Кем можно работать железной дороге. Железнодорожные специальности. Железнодорожные специальности для мужчин

Когда-то давно коллега рассказывал мне про этот проект. По его словам выходило, чтоо все сотрудники дороги - дети и это очень веселое и праздничное мероприятие. Мне представлялось что-то вроде мультфильма о пионерах:)
ДЖД (Детская железная дорога), действительно, очень интересный проект, но стилистика совсем иная.
В России есть компания "РЖД", которая занимается железнодорожными перевозками и содержанием самой системы железных дорог. На железной дороге работают люди - машинисты, обходчики, проводники, техники, разное руководство. А также, конечно, бухгалтера, охранники, повара и так далее. Часть людей (например, повара) это универсальные сотрудники. Такой человек мог работать в банке, потом в заводской столовой, потом на ж/д вокзале. А часть людей, очевидно, выпускники специализированных учреждений - например, техникумов железнодорожного транспорта. И как минимум часть детских железных дорог это проекты, созданные для того, чтобы учащиеся приобретали опыт участия в работе реальной железной дороги.
Новосибирская дорога - это три станции и несколько составов. Но все технологические процессы там представлены. На этом "макете" железной дороги совершенно всерьез работают машинисты, проводники, кассиры, обходчики и так далее.
Оказывается, Новосибирская ДЖД отнюдь не единственная - в разное время в СССР было более 70 таких дорог. Некоторые работают до сих пор. Разные дороги очень разные по организации: где-то это мелочь вроде аттракциона с вагонами, где-то по факту на дороге работают взрослые. На сайте пишут, что есть дороги, где работают дети 9-15 лет. На Новосибирской ДЖД половина сотрудники взрослые, половина юноши и девушки примерно 20 лет - учащиеся техникума.
У новосибирской ДЖД очень красивые станции и залы ожидания.

Вся ветка состоит из трех станций и двух разъездов, которые расположены на севере города, в Заельцовском парке отдыха. Одна из станций расположена у входа в парк, вторая выходит к дальней части территории зоопарка.
Поезда отправляются в обе стороны каждый час. Время в пути около 40 минут.


На платформе у зоопарка кассиром была юная девушка:
Охранниками, машинистами и обходчиками были взрослые. Один юноша был проводником, одна девушка была проводником и старшим поезда. (При вопросе "уже позже времени отправления, когда мы поедем" она побежала спросить у машинистов. Весь поезд три вагона, это было недолго).
Согласно плакату в зоопарке, вторник - выходной день. По факту дорога работала. На телефоны никто не отвечал, уточнить было невозможно. Мы вышли к дороге случайно, про то, что она всё-таки работает, расскали пятиклассники, ведомые кататься.
Мы ехали на последнем поезде, поэтому в нашем вагоне уезжали все сотрудники станции.
(Открыт только один вагон из трех, все в нем).
Это было очень интересно - проводники, действительно, лихо бегали по вагонам и общались с пассажирами и коллегами.
Кассир рассказывала охраннику о выручке:). Я прикинула, что за день дорогой воспользовалось около 50 человек.
Потом была суматоха на тему того, выключили ли кассу.
В какой-то момент старший поезда оформляла бумаги и попросила кассира разборчивее заполнять билеты. Та огрызнулась "у меня очередь, а я выписывать буду что ли?".
Моё самое первое впечатление от дороги была как от дорогой игрушки. Но чем больше смотрела на процесс, тем больше восхищалась его пользой для учебы. Пусть это модель, но на ней возникают и отрабатываются вполне реальные процессы. Получается, что учащийся может жить в своем городе, учиться, но иметь несколько совершенно реальных рабочих смен в месяц. Это большой опыт.
Билеты (100 рублей вся ветка, 50 рублей половина пути. Последний поезд едет только полпути, до Спортивной)
Зал ожидания
Платформа (комары просто дикие. мне кажется, они съедают по обходчику в месяц).
Прибытие поезда.
Проводник:
История дороги
Станция "Спортивная"
Зао ожидания "Спортивной"
Вот документ: запрос от руководителя ДЖД к руководителю Новосибирского техникума железнодорожного транспорта с просьбой выделить и распределить по дням августа 2005 года 16 учащихся для обслуживания дороги.
Являясь небольшой, дорога, тем не менее, ствит вполне конкретные вопросы: кого послать, как утрясти графики, как подменять заболевших, как платить, когда учить, как решать спорные ситуации.
:))
Если говорить физически, то проект огромный. Мы дошли пешком от Спортивной до Заельцовской вдоль насыпи.
Огромная насыпь, рельсы, станции - немаленький строительный проект.
Весь рассказ про автопутешествие по Алтаю и про неделю в Новосибирске

