Если предприниматель при оказании услуг, выполнении работ, продаже товаров получает оплату наличными денежными средствами (а не на расчетный счет), то ему, как правило, нужен кассовый аппарат. , мы уже рассматривали ранее. Более того, по действующим правилам требуется в налоговом органе. О том, что нужно сделать, чтобы регистрация кассового аппарата прошла успешно, и предприниматель не получил отказа в регистрации, речь пойдет в этой статье.
Для того чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предприниматель должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета.
Для организации (далее также юридическое лицо или ЮЛ) таким налоговым органом будет инспекция по месту нахождения организации. Если же у ЮЛ есть обособленные подразделения, в которых также применяется ККМ, то регистрация ККМ является обязательной и в налоговых инспекциях по месту учета обособленных подразделений.
Например, если у ООО есть несколько магазинов в разных городах, то регистрировать ККМ нужно в налоговых инспекциях в каждом городе.
Для индивидуального предпринимателя постановка на учет осуществляется в налоговом органе по месту жительства. В этом же органе регистрируется и кассовый аппарат.
Что будет за использование кассового аппарата не по месту регистрации? ИП или ООО могут оштрафовать. Одно из последних решений по этому поводу принял Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.08.2015 № 302-АД15-3955).
Чтобы зарегистрировать ККТ в налоговый орган нужно подать по установленной форме, которая утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 года № ММ-3-2/152@.
К заявлению следует приложить:
Такой договор обязательно должен быть заключен либо непосредственно с поставщиком ККМ либо с центром технического обслуживания (далее - ЦТО), уполномоченным поставщиком этой техники. Обратите внимание! После перехода на представление договора с ЦТО не обязательно.
С 21.08.2017 действуют и заявления о снятии с учета ККТ.
Указанные документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в оригинале. В случае их отсутствия в регистрации кассового аппарата налоговики откажут.
Кроме того, при регистрации ККМ налоговики попросят предъявить ИП документ, удостоверяющий личность ИП, а ЮЛ - документ, подтверждающий полномочия действовать от имени организации (например, протокол общего собрания ООО или решение о назначении единоличного исполнительного органа). Если документы подает представитель, то в подтверждение полномочий нужно представить доверенность.
Как неоднократно разъяснял Минфин России налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ документы, подтверждающие права на помещения, в которых будет использоваться кассовый аппарат (договоры аренды или свидетельства о праве собственности).
Вместе с тем на практике можно столкнуться с требованиями налоговиком дополнительно представить какие-либо документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет и т. д.). Чтобы не увязнуть в спорах с налоговиками и не затянуть процедуру регистрации ККТ, рекомендуется заранее выяснить в своем налоговом органе перечень необходимых для регистрации кассового аппарата документов.
Также часто возникает вопрос, можно ли использовать ККТ, которая исключена из реестра кассовых аппаратов. Ответ на этот вопрос в следующем письме.
Кассовый аппарат должны зарегистрировать в течении 5 рабочих дней со дня получения налоговым органов документов. О получении пакета документов налоговики должны уведомить заявителя. При этом если налоговый орган найдет недостатки в поданных на регистрацию документах (например, неполный комплект документов), то предприниматель может их исправить в течении 1 рабочего дня после получения уведомления. Если не успеет, в регистрации откажут.
Перед тем как регистрировать ККМ, налоговики должны осмотреть кассовый аппарат. Для проведения осмотра с заявителем согласовывается конкретное время. Если предприниматель на осмотр техники в согласованное время не придет, в регистрации откажут. Кроме того, осмотр ККМ проводится вместе со специалистом поставщика или ЦТО.
Если в ходе осмотра замечаний к кассовому аппарату и к представленному пакету документов у налоговиков не будет, то кассовый аппарат регистрируется путем внесения сведений в книгу учета ККТ, которую ведет налоговый орган.
В представленном предпринимателем паспорте кассового аппарата налоговики сделают отметку о регистрации. После чего предпринимателю выдается карточка регистрации кассового аппарата, учетный талон и возвращаются документы, поданные на регистрацию. Кроме того, налоговики заверяют представленный предпринимателем журнал кассира-операциониста.
Плата за регистрацию ККТ на сегодняшний день не взимается.
Мы уже упомянули в этой статье о некоторых основаниях отказа в регистрации (неполный пакет или недостатки документов, не устраненные во время; или неявка предпринимателя в согласованное время для осмотра ККТ). Помимо этого причиной отказа в регистрации могут стать:
Кроме этого, особо хотелось обратить внимание на такие основания для отказа в регистрации как предъявление на регистрацию ККМ, не включенной в государственный реестр, и истечение срока амортизации ККМ, исключенной из государственного реестра.
Одним из требований к кассовым аппаратам, которые применяются в наличных расчетах, является включение их в государственный реестр ККМ. Исключением из этого правила являются случая, когда кассовый аппарат был исключен из этого реестра. Если такой аппарат был зарегистрирован предпринимателем, то его можно продолжать использовать до истечения срока амортизации (до 7 лет включительно). Однако если предприниматель купил такой ККМ у кого-либо, то зарегистрировать он его не сможет.
