Сетевые организации в российской электроэнергетике: понятие, признаки. Критерии отнесения к сетевой организации

Количество территориальных сетевых организаций (ТСО) в России превысило 3500. Минэнерго надеется, что в ходе реформ и укрупнения количество электросетевых компаний к 2030 году сократится до 800. Активную роль в консолидации ТСО играют "Россети". Холдинг стремится стандартизировать подходы при осуществлении технического контроля за деятельностью всех сетевых компаний, а также сделать прозрачными процессы тарифообразования в передаче электроэнергии.


Наталья Готова


К территориальным сетевым организациям относятся региональные компании, владеющие электросетевым хозяйством — трансформаторной подстанцией с проектным классом напряжения не менее 3 кВ и выше, а также линиями электропередачи напряжением 0,4-110 кВ.

Эти компании, в отличие от входящих в "Россети" МРСК, оперирующих на территории нескольких регионов, оказывают услуги передачи электроэнергии и проводят техприсоединение абонентов к сетям только в своем регионе. По данным НП ТСО, к 2014 году количество ТСО достигло 3500 (только 59 из этого числа являются ДЗО "Россетей"). Из общего количества российских ТСО 80% объемов услуг передачи электроэнергии приходится всего на 100 территориальных сетевых организаций, а выручку, превышающую 500 млн рублей, имеют 172 ТСО.

При этом на рынке существуют сотни микрокомпаний. Среди юридических лиц, получивших статус ТСО, есть компании, объектами управления которых значились всего несколько метров арендованного кабеля. Достаточно много компаний в сегменте имеют в штате одного-двух сотрудников (директора и бухгалтера), а в статьях расходов у них только закупка канцтоваров.

Эксперты полагают, что ТСО плодились как грибы после дождя, поскольку таким способом, через отдельно зарегистрированный сетевой бизнес, собственники промышленных предприятий снижали свои издержки на транспортировку электроэнергии. Они передавали свое электросетевое хозяйство в аренду аффилированной ТСО, а потом эти сетевые организации получали компенсацию расходов через котловой тариф, который распределяется на всех потребителей региона. Модель аренды вместо передачи заводских сетей в собственность ТСО чаще всего применялась, чтобы на точке поставки электроэнергии сохранялся низкий тариф на передачу по сетям высокого напряжения (чем ниже уровень напряжения, тем выше тариф).

Сначала модель демпфирования тарифа на передачу через ТСО стали использовать крупные промышленные холдинги, зачастую субсидировавшие остальных потребителей через котловой тариф. Через ТСО часть потерь можно было вернуть. Собственные сетевые организации есть у крупных промышленных холдингов и организаций — "Газпрома", РЖД, ЛУКОЙЛа, "Сургутнефтегаза", "Транснефти", КамАЗа, Минобороны РФ. Однако впоследствии все больше промпредприятий начали компенсировать необходимую валовую выручку (НВВ) через собственные территориальные сетевые организации, де-факто продолжая эксплуатировать электросетевое хозяйство самостоятельно. Все имеющие ТСО предприятия получали от региональных котлодержателей возврат средств в виде начисленной сетевой организации НВВ. Учитывая ограничения по росту сетевого тарифа, для котлодержателя, которым чаще всего являлась дочерняя компания "Россетей", это означало появление выпадающих доходов, так как затраты монопотребительских ТСО на рост тарифа для потребителей в полном объеме не переложить. По данным аналитиков "Инвесткафе", около 20% общих затрат региональных МРСК на передачу электроэнергии составляют затраты на возврат средств ТСО. В аффилированные ТСО предприятия могут передавать и резервную мощность, которую сберегают до лучших времен. Как известно, в этом году регуляторы обсуждают возможность введения платы за неиспользуемую резервную мощность.