Tags: Кто, работает, на, железной, дороге

Business Pride .

Железнодорожная родословная

Династия. Слово-то какое – основательное, стабильное. Надежное. На железной дороге династии – не редкость. Но вот такой многочисленной, как династия Цветковых – пожалуй, что и не встретишь. Пять поколений железнодорожников – это 28 человек, общий трудовой стаж работы на железной дороге которых составляет больше 740 лет!

Родоначальник этой славной семьи – Андрей Степанович Цветков. Он работал стрелочником еще в начале прошлого века. У них с супругой Прасковьей Алексеевной родилось четверо детей – сыновья Андрей, Анатолий, Николай и дочь Надежда. Железная дорога в судьбе каждого из них в той или иной степени стала значимой.Старший сын, Андрей Андреевич Цветков, пошел по стопам отца - стал движенцем. Начинал с телеграфиста на станции Данилов, потом был дежурным по станции, начальником станции. Затем много лет работал поездным диспетчером Череповецкого участка. За 30 лет, отданных работе на родном Вологодском отделении, Андрей Цветков был награжден Орденом Ленина, знаком «Отличный движенец». Супруга его, Мария Николаевна, тоже всю жизнь работала на железной дороге – телеграфистом. Поэтому не было ничего удивительного в том, что трое Цветковых – младших тоже решили связать свою судьбу со стальной магистралью. Правда, они стали локомотивщиками. Братья Олег Андреевич и Игорь Андреевич по много лет отработали машинистами паровоза, младшая сестра – Вера Андреевна – токарем в локомотивном депо.Возможно, на них оказал влияние пример родного дяди – прославленного машиниста Николая Андреевича Цветкова. Фронтовик, первый на Северной дороге машинист-инструктор комсомольско-молодежной колонны, «отличный паровозник», Николай Андреевич не только сам посвятил всю свою жизнь работе на паровозах и тепловозах, но и «заразил» своей любовью трех своих сыновей и племянников. Младший сын Николая Цветкова, Виктор Николаевич, вспоминает: «Мы с братьями Иваном и Сергеем всегда мечтали стать машинистами, как отец. Он и в поездки брал нас с самых ранних лет. Это так интересно – едешь в темноте, впереди огоньки, рельсы, а ты представляешь, как вырастешь и поведешь большой поезд. У каждого паровоза был «свой» гудок - мы отцовский узнавали сразу же. Мама, Анна Ивановна, ставила греть обед и кипятить воду – отец из поездки возвращался черный, как шахтер, только зубы да глаза блестели». Анна Ивановна Цветкова тоже работала на железной дороге – сначала в НГЧ, а потом в локомотивном депо. Иван Николаевич, старший сын Цветковых, пошел по стопам отца, стал знаменитым машинистом, так же, как Николай Андреевич, возглавил комсомольско-молодежную колонну грузовых поездов. За свой труд был награжден орденом «Знак почета ». Иван Николаевич и жену себе нашел под стать - из железнодорожной династии. Жили дружно, хорошо. Дочку вырастили. К сожалению, два года назад Ивана Цветкова не стало. Вдова Ивана Николаевича, Валентина Сергеевна и сейчас работает дежурным по станции Вологда-1.

