Пословицы к сказке «Волк и семеро козлят

У каждого человека детство проходит по-своему, но есть одно общее, что наверняка было у каждого ребенка, — это сказки. С их помощью родители пытались не только развлечь и успокоить детей, но и преподать им в завуалированной форме важные жизненные уроки. У каждого народа есть свои любимые сказки. У россиян одна из любимейших — сказка «Волк и семеро козлят». И хотя ей достаточно много лет, эта история не перестает оставаться актуальной и сегодня.

Происхождение и автор сказки «Волк и семеро козлят»

Очень часто эту неимоверно популярную сказку считают народной. Однако это ошибочное мнение, так как сказка детская «Волк и семеро козлят» принадлежит перу немецких собирателей народного фольклора братьев Якоба и

Вполне вероятно, что сюжет этого произведения не принадлежал Гриммам, а был всего лишь записан ими и переработан, но в любом случая они признаны авторами этой сказки.

Стоит также упомянуть, что сюжет был популярен не только в Германии, но и среди других народов. Об этом свидетельствует тот факт, что сюжет этой сказки был внесен в «Указатель сказочных сюжетов» Антти Аарне, в котором записывались наиболее популярные сказочные сюжеты, известные миру.

Появление в России

Трудно сказать, существовал ли подобный сюжет в фольклоре славян. Об этом не сохранилось достоверных письменных свидетельств. Однако в девятнадцатом веке с переводом на русский язык книг братьев Гримм сказка «Волк и семеро козлят» появилась в России. В отличие от других сказок этих авторов, данная довольно быстро обрела популярность, и ее стали пересказывать из уст в уста, часто адаптируя некоторые детали к реалиям русской жизни. В скором времени настоящий автор сказки «Волк и семеро козлят» был забыт и она приобрела статус народной не только в России, но и на Украине («Вовк і семеро козенят»).

Сюжет сказки

В небольшом лесном домишке живет Мама-коза, у которой подрастают семеро очаровательных козлят. Как-то раз Маме пришлось уйти на базар за покупками и оставить детей одних. Однако ей стало известно, что поблизости от ее домика бродит голодный и злобный Волк, желающий съесть ее детишек. Поэтому перед уходом Мама-коза запретила своим малышам отпирать кому бы то ни было дверь, кроме нее.

Вскоре после ее ухода Волк постучал в дверь и стал убеждать козлят открыть ему дверь, уверяя их, что он Мама-коза.

Однако его голос был груб, и малыши не поверили ему и не открыли дверь. Тогда Волк придумал, как сделать свой голос мягким, как у Мамы козлят, и вновь попытался их обмануть. В этот раз его подвели серые лохматые лапы, которые детки попросили показать в качестве доказательства, что он их Мама. Тогда Волк обвалял их в муке и на третий раз козлята отперли ему дверь.

Увидев, что за дверьми стоит не добрая Мамочка, а злющий голодный Волк, малыши кинулись прятаться, но Волк нашел шестерых из них, съел и ушел.


Когда Мама-коза вернулась домой, она обнаружила только одного чудом уцелевшего козленка и узнала от него обо всем случившемся. Тогда она вооружилась ножницами, ниткой и иголкой и пошла искать Волка. Оказалось, что злодей, насытившись, улегся спать совсем недалеко от домика.

Он так крепко спал, что даже не почувствовал, как Коза разрезала ему живот и выпустила оттуда своих детей. Вместо них она наложила ему в брюхо булыжников, вновь зашила и вместе со своими детьми ушла домой.

Вскоре Волк проснулся и почувствовал ужасную жажду, он отправился к ручью и наклонился, чтобы напиться, однако камни потянули его на дно, и он утопился. А Коза со своими малышами стали жить-поживать счастливо дальше.

Воспитательные элементы в сказке

Как и большинство старинных историй, сказка «Волк и семеро козлят» была призвана обучать детей базовым принципам поведения в обществе.

В частности, тому, что нельзя отворять дверь чужим людям в отсутствие родителей, иначе последствия могут быть самыми ужасными. Кроме того, в сказке наглядно иллюстрируется, что чужие люди, пытающиеся проникнуть в дом с малышами, могут быть очень хитры и изобретательны, так что дети должны быть очень внимательны и учиться распознавать обман других людей и уметь противостоять ему.