Вместе с тем, и бывшую в употреблении ККМ иногда можно зарегистрировать. По разъяснениям Минфина России это допускается при перерегистрации кассового аппарата в связи с:
В заключение несколько слов об ответственности за использование кассового аппарата с нарушением установленного порядка регистрации. ИП или ЮЛ могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф на ИП от 3000 до 4000 рублей, а на ЮЛ от 30 000 до 40 000 рублей.
Ответы можно писать в комментариях ниже. Есть несколько вариантов получить равенство.
Минул указанный в новой редакции федерального закона №54-Ф3 об использовании кассовых аппаратом срок — 1 июля 2017 года. Сегодня, по действующему закону, все индивидуальные предприниматели, кроме отдельно очерченных в законе категорий переходят на онлайн-кассы .
В этой связи важны два момента. Первый касается тенденции к расширению сферы ИП, которым предписывается обязательное использование ККТ. Действительно, до 1 июля 2019 года в эту сферу войдут предприниматели, которые оказывают услуги населению и работают по схеме ЕНВД или патенту. Второй момент в том, что на сегодняшний день процедура регистрации кассового аппарата в налоговой для ИП максимально упростилась.
Во многом это упрощение обязано техническому прогрессу: главное техническое отличие новой ККТ от старых кассовых машин состоит в наличии у них фискального накопителя. Это приспособление отправляет платёжные сведения в налоговую инспекцию, причём непосредственно в момент распечатки кассового чека, в режиме реального времени. Если интернет по некоторым причинам недоступен – фискальный накопитель сохранит информацию и станет ожидать следующей отправки.
Рассмотрим пошаговую схему регистрации онлайн-кассы в налоговой .
Сначала следует, конечно, купить новую кассу. Либо доработать старую. На этом шаге важно соответствие двум реестрам: убедитесь, что выбранная модель кассы есть в Реестре ККТ, а обязательный атрибут онлайн-кассы — фискальный накопитель — присутствует в Реестре фискальных накопителей. Если вы запланировали доработку имеющейся контрольно-кассовой техники — она снимается с учёта, затем проводится модернизация и повторная регистрация.
Второй шаг: заключение договора с ОФД или оператором фискальных данных. В договоре оговариваются условия предоставления услуг по передаче чековых сведений с кассы ИП в налоговую. Чтобы окончательно зарегистрировать кассовую технику требуется составить заявление в ФНС, которое составляется как ручную, так и электронным способом. Заявление составляется в бумажном виде и относится лично предпринимателем в любое из отделений ФНС. Стоит заметить, что раньше такой свободы выбора не было: требовалось выбирать отделение именно по месту регистрации ИП. Возможна подача заявления и в электронном виде: через личный кабинет на сайте ФНС , либо через службу операторов фискальных данных. Эта организация имеет собственный сервис, где и регистрируется касса. Сведения об ОФД тоже присутствуют в заявлении.
Причины отказа в регистрации кассы налоговыми органами:
В пакете документов, поданных на регистрацию онлайн кассы должны присутствовать: заявление, паспорт, свидетельство о государственной регистрации ИП или лист о внесении записи в ЕГРИП, свидетельство ИНН и документы на ККТ.
В завершении регистрации ведётся обязательный визуальный осмотр аппарата налоговым инспектором, который фиксирует блок памяти и оформляет карточку регистрации ККТ. Можно работать! Помните, что ИП несёт полную ответственность за сохранность этой карточки в течении периода использования кассы.
Начиная с этого года, компании и другие хозяйствующие субъекты должны использовать при приеме наличного денежного оборота по реализации товаров, услуг, работ специальную технику. Законодательством определен список субъектов, которые должны применять данные аппараты, а также как зарегистрировать онлайн-кассу. Данное мероприятие важно, так как нарушение установленного алгоритма не позволит зарегистрировать ККТ.
Использовать эту технику стало возможно еще с 2016 года. По установленным правилам с первого февраля 2017 года все новые аппараты, которые ставятся на учет, должны быть онлайн-кассами.
Нельзя даже просто поменять ЭКЛЗ. Поэтому организации, у которых закончился срок использования, должны снимать с учета старую кассу и покупать и применять новую с функцией онлайн.
В настоящее время обязательно такая контрольная техника должна быть у организаций, применяющих ОСНО или УСН, то есть у компаний, учитывающих фактически полученный доход.
Для фирм и ИП, находящихся на ЕНВД или купивших патент при ПСН, использование таких кассовых аппаратов станет обязательно только с первого июля 2018 года.
С 31 марта 2017 года новые поправки ввели обязанность торговцев алкогольной продукции при реализации этого товара применять кассы с онлайн передатчиками. При этом не имеет значения какой режим по налогообложению они используют. Это значит что, онлайн кассы в этом случае должны быть у хозяйствующих субъектов, применяющих льготные системы ЕНВД и ПСН.
