«окна сатиры роста. Aгитационное искусство

(РОСТА). «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства , возникшая в период Гражданской войны и интервенции - . Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов . «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка и раёшника . Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский , создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор , И. А. Малютин, М. Д. Вольпин , П.П. Соколов-Скаля и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев , А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове , Баку и др. городах.

В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич , Аристарх Лентулов , Илья Машков и Кукрыниксы . «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Окна РОСТА" в других словарях:

    Окна сатиры РОСТА, плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Острые, доходчивые сатирические плакаты с кратким стихотворным текстом разоблачали… … Художественная энциклопедия

    - (Окна сатиры РОСТА) плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты окон РОСТА, посвященные злободневным… … Большой Энциклопедический словарь

    - «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь

    Окна РОСТА. М. М. Черемных. …Надо быть готовым (текст В. В. Маяковского). 1920. «Окна РОСТА», «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919—21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного… … Художественная энциклопедия

    - («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь

    «Окна роста» - ОКНА РОСТА, Окна сатиры РОСТА плакаты, созданные художниками и поэтами (1919 21) в системе Рос. телеграфного агентства. Сатирич. плакаты с краткими стихотв. были посв. злободневным событиям современности (события гражд. войны, борьба с… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - («Окна РОСТА») точнее «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» самобытный вид… … Большая советская энциклопедия

    - «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919—22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)

    - «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

Книги

  • `Окна` Роста , В. Маяковский. Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах., Том третий. `Окна` РОСТА 1919-1922, Подготовка текста и примечания В. Д. Дувакина, ГИХЛ, М., 1957, OCR БычковМ. Н.…

Большинство людей помнят Владимира Маяковского - как громогласного поэта, стихи которого нужно читать в полный голос. Его рифмы - грубые, резаные, сочные и конкретные.

Немало сказано и про саму жизнь Маяковского. В последнее время, особенно в биографических журналах, появляются все новые и новые подробности о его отношениях с Лилей Брик, любовь к которой довлела над поэтом долгие годы, вплоть до неожиданной смерти.

Известными являются и особенности поведения Маяковского. Так, рассказывают, что поэт всегда носил с собой в кармане пиджака кусок мыла и предпочитал ни с кем не здороваться за руку. Если же это случалось, он старался как можно быстрее вымыть руки, боясь инфекций: его отец умер от заражения крови, и это наложило огромный отпечаток на всю жизнь Маяковского.


Можно вспомнить и его участие в митингах. Люди толпами ходили слушать Маяковского-агитатора... Немало написано строк и про Маяковского в Америке.

Владимир Маяковский - фигура многогранная. Он - человек - скала, хотя, как оказалось, и с нежным, ранимым сердцем.

В этой статье мы хотим вспомнить его не как поэта, но как иллюстратора.

В сентябре 1918 года было принято правительственное постановление «о слиянии Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при Всероссийском центральном исполнительном комитете». Новое образование получило название Российского телеграфного агентства (РОСТА) при ВЦИК. И уже в марте 1919 года Маяковский начинает своё сотрудничество с ним, выступая в качестве автора и художника сатирических «Окон РОСТА».

Представляем вашему вниманию наиболее интересные из них.



Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 316


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 365


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 409


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 725


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 690


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 430


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 496


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 703


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 755


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 1133


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 678


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 1043


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 1632


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1460


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1315


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 836


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1059


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 1170


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 705


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 905


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1156

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 1404


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 1741


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 4866


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1413


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 4367


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 941


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 3222


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1258


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1105


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 1711


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 1782


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1228


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 925


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 1175


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1441


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1221


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1119

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 906


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 1637


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

Богомолы: исчадия ада с другой планеты?

0 1237


Спектакль концептуален, впрочем, как и место, где он играется - ведь Дом культуры имени Зуева - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Но сегодня мы говорим не об этом. Дело в том, что фильм Олега Дьяченко "Быстрее, чем кролики" начисто лишен видеоряда про фобии из спектакля, что сразу же будто обезглавливает повествование. Заслуживают внимания и комичные эпизоды с Гамлетом и в Третьем Рейхе. MAXANTO предлагает посмотреть на эпизоды, не вошедшие в фильм. ...

Быстрее, чем кролики: фобии, Гамлет, Буратино и Третий Рейх

0 976

«ОКНА РОСТА» - еже-днев-ные аги-тационные пла-ка-ты, соз-да-вав-шие-ся в 1919-1921 годах советскими ху-дож-ни-ка-ми и по-эта-ми , ра-бо-тав-ши-ми в сис-те-ме Рос-сий-ско-го те-ле-граф-но-го агент-ст-ва (РОСТА; ны-не ИТАР-ТАСС).

