Как выращивают хлеб: посадка и уход за зерновыми культурами. Как появился дрожжевой хлеб? Хлеб и народная мудрость

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз .

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб - всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения - дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев - работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.крестьянин пашет землю«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона - это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *

Посеешь в пору - соберешь зерна гору.

Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

Некогда лежать, когда пришла пора жать.

Ломота в спине, да зато хлеб на столе.


2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год - это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду - если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика - яровой посев ранний, а нет - поздний.

День сева - один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. крестьянин сеет зерноВ давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег - это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб - всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения - дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев - работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона - это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *
. Посеешь в пору - соберешь зерна гору.
. Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
. Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
. Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
. Некогда лежать, когда пришла пора жать.
. Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год - это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду - если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика - яровой посев ранний, а нет - поздний.

День сева - один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег - это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю - на ногах. (Борона)
* * *

Хлеб - батюшка, водица - матушка.
. Хлеб на столе, так и стол - престол; а хлеба ни куска - и престол доска.
. Появились комары - пришла пора сеять рожь.
. Лягушка квачет - овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето - знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день
.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие - злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества - сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками - «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички - воробьи и особенно коростели.

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА

Жатва - пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, - чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела - берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая - труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», - писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин
Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих…
Е. Баратынский
* * *
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *
. Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
. Не море, а волнуется. (Поле)
. Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
. Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
. Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
. Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
. Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
. Зимой на деревьях много инея - хлеб уродится.
. Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
. Зимой снег рыхлый - урожай обильный.
. Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь - в год не наверстаешь.
. Пахать да боронить - часочка не обронить.
. Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний - метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника - Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин - хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига - постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине - не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно - огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, - и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли - обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
. Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
. Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *
. Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
. Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
. Не шуба греет, а хлеб.
. Береза распускается - сей овес. Лягушка с голосом - сей овес. Пересушил почву - овес поздно сеять.
. Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
. Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
. Рожь сеять при северном ветре - лучше урожай.
. Дубовый лист с пятак - сей яровое. Зацвела акация - сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить - перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа - жернова - две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные - лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, - он хвалился, - с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
* * *
. Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
. Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
. Не земля хлеб родит, а небо.
. Пересев хуже недосева.
. Хата была, да без хлеба беда.
. Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
. Без печки холодно, без хлеба голодно.
. Не уродится рожь - по миру пойдешь.
. Калач приестся, а хлеб никогда.
. Каждое семя знает свое время.
. До поры до времени не сеют семени.
. Сей в пору - соберешь хлеба с гору.
. Сей хоть в песок, да в свой часок.
. Посеешь в погоду - больше приплоду.
* * *
. Гречиха любит сухую теплую землю.
. За бороною пыль - будет и блин.
. Днем раньше посеешь - неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» - потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне - деревянной кадушке - тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под - так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю —
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног - на гору ползет.
Без рук, без ног - на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X-XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство - основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб - признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит - побежим, другой говорит - полежим, третий говорит - покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко - подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь? Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто. Как наши предки выращивали хлеб «Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) * * * Посеешь в пору – соберешь зерна гору. Лучше голодай, а добрым семенем засевай. Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. Некогда лежать, когда пришла пора жать. Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 2. СЕВ На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками. В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний. Хлеб на Руси День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя. Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * * В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * * Хлеб – батюшка, водица – матушка. Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. Появились комары – пришла пора сеять рожь. Лягушка квачет – овес скачет. 3. ХЛЕБ РАСТЕТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. «Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку: Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка. Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик. Хлеб на Руси В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней». «Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки. Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей. Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели. ЗАГАДКА Один льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 4. ЖАТВА Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года». «Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем». Как наши предки выращивали хлеб Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве. Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * * Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * * Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) Не море, а волнуется. (Поле) Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * * Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. Зимой снег рыхлый – урожай обильный. Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. Пахать да боронить – часочка не обронить. Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать. Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки. Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500. Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу. Как наши предки выращивали хлеб А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин) * * * Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. Не шуба греет, а хлеб. Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * * Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь. 6. НА МЕЛЬНИЦЕ Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса. Хлеб на Руси С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * * Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. Не земля хлеб родит, а небо. Пересев хуже

История хлеба. Как и где испекли первый хлеб

Хлеб – всему голова! Так всегда говорилось у нашего народа. И эти слова имели под собой очень плотную почву. Хлеб с самого его появления очень плотно вошел в питание людей, для одних он был дополнением к еде у других же самой едой.

