Как работают экспедиторы. Экспедитор - нюансы профессии

Сегодня это выгодный бизнес и значимая сфера мировой экономики. В этой отрасли работает огромное количество людей. Не последнее место среди них занимают экспедиторы - сотрудники, главная задача которых заключается в сопровождении груза на протяжении всего времени транспортировки и передачи его заказчику.

Чем занимается этот специалист?

Любая грузоперевозка начинается с отгрузки. Экспедитор пребывает на склад, получает документы и контролирует перемещение груза в выбранный транспорт. На этом этапе специалист обязан убедиться в верности комплектации партии товара или иных перевозимых предметов, а так же внимательно изучить бумаги и проверить их на предмет правильности составления.

Обязан следить экспедитор и за ходом погрузки, а так же надежностью упаковки груза и соблюдением работниками правил выполнения такелажных работ. Аналогичны функции этого специалиста и при разгрузке. Во время же выполнения грузоперевозки экспедитор отвечает за сохранение первоначального состояния груза и его исходную комплектацию.

Что должен делать экспедитор?

Во время следования груза по маршруту, заказчик имеет право связаться с экспедитором и получить полную информацию по выполнению своего заказа. Если в пути возникают какие-то трудности и задержки, специалист так же обязан своевременно о них сообщать. При подготовке к отгрузке груза для его последующей транспортировки, экспедитор демонстрирует все документы представителям стороны, отдающей груз.

Заключать какие-то договоры без согласования с заказчиком этот специалист не имеет права. Если экспедитор по прибытию в пункт конечной отгрузки своей заработной платы не получил, он имеет полное право совершенно законно задержать весь , независимо от его типа и общей стоимости. При этом если с перевозимым имуществом заказчика что-то случится в этот период, возмещать нанесенный ущерб экспедитор не обязан.

Обязанности и права сторон

Начинать грузоперевозку до получения точных указаний по ее выполнению от заказчика и всех необходимых документов экспедитор не имеет. По своему желанию владелец груза лично выбирает вид транспорта и маршрут. Главная функция экспедитора - контролировать лично процесс выполнения заказа. Этот специалист нанимается для того, чтобы заказчик мог узнать о выполнении грузоперевозки в любое время суток. Заказчик же обязан предоставить полную информацию о перевозимом грузе и его требованиях к транспортировке, при нарушении этого пункта обязательств, экспедитор освобождается от материальной ответственности при порче груза.

Экспедитор – это одна из самых востребованных профессий на трудовом рынке. Своевременная и качественная доставка особенно необходима для тех грузов, что имеют ограниченный срок хранения. Отрасль национальной экономики, в которой работает экспедитор, называется логистика. Предмет логистики заключается в изучении, разработке и применении на практике наиболее рационального подхода к процессу передвижения товаров на малые, средние и дальние расстояния. Логистика также предусматривает изучение местного и международного законодательства в области транспортировки грузов. Ведь в разных регионах мира действуют подчас самые разнообразные требования по перевозке.

Профессиональный экспедитор также участвует в разработке маршрутов перевозки грузов. Чаще всего такой специалист называется логистом, что наиболее верно при определении этой профессии.

Профессия экспедитора на современном рынке труда

Экспедитором иногда называют человека, сопровождающего груз на всем протяжении его маршрута перевозки и отвечающего за сохранность и целостность доверенного ему товара. По факту такого служащего правильнее называть курьером, но в объявлениях о работе чаще всего вакансия называется именно экспедитор. Такое характерно ввиду того, что курьер-экспедитор чаще всего сам определяет маршрут движения груза по предварительному согласованию с руководством своей компании.

Основной документ, используемый экспедиторами в их работе, называется транспортная накладная, в которой записаны данные о времени и месте отгрузки товара, пункте назначения, номинальной стоимости и весе. Подпись экспедитора в накладной является подтверждением, что груз должным образом упакован и не имеет видимых дефектов. С момента подписи транспортной накладной экспедитором, сотрудник в этой должности несет полную материальную ответственность в соответствии с пунктами законодательства страны и его персонального трудового договора.

Экспедитор редко имеет право получать денежные средства за доставленный товар. Такая мера действует по соображениям безопасности самого экспедитора, ведь по маршруту перевозки грузов вполне может быть попытка ограбления.

Экспедитор и смежные профессии

В некоторых организациях водителя-экспедитора или торгового представителя с функцией экспедитора. Подобные профессии предоставляются фирмами, отправляющими грузы внутри региона или специализирующимися на перевозках однотипных товаров на малые расстояния. Ввиду малого оборота средств или низкой ценности товаров работодатели придумали подобные профессии, что не нарушает законодательства. В обязанностях водителя-экспедитора значится разработка маршрута, доставка и ответственность за груз, а торговый представитель с обязанностями экспедитора не только сам нарабатывает клиентскую базу и заключает договоры, но и непосредственно самостоятельно доставляет груз.

С распространением внутренних и международных перевозок, профессия экспедитора стала очень нужной. По сути, это посредники, которые организуют доставку грузов от двери отправителя до места выгрузки. В услуги экспедитора входит фрахтовка подвижного состава, оформление пакета документации, транспортировка товаров, их перевалка, сопровождение, ответственное хранение и передача получателю. В компетенции специалиста координация всей цепочки по перемещению продукции.

Экспедиторами работают люди, которые разбираются в экономике и логистике, знают правила транспортных перевозок, приемы эффективной коммуникации и способные подготовить увесистый пакет сопроводительной документации. Чтобы организовать международную доставку товаров, логист должен хорошо владеть иностранным языком и ориентироваться в нюансах международных соглашений.

