Морская платформа для запуска ракет. Плавучий космодром "морской старт". Для чего он предназначен

После того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток .

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя Ангара .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы Владислав Филёв .

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта» .

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по "Морскому старту", в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако, для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос» .

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group » - «С7 космические транспортные системы » станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт» .

27 сентября 2016 года был подписан контракт между S7 Group и группой копаний Sea Launch на приобретение корабля и платформы Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземного оборудования в базовом порту (США) и товарного знака Sea Launch. По словам Генерального директора «S7 Group» Владислава Филёва , после окончательного закрытия сделки, которое ожидается завершить через 6 месяцев, инвестиции группы компаний S7 могут составить до $160 млн . . Также, в этот же день 27 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между РКК «Энергия» и S7 Group . Планируется, что проект станет полностью российским. В этом случае управление проектом "Морской старт" будет перенесено из Швейцарии в Москву .

Космические старты

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года .

В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.

Ракета-носитель «Сункар» для Морского старта

По состоянию на конец сентября 2016 года, для запусков со стартовой платформы Odyssey рассматриваются разные варианты. Как сообщила пресс-секретарь «S7 Group» Анна Бажина - компания готова сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит». Одновременно с этим прорабатываются другие варианты, в том числе создание новой ракеты. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева - РКК «Энергия» готова ускорить разработку новой ракеты-носителя «Сункар» для запусков с плавучего космодрома «Морской старт». При условии поддержки финансирования создания этой ракеты компанией «S7 Group», новая ракета-носитель «Сункар» может быть создана в течение пяти лет .

Другие РН

См. также

  • Ракета «Sea Dragon »
  • Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Напишите отзыв о статье "Морской старт"

Примечания

  • // 28 сентября 2016
  • д/ф «Суперсооружения: Морской космодром» (National Geographic)
  • на YouTube , Человек и закон , эфир 08.02.2013

Москва. 27 сентября. сайт - S7 Group подписала контракт с группой компаний Sea Launch по приобретению имущественного комплекса проекта "Морской старт", сообщает РКК "Энергия".

"Сегодня в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре (Мексика), подписан контракт, предусматривающий покупку имущественного комплекса "Морской старт" - S7 Group подписала контракт с группой компаний Sea Launch. Предмет сделки: корабль Sea Launch Commander и платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch", - говорится в сообщении.

Закрытие сделки планируется через шесть месяцев - после получения одобрения соответствующими властями США и подписания ряда договоров, которые являются частью данной сделки.

Также РКК "Энергия" и S7 Group подписали соглашение о сотрудничестве и совместной работе по возобновлению эксплуатации комплекса "Морской старт". РКК "Энергия" будет оказывать S7 Group необходимую инженерную поддержку, содействие в организации пусков и в работах по системной интеграции.

Совместная деятельность РКК "Энергия" и S7 Group предусматривает также сотрудничество, направленное на создание транспортной инфраструктуры в космосе.

Генеральный директор S7 Group Владислав Филев заявил, что "вывести комплекс из консервации и начать пусковую деятельность планируется через 18 месяцев после одобрения сделки - ориентировочно в конце 2018 года".

"Приобретение космодрома - это "входной билет" для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы. Мы рассчитываем, что без больших вложений в модернизацию Sea Launch сможем сделать до 70 пусков в течение 15 лет. Наш подход к ведению бизнеса кардинально отличается от многих компаний - мы не будем продавать обещания, мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях. Сначала ракеты, и только потом - покупатель", - приводятся в пресс-релизе РКК "Энергия" слова Филева.

Что такое "Морской старт"

"Морской старт" (Sea Launch) - плавучий космодром для запуска ракет, а также одноименный международный консорциум по эксплуатации космодрома. Комплекс был создан для оказания услуг по запуску космических аппаратов различного назначения с мобильной стартовой платформы морского базирования на околоземные орбиты. Точка старта располагается в экваториальной зоне Тихого океана, где имеются наилучшие условия для запуска за счет эффективного использования скорости вращения Земли. Первый пуск с платформы был осуществлен в 1999 году.

Компания "Морской старт" была создана для реализации одноименного проекта в 1995 году. Ее учредителями стали Boeing, российская РКК "Энергия", норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ "Южное" и ПО "Южмаш". Летом 2009 года компания "Морской старт" объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила РКК "Энергия".

Продажа проекта

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта 2016 Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта.

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже "Морского старта".

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" и американская компания Boeing разрешили спор по проекту "Морской старт". По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по "Морскому старту", в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако, для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров "Энергии" и одобрил "Роскосмос".