Также данная сказка учит детей тому, что родители всегда придут им на помощь, даже в самой сложной ситуации, как вышло с козлятами. Ведь Коза из сказки «Волк и семеро козлят» проявила чудесное умение хирурга, спасая своих детей. А главное, что воспитывает эта сказка у детей, это веру в победу добра над злом даже в самой сложной ситуации.

Экранизации

Сказка «Волк и семеро козлят» является настолько популярной, что ее не один раз экранизировали.

Первой попыткой стал одноименный мультфильм киностудии «Союзмультфильм» 1957 года.

Классический сюжет сказки был слегка видоизменен. Мультфильм пользовался огромным успехом и у детей, и у взрослых, а с появлением новых технологий в 2008-м был оцифрован и отреставрирован. Так что сегодня всякий желающий имеет возможность посмотреть его в Интернете или купить диск.

Через восемнадцать лет Леонид Аристов снял кукольный мультфильм на основе этой же сказки. И, хотя сюжет сказки вновь не претерпел особых изменений, в новой экранизации появилась собственная фишка — все герои нового мультфильма общались между собою с помощью песен Юрия Энтина.

Данная экранизация, несмотря на интересную интерпретацию классической сказки и замечательную музыку, не смогла достичь уровня своего предшественника. Хотя, возможно, этому поспособствовала третья экранизация сказки, которая появилась буквально в следующем году. На этот раз это был полноценный музыкальный фильм «Мама».

Сценарий сказки «Волк и семеро козлят» был тщательно переработан и дополнен новыми яркими и запоминающимися персонажами. Роль козы с успехом исполнила Людмила Гурченко, а в роли главного злодея выступил Михаил Боярский. Также в фильме сыграло множество других известных советских актеров театра и кино. Примечательно, что существует целых три версии данного фильма: русскоязычная, румынскоязычная и англоязычная. Для каждой из них писались отдельные песни, и каждая снималась отдельно. Фильм имел грандиозный успех, а многие из песен фильма остаются популярными и сегодня.

Опера по мотивам сказки

Помимо экранизаций, по мотивам этой сказки была написана целая опера. Ее автор М. Коваль разделил всю сказку на три действия с прологом, а также либретто. Большинство музыкальных тем были взяты из народных песен. Кроме того, автор ввел в сюжет сказки новых персонажей — Петуха и Бабу Ягу. Впервые эта опера была показана летом 1941-го в Ташкенте и была достаточно тепло принята зрителями.

Популярная и любимая всеми с детства сказка «Волк и семеро козлят» в прошлом году отпраздновала свое двухсотлетие с момента публикации ее братьями Гримм, и, несмотря на столь солидный возраст, она и сегодня остается актуальной и интересной детям. Хочется верить, что она и еще через сто лет будет не менее любима всеми читателями, кроме того, будет продолжать вдохновлять гениев на создание новых оригинальных экранизаций и песен.

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.

Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье « «?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно .

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы . Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать .

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро . Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).


Тема занятия: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».(завершение)

Цель занятия: воспитывать креативную, познавательную личность младшего школьника.

Задачи:

Учить выделять главное в произведениях, т. е. мораль;

Развивать речь, логическое мышление, воображение;

Воспитывать творческую и идейную личность.

Оборудование: сценические костюмы, декорации к сказке, ребусы, монограммы, музыкальное сопровождение.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа над содержанием сказки. (мораль, философия)

4. Физминутка.

5. Решение ребусов.

6. Пословицы.

7. Практическая часть. Постановка сказки.

^ 8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь удобнее и так мы начинаем.

Звучит мелодия – минусовка «В гостях у сказки», дети входят в аудиторию и рассаживаются по местам. На экране презентация с монограммой, где зашифровано название произведения. (Слайд№1)

Ребята, посмотрите что это? Что написано? (правильно монограмма)

(Волк и семеро козлят) Слайд№2

Что вы прочитали? (название сказки)

Правильно молодцы, вы, верно, расшифровали монограмму.

Мы продолжаем работу над русской народной сказкой. Это тема нашего занятия.

2. Цель: мы будем сегодня на занятии учиться разгадывать ребусы, работать с пословицами и сделаем инсценирование сказки.

Как вы думаете, зачем коза деткам своим пела песенку? (это было как пароль)

Скажите песенка - пароль уберегла козлят? (нет)

А почему всё же песенка – пароль не уберегла козлят? (Волк выучил песенку козы и перековал себе голос. Его было трудно отличить от голоса мамы – козы. А ещё они были добрыми и услышали голос мамы – козы и открыли)

А волк, каким представлен в сказке? (злым)

* Так вот, зло коварно, а добро наивно. Против зла не существует надёжной защиты. Но зло нужно остерегаться и то него защищаться. А ещё зло может быть наказано, то и произошло в сказке «Волк и семеро козлят». Ведь коза наказала волка за его жестокость, злость.


