Почему провалился проект "новороссия". Межпланетная станция "Фобос-грунт". Ведение документации и обмен информацией

Представляем вам перечень дорогостоящих глобальных мировых проектов, которые провалились, несмотря на многомиллионные финансовые вливания.

Проект Мохол — копай глубже, кидай дальше

Назван в честь хорватского геофизика Мохоровичича, предположившего, что существует явная граница между земной корой и земным ядром, которое вращается отдельно от верхних слоев почвы. Этакий шарообразный подшипник, в зазоре которого может располагаться описанный фантастами затерянный мир с джунглями, динозаврами и подземными обитателями. Для проведения фундаментальных исследований вопроса было принято решение пробуриться до вожделенного слоя и произвести соответствующие замеры.

Чтобы сэкономить на процессе, бурить решили в Тихом океане недалеко от побережья Мексики, в месте, где глубина океана составляла более трех километров. Шаг вполне разумный — зачем пробивать дорогостоящим оборудованием земную твердь там, где ее можно пройти сквозь толщу воды? Тем не менее, на проект было “угрохано” около полумиллиарда американских долларов, что по меркам 60-х годов прошлого века просто умопомрачительная сумма.

Однако, пробурить океанское дно удалось всего лишь на жалкие пару сотен метров. Дальнейшее бурение не представлялось возможным из-за несовершенства используемого оборудования. Через пять лет после старта американское научное сообщество приняло решение свернуть проект ввиду безуспешности всех принимаемых попыток. Похоже, эти 180 метров оказались самыми дорогостоящими землеустроительными работами за всю историю человечества. А вы по поводу “Зенит — Арены” переживаете!

Какая боль, какая боль! Канада — СССР: 5-0!

Проведение любых международных мероприятий, будь то конкурс Евровидения или Олимпийские игры, всегда желанное событие для руководства стран-организаторов. Возможность финансовой выгоды базируется на здравой оценке собственных инфраструктурных объектов принимающей стороны и ожидаемых поступлений от туристического сектора собственной экономики. Не известно, какими исходными показателями оперировало канадское руководство в 1976 году, победив в конкурсе на проведение очередной мировой спортивной встречи, но Монреаль начал скорую подготовку к летним Олимпийским играм, вырвав это почетное право у СССР и США.

Как и полагается в таких случаях, Канада начала спешно возводить соответствующую инфраструктуру. Был заказан проект нового стадиона с инновационной раздвижной крышей, строительство которого обошлось в 135 млн. долларов. Как это и водится, к сроку стадион не был готов и все действие пришлось проводить на этом незаконченном объекте с минимальными удобствами. Полноценный ввод в эксплуатацию горе-стадиона произошло только спустя шесть лет, хотя некоторые инженерные решения так и остались неработающими, в том числе и чудо-крыша. Общие расходы на проведение Олимпиады составили пять миллиардов канадских долларов, которые были вынуты из экономики страны и выплачивались как совокупный долг аж до 2006 года, перевалив по оценкам специалистов в пересчете на текущий курс за $20 миллионов! К слову сказать, Канада на этой Олимпиаде не завоевала ни одной золотой медали.

Проект «Авангард»: Догоним и перегоним!

Любая спешка до добра не доводит. А если при этом две сверх державы пытаются во что бы то ни стало обогнать друг друга в такой наукоемкой и затратной сфере, как космос, то цена ошибки ожидаемо окажется весьма высока. Так, уступив пальму первенства в покорении космоса всего на пару месяцев СССР, США, стиснув зубы, продолжили доводить до совершенства разработку собственного ракетоносителя под названием «проект “Авангард” (англ. Vanguard).

Стремление к совершенству вылилось в целый ряд аварийных стартов, при которых ракета взрывалась в атмосфере, либо просто разваливалась на старте. Позор, длившийся несколько лет, удалось прекратить только передав проект в руки военных специалистов НАСА. За эти пару-тройку неудачных лет проект “Авангард” уже поглотил более ста миллионов долларов, нисколько не оправдав своего претенциозного названия.

Заполярная железная дорога

Для реализации любого амбициозного проекта в СССР необходимо наличие достаточного количества людского ресурса и.. пожалуй, этого достаточно. Сталинские идеологи в 1947 году замахнулись на прокладку транспортной железнодорожной магистрали, соединившей бы Северный полярный круг, Урал и Центральную Сибирь. Стройка века подразумевала умопомрачительные финансовые траты, оптимизировать которые решили за счет использования труда заключенных.