ГВАДАЛАХАРА /Мексика/, 28 сентября. /Спец. корр. ТАСС Иван Валюк/. Группа компаний S7 стала владельцем плавучего космодрома "Морской старт" (Sea Launch), который ранее контролировала РКК "Энергия". Об этом сообщил совладелец S7 Владислав Филев.

"Цель - объявить сегодня о сделке между двумя сторонами о приобретении активов этого проекта, построенного четырьмя странами. Я очень горжусь тем, что подпишу от имени S7 Group сегодня этот контракт. Мы покупаем платформу "Одиссей" (Odyssey), - сказал он.

Как уточняется в совместном пресс-релизе группы S7 и РКК "Энергия", предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander и платформа Odyssey "с установленным на них оборудованием ракетного сегмента", а также наземное оборудование в американском порту Лонг-Бич и товарный знак Sea Launch.

"Сегодня значимый день, сегодня завершается сделка, которую мы долго готовили. Это один из немногих высокотехнологичных проектов, которые вышли на уровень продажи, и российский инвестор вкладывает ресурсы в высокотехнологичное изделие", - заявил глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

По словам Филева, группа компаний S7 после закрытия сделки инвестирует в проект более $150 млн. "В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн", - сказал он. Как ожидается, сделка должна быть закрыта через шесть месяцев. В частности, контракт должен получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Также будут подписан ряд договоров, которые являются частью сделки.

Проект "Морской старт" продолжит использовать ракеты-носители украинского производства "Зенит", добавил Филев. "Ракета "Зенит" остается главной для Sea Launch, следующие 15-20 запусков, надеюсь, будут с "Зенитом", - сказал он. S7 пока не имеет контрактов на запуски с него космических аппаратов, рассказал Филев. "Мы же только подписали соглашение о покупке, безусловно, у нас нет никаких подписанных контрактов. До тех пор, пока мы не получим одобрения государства, мы не будем подписывать никаких контрактов", - сказал он.

Проект "Морской старт"

"Морской старт" - международный коммерческий проект по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Одноименная компания была создана в 1995 году. Учредителями выступили американская корпорация Boeing (внесла 40% первоначальных инвестиций в проект и получала соответствующую долю акций), российская РКК "Энергия" (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions, 20%), украинские КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (15%).

Компания Boeing осуществляла маркетинговые услуги, норвежское предприятие предоставило бывшую буровую платформу, переоборудованием в стартовый стол которой занималось российское КБ транспортного машиностроения. РКК "Энергия" производила разгонные блоки ДМ для ракет "Зенит". Сами ракеты изготавливались украинским предприятием "Южмаш".

Портом приписки командного судна и плавучего космодрома Odyssey был выбран Лонг-Бич (Калифорния, США).

С 1999 года по 2014 год по проекту "Морской старт" было проведено 36 пусков, из которых три закончились авариями, один признан частично удачным. При этом для получения прибыли компании ежегодно необходимо было проводит 4-5 безаварийных ракетных пусков.

Летом 2009 года компания "Морской старт" объявила о своем банкротстве. После реорганизации в 2010 году ведущую роль в проекте получила РКК "Энергия", которая увеличила долю своих акций до 95%. 3% акций стали принадлежать компании Boeing и 2% - Aker Solutions. Штаб-квартира консорциума переехала из Калифорнии в Швейцарию. В 2013 году Boeing подала в суд на РКК "Энергию" и КБ "Южное" с целью возмещения затрат перед инвесторами. В мае 2016 года центральный суд Калифорнии вынес решение в пользу Boeing и потребовал с РКК "Энергия" выплатить $322 млн, еще $193 млн компании Boeing задолжали украинские партнеры.

С 2014 года запуски в космос по проекту были приостановлены, сотрудники консорциума сокращены. При этом, как сообщалось, содержание "Морского старта" продолжало обходиться владельцу примерно в $30 млн в год.

Ранее сообщалось, что в случае закрытия сделки по "Морскому старту" до конца 2017 года, возобновление пусковой программы ожидается не раньше 2018 года - столько времени потребуется на расконсервацию оборудования и производство ракеты-носителя для первого пуска. Для закрытия сделки новым владельцам также потребуется получить одобрение от США.

Несмотря на продажу проекта, глава РКК "Энергия" ранее сообщил, что корпорация намерена сохранить свое участие в "Морском старте". Кроме того, по его словам, для проекта планируется создание новой ракеты-носителя. В свое время рассматривалась возможность использования в проекте ракеты-носителя "Ангара-А3". В текущей Федеральной космической программе указаны работы по созданию ракеты "Феникс", которая по своим характеристикам должна во многом соответствовать производимой на Украине ракете "Зенит".

