Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
- Умница! - сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их? Десять может?
- Десять, - говорю, - может.
- А ежели двадцать?
- Двадцать, - говорю, - едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить - и Журка с ней, она в огород - и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится - нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула - и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.
«Ах, ах, горе какое! Ах, ах!»
Мы все прибежали к колодцу. Видим - Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
- Фру-фру! - кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
- Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять - проглотил, дали десять - проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Добрая и по-настоящему о любви к миру, животным и людям история мягко изложена в кратком содержании рассказа «Журка» для читательского дневника. Пришвин известен светлыми сказками о животных и растениях, и детям полезно чаще читать такие темы.
Главный герой рассказа Пришвина «Журка» — журавль. Когда он был молодым, один человек поймал его ради забавы и дал журавлю лягушку. Тот ее спокойно проглотил. Журавль понравился жене этого человека. Журавлю подрезали крылья и назвали Журкой. Он всюду стал ходить за женщиной – и в огород, и в поле, и к колодцу. Как настоящее домашнее животное, Журка откликался на звук «Фру-фру».
Журавль подрастал, и росли его крылья. Однажды Журка вместе с хозяйкой оказался у болота. Там он увидел лягушку, которая нырнула от него в воду. Журавль рванулся за ней, но вода было глубокой, и Журка не мог добраться до лягушки. Тогда журавль взмахнул крыльями, которые уже достаточно выросли, и полетел. Он улетел на самую середину болота, и добраться до него было невозможно.
Тогда люди, собравшиеся у края болота, стали звать журавля, и он послушно прилетел к ним. Ребятишки набрали для ручного журавля два картуза лягушек, и он их всех проглотил.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Журка» заключается в том, что, приручая животное или птицу, человек берет на себя ответственность за это существо. Прирученная человеком птица уже не сможет жить в дикой природе, и поэтому люди должны присматривать за ней. Журка умудрился улететь от своей хозяйки на середину болота, и только привычка откликаться на зов «Фру-фру» заставила его вернуться к людям.
Рассказ Пришвина учит заботиться о прирученных животных и не допускать, чтобы они попали в опасную ситуацию.
В рассказе мне понравился журавль Журка, который привязался к своей хозяйке и всюду ходил за ней, как ребенок.
Шел журавль по болоту - нос завяз; нос вытащил - хвост завяз.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
А ежели двадцать?
Двадцать, — говорю, — едва ли...
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото, Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может.
И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу.
Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
— Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
— Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова, Г.А.Богдановой.
Типы речи. Повествование с элементами описания. Написание изложения текста с творческим заданием.
Урок соответствует требованиям ФГОС, так как учитель использует следующие образовательные технологии:
информационные (формирование ЗУН),
компьютерные (мультимедийная презентация),
личностно-ориентированные (гуманно-личностные, технологии сотрудничества),
творчества.
В процессе рабрты над изложением учитель формировал различные УУД школьников.
Цели и задачи урока.
Формирование навыка написания изложения с творческим заданием.
Формирование навыка делить текст на части.
Совершенствование навыка составления плана текста.
Совершенствование навыка определения главной мысли текстаа, темы текста, особенностей художественного стиля, типа речи.
Формирование умения видеть черты разговорного стиля в тексте художественного произведения (использование разговорной лексики, простых предложений, неполных предложений, пропуск глаголов для передачи быстроты происхождения событий).
Формирование умения видеть роль и способы введения диалога в текст художественного произведения.
Формирование умения видеть инверсию в тексте, определять её роль и особеннности её использования.
Формирование умения находить в тексте глагольные междометия как средство передачи быстрого развития действий.
Совершенствование умения находить в тексте фразеологизмы, орпеделение их стилистической принадлежности.
2. Личностные УУД.
Воспитание любви ко всему живому, бережного отношения к природе.
Воспитание способности сопереживать, сочувствовать героям художественных текстов.
Привитие эстетического отношения к языку.
3. Коммуникативные УУД.
Развитие речевой деятельности.
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передачи информациии.
Формирование умения определять ститлистическую принадлежность текста, особенности использования художественных средств.
Формирование умения воспроизводить прослушанный и прочитаннный тексты.