На тот момент источников подобных ресурсов хватало с избытком. Официальные цифры участников строительства озвучивают 80 тысяч человек. Ударная стройка, длившаяся шесть лет, потребовала вложений 42 миллионов рублей и так и не была завершена — в 1953 году скончался Сталин, положив конец масштабному расточительству средств и человеческих жизней. По сей день в лесах на просторах Сибири ржавеют остовы брошенных паровозов, разваливается железнодорожное ветхое полотно, рельсы которого устанавливались с нарушением всех допустимых ГОСТов отрасли — весь подвиг многострадального народа делался для галочки, эксплуатировать магистраль даже после успешного окончания строительства не представлялось возможным — большинство развязок и скруглений не выдержали бы и минимальной транспортной нагрузки, так как строились непрофессионалами без соблюдения норм проектной документации. Еще один невостребованный памятник роптанию перед тоталитарным режимом.

К еще одному фундаментальному провалу амбициозной стройки также приложилась рука Коммунистической партии Советского Союза, когда по предложению товарища Кирова в 1922 году было решено построить для парламентариев-коммунистов самое высокое здание в Москве и в мире.

Строить решили не абы где, а на месте расположенного в Москве храма Христа Спасителя, стоявшего в столице с середины девятнадцатого века. Сказано-сделано. Храм был взорван, на его месте возвели гигантский котлован под фундамент. Близкое расположение реки обусловливало постоянное подтопление обнаженного слоя земли грунтовыми водами и уже на том этапе строительства было понятно, что проект окажется провальным.

Но воду героически откачивали, не менее героически возводя многотонный фундамент будущего Дворца Съездов. До начала Великой Отечественной успели даже построить первые десять этажей гиганта. Но война внесла свои коррективы — здание было разобрано на нужды фронта. Оставшийся котлован с неумолимым постоянством затапливался водой, пока послевоенным руководством не было принято решение открыть на этом месте крупнейший в стране бассейн под открытым небом. Зимний плавательный бассейн “Москва” просуществовал до 1994 года, когда было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. За неполную пятилетку храм был реконструирован, вновь вернувшись на круги своя.

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Высокие технологии — рискованный бизнес, инвесторы, включая государство, нередко теряют на нем немалые деньги, оставляя миру горы нереализованных планов, а то и просто бесполезные руины. Старту грандиозного проекта, как правило, предшествуют дорогостоящая пиар-кампания, обсуждение на самом высоком уровне, сотни новостей. И вот проходят годы, а результатов нет.

Коллайдер под Москвой

Вступив в научную гонку с западом, СССР был вынужден, кроме космоса, тратиться на ускорители элементарных частиц, обещавших раскрыть тайны материи. Так появился проект Ускорительно-накопительного комплекса (УНК) — гигантского коллайдера с энергией пучка 3 тераэлектрон вольт. Проходку тоннеля для него начали в 1983 году под Москвой, в наукограде Протвино, где располагается Институт физики высоких энергий (ИФВЭ). Кольцо диаметром пять метров и длиной 21 километр, по которому ездил небольшой поезд с вагонетками, завершили спустя десять лет. Успели смонтировать канал инжекции, подающий пучок протонов из старого ускорителя У-70. Но то было уже в другой стране, не нашедшей денег на завершение проекта.

Все эти годы подземный тоннель находится в законсервированном состоянии. Достраивать ускоритель не имеет смысла, поскольку в Женеве функционирует более современный БАК. Некоторые участки кольца заливает грунтовыми водами, и их приходится регулярно откачивать насосами. Высказывались предложения разместить в тоннеле детектор для изучения осцилляций нейтрино, сверхпроводящий индукционный накопитель, теплицы, музей. Но на все это требуются большие деньги, так что пока гигантское кольцо заброшено и привлекает разве что диггеров.

Когда в 2011 году ИФВЭ присоединили к НИЦ "Курчатовский институт", были разговоры о реанимации протвинского кольца в рамках идеи установок мегасайенс, но продолжения не последовало.

Межпланетная станция "Фобос-грунт"

Проект космической станции "Фобос-грунт" утвердили в 1998 году, через десять лет после неудачного завершения миссии "Фобос". Тогда была потеряна связь с двумя советскими зондами, выведенными на орбиту спутника Марса — Фобоса. Главную задачу — доставить на спутник спускаемый модуль и взять образцы грунта — выполнить не удалось.