Использовать "Морской старт" для запусков по федеральной программе не планируется, заявил ранее глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Российская компания S7 Group станет владельцем морской платформы для запуска космических аппаратов Sea Launch. Владельцы рассчитывают заработать на коммерческих запусках, эксперты сомневаются в успехе проблемного проекта

Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch (Фото: Damian Dovarganes/AP)

О подписании договора, согласно которому S7 получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и сам бренд Sea Launch, было объявлено в Мексике в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре.

Сделка будет закрыта через полгода. Она должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Основной владелец S7 Group Владислав Филев заявил, что компания стала обладателем космодрома за $160 млн. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн», — приводит слова Филева о стоимости сделки ТАСС .

Продавцом выступила госкомпания РКК «Энергия», пытавшаяся выйти из проекта еще с 2014 года. Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Еще 15% в совокупности было у украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (разрабатывали и производили ракеты-носители «Зенит»), 20% — у норвежской судостроительной компании Aker Kværner. Инвестиции в запуск проекта составляли $3,5 млрд.

Амбициозный проект оказался тем не менее убыточным. В 2009 году компания Sea Launch прошла через процедуру банкротства, долги компании составляли до $1 млрд при стоимости активов от $100 млн до $500 млн. Проблемы были связаны с недостаточной интенсивностью запусков при высокой стоимости обслуживания проекта.

После этого проект стал фактически российским: совет директоров SLC принял решение отдать главную роль Ракетно-космической корпорации (РКК). После реорганизации, последовавшей за решением суда летом 2010 года, 95% акций компании досталось «дочке» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited, 3% — американской Boeing, 2% — норвежской Aker Solutions.

В 2014 году запуски с Sea Launсh и вовсе прекратились — на фоне конфликта с Украиной запуски ракет «Зенит» украинского производства, под которые было смонтировано все оборудование, на плавучем космодроме стало невозможным. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата.

В марте 2016 года в СМИ появились сообщения, что владелец S7 Владислав Филев — выпускник Ленинградской академии Военно-космических сил — заинтересован в покупке космодрома. Его сравнивали с Илоном Маском.

После объявления о сделке Филев заявил, что рассчитывает заработать на этом проекте, а S7 станет не только авиационной, но и космической компанией. «Приобретение космодрома — это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. По его словам, к концу 2018 года он планирует расконсервировать проект и рассчитывает осуществить до 70 коммерческих запусков за 15 лет после этого.

Не все эксперты разделяют оптимизм бизнесмена. Филев не сможет получить коммерческую выгоду из этого проекта каким-то другим путем, кроме перепродажи другой стране, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его словам, частному инвестору требуются какие-то иные основания для приобретения «Морского старта», чем использование по его прямому назначению.

Капвложения в разработку новой ракеты взамен «Зенита» составят порядка $1 млрд, подсчитал эксперт, и Россия обладает всеми ресурсами для создания такой ракеты. «Но «Морской старт» ранее не показал коммерческой эффективности, не нашлось столько полезных нагрузок, а окончательный крест на проекте поставил российско-украинский конфликт с прекращением выпуска ракет «Зенит». Рынок поделен, и частному игроку сложно туда войти. Мы не можем найти заказчиков даже на «Протон», — сказал Моисеев.

Более оптимистично настроен профессор кафедры аэрокосмических систем МГТУ им. Баумана Егор Щеглов. Он считает, что проект может стать выгодным, если будет подходящая ракета. «При старте с экватора в космос ракета сможет поднять наибольшую свободную массу на орбиту. Ранее с «Морского старта» достаточно выгодно запускали американские спутники. При условии наличия ракеты рынком услуг для Филева могли бы стать коммерческие компании, которые запускают спутники связи. Спутниковые операторы постоянно нуждаются в запуске новых спутников, так как старые выходят из строя. Однако после каждого пуска ракету нужно везти в порт, а это может быть довольно далеко, ранее она базировалась в Америке», — рассказал Щеглов. Пока непонятны детали о том, где будет базироваться «Морской старт», экономическую выгоду этого проекта оценить сложно.

По состоянию на 2015 год доля России на мировом коммерческом космическом рынке составляла около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около $2 млрд. С учетом государственного заказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около $6 млрд (при общем объеме мирового рынка $277 млрд).

  • Космонавтика ,
  • Физика
  • На этой неделе не очень замеченными прошли новости о рассмотрении в российской космической отрасли идеи использовать ракету-носитель «Ангара А-5» для замены «Зенита-3SL» на проекте «Морской старт». Они отражали непростой процесс обсуждения идеи. Первыми прошли сообщения о том, что эта идея обсуждается. Затем появилась информация, что генеральный конструктор «Ангары» заявил о нецелесообразности этой идеи . Новостей об итоговом решении пока не появилось, попробуем разобраться сами в достоинствах и недостатках этой идеи.