Так или иначе, но без хлеба люди не обходятся уже много веков. Так откуда же к нам пришел хлеб и когда он появился? Давайте разберемся в этом интересном вопросе.

Когда появился хлеб?

На вопрос, когда появился хлеб никто и никогда, наверное, не сможет ответить точно и четко. Точного времени его появления нет. Но есть первое письменное упоминание о хлебе. Это упоминание найдено в древних записях Египта. В них уже упоминается о том, что люди употребляют хлеб. Но когда точно он появился в жизни людей, никто не знает по сей день, ни одни раскопки или записи так и не пролили свет на этот интересный вопрос, и, наверное, этого мы уже никогда не узнаем.

Как появился первый хлеб?

Четкого ответа на этот вопрос так же не существует, есть лишь мнения и предположения. Существует версия, что однажды люди нашли растущие колосья пшеницы или ржи, попробовали их есть, и поняли, что эти зерна способны хорошо насыщать организм.

Затем люди увидели, как растут зерна и что из одного зернышка вырастает несколько и люди стали строить жилища возле мест, где росли эти зерна. Так постепенно они научились выращивать, хранить и употреблять их в пищу.

Начало употребления злаков в письменах датируется приблизительно 15 веком до нашей эры. Уже в те времена люди стали употреблять злаковые культуры.

Затем постепенно путем постепенного появления прогресса у людей появились первые каменные жернова, с помощью которых люди измельчали пшеницу. Такую вот первую муку люди использовали не так как мы для выпечки, они делали из нее похлебку.

Мука заливалась горячей водой и получалась такая горячая вязкая масса, которую люди употребляли в пищу как горячее блюдо. Есть версия, по которой вот такая вот густая похлебка случайно попала в печь и запеклась, и так люди попробовали первый хлеб, но насколько эта версия правдивая не знает никто, однако, как вариант, эта версия вполне имеет право на жизнь.

Так же есть вторая версия, что, когда готовили похлебку, её случайно пролили в горячую печь, пока человек думал, как же её убрать и пока непосредственно убрал, разлитая похлебка успела запечься и превратилась в первую запеченную лепешку. Люди решили попробовать, что же это такое получилось и результат им очень понравился. С тех пор и стали выпекать первый хлеб в виде лепешек в печи. Снова же никто не сможет проверить, действительно ли так было, но как еще одна версия её вполне можно принять за правду.

Как появился дрожжевой хлеб?

О том, как появился дрожжевой хлеб так же нет точных данных. Единственное что известно на все 100% так это то, что появился такой первый хлеб в древнем Египте. Как точно так же никто не знает, как и то, когда именно это произошло.

Но существует легенда что в древнем Египте, как и везде пекли самые обычные лепешки и однажды раб которому было поручено это дело забыл тесто на солнце, стояла сильная жара, тесто естественно прокисло, но тогда мука была очень ценным продуктом и за её порчу следовало наказание. Боясь быть наказанным раб никому не рассказал о происшествии, он просто испек лепешки из как он думал испорченного теста на свой страх и риск. Испеченные из такого вот теста лепешки на удивление раба получились намного пышнее и румянее. Рабу естественно пришлось признаться в том, что произошло, но наказан раб не был, а новый метод выпечки стал применяться постоянно.

Как древняя Греция приучила народ есть хлеб

Из Египта рецептура дрожжевого белого хлеба разошлась постепенно по всему миру, не обойдя Грецию. Там хлеб был практически возведен в культ. Чем богаче был хозяин жилища, тем больше хлеба он ставил на стол для угощения гостей, по его количеству на столе гости и определяли достаток жильцов дома.

У Греков хлеб являлся таким блюдом, которое можно кушать самостоятельно, без другой еды. Кушать что-либо без хлеба у них было запрещено категорически, считалось, если человек поел без хлеба, то он совершил страшный грех и будет строго наказан за этот поступок богами. Так вот и приучили Греков, еще с тех веков есть хлеб со всем подряд.

Хлеб в Оманской империи. Гарантия на качество

Гарантия на хлеб, которая была введена в Османской империи, стала первой в истории человечества. Там его употребляли очень много, его ели как угощение к другим блюдам богатые, а вот для бедных он был самой первой едой в те времена.

После того как после продолжительной войны Махмед эль-Фатих боем завоевал Стамбул, он назначил его руководителем Хазым Бея, который в первую очередь организовал в Стамбуле производство качественного хлеба, потому как это считалось делом первой важности. А в 1502 году султан Баязид ввел первую в историю государственную гарантию на хлеб точнее на его качество. После подобная гарантия распространилась на всю Османскую империю. После принятия такой гарантии по всей империи появились целые династии первоклассных мастеров по выпечке хлеба и эта работа стала самой престижной на долгие года.