Каковы положительные и отрицательные стороны сложившейся ситуации для потребителей ТСО? Глава НП ТСО Александр Хуруджи видит плюсы в том, что ТСО обеспечивают для потребителей доступность к сетям, оперативны в принятии решений, позволяют крупным производствам снизить затраты, перераспределив свои расходы на всех потребителей электроэнергии в регионе. Кроме того, ТСО легко могут подхватывать на баланс бесхозные сети, например сети, оставшиеся от обслуживания строек, обеспечивают конкурентность на рынке техприсоединений. Минусы большого количества ТСО — дополнительная финансовая нагрузка на потребителей электроэнергии в регионе, непрозрачность деятельности, низкая эффективность на единицу энергооборудования, подконтрольность местным властям со всеми последствиями этого, зачастую низкая техническая надежность энергоснабжения. К примеру, у микро-ТСО часто отсутствуют материальные запасы и финансовые резервы, из-за чего такие организации не могут оперативно устранять аварии.

ТСО профильтруют


В марте 2014 года Дмитрий Медведев подписал постановление N179 "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам электроэнергетики", которое устанавливает критерии отнесения территориальной сетевой организации к моносетям. Теперь, если доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, которые присоединены к сетям ТСО, составляет не менее 80% от суммарной мощности абонентов ТСО, такая организация считается моносетевой. Она будет обязана платить двойной тариф за передачу — котловой и специально установленный тариф для моносетей, который обеспечит содержание энергообъекта, используемого преимущественно самим монопотребителем. Также в ближайшее время будут приняты критерии отнесения к ТСО, которые также послужат фильтром для просеивания не отвечающих установленным требованиям сетевых организаций.

"В этом году будет принято решение об исключении практики, при которой затраты сетевых организаций, которые полностью обслуживают отдельные предприятия, перекладываются на потребителей целого региона. Предприятия, которым принадлежат собственные сети, не смогут теперь затраты, которые они несут, перекладывать на остальных потребителей соответствующего региона. Это приведет к сдерживанию роста тарифов для остальных потребителей регионов, прежде всего для малого и среднего бизнеса,— прокомментировал постановление вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.— Их стало сегодня много, и это уже перестало являться фактором развития конкуренции и стало фактором монополизации на локальных рынках и появления дополнительных затрат у потребителей. После введения минимальных требований многие сетевые организации вынуждены будут уйти с рынка, затраты можно будет оптимизировать в рамках более крупных и отвечающих установленным требованиям организаций".

По мнению участников рынка, за счет исключения из НВВ котла затрат моносетей (по сути, крупных промышленных предприятий), возможно, удастся компенсировать часть потерь, которые понесет российский электросетевой комплекс в результате введения с 1 октября 2015 года новых льгот по техприсоединению для потребителей мощностью до 150 кВт.

В проекте постановления правительства о лицензировании деятельности ТСО предполагается, что на рынке должны присутствовать компании, которые располагают энергопринимающими устройствами мощностью не менее 10 МВА, квалифицированным персоналом и для которых утверждены нормативы потерь электроэнергии. "Россети" также внесли предложение об обязательном получении ТСО Паспорта о подготовке к прохождению осенне-зимнего периода.

Способы укрупнения

Главным консолидатором ТСО могут выступить "Россети", которые стремятся сделать прозрачным процесс формирования тарифов в котле. Например, "МРСК Центра" декларирует доведение доли на своей территории присутствия до 90% и уже несколько лет ведет политику присоединения ТСО через выкуп у муниципальных властей локальных ТСО. До 2016 года "МРСК Центра" намеревалась выкупить шесть ТСО (МУП "Воронежская горэлектросеть", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (ЛГЭК), МУП "Тверьгорэлектро", ОАО "Рыбинская горэлектросеть", ОАО "Курские электрические сети"). В августе прошлого года МРСК за 416 млн руб. приобрела ТСО Старого Оскола.