Средний сын Николая Цветкова, Сергей Николаевич, работал машинистом в ПМС-113, сейчас на заслуженном отдыхе. Младший, Виктор Николаевич, медицинскую комиссию на машиниста по здоровью не прошел, но все равно стал железнодорожником – он и сейчас работает слесарем-электриком в ремонтном депо Вологда. Бок о бок с мужем трудится в депо и его супруга, Зинаида Александровна. Так что династия Цветковых продолжается. Уже четвертое поколение трудится на Северной дороге. Две дочки Виктора Николаевича также работают в локомотивном хозяйстве – Надежда– техником-расшифровщиком скоростемерных лент, Анна – распределителем работ.Но это еще не все. У огромной семьи Цветковых еще две ветки – дочери основателя династии Надежды Андреевны и ее брата, Анатолия Андреевича.Дети Надежды Андреевны – Лев Николаевич Кузнецов и Вера Николаевна Веденеева продолжили дело деда, пришли работать на железную дорогу. Лев стал машинистом, а дочь Вера – медсестрой в железнодорожной больнице. И супругов они выбрали себе под стать – Алла Николаевна Кузнецова много лет проработала в отделении дороги, а Адриан Николаевич Веденеев занял достойное место среди машинистов. И сын Кузнецовых, Евгений, тоже стал железнодорожником.А вот Галина Анатольевна Цветкова (Берснева) выбрала себе необычную железнодорожную профессию – она стала диктором на вокзале, 15 лет хорошо поставленным голосом объявляла пассажирам о прибытии и отправлении поездов… Ее сестра Людмила с железной дорогой свою жизнь не связала, но, видимо, передала любовь к ней в генах – внук Людмилы Анатольевны, Владислав, представитель пятого поколения династии Цветковых, тоже стал железнодорожником – всего год, как он работает помощником машиниста электровоза в локомотивном депо Лоста. Там же уже 25 лет трудится машинистом его родственник, Олег Олегович Цветков, внук Андрея Андреевича. Вот так, сплетается-расплетается причудливо история одной семьи с историей Северной железной дороги. Сейчас в разных предприятиях Вологодского узла трудятся восемь представителей славной династии. А на подходе – новое поколение. Самому младшему праправнуку Андрея Степановича Цветкова – 2 года. Его назвали в честь прадеда Николаем Андреевичем. Может быть, он тоже станет прославленным машинистом, как прадедушка…

Как работает железная дорога. Сортировочная. - dirty.ru

На втором видео показан принцип работы диспетчера и стрелочника. Взято отсюда.

Так нужно работать на железной дороге - YouTube

Так нужно работать на железной дороге. Спектр. SubscribeSubscribedUnsubscribe 779779. Loading... Loading... Working... Add to ...

Железная дорога в России – это «кровеносная система» экономики. Железнодорожный транспорт не так дорог по сравнению с авиаперевозками, поэтому чаще используется для грузовых и пассажирских перевозок. Для обслуживания станций, вокзалов, путей и поездов всегда требуются специалисты, которые будут обеспечивать исправность, точность и безопасность этих объектов.

Основной, и даже монопольный, работодатель в этой области – ОАО «Российские Железные Дороги» (РЖД). У этого мастодонта отечественного транспорта есть множество дочерних компаний, которым тоже всегда требуются кадры разных категорий и квалификаций. Ключевой работодатель в первую очередь обращает внимание на выпускников железнодорожных университетов и колледжей, ведь большинство профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования. Однако, это не значит, что не найдется работы и для тех, кто просто хочет стать частью команды железнодорожников. Для выполнения работы физического характера чаще требуется только железное здоровье и такие же нервы, чтобы выдерживать шум и гам локомотивов, а для работников общепита на территории вокзалов и в поездах обязательно наличие санитарной книжки.

