Социальные отношения - это отношения человека в обществе. Понятие и виды социальных отношений

Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них. Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей. Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций. Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности. Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие. «социального взаимодействия» на современном этапе развития социологии является фундаментальной, заменить ее другой категорией не представляется возможным. 25.Понятие личности в социологии, факторы ее формирования, структура. Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

В каждой личности проявляется 3 уровня свойств: 1)То общее, что проявляется у каждого члена общества на данном этапе развития. 2)Особенно связано с соц. группами, с которыми общается личность(общности - этнические, профес. деятельность человека, территориальные) 3)единичное, индивидуальное, то что связано с личными опытом, каждый из нас уникален. факторы ее формирования 1.биологическая наследственность 2.физическая среда обитания 3.культурная среда 4.групповой опыт человека 5.уникальный индивидуальный опыт Функциями считается те действия которые конструктивны, обеспечивают жизнеспособность общественного организма. Социальные дисфункции –это те действия, которые разрушают стабильность, в обществе, его результатом является деструктивная деятельность, которая разрушает, а не созидает. Структура: В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

    активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

    принятие себя и других людей такими, какие они есть;

    непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

    сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

    обладание чувством юмора;

    развитые творческие способности;

    неприятие условностей;

    озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

    способность к глубокому пониманию жизни;

    установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

    способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

    открытое и честное поведение во всех ситуациях;

    способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

    приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Введение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • 1) определить особенности социальных отношений;
  • 2) рассмотреть социальные взаимодействия;
  • 3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

1.Социальное действие и социальное взаимодействие.

2.Формы социальных взаимодействий.

3.Социальные отношения.

Литература.

1. "Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других" (М. Вебер).

Оно соединяет в себе а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Деятель ориентируется на ситуацию, вырабатывая в процессе размышлений над ней конкретный план реализации потребности в активизации своего поведения. Дело в том, что социализация формирует в каждом человеке внутреннюю готовность к определенному типу и даже форме действий в определенных условиях. Это и есть то, что определяется как "поведение". Ситуация может соответствовать сложившемуся стереотипу поведения. Но надо еще активизировать поведение. Необходим мотив как смыслообразующее начало действия.

Т. Парсонс выделил так называемые типовые переменные действия – пары мотивов, характеризующие возможности альтернативного выбора:

Действия исключительно в собственных интересах или действия, учитывающие потребности других людей (поведение студента на лекции);

Действия, продиктованные непосредственными потребностями, или действия, направленные на перспективные цели (выйти поговорить с другом или купить бутылочку "Пепси", или остаться на семинаре, чтобы не привлекать негативного внимания преподавателя);

Действия, направленные на использование родовых признаков партнера (пол, возраст, внешность), или действия, направленные на использование социальных (профессия, должность, семейное положение и пр.) признаков (попытаться решить конфликт с преподавателем, вызванный бесконечными отлучками с занятий, за счет воздействия на его пол, возраст и т.д., или за счет апелляции к его профессионализму, пониманию студента);

Действия, подчиненные общим правилам, или действия, сообразующиеся с особенностями момента (одинаковое поведение студента на лекциях и семинарах, или различный подход к занятиям в зависимости от их формы, преподавателя и пр.).

Перечень подобных альтернатив в реальной жизни можно продолжать бесконечно. Суть в их взаимосвязи, всегда составляющей очень сложную, возможно, не до конца понимаемую даже самим деятелем, структуру мотива действия. В активизации поведения, таким образом, участвует много разных, но связанных между собой, побуждений.

При этом, как уже отмечалось в предыдущих лекциях, действие может быть целерациональным, осознанно соотносящем между собой цель, средства, прогнозируемые результаты. Оно может быть ценностно-рациональным, подчиненным долгу, нравственным требованиям и т.п., когда человек уже не задумывается о том, как именно и почему именно так соотносятся между собой цель, средства и результаты его же действий. Он убежден, что действовать можно только так, и никак иначе. Оба эти типа действия относятся к социальным действиям, раз они направлены на действия других.



Но другие могут и не откликнуться на направленные на них действия. Они могут их проигнорировать, не заметить. Иначе говоря, не всякое социальное действие приводит к взаимодействию.

2. Социальное взаимодействие означает, что действия одного субъекта вызвали ответную реакцию другого субъекта. Это и есть процесс взаимодействия.

Человек всегда связан с другими людьми. Эти связи могут носить характер социального контакта. Социальный контакт – это такой вид социальной связи, когда партнер легко может быть заменен. Связь не предполагает системы сопряженных действий и намерений партнеров в отношении друг друга. Другое дело – социальные взаимодействия. Это – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию, которая, в свою очередь, порождает новую реакцию воздействующего.

