Заброшенный объект - Восьмой цех завода «Дагдизель

Дагдизель 8 цех завода находится в Каспийске. Это не простая заброшка, ведь находится она прямо в открытом море, в 2,7 км от берега. Изначально здание было построено для испытаний морского оружия, для чего поначалу и использовалось, в данный момент находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается морскими волнами.

Дагдизель 8 цех. История строительства

Завод Дагдизель был построен в 1935 году. За более честь 70-летнюю историю он прошёл огромный путь и завоевал славу по всему миру. Предприятие специализируется на производстве дизельных двигателей для судовой промышленности и электроагрегатов различного назначения на их базе. Этот завод стал началом строительства города Каспийска и флагманом дагестанской промышленности.

8 цех завода был построен в 1939 году по инициативе Серго Орджоникидзе, министра тяжелой промышленности. После Второй Мировой войны здание начали эксплуатировать Дагдизель 8 цех был секретным объектом, здесь испытывали торпеды и другие виды морского оружия, выпускаемого на Дагдизеле. Во всём Советском Союзе аналогов этому предприятию не было. Для возведения цеха вырыли котлован объемом 530 000 кубических метров — здесь оборудовали подземную территорию цеха. На дне котлована смонтировали железобетонную конструкцию высотой 14 м.

После снятия металлического каркаса она всплыла над морем и уже осталась на своём месте. Общая площадь объекта — 5000 квадратных метров, объем — 26000 кубических метров. Толщина стен весьма внушительна 1,5 м. Также в восьмом цехе была предусмотрена наблюдательная вышка, находившаяся на высоте 42 м над уровнем моря. Строение обслуживалось отдельным портом с пристанью и двумя молами. На станции было предусмотрено всё необходимое для работы и проживания: комнаты для персонала, спортивный зал, столовая и даже библиотека. А попасть на смотровую вышку можно было на лифте.

В 1942 году Дагдизель перенесли в Казахстан, а его восьмой цех временно закрыли. Когда война закончилась, предприятие возобновило работу. После войны повысились требования к производству оружия, для испытания торпед потребовалось больше глубина. К середине шестидесятых годов власти решили, что эксплуатация 8 цеха нецелесообразна. В 1966 году его списали с баланса. С тех пор здание заброшено. 8 цех завода Дагдизель называют «Дагестанским Форт Боярдом».

Завод Дагдизель в Каспийске наши дни

На Youtube много видео обзоров территории этого цеха. Также на просторах интернета выкладывают фотографии его экстерьера и внутренней части. Даже на любительских фото можно почувствовать былое величие строения. В данный момент стены разрушаются, всё ржавеет, в щелях прорастает трава. Любители приключений периодически выбираются туда на лодках и катамаранах. Завод никем не охраняется, что делает его еще более притягательным местом для сталкеров.

В отличие от многих других заброшек, об этом месте не ходит практически никаких жутких легенд. Его история прекрасно всем известна, однако это не делает объект менее привлекательным. Если смотреть на него с берега, кажется, что это огромное морское существо. Один его вид и неохраняемость так и манит сталкеров-новичков, а также любители бродить по заброшенным местам со стажем.

Если смотреть с берега, кажется, что плыть туда не очень далеко, а на деле оказывается что расстояние по прямой — 2,7 километра. Местные предприниматели за 20 минут довезут вас дотуда за 1000 руб при условии хорошей погоды. Наверное, не стоит уточнять, что находиться там опасно. Если вы всё же решили посетить этот объект, обязательно наденьте удобную обувь и прихватите сменную одежду, ведь погода в Каспийском море может поменяться в любой момент.

Также опасайтесь крыс, чаек и браконьеров. Все они тут встречаются периодически и чрезвычайно опасны для любителей приключений. Ни в коем случае не стоит плавать сюда в одиночестве. Лучше, конечно, вообще не плавать, но кто может удержать любителей пощекотать себе нервы? Обязательно берите с собой компанию. Желательно найти опытного проводника. Также заранее позаботьтесь о путях отхода, в том числе, в экстренных ситуациях.

Дальнейшие планы

8 цех Дагдизеля и поныне принадлежит заводу. В одном из своих интервью Эльдар Эльдаров, руководитель русского географического общества в Дагестане, сообщил, что его планируется превратить в популярный туристический объект, похожий на знаменитый Форт Боярд. Также он считает, что заброшенное строение можно превратить в рекреационный центр, вложив в его строительство средства инвесторов, тогда он может стать прекрасной туристической дестинацией благодаря нахождению на море и хороший перспективе создания условий для комфортного отдыха. Эльдар Эльдаров считает, что восстановить строение можно и нужно, пусть она и будет служить для других целей, чем изначально. Обещания обещаниями, но 8 цех и поныне заброшен, пока никаких работ на нём не ведётся. А интересные статьи о промышленности и заводах можно почитать на

ОАО Завод "Дагдизель" - машиностроительный завод в Каспийске, Испытательная станция морского оружия, и Махачкалинский "Форт Байяр ". В советские времена запрещено было не то, что фотографировать и обсуждать этот цех, даже смотреть и обсуждать его вслух было нежелательно.

