Особенности строения птиц, рыб и млекопитающих. Чем отличаются птицы от млекопитающих

Задание 1. Напишите, в чем сходство строения млекопитающих и пресмыкающихся.

Наличие позвоночника и черепа, пятипалых конечностей и их поясов, грудной клетки, гомологичных костей.

О чем свидетельствуют черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся?

О том, что благодаря эволюции млекопитающие смогли развиться от пресмыкающихся. Ярким примером является находка мезозойский звероподобных пресмыкающихся.

Задание 2. Пользуясь рисунками, сравните строение черепа у зверозубой рептилии и собаки. Отметьте черты сходство и различия.

1 - зверозубая рептилия, 2 - собака.

У зверозубой рептилии большик клыки, сам череп плоский. У собаки череп овальной формы.

Задание 3. Объясните, какие особенности строения способствовали широкому расселению млекопитающих по земному шару.

Появление волосяного покрова; постоянная температура тела, появилось четырехкамерное сердце и два круга кровообращения; внутреннее оплодотворение; появление плаценты; конечностей суставного типа.

Задание 4. Напишите, когда наступила эра процветания млекопитающих. Объясните почему.

Кайнозовская эра 70-50 млн лет назад - появление млекопитающих.

В миоцене (25 млн лет назад) класс млекопитающих достиг вершины своего расцвета. присмыкающиеся вымирали из-за ужасных условий жизни, их место занимали млекопитающие.Они были лучше подготовленны к условиям жизни(более развитый мозг,более совершенный способ выращивать потомство), млекопитающие действительно очень эффективно заполнили пространство планеты.

Задание 5. Докажите, что интенсивное расселение млекопитающих произошло только после вымирания древних пресмыкающихся.

Небольшие примитивные звери, похожи на современных яйцекладущих, были оттеснены динозаврами в неудобные места обитания. После вымирания динозавров звери освоили все среды обитания и широко распостранились по Земле.

Задание 6. Объясните, почему первозверей считают самыми примитивными млекопитающими.

Потому что у них как и у птиц и пресмыкающихся имеется только один проход - клоака. А размножаются они, откладывая яйца. Еще у них, в отличие от остальных млекопитающих, нет плаценты. Гомойотермия (поддержание температуры тела на постоянном уровне) у первозверей незавершённая, температура тела изменяется в пределах 22—37 °С.

Задание 7. Заполните схему.

Задание 8. Заполните таблицу.

Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих
Сравниваемый признак Первозвери Сумчатые Плацентарные
Чсило видов множество 250 видов 4500 видов
Покровы тела покрыто иглами волосяной покров волосяной покров
Млечные железы примитивные, трубчатые кормятся дети более двух месяцев хорошо развиты, число их соответствует среднему количеству детей
Зубная система имеются у многих не дифференцированы у многих не дифференцированы
Температура тела постоянная постоянная высокая и постоянная
Особенности размножения внутреннее оплодотворение внутреннее оплодотворение внутреннее оплодотворение
Особенности развития хорошо развиты обоняние, слух, зрение хорошо развиты обоняние, слух, зрение

Задание 9. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Кенгуру живет в Австралии и Африке.

2. Утконос, ехидна и кенгуру относятся к плацентарным млекопитающим.

3. Все сумчатые млекопитающие передвигаются прыжками.

4. Первозвери вскармливают детенышей молоком.

5. Ехидны ведут назменый образ жизни, а утконосы - полуводный.

6. Первозвери обитают только в Южной Америке.

7. На брюшной стороне тела у самки утконоса образуется кожистая сумка, в которую она помещает отложенные яйца.

8. Утконосы обитают только в Австралии и на прилегающих к ней островах.

9. У утконоса млечные железы не имеют сосков, и детеныши слизывают выделяемое молоко с поверхности кожи.

10. Исполинский кенгуру рождает детеныша размером с грецкий орех.

11. Самки ехидны откладывают по одному яйцу.

Правильные утверждения: 4, 7, 8, 9, 10, 11.