Почет хлеба в Византии

Византия превзошла всех еще тогда, в те времена и с той законодательной системой, которая была не совершенна во всех странах, смогла позаботиться на государственном уровне именно о выпечке хлеба. Так хлеб был возведен в высший ранг. Пекари были в большом почете. Еще в 10 веке в хлебных цехах весел вот такой государственный указ – Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб. Именно так Византия на уровне государства относилась к труженикам пекарни, наверное, по сей день, еще нигде так не почитался труд по выпечке хлеба. Такой указ просуществовал многие года.

Хлеб в Англии

Англия не стала исключением среди стран в почете хлеба. Не каждый об этом знает, но даже звания Лорд и Леди появились благодаря хлебу. Английский титул Лорд, если перевести слово дословно – человек добывающий пропитание, а в те времена основным пропитанием был именно хлеб, по тому добыча пропитания заключалась именно в добыче хлеба.

А вот Леди дословно означает – месящая тесто. В те года Лордом был человек, который добывает для всех продукты для питания, а Леди занималась тем, что распределяла это пропитание. Так появились Лорды и их Леди.

Англия как страна почитающая закон и порядок стала первой страной, которая на государственном уровне узаконила контроль, за ценою на хлеб, этот закон вошел в силу в 1266 году и действовал этот закон более 600 лет, настолько он был эффективен.

Хлеб на Руси

Хлеб на Руси чтили всегда, даже уже в наш 21 век люди не перестали уважительно относится к этому продукту, и он все еще остается продуктом первой необходимости.

В древней Руси пекли так называемый квашеный хлеб, это был хлеб, который делали на закваске, а вот саму закваску делали из остатков хлеба, который пекся ранее, это было экономно, хлеб получался очень вкусный.

Были так называемые «Дома хлеба» там выпекали хлеба по особым рецептам целыми поколениями многие года, рецепт каждого дома никогда не раскрывался, он передавался из поколения в поколение и никому не рассказывался, дабы не потерять свою индивидуальность и покупателей, ведь не было такого, чтобы в разных домах был одинаковый хлеб.

Пекли его конечно и в каждом доме. На Руси впервые начали выпекать ржаной или как он назывался, да и называется в наши дни, черный. Он был всегда гораздо дешевле белого и потому простым людям он всегда был доступен, да и по питательности он был выше, потому люди с тяжелой работой всегда употребляли именно черный хлеб.

Черный хлеб даже не однократно был упомянут в мемуарах Александра Сергеевича Пушкина, который его очень любил. Однажды поэт написал о том, что очень ему трудно жить в Париже и именно по причине хлеба, великий поэт считал, что там ему нечего кушать потому как там нет его любимого черного хлеба. По этой фразе понятно сразу все отношение Русского народа к ржаному хлебу.

Во все времена путешественники многих стран всегда замечали, что наш народ кушает очень уж много хлеба. Неурожай зерновых на Руси был большой трагедией для народа. Когда было мало муки для выпекания хлебов без которых люди голодал и тогда люди стали готовить хлеб, применяя добавки. Такими добавками были – желуди, кора дуба, лебеда, свекла и позже стали добавлять картофель, а затем уже и крахмал.

Хлеб в наши дни

В наши дни хлеб не стал менее важен для людей чем в древности. Его все так же употребляют с довольно многими блюдами. В наши дни существует очень много видов хлеба с различными добавками. Хлеб все так же выпекают некоторые люди в домах.

С годами прогресс упростил эту задачу, была изобретена хлебопечка. С подобной техникой для кухни приготовить хлеб дома самостоятельно вовсе не сложно и даже не требует затрат сил и времени, техника делает все самостоятельно. Наши предки о таком и не мечтали.

Но все же самым вкусным по сей день остается хлеб, который выпекли в Русской печи, мода на эти печи и выпечку хлебных изделий таким способом стала возвращаться.

Хлеб всегда был и будет продуктом, который люди не перестанут употреблять. Производство этого продукта всегда будет процветать.

Отлично(14 ) Плохо(1 )

юлия глушкова
Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

Тема «Хлеб на Руси »

НАПРАВЛЕНИЕ : познавательно-речевое развитие

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ : «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

ЦЕЛЬ : Формирование представлений детей о выращивании хлеба

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

ЗАДАЧИ :

ОБУЧАЮЩИЕ :

Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб , дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб ;

Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

Закрепить знания хлебобулочных изделий .