Прежде всего чтобы осуществить постановку на учет онлайн кассы, необходимо выбрать и приобрести непосредственно сам аппарат. Существующие онлайн-кассы, которые можно применять, доступны для просмотра на сайте ФНС.
Осуществляя выбор, субъект бизнеса должен основываться на возможностях кассового аппарата, а также количестве товаров или услуг в его номенклатуре. Кроме этого существуют специальные аппараты для интернет-магазинов, у которых бумажный чек на покупку не печатается.
Данная техника должна передавать информацию в интернет, поэтому нужно также определиться каким образом будет осуществляться эта связь.
Большинство налоговых органов настаивают на том, чтобы регистрация онлайн-касс происходила через личный кабинет плательщика на сайте ФНС. Поэтому хозяйствующему субъекту может потребоваться наличие квалифицированной ЭЦП. Ее можно получить у специализированного оператора. На это уйдет несколько дней.
Внимание! Для использования на компьютере должна стоять специализированная программа по шифрованию КриптоПро. Лицензию на нее также нужно будет приобрести и установить на компьютере. На машине также должна стоять актуальная версия браузера Internet Explorer.
ФНС требует, чтобы регистрация онлайн-кассы производилась только в электронном виде через личный кабинет. Такую процедуру за дополнительную плату производят центры обслуживания либо дилеры, продающие кассы. Но можно провести регистрацию и самостоятельно.
Перед тем, как начинать постановку онлайн кассы на учет, необходимо выбрать компанию ОФД, которая будет осуществлять отправку чеков в налоговую. ОФД должен быть аккредитованным со стороны налоговой службы, т. е. иметь право на обработку ФД клиентов. На сайте налоговой службы имеется реестр, который содержит список всех подобных компаний.
Внимание! Скачать реестр операторов можно на сайте налоговой по ссылке www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/ . По состоянию на апрель 2017 года в реестр внесено пять операторов.
Процесс регистрации, по своей сути, не отличается друг от друга. Однако личный кабинет каждого оператора может предоставлять различный функционал и доступ к данным. Если существует такая возможность, то перед регистрацией лучше протестировать кабинет каждого ОФД в демонстрационном режиме и выбрать тот, который больше всего понравится.
При регистрации в личном кабинете ОФД необходимо указать название компании, коды ИНН и ОГРН, Ф.И.О. и телефон контактного лица. Иногда при регистрации необходимо предоставить доступ к ЭЦП, из которой сайт получает все нужные сведения.
После проведения постановки на учет кассы нужно состав ить договор с ОФД. Для этого необходимо найти кнопку или пункт в меню «Заключить договор».
Основные сведения будут загружены из ЭЦП - название компании, ее ИНН и ОГРН, Ф.И.О. директора. Кроме этого, некоторые данные придется ввести вручную. В частности, нужно будет указать на основании какого документа действует руководитель, ввести юридический и почтовый адреса. Последний особо важен, поскольку по нему в дальнейшем будут высылаться копии документов в бумажном виде - договоры, акты выполненных работ и т. д.
Внимание! После внесения всех сведений, договор может быть отправлен системой на проверку специалистам ОФД, и только после этого будет предложено подписать его, либо действие выполняется сразу. Договор может быть завизирован только при помощи квалифицированной электронной подписи.
После оформления договора с ОФД можно зайти в личный кабинет. В настоящее время он еще пустой - данные будут появляться только после подключения кассового аппарата и работы на нет.
Как правило, личный кабинет ОФД предоставляет доступ к следующим сведениям:
Внимание! Перечень функций, которые доступны из личного кабинета, могут различаться у разных ОФД.
Для того, чтобы произошла регистрация онлайн кассы в ФНС, необходимо получить доступ к личному кабинету на сайте ФНС. Это производится при помощи квалифицированной электронной подписи.
Если личный кабинет на сайте nalog.ru
еще не открыт, необходимо это предварительно сделать. Для каждого типа налогоплательщиков - компаний и предпринимателей, существует свой личный кабинет, ссылка на вход в который расположена на главной странице портала налоговой.
После входа в личный кабинет нужно перейти в раздел «Контрольно-кассовая техника», где необходимо щелкнуть по кнопке «Зарегистрировать ККТ».
В появившемся окне указываются следующие данные:
После этого еще раз проверяются все сведения, после чего нажимается кнопка «Подписать и отправить». В ответном письме из налоговой приходит уведомление о оформлении аппарата, которое содержит регистрационный номер. Его нужно использовать при подключении кассы в личном кабинете ОФД.
Внимание! Полученный номер также необходимо занести в кассовый аппарат, после чего он напечатает специальный чек с фискальными данными. Далее в личном кабинете ФНС нажать кнопку «Завершить регистрацию», и в появившемся окне указать информацию с распечатанного чека - точные дату и время, номер фискального документа (строка ФД) и фискальный признак (строка ФН). После этого касса готова к работе.
