Семейный портрет из 12 человек. Как снять семейный портрет. Полезные рекомендации. Изображение семейного подряда в технике пастель

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты - не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется - гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции - это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы - помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле - даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки - используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё - нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру - вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив - камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию - они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска - то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить - посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану - у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется - это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим. Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет - хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся - гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят - можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то - пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит - пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это - сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки - уже неплохо. Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться - не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми - снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей - я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать .

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой - не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела - не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки - выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен - пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке - это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате - найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах - значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье ».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции - это всё

Если во главе всего - свет, то получение правильных эмоций - это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом - это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем - пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети - не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет - не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся - вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов» .

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt) - профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).

Казалось, что может быть проще съемки портретов? Этот наиболее популярный для семейных фотоальбомов формат является для большинства фотографов неким базисом, что ничуть не удивительно. Те же, кто смог отточить мастерство в совершенстве, неплохо зарабатывают, выбрав специализацию портретного фотографа.

Если вспомнить историю фотографии, то именно семейное фото стало толчком для развития индустрии фотографии. Чуть позже начали осваивать пейзажную, жанровую и репортажную съемки. Тогда, чтобы сделать хороший снимок, требовались длительные выдержки, сам процесс был довольно трудоемок, а услуги семейной фотосессии оценивались достаточно высоко. Первые фотографы в стремлении к совершенству изо всех сил старались познать магию фотоискусства. Бесценный опыт и отличный знания своего дела отличали профессиональных мастеров светописи начала XX века. Увы, в современном мире далеко не все, кто имеет фотоаппарат, смогут объяснить, как он устроен.

Для начинающих «портретистов» мы собрали основную информацию и постарались заострить внимание на важных моментах: пять вещей, к которым следует прислушаться, и столько же — которые не стоит выполнять ни при каких обстоятельствах.

Итак, что следует делать при портретной съемке:

Группируйте людей!

Ученые утверждают, что комфортное расстояние до другого человека в среднем составляет 1,5 метра и зависит от психофизических особенностей личности, национальности, возраста и т. п. Даже когда мы делаем групповой снимок, люди в кадре непроизвольно стараются отстраниться друг от друга. Но фотография выглядит цельной тогда, когда присутствующие на ней находятся близко по отношению друг к другу. В первую очередь, это дает некий эмоциональный фон — ощущение теплоты дружеского плеча. Интересные снимки получаются, когда люди стоят не анфас, а в пол-оборота к фотографу. Во время съемки учитывайте также гендерные и психологические особенности. Так, представителей старшего поколения уместно посадить на стул, а женщин и детей вывести на передний план и т.п.

Грамотно выбирайте одежду для своих моделей

Конечно, выбор костюма – задача не фотографа, а тех, кого снимают. Для студийной портретной съемки часто рекомендуют обращаться к услугам стилистов. Если же вы полагаетесь на свой вкус, постарайтесь прислушаться к нашим советам. Для группового снимка хорошо будет, если все оденутся в единой цветовой гамме. Для того чтобы облегчить труд фотографа в последующей обработке полученных снимков, выбирайте для своих моделей одежду сдержанных оттенков. Кричащие цвета и яркие принты – не лучший вариант для семейного фотоальбома.

«Не проморгайте» моргнувших

Фото, где в кадре всего два-три человека, можно сколь угодно раз переснимать, и, что самое главное, это никого не утомит. Если же вы фотографируете большую группу людей, то довольно сложно выбрать момент, когда все единовременно посмотрят в камеру, и при этом выражения их лиц будут естественны. Кто-то непременно закроет глаза в момент вспышки или вовсе отвернется. В этом случае профессионалы используют метод скоростной съемки, после чего выбирают наилучший вариант и обрабатывают в Photoshop. Однако это довольно трудоемкое занятие. Чтобы фотография с большим количеством людей понравилась всем участникам процесса, нужно быть внимательнее в самом процессе съемок. Постарайтесь фиксировать телодвижения людей в кадре и моргание, прежде чем нажмете клавишу спуска. На практике фотографы очень быстро оценивают условия и знают, когда поймать нужный момент.