надежда пермякова
Конспект занятия «Сходство и различие в строении млекопитающих и птиц» для воспитанников I ступени СКШ VIII вида

Цель : Установление сходства с животными , птицами и выделение основных различий .

Задачи :

Учить учащихся устанавливать причинно-следственные зависимости через нахождение сходства и различия птиц и животных .

Коррекция и развитие ВПФ на основе упражнений в сравнении, сопоставлении, обобщении.

Воспитание интереса к занятию посредством познавательной деятельности.

Оборудование :

Ход занятия

Воспитатель . Добрый вечер, ребята! Я очень рада новой встрече с вами. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети. Это клубочек.

Воспитатель . Верно – это клубочек, но не простой клубочек, а клубочек удачи. Он поможет нам сегодня распутать все задания, которые нам приготовили наши гости. А кто эти гости вы узнаете, отгадав загадки : (после отгадки появляется слайд)

Большая верхняя губа,

На нем - громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит –

Дети. Лось.

Воспитатель . Хоть и птица , а летать не может,

Никто ей в этом не поможет.

Жалеть ее за то не стоит -

Она двоих летящих стоит.

Ему сочувствуют напрасно -

Он бегает всегда прекрасно,

По пустыне совершая марш-бросок.

А с испуга – прячет голову в песок.

Дети. Страус.

Воспитатель . Ну, вот и он попал в стишок :

Под клювом – кожаный мешок.

И я скажу вам без улыбки

Туда влезает много рыбки…

Ныряет он так глубоко,

Что ловит много и легко.

Красивый, сильный великан.

Кто эта птица ?

Дети. Пеликан

Воспитатель . Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка - очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить.

Дети. Это зебра.

Воспитатель . Клубочек шепчет мне, что все гостей нужно разделить по способу передвижения.

Дети делят животных на 2 группы : летающих и нелетающих, выясняют, что летающие – это птицы , а нелетающие – это животные.

Воспитатель . Ребята, а вы можете сказать, что общего у наших гостей?

Дети. Это животные, все они сами заботятся о своём жилье и сами добывают себе пищу.

Воспитатель . Правильно, ребята, только клубочек говорит, что больше у них всё- таки различий . Давайте найдём эти различия . Ребята, давайте рассмотрим эту птицу . Это пеликан, пеликаны у нас не живут. Давно поразил пеликан воображение впечатлительных людей. В легендах, в мифологии и религии оставил он свой след. У магометан пеликан - священная птица . У христиан - символ самоотверженной материнской любви.

Пеликан в обычной зоологии - это водяная птица с размахом крыльев около шести футов и очень длинным клювом, нижняя часть которого расширена и образует мешок для накапливания рыбы, но несмотря на то, что некоторые из вас не видели эту птицу , вы многое о ней можете рассказать. А клубочек поможет вам в этом. Он приготовил вам план для рассказа о пеликане.

Из каких частей состоит тело пеликана?

Что есть на голове?

Для чего пеликану клюв?

Какие конечности есть у пеликана?

Что представляет собою хвост?

Чем покрыто тело?

Дети. Тело пеликана состоит из головы, туловища, хвоста. На голове есть глаза, уши, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет. С помощью клюва пеликан добывает себе пищу. У пеликана имеются крылья и ноги. С помощью больших крыльев пеликан летает. Ноги у птицы тонкие , в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво . Хвост закруглённый и короткий. Тело покрыто перьями разной длины. Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.

Воспитатель . Перья направлены спереди назад и налегают друг на друга. При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло. При посадке на землю пеликан делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых, служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.

Физминутка «Имитация» - дети изображают заданное животное, его повадки и т. д.

Воспитатель . Отдохнули? Клубочек нам приготовил новое задание. Рассказать о животном, которое водится в наших лесах по плану.

1. Строение , внешний вид.

2. Питание.

3. Обитание.

Дети по плану рассказывают о знакомых животных.