Для того, чтобы подключить кассовый аппарат в личном кабинете ОФД, необходимо зайти в него и нажать кнопку «Добавить ККТ» или «Зарегистрировать ККТ». Делать это необходимо только после того, как проведена регистрация онлайн кассы в личном кабинете налогоплательщика, и органом был присвоен ей номер.
В открывшееся окно нужно внести определенные данные:
Некоторые ОФД при регистрации предлагают также воспользоваться некоторыми дополнительными функциями. К примеру, они могут напоминать о том, что заканчивается срок обслуживания кассового аппарата, либо им давно не пользовались. Часто можно для удобства указать короткое имя ККМ, под которым она будет показываться в отчетах.
Если, к примеру, у компании несколько торговых точек, и на каждой установлена онлайн-касса, им можно присвоить имена по месту нахождения (названию магазина, названию улицы, где он расположен и т. д.).
Внимание! После постановки на учет кассы необходимо создать счет на оплату выбранного тарифного плана. После зачисления средств, аппарат будет активирован и его можно использовать для пробивания чеков. По истечении оплаченного периода времени процедуру создания и оплаты счета необходимо будет повторить.
Согласно старому закону о применении ККТ, каждая компания, которая пользуется кассой, обязана была вести журнал кассира-операциониста и использовать другие обязательные формы бланков.
Тем не менее, если во внутренних документах организации установлена обязательность ведения этого регистра, компания или предприниматель могут использовать его по собственному желанию.
Важно! Обязательными к применению являются только формы, установленные новым законом. К ним относятся, например, отчеты об открытии и закрытии смены, ведомость о состоянии расчетов и т. д.
Каждую операцию, при которой потратили или получили деньги, нужно оформить так, как требует законодательство, как для наличных, так и для безналичных расчетов.
Если расчет идет безналичным способом, то за соблюдением правил работы с денежными средствами следит банк. Однако подавляющее большинство небольших предприятий предпочитает расчеты наличными, для этого необходимо вести документы по учету наличности:
Кассовую книгу;
Журнал кассира-операциониста;
Кассовый отчет.
Правильно организовать учет денежной наличности достаточно просто. Для этого надо лишь вовремя отражать приход и расход наличности в книгах учета. Следует помнить, что принимать деньги от покупателей можно только с использованием контрольно-кассовой машины, в отдельных случаях – с использованием бланков строгой отчетности.
Кассовый аппарат нужно использовать при расчетах наличными, как с гражданами, так и с организациями и индивидуальными предпринимателями, только после того как вы ее зарегистрируете в налоговой инспекции. Для этого нужно: заключить договор на обслуживание контрольно-кассовой машины (ККМ) с центром технического обслуживания (ЦТО), провести фискализацию кассового аппарата, приобрести средства визуального контроля и т. д.
Законодательство РФ позволяет организациям использовать только определенные модели кассовых аппаратов, то есть те, которые включены в государственный реестр. В нем перечислены все модели, которые разрешено использовать. Помимо реестра существует и классификатор ККМ, который предусматривает, какие модели ККМ предназначены для каждой сферы деятельности.
Организации, торгующие кассовыми аппаратами, делятся на две категории:
1) специализированные фирмы-продавцы;
2) центры технического обслуживания.
У специализированных фирм-продавцов можно только приобрести ККМ, но после этого все равно придется заключать договор с ЦТО на техническое обслуживание.
Удобнее покупать аппарат прямо в ЦТО. Эта организация продает, и обслуживает, и ремонтирует кассовые машины.
Можно купить и подержанный кассовый аппарат. Объявления о продаже подержанной контрольно-кассовой машины дают предприятия, которые прекратили деятельность и теперь распродают имущество. Покупать можно только те аппараты, которые продавец снял с учета в налоговой инспекции. В подтверждение он должен выдать вам карточку регистрации ККМ с отметкой налоговой инспекции о том, что аппарат снят с учета.
Как к новым, так и к уже поработавшим кассовым аппаратам должны прилагаться паспорт версии, технический паспорт и средства визуального контроля (СВК). Это круглые голографические наклейки. Разрешается использовать кассовый аппарат, на котором имеется:
1) СВК «Государственный реестр»;
2) СВК «Сервисное обслуживание».
СВК «Государственный реестр» свидетельствует о том, что модель соответствует эталонному образцу. СВК «Сервисное обслуживание» свидетельствует, что ККМ находится на сервисном обслуживании. На этой голограмме указан год, когда машину ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание.
Штрафные санкции за использование кассового аппарата без средств визуального контроля законодательством РФ не предусмотрены. Ответственность может наступить только за неприменение ККМ.
Прежде чем регистрировать кассовый аппарат, поинтересуйтесь в налоговой инспекции, нужно вам приобретать средства визуального контроля или нет. В постановлении Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 установлено требование об оснащении кассовых аппаратов СВК.