Подбадривайте людей и шутите с ними

Хорошая шутка вовремя и к месту поможет снять напряжение в команде, а искренние эмоции и смех останутся запечатленными в кадре. Придумайте что-то свое, не ограничиваетесь традиционным «сы-ы-ы-р-р». Предложите людям попробовать новые позы, например «статуи любви» или «живые пирамиды», заставьте их прыгать, кружиться. Используйте все уловки, чтобы фотография получилась яркой и необычной, а самое главное – наполненной непредвзятыми эмоциями.

Резкий передний план – размытый фон

Для портретной съемки чаще всего пользуются режимом «приоритет диафрагмы». Выбирайте такое число диафрагмы, при котором лица людей будут резкими, а фон размытым. Но иногда даже при значении диафрагмы f2.8 размытым может оказаться не только задний фон, но и лицо человека, расположенного ближе к краю кадра. Очень сложно добиться четкого изображения, когда люди находятся на разном расстоянии от фотографа. В этом случае необходимо сделать несколько пробных снимков с разными экспозициями. Попробуйте установить число выдержки чуть меньше максимального, обязательно просматривайте полученные результаты на мониторе фотоаппарата, в зависимости от этого меняйте значение диафрагмы в большую или меньшую сторону. Некоторые профессионалы даже делают замеры расстояния, с которого резкость начинает пропадать. Нужно ли это вам для получения хорошего снимка, решайте сами и всегда помните о том, что кто-то стоящий с краю в кадре может оказаться размытым …

Что не следует делать при портретной съемке

О том что нужно сделать, написано выше. Но так же стоит помнить о том, что делать не нужно.

Не забывайте о настройках

Перед тем как приступить непосредственно к фотографированию, проверьте и по необходимости поменяйте все основные настройки камеры. Светочувствительность (ISO) по возможности поставьте на минимум, настройте диафрагму, выдержку, баланс белого, установите, если это требуют условия, компенсацию экспозиции, качество изображения. Пренебрежение этой обязательной процедурой может повлечь за собой необратимые последствия. Только представьте, какими получатся портреты, если в фотоаппарате по умолчанию стоят настройки для пейзажа. Не забывайте о том, что параметры съемки в условиях уличного освещения будут иными, чем в помещении.

Предотвращайте попытки людей наклонить головы на плечи друг другу и обнять за плечи

Эта поза характерна скорее для любительских снимков, тогда как профессиональный фотограф никогда и ни при каких обстоятельствах не допустит этого. Большинство ошибочно полагают, что если наклонить голову на плечо рядом стоящему, они получатся лучше. Однако это не так. А руки на плечах и вовсе визуально утяжеляют восприятие кадра.

Не проявляйте негатива

Ни в коем случае не говорите в процессе съемки, что кадр не получился. Вместо этого радостно воскликнете: «Отлично! А теперь давайте попробуем с другого ракурса!». Ваши эмоции передаются тем, с кем вы контактируете. И то, как вы говорите, отражается на конечном результате. Вспомните, как с вами обращались фотографы: «Изумительно!», «Просто супер!», «Вы прекрасны»! и т.п. Если будете нести позитив с достаточной уверенностью – люди будут охотно позировать, а вы в итоге получите отличные кадры.

Четвертый и пятый пункт выглядят, на первый взгляд, противоречиво. Поэтому мы решили рассмотреть их вместе.

Не допускайте мать семейства контролировать съемочный процесс

Не идите на поводу у мам, пап, дедушек, бабушек и прочих членов семьи. Понятно, что всем кажется, что они лучше знают свою семью и как она будет выглядеть на фото. А у фотографа велико искушение сделать так как от него требуют, потому что в этом случае «клиент будет доволен». На практике эффект обычно бывает обратным. Запомните — фотограф вы, и если люди просят вас сделать портрет, значит они доверяют именно вашему умению. Поэтому не упускайте контроль над съемкой из рук. Конечно пожелания должны быть учтены, но решение о том как сделать снимок — должно быть за вами.

