: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.

Материал: изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек - раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги (12*12 см), простой и цветные карандаши.

Предш.раб.: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами на прогулке, лепка, рисование в свободной деятельности.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» (подг.гр.) стр. 46

4. ЛЕПКА «ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ» (по сказкам В.Кротова)

«ЛЯМБА»

Пр.сод.: учить создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п), оформлять, украшать, дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

Материал: сказка –крошка В. Кротова, пластилин, стеки, палочки.

Литература: Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр. 101-102

АППЛИКАЦИЯ «ЦЫПЛЕНОК»

Пр.сод.: продолжать учить детей выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство полностью кусочками бумаги неправильной формы, закреплять навыки обведения шаблона простым карандашом, самостоятельно дополнять аппликацию мелкими деталями. Воспитывать творчество, самостоятельность. Развивать мелкую моторику, терпение. Закреплять правила обращения с ножницами и клеем.

Материал: картон белый (1/2 листа), шаблон цыпленка, простой карандаш, бумага желтая, полоска бумаги зеленого цвета, красная бумага для клюва и лапок, ножницы, клей ПВА, розетка для клея, кисть, тряпочка, поднос, клеенка.

Предш.раб.: рассматривание иллюстраций цыпленка, рисование в свободной деятельности.

Литература: Малышева «Аппликация в д/с» стр. 60

РИСОВАНИЕ «КАРТИНКИ-НЕВЕДИМКИ»

Пр.сод.: познакомить с изобразительными и выразительными возможностями различными художественными материалами – парафин, акварельные краски, с нетрадиционной техникой рисования, развивать фантазию, творчество, самостоятельность

Материал: Игрушки: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные краски, кисти, музыка.

Литература: Д/в № 6,97 стр. 55

Светлана Кожевникова

Мастер-класс с фото.

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

Научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

Развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Дымковская игрушка - один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Тема «Домашние птицы» одна из многих в дошкольном образовании. А каких домашних птиц вам назовут дети? Ну конечно, петуха, курицу, цыпленка, утенка, гуся или утку.
А вот индюка мало кто знает. Хотя это такая замечательна и необычная птица!
Давайте сегодня вместе слепим из пластилина красивого индюшонка.

Материалы для поделки:

  • набор пластилина
  • стеки
  • зубочистка и карандаш

1. Для основы нам нужно скатать два коричневых шара одинакового размера.

2. Придадим шарам форму толстых дисков и скрепим между собой так: нижний шар – тело, горизонтально, а верхний вертикально к нему. Из кусочка желтого цвета сформируем треугольный клюв и закрепим по центру на голове, а сверху зафиксируем крошечный малиновый жгутик.

3. У индюка очень большой, пышный и яркий хвост. Мы сделаем его разноцветным. Для этого нам понадобится пластилин красного, оранжевого и желтого цвета. Сделаем несколько шариков разного размера.

4. Чтобы сделать перо нам потребуется из каждого шарика сформировать овал и немного сплюснуть его.

5. Перья для хвоста делаем так: на большой красный овал накладываем средний оранжевый, а сверху маленький желтый. Так выглядят готовые перья.

6. Закрепляем перья сзади на спинке индюка. Вид сзади.

7. Теперь будем работать с головой. Карандашом аккуратно намечаем глазницы и готовим маленькие черные пластилиновые глазки. Глаза можно заменить бисером подходящего цвета.

8. Вставляем глаза. Затем из желтого пластилина формируем два небольших шарика – это лапки. Крепим их внизу.

9. Стекой осторожно подрезаем лапки и намечаем пальцы, а на голове делаем декоративный вырост-хохолок.

Очень известной фигуркой среди дымковских игрушек выступает индюк. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается интересная птица с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на данном занятии.

Глины размером с кулак хватит на изготовление статного индюка. Чуть больше половины уйдет на тело и хвост, а все остальное может уйти, при желании, на крылья, ноги и украшения.

Всегда стремитесь вылепить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживании.

Я вылепил из одного куска заготовку, состоящую из головы, туловища и хвоста. Можно было бы вытянуть из этого куска глины и ноги, но я подумал, что индюк получится тощим, поэтому ноги сделаю отдельно. Не всегда уместно добавлять глины к взятому уже куску, так как ее придется снова хорошенько промять, а это отнимает время. Я всегда стараюсь изготовить игрушку из первоначально взятого куска, какого бы размера он ни был.

Пропорции утверждены. Теперь нужно придать форму частям тела и правильно установить посадку птицы. Гордая птица держит голову высоко и грудь колесам, возьмем это на вооружение. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

На следующем этапе придадим птице устойчивости с помощью цилиндрических ног, хорошо примазанных и с нечетко выделенными пальцами.

Птица, даже нелетающая имеет крылья, и нашего индюка мы не лишим их. Две лепешки крепятся к спине и после заглаживания декорируются волнистым краем. Придается такой эффект с помощью легкого сплющивания и принудительного изгибания. Не забываем про симметрию.

Хвост обычно отдельная гордость индюка и сравним с хвостом павлина. Но я уделю ему меньшее внимание, так как глины распределил на него изначально меньше, чем телу. Для небольшого увеличения и декорирования я сделал защипывание краев хвоста.

Очень распространенное декорирование - капельки. Так мы украсим перистую грудь птицы. Делаются из глины элементы в виде капель, и прилепляются к изделию, сплющиваясь. Несколько слоев таких перьев нарядно смотрятся на игрушках.

Еще один элемент - лента. Она изготавливается из круглого в сечении жгутика с помощью влажной ткани. Жгутик завертывают в ткань так, чтобы сгиб ткани плотно прилегал с жгутику. Затем пальцем разглаживают жгутик со стороны обратной сгибу ткани. Если все правильно сделать, получится лента каплевидная в сечении, где с одной стороны округлый плавный край, а с другой тонкий. Этот тонкий край и примазывают к изделию. Толстый же, чаще всего, сгибают волнами.

Пустим два таких элемента от клюва к началам крыльев. На голову можно добавить небольшой каплю-хохолок, или даже корону.

Спина мне показалась пустовата, и элементами «капля» я образовал пятилистный цветок. Получилось нормально.

Дополнительно можно украсить и хвост, главное не в ущерб общей картины. Декора всегда должно быть в меру. Помните о том, что все дополнительные элементы добавят хлопот и с окраской будущего изделия.

Подготовительная к школе группа

ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Программные задачи.

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке ха­рактерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоратив­ного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ре­бенок лепит из пластилина).

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц - индюк, петух, утка, гусь - и их изображения, картинка с изображением та­ких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наибо­лее характерные части птиц, по которым их легко узнать (го­лова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики - один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.

Ход занятия.

Проводится игровое упражнение «Угадай по части пти­цу». Воспитатель показывает детям картинки с изображени­ями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окош­ками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того

как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Под­водит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы - то, что отличает одну от дру­гой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полнос­тью и помещает их на книжные подставки.



Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гре­бень высокий с большими зубцами, у других - небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Воспитатель убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора - полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу - индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри- те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

Что же нужно сделать после рассматривания индюка? (Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­ мы для лепки.)

Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра - это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Дети приступают к делению пластилина на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого сте­ку и печатки.

В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них са­мую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка - ребенок.

Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.

Ребенок. И у меня тоже.

Воспитатель. У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.

Ребенок. А у меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.

Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организо­вать эту работу в свободное время.

Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям подготовительной к школе группы приёмы лепки объектов в аудитории.