Новый "Фобос-Грунт" будет создаваться на российской элементной базе Электроника "Фобос-Грунт-2" большей частью будет отечественной. В новом проекте будет много инновационных находок, сообщил РИА Новости глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

Станцию "Фобос-грунт" разрабатывали специалисты из ИКИ РАН и НПО имени Лавочкина. Она представляла собой конструкцию из двигателей, перелетного и возвращаемого модулей. Задача была та же — взять образцы грунта на Фобосе и вернуть на Землю.

Новый марсианский проект шел с трудом и не раз откладывался по техническим причинам. Наконец в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года состоялся запуск. Это был первый космический межпланетный проект, реализованный после перестройки, и за стартом следила, наверное, вся страна. Аппарат успешно вышел на низкую орбиту Земли, откуда должен был направиться к Марсу, — и связь с ним прервалась. Наладить ее и передать команды модулю пытались еще несколько дней — тщетно. По официальной версии, из-за мощного космического излучения вышел из строя бортовой компьютер космической станции.

© Инфографика Падение межпланетной станции "Фобос-Грунт"


© Инфографика

"Ё-мобиль" Прохорова

Поддавшись докризисной эйфории от успеха высоких технологий, миллиардер Михаил Прохоров объявил совместно с "Яровит моторс" в 2010 году о разработке дешевого гибридного автомобиля. Инженеры хотели сделать его по-настоящему инновационным: использовать роторно-лопастной газо-бензиновый двигатель (двигатель Вигриянова), корпус из пластика, а большую часть деталей производить в России. "Чудо отечественного автопрома" назвали "ё-мобилем". Уже в сентябре 2011 году на Франкфуртском автосалоне показали концепт седана, на следующий год — кроссовера. На сайте проекта была открыта запись на покупку машины. Прохоров заявил, что первый ё-мобиль выпустят в марте 2015 года, однако в феврале 2014-го проект закрыли. Все наработки передали в НАМИ за символический 1 рубль.

Поисковик "Спутник"

Группа программистов в компании "КМ онлайн" приступила к разработке новой поисковой системы в 2006 году, широко это не афишируя. В 2010-м в СМИ просочились сведения о заинтересованности государства в создании собственного национального поисковика, а через два года было объявлено о покупке поисковика у "КМ онлайн" через одну из дочек "Ростелекома".

Гибкий дисплей "Роснано"

В 2011 году госкорпорация "Роснано" вложилась в британский стартап Plastic Logic, обещавший разработать гибкий пластиковый чип. Инновация могла перевернуть рынок школьных учебников, заменив тяжелые бумажные книги на легкий небьющийся планшет. Глава "Роснано" Анатолий Чубайс представил планшет на пластиковом чипе Владимиру Путину.

"Роснано" инвестировало в Plastic Logic 150 миллионов долларов с условием, что фирма наладит производство дисплеев в России. Завод решили строить в отечественной "Кремниевой долине", в Зеленограде, но вскоре отказались от этого по экономическим причинам. Тем временем разработка гибких чипов продолжалась, и в российских школах тестировали школьные учебники на их основе. Однако в 2015 году свернули и это направление. Чубайс уверял журналистов, что проект гибких дисплеев не закрыт, а будет реорганизован.

В 2016 году проект разделили на две части. Plastic Logic в Германии сфокусировалась на устройствах для универсальных платежных карт, вторичных экранов для смартфонов, дисплеях для гаджетов. А направление гибкой электроники продолжили в отделении FlexEnable в Великобритании.

9 ошибок, которые могут свести на нет все усилия по сокращению потерь

Создание в организации системы бережливого производства – правильная и полезная инициатива. Многие российские предприятия начинают проекты, а потом замораживают – мол, это работает только в автопроме, в Toyota. В России уже есть кладбище проектов бережливого производства, за которые работодатели немало заплатили. Почему так получается? Существует несколько типичных ошибок, которые могут свести на нет все усилия по устранению потерь в компании.

1. Бездумное внедрение классической японской системы «пять сигм» (5S: сортировка на полезное и бесполезное, соблюдение порядка, содержание рабочего места в чистоте, стандартизация, совершенствование). Часть этих элементов может стать актуальной на поздних этапах, а может и вообще не понадобиться. Более жизнеспособной альтернативой классической концепции 5S на практике оказывается подход, при котором выявляются существующие проблемы и все усилия направляются на их устранение.