Возможно, после изменения правил игры на рынке ТСО стоимость продажи сетей снизится, так как локальные игроки будут вынуждены избавляться от ставшего затратным электросетевого хозяйства и передавать его квалифицированным сетевым организациям. "Зачастую под консолидацией понимается поглощение более крупными компаниями меньших по размеру. В электросетевом комплексе в современных условиях такой подход означал бы необходимость расходов денежных средств за счет докапитализации "Россетей" либо увеличения тарифа. Оба варианта неприемлемы для потребителей и руководства страны. Однако необходимость консолидации с целью решения вышеуказанных проблем очевидна,— размышляет глава НП ТСО Александр Хуруджи.— В 2014 году "Россети" всеми ДЗО вступили в НП ТСО, фактически с этого и началась консолидация ТСО. На площадке НП мы постарались найти взаимовыгодную для всех форму взаимодействия, соблюдая баланс интересов. "Россети" делятся передовым опытом, готовят оптимизированные решения по техприсоединению (присоединение к проекту "Портал-тп.рф"), единой технической политике, взаимодействию при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, давая остальным участникам без дополнительных затрат стать более эффективными и прозрачными, не потеряв самостоятельности".

По мнению представителей одной из ТСО, аффилированной с крупным топливно-энергетическим холдингом, введение предложенных Минэнерго критериев может привести к увеличению количества бесхозяйных сетей. "Кроме того, критерии не учитывают особенности ценообразования на услуги по передаче электрической энергии для "моносетей", в то же время правительством РФ определены критерии для таких сетевых компаний",— полагает он. Александр Хуруджи соглашается с представителем ТСО: "В том случае если критерии Минэнерго будут введены, а механизм, что делать с теми, кто критерии не прошел, утвержден не будет, это действительно чревато ростом сетей, брошенных компаниями, не получившими статус сетевых организаций. Поэтому решение по не прошедшим критерии ТСО должно приниматься синхронно с основным постановлением".

По словам первого заместителя генерального директора по технической политике (председателя НП ТСО) Романа Бердникова, важно, чтобы все ТСО полноценно обеспечивали эксплуатацию своего электросетевого хозяйства, несли полную ответственность за надежность энергоснабжения.

Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.

Свяжитесь с нами - для получения консультаций по действующему законодательству, проведения экспертизы вашей ситуации, разработки проектов необходимых юридических документов, защиты ваших интересов в арбитражном суде или иной юридической помощи.

Контакты размещены в правом верхнем углу сайта и на странице «Контакты ».

Мы оказываем юридические услуги только компаниям.

Кто такая сетевая организация?

Каждый владелец объектов электросетевого хозяйства может иметь либо статус сетевой компании, либо статус владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, т.е. при этом не иметь статуса сетевой компании.

Сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Законодательством установлены определенные критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Такими критериями являются:

    владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

    владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения:

Высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше;

Среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ;

Среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ;

Низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.

    отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.

    наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электроэнергии и (или) технологическому присоединению.

    наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Каков статус «иного» владельца объектов электросетевого хозяйства?

Что касается владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, т.е. при этом не имеющим статуса сетевой компании, то можно сказать следующее.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. В этом случае к их отношениям по передаче электроэнергии применяются положения, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электроэнергии в соответствии законодательством.

15 января 2018

Термин, который представлен в заголовке, имеет множество различных применений. Мы посмотрим на сетевую организацию и в общем, и в частных смыслах. Выделим исходя из этого ее особенности, основные сферы, где она может быть актуальна.

Общее определение

Итак, в самом общем смысле сетевая организация - это учреждение, которое использует в управлении бизнесом и производством именно сетевые отношения, технологии, связи.

Таким образом, форма подразумевает юридическую независимость фирм, которые объединились в сеть. Их взаимодействие при этом зиждется на основе договоров. Перед иными формами организаций она выигрывает из-за обладания общей ресурсной базой и единой информационной сетью.

Подведем итог. Сети - это самые гибкие на сегодня управленческие структуры, которые функционируют за счет совместной базы ресурсов. И ключевой в ней будет именно информация.