    Предыстория

    Проект «Морской старт» начался по нынешним меркам уже давно - в 1993 году. Идея состояла в том, чтобы поставить ракету-носитель «Зенит» на морскую платформу и запускать спутники на геостационарную орбиту с экватора. Выгода была заманчива:
    • Старт с экватора дает максимальное бесплатное приращение линейной скорости. Земля вращается с угловой скоростью 1 оборот в сутки, но линейная скорость вращения минимальна на полюсах и максимальна на экваторе. Целых 465 м/с бесплатно добавляется к скорости ракеты, если запуск производится на экваторе в направлении на восток.
    • Нулевая широта экватора означает отсутствие потерь на изменение наклонения орбиты. При старте с Земли начальное наклонение орбиты равно широте космодрома. А для геостационарной орбиты нужно нулевое наклонение. Поэтому при старте, например, с мыса Канаверал, надо тратить топливо на исправление начального наклонения в 28,5°. А при запуске с Байконура приходится исправлять целых 51,6° начального наклонения орбиты.
    • Ракета-носитель «Зенит» была разработана в СССР с упором на максимальную автоматизацию процессов подготовки к пуску и самого пуска. Поэтому не просматривалось больших технических сложностей в том, чтобы запускать её с морской платформы, на которой к моменту старта не оставалось ни одного человека.
    В 1999 году с «Морского старта» был запущен тестовый габаритно-весовой макет спутника, к 2006 году количество пусков выросло до 6 в год. После аварии 2007 года запуски были остановлены на год, но в 2008 году состоялось пять запусков. В 2009 году компания объявила о своём банкротстве. Очевидно, несмотря на достаточно высокую пусковую активность, в экономической части проекта были какие-то проблемы. В результате, после всех судебных разбирательств, в 2010 году компания Energia Overseas Limited, являющаяся дочерней компанией РКК «Энергия», получила 95% акций «Морского старта». После банкротства пусковая активность снизилась, максимальным достижением стали 3 спутника, запущенные в 2012 году. А авария февраля 2013 года остановила пуски больше чем на год.

    Настоящее

    Ракета-носитель «Зенит» - хорошая ракета, но ей фатально не везёт. Она разрабатывалась как новая РН среднего класса и могла бы заменить семейство ракет-носителей «Союз», в том числе и для пилотируемых пусков, но развалился СССР, и о фундаментальной модернизации ракетного парка в 90-е годы не могло быть никаких разговоров. Развал системы советской кооперации привёл к тому, что заводы, делающие одну ракету, оказались в разных странах и стали зависеть от политических отношений между ними. Второй, боюсь, окончательный удар этой ракете нанес конфликт между Россией и Украиной. Вне зависимости от его результатов, ракета-носитель, двигатели которой производятся в России, а баки - на Украине, будущего не имеет. В краткосрочной перспективе она производиться точно не будет, а в долгосрочной - технологии и оснастка будут заморожены и утрачены, в лучшем случае, частично. А тот факт, что база «Морского старта» находится в Калифорнии, ещё ухудшает положение проекта в условиях охлаждения российско-американских отношений.

    Сочетание экономических и политических проблем привело к тому, что я ожидал новостей об окончательном закрытии проекта. Именно поэтому новости про возможную замену ракеты-носителя на «Ангару» показались мне такими важными - это, наверное, единственный шанс на возрождение такого инженерно красивого проекта как «Морской старт». Также здесь возникает интересный вопрос - «Ангара А-5» заметно более тяжелая и грузоподъемная ракета, чем «Зенит». Попробуем посчитать, сколько тонн она сможет вывести на геостационарную орбиту?

    Такая разная ГПО

    Перед тем, как начать расчеты, необходимо кратко рассказать о том, какие бывают способы выведения на геостационарную орбиту. Главная особенность геостационарной орбиты состоит в гравитационных возмущениях Луны. Спутник должен иметь свои собственные двигатели и запас топлива, чтобы оставаться в нужной точке стояния. Поэтому, кроме прямого выведения, когда спутник выводится ракетой-носителем (иногда с помощью разгонного блока) сразу на целевую орбиту, существуют так называемые геопереходные орбиты. В этом случае разгонный блок завершает свою работу на высокоэллиптической орбите, а спутник добирается до своей точки стояния на геостационарной орбите самостоятельно.