2. Отказ от обучения персонала принципам улучшений. Сотрудникам, участвующим в проектах улучшений, предлагается самим выйти «в поле», увидеть проблемы и придумать, как их решить. Так практикуется в Японии, японские консультанты советуют это и российским предприятиям. Трудность в том, что неподготовленный человек, особенно если он долго работает в данной организации, проблем не видит. Все как всегда, люди заняты, процессы выполняются. Но это не значит, что проблем нет, это говорит лишь о том, что сотрудник их не осознает. И, следовательно, не сможет их решить. В результате проект бережливого производства затягивается, а консультанты надолго обеспечиваются работой (и стабильным доходом). Поэтому рекомендуется начинать процесс улучшений с обучения персонала его принципам. Люди должны понять, как выявлять и решать проблемы, и только после этого их можно бросать в бой. Спешке здесь не место, но в итоге результаты все равно появятся быстрее. В США я наблюдала подход, прямо противоположный японскому: четко прописанные сроки проекта, бюджеты и плановые результаты держали его участников в повышенном напряжении, что тоже иногда негативно сказывалось на результатах.

3. Делегирование процесса улучшений отдельной группе. При этом остальная часть коллектива не участвует в изменениях и активно противодействует новшествам. Вовлекайте в процесс улучшений всех сотрудников, и его уже невозможно будет остановить. Создавайте инициативные группы. Активно демонстрируйте выгоду изменений – сокращение трудозатрат и искоренение бесполезной работы.

4. Пренебрежение материальной мотивацией. В Японии за участие в проектах повышения эффективности сотрудникам не платят. Предполагается, что это их непосредственная обязанность. Возможно, и российские предприятия когда-нибудь придут к этому, но пока реальность такова, что без понимания личной выгоды персонал не будет деятельно участвовать в сокращении потерь. Люди должны четко знать, как они смогут дополнительно заработать, и этот стимул пока остается наиболее сильным.

5. Нетерпеливость. Думаю, с этой ошибкой сталкивались все. В организации стартует процесс улучшений, проходит два, три или четыре месяца – видимых результатов нет. Процесс улучшений сворачивается. Однако именно терпение и последовательность – секрет успеха изменений. Если вы не видите результатов через два месяца, значит, организация еще не созрела. Результаты появятся чуть позже. Но надо понять, что пошло не так, и вовремя внести коррективы.

6. Неправильный выбор консультантов. Программы повышения эффективности и сокращения затрат часто требуют привлечения экспертов. Но не любых, а тех, кто был «в поле» и может предоставить документированные результаты своей работы. Избегайте теоретиков и выбирайте практиков.

7. Перекладывание ответственности на консультантов. Самый лучший сторонний эксперт не сделает за руководство и сотрудников их работу. Его задача – довести проект изменений до заранее оговоренной стадии и передать в руки инициативной группы внутри компании.

8. Оптимизация операций, которых просто не должно быть. Это одна из самых частых и опасных ошибок. Вместо того чтобы тратить время и усилия на оптимизацию бесполезных процессов, их надо искоренить. Например, вместо совершенствования отчетов, которыми никто не пользуется, надо всего-навсего научить сотрудников делать выгрузки из уже существующих учетно-управленческих систем.

9. Боязнь оптимизации численности персонала. Повышение эффективности и снижение издержек должны приводить к пересмотру штатной численности. Логично, что более эффективное производство нуждается в меньшем количестве людей. Но часто компании не готовы идти на сокращения. В итоге все усилия уходят в песок: производительность труда не повышается (так как работников больше, чем необходимо), зарплата не растет, мотивация лучших сотрудников падает, процесс изменений останавливается.

В начале 2010 года компания Microsoft выпустила новую операционную систему, рассчитанную на мобильные устройства — WindowsPhone 7. Она создавалась как прямой конкурент для лидирующих на рынке Android и iOS.

HTC Смартфон HTC Titan на ОС Windows Phone 7

Microsoft до этого имела опыт работы с системами для мобильных устройств, которые пользовались неплохим спросом в первую очередь у корпоративных клиентов и в бизнес-сегменте. В случае с WindowsPhone редмондовская компания решила практически полностью пересмотреть подход к дизайну и переосмыслить уже устоявшиеся вещи, например, домашний экран с иконками приложений и систему уведомлений.

Но с самого старта системы ее преследовали неудачи, связанные со спорными решениями руководства и все возрастающим давлением со стороны конкурентов.