Железная дорога – это живой организм со своим биоритмом, законами и правилами, и для того, чтобы он функционировал без сбоев, требуется целая команда профессионалов. Кто же они?

«Вокзальные»

  • Дежурный по станции составляет поминутное расписание, контролирует процессы движения пассажирских и грузовых составов, управляет пультом ДСП или соответствующей компьютерной программой. Средний заработок – от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Диспетчер координирует движение железнодорожного транспорта, отвечает за связь с машинистами. Профессия требует особой внимательности, и готовности работать до 12 часов в день. Получают диспетчеры от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от региона.
  • Обслуживающий персонал – это целая команда работников по жизнеобеспечению вокзала. Здесь представлены практически все специальности сферы обслуживания: продавцы, медицинские работники, повара, официанты, кассиры, вахтеры, сотрудники служб охраны (МВД), упаковщики багажа, уборщики. Политика оплаты труда зависит от прямого работодателя.

«Станционные»

  • «Путейцы» (путевые обходчики, дорожные мастера) проверяют исправность и безопасность железнодорожного полотна на своем участке, устраняют неполадки (чаще в бригадах). График сменный, для работы выдается экипировка и необходимый инвентарь. 95% дня проходит на открытом воздухе, поэтому во многом рабочий комфорт зависит от климата. Зарплата почасовая либо оклад не более 12 тысяч рублей.
  • «Вагонники» (осмотрщики-ремонтники пассажирских и грузовых составов) контролируют состояние вагонов и локомотивов, выявляют неисправности, дают техническое задание ремонтным бригадам, сами устраняют мелкие неполадки. Месячный доход составляет от 15 до 35 тысяч рублей.
  • Электромонтер содержит в исправности светофоры, замки и стрелки механической централизации, устройства электрической централизации стрелок, автостопов, автоблокировки, высоковольтных линий. Профессия сопряжена с опасностью, так как работа в буквальном смысле «напряженная». Слабое здоровье и боязнь высоты (наряду с отсутствием среднего специального образования) будут основными причинами отказать кандидату в такой вакансии. Оплата труда — от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Электромеханик СЦБ занимается обслуживанием устройств сигнализации, централизации и блокировки, принимает меры по устранению системных неисправностей, выявляет их причины. Зарабатывает такой специалист от 20 до 50 тысяч рублей.

«Путевые»

  • Машинист отвечает за главный процесс жизни ЖД: движение. Машинисты пассажирских и грузовых поездов управляют локомотивом, проверяют соответствие движения навигационному плану. Путь к этой должности лежит через обучение по специальности и минимум годовой практике в качестве помощника машиниста. Зарплата машиниста по России – от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Начальник поезда заведует состоянием и работой поезда. Если поезд грузовой или специализированный (например, пожарный) – то он контролирует его техническое состояние и функционирование. При работе на пассажирском составе в его обязанности входит руководство бригадой проводников, контроль безопасности и комфорта пассажиров. Получает начальник поезда от 20 тысяч рублей.
  • Проводник отвечает за пассажирский вагон и обеспечивает путешественников необходимыми услугами. Они осуществляют паспортный контроль при посадке в вагон, следят за наличием необходимых в пути бытовых ресурсов и их выдачу пассажирам. В нашей стране эта профессия по умолчанию считается «женской» за умение милых дам создать атмосферу уюта даже в дороге. Оклад проводника варьируется от 20 до 40 тысяч рублей.

Работа на вокзале, на станции или в пути всегда связана с общением, а повышенная ответственность за сохранность грузов и жизнь пассажиров может быть еще одним волнующим фактором. Для путевых профессий важно также оценить свои силы и готовность всегда быть в дороге и бодрствовать по 15-20 часов в сутки. Тех, кто учится в профессиональных колледжах и железнодорожных университетах, с первого курса готовят к этим условиям, чтобы те вышли на рынок труда «тертыми калачами».

