I. Вводная часть
Исходя из того, что автомобильный парк постоянно требует технического обслуживания и проведения регламентных работ в течение всего срока службы, а общее количество автомобилей неуклонно растет, автосервис способен приносить своему владельцу значительную прибыль в течение всего срока действия после выхода на заданные параметры работы. Условно можно разделить автосервисы на многофункциональные (предоставляющие полный спектр услуг, но работающие по принципу сборочного конвейера) и специализированные (работающие в какой- то одной сфере, требующей специфического инструмента и специализированных знаний, например ремонта автоматических коробок передач).
Также можно разделить сервисы на предоставление услуг для определенного сегмента транспортных средств: легковые автомобили, LCV, среднетоннажные и тяжелые грузовики, автобусы (со своей классификацией). Данная градация имеет следующую причинно- следственную связь: среднегодовой пробег (моточасы) коммерческой техники и, особенно, магистральных тягачей в 4-6 раз выше, нежели у легковых автомобилей; владелец большегрузной техники в случае поломки автомобиля не может позволить себе такую роскошь, как простой а.м.- его прямые убытки.
Затраты на непрямые вложения в автосервис в случае предоставления услуг для владельцев легковой техники выше, нежели для грузовой. Причина: владелец легкового автомобиля будет стороной обходить, например, сервис с плохо оборудованным помещением «ресепшион», непрезентабельным внешним видом, пр.; для владельца грузовой техники основное- качество оказываемых ему услуг, внешний вид вспомогательных помещений- для него все- таки вторично.
Имеет смысл развивать обслуживание какого- то одного сегмента, требующего высокой квалификации персонала, наличия необходимого качественного оборудования, по возможности, не представленного в регионе или имеющего слабую конкуренцию. Это позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы для решения лишь одной задачи, нежели распылять средства по нескольким направлениям, частично лишит конкуренции в будущем, т.к. для «освноения» данного сегмента рынка потребуются значительные вложения, время, наработку опыта, предложение конкурентных преимуществ.
II. Обоснование выбора в развитии сервиса по восстановительному ремонту насос- форсунок энергонасыщенных дизельных двигателей.
Основаниями для данного выбора является следующее:
Предлагаемый компанией ООО «Автомодерн» вариант восстановительного ремонта насос-форсунок является наиболее оптимальным по следующим соображениям:
используется оборудование, одобренное производителем насос- форсунок (Delphi);
Просьба самостоятельно оценить месторасположение, близость к транспортной магистрали, удобство подъезда, стоянки в рабочее время и круглосуточно для одиночных а.м. (тягачами, шасси) и с полуприцепами, проживание водителей, пункт питания, пр.
Необходимые помещения под сервис: необходимы помещения под 2 участка.
Первое: для организации поста по снятию/ установки насос- форсунок, проведения диагностики. Требования: внутренние размеры должны обеспечивать по длине возможность въезда одиночных транспортных средств с увеличенной базой (одиночек с длинным кузовом, четырехосных шасси (самосвалы, миксеры, пр.); по высоте- обеспечивать полный подъем кабины; иметь надлежащее освещение, возможность поддержания в помещении положительных температур в холодное время года, оборудованы как минимум 2 столами (один с металлической поверхностью), иметь воздушный компрессор, полки для инструмента.