Одной из основных проблем стал минималистичный дизайн Metro UI. Аскетичные плитки одного из дюжины цветов, которые превращались в длинное и ненаглядное полотнище на главном экране, были откровенно говоря «на любителя». На экране блокировки уведомления отображались только от некоторых приложений, а уже привычной для Android пользователей шторки с быстрыми настройками и уведомлениями вообще не было.

Вторая большая проблема — многочисленные ограничения по «железной» части и недостаток необходимых функций, которые уже прочно вошли в арсенал прямых конкурентов. Так, долгое время в системе просто отсутствовала возможность сделать скриншот экрана, изменить размер плитки на меньший, а уведомления на самих «тайлах», которые должны были стать главной «фишкой» ОС, работали плохо.

Последним «гвоздем в крышку гроба» этой мобильной системы стал очень скудный магазин приложений.

Разработчики многих популярных программ, вроде Instagram, не спешили портировать свои продукты на WindowsPhone, а если и делали это, то приложения зачастую отставали по функционалу своим «братьям» на других ОС. Google намеренно не выпускала пакет своих приложений для этой системы, и такие продукты как YouTube, Gmail, Карты и пр. оставались прерогативой Android и iOS до самого конца.

Даже в лучшие свои годы WindowsPhone не дотягивала по показателям доли рынка до двухзначных показателей, а по состоянию на начало 2016 года сегмент WindowsPhone оценивался менее чем в 1% рынка смартфонов.

Все это привело к тому, что с октября 2017 года Microsoft официально прекратила разработку новых версий мобильной ОС Windows, то есть фактически отказалась от своего проекта навсегда. Постепенно пользователи более старых версий WindowsPhone лишаются важных функций, например, push-уведомлений, так что в будущем техподдержка этой операционной системы скорее всего полностью сойдет на нет.

Во всем виноват Twitter?

На рынке интернет-сервисов и мобильных приложений уже сложилась маленькая традиция — если приложение покупают владельцы Twitter, то оно скоро уйдет в небытие. Так сложилось с сервисом Vine, который был создан для записи и публикации коротких зацикленных видеороликов, такую же судьбу пророчат приложению для стриминга Periscope. Действительно ли виноват Twitter в бедах этих продуктов?

Depositphotos

К сожалению, Vine и Periscope просто проиграли войну за пользователей другим приложениям, которые предоставили больше возможностей и изначально имели более крупную аудиторию.

В случае с Vine хладнокровным убийцей стал Snapchat, который, по иронии судьбы, сейчас тоже испытывает трудности с лояльностью пользователей, а Periscope выдавили Facebook Live и Instagram с их прямыми трансляциями.

Практика показала, что пользователи отдают предпочтение сервисам, которые объединяют в себе много возможностей, дают «все и сразу». В том же Facebook можно осуществлять все социальные активности — будь то переписка, размещение разного контента, ведение сообществ и пр. С введением функций, аналогичных имеющимся в Vine и Periscope, в «базовые» социальные сети, необходимость вышеперечисленных приложений просто отпадает сама собой.

Не разглядели проблем

Далеко не все продукты «корпорации добра» выходят успешными. Так, проект Google Glass так и не выбрался из стадии тестирования журналистами, которое проходило еще в 2012 году. Причин, которые послужили провалом для этого амбициозного проекта было несколько.

Seth Wenig/AP

Первая и основная — продукт был еще очень сырым. После красивой презентации с парашютистами, которые снимали свой полет на новый гаджет, прошел целый год. Первые журналисты, оставившие предзаказ на «умные» очки за $1500, наконец получили свои экземпляры и тут же написали неутешительные для Google обзоры.

Автономность устройства была просто смешной, сами очки нагревались при работе, что доставляло дискомфорт, а вдобавок и выглядели они слишком «гиковскими», что не давало чувствовать себя уверенно на публике.

По слухам, сооснователь компании Google Сергей Брин настаивал на немедленном выпуске в свет еще не законченного продукта, чтобы получить достаточное количество отзывов для работы над ошибками.

Стратегия оказалась не совсем удачной. Так как в розничных магазинах Google Glass приобрести было невозможно, создался нездоровый ажиотаж среди довольно большого количества заинтересованных людей, а уже ажиотаж породил завышенные ожидания от такого совсем не дешевого продукта.