Одно из старейших и крупнейших промышленных предприятий в Дагестане, основанное в 1932 году. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов СССР.

Один из цехов завода ("цех №8") в 1934-38 гг. был построен прямо в море, на каменном основании, положенном на морском дне. сначала на берегу был вырыт котлован, в нем было построено основание цеха, после чего котлован соединили с морем и в полупритопленном состоянии основание отбуксировали к месту установки, где дозатопили и продолжили строительство

Рассказывали, что главный инженер поседел, когда основание не всплыло, а уровень воды уже достиг расчетного. Кстати, куратором стройки был сам Серго Орджоникидзе.

В 1936 году завод изготовил опытную партию изделий, в 1939 году вышел на проектную мощность. Он стал одним из немногих торпедостроительных предприятий СССР; в 1939 г. завод выпустил 134 торпеды, в 1940 г. - 628, а в 1941 г. - 3246. К началу войны производственные площади завода составляли почти 113 тыс. кв.м, здесь трудилось 6 тыс. чел. Помимо производственных площадей в здании 8-го цеха имелись лифт, столовая, гостиница спортзал и библиотека, а полы практически везде были покрыты паркетом.
В начале Великой Отечественной войны завод освоил производство новых для себя видов вооружения и боеприпасов для нужд фронта: авиационных и глубинных бомб, зенитных снарядов и мин, ротных и батальонных минометов, ППШ и противотанковых ежей. Осенью 1941 года посёлок Двигательстройпринял, разместил и обеспечил работой эвакуированных из прифронтовой полосы тружеников родственных предприятий Токмака, Киева и Таганрога, причём токмакский завод имени Кирова полностью влился в завод № 182. Однако через год, в середине лета 1942 года, Махачкала оказалась в прифронтовой полосе и завод вновь был вынужден эвакуироваться, на этот раз в Алма-Ату (частично также в Петропавловск), где был основан алма-атинский машиностроительный завод имени С. М. Кирова. Хотя строительство завода пришлось начинать с нуля, к 1943 году производство было запущено и завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39.

С окончанием Войны работы в 8-м цеху были неожиданно прекращены, здание было практически брошено, что породило множество домыслов и легенд. Силуэт легендарного цеха увековечен на гербе города Каспийска. Сейчас завод - пристанище крыс, чаек и место отдыха морских браконьеров.

В 1966 году на морской базе завода проводились испытания экраноплана КМ. После обьект перестал использоваться заводом, хотя сохраняется до сих пор.

Заброшенная испытательная станция "8 Цех Дагдизелья" в Каспийском море.

Махачкалинский форт Боярд (именно так его называют местные) на самом деле не крепость, как может показаться издалека, а советская испытательная станция. Ныне ржавая и заброшенная. Ее построили еще в 1936 году совершенно уникальным способом — фундамент возвели в котловане, которой потом заполнили водой, после чего бетонное основание отвезли по воде на нужное место. Дальше история станции развивалась вполне банально. После своего открытия цех со столовой, библиотекой и спортзалом (на случай непредвиденных штормов) функционировал вплоть до 1960-х, неустанно испытывая торпеды, пока не появились новые, более усовершенствованные — им требовалась большая глубина для испытаний.

Цех завода "Дагдизель" в открытом море для испытания торпед.
В ходе строительства завода "Дагдизель" было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега. Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название "Массив", строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

На дне котлована был построен огромный железобетонный "ящик" высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший "ящик" отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там "ящик" наполнили водой и "посадили" на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: "Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году".

В январе 1937 года строящийся цех "А" был переименован в цех № 8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А. Дезорцевым, начальником проекта Г. Ахтенштейном, старшим инженером М. Матевосяном и проектировщиком П. Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939 году. В инвентарной карточке значилось: здание площадью 5189 кв. м, общим объемом 26000 куб. м установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.

Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова. Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.

October 7th, 2013

Испытательная станция морского оружия сданная в эксплуатацию в 1939 году находится на расстоянии 2,7 км от берега и давно уже не эксплуатируется. Еще часто это место называют бывшим 8 цехом "Дагдизеля". Здание ее окончательно разрушено бурными волнами неспокойного седого Каспия. Достаточно сказать, что наблюдательная вышка станции находится на высоте 42 метров над уровнем моря, и в шторм до вышки долетают пенистые закрученные волны.

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью пятьсот тридцать тысяч кубометров, вырытом с помощью земснарядов, (а порой вручную).