    Далее, если конечные параметры геостационарной орбиты известны (апогей 35786 км, перигей 35786 км, наклонение 0°), то начальное наклонение у всех космодромов разное. Поэтому и параметры геопереходной орбиты сложились разные для разных стран. Более подробно , а кратко геопереходные орбиты делятся на:

    • Условная «американская» (185х35786 км, 27°) с delta-V для перехода на ГСО 1804 м/с и похожие на неё китайская и японская
    • Условная «европейская» (200х35786 км, 7°) с delta-V для перехода на ГСО 1500 м/с.
    В СССР использовалось прямое выведение на геостационарную орбиту разгонным блоком. Выход России на рынок коммерческих спутниковых запусков означал необходимость адаптации к уже сложившимся стандартам. «Байконурская» геопереходная орбита (200х35786 км, 51,6°) требует разгона на 2430 м/с для вывода спутника на ГСО, что требовало бы модификации существующих спутниковых платформ и снижало бы конкурентоспособность. Поэтому наши разгонные блоки выводят спутники на специальную переходную орбиту, параметры которой сильно отличаются от «обычных» ГПО, но delta-V требуется «американская» или «европейская»:

    В случае же вывода спутника с «Морского старта» геопереходная орбита 200х25786 км, 0° требует 1477 м/с для довыведения на ГСО.

    Расчеты

    Согласно импульс для выхода с орбиты 200х200 км, 0° на ГПО 200х35786 км, 0° составляет 2454 м/с . Для выхода с ГПО на ГСО потребуется ещё 1477 м/с , а суммарная delta-V для выхода сразу на ГСО составит 3931 м/с . В случае использования «Ангары» в качестве разгонного блока могут использоваться «Бриз-М » или разрабатываемый сейчас КВТК . Массы пустых и полных блоков и удельный импульс двигателей известен, поэтому мы можем посчитать полезную нагрузку по формуле Циолковского:


    где:

    • V - конечная скорость (в данном случае, delta-V)
    • I - удельный импульс (в м/с)
    • M 1 - начальная масса
    • M 2 - конечная масса
    Преобразуя, получаем:

    M 1 нам известна - «Ангара А-5» выводит на низкую околоземную орбиту 24,5 т . Это допущение для простоты расчетов - в реальности используется выведение на незамкнутую орбиту с довыведением разгонным блоком. Также не забудем вычесть массу пустого разгонного блока из M 2 .

    В результате расчетов получим:

    Вывод очевиден - «Ангара» с «Морского старта» сможет выводить в полтора раза больше, чем «Зенит», а с перспективным кислородно-водородным блоком КВТК и в два раза больше.

    За и против

    В то же время не стоит думать, что нет аргументов за закрытие «Морского старта». Если составить список «за» и «против», он получится примерно таким:
    Аргументы за адаптацию «Ангары» к «Морскому старту»:
    1. Замена ракеты-носителя даст возможность продолжить проект.
    2. «Ангара» сможет выводить в два-три раза больше спутников за пуск, чем «Зенит», увеличив доходы от коммерческих пусков.
    3. Чем больше серия ракет-носителей, тем дешевле они будут стоить. Кроме этого, дополнительные заказы - это дополнительные рабочие места в высокотехнологической отрасли.
    4. Чем больше стартовых комплексов у «Ангары», тем больше гибкость задач и выше вероятность её дальнейшей долгой и счастливой эксплуатации.
    5. Наземную базу комплекса теоретически можно перевести из Калифорнии, например, в Бразилию. В этом случае коммерческие запуски можно совместить с сотрудничеством с Бразилией в её космической программе. Для справки - Бразилии крайне не везёт с космической программой - в 2003 году у них произошел взрыв разрабатываемой ракеты на стартовом столе, погибли люди. А после отказа от идеи делать ракету самостоятельно Бразилия решила сотрудничать с Украиной и запускать ракету-носитель «Циклон-4» с космодрома в Алькантаре. Первый запуск изначально планировался в 2013, но на сегодня новостей о прогрессе работ не слышно.
    Аргументы за закрытие «Морского старта»:
    1. Остановка проекта означает прекращение расходов на него. «Лошадь сдохла - слезь».
    2. Адаптация новой ракеты к уже построенному под другую ракету стартовому комплексу - это очень большие деньги и много времени. Нет каких-то факторов, которые категорически запрещают возможность такого действия, но оправданы ли большие расходы?
    3. Стоимость пуска серийной «Ангары» пока что не известна. Если ракета будет стоить в три раза дороже «Зенита», то даже при выводе двух спутников экономического смысла в проекте не будет.
    К сожалению, степень значимости этих аргументов опирается на данные, которыми мы не располагаем. Так что нам, простым сторонним зрителям, остается следить за новостями - что же в итоге будет с «Морским стартом»?