Такая работа требует специальных знаний, необходим диплом технического, транспортного или экономического вуза. Однако, ценится не только образование, но и стаж работы, наработанные связи и знание маршрутов России, СНГ, Европы, Балтики, Азиатских стран. Опытность экспедитора – гарантия, что международная будет точно просчитана.

Чем занимается экспедитор?

Специалист принимает заявку от клиента, мобильно ее обрабатывает и делает необходимые запросы. С грузоотправителем заключается договор, согласно правилам ГК РФ. Составляется транспортная накладная, в которой фиксируется ассортимент продукции, ее стоимость, адрес отгрузки и выгрузки, сроки доставки.

С момента подписания документов, экспедитор отвечает за то, что товар будет правильно упакован и доставлен без видимых дефектов. Он вычерчивает оптимальный маршрут, по которому будет выполняться доставка грузов . Логист держит в голове, свободные склады, таможенные тарифы, сроки доставки, заключения санэпидстанции и многое другое.

Экспедитор лично заключает договор с транспортными организациями и фрахтует автомобили, морские судна или железнодорожные составы. Перевозчику он выдает пакет сопровождающих документов, улаживает все спорные моменты, при необходимости организует охрану или лично сопровождает груз до пункта доставки.

Сложности при самостоятельной доставке грузов.

Любая связана с большим количеством стыковок транспорта и перегрузов продукции. Новичку сложно разработать экономичную схему доставки, без простоев подвижных составов. В итоге, сроки доставки могут быть увеличены в несколько раз.

Любые неучтенные мелочи в графике передвижения дорого обходятся, ведь продукты быстро портятся и теряют товарный вид, а оборудование ломается. Особое внимание необходимо уделить подготовке документов для растаможки. В противном случае, партия груза может быть арестована, а заказчику придется заплатить внушительный штраф.

Очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые вынуждают логиста стать настоящим дипломатом. При организации международных доставок, незнание языка может привести к заключению контракта с крайне невыгодными перевозчиками.

Неприятные сюрпризы случаются и с теми, кто впопыхах поручает доставку продукции случайным лицам. Где гарантия, что выбранный водитель не исчезнет вместе с товаром? А если затянет со сроками и ваш клиент обратится к конкурирующей фирме. Кроме того, у нерадивых посредников процветают различные схемы мошенничества, есть опасность лишиться репутации и потерять бизнес.

Выход один — поручать доставку грузов солидным компаниям, где работают грамотные экспедиторы. Это позволит сэкономить время и деньги.

Экспедитор - это профессия , в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа . Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит.

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.



Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.

Александр Гаранин

Получил товар, сопроводил, передал получателю. Кажется, элементарно. Однако быть экспедитором не так просто. Транспортная экспедиция - это довольно широкий спектр услуг, связанных с доставкой товара.

В компетенции специалиста все, что происходит с грузом от дверей склада грузоотправителя до дверей склада грузополучателя.

Опыт и наработанные связи ценятся куда выше диплома. Работодателей обычно устраивает среднее или неполное высшее образование. Впрочем, транспортные вузы предлагают такие специальности, как «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология транспортных процессов».

Что делает экспедитор

Перечень обязанностей зависит от профиля компании. Так, «внутренний» экспедитор, сотрудник торговой фирмы-поставщика, занимается развозкой товара клиентам. Его задача состоит в том, чтобы получить товар у кладовщика согласно документам и оперативно доставить его на торговые точки в пределах города или региона.

Совсем другое дело - мультимодальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта и международные перевозки. Это сфера деятельности экспедиторских компаний, сотрудники которых - настоящие профи.

Получив груз, международный экспедитор обязан:

  • выбрать способ транспортировки и разработать маршрут движения;
  • зафрахтовать транспортное средство (судно, самолет, железнодорожные вагоны, автомашину);
  • получить товар у грузоотправителя и пакет сопроводительных документов;
  • проконтролировать погрузку, пломбировку транспортного средства;
  • провести таможенное оформление, страхование груза;
  • сопроводить груз, контролируя условия транспортировки;
  • доставить и передать товар грузополучателю строго в оговоренные сроки;
  • обеспечить получение обеими сторонами правильно оформленных документов.

Требования к экспедитору

Что бы ни случилось, экспедитор обязан доставить товар в срок и в идеальном состоянии. Для этого ему очень пригодится отличное знание географии, расположения дорог, протяженности маршрутов.

В международных перевозках не обойтись без знания иностранного языка, особенностей законодательства и традиций стран, с которыми приходится работать. Таможенное право, страховая деятельность, фрахтовые операции - для экспедитора-международника не секрет.

Хорошо разбираться в товаре, ассортименте, знать маркировку и упаковку, условия транспортировки, хранения и сроки реализации - крайне важно. Особенно это касается скоропортящихся товаров и требующих особых условий перевозки. Нужно уметь работать с документами (товарными накладными, налоговыми накладными, сертификатами качества, маршрутными листами, доверенностями).

Внимательность и ответственность - главные качества специалиста. Умение общаться, договариваться, проявлять гибкость, принимать решения в сложных ситуациях присущи хорошему экспедитору, ведь в дороге случается всякое.

Исследование по регионам показало, что самые высокие зарплаты предлагают в Москве и Санкт-Петербурге.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии экспедитор

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • достойная зарплата;
  • возможность увидеть другие города и регионы.

Недостатки:

  • некоторым частые переезды могут показаться утомительными;
  • часто возникшие проблемы, которые необходимо решить, абсолютно не зависят от экспедитора.