Второе: механический участок: 3 рабочих помещения (от 15 кв м.; 8-10 кв.м.; 6-8 кв.м.). В помещениях круглогодично должна поддерживаться температура 18-21ºС, обязательное наличие принудительной приточно- вытяжную вентиляции, беспылевые поверхности пола, стен; надлежащее освещение, иметь надежное электроснабжение с перепадом не более 3% (3 фазы, 380В, 40 кВт при пиковом потреблении), дверные проемы должны обеспечивать возможность установки оборудования (max/ габариты по ширине/ высоте: 1,15/ 2,14 м. Помещения должны быть сухими и отвечать принятым нормам электро- и пожаро- безопасности, санитарным правилам, технике безопасности. При условии перепада напряжения по фазам 5% и выше необходима установка стабилизатора. Необходимо предусмотреть дополнительно помещения для персонала и склада. Функционально помещения подразделяются следующим образом:
Исходя из наличия помещений и их соответствия предъявляемым требования необходимо предусмотреть следующие общестроительные и специальные работы:
Описание работ | Расходы(евро) |
Площадь помещений должна соответствовать минимальным описанным требованиям | |
Беспылевые и устойчивые к тестовой жидкости покрытия стен и пола (кафельная плитка, металлический профиль, ПВХ панели (возможно лишь на отдельных участках) | |
Организация поддержания оптимальных температур (отопление зимой, кондиционирование летом) | |
Организация принудительной приточно- вытяжной вентиляции | |
Электропроводка, электрощиток, организация освещения, подключение энергопотребителей (стенды, компрессор, вентиляция, кондиционирование, инструмент | |
Проведение воздушных магистралей | |
Окна, двери, пр. | |
Итого: | 15000 - 30000 |
Варианты пользования помещениями, стоянкой:
Оборудование, входящее в раздел «оснастка», позволит Вам осуществлять восстановительный ремонт насос- форсунок (EUI) производства Delphi до 2010 года, а также насос- форсунок и насосных секций (PLD) производства Bosch. Данные изделия установлены на а.м. Volvo, Scania, Iveco, Hyundai, MB, Renault (с двигателем Volvo), DAF. При дополнительной оснастке возможен ремонт насос- форсунок Cummins и CAT. Подробно раздел оснастка может быть предоставлен при условии Вашей заинтересованности.
Описание затрат | Расходы(евро) |
Стенд AVM2-PC с оснасткой и ПО, стенд для проверки распылителей | 105000 |
Инструмент (адаптеры, ключи, пр.) | 2000 |
Измерительный инструмент (индикаторные стойки, микрометры, динамометрические ключи, штангели, пр.) | 1500 |
Стапель (2 шт) | 400 |
Тиски | 100 |
Стол рабочий (2 шт) | 400 |
Компрессор | 400 |
Мойка | 500 |
Стабилизатор напряжения (380В, 40кВт), при перепадах напряжения 5% и более | 1000 |
Тестовые форсунки (8 шт) | 2000 |
Тестовая жидкость (60 л + 60 л) | 750 |
Обменный фонд (первоначально необходимо формирование 8 комплектов: по 1 комплекту на каждый основной вид форсунок) | 2500 |
Итого: | 116 550 |
Условия и сроки поставки стендов и оснастки: предоплата 20%, оплата оставшейся части на момент готовности стенда и оснастки; срок изготовления: 3 месяца с момента получения предоплаты, срок поставки: 1 месяц с момента получения 100% оплаты оборудования. Условия поставки: склад поставщика в г. Домодедово Московской обл.
Исходя из практики, необходимо представлять, что реально механический участок сможет начать работать не ранее 1 месяца после получения Вами оборудования, а работать в рабочем режиме лишь через 4-6 месяцев после начала эксплуатации.
V. ПерсоналПервоначально необходимо наличие как минимум 2 сотрудников для выполнения работ: по 1 сотруднику на каждый участок. От опыта, квалификации, заинтересованности в работе будет зависеть успех планируемого сервиса. Следует предусмотреть меры по заинтересованности сотрудников в работе, минимизации рисков «текучки кадров» с одновременными действиями по защите от «диктата» условий со стороны работника в будущем.
В случае положительного принятия решения может быть реализован следующий план: до момента фактической поставки оборудования и начала его эксплуатации может работать участок по диагностике и снятию/ установки насос- форсунок с/на автомобиль (1 сотрудник или 2 исходя из Ваших возможностей и желания привлечь людей). При этом ремонт насос- форсунок выполняется на сервисе «Автомодерн» в г. Домодедово исходя из наличия обменного фонда (пересылка курьерской почтой за Ваш счет) с последующим возвратом Вашей организацией снятых изделий. Реализация такого сценария в течение 3-6 месяцев позволит Вам:
Дополнительно данный сотрудник может выполнять работы по установке на автомобили топливных сепараторов (необходимое условие для обеспечения чистоты отечественного топлива), что также позволит компенсировать часть расходов на содержание указанного поста (участка). Информация по топливным сепараторам, установке, пр. может быть Вам предоставлена по запросу.