Первые упоминания о «павильоне» (так это здание именовалось в официальной переписке) в архивных документах относятся к январю 1934 года. Начальник Специального проектного бюро при Двигательстрое Можуго в письме начальнику строительства Н.А.Фетисову и секретарю парткома З.Г.Феодаеву детально, с точностью до одного дня сообщает сроки возведения фундамента будущего здания или, как его называли, «массива-гиганта», и вывода его в море.

Как гениально совершенна была конструкция самого здания, так же гениально прост был план его строительства: предлагалось на берегу моря вырыть огромный котлован, уплотнить его дно грунтощебенистой подсыпкой и уложить по ней брусчатый настил. Установить изготовленную заранее опалубку и забетонировать «массив». Выдержав 28 дней в опалубке, вывести его в море. К этому времени в определенной морской точке уже должно быть подготовлено основание каменной наброски для установки на нем «массива-гиганта». После установки и подводного бетонирования осень-зиму 1934 года и весну 1935 года отвести для естественной усадки сооружения. Затем в течение трех месяцев к августу возвести надводную часть.

В ходе строительства завода «Дагдизель» было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега.

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

На дне котлована был построен огромный железобетонный «ящик» высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший «ящик» отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: «Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году».

В январе 1937 года строящийся цех «А» был переименован в цех № 8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А. Дезорцевым, начальником проекта Г. Ахтенштейном, старшим инженером М. Матевосяном и проектировщиком П. Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939 году. В инвентарной карточке значилось: здание площадью 5189 кв. м, общим объемом 26000 куб. м установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.

Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова.

Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.

Помимо строительства морского цеха, перед Двигательстроем стояли и другие гидро-технические задачи: сооружение юго-восточного мола и причала для водного транспорта, который будет эксплуатироваться с момента вывода «массива» в море.

Однако жизнь ставила свои преграды, и столь тщательно продуманный план рухнул в первые же дни. Прежде всего затянулось рытье котлована. Иначе и быть не могло, если на 25 марта 1934 г. там работало всего 35 человек, трактор «Коммунар» да пара лошадей.

В дальнейшем этому строительному участку было уделено большое внимание, и численность рабочих здесь стала самой большой на Двигательстрое. Уже через 4 месяца здесь работало около ста плотников, 46 чернорабочих, 36 пильщиков 2 моториста, слесарь-водопровод.

9 апреля 1935 года в предмайском обращении к коллективу администрация по поручению производственной конференции призвала закончить рытье котлована к 1 июня, вынуть 140 тыс. кубометров земли. С 12 апреля был объявлен ударный штурм. Ежесуточную выемку земли с 500 кубометров довели до 3000. Каждый рабочий и служащий должен был в течение апреля отработать не менее 30 часов сверхурочного времени в котловане.

Уже 20 ноября 1935 г. секретарь парткома Феодаев сообщает в Северо-Кавказский краевой комитет ВКП(б): «Сооружение массива окончено. Остались штукатурные работы внутри массива, которые по намеченному плану должны быть окончены к 5-10 декабря. Вывод массива в море к его месту назначения в данное время за неподготовленностью «постели» и неокончания морских работ задерживается».

Что же такое «постель и основание каменной наброски? Почему эти работы выбились из графика и затянули строительство.
Дело в том, что глубина моря в месте возведения цеха достигала 12 метров. Нужна была каменная наброска, на которую и собирались водрузить массив. Но, если камни бросать непосредственно на дно, подводные течения будут вымывать из-под них песок, лишая тем самым здание устойчивости. Поэтому предполагалось за 10-15 дней до вывода массива в море в условленном месте начать дноуглубительные работы.

Обследование дна бурением заставило строителей предусмотреть его углубление до 19 метров от ординара. Объем работ предположительно определили в 530 тысяч кубометров выемки песчаного фунта. Для их выполнения были арендованы земснаряды «Степан Разин», находящиеся в ведении Южно-Каспийской базы в Баку, и «Волго-Каспий N 6″ из Астрахани. Но ни один земснаряд не мог работать на больших глубинах, поэтому «Волго-Каспий» пришлось переоборудовать. Кроме выемки котлована, земснарядам предстояло провести и другие дноуглубительные работы, в том числе прорыть подводный канал, чтобы в свое время по нему через мелководье вывести в море массив.

К моменту окончания строительства массива-гиганта работы в море были выполнены только на 30 процентов. Оставалось произвести тщательное равнение «постели» укладкой 3000 кубометров камня. Вот что пишет об этом инженер Двигательстроя и автор проекта А.С.Дезорцев в Дагобком Н.Самурскому: «Железобетонный понтон, подлежащий выводу полностью закончен. Канал тоже прорыт на всем протяжении. Не закончено разравнивание водолазами каменной «постели» в море, на которую должно быть поставлено сооружение после его вывода. Еще полтора месяца назад водолазных работ оставалось на 10 рабочих дней. Учет метеорологических условий позволял предположить, что в течение одного-двух месяцев мы будем иметь 10-12 штилевых дней, которые используем для окончания «постели», и в конце ноября сможем вывести массив-гигант в море.