Учитывайте идеи родителей и детей. Они могут быть довольно интересными.

Сначала о маме. Вспомните вечные наставления из детства: «Не бегай, не смейся, веди себя прилично!» Внимая таким ценным указаниям, вы рискуете получить семейное фото с каменными лицами, неискренними улыбками и напряженными позами. Так что если вы поняли, кто глава семейства, попытайтесь разрядить обстановку самостоятельно. Если не получается, сделайте несколько формальных фотографий, после чего, скажите, что вы закончили и хотите поиграть с детьми. Вот тут-то, скорее всего, и получатся самые яркие кадры. Покажите с монитора фотоаппарата полученные снимки и предложите родителям продолжить – наверняка, они не откажутся.

Если вы сумели создать неформальную обстановку, то идеи, исходящие от всех членов семьи, можно, не задумываясь, использовать. Довольно часто совместное творчество приносит замечательные плоды в виде прекрасных фотоснимков.

Хотя индивидуальные портреты бывают очень интересными, первенство все равно принадлежит семейным снимкам, особенно тем, где запечатлены несколько поколений: например, внук, папа и дедушка. Самый логичный способ расположить на снимке трех человек — это построить их в ряд. Но обратите внимание на то, что они должны стоять плечом к плечу и

обязательно улыбаться: иначе картинка получится статичной, а дружная семья будет напоминать „трех танкистов"!

Что касается разницы в росте моделей, то ее можно обратить и на пользу. Самого высокого лучше поставить в середину, а двух других по бокам — это создаст своеобразный треугольник. Можно также поставить самого высокого позади других, чтобы его лицо было видно за их плечами. В случае несущественной разницы в росте под ноги человеку, стоящему позади, можно подложить несколько книг или использовать другую подставку. Главное, чтобы глаза всех моделей не оказались на одном уровне, и чтобы кто-то стоял либо спереди, либо позади основной группы — это создаст ощущение объемности.

Если освещение хорошее, у нас есть возможность выставить маленькое значение диафрагмы — f/11 или f/16. В противном случае необходимо построить всех моделей примерно на одинаковом расстоянии от камеры, чтобы все попали в фокус.

Используя широкоугольный объектив, вы приобретаете большую свободу действий, так как можете расположить группу подальше от камеры, что придаст снимку дополнительную глубину. Любые же способы приближения (зум или пространственное приближение) скроют перспективу.



Расширяя границы взятого жанра, мы постепенно приближаемся к съемке больших групп. На традиционном семейном снимке с четырьмя моделями обычно двое сидят спереди, а двое других стоят позади них. Если вы принадлежите к этой четверке, вам надо установить камеру в режим автоспуска и поставить таймер. Тогда вы успеете присоединиться к другим моделям.



Что касается заднего плана, больше всего подходит простой, не отвлекающий внимания фон. Если съемка происходит в помещении, пусть это будет белая стена, а если снаружи — подойдет зеленая листва или кустарник. Как вы понимаете, это в основном касается именно тех фотографий, для которых задний план не имеет особого значения. Но часто бывает так, что снимок только выиграет, если в него войдут разные детали „семейного гнезда". Застекленные балконы обычно светлые и открытые, на верандах чаще всего стоит оригинальная мебель, а оклеенные постерами спальни — идеальное место для съемки подростков.

Еще можно сфотографировать семью на фоне дома. Но насколько это реально, зависит непосредственно от здания и от того, что его окружает. Если вы на это решились, фотографируйте широкоугольным объективом: он позволит вместить в кадр большое пространство. Что касается семьи, ее можно будет расположить в углу снимка. Чтобы четким получился не только передний план, но и фон, установите маленькое значение диафрагмы — f/11-16 подойдет для этого лучше всего, если, конечно, позволит освещение.