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек . Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

В 2019 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес . На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Средняя зарплата железнодорожников России в сравнении с доходами представителей данной профессии из других стран.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 50,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 70 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 45 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Оклады других сотрудников железной дороги

Информация об окладах других сотрудников РЖД представлена в табличке.

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 46,8 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 17 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Город Размер месячной з/п Нюансы
Москва 21000-25000 На собеседовании при себе обязательно иметь УЛЧО
и свидетельство о разряде.
Предполагаются подработки для сотрудников, а также полный социальный пакет. Оформление строго по трудовому кодексу РФ. З/п перечисляется на банковскую карту. Также полагаются разовые премии, мат.помощь. Оплачивается ж/д проезд и путёвка в дом отдыха сотруднику и ребенку, не достигшему четырнадцатилетнего возраста.
22000-24000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника, диплом об окончании школы охраны, медицинские справки формы № 002/0у; №003/0у, свидетельство о присвоении квалификации.

Оформление по ТК РФ. Полагается дополнительный социальный пакет, подработки, квартальные.

Тула 18000-20000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника нового образца, действующий квалификационный разряд, диплом или свидетельство об окончании негосударственной школы. Помимо з/п, сотрудникам положены премиальные, соцпакет и квартальные.
Пятигорск 11000-13000 При себе нужно иметь удостоверение частного охранника. К з/п полагаются премиальные, квартальные, обследование и лечение в НУЗ, полный социальный пакет.
Брянск 14000-16000 Оформление строго по ТК. Помимо заработной платы, сотруднику предоставляется полный социальный пакет, оплачиваемый отпуск, обследование и лечение в любом учреждении здравоохранения, бесплатный проезд на ж/д транспорте, больничный лист, квартальные премии. В будущем возможно повышение оклада.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Сотрудники ВОХР делают обход

Подробности

Работа в ведомстве РДЖ – это не только очень интересно и познавательно, но и престижно и дает возможность неплохого карьерного роста. Какие же профессии РЖД для девушек может предложить данное ведомство?

Конечно же, работа шпалоукладчицы или путевого обходчика, не совсем подходит для девушек. Или даже вовсе не подходит. Образы, возникающие в памяти из старой социальной рекламы с Нонной Мордюковой и Риммой Марковой, образы коренастых, сильных женщин в оранжевых жилетах, вынужденных работать на мужской работе уходят в прошлое, и сейчас нет нужды использовать женский труд на таких тяжелых участках. Современная организация ОАО «РЖД» может предложить гораздо более подходящие жд профессии для девушек.

Профессии от РЖД для девушек

Если задаться вопросом, что такое профессии РЖД для девушек, то первое, что приходит на ум, конечно же специальность проводника. Она сразу же ассоциируется с железной дорогой и вполне подходит для женщин. Практически все ездили куда-нибудь в поездах дальнего следования и все видели, что профессия проводник - очень популярный выбор, женщин среди проводников большинство. В обязанности проводника входит обеспечивать комфортные условия проезда для пассажиров. Проводник – это первое, что встречает в дороге путешественник и от его улыбки и приветствия часто зависит настрой всей поездки. Даже в чрезвычайных ситуациях проводник действует четко и помогает пассажирам.

Дежурный по станции или коротко ДСП. Профессия РДЖ для девушек, имеющих боевой характер и быструю смекалку. Им предоставлены весьма широкие права. Дежурный по станции один распоряжается приемом, оправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного ж/д пункта (станция и перегоны). Никто, кроме него не вправе распоряжаться движением поездов. Даже начальник станции или вышестоящее начальство могут действовать только через дежурного.

Дежурный по станции обязан организовать работу подчиненного штата так, чтобы обеспечить слаженное и своевременное выполнение графика перевозок.

Но и ответственность дежурный по станции тоже несет за всех подчиненных и за все происходящее на станции. Он должен знать правила и технические документы, касающиеся перевозок и иметь достаточные командирские навыки, чтобы руководить действиями коллектива, отдавать четкие приказы, контролировать работу и даже предвидеть возможные нарушения, чтобы вовремя их предотвратить. Как видите, работа непростая, но интересная.