Сетевая форма организации: достоинства и недостатки

Учреждение с сетевой структурой относится к адаптивным. Такая организация демонстрирует один из новейших подходов к департаментализации. Ведь наличие сетевой структуры говорит о доверии большого спектра своих функций независимым контрагентам. Сама же организация в этом случае выступает небольшим головным центром. Ее главная задача - контролировать деятельность своих контрагентов.

Выделим основные достоинства и недостатки сетевой организации.

Плюсы Минусы
Возможность привлечь в определенный момент времени только нужные на тот час ресурсы Нет непосредственного контроля деятельности контрагентов со стороны головного офиса
Повышенная гибкость реагирования на постоянно меняющиеся условия окружающего бизнес-мира Исходя из предыдущего пункта возникает некоторая степень неопределенности при воплощении рабочих задач
Большое разнообразие рабочих заданий Непредвиденный разрыв отношений с субподрядчиком может порой парализовать деятельность всей системы
Повышенный уровень удовлетворенности результатами собственного труда Снижение уровня лояльности работающих в головном офисе - от их услуг всегда могут отказаться в пользу стороннего контрагента

А теперь перейдем к следующей мысли.

Видео по теме

Цели создания сетей

Озвучим основные цели основания сетевых организаций:

  • Формирование общей базы ресурсов.
  • Создание общей информационной "копилки" для постоянного обмена знаниями и опытом.
  • Распределение рисков между участниками.
  • Из-за возникновения синергического сетевого эффекта планируется достичь максимизации общей прибыли.

На устойчивость созданной сети прямое влияние оказывают следующие факторы:

  • Доверие между партнерами, формирование внутрикорпоративной культуры.
  • Как наличие, так и скрупулезное исполнение внутренних стандартов организации всеми участниками.
  • Согласованность действий партнеров.
  • Устойчивость информационных связей между ними - для этого общий сетевой ресурс постоянно должен пополняться новыми знаниями, наблюдениями.

Основные особенности

Перечислим ключевые особенности сетевой организации:

  • Наличие рыночных отношений между основными звеньями: от сырьевых поставок до конечного этапа реализации товара.
  • Основа деловых отношений между поставщиком, производством, структурами сбыта - контракты.
  • На формирование взаимодействий "поставщик-производитель", "производитель-продавец" большое влияние оказывает рынок.
  • Внутри организации формируются команды, задача которых - реализовывать особо значимые проекты.
  • Производитель всегда выбирает поставщика с наиболее выгодными целями, а тот, в свою очередь, фабрику, контракт с которой наиболее комфортен.
  • В общем плане сетевые организации характеризует автономность, гибкость, адаптивность, тяготение к использованию инноваций.
  • Есть тенденция к установлению корпоративных отношений между участниками цепи.

Территориальная сетевая организация (ТСО)

Чтобы дать исчерпывающее определение, обратимся к ФЗ №35 "Об электроэнергетике". Исходя из этого акта, сетевая организация, энергия могут быть связаны между собой.

Перейдем к определению. Таковым считается учреждение, которое передает электрическую энергию, используя при этом те объекты электросетевого хозяйства, которые не относятся к общероссийской единой национальной сети.

Лишь только в отдельных случаях, допускаемых ФЗ №35, эта организация имеет право использовать для оказания своих услуг объекты (или какую-то их часть), включенные в единую российскую электросеть.

Давайте разберемся, какая форма по российским законам может считаться электрической сетевой организацией.


Что может именоваться ТСО?

Согласно Постановлению российского правительства №184, принятому в 2015-м, ТСО может считаться организация, которая соответствует сразу всем перечисленным ниже критериям:

  1. Имеет ряд силовых трансформаторов, чья общая мощность превышает 10 МВА.
  2. Имеет воздушные или кабельные линии передачи электроэнергии 2 и более уровней напряжения:
      Высокого (110 кВ и более). Первого среднего (35 кВ и более). Второго среднего (1-20 кВ). Низкого (менее 1 кВ).
  3. Отсутствие трех фактов применения корректировки цен или/и понижающих коэффициентов.
  4. Имеет выделенный абонентский номер телефона для обращений потребителей по поводу вопросов о передаче электрической энергии и технологического обслуживания.
  5. Имеет свой официальный сайт.