Третья причина неудачного старта — общая неготовность рынка к внедрению дополненной реальности в повседневный обиход. Только в конце прошлого года компании активно начали внедрять дополненную реальность в смартфоны, но сам процесс идет довольно медленно и среди широких масс воспринимается скорее как развлечение на один-два дня, чем серьезный инструмент с большими возможностями.

Горечь поражения со вкусом черники

Некогда популярная компания BlackBerry проживает сейчас отнюдь не лучшие времена. Новые модели смартфонов не выдерживают конкуренции со стороны других производителей, а доля рынка продолжает снижаться.

David Manning/REUTERS Исполнительный директор RIM Торстен Хайнс презентует новый BlackBerry в 2012 году

Как отмечают аналитики, проблемы компании начались еще в 2007 году, в год выхода первого iPhone. Apple сразу же взяла курс на совершенствование программного обеспечения, в то время как BlackBerry, которая тогда еще называлась RIM (Research in Motion), была скована рамками ограничений. Руководство компании в лице Майка Лазаридиса и Джеймса Балсилли полагали, что куда важнее развитие в сторону тактильного удобства клавиатуры и безопасности.

До 2009 года компания RIM продолжала активно расти и приносить высокие прибыли, однако начиная с 2010 года и по сей день положение на рынке только ухудшалось. Операционная система смартфона BlackBerry очень сильно уступала конкурентам в лице iOS и недавно появившемуся Android. Магазин приложений был очень скуден, а пользователи были не готовы отдавать предпочтение безопасности взамен удобству использования и функциональности.

Злую шутку с компанией сыграла ее уверенность в бизнес-сегменте и уверенность в преданности своих поклонников.

Для подавляющего большинства виртуальная сенсорная клавиатура оказалась гораздо удобнее и быстрее, а сам формат смартфона — телефона без физической клавиатуры и с большим экраном оказался самым жизнеспособным.

Последним рывком для компании стал перевод смартфонов на операционную систему Android и отказ от разработки собственной, однако и эта попытка оказалась безуспешной.

На февраль 2017 года доля рынка, занимаемая BlackBerry, оценивается в 0%, что говорит о безоговорочном поражении этой компании на рынке смартфонов.

Старый друг лучше новых двух

Рынок мобильных систем полон историй об амбициозных и не очень проектах, которые стремились побороть гегемонию со стороны iOS и Android, но по разным причинам у них ничего не вышло.

Ubuntu — это операционная система на базе ядра Linux, которая должна была выйти на рынок мобильных устройств с интересной концепцией, а именно с мультиплатформенностью. Разработчики планировали, что на всех типах устройств, будь то ПК, планшет или смартфон, система должна выглядеть одинаково, масштабируясь под конкретную диагональ дисплея.

Ubuntu Превью телефона на Ubuntu OS, версия для разработчиков

Проблемы начались уже на стадии разработки: дизайн был очень непривычным и интуитивно непонятным, магазин приложений был пуст, тогда как AppStore и PlayMarket насчитывали уже сотни тысяч программ, а самая большая проблема — так и не удалось найти производителей «железа», которые бы выпустили линейку устройств для новой операционной системы.

Пользователи также были не заинтересованы в новой системе, о чем свидетельствует провал краудфандинговой программы.

Второй неудачник — FirefoxOS. Разработчики популярного браузера стремились выпустить на рынок новую «операционку», которая была построена по принципу веб-интерфейсов, где большинство функций работает благодаря наличию интернет-соединения, а от смартфона не требуется большой производительности. Руководство Mozilla выбрало сверхбюджетный сегмент смартфонов для конкурирования с Google, и это была основная ошибка компании.

Mozilla Превью телефонов на Firefox OS, версия для разработчиков

FirefoxOS сразу же стала восприниматься как второстепенная ОС для стран третьего мира, что сильно подорвало ее репутацию. Вдобавок Google оперативно представила проект Android One, который выигрывал по всем фронтам, начиная от поддержки и заканчивая магазином приложений. Так и не сумев справиться с проблемами, проект FirefoxOS был закрыт в 2015 году.

7 грандиозных проектов человечества, которые взяли и не взлетели

Историю творят мечтатели и идеалисты. Но великие свершения им удаются не чаще, чем грандиозные провалы.

Панамский канал

В 1869 году весь мир рукоплескал Фердинанду Лессепсу на открытии Суэцкого канала. Тот, недолго думая, затеял следующую великую стройку – канал Панамский, полностью проигнорировав бьющих в колокола медиков (Панама – зона желтой лихорадки) и инженеров (чертежи Фердинанда вызвали у них ужас).