Обучение сотрудника механического участка *) Стоимость в данном случае сильно зависит не только от наличия минимального опыта, но и такого человеческого качества, как «обучаемость» сотрудника, т.е. один может впитывать информацию достаточно емко и быстро, другому- необходимо объяснять и показывать по десятку раз. Стоимость обучения в рассматриваемом случае – компенсация за время сотрудников, отвлеченное от основного процесса рабочей деятельности компании. Расходы на проезд, проживание и питание в данную статью не входят. VI. Затраты при производстве; сроки выхода на нулевую рентабельность, сроки окупаемости Ниже приведен примерный расчет затрат/ остатка при ремонте 1 насос форсунки:Практика показывает, что сервис выходит в режим окупаемости (нулевые убытки) через 10- 12 месяцев после начала работы стенда.
Срок окупаемости при условии выполнения ремонта 20- 22 комплектов насос- форсунок в месяц (т.е. 1 комплект за рабочий день) составляет в среднем 18-24 месяца после выхода на предполагаемые объемы выполняемых работ.
Как показывает опыт, при выполнении качественного сервиса по ремонту (устойчивый спрос на услуги сервиса) сроки окупаемости уменьшаются в 1,3- 1,5 раза.
VII. Разное.Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.
Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.
Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:
Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.
Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:
Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.
Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.
Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.
Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:
Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.
Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:
В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.
Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.
Расходы, в рублях:
Капитальные затраты:
Итого: 2 050 000.
Текущие затраты:
Итого: 430 000.
Доходы, в рублях:
Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.
Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:
Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.
АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук, директор моторного центра «АБ-Инжиниринг»
Современные автомобильные двигатели становятся легче, мощнее и, как следствие, сложнее. Но вот парадокс: с ростом сложности ремонта постепенно падает потребность в специалистах высшей квалификации, подготовка которых–длительный и дорогой процесс, а стоимость труда очень высокая.
Еще относительно недавно авторемонтное предприятие бралось за все работы – от «жестянки» до двигателя. Но сегодня независимой СТО, чтобы быть экономически успешной, необходимо принять два важных решения: во-первых, браться ли за ремонт моторов вообще – и если браться, то, во-вторых, в какой мере?
Сегодняшние подходы к ремонту автомобильных двигателей значительно отличаются от тех, что применялись еще 10-15 лет назад. Изменилось буквально все: отдельные технологические процессы, бывшие почти что обязательными, в настоящее время становятся не столь актуальными, некоторое оборудование – ненужным, как и «дорогие» специалисты, умеющие на нем работать. И резко возрастает значение времени, затраченного на ремонт.
Поговорим об этих изменениях подробнее.
Вообще-то процесс ремонта любого мотора всегда как бы «балансирует» между двумя крайними методами: либо заменить весь двигатель в сборе, либо разобрать его «до винтика» и начать шлифовать, растачивать, что-то заменять и даже подгонять.
Практика показывает, что выбор метода сильно зависит от того, с чем ремонтник работает: с двигателем «массовым» или редким, «эксклюзивным».
Если мотор «массовый», то тенденция на сегодняшний день такая: большого смысла восстанавливать работоспособность его отдельных деталей, в общем-то, нет. Например, шлифовать коленчатый вал, особенно при серьезных повреждениях (как это всегда делали ранее) может выйти «себе дороже» и дольше – проще и дешевле купить новый. Что вполне очевидно – стоимость сложной «ручной» работы по восстановлению детали может даже перевесить цену самой детали массового производства, в котором дорогой ручной труд вообще исключен. Помимо этого, коленчатый вал современного двигателя достаточно тонкий и потому сильно нагруженный. Малейший дефект на рабочей поверхности – и начнет развиваться усталостная трещина, что вполне закономерно приведет к его поломке после ремонта. И чем больше повреждения, тем сложнее и дороже ремонт и одновременно выше риск получить через некоторое время две половинки коленвала и начать все заново. Так стоит ли рисковать?
С блоком цилиндров «массового» двигателя тоже надо еще не один раз подумать – сегодня существует много марок автомобильных моторов (и их моделей), как пригодных к восстановлению, так и практически непригодных. Например, для некоторых моделей двигателей нет ремонтных поршневых комплектов – производитель (особенно для новых моделей) просто еще не наладил их выпуск. Или не наладил никто из независимых производителей комплектующих. В этом случае можно говорить о некоей условной непригодности к ремонту – вроде теоретически починить-то можно, а практически в запчасти поставляются в лучшем случае детали (вкладыши коленвала, поршневые группы) только стандартных размеров, в худшем – лишь одна деталь в виде блока цилиндров в сборе. И таких «непригодных» к ремонту моторов – все больше и больше.