В Москве и Санкт-Петербурге предусмотрены дополнительные требования. Так, необходимо использовать дополнительные самоклеящиеся пломбы, купленные в ЦТО. Налоговые органы указанных городов прежде чем регистрировать кассовые аппараты, обязательно проверяют наличие таких пломб. Пломба состоит из основной части и отрывного контрольного талона (везде приведен идентификационный номер). На основной части специалист ЦТО указывает дату установки пломбы и расписывается. Эту часть и наклеивают на кассу.
Для получения пломбы, в ЦТО необходимо подать заявку и оплатить стоимость услуги. Выдадут пломбу не позднее чем через 15 дней с момента оплаты. Срок действия пломбы – один квартал.
Документы, которые нужны при покупке кассового аппарата:
После того как приобрели контрольно-кассовую машину и заключили договор с ЦТО на техническое обслуживание, ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе.
Кассовый аппарат нужно регистрировать налоговом органе по месту учета.
В налоговую инспекцию следует представить:
Заявление о регистрации ККМ;
Заполненную карточку регистрации ККМ в двух экземплярах;
Доверенность на право регистрации ККМ (если ККМ регистрирует не руководитель организации);
Технический паспорт ККМ (оригинал и копию);
Паспорт версии ККМ (оригинал и копию);
Договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию);
Средства визуального контроля (голограммы);
Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 – он должен быть с пронумерованными страницами, прошнурован, заверен печатью организации, а также подписями директора и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя;
Карточку регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета (для подержанных аппаратов).
Налоговые органы могут затребовать и другие документы: оригиналы и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, возможно, придется представить еще и копию договора аренды помещения, где будет установлен кассовый аппарат.
С момента получения документов налоговые органы в течение пяти дней обязана зарегистрировать кассовую машину, причем в этот же срок представитель налогового органа должен проверить аппарат.
В процедуре регистрации принимают участие:
Сотрудник отдела регистрации ККМ налоговой инспекции,
Специалист центра технического обслуживания,
Представитель организации.
Как правило, в налоговом органе установлены определенные дни для подачи и получения документов, фискализации аппарата. Сначала проводится фискализация новой контрольно-кассовой машины, ведь кассовый аппарат приобретается в нерабочем (нефискальном) режиме, т. е. счетчик, который суммирует дневную выручку, еще не включен. Если вы купили подержанную ККМ, процедуру фискализации пройти также придется.
Фискализация заключается в следующем. Специалист ЦТО вводит в память кассового аппарата его заводской номер, программирует наименование предприятия-владельца и его ИНН. Затем налоговый инспектор устанавливает цифровой пароль, который защищает фискальную память от взлома. Этот пароль известен только налоговику. Потом специалист ЦТО опечатывает машину, ставя свою пломбу. Дату опломбирования и сведения оттиска клейма записывают в журнал формы № КМ-8. После этого в техническом паспорте ККМ в разделе «Ввод в эксплуатацию» специалист ЦТО расписывается и указывает номер своего удостоверения.
Далее начинаются испытания кассовой машины. Пробивается условная сумма и проверяется правильность отражения реквизитов на чеке. Налоговый инспектор вводит секретный пароль и снимает пробный отчет фискальной памяти.
По окончании фискализации налоговый инспектор присваивает ККМ номер и делает запись в книге учета контрольно-кассовых машин организаций, которую ведут налоговые органы. Налоговый инспектор визирует журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), ставит в нем печать налоговой инспекции и записывает дату фискализации. Затем налоговый инспектор заполняет карточку регистрации ККМ и визирует ее у руководителя налогового органа. Эта карточка должна находиться там, где установлена кассовая машина.
В карточке регистрации указывается адрес, по которому будет установлена контрольно-кассовая машина. Если у предпринимателя несколько магазинов (кафе, мастерских и пр.), то может появиться необходимость переставить ККМ в другую точку. Это можно делать, только предварительно уведомив налоговый орган. Налоговый инспектор сделает запись в своем журнале и внесет изменения в карточку регистрации. В противном случае организация будет привлечена к ответственности.
Если приобретен резервный аппарат, который планируется использовать на время ремонта используемых ККМ, об этом нужно заранее предупредить налогового инспектора, который внесет соответствующую запись в карточку регистрации. Это позволит использовать резервный аппарат в любом магазине (или любой другой точке), принадлежащем организации.
Для снижения сумм налогов на сумму, уплаченную за ККМ, важным критериям выступает вид деятельности организации. Если касса используется только в деятельности, облагаемой НДС, то малое предприятие вправе принять к вычету весь налог. При этом должны быть выполнены все стандартные условия: введен аппарат в эксплуатацию, получена счет-фактура, где сумма налога вынесена в отдельную строку, – только в этом случае «входной» НДС можно принять к вычету.
Если магазин торгует и в розницу, и оптом, а розничная торговля переведена на уплату налога на вмененный доход, то ККМ используют как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС.