Социальные взаимодействия предполагают, что партнеры имеют какие-то сходные представления о ценностях, нормах, образцах поведения, на основе которых и становятся возможными сопряженные действия субъектов. Эти ценности, нормы организуют взаимодействия, придают им ту упорядоченность, которая дает возможность партнерам прогнозировать, предвидеть поведение друг друга.

Социальные взаимодействия бесконечно разнообразны: предметные и словесные, прямые и косвенные, и т.д.

Им присущи такие характеристики, как экстенсивность (доля в жизненных интересах, целях субъекта), интенсивность (теснота, устойчивость связей между субъектами).

Они могут быть кооперативными, направленными на решение общих задач. Рынку присущи конкурентные отношения, направленные на борьбу за ресурсы. В современной социологии утвердилось представление о конфликтогенности социальных взаимодействий.

Дело в том, что взаимодействующие субъекты всегда в чем-то отличаются друг от друга. Они не могут на все смотреть совершенно одинаково. В то же время, в современном мире все больше становится таких объектов, которые, так или иначе, представляют общий интерес для субъектов. Это и вынуждает их, даже помимо собственных желаний, вступать во взаимодействия. Получается, что взаимодействуют субъекты с разными интересами, направленными на один и тот же объект. Эта противоречивость интересов создает основу для конфликтогенности. Постоянно возникают конфликтные ситуации, когда позиции субъектов в отношении общего объекта расходятся. Но иногда возникают инциденты: противоречие интересов перерастает в борьбу интересов. Возникает конфликт. Едва ли не за каждым конфликтом стоит определенная социальная позиция, выражающаяся в социальной оценке объекта, его значения, своих возможностей и интересов, интересов и возможностей конкурента (оппонента) и т.д. Т.е. конфликт – всегда социален, хотя не всегда эта социальность проявляется непосредственно.

Непосредственную форму социального конфликта имеют межгрупповые конфликты – политические, этнические и пр. Но экономические конфликты иногда приобретают иную форму. Человек хочет иметь иномарку, но не может себе это позволить, т.к. принадлежит к социальной группе, имеющей низкие доходы. Конфликт, конечно, социальный. Но чаще он переживается как личный, или даже психологический. Однако когда человек начинает задумываться над тем, почему ему не удается, не меняя привычный образ жизни, приобрести "черный бумер", он рано или поздно приходит к осознанию социальности переживаемого им внутреннего конфликта.

Поэтому даже в так называемых внутренних конфликтах проявляются такие функции конфликта, как воздействие на сложившуюся в сознании субъекта систему ценностей, норм, прочих социальных представлений. Конфликты всегда ведут к поиску союзников, сплачивая "своих" против "чужих", и т.д.

Понятно, что, за исключением экстремальных ситуаций, когда действия одного из субъектов создают или могут создавать реальную угрозу для других участников взаимодействия, предпочтительным способом урегулирования конфликтов, если уж инцидента не удалось избежать, являются переговоры. ООН даже выдвинула проект культуры мира, предусматривающий своего рода всеобщее обучение принципам конструктивного разрешения конфликтов любого уровня.

Наиболее перспективной в этом плане представляется стратегия поэтапных обоюдных инициатив разрядки (ПОИР). Она предполагает, что небольшая уступка, шаг навстречу партнеру, вызывает ответный шаг со стороны партнера. Далее происходит эскалация взаимопонимания, т.е. то или иное по форме и содержанию (в зависимости от конкретной ситуации), сближение позиций оппонентов. Если же ответных инициатив не следует, то отношения прерываются до тех пор, пока не будет найден приемлемый для партнеров вариант развития взаимодействия.

Конечно, такая стратегия требует и желания, и умения понимать партнера, не приписывая ему свои взгляды и интересы, с одной стороны, и выдержки, терпения, - с другой. С точки зрения социологии важно, что признание такой стратегии социальных взаимодействий предполагает необходимость взаимного мониторинга социальных позиций и действий участников взаимодействий, а, значит, и умение вести такое отслеживание динамики представлений, настроений и действий сторон.

При этом, разумеется речь идет о конфликтах самого разного уровня, вплоть до семейных или дружеских ссор.

Важно понимать, что в процессе взаимодействия всегда происходит социальный обмен двоякого рода.

Во-первых, происходит обмен смыслами, представлениями, и на этой основе складывается область инклюзивных представлений, общих для всех участников взаимодействия. Чем шире эта область, тем эффективнее взаимодействия. Даже понимание несовместимости своих интересов, если оно стало общим для партнеров, может повысить эффективность взаимодействия или, побудив их не касаться объектов этих несовместимых интересов и сосредоточиться на поиске того, что приемлемо для всех, или, напротив, побудив их вообще прервать связи друг с другом. Разрыв связи тоже можно при определенных условиях расценивать как эффективный результат взаимодействия (например, поражение одного из конкурентов, заставляющее его выбыть из конкурентной борьбы как формы социального взаимодействия). Этой стороне дела уделяет первостепенное внимание теория символического интеракционизма (Д. Мид).