Даже если модели вас хорошо знают, есть вероятность, что они начнут нервничать, когда вы попросите их позировать. Так что если вы не найдете способа их отвлечь, случится как раз то, чего опасаются все фотографы: модели потеряют естественную фотогеничность и получатся не самым лучшим образом. Удачные снимки получаются только тогда, когда модели чувствуют себя раскованно.



То же самое касается и портретных съемок на природе — в лесу, в городе, на пикнике, на побережье, да и вообще на отдыхе у нас или за границей. Фотографируя на улице, не забывайте следить за освещением, особенно если яркие лучи солнца падают отвесно. Но что же делать, если это так? Во-первых, можно найти место в тени — под деревом или навесом — и снимать там. Приглушение верхнего света означает, что вы не получите черных теней под глазами, носом и подбородком. Весь свет, попадающий на моделей, будет идти сбоку и спереди, что создаст мягкий, привлекательный эффект. Сделанные таким способом групповые снимки особенно хороши.

Семья является основополагающей составляющей в жизни любого человека. Ведь никто так не ценит и не понимает вас, как это делают близкие. Они помогут и подскажут, утешат и подставят свое надежное плечо. Относиться к ним можно по-разному, но по-настоящему запомнить их и навсегда сохранить в своем сердце можно, создав семейный портрет. Как это сделать и какую технику выбрать, расскажем в этой статье.

Обобщенная информация о портрете

Портрет семейного типа представляет собой одну из разновидностей классических картин с изображением двух и более членов семьи. В нем как можно детальнее передаются силуэты, черты лица, а главное, характер тех людей, которые нарисованы на картине.

При работе над эскизом художник использует самые различные инструменты, стили и поверхности. Так, рисунок вашей семьи может быть перенесенным на бумагу при помощи простого карандаша, красок, специального уголька, мелков, карандашей и т. д.

Как обычно рисуется с натуры

Семейный портрет, как и одиночный, может изображаться с натуры. В этом случае все коих планируется запечатлеть на картине, приходят к художнику. Они рассаживаются так, как им скажет мастер, а затем некоторое время сидят неподвижно, ожидая окончания его работы. При этом время, в течение которого художник сможет полностью закончить свой рисунок, напрямую зависит от выбранной техники и сложности работы. Например, самый простой портрет можно нарисовать всего за 10-15 минут.

В некоторых же случаях посещение художника не ограничивается одним днем, следовательно, семейный подряд вынужден будет приходить к нему снова и снова. Такие картины, как правило, содержат большое количество мелких деталей, для обработки которых портретисту нужно больше времени.

Перенос изображения с фото на поверхность

Как вариант сделать семейный портрет можно, перенеся изображение членов вашей семьи с обычной фотографии на бумагу или холст. Иногда это делается вручную. То есть художник просто перерисовывает образы ваших детей, родителей или братьев с сестрами. Либо перенос изображение выполняется в автоматическом режиме, например, с помощью особого сканера и принтера.

Изображение семейного подряда в технике пастель

Картина такого плана обычно выполняется всего в один слой и представляет собой портрет, нарисованный с помощью цветных мелков. Такие изображения рисуются довольно быстро. Причем само изображение изначально перенесится на особую тонированную бумагу.

Портреты акварелью

Семейный портрет (фото и его вариации можно увидеть в нашей статье), нарисованный обладает особой экспрессивностью. Это реалистичные и яркие картины, с легкостью передающие характер всех членов вашей семьи. Цвета на данной картине обычно получаются яркими, а мазки — четкими.

Портреты масляными красками

Портреты, рисованные маслом, считаются классикой жанра. Они очень красочные и насыщенные. Главный плюс таких красок заключается в возможности передать мельчайшие детали мимики лица, одежды, жестов и т. д. Картины, рисованные маслом, — это отличная возможность подчеркнуть все достоинства и особенности всех членов вашей семьи.