Воспитатель . Молодцы. Вы составили хорошие рассказы о животных а теперь давайте найдём различия между птицами и животными . Это последнее, самое сложное задание клубочка.

Дети. Птицы умеют летать .

Тело птиц покрыто перьями . Тело зверей покрыто шерстью. У птиц есть клюв .

Воспитатель . Молодцы. Понятие «животные» более объемно, чем понятие «птицы » , а количество видов птиц намного меньше общего числа видов животных.

Птицы способны летать с помощью крыльев, в отличие от животных. Передние конечности птиц преобразовались в крылья. Скелет птиц имеет ряд уникальных приспособлений, обеспечивающих способность к полету. Только у птиц есть перья и клюв . Основные жизненные системы работают у птиц в ускоренном режиме .

Воспитатель . Вот и подошло к концу наше занятие Клубочек удачи помог нам справиться со всеми заданиями. Скажите, что для вас сегодня было новым и интересным?

Дети делятся своими впечатлениями.

Птицы и млекопитающие имеют общие корни – класс Пресмыкающихся, но из-за ряда морфологических и анатомических отличий эти животные смогли освоить разные жизненные пространства.

Определение

Птицы – это биологический таксон, класс. Относятся они к типу Хордовых, царства Животных. В качестве типичного представителя класса можно назвать ворону, курицу, воробья, пингвина или павлина.

Млекопитающие – это биологический таксон. Класс Млекопитающие относятся к типу Хордовых, царства Животных. Типичными представителями класса являются зайцы, львы, коровы, дельфины и моржи.

Сравнение

Птицы имеют ряд характерных признаков, которые позволили их объединить в один таксон. Это позвоночные животные, как рыбы и четвероногие животные. Они теплокровные, как млекопитающие, и яйцекладущие, как пресмыкающиеся. Уникальной особенностью этих животных считается приспособление тела к полету: оно покрыто перьями, верхние конечности видоизменены в крылья. Отдельной «гордостью» птиц является клюв, которого нет ни у одного другого вида Хордовых.

Ласточка. Класс птицы

Все млекопитающие имеют ряд признаков, которые позволили выделить их в один класс. Немного «отстают» по отдельным показателям от своих коллег первозвери – утконосы и ехидны. Но если каждый раз не возвращаться к ехиднам и утконосам, то все млекопитающие теплокровны. Так же, как и птицы. Большинство млекопитающих покрыто шерстью или волосяным покровом. Они занимаются живорождением и выкармливают своих детенышей молоком при помощи видоизмененных потовых желез.

Анатомическое строение птиц адаптировано под их умение летать. Даже те птицы, которые сегодня не летают, когда-то обладали этим умением. Вернее, не они, а их далекие предки. Анатомическое строение млекопитающего зависит от той среды, в которой оно пребывает.

Скелет птиц упрощен, упрочен и облегчен. Кости черепа сросшиеся. Они не имеют выдающихся черепных швов. В позвоночнике выделяются четыре отдела, три из которых срослись. Шея у птиц длинная и подвижная. Пояс передних конечностей видоизменился в крылья, при этом прошли редукция и слияние некоторых из них. Только у птиц есть киль, сцепленный с ребрами.

Скелет млекопитающего представлен пятью отделами (крестцового нет только у китообразных). Череп у этих животных крупный, его кости срослись, образуя защиту для развитого головного мозга.


Лев. Класс млекопитающие

В пищеварительной системе птиц замечено отсутствие зубов, недоразвитая прямая кишка и высокая скорость процессов обмена веществ.

Дыхательная система птицы приспособлена к усиленному газообмену. Кроме легких у них есть легочные мешки, благодаря которым у птиц присутствует «двойное дыхание». У млекопитающих дыхательная система представлена легкими с бронхами. В процессе дыхания задействована диафрагма.

Кровеносная система птицы представлена двумя кругами кровообращения и четырехкамерным сердцем. Пульс птицы в полете может достигать тысячи (!) ударов в минуту. У млекопитающих тоже два круга кровообращения и четырехкамерное сердце, но только в их крови присутствуют безъядерные высокоспециализированные клетки – эритроциты.