  • Но теперь давайте ребята посмотрим, что происходит.

  • Коза слабее или сильнее волка? (слабее) Но оказывается, не всегда сила решает всё.

  • Как вы считаете, что может быть сильнее силы? (Ум, смекалка)

  • Ум, смекалка и находчивость при большом, желании могут одолеть силу. (первая мораль сказки)

  • Чтобы не попасть в беду, дети чаще всего должны прислушиваться к советам взрослых, тогда можно будет избежать многих ошибок, которые, увы, в детстве мы все совершаем. (вторая мораль)
.^ 4. Решение ребусов: (Слайд№3)

Ну а теперь давайте приготовим свой ум и смекалку. Нам необходимо разгадать ребусы. Вы готовы. Смотрите внимательно и давайте помогать друг другу, что вы видите, кто это?


Это корова, а ещё как можно назвать корову мужского рода.(бык) А ещё ребята бык по другому носит название вол. Смотрим, что получилось? (ВОЛК) Слайд№4

А кто это? (животное) А у нас по сказке, главный герой. Хорошо.

Следующий.(Слайд№5)

Как разгадать. Слово коса, убрать букву «С» и заменить на «З». Какое слово получилось, кто догадался – ^ КОЗА. (Слайд№6)

Итак, волк и коза кто они? (главные герои сказки «Волк и семеро козлят»)

4. Физминутка

Давай козёл попрыгаем,/ 3 раза. Давай коза, попрыгаем, / 3 раза

И ножками подрыгаем./ 3 раза. И, ножками подрыгаем, / 3 раза

А ручками похлопаем,/ 3 раза. И ручками похлопаем, / 3 раза.

А ножками потопаем,/ 3 раза. И ножками потопаем./ 3 раза.

^ 6. Пословицы: (Слайд№7)

Ну а теперь новая задача необходимо прочитать и соотнести пословицы со сказкой, т. е. какую пословицу по вашему мнению можно прочитать к сказке?

^ 1. За худые дела слетит и голова.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Добрый конец – всему делу венец.

4.Сделав худо, не жди добра.

5.Сила ломает всё, а ум силу.

7. Постановка сказки, практическая часть. (Слайд№8)

- Ну а теперь для вас новое испытание. Кто из вас готов проиграть роль героев сказки. Кто желает быть козой, волком козлятами и медведем выходите и готовьтесь. Вот ваши костюмы. (Звучит минусовка, ребята надевают свои костюмы)

Звучит сигнал готовности.

Актёры в центре, все сидят и следят за ходом инсценирование. (20 -15минут)

8. Итог занятия.

- Молодцы все были просто прекрасны, ну настоящие артисты.


  • - А теперь давайте скажем, что следует делать, чтобы не попасть в плохую ситуацию, как в этой сказке? (слушать советы мамы, папы, взрослых)

  • Если осталось время включить игру ролевую «Волк и семеро козлят»
Ребята, день окончен трудовой нам пора, идти домой,

Дружно на прощание скажем «До свидания».

Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. «Чему учит русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Цели занятия

Познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят » в варианте мультфильма. Помочь детям запомнить её содержание.

Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки , интонационно выразительно (голосом) передавать образы (характеры) персонажей при воспроизведении песенок.

Активизировать словарь через диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ по содержанию просмотренной сказки , отвечать на вопросы предложениями из двух – трёх слов.

Продолжать учить дошкольников узнавать и называть сказку по иллюстрации ; формировать долговременную память, развивать устойчивое внимание.

Воспитывать желание оказывать помощь, развивать отзывчивость, умение распознавать опасность , подвести детей к соблюдению элементарных правил послушания.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование к занятию

Шапочка козлёнка , несколько одинаковых по формату книг уже известных детям русских народных сказок с красивыми иллюстрациями на обложке («Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» , «Маша и медведь» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят » , «Три медведя» , видеодиск с мультфильмом по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят » , выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1957 году, мягкие игрушки «Волк » и «Козлёнок » , сундучок, телевизор или экран с компьютером, большая книга русских народных сказок .