Диспетчер – еще одна жд профессия для девушек. Нажимая кнопки, диспетчер уверенно руководит движением большого количества поездов. В его компетенции - обеспечение выполнения графика перевозок и безопасности при маневрах. Он следит за тем, как производится погрузка, разгрузка, прием, формирование и отправление пассажирских и грузовых составов, контролирует работу станции. Он должен легко ориентироваться в разных обстоятельствах и находить способы и варианты действия.

Одна из самых популярных жд профессий для девушек - это кассир. Выписка билетов, обязательная улыбка и пожелание доброго пути – вот основная суть этой работы. Каждому пассажиру приятно видеть обаятельную девушку за стеклом кассы, каждому приятно улыбнуться в ответ и сказать спасибо.

Также есть еще одна профессия РЖД для девушек - ревизор-контролер. Охоту на «зайцев» ведут эти самоотверженные женщины, ежедневно сталкиваясь с хамством и нарушениями правил проезда. Эта работа нелегка для женщины и требует недюжинного терпения и принципиальности.

Закрытая жд профессия для российских девушек

Машинист поезда – это в России исключительно мужская профессия, женщин, которым удавалось стать машинистом в послевоенное время можно посчитать на пальцах одной руки. Но, может быть, вы будете тем исключением, которое отменит правило. За рубежом ход в эту профессию для женщин не закрыт. В нашей стране железнодорожная профессия машиниста исключительно мужская.

Но эти списком общеизвестных железнодорожных профессий возможности для девушек не исчерпываются. Также, ко всему прочему, ОАО «РЖД» - это такая же организация, как многие другие и там тоже требуются работники популярных женских профессий, таких как бухгалтер, секретарь, помощник-референт, менеджер по работе с клиентами и так далее. Начав работу менеджером, можно выстроить карьеру до начальника подразделения.

В этом году Детская железная дорога в Екатеринбурге первый раз не закроется на зиму. Поезда по узкоколейке будут курсировать по пятницам, субботам и воскресеньям. Зимой обслуживать пассажиров будут взрослые, а с наступлением лета на станцию опять вернутся школьники.

Детская железная дорогая - это филиал РЖД, где дети с 12 лет могут осваивать железнодорожные профессии. Чтобы попробовать себя в качестве машиниста, диктора или дежурного по станции, они во время учебного года раз в неделю ходят на бесплатные занятия. Там инструкторы и сотрудники РЖД рассказывают об основах работы и технике безопасности. А летом дети приходят в парк имени Маяковского, надевают форму и работают по три часа в день на разных должностях. Учиться здесь можно три года, после чего получить диплом. Если ребенок хочет учиться дальше - ему дают целевое направление в вуз или техникум.

Сотрудники Детской железной дороги рассказали The Village, чем отличается большая железная дорога от детской, какие комплексы есть у нынешних пятиклассников и как работа здесь помогает справиться с проблемами взрослой жизни.

Свердловская детская железная дорога имени Николая Островского

Дата основания: 1960 год

Место: ЦПКиО имени Маяковского в Екатеринбурге

Протяженность: 3 километра 110 метров

Ширина колеи: 750 миллиметров

Станции: 4

Профессий для детей: 18

Работает детей: 1 500

Работает взрослых: 24

Рейсов в день: 18

Проезд: 150 рублей

Если собрать всех моих родственников, можно запустить отдельную железную дорогу: в семье есть и кассиры, и проводники, и начальники станций, и поездные диспетчеры, и машинисты. Когда я закончила железнодорожный техникум, меня хотели отправить работать на станцию в Свердловской области. Но в отделе кадров начальник смерил меня взглядом - а я выглядела как десятиклассница - и спросил, была ли я пионервожатой. Он посчитал, что мне лучше пойти на Детскую железную дорогу, и предложил мне сходить в парк Маяковского и посмотреть на то, как там все утроено.