Во-вторых, происходит обмен действиями, в ходе которого каждый из участников взаимодействия стремится что-то выиграть. Выигрыш, как подчеркивает Д. Хоманс, пропорционален затрачиваемым для его получения усилиям. Субъект готов прилагать тем большие усилия для достижения целей взаимодействия, чем большего выигрыша для себя он ожидает в случае успеха. Эта закономерность социального поведения открывает широкие возможности воздействия на партнеров на любом уровне и в любой ситуации: обещайте достаточно много того, чего хочет ваш партнер, и он приложит все силы, чтобы обеспечить успех вашего взаимодействия, тем самым объективно прилагая максимум своих сил для достижения ваших целей. Это, конечно, не исключает (если вы не обманываете партнера), что такие действия и ему выгодны не менее чем вам. Собственно, это и есть проблема эквивалентности обмена (взаимодействия), которой уделяется так много внимания в экономике.

Таким образом, можно определить социальное взаимодействие как динамическую характеристику общества. Это – динамический источник социального развития.

Устойчивая система социальных взаимодействий создает отношение.

3.Социальные отношения – устойчивые взаимодействия между партнерами. Их устойчивость связана с тем значением, которое имеет для партнеров объект отношения. Но она связана и с тем, что у партнеров нет возможности обойтись друг без друга. Их связь становится необходимой для каждого в отдельности и для всех вместе. Даже стремление разорвать эту связь или уничтожить партнера, если это намерение нельзя осуществить, может стать основой долгих и прочных отношений (например, холодная война между двумя мировыми системами или отношения между преподавателем и студентами при определенных обстоятельствах, когда партнеры не любят друг друга, а сессия еще не скоро). Если взаимодействия связаны преимущественно с тем, как партнеры понимают свои социальные роли, то, превращаясь в отношения, связи партнеров оказываются соотнесенными уже с их статусами. Здесь меньше значат представления партнеров о сложившихся отношениях, их перспективах, и больше – их объективное положение в сложившейся социальной системе, связывающей их между собой.

Таким образом, социальное отношение – это статическая характеристика социальной системы, устойчиво связывающей между собой его участников.

Для отношений важно, в какой степени их участники влияют друг на друга. Поскольку их статусы объективно не могут совпадать (статус жены – совсем не то же самое, что статус мужа), постольку степени их влияния друг на друга тоже различны. Иначе говоря, социальные отношения имеют разную интенсивность для их участников. Так, например, влияние политиков на массы в течение срока их пребывания на выборных должностях выше, чем влияние масс на политиков. Все меняется, когда приходят выборы. Политикам приходится затрачивать огромные усилия, чтобы сохранить влияние на массы: все остальное отступает на задний план (включая обоснованность предвыборных обещаний). Ценой утраты интенсивности отношений оказывается ликвидация самих отношений: политик перестает быть политиком и выходит из старой системы отношений. Ясно, что очень важными являются такие характеристики отношений, как их продолжительность, направленность, содержание.

С точки зрения направленности и содержания отношения можно разделить на антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические отношения – это отношения соперничества, конкуренции. Автор теории игр Д. фон Нейман указывал, что в системе антагонистических отношений каждый участник стремится навязать партнеру наиболее невыгодный для этого партнера способ действия. Участники антагонистических отношений стремятся "подставить" друг друга при каждом удобном случае. Это происходит потому, что достижение своих целей одним исключает достижение своих целей другими участниками этого типа отношений. Типичный пример – рыночная конкуренция. Даже сговор партнеров, которые не в состоянии уничтожить друг друга, как правило, ведет к поглощению одного другим. Кто-то становится "старшим", а кто-то – "младшим". "Старший" выигрывает больше, чем "младший". Иначе говоря, в антагонистических системах отношений никогда нет равноправия, паритета интересов. Следовательно, отсутствует и взаимная выгода отношений: они всегда одному выгоднее, чем другому. Поэтому и оценка такого отношения его участниками различная. Одни хотят сохранить данное отношение. Другие – хотят его изменить таким образом, чтобы уничтожить несправедливое с их точки зрения распределение выгод от такого рода социальных отношений. Главным объектом социальной связи в системе антагонистических отношений становятся сами эти отношения, их судьба. Цели, ради которых эти отношения возникли, отходят на задний план, когда антагонизм начинает осознаваться участниками отношений, и превращается в действие, в источник активизации поведения.