Совершенствование основных лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.
Слово учителя. Постановка цели урока. (Слайды № 1, 2)
Михаил Михайлович Пришвин – любимый писатель не только детей, но и взрослых. Вспомните, какие произведения уже вам знакомы. («Ребята и утята», «Золотой луг», «Птицы под снегом», рассказы о синичках, о лесной полянке.) Наверное, вы уже читали его рассказы о ёжике, собаке Ярике, о говорящем граче, который выучился повторять: «Хочешь кашки, дурашка?»
М.М.Пришвин очень любил природу. Вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и о цветах. Он и писал о природе, и фотографировал её, находя милые, трогательные сюжеты.
Сегодня мы по рассказу М.М.Пришвина «Журка» напишем изложение с творческим заданием, опираясь на те материалы, которые вы подобрали дома или в библиотеке.
Но прежде чем читать текст, давайте выясним, кто такой Журка. Журка – это журавль. Журка – его ласковое название. В рассказе это имя собственное, прозвище журавленка, поэтому оно пишется с большой буквы. Наверное, не все из вас видели живого журавля, поэтому давайте обратимся к тем описаниям, сведениям об этой птице, что вы подготовили дома, пользуясь научно – популярной и художественной литературой.
Анализ домашних материалов. Выступления учеников.
План ответа.
1.Описание внешнего вида журавля.
2. Полет.
3. Пение.
4. Походка.
5. Образ жизни, питание.
Дополнения учителя.
Вот что писал о журавлях русский писатель – охотник С.Т.Аксаков.
«Объёмом собственного тела он едва ли будет с большого старого гуся, но длинные перья на спине, боках и величина крыльев дают ему вид самой большой птицы. Журавль очень высок на ногах, шея его также очень длинна, голова небольшая. Журавль очень прожорлив и за недостатком корма … глотает всё, что ни попало: семена разных трав, ягоды всякого рода, мелких насекомых и земляных червей, наконец, ящериц, лягушек, мышей и всяких змей… Журавлята всегда бывают неуклюжи, слабы и беспрестанно пищат очень жалобно. Будучи пойманы и вскормлены, очень скоро привыкают ко всякой пище и делаются совершенно ручными, но как скоро подрастут крылья, то непременно улетят.»(С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», т.5, стр. 65)
Составление опорного конспекта описания журавля. (Слайды № 3.4,5,6)
Теперь вернемся к рассказу М.М.Пришвина.Он небольшой. Мы должны самостоятель включить в него лаконичное описание журавля. Написать изложение не просто: мы будем стараться писать по возможности ближе к авторскому тексту, а это совсем не легкая задача, так как М.М.Пришвин обладал своей неповторимой манерой изложения и своими секретами в использовании языка. Мы постараемся понять его манеру изложения.Кроме того, у нас есть ещё одна задача, более узкая: мы будем присматриваться к тому, как использованы в рассказе глаголы и имена числительные.
Чтение рассказа.
Раз было у нас: поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
Умница! – сказала моя жена и спросила меня: -- А сколько он может съесть их? Десять может?
Десять, -- говорю, -- может.
А ежели двадцать?
Двадцать, - говорю, - едва ли.
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней. Она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой.Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит.
Такой умница.
Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула -- и за ним. Мах – мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.
Ах, ах, горе какое! Ах, ах!
Мы все прибежали к колодцу. Видим: Журка далеко на середине нашего болота сидит
Фру – фру! – кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
Фру – фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру – фру», сейчас мах – мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, двадцать и ртидцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Творческая вставка в первой части.
Раз поймали мы молодого журавля. Это была крупная серая птица с черными концами крыльев. С длинными перьями на спине и боках. С грациозной и гибкой шеей. Высокая на несуразно длинных ногах – ходулях. Журавль степенно и величественно вышагивал по двору, легко перешагивая кочки, временами останавливался и что-то выискивал в траве. Иногда он робко курлыкал, издавая протяжный, сильный, трубный звук.
Беседа по содержанию.
Составление плана изложения.
Чтение рассказа и языковой разбор.
1 часть.
2 часть.
3 часть.
4 часть.
5 часть.
Чтение текста.
Написание изложения.