Пла-ка-ты, сде-лан-ные вруч-ную, при по-мо-щи тра-фа-ре-тов (до 200-300 экземпляров), вы-став-ля-лись в вит-ри-нах ма-га-зи-нов, рас-по-ло-жен-ных в люд-ных мес-тах (от-сю-да их название «ок-на»), и пре-вра-ти-лись в свое-об-раз-ную ле-то-пись пе-рио-да Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов и ин-тер-вен-ции, ко-гда «из-за ти-по-граф-ской раз-ру-хи у нас не бы-ло ли-то-гра-фий, кра-сок, бу-ма-ги, спе-циа-ли-стов ли-то-граф-ско-го де-ла и т. д.» (П.М. Кер-жен-цев). Пер-вые «Окна Роста» поя-ви-лись в Мо-ск-ве в 1919 году, по ини-циа-ти-ве ху-дож-ни-ка М.М. Че-рем-ных и жур-на-ли-ста Н.К. Ива-но-ва-Гра-ме-на, ра-бо-тав-ших в РОСТА, воз-глав-ляе-мом Кер-жен-це-вым. Вско-ре к ним при-сое-ди-ни-лись В.В. Мая-ков-ский , И.А. Ма-лю-тин, Д.С. Мо-ор. Сна-ча-ла «Окна Роста» де-ла-лись в ви-де уве-ли-чен-ных стра-ни-чек са-ти-рического жур-на-ла, со-стоя-щих из не-сколь-ких са-мо-сто-ятельных про-из-ве-де-ний раз-ных жан-ров. Мая-ков-ский сыг-рал су-ще-ст-вен-ную роль в соз-да-нии пла-ка-тов, взяв на се-бя всю литературную часть и ра-бо-тая так-же как ху-дож-ник; он соз-дал но-вый тип «окон са-ти-ры», под-чи-няя ком-по-зи-цию од-ной те-ме и кон-крет-ной аги-тационной за-да-че. Текст и ри-сун-ки до-пол-ня-ли друг дру-га. Пла-ка-там, со-стоя-щим как бы из 2-4-6 и т. д. кад-ров, был при-сущ «те-ле-граф-ный стиль» с его чёт-ко-стью, сжа-то-стью, ла-ко-низ-мом вы-ра-зительных средств, ос-но-ван-ных главным образом на вы-ра-зи-тель-но-сти си-лу-этов и бро-ской рас-крас-ке в 2-3 цве-та, ис-поль-зо-ва-ни-ем сим-во-ли-ки, тра-ди-ций русского луб-ка и но-ватор-ских ме-то-дов российского аван-гар-диз-ма. Пла-ка-ты рас-сы-ла-лись во все ме-ст-ные от-де-ле-ния РОСТА. В Пет-ро-гра-де «Окна Роста» де-ла-ли В.В. Ле-бе-дев, Л.Г. Бро-да-ты, А.А. Ра-да-ков, В.И. Коз-лин-ский, в Ко-ст-ро-ме - Н.Н. Ку-прея-нов, в Са-ма-ре - С.Я. Ад-ли-ван-кин, в Кур-ске - А.А. Дей-не-ка, в Одес-се - Б.Е. Ефи-мов ; «Окна Роста» вы-хо-ди-ли так-же в Ба-ку, Са-ра-то-ве и других го-ро-дах. По сло-вам Мая-ков-ско-го, это бы-ло «об-слу-жи-ва-ние гор-стью ху-дож-ни-ков, вруч-ную, сто-пя-ти-де-ся-ти-мил-ли-он-но-го на-ро-ди-ща». Пла-ка-ты долж-ны бы-ли во-оду-шев-лять лю-дей идея-ми ре-во-лю-ции, по-ка-зы-вать кар-ти-ны свет-ло-го бу-ду-ще-го («Да здрав-ст-ву-ет элек-три-фи-ка-ция!», «Па-ха-ли со-хой - за-па-шем трак-то-ром»), бо-роть-ся за ми-ро-вую ре-во-лю-цию и ин-тер-на-цио-наль-ную со-ли-дар-ность тру-дя-щих-ся, клей-мить вра-га («Вот Со-вет-ской Рос-сии вра-ги. С ка-ж-дым бо-ри-тесь, по-ка не по-гиб»), про-воз-гла-шать дик-та-ту-ру про-ле-та-риа-та. Под-ни-ма-лись са-мые зло-бо-днев-ные во-про-сы со-вре-мен-но-сти: борь-ба с го-ло-дом («Чтоб с го-ло-дом спра-вить-ся и с раз-ру-хой-ду-рой, вве-де-на сов-нар-ко-мом пре-мия на-ту-рой»), рас-про-стра-не-ние все-об-щей гра-мот-но-сти и но-вой со-циа-ли-стической куль-ту-ры, ра-вен-ст-ва муж-чи-ны и жен-щи-ны («Что де-ла-ла ра-бот-ни-ца и что ра-бот-ни-це на-до де-лать»), вос-ста-нов-ле-ния народного хо-зяй-ст-ва. Тра-ди-ции «Окон Роста» в го-ды Великой Отечественной вой-ны про-дол-жи-ли «Ок-на ТАСС».

В октябре 1919 года Маяковский начал работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над текстами и рисунками для «Окон сатиры».

«Окна» были задуманы сперва как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов. Именно Маяковский постепенно выработал тип агитационно направленного «Окна», где все рисунки подчинены одной теме, последовательно раскрываемой в стихотворном тексте.

Точное количество «Окон», созданных поэтом, не учтено - работа текстовиков и художников РОСТА была анонимной. Всего было выпущено около 1500 плакатов (с октября 1919 года по февраль 1922 года). Считается, что примерно для 80 % тесты написал Маяковский и нарисовал около 400 плакатов.

Вместе с Маяковским над «Окнами» работали: Михаил Черемных, Иван Малютин, Амшей Нюренберг, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы и другие.

«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных - одним из лучших работников этого дела.

Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин...

Вспоминаю - отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.

Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова...

От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут - час уже висело по улице красочным плакатом.

“Красочным” - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело число новых бойцов...

Вне телеграфной, пулеметной быстроты - этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации».

В.В. Маяковский

Окна РОСТА, точнее - «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20.

Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета).

Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.

Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:


Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:

Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод сработанный еще рабами Рима.


Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.

Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, - производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».