В этом случае «входной» НДС принять к вычету нельзя. «Входной» налог нужно распределить пропорционально стоимости проданных товаров. Ту часть налога, что приходится на товары, реализация которых облагается НДС, можно принять к вычету. Оставшаяся часть суммы налога включается в первоначальную стоимость кассового аппарата. Рассчитывая такую пропорцию, берут стоимость проданных товаров того налогового периода, в котором касса была введена в эксплуатацию.
Пример 2.13. В апреле 2008 г. ООО купило для своего магазина кассовый аппарат за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Затраты по вводу в эксплуатацию, состоящие из платы за средства визуального контроля и программирование, равны 1310 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Выручка предприятия в этом месяце составила 890 000 руб.:– 471 000 руб. (в том числе НДС – 71 848 руб.) – от реализации оптом (общая система налогообложения);– 419 000 руб. – от реализации в розницу с применением ККМ (ЕНВД).Сумма «входного» НДС, которую ООО должно включить в первоначальную стоимость кассового аппарата, составит 1479 руб. [(2700 руб. + 200 руб.) х 419 000 руб.: (890 000 руб. – 71 848 руб.)].Оставшуюся часть налога – 1421 руб. [(2900–1479)] – можно принять к вычету после того, как касса введена в эксплуатацию.ООО установило одинаковый срок службы кассы в бухгалтерском и налоговом учете – 6 лет (72 месяца). Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете решено начислять линейным методом. Первоначальная стоимость ККТ – 17 589 руб. [(17 700 руб. – 2700 руб. + 1310 руб. – 200 руб. + 1479 руб.)], т. е. сумма ежемесячной амортизации составит 244,29 руб. .
Перед тем как сдать ККМ в ремонт, предприятие должно снять показания контрольных денежных счетчиков и занести полученные данные в акт по форме № КМ-2. Это необходимо сделать, потому что во время ремонта эти счетчики могут обнулиться. По этой же причине перед началом ремонтных работ и после их завершения акт должен завизировать налоговый инспектор.
Но на практике большинство налоговых инспекций не требует представлять им акт перед началом ремонта, если только неисправность не связана с блоком фискальной памяти или другими устройствами, которые могут вызвать обнуление контрольных денежных счетчиков. Специалист ЦТО должен проверить состояние блока фискальной памяти и записать свое заключение в акте перед началом ремонта. Поскольку кассовые аппараты служат больше одного года, они учитываются в составе основных средств, их стоимость отражают на счете 01 «Основные средства».
Для того чтобы продать контрольно-кассовую машину, необходимо снять ККМ с учета в налоговом органе. Заявление с просьбой об этом составляется в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
Регистрационную карточку ККМ;
Журнал кассира-операциониста.
Снимая кассовый аппарат с учета, организация должна подтвердить, что показания суммирующих денежных счетчиков полностью отражены в журнале кассира-операциониста. Для этого прикладывается итоговый чек, пробитый в тот же день, когда заявление о снятии ККМ с учета было подано в налоговую инспекцию. Подразумевается, что, пробив итоговый чек, предприятие больше не использует данный кассовый аппарат.
Если налоговый инспектор, захочет проверить состояние блока фискальной памяти. В этом случае он выезжает на предприятие (или ККМ привозится в налоговую инспекцию) и снимает показания контрольных денежных счетчиков. Полученные данные должны соответствовать записям в журнале кассира-операциониста.
В ряде случаев перед тем, как снять контрольно-кассовую машину с учета, налоговые инспекции требуют от предприятия перевести показания суммирующих денежных счетчиков на нули. Эту операцию проводит и оформляет актом по форме № КМ-1 специалист ЦТО. Акт должен подписать налоговый инспектор.
Проверив показания денежных счетчиков, налоговый инспектор выдает предприятию книгу кассира-операциониста и копию регистрационной карточки с отметкой о снятии ККМ с учета.
Если ККМ продать не удалось, и ее решили просто списать, то нужно оформить акт на списание объекта основных средств. В акте надо указать причину, по которой выбывает контрольно-кассовая машина (физический или моральный износ). Здесь же приводят характеристики списываемой машины: ее марку, срок службы, инвентарный и заводской номера, а также первоначальную и остаточную стоимость. Акт оформляют уже после того, как кассовый аппарат снят с учета в налоговом органе.
Работать без кассового аппарата можно при торговле:
Газетами и журналами;
Лотерейными билетами;
Билетами и талонами для проезда в транспорте;
Мороженым;
Безалкогольными напитками в розлив;
Из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
Вразвал овощами и бахчевыми культурами;
Продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;
Продовольственными товарами с открытых прилавков на крытых рынках.
Рассчитываться наличными без кассового аппарата могут также предприниматели и организации, оказывающие бытовые услуги населению. Им разрешается вместо кассового аппарата использовать бланки строгой отчетности.
Принимать деньги от организаций без кассового аппарата нельзя, поэтому, если среди клиентов есть и физические, и юридические лица, контрольно-кассовая машина необходима.