Представим весьма характерную ситуацию – блок цилиндров оказался поврежден в результате перегрева или гидроудара. Раньше подобные проблемы решали применением ставших уже традиционными специальных ремонтных технологий. Для блока цилиндров это популярная «гильзовка» – установка в блок ремонтных гильз. Технология в целом отлаженная, хотя и не разрешенная производителями автомобилей. Но сегодня это зачастую нерационально, а то и невозможно: стенки блоков современных двигателей стали тонкими, расстояние между цилиндрами маленькое, – еще и отверстия для охлаждения. Чуть тронь – и вскрываются внутренние полости, что грозит потерей герметичности гильзы. Кроме того, «массовые» двигатели сегодня – это в основном алюминиевые блоки цилиндров с залитыми в них при производстве чугунными гильзами. И не исключено, что при проточке под новую гильзу придется выйти за размеры «старой» гильзы. При установке гильзы потребуется «натяг» в проточенном отверстии, а стенки и так уже тонкие. Значит, возрастает опасность возникновения трещин при установке или спустя какое-то время после нее. Трещины приводят к нарушению герметичности полостей, технические жидкости перемешиваются – и все, повторный ремонт обеспечен. А это как минимум двойные затраты.
Так что вполне очевидно, что сложный ремонт блока значительно снижает надежность двигателя. Отсюда следует, что лучше сразу менять блок – выйдет надежнее, а потому дешевле. А поскольку блок цилиндров, поршневая группа и коленвал – это уже две трети мотора, то не лучше ли сразу заменить блок в сборе? А если еще и головка блока цилиндров серьезно повреждена? Тогда замена всего двигателя в сборе окажется гораздо проще, быстрее и в конечном счете дешевле. Например, двигатели целого ряда корейских автомобилей нередко имеет смысл ремонтировать именно методом такой поузловой замены.
Однако не все двигатели так дешевы, чтобы можно было легко их заменить, особенно когда
речь идет о старом автомобиле. Так, если двигатель редкий и к тому же устанавливался на машинах премиум-класса (назовем его «эксклюзивным») – то картина становится совершенно иной. Тот же новый коленвал или блок цилиндров для него могут стоить так дорого, что в любом случае дешевле попытаться их восстановить. Но все может «упереться» в наличие ремонтных комплектующих: это вкладыши увеличенной толщины и порш-некомплекты увеличенного диаметра. Нередко таких комплектующих просто не существует. Иногда они могут даже появляться в каталогах производителей – но если попытаться их заказать, то окажется, что это невозможно. Может, ремонтные наборы будут через три месяца, а не исключено, что и через полгода-год – когда еще завод соберет пакет заказов и произведет партию. Особенно катастрофическим становится такое положение с некоторыми премиум-марками старых годов выпуска (1990-х и даже начала 2000 годов).
Есть и другая сторона проблемы. Например, многие немецкие моторы представляют собой, как говорится, «отдельную песню» – на них стоят полностью алюминиевые блоки цилиндров без вставных (в частности, чугунных) гильз. И даже если «дословно» следовать рекомендациям производителей блоков по их ремонту, то расточка, хонингование и специальная полировка цилиндров не всегда приведут к ожидаемому результату. Алюминий – металл нежный, требует чрезвычайно аккуратного отношения и соответствующего оборудования. И самого квалифицированного специалиста. Но даже это может не спасти – одна маленькая песчинка, случайно попавшая в зону обработки, способна испортить всю работу. А часто до этого и не доходит – алюминиевый блок еще в эксплуатации «пролетает» ремонтные размеры, и расточка «в ремонт» не может полностью убрать все повреждения.
Выход из этой ситуации вроде традиционный – надо устанавливать гильзы. Но это означает изменение конструкции двигателя. А любое изменение конструкции, не предусмотренное производителем, сразу же ведет к потере надежности и долговечности всего двигателя. Для того чтобы не потерять и надежность, и деньги, есть только один способ – нужен самый квалифицированный персонал. А это дорого.