А я даже и не знала, что у нас в парке есть какая-то железная дорога. Пришла туда, увидела толпу детей, все бегают, кричат. Я испугалась и не могла понять, то ли это игра, то ли серьезная работа, где надо следить за безопасностью и отправлять поезда. Три месяца я была дежурной по станции, а потом стала инструктором. Я уже 40 лет работаю на железной дороге и не замечаю, как летит время.

Ольга Шагина

инструктор

Каждый год осенью я хожу по школам и набираю детей. Я говорю себе, что я - рыбак и сейчас мне надо сетью выловить детей. Сначала прихожу к завучам и прошу разрешения выступить перед пятыми и шестыми классами. Если удается заинтересовать педагогов, они разрешают провести не пятиминутное выступление, а целый классный час. Я объясняю ребятам, что такое Детская железная дорога, что это не аттракцион, а площадка РЖД, где можно научиться всем профессиям. Школы не всегда идут навстречу. Например, я четыре года не могу встретиться учениками 104-й гимназии. Завучи считают, что у учеников другие планы на жизнь, и разрешают мне только повесить небольшое объявление на скотч.

Осенью, зимой и весной мы встречаемся с ребятами раз в неделю. Я объясняю, какие пути есть, как называются станции, почему дорога называется узкоколейной и однопутной. В первый год я учу профессиям диктора, кассира, проводника, стрелочника, дежурного по переезду и путевого обходчика. На второй год мы изучаем работу осмотрщика вагонов, начальника поезда, помощника машиниста, бригадира пути. А на третий год ребята узнают, что значит быть машинистом, диспетчером поезда, дежурным по станции, главным кондуктором. Через три года ребята получают диплом и тем, кто хочет, дают направление в железнодорожный вуз или техникум.

Летом начинается практика. Ребята приходят в парк, где им выдают форму, табель и пропуска. Они пробуют делать то, что изучали в течение года в теории. Я в это время слежу за тем, чтобы все было в порядке. Несчастных случаев не было, ребята могут забыть профессию, но не технику безопасности. Потому что нарушить правила - это табу. Я всем ребятам говорю, что на железной дороге главное - дисциплина и ответственность. Это многих отпугивает.

В школах я вижу очень закомплексованных ребят, которым сложно выйти из своего замкнутого мира. Почти все они кнопкодавы. Общаются между собой только сообщениями, а если и говорят - то перебрасываются двумя-тремя фразами. Самая большая сложность - подойти к пассажиру и попросить билет для проверки. Иногда мне кажется, будто они в упаковке, а моя задача - развязать бантик, чтобы они выбрались из своей коробки.

Когда в моей жизни случались трагедии, работа меня спасала. Я как артист на сцене - мне нельзя показывать свои слабости. Хотя, как бы ты ни старалась быть сильной, ребята видят и чувствуют, что тебе плохо. Меня работа всегда держала в тонусе.

Моим кумиром был отец - военный железнодорожник. После школы мама была против, чтобы я строил военную карьеру. Альтернативной стал железнодорожный вуз. Я начал работать монтером пути, закончил университет, стал бригадиром, мастером… Так дослужился замначальника отделения по инфраструктуре на Свердловской железной дороге.

Пять лет назад я решил изменить всю свою жизнь. Я работал 24 часа в сутки, всего себя отдавал службе и в семье был только источником дохода. А детям нужно ежедневное внимание папы и мамы. Когда старшая дочь пришла ко мне и сказала, что выходит замуж, я понял, что все пропустил, и решил поменять работу.

Мне было стыдно, что Детская железная дорога в Екатеринбурге была одной из худших в стране. У нас было только одно маленькое желтое здание. Мне очень хотелось ее улучшить, и когда предложили стать здесь начальником и провести реконструкцию, я сразу согласился.