При разовой сделке индивидуальному предпринимателю выгоднее не покупать кассу, а заплатить штраф. Ответственность за неприменение кассового аппарата предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Сумма штрафа, которую могут взыскать с должностного лица организации, составляет от 3 тыс. до 4 тыс. руб., с юридического лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Покупка ККМ, а также расходы на ее регистрацию и обслуживание потребуют больше денег. Более того, предпринимателю, возможно, не придется платить и штраф, поскольку проверяющие вправе привлечь к ответственности, только если с момента, когда предприниматель нарушил порядок работы с наличностью, прошло не более двух месяцев. Об этом сказано в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Перед началом работы на ККМ кассир получает у руководителя ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Кассир расписывается в книге учета принятых и выданных денег.
Руководитель обязан:
В присутствии кассира снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день;
Убедиться в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своей подписью и подписью кассира;
Оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков, заверить данные на контрольной ленте подписями (своей и кассира) и закрыть замок денежных счетчиков;
Провести инструктаж кассиров и продавцов в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.
При возникновении неисправностей в работе ККМ кассир обязан:
Выключить кассовую машину, вызвать руководителя, определить характер неисправности;
В случае нечеткого отражения реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с руководителем проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек, указав на обороте правильную сумму, и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. Если чек не вышел, то вместо него следует получить нулевой;
В случае невозможности продолжения работы из-за неисправности ККМ кассир совместно с руководителем оформляет окончание работы на данной кассовой машине, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста на данную кассовую машину о времени и причине окончания работы.
Если устранение неисправности своими силами невозможно, то вызывается специалист ЦТО.
Кассиру запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ее в местах обрыва.
По окончании рабочего дня или по прибытии инкассатора кассир должен:
Подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
Составить кассовый отчет.
После этого руководитель в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку или вынимает из ККМ использованную в течение дня контрольную ленту, подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывает на ней тип и номер машины, показания счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы. Показания на конец отчетного дня вписываются в журнал кассира-операциониста.
По показаниям счетчиков на начало и конец дня, определяется сумма дневной выручки. Она должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты.
На кассовом чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:
Наименование организации;
ИНН организации;
Заводской номер контрольно-кассовой машины;
Порядковый номер чека;
Дата и время покупки;
Стоимость покупки;
Признак фискального режима.
Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Все чеки, пробитые на ККМ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма) должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.
При работе на ККМ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовая лента – это документ, подтверждающий сумму принятых наличных денег.
В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.
Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте необходимо указывать:
Наименование организации;
Состав комиссии;
Показания счетчиков контрольно-кассовых машин;
Марка ККМ, год выпуска и заводской номер;
Регистрационный номер ККМ;
Период инвентаризации;
Номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;
Сумма выручки по ленте;
Подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.
В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».
Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для малого предприятия.
Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1). Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.
На каждую ККМ предприятие должно завести журнал кассира-операциониста по унифицированной форме № КМ-4.
Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине предприятия, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и подписями руководителя, главного бухгалтера и налогового инспектора.
Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале не допускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации.
В графах журнала кассира-операциониста записывают следующие показатели:
Дата – число, месяц, год;
Фамилия, имя, отчество кассира-операциониста;
Номер счетчика;
Показания контрольного счетчика, регистрирующего перевод суммирующих денежных счетчиков – показания счетчика в режиме «Z», который увеличивается на единицу при переводе суммирующих денежных счетчиков на нули;
Показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);
Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);
Показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);
Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);
Сумма выручки за день по показаниям суммирующих денежных счетчиков;
Сумма денежной наличности, сданной в кассу организации;
Сумма выручки по оплаченным документам (при оплате покупателем товаров расчетными чеками и другими платежными средствами);
Общая сумма выручки;
Денежный остаток на конец дня в кассе;
Сумма недостачи (излишков), выявленной в результате проверки;
Сумма возвращенных покупателям денег по неиспользованным чекам в случае возврата товаров или ошибочно пробитого кассиром-операционистом чека. В подтверждение указанного факта к отчету кассира-операциониста прилагается акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, составленный по форме № КМ-3;
Подписи на конец рабочего дня кассира.
Если предприятие работает без кассира-операциониста, то есть выручку от покупателей принимает продавец, то ведется журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста по форме № КМ-5.
Прием-сдача денег оформляется в журнале совместными подписями руководителя предприятия и специалиста, работающего на ККМ. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с фактической выручкой выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.
В конце рабочего дня составляется сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день. Этот отчет составляется по унифицированной форме № КМ-7 (Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации). Отчет является приложением к справке кассира-операциониста (форма № КМ-6).
Старший кассир составляет отчет (сведения) по форме № КМ-7 ежедневно и вместе с актами, справками формы № КМ-6, приходными и расходными кассовыми ордерами.
В форме по показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, общая выручка организации уменьшается на сумму денег, выданных покупателям по возвращенным ими чекам. Эта сумма включается в сведения согласно актам формы № КМ-3. Сведения подписывают руководитель и кассир организации.