У птиц хорошо развито зрение, но не развито обоняние. Они не различают запахи. У некоторых птиц отмечен интеллект. У животных развиты все органы чувств и отмечаются интеллектуальные способности.

На Земле проживают около 9800 видов птиц. Они населяют все материки и части света, кроме центральной части Антарктиды. Млекопитающих на планете насчитывается около 5000 видов. Они распространены во всех частях света, кроме внутренних районов Антарктиды, глубоководных желобов океана и воздушного пространства.

Выводы сайт

  1. Большинство птиц приспособлены летать, в отличие от большинства животных. Только у птиц есть крылья.
  2. Птицы – яйцекладущие, животные – живородящие, кроме первозверей.
  3. Птицы покрыты перьями, животные – шерстью.
  4. Количество видов птиц преобладает над количеством видов млекопитающих.
  5. В отличие от птиц, млекопитающие выкармливают детенышей молоком, продуцируемым молочными железами самок.
  6. У птиц отсутствуют зубы, у животных они есть и сильно дифференцированы.
  7. У птиц четыре отдела позвоночника, у млекопитающих – пять.
  8. Дыхательная система птиц имеет легкие и легочный мешок, позволяющие совершать «двойное дыхание». У млекопитающих дыхание осуществляется легкими с бронхами при помощи диафрагмы.
  9. Частота пульса птицы превышает частоту пульса млекопитающего, но только у млекопитающих в крови «работают» безъядерные эритроциты.
  10. Кроме тех систем, которые способствуют полету, птицы имеют более низкий уровень организации работы систем органов, чем млекопитающие.

Тесты

701-01. Температура окружающей среды существенно влияет на температуру тела
А) креветки
Б) воробья
В) дельфина
Г) пингвина

Ответ

701-02. Террариум с черепахой вынесли в прохладное помещение. Вследствие этого обмен веществ у неё
А) стал более интенсивным
Б) понизился
В) остался без изменения
Г) прекратился

Ответ

701-03. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, так как для них характерны
А) непостоянная температура тела и сухая кожа без желез
Б) наличие пищеварительной, кровеносной и других систем органов
В) теплокровность и высокий уровень обмена веществ
Г) внутренний скелет и центральная нервная система в виде трубки

Ответ

701-04. У какой группы животных температура тела зависит от температуры окружающей среды?
А) сумчатые млекопитающие
Б) плацентарные млекопитающие
В) пресмыкающиеся
Г) птицы

Ответ

701-05. Способность сохранять постоянную температуру тела сформировалась в процессе эволюции у
А) хрящевых и костных рыб
Б) земноводных и пресмыкающихся
В) птиц и млекопитающих
Г) насекомых и головоногих моллюсков

Ответ

701-06. Важнейший признак, отличающий птиц от пресмыкающихся, - это
А) замкнутость кровеносной системы
Б) теплокровность
В) легочное дыхание
Г) развитие на суше

Ответ

701-07. В чем сходство млекопитающих и птиц?
А) внешний покров тела
Б) теплокровность
В) наличие мочевого пузыря
Г) размножение

Ответ

701-07. Кто из перечисленных животных относится к теплокровным?
А) крокодил
Б) овца
В) бабочка
Г) лягушка

Ответ

701-08. Животные какой из перечисленных групп являются теплокровными?
А) Костные рыбы
Б) Земноводные
В) Пресмыкающиеся
Г) Птицы

Ответ

701-09. Млекопитающие и птицы больше едят, чем остальные позвоночные животные, так как они
А) больше по размерам
Б) тратят энергию на терморегуляцию
В) запасают питательные вещества на зиму
Г) более плодовиты

Ответ

701-10. При повышении температуры окружающей среды интенсивность обмена веществ у пресноводных рыб
А) повышается
Б) изменяется в зависимости от их размера
В) снижается
Г) не изменяется