Напротив, неантагонистические отношения предполагают социальную солидарность. Нейман назвал "игры" с неантагонистическими интересами командными. Суть в том, что здесь достигнуть цели можно только общими усилиями, а достижение цели выгодно всем участникам отношения. Хотя не исключено, что эту выгоду каждый из них понимает по-своему. В самом деле, статусы субъектов остаются различными. Соответственно, различны и их интересы. Но осуществление интересов одного участника отношений не только не мешает осуществлению интересов всех других участников данной системы отношений, но и является необходимым условием для этого. Если один не достигнет своей цели, не достигнут своих целей и другие. Такой тип отношений часто складывается там, где люди сталкиваются с регулярно повторяющимися экстремальными ситуациями, когда сотрудничество, солидарность становятся условием выживания. Часто неантагонистические отношения утверждаются там, где жизненный опыт убедил людей в том, что влияние на другого человека может быть устойчивым только в случае, если оно выгодно тому, на кого влияют. Здесь даже отношения господства и подчинения могут приобретать неантагонистический характер: подчиняющемуся вовсе и не хочется выходить из подчинения, а, совсем наоборот, хочется, чтобы им и дальше командовали. Иначе говоря, возможны ситуации, когда в рамках неантагонистических отношений, их участники взаимно укрепляют неравноправие в собственных отношениях, неэквивалентный социальный обмен между собой.

Таким образом, если содержание социальных отношений преимущественно определяется объективными статусами их участников, то вопрос об их характере снова возвращает нас к ролевым представлениям их участников, к проблеме конфликта и психологии его разрешения.

Действительно, семья, например, представляет собой комбинированный тип социальных отношений. В этой системе социальных отношений случается все и для всего находится основание. Но есть одна общая закономерность. В семье так много различных точек пересечения интересов ее членов, что конфликтные ситуации возникают постоянно. Семья – одно из наиболее конфликтогенных социальных образований. Но в хорошей семье ценность отношений настолько велика, что люди постоянно готовы пожертвовать ради мира своими частными интересами. Общее согласие, солидарность для них важнее прочих индивидуальных интересов, которые не совпадают, да и не могут совпадать, с интересами других членов семьи. Но и полностью избежать инцидентов в часто даже территориально ограниченном пространстве жизнедеятельности семьи трудно. Если папа захотел сесть именно в это кресло, то мама туда уже сесть не сможет иначе, как причинив папе некоторые неудобства. Как папа отнесется к этим возможным неудобствам? Как мама отнесется к нежеланию папы уступить ей место в этом кресле? Собственно, хорошая семья и отличается от плохой тем, что в хорошей семье приоритетны неантагонистические интересы. В хорошей семье постоянно идет поиск возможностей удовлетворить свои интересы не за счет других. Этот поиск ведут не только все вместе, но и каждый в отдельности. Каждый, собираясь, что-то сделать, думает о том, как бы эти его действия не ущемили интересов другого. Конечно, никто не застрахован от ошибок и неудач. Вопрос в том, что, как правило, определяет конкретные формы социальных отношений: направленность на себя или учет интересов других, стремление удовлетворить сиюминутную потребность или ориентация на дальние, перспективные цели и т.д.

Типична в этом смысле ситуация с рыночными отношениями. С одной стороны, это типичный пример конкуренции. Здесь всегда есть основа для конфликта. Более того, рынок устойчиво воспроизводит эту основу: интересы участников рыночных отношений не просто не могут совпадать, они не могут не быть противоположны. Но, чем шире становятся рыночные отношения, чем больше точек пересечения самых разных интересов образуется в рамках этой системы, тем важнее для всех участников рынка оказывается поддерживать устойчивость отношений друг с другом. А для этого приходится учиться договариваться. Договор с развитием рыночных отношений становится основной формой развития и поддержания социальных связей между их участниками. Это, в свою очередь, предполагает, так или иначе, выход за пределы тех задач, с которых начинались отношения. Проще говоря, позитивные социальные отношения всегда обнаруживают тенденцию к расширенному воспроизводству.

Таким образом, социальные отношения представляют собой систему социальных взаимодействий, объединяющую множество предметов связи. Когда мы говорим об отношениях между А и Б, то, идет ли речь о нациях, государствах, классах, фирмах, социальных группах или индивидах, всегда в виду имеется нечто более широкое, чем взаимодействие в хозяйственной или бытовой сфере.

Социальные отношения – это система социальных взаимодействий, имеющая длительный, систематический и самовозобновляющийся характер, что придает ей независимость от случайных колебаний состояния их участников. Социальные отношения придают регулярный, организованный характер социальным действиям, в известной мере обезличивая их. В них личное устойчиво соотносится (или не соотносится) с социальным, происходит выбор приоритетов: что важнее?

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.