Через двадцать лет Лессепса проклянут инвесторы, посадят в тюрьму и предадут анафеме. Двадцать тысяч рабочих вернутся на родину в гробах (а большинство не вернется даже в них), а слово «Панама» станет синонимом афёры и надувательства. Потому что нужно слушать профессионалов, а не авантюристов.

Титаник

Устраивать гонки через Атлантику было любимым развлечением судовладельцев на рубеже веков. В 1907 году, спустив на воду «Мавританию» и «Лузитанию», компания «Кунард Лайн» задала новые стандарты пассажирских перевозок. Ответный ход конкурентов из «Уайт Стар Лайн» впечатлял: три однотипных суперсовременных корабля! «Титаник» был самым большим, самым роскошным и самым безопасным судном того времени.

14 апреля, накануне трагедии, капитан Эдвард Смит получил от различных судов семь предупреждений об айсбергах в океане, но не сбавил скорости. После доклада об обнаружении айсберга прямо по курсу, первый офицер Уйльям Мердок полминуты раздумывал, стоит ли отворачивать от обломка льда. «Титаник» был безупречен и пал жертвой своей безупречности: кому могло прийти в голову готовиться к крушению самого непотопляемого в мире корабля?!

Линия Мажино

К 1936 году французы построили на границе с Германий четырёхсоткилометровую линию укреплений стоимостью три миллиарда франков. Теперь немцам придётся идти в обход, чтобы напасть на нас, – ликовали они! Пусть сначала Бельгию победят, – улыбался военный министр Мажино.

– Да не вопрос, – подумали немцы. Бельгия, отказавшаяся от союзнического пакта с Францией, получила молниеносную оккупацию. Линию Мажино немецкие войска обошли через Арденны на севере, после чего вышли на Монмартр и сказали «Гутен таг». Париж пал раньше, чем осознал, какие деньги закопал в землю.

Это чудо архитектуры XX века должно было стать самым высоким зданием мира и последней и главной сталинской высоткой Москвы. Для этого сначала снесли Храм Христа Спасителя, затем вырыли огромный котлован, но, увы, началась война, и стало как-то не до дворцов. Котлован не пропал зря, и москвичи ещё сорок лет купались в открытом бассейне «Москва», разумеется, самом большом в мире. Затем бассейн закопали, ну а дальше вы знаете.

Фобос-грунт

Автоматическая межпланетная станция стоимостью 5 миллиардов рублей должна была сгонять на Марс и обратно, прихватив с собой образцы марсианской почвы и проведя тучу важнейших исследований космоса по пути. Но что-то пошло не так, едва аппарат оторвался от Земли. Астрономы-любители ещё долго фотографировали беспомощную технику, кружащую на околоземной орбите. В итоге «Фобос-грунт» сгорел в плотных слоях атмосферы в январе 2012 года.

Ё-мобиль

В 2010 году российский миллиардер Михаил Прохоров заявил о скором появлении настоящего народного российского автомобиля: высокотехнологичного, красивого и, главное, дешёвого. Через два года двадцать тысяч машин стоимостью от 350 до 500 тысяч рублей должны были появиться на улицах российских городов. Но время шло, технологии менялись, прототипы ездили с трудом, а тут ещё спад авторынка и падение курса рубля. Вместо триумфальной презентации нового автомобиля, Прохоров безвозмездно передаёт всю документацию по проекту в российский автомобильный институт НАМИ. Может, хоть чертежи не пропадут зря.

Большой скачок

К началу шестидесятых Китай был огромной, но бедной сельскохозяйственной страной. Великий кормчий Мао решил одним махом превратить страну в лидера мировой экономики. Отвергнув здравые соображения и тысячелетний сельскохозяйственный опыт, компартия выдавала предписания, что, где и как сеять и сажать. Воробьёв предлагалось уничтожать (чтобы не портили посевы), а кастрюли и гантели переплавлять на нужды металлургической промышленности. Итогами стали Большой голод, гибель десятков миллионов человек, Люшаньская конференция и новая экономика Ден Сяопина. Впрочем, впоследствии Китай все-таки скакнул вперед. Просто потому, что перестал изобретать велосипед и купил учебник «Экономика для чайников». Если взглянуть на современный Китай, то учебник, без сомнения, полезный.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?