Ход занятия

Ребятки, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить русские народные сказки , которые любим. Посмотрите на мольберт. Здесь находятся знакомые вам книжки. Сейчас я буду показывать вам обложку книги, а вы постарайтесь по картинке отгадать её название. Как называется эта сказка ? А эта? Кто из вас помнит название этой книжки? Проводится д/и «Узнай сказку (книжку) по обложке». Молодцы, дети, вы хорошо знаете русские сказки . В благодарность за ваши отличные знания и любовь к книжкам, я сейчас покажу вам сказку . В моём волшебном сундучке находятся игрушки – это некоторые из героев сказки . Смотрите, кто это? Воспитатель достаёт из сундучка и показывает мягкие игрушки : волка и козлёнка . Как вы думаете, какую сказку вы сейчас увидите . Дети называют сказку . Если они затрудняются, воспитатель подсказывает им с помощью загадок или вопросов : «На лесной густой опушке, как в народе говорят , в небольшой смешной избушке жили семеро козлят », «В этой сказке мы услышим главные слова : волк , козлята и мама - коза ». «Отворили дверь козлята и пропали все куда – то» . Молодцы, ребятки, вы отгадали название сказки , а сейчас проходите на стульчики, садитесь, смотрите и слушайте : «Тише! Слушайте рассказ , а не то не будет толка. Вы услышите сейчас про козу, козлят и волка ». Воспитатель начинает рассказывать сказку и продолжает её , показывая отрывок из мультфильма с момента, когда коза уходит, делая наказ детям (после 2 мин. 38 с.) . Жила была коза и было у неё семеро козлят . Коза построила себе в лесу избушку и там поселилась вместе со своими козлятами . Она часто уходила из дома, чтобы пощипать травку на лесной полянке и козлятам молочка принести . И когда коза уходила, всегда говорила деткам, чтобы они дверь в избушку запирали, чужих не пускали и чтобы узнавали её по её песенке : «Козлятушки , ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Ваша мать пришла молока принесла». Вот подслушал волк , как поёт мама коза и прибежал к избушке, когда она ушла. Ну, а теперь, смотрите, что же случилось в этой сказке дальше . Воспитатель показывает сказку до конца на экране (по телевизору) . Ребятки, вот и закончилась наша сказка ! Как и в большинстве русских народных сказок , конец у неё счастливый : добрые и миролюбивые побеждают. Мама с козлятками устроила настоящий праздник в честь спасения малышей. Давайте и мы присоединимся к их радости, давайте поиграем с козлятами в весёлую игру . Вставайте в круг. Сделайте большой хоровод. Под музыку проводится подвижная игра «Серенький козлёнок » , как физкультминутка, 3 –4 раза. Один ребёнок надевает шапочку козлёнка и идёт по внутреннему кругу навстречу хороводу, держа руки на поясе, остальные дошколята идут по кругу со словами : «Серенький козлёнок , маленькие рожки, похлопай в ладошки, потопай ножками, будешь с нами ты играть, а мы будем повторять». После последних слов «козлёнок » , встаёт в середину круга и выполняет движения : 4 раза хлопает, 4 раза топает. Дети делают хлопки и притоптывание ногами вместе с ним. Затем он подходит к любому другому ребёнку снимает и отдаёт ему шапочку. Появляется новый «козлёнок » . Игра повторяется. Дети, вы молодцы, что умеете разделять радость с теми, к кому она приходит, от всего сердца умеете радоваться за других. Однако в жизни часто бывает так, что праздники у людей редки, а вот горя и неприятностей хватает. Так получается, потому что мы не всегда выполняем определённые правила поведения. Садитесь на свои стульчики, ребятки. Давайте с вами вспомним, из – за чего же чуть не погибли герои нашей сказки . Дети, какую сказку мы сейчас с вами смотрели? «Волк и семеро козлят » . Где жила коза? В лесу в избушке. С кем она жила? Со своими детьми – козлятами . Сколько козлят было у козы ? Семеро козлят . Куда уходила коза каждое утро? В лес за травкой, пить воду студёную. Что наказывала коза козлятам ? Не открывать дверь волку (чужим) . Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом? Тоненьким голоском. Давайте споём её песенку. Что задумал волк ? Волк решил съесть маленьких козлят . Каким голосом пел волк песенку мамы – козы ? Давайте споём, как пел волк . В сказке волк говорил грубым (толстым) голосом. Как волк обманул (перехитрил) козлят ? Своим вкрадчивым голосом коварный волк ввёл доверчивых козлят в заблуждение . Он знал, что козлятки послушные , ведь они послушались маму и не открыли ему дверь первый раз, когда он пел песенку козы своим голосом, поэтому перековал свой голос обманув медведя. «Страшись волка в овечьей шкуре » - гласит русская пословица . Она говорит о том, что волк всегда остаётся волком , кем бы он ни прикидывался, в что бы не одевался. Поэтому верить ему никогда нельзя. Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Ребятки, будьте готовы к неожиданностям. Не все приходят к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Тогда не надейтесь на милость сильного, а бегите и спасайтесь, зовите на помощь, и помощь придёт. Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козлёнок от волка . Вспомните, где он спрятался? Козлёнок спрятался в печку . На будущее запомните, дети, никого не приглашайте (не пускайте, к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывайте дверь, не говорите никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может ласковым нежным голоском, подарками обмануть вас, также как волк обманул козлят . Плохие люди легко справятся с малышами, которых некому защитить. Вспомните, в сказке , волк не напал на козлят при матери , он знал, что она сильная и спасёт своих деток. Как коза могла справиться с волком ? Чем она защищается от хищников? Правильно, рогами. Встаньте около своих стульчиков ребятки, покажите на пальчиках, какие острые, сильные рога есть у козы. Проводится пальчиковая гимнастика : «У козы торчат рога, может забодать она» . На первую строчку слов дошкольники держат «козу» перед грудью, поворачивая кисти рук вправо – влево, как «фонарики» , на вторую – вытягивают «рога» вперёд («бодают» , с таким же поворотом кистей рук. Вот какое сильное животное - коза! У неё крепкие рога! Поэтому она со своими друзьями спасла своих деток и прогнала волка . Садитесь, ребятки на стульчики. Давайте вспомним с вами, чему научила нас сегодня русская народная сказка «Волк и семеро козлят » ? Я думаю, что вы все поняли : важно заботиться о своей безопасности, нельзя доверять всем и всегда, особенно чужим речам. Нужно уважать и слушаться старших, приходить на помощь друзьям. Вспомните, и медведь, и дятел и даже зайчата, которые сами боялись волка , помогли маме козе найти и спасти своих деток. В сказке , к счастью, как и в большинстве русских народных сказок , конец счастливый, а зло наказано. Недаром русские люди говорят : «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает. Худо тому , кто добра не делает никому». Дети, вы запомнили, как важно для вас слушаться родителей? Молодцы! Ваше послушание поможет вам избежать большой беды. И всё у вас всегда будет хорошо.