Портреты в стиле поп-арт

Такие портреты, как правило, выполняются при помощи масляных красок или путем принтерного переноса фотографии на полотно. Главное отличие данной техники от других заключается в использовании всего трех цветов при создании семейного изображения. К примеру, это могут быть: темно-синий, нежно-голубой и иссиня-черный цвет.

Где можно взять портрет?

Портрет при желании и должном умении можно нарисовать самостоятельно. Для этого понадобится лишь выбрать предпочитаемую технику и необходимые материалы. Однако такая работа требует определенного таланта и опыта. Поэтому гораздо проще будет воспользоваться помощью профессиональных художников, других арт-специалистов.

Семейные портреты карандашом: как нарисовать?

Если вы вдруг решили нарисовать портрет самостоятельно, запаситесь следующими инструментами и материалами:

  • семейной фотографией;
  • несколькими простыми карандашами разной твердости;
  • листом бумаги;
  • теркой;
  • мелками, цветными карандашами, красками и прочими материалами на выбор.

Далее, возьмите лист бумаги и положите рядом с ним фото. Теперь определите вверх, низ и середину рисунка. Возьмите мягкий карандаш, и почти не надавливая на него, нарисуйте овалы - это будут лица людей. На следующем этапе сделайте легкую зарисовку остальных частей тела. И только после того как эскиз будет готов, можно будет навести его более твердым карандашом. При этом лишние линии рекомендуется сразу же стереть. После этого останется лишь раскрасить полученное изображение или оставить его таким, какое оно есть, добавив блики, свет и тень.

Альтернативное рисование семейного портрета

Как вариант, семейный портрет может быть изображен в юмористическом стиле. В данном случае это будет дружественный шарж на всех членов вашей семьи.

Кроме того, изображения на картине всех представителей вашего семейного подряда могут иметь чисто символический характер и вид некой аллегории. Например, вас и вашу семью представят в образе животных, птиц, насекомых, мифологических персонажей и т. д.

Какие самые известные портреты существуют?

Много лет назад портреты пользовались огромной популярностью как среди вельмож, так и людей более низкого сословия. На них изображались следующие семьи:

  • королей;
  • крестьян;
  • животных;
  • слуг и т. д.

К примеру, пересматривая самые известные семейные портреты, нельзя не упомянуть «Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми». На этом полотне русского художника Владимира Боровиковского изображен сам граф и двое его сыновей. Вторая самая известная картина - «Портрет великой княжны Елены Павловны с дочерью Марией». Она была написана Карлом Брюлловом в 1830 году. Этому же автору принадлежат права на картину «Портрет детей Волконских с арапом» и «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной».

Прекрасный портрет написал и Его картина основана на повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» и, соответственно, имеет одноименное с ней название. На ней изображен Тарас с его двумя сыновьями - Остапом и Андрием. Еще один известный семейный портрет был написан художником Богданом Виллевальде в 1854 году. Картина называется «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника». А на картине ДОУ Джорджа изображена княгиня Александра Федоровна со своими отпрысками.

Однако помимо известных и высокопоставленных личностей многие живописцы предпочитали изображать обычных людей, включая членов своей семьи. Например, Иван Глазунов в картине «Семья художника» изобразил свою супругу с двумя дочерями. Прекрасно отображает все тягости семейной жизни, касающихся многодетных семей, и Николай Кошелев в своей картине «Утро в деревне». На ней можно увидеть четверых маленьких детей из простой рабочей семьи.

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты - не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется - гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции - это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы - помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле - даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки - используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё - нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру - вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив - камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию - они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска - то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить - посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану - у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется - это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим. Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет - хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся - гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят - можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то - пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит - пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это - сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки - уже неплохо. Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться - не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми - снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей - я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать .

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой - не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела - не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки - выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен - пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке - это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате - найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах - значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье ».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции - это всё

Если во главе всего - свет, то получение правильных эмоций - это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом - это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем - пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети - не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет - не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся - вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов» .

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt) - профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).