В прошлом году мы построили новое здание. Сейчас у нас стройка не останавливается. Через год мы откроем технопарк, где будут вагоны и поезда, которые ходили по узкоколейке в XIX веке. Мы привезем 70 экспонатов, отремонтируем их, и они у нас будут ездить по дороге.

Виталий Марункевич

начальник дороги

Я работаю и как наставник - рассказываю детям про путевое хозяйство. Не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор. В школе есть профориентация, но учителя не могут объяснить, что такое работа железнодорожника, потому что сами не знают.

Когда я пришел, здесь занималось 500 человек, а сейчас - полторы тысячи. Больше половины юных железнодорожников - это дети из бедных семей. У их родителей нет возможности платить за секции хоккея или тенниса. Часто у них нет средств, чтобы просто доехать до парка Маяковского, и они идут с одного конца города на другой пешком. Когда я это узнал, пришел к начальнику и попросил дать нам автобусы. Теперь всех детей из дальних районов бесплатно привозят и увозят. Кроме того, тут детей бесплатно кормят и выдают форму. Мне хочется показать ребятам, которые проводят время на улице и у которых нет возможности куда-то уезжать летом, что они нужны.

В детстве я был юным железнодорожником. Потом пошел в техникум, работал слесарем, помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые поезда и выполнял разные маневры. Проработал семь лет, и меня позвали сюда, сказали, что появилось место в штате.

С детьми я занимаюсь теорией и практикой. Зимой езжу по районам и рассказываю ребятам о том, как управлять поездом. Иногда они приезжают в парк, чтобы позаниматься на тренажере, который полностью копирует пульт управления локомотивом. Они учатся нажимать кнопки, поворачивать рычаги. Отрабатывают все движения до автоматизма, чтобы летом не отвлекаться и следить за дорогой.

Летом дети приходят на смену, мы принимаем тепловоз, осматриваем его и идем за пульт управления. Юный машинист садится в кресло, а я стою сзади и, если нужно, подсказываю. Дети сами решают, где разогнаться, когда притормозить, - я лишь слежу, чтобы все было по правилам.

Сергей Мельников

машинист

Благодаря Детской железной дороге я научился управлять паровозом. Это тот, который пыхтит. Мне нравится паровоз тем, что это живая машина, которая поедет так, как ты ее покормишь углем. Одно время я был единственный машинист в области с такими правами. Конечно, паровозов в России немного - в основном, в Санкт-Петербурге и Москве, на площадках, где снимают кино. Здесь у нас есть один паровоз, но детям запрещено им управлять - можно обжечься.

Сюда приходят дети, которым интересны поезда, которые хотят попробовать себя в профессии. Я их понимаю, потому что сам был таким же. Увлеченных детей заметно сразу - они после смены приходят помогать протереть локомотив, задают вопросы.

Со стороны может показаться, что машинист просто стоит за пультом, жмет кнопки и старается не заснуть. А на самом деле это творческая профессия. Поезд, как и машину, можно вести по-разному. Одинаковых рейсов не бывает. Ты следишь за локомотивом, за движением на соседних путях, за дорогой, ведешь переговоры, постоянно шумит двигатель - это очень напряженная работа.

На Детскую железную дорогу меня привела мама. Я пришла сюда летом, когда уже началась практика. Первый день очень хорошо запомнила, потому что я опоздала. Прибежала на планерку, а там сидели 50 незнакомых человек, и я очень испугалась - я же не знаю, что делать. Мне инструкторы помогли, все показали. В первый день меня посадили за дикторское кресло. Я читала текст по технике безопасности, объявляла отправление поездов. Мне очень понравилось быть диктором, и в конце лета я стала лучшим диктором среди всех.

Самое сложное было работать в 2016 году, когда дорога обновилась. Вагоны были набиты, и многим пассажирам не хватало мест. Они ругались на юных железнодорожников и приходилось за детей заступаться. Честно говоря, я скучаю по нашей маленькой уютной станции, которая была раньше.

Полина Пермина

юная железнодорожница