Так что получается, что данный вид ремонта обязательно несет с собой риск – который, как известно, стоит денег. Поэтому в стоимость ремонта фактически приходится закладывать стоимость такого риска. Что, естественно, сразу влечет за собой повышение цены самого ремонта. И тут возникает вопрос – а надо ли вообще ремонтировать такой двигатель?
Понятно, что вопрос ремонта или замены блока цилиндров в сборе тоже не так уж и прост. В принципе, одним из этих методов можно отремонтировать любой двигатель. Но встает вопрос: стоит ли вообще за это браться?
Например, если машина полностью «убита», а пробег у нее перевалил за полмиллиона километров, то спрашивается – а зачем ее вообще чинить? Стоит ли двигатель ремонта, а игра – свеч? Руководителям СТО, которая возьмется за такую работу, предстоит серьезно подумать – насколько правильным было такое решение?
Кажется, что прямые затраты на ремонт двигателя можно снизить: например, сам владелец будет искать детали, а не платить за их поиск или восстановление. Но при этом сильно возрастет количество времени, затраченного на ремонт, а оно стоит дорого: на СТО могли бы заработать намного больше денег, выполняя более простые и быстрые работы. В результате кажущаяся выгода (большая стоимость ремонта) на деле оборачивается такими потерями времени, что любые прибыли просто обесцениваются.
Если у владельца все же есть такая необходимость чинить мотор в любом случае (он коллекционер или автомобиль ему дорог «как память»), то затраты времени уходят на второй план. Например, ремонт делает сам автовладелец в своем гараже по вечерам в качестве «хобби» – тогда это вполне приемлемо. Но если за такую работу берется коммерческая организация, то она очень быстро превратится в «склад забытых деталей» внутри помещения и стоянку «автохлама» снаружи – современным СТО намного выгоднее сделать «быструю» работу, даже если она стоит меньше.
Итак, есть унылая «правда жизни»: чем сложнее ремонт – тем дольше он длится. И дело даже не в длительности выполнения самих ремонтных операций: в процессе их выполнения всегда что-то не подходит, не совпадает – и возникает потребность что-то дополнительно проверить и, возможно, что-то дополнительно подогнать, переточить и т.д.
При сложных ремонтах квалификация персонала, работающего с двигателем, должна быть высшей – а это опять очень дорого и сложно. Но ни для кого не секрет, что сегодня практически невозможно найти моториста или станочника высшей квалификации – их просто нет. Если раньше они были востребованы, то в настоящее время их работа для СТО стала экономически неэффективной. Другими словами, в настоящее время важнейшим фактором экономической эффективности предприятия становится не мастерство специалистов, а время ремонта.
В итоге имеем следующую картину: для того, чтобы предприятие зарабатывало деньги, ему необходимо отказываться от сложных ремонтов, требующих много времени и специалистов высшей квалификации – стандартные работы силами персонала средней квалификации намного выгоднее.
Любой ремонт двигателя – это дорогостоящая работа. А ремонт капитальный, со станочной обработкой, вдобавок не дает реальной гарантии надежности и долговечности мотора, а лишь явно повышает степень риска выхода его из строя. Причем нормальный капитальный ремонт «массового» мотора, если он выполняется профессионально (непрофессиональный «локальный» ремонт отдельных деталей в неисправном двигателе не рассматриваем) обходится в среднем 100-150 тыс. руб. И цена блока цилиндров в сборе для «массового» сектора вполне сопоставима с этой цифрой. Понятно, что работы по замене тоже стоят определенных денег – и стоимость замены блока обойдется дороже ремонта «старых» деталей. Но в этом случае снижается риск выхода двигателя из строя – и последующего повторного ремонта.
С учетом этого, сегодня для СТО самым оптимальным методом ремонта становится не восстановление отдельных деталей, а именно поузловая замена. Именно такой подход позволяет использовать механиков средней квалификации, которые не знают всех тонкостей и особенностей работы двигателя – взаимодействия сил, тепловых потоков и других физических тонкостей рабочего процесса ДВС. А есть ли смысл все это знать? Специалист средней квалификации должен уметь читать (и понимать!) руководство по ремонту. Если он от «А» до «Я» точно выполняет все пункты инструкции, то «на выходе» он гарантированно получает нормально работающий мотор. И в эту концепцию хорошо «укладывается» поузловая замена. Например, есть узел – блок цилиндров. Его купили, привезли, установили: в результате мотор работает.