Ребятки! Каждый человек начинает своё знакомство с жизнью со сказки , а, вырастая, продолжает считать сказку навсегда близким и дорогим. В мире много сказок , грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. Посмотрите, я принесла вам в подарок замечательную книгу. В ней собраны русские сказки . Мы поставим книгу в книжный уголок и будем читать её и рассматривать картинки. Уверенна, эта книжка вам понравится, ведь она откроет вам дверь в новый сказочный мир .

С казка «Волк и семеро козлят» впервые увидела свет благодаря Братьям Гримм, которые опубликовали её в своём сборнике в начале 18 века. Позднее она распространилась по свету, и в 19 веке, с небольшими изменениями, пришла к нам и стала считаться русской народной сказкой.

Как и другие произведения народного фольклора, она учит детей справедливости, показывает героизм матери-козы, наказание злодея, в роли которого выступил волк. По мотивам этого произведения созданы мультфильмы, ставятся многочисленные постановки в театре.

Основная мысль, которая прослеживается здесь – надо слушаться старших и уметь распознать обман. Сказка учит ребёнка тому, что матушка – главный защитник, она оберегает деток, огораживает их от опасности. А если детки непослушные, то наступают неприятные события, которые могут угрожать их здоровью и даже жизни.

Это фольклорное произведение предназначено для младших деток, которые хорошо воспринимают информацию в игровой форме. При этом родители должны объяснять деткам, какие мотивы у сказки, что они должны вынести после прочтения.

Жила в лесу мать-коза, и было у нее семеро деток-козлят, которых она очень любила. Ведь «всякой матери свое дите мило». Однажды она собралась по делам в лес, чтобы корм своим чадам набрать, накормить их. Прежде чем уйти, она собрала своих детой и строго-настрого наказала им, чтобы они береглись злого волка, и никому дверей не открывали.