Штилевые дни действительно были и работа была бы закончена, ели бы не одно обстоятельство, которое я не учел и которое делает нереальным мои планы. Дело в том, что в штилевые дни, чередующиеся со штормовыми, возможен выход водолазного флота в море и спуск водолазов под воду, но их работа совершенно исключается, так как в этих слоях воды происходит такое помутнение, что водолаз не может ориентироваться и выполнять работу.

Только в сентябре 1936 года массив был выведен и установлен в море на железобетонное основание. Теперь предстояло возведение на нем основного здания. Но еще не существующий цех «А5″ уже переименовали в цех N 8. Проектировали надводную часть уникального сооружения управление строительства механического завода N 182 и Юго-восточное Ростовское отделение Промстройпроекта НКТП СССР. На чертежах — подписи главного инженера А.СДезорцева, начальника проекта двадцатипятилетнего Г.И. Ахенштейна, старшего инженера Матевосяна, проектировщика и чертежника П.П.Парфенова.

В 1939 году цех был сдан в эксплуатацию. В инвентарной карточке значится: «Здание площадью 5185 кв. м, общим объемом 26000 куб. м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, крыша рубероидная, перекрытия железобетонные, полы паркетные».
Самая верхняя из четырех смотровых площадок возвышается над уровнем моря на 41,7 метра.

Из намеченных работ по строительству порта были сделаны только молы, волнорез и под бухту облагорожен котлован, в котором строили массив-гигант. К этим работам больше не возвращались и пользовались только теми причалами, которые были построены для катеров и барж, возивших строителей и стройматериалы в морской цех.

К сожалению, цех прослужил заводу недолго. И не от того, что был плохо построен. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса.

Вот уже 60 лет стойко сопротивляется стихии это уникальное здание — памятник трудовому подвигу первостроителей-двигательстроевцев.
Что его ждет? Найдется ли ему хозяин?

Вот еще почти

Этот заброшенный объект в береговой линии Каспийска - бывший восьмой цех завода «Дагдизель». Он был построен в 1939 году в качестве испытательной станции морского оружия.

Строительство 8-го цеха началось по инициативе министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1934 и было закончено в 1939 году, здание было сдано в эксплуатацию уже после начала Второй Мировой войны.

Цех имел официальное название - «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий» и являлся засекреченным объектом. Целью строительства цеха на воде было испытание торпед и другого оружия, которое выпускалось на заводе № 182 (в дальнейшем его переименовали в «Дагдизель»). Это было единственное советское предприятие подобного типа.

С помощью земснарядов был вырыт котлован объемом 530 тыс. кубометров, в котором расположили подземную часть цеха - так называемый «Массив». Прямо на дне вырытого котлована установили 14-метровую железобетонную конструкцию, которая после освобождения от металлического каркаса всплыла на поверхность моря и была установлена на постоянном месте. Общая площадь построенного секретного цеха составила более 5 тыс. квадратных метров, объем - 26 тыс. кубических метров. Толщина кирпичных стен здания составила 1,5 метра. Наблюдательная вышка возвышалась над уровнем воды на 42 метра. Для обслуживания секретного цеха на берегу были построены порт с двумя молами и пристанью. Секретная станция была отлично оборудована для постоянного проживания и работы. В здании были построены благоустроенные комнаты для ночёвки, имелись столовая, библиотека, большой спортивный зал. Для подъёма на смотровую вышку, состоящую из 9-ти этажей, был построен лифт.

В 1942 году, после продвижения немецких войск вглубь Советского Союза, завод по производству морского оружия был перенесён в Казахстан, и 8-й цех был временно закрыт. После окончания войны завод «Дагдизель» и его 8-й цех вновь возобновили работу.

В послевоенное время быстрыми темпами стали меняться требования к оружию, в частности, для испытания торпед стала необходима намного большая глубина. Поэтому уже к середине 1960-х годов было принято решение о нецелеобразности работы 8-го цеха. В апреле 1966 года испытательная станция морского оружия была окончательно списана с заводского баланса. С тех пор здание 8-го цеха завода «Дагдизель» заброшено и постепенно разрушается бурным Каспийским морем.


Уровень доступности: Требуется специальный транспорт или снаряжение

Как добраться: Цех находится в Каспийском море в 2,7 км от берега, необходим водный транспорт.

Стоимость услуг: Бесплатно

Часы работы: Круглосуточно

Инфо: Адрес: Маячная улица, Бывший восьмой цех завода «Дагдизель»
Координаты GPS: 42.896875,47.680953