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Совершенствовать умение действовать в коллективе и сообща, договариваться друг с другом

Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, память и воображение

Активизация словаря по теме «Хлеб »

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками

Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям.

Воспитывать желание делать добрые поступки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари» ,

Просмотр и беседа мультфильмов «Колосок» , «Три котёнка (как беречь хлеб ) »

Беседа о хлебе , как выращивают хлеб

Сюжетно-ролевая игра «Бакаллея»

Рассматривание сюжетной картины «Золотая рожь» В. М. Каратая,

рассматривание иллюстраций : хлебозавода , хлебомагазина , как выращивают хлеб .

Разучивание пословиц, поговорок о хлебе

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : плуг, лукошко, сев, серп, сноп, цеп, вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ :

Экран,проэктор,ноутбук.

Бейджики, разные по форме и цвету (по числу детей)

Картинки изображающие как раньше растили хлеб на 2 группы

Зерно пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи, гороха.

Мука ржаная и пшеничная

Каравай

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ :

Презентация «Как на Руси хлеб растили » .

Зерна ржи, пшеницы, гороха, кукурузы,гречки.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ : Дети находятся в группе в свободной деятельности, воспитатель привлекает их внимание : «Ребята, к нам сегодня пришли гости, хотите им подарим свои улыбки, поприветствуем их.

«Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Юлия Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково

Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Какой необычный большой конверт, интересно от кого оно. (читает адрес на конверте)

КОМУ : Ивановская обл. г. Шуя ул. Вихрево детский сад №28, подготовительная группа

ОТ КОГО : Тридевятое государство, ул. Волшебства, терем Василисы Премудрой

Читает письмо

Письмо Здравствуйте, мои друзья

Сундук сюрпризов шлю в подарок вам я

Но сундук к Кощею попал

И Кощей его заколдовал

Я узнала, что Кощей

5 – замков - да без ключей-

Наложил на мой сундук.

Но даже знанья все мои

Бесполезны тут, увы!

Ваша помощь здесь нужна.

Вы поможете друзья?

Отсылаю вам подсказки

Если выполните все заданья.

То разрушите его заклинанья.

Знаний, сил не пожалейте,

И сундук открыть сумейте!

Первое задание отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб )

Слайд1после ответов детей

Верно, это хлеб . Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел

Откуда хлеб пришел ? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб .

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

Ребята, а вам известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них :комбайны, сеялки, трактора.

«Расставь правильно»

Чтоб второй замок открыть вам надо картинки по порядку разложить.

Дети делятся на 2 команды. Раскладывают картинки по порядку, а затем команды меняются местами и проверяют правильность выполненного задания

Что изображено на этих картинках? (Как на Руси раньше хлеб люди выращивали .)

1 картинка- Землю пахали плугом. Подготовка земли под посев работа тяжелая. Чтобы земля «ожила» надо было ее вспахать и не раз : сначала осенью, а потом весной. После того как поле вспахали его надо было боронить после чего земля становилась рыхлой готовой к посеву.

2 картинка-Сев.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели. Дети показывают, как зерно разбрасывать.

Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?

(Погода должна быть безветренной) .

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик :

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай ,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

3 картинка-Уборка урожая

Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так . Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.

4 картинка- Сушка. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.

5 картинка- Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука.

6 картинка - Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб .

Физкультминутка "Колос растет".

Воспитатель : Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю

(дети приседают на корточки)

Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.

Дети медленно встают, поднимая руки вверх

Колоски к солнцу тянутся,

Дети напрягают руки

Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,

Дети расслабляются, опускают руки, голову

Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,

В поле выросли чудесные колоски!

Дети улыбаются друг другу

3 задание

Игра «Третий лишний»

Дети делятся на три пары

1 кукуруза, пшеница,рожь

2 гречка, пшеница,рожь

3 горох, пшеница, рожь.

Как вы думаете какое зерно здесь лишнее?

Посмотрите внимательно на зерна пшеницы, чем они отличаются друг от друга?

Ребята, почему один хлеб белый , а другой черный? (Ответ : белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки ).

Педагог предлагает подойти к столам, где стоят миски с мукой пшеничной и ржаной. Предлагает рассмотреть два вида муки, сравнить их по цвету, попробовать какая мука по свойству рассыпчатая или твёрдая, имеет запах или нет.

4 задание

Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

5 задание

Подумайте и назовите много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Открывается последний замок

Хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.

Слайд 12 и музыка

Вот он – хлебушко душистый .

Вот он – теплый, золотистый.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, а какие задания вам больше всего понравились? Какое задание вам показалось самым трудным?Что нового вы сегодня узнали, интересного?