Этот серый злодей может съесть всех за раз, вместе со шкуркой и копытцами. Тем более, что волк очень хитрый, может прикинуться другим зверем, и обманом проникнуть в дом. Но узнать его можно: голос у волка грубый, а лапы чёрные. Козлятки всё поняли, пообещали матушке быть осторожными, чтобы не тревожилась она о своих детках. Ведь «кто матери не послушает - в беду попадет».

Коза спокойно ушла, спустя некоторое время после этого раздался стук в дверь. У входа появился волк и попытался выманить козлят, говоря, что пришла их матушка и принесла всем вкусные гостинцы. Но голос из-за двери звучал грубый, и дети не открыли волку.

Серый разбойник на этом не остановился, как говорится, «волка ноги кормят». Побежал злодей к лавочнику, достал у него мел и съел его. Это позволило ему поменять грубый голос на тонкий и зовущий. Вернувшись к козлятам, он запел снова, но уже приятным голоском. Но о лапах и не подумал, их-то и увидели дети на подоконнике. Снова волку пришлось уходить ни с чем.

Но и на этом он не остановился. Побежал к пекарю, попросил у него тесто, чтобы вымазать своё тело. Затем отправился к мельнику, и выпросил муки, чтобы осыпать себе лапы. Стал, таким образом, он не похож на волка. Мельник, решив, что волк готовит какую-нибудь пакость, попробовал отказать ему. На что серый плут начал ему угрожать расправой, и у мельника «сердце в пятки ушло».

В третий раз пришёл он к знакомому дому, и сумел-таки обмануть деток. Козлятки очень испугались, и пытались спрятаться. Но не тут-то было, волк отыскал их и съел. Остался только самый маленький козлёнок, который спрятался в футляре от часов. Волк просто не догадался туда заглянуть. После такого плотного обеда волк покинул дом, прогулялся до дерева и разлегся отдыхать.

В скором времени домой вернулась матушка-коза и увидела разорённое жилище. Всё поломано, раскидано, разбито. А деток не видно нигде. Только маленький козлёночек откликнулся, когда мать стала всех по именам звать. Нашла она его, вытащила из футляра, и рассказал он ей о том, как волк обманным путём вошёл к ним домой.
«Мать плачет, что река льётся», сокрушается, что так всё произошло. Но исправлять что-то нужно. Собралась коза в дорогу, искать злого волка. Вышла в поле, и увидела его, растянувшегося под деревом. Волк сытый так храпел, что ветки тряслись. А в животе его детки шевелились.

Малыш принёс ей инструменты, и коза освободила всех своих детей. Вылезли они живые и невредимые из волчьего брюха, ведь злодей с голода их прямо целиком и заглотил. Вместо деток наложила она в брюхо волку булыжников.

Детки-козлята очень обрадовались, увидев свою матушку, ластились к ней, приплясывали рядом. А потом все вместе отправились домой. Так и закончилось для семейства козы их непростое приключение, а «всё хорошо, что хорошо кончается». Но для волка это происшествие даром не прошло. Коза постаралась сделать всё аккуратно, так, чтобы волк не пошевелился даже, после сна не заметил ничего.

Волк хорошенько выспался, встал и почувствовал сильную жажду. Это каменная ноша в волчьем животе вызывала желание напиться воды. Волк и пошёл к речке. По пути он почувствовал, что внутри него звенят камни, стучат и оттягивают живот. Вот он удивился, думал, что внутри козлятки, а там булыжники.

Добравшись до речки, он наклонился напиться воды, но тяжёлая ноша внутри него перетянула, и волк упал в воду и утонул. Так бесславно закончилась его жизнь. Нельзя делать зло, ведь недаром в народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется» и «не рой другом яму, сам в неё и попадёшь».

Есть и другие интерпретации этой сказки. Всё зависит от рассказчиков и перевода, в ином случае матушка-коза сама решила извести серого разбойника. После того, как она с детками наполнила его брюхо камнями, она на следующий день предложила ему соревнование. Кто быстрее и лучше перепрыгнет через горящий костёр.

Понятно, что коза выиграла соревнования, поскольку брюхо волка было набито камнями. Он не смог перепрыгнуть через огонь и сгорел. Во всех случаях сказки заканчиваются одинаково: зло наказывается, и в этой сказке добрая мама-коза побеждает нехорошего волка.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Волк и семеро козлят»; краткое содержание сказки «Волк и семеро козлят» и о том, чему учит эта сказка.