Такой принцип, особенно для «массовых» автомобилей, давно стал основным в мире, таким он постепенно становится и у нас в стране. Конечно, в каждом конкретном случае надо решать: менять ли весь блок в сборе или отдельные детали внутри блока – может, все обойдется заменой коленвала, вкладышей, шатунов с поршнями. Но даже в этом случае капитальный ремонт со станочной обработкой деталей оказывается под вопросом. Тем более, если восстановление требует не только стандартных станочных работ, но и каких-то «экзотических» специальных технологий. Например, если раньше практиковались такие операции, как заваривание трещин блока цилиндров, напыление и даже заклейка, то сейчас эти операции уже потеряли всякий практический смысл.
Во многом уходу с рынка уникальных технологий способствовал массовый приход так называемых «контрактных» моторов. Это тема отдельного разговора, но можно отметить следующий известный факт – вероятность успеха при использовании «контрактников» оказалась настолько далека от 100%, что полностью вытеснить с рынка ремонт двигателей не получилось. Поэтому ремонтировать все-таки приходится.
Но ремонт ремонту рознь. Например, любой ремонт блока цилиндров – это всегда капитальный, со снятием мотора с машины и полной его разборкой. А ремонт головки блока, как правило, – это текущий ремонт, который по силам механикам средней квалификации, он может быть выполнен в условиях любой СТО (не важно, дилерская она или независимая). И затраты на такой ремонт меньше (иногда во много раз), чем затраты на ремонт блока. При этом стоимость ремонта головки блока обычно существенно меньше, чем ее замена на новую.
Конечно, если в головке блока есть трещины, то она однозначно идет «под замену». Но если из-за перегрева головку только повело, то зачем ее выбрасывать? Первое, что надо сделать – определить: есть ли в ней трещины? Они могут быть невидимыми (в каналах, например), что потребует специального тестового оборудования. Но стоимость работы по выявлению трещин быстрая и вполне доступная.
Второе – надо проверить плоскость. И если она нарушена, и головку «повело», то на фрезерном станке восстановить плоскость (поводка не должна быть очень большая, в противном случае будет деформирована и ось подшипников распределительного вала, а тогда один выход – только замена). Возможно, потребуется и обработка седел. Все это тоже делается быстро и недорого, да и не требует высшей квалификации станочника, если есть соответствующее оборудование.
То есть работа по восстановлению головки блока цилиндров оказывается весьма востребованной и не требует от специалистов фундаментальных знаний. В результате все довольны: клиент заплатил не так много денег и быстро получил автомобиль. Сервис заработал немного денег, но быстро. И приступил к следующей работе. А время – это деньги.
Однако для ремонта головки блока необходимо специализированное оборудование. И возникает вопрос: стоит ли иметь такое оборудование и станки на СТО? Ответ простой – нет, не стоит, потому что станция никогда его не окупит на собственных работах. Поэтому работу по выявлению трещин, восстановлению плоскости и седел проще и выгоднее отдавать специализированным предприятиям.
Если говорить о том, как изменился ремонт двигателей в последние годы, то одна важная тенденция уже налицо: на первую позицию выходит поузловая замена, постепенно «оттесняя» многие операции по восстановлению деталей в узкую «нишу» эксклюзивных и коллекционных автомобилей. А уникальные работы (различного рода наплавки, наварки и т.д.) уже прочно там обосновались, практически покинув зону массового сектора ремонта.
Для СТО наиболее эффективным становится использование специалистов средней квалификации. От них уже сейчас требуются не глубокие знания и высшее мастерство, а строгое выполнение инструкций по ремонту. И конечно, экономически эффективная организация ремонта современных моторов требует в каждом конкретном случае тщательного и всестороннего анализа своих возможностей. И прежде всего, ответа на ключевой вопрос – а стоит ли вообще за него браться?
Российский парк автомобилей растет с каждым днем и явно не скоро исчерпает свой потенциал. Соответственно, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей очень востребованы, и спрос на них уменьшаться не будет. Даже новые машины требуют, как минимум, сезонной замены резины и периодического обновления расходников, а в автомобиле с большим пробегом всегда можно найти, что отремонтировать. Современная высокотехнологичная «начинка» автомобилей