1 июля 2017 года — срок перехода большинства предпринимателей с обычных ККМ на кассы, передающих информацию в ФНС онлайн. С начала февраля налоговые инспекции перестали регистрировать кассовые аппараты старого образца, нельзя (ленту контроля).
В связи с этим, для предпринимателей и руководителей организаций весьма актуален вопрос регистрации онлайн-касс. Разберем подробно, как пройти эту процедуру шаг за шагом.
Несмотря на то, что у бизнесменов есть еще время, в течение которого разрешено использовать привычные кассовые аппараты, им придется подчиниться Федеральному закону от 03 июля 2016 года №290-ФЗ, который внес существенные новшества в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, регулирующий применение контрольно-кассовой техники.
Почему этим вопросом лучше озаботиться заранее? Предприниматели, решившие модернизировать кассовый учет заблаговременно, получают следующие преимущества по сравнению со своими менее расторопными коллегами:
Прежде чем перейти к общей модернизации кассового учета, предпринимателю нужно решить вопрос о том, приобретать ли новые модели кассовых аппаратов или вложить средства в модернизацию уже имеющихся.
Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть имеющиеся модели на предмет их возможной модернизации. Для этого необходимо проверить, входят ли данные модели в реестр оборудования, которое можно модернизировать, а также уточнить, до какого года будет правомерным их использование. На основании полученных данных можно принять решение о целесообразности модернизации.
Если руководство решило заменить контрольно-кассовую технику, то необходимо осознанно выбрать модели, которые будут максимально удобными и отвечать требованиям конкретной организации. Важные факторы, которые могут повлиять на выбор:
Процедура регистрации кассовой техники нового образца регламентирована в статье 4.2. вышеупомянутого Федерального закона. Процедура «обкатана» со стороны ФНС и операторов фискальных данных. Закон разрешает выбрать для этого один из удобных предпринимателю способов.
Закон разрешает использовать прежнюю процедуру регистрации ККТ, прописанную в старой редакции ФЗ № 290 до конца 2017 года. Однако, этот порядок будет действителен с некоторыми серьезными оговорками, на которые прямо не указано в законодательстве, но на них обращают внимание налоговики:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 февраля 2017 года, согласно п. 4 ст. 7 ФЗ № 290, для постановки нового аппарата ККТ на фискальный учет необходимо заключение договора с оператором фискальных данных (ОФД), услуги которого будут платными. Выбрать одного из нескольких поставщиков таких услуг можно на сайте ФНС РФ.
Успешная фискализация нового или модернизированного аппарата контрольно-кассового контроля в налоговом органе предусматривает наличие трех обязательных компонентов:
К СВЕДЕНИЮ! Если вы затрудняетесь определить номера ККТ и фискального накопителя, эта информация содердится в паспортах данных устройств, а также отображается на диагностическом чеке, выбитом на кассовом аппарате.
ВАЖНО! Удобно взаимодействовать с операторами с помощью электронного сервиса «1С-ОФД», который входит в комплект услуг официального договора. Тогда ответственность за подключение разделят Центры компетенции, являющиеся официальными партнерами системы 1С.
Сложность этого способа регистрации состоит в том, что форма заявления пока не является утвержденной Министерством Финансов, а значит, обязательной к применению. Однако, некоторые налоговые органы рекомендуют использовать форму и порядок процедуры, предложенные в виде проекта в Минфине РФ. Если предприниматель решит воспользоваться именно этим способом, ему нужно будет последовательно выполнить следующие шаги:
Провести регистрацию ККТ нового образца через Интернет для многих пользователей оказывается удобнее, чем через личное посещение. Как говорилось выше, для этого необходимо иметь расширенную версию КЭП (электронной подписи). Зарегистрировать ККТ на соответствующей странице Личного кабинета сайта ФНС не очень сложно. Это может сделать не сам руководитель, а любое лицо по его поручению, у которого будет вся полнота соответсвующих данных для заполнения необходимых полей.
ВАЖНО! Если предприниматель не смог самостоятельно завершить фискализацию (распечатать чек-отчет), нужно обратиться в техническую поддержку производителя ККТ.
Речь идет о п. 7 – формировании «отчета о регистрации», данные из которого нужно внести в регистрационное поле не позже 1 дня после получения фискального признака – регистрационного номера. Процедура может незначительно отличаться в зависимости от модели ККТ, в случае сложностей лучше проконсультироваться у производителя и следовать его инструкциям. Обычным порядком распечатка отчета о регистрации проходит по следующей схеме.
Чтобы зарегистрировать не новую, а модернизированную модель ККТ, нужно действовать по любой из приведенных схем – «бумажной» или «электронной». Но перед началом процедуры нужно выполнить еще один предварительный этап – снять этот аппарат с учета, на котором он состоял ранее (это необходимо осуществить строго до конца 2017 года).
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Предъявление самих кассовых аппаратов при регистрации и/или снятии с учета не требуется.