Сетевое взаимодействие

Перейдем теперь к организациям сетевого взаимодействия. Это тесно сотрудничающие между собой образовательные учреждения, объединившиеся для общего использования студентами культурных, познавательных, научных, спортивных ресурсов.

Цели такой формы воплощения образовательных программ следующие:

  • Общее повышение качества образования.
  • Расширение области доступа студентов к современным средствам обучения, технологиям.
  • Предоставление возможности выбора из большего спектра профилей подготовки.
  • Углубленное изучение интересных специализаций, курсов.
  • Совершенствование своей профессиональной компетенции за счет опыта коллег.
  • Эффективное использование образовательных общих ресурсов.
  • Повышение конкурентоспособности выпускных курсов как на российском, так и международном рынке труда.

Регуляция сетевого образования

Деятельность сетевых образовательных организаций регулирует ФЗ №273 "Об образовании в РФ". Последней редакции он подвергся в декабре 2017 года. Согласно этому акту, сетевыми являются учреждения, которые предоставляют своим учащимся освоение программ на основе ресурсов сразу нескольких образовательных организаций. К последним могут относиться также научные, физкультурно-спортивные, медицинские, производственные и иные центры, где возможно проводить обучение, практику для студентов (учебную и производственную) и осуществлять иную полезную для усвоения знаний деятельность.


Сетевая форма взаимодействия между учебными учреждениями, согласно ФЗ №273, осуществляется на основе договора. Также данные организации должны составить общую образовательную программу.

Что касается соглашения между ними, то оно обязательно должно включать в себя следующее:

  • Направление, вид и уровень общей образовательной программы.
  • Наименование статуса обучающихся в образовательных сетевых организациях, правила приема в данные вузы, колледжи, информация об организации академической мобильности студентов.
  • Порядок и условия осуществления обучения по общей программе: распределение обязанностей между учебными заведениями, объем и характер совместно используемых ресурсов.
  • Информация о документе об образовании (квалификации), который будет выдан студенту по окончании усвоения своего курса в сетевой образовательной организации.
  • Сроки актуальности данного договора. Условия изменения его условий или прекращения действия.

Сетевая модель организации данных

В заключение рассмотрим сетевую организацию данных. Так называется логическая модель последних, которая является расширением иерархического подхода (база данных представляется в виде многоуровневого древа). Это математическая строгая теория обработки данных в их сетевых базах.

Между иерархической и сетевой организацией данных есть ключевое отличие - в первом случае запись-потомок располагает только одним предком, а во втором (сетевом) - любым количеством предков. Таким образом, сетевая база данных состоит из комплекта экземпляров определенного типа записи и комплекта экземпляров определенного типа связей между данными записями.


Плюсом такой модели можно считать имение возможности достаточно эффективной реализации по показателям оперативности и затрат памяти. Минусы - ощутимая жесткость и сложность схем сетевых БД. Недостаток наблюдается и такой: чтобы изменить структуру данных, нужно изменить и само приложение.

На основе сетевой модели организации данных построена сетевая СУБД (система управления базами данных). Ее основными терминами считается элемент (узел), связь и уровень.

Таким образом, мы разобрали общее определение сетевой организации. Это одна из новых и эффективных форм ведения бизнеса со своими особенностями, целями, плюсами и минусами. Актуальны сегодня ТСО в электроэнергетике, образовательные учреждения сетевого взаимодействия. Кроме этого, данная форма характерна и для организации моделей данных.

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО - это примерно четыре с половиной тысячи организаций - планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО.

Итак, территориальная сетевая организация должна:

  1. Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов - не менее 10 МВа.
  2. Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).
    Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
  3. В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.
    Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
  4. Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  5. Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО - это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии.

Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии.

Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:

  • невозможность получения дохода от услуг по передаче электроэнергии
  • несение затрат на содержание электросетей

Территориальная сетевая организация является коммерческой структурой, которая обеспечивает услуги передачи электроэнергии совместно с использованием техники и устройств, принадлежащих к электросетевому хозяйству. Критерии территориальных сетевых организаций предполагают, что в них могут входить только те сети, которые не относятся к общероссийским национальным.

Перечень территориальный сетевых организаций не должен содержать в себе объекты, которые находятся под государственным управлением. Таком образом, создание самого понятия ТСО предполагает коммерческое использование сетей.

Критерии отнесения к территориальным сетевым организациям

Есть несколько основных пунктов, благодаря которым выделяют характеристики предприятия для того, чтобы их можно идентифицировать как сетевую организацию. Играет роль общая мощность сети, так как сюда относятся только те компании, суммарная мощность силовых трансформаторов, установленных на подчиняемых объектах, должна быть выше 10 МВА. Но здесь же есть исключение. Если речь идет об изолированных системах, то этот критерий не учитывается.

Силовые трансформаторы должны обязательно быть в праве собственности у юридического лица (другие законные основания владения также учитываются). Обеспечение электрическое энергией от этих трансформаторов должно идти только на объекты, находящиеся на территории РФ.

Признаки территориальной сетевой организации включают еще критерий владения ЛЭП, которые обеспечивают обеспечение током на нескольких уровнях напряжения. Это относится как к воздушным линиям электропередач, так и к стандартным кабельным. Исключение составляют только изолированные системы, как и в вышеуказанном случае.

При этом к линиям электропередач выдвигается еще целый ряд требований:

* высокое напряжение должно поддерживаться от 110 кВ и более;

* низкое напряжение сети не должно превышать 1 кВ;

* используются только для объектов, деятельность которых находится в административных границах нашей страны;

* линии должны быть в праве собственности у юридического лица, которое попадает под критерии.

Если речь касается аренды, то время владения всегда должно быть не меньше, чем расчетный период регулирования. В ином случае компания не сможет предоставлять услуги.

Следующим критерием является отсутствие трех зафиксированных случаев применения понижающих тарифов для регулирования работы компании за три последних срока. Территориальные сетевые организации могут не получить такой статус, если будут пользоваться пониженными тарифами в течение трех регулирующих сроков подряд. Не должно быть специальных условий для корректировки цен на оказываемые услуги, предусмотренных для долгосрочного периода. Иными словами, льготные тарифы не должны постоянно поддерживать деятельность организации.

Стоит исключить присутствие недостоверные данных в отчетностях о работе организации. Вся информация, которая относятся к расчету фактических значений качества поставляемых услуг, параметров сети и прочих вещей, должна быть точной. Если организация не предоставляет все данные, то она также не может войти в реестр территориальных сетевых организаций .

Критерием для начала официальной деятельности является наличием выделенной телефонной линии, чтобы абоненты могли обращаться по поводу предоставления услуг. Также обязательно наличие официального сайта с необходимой для клиентов информацией. К примеру, территориальная организация ФКП НИЦ РКП отвечает всем необходимым требованиям.

Если компания не отвечает вышеуказанному набору критериев, то она может покинуть список территориальных сетевых организаций .

Дополнительные причины исключения

Часто для исключения какой-либо компании из реестра становятся экономические споры. На реальных примерах можно увидеть следующие виды разбирательств:

* споры о выполнении обязательств согласно заключенным договорам с компанией;

* потребителей с компанией предоставляющей услуги (в особенности это касается величины тарифов, которые могут со временем изменяться или не соответствуют нормам законодательства);

* в связи с заявками самой организации в регулирующие органы по поводу присоединения согласно индивидуальному проекту, поданными еще до перевода компании в другой статус;

* при отказе регулирующего органа в пересмотре тарифов услуг для компании на дальнейший период (особенно при их несоответствии государственным нормам).

Ассоциация «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» включает в себя перечень компаний, которые соответствуют требуемым критериям. Но если во время работы возникают сложности и кто-либо потеряет свой статус из-за споров или по другим причинам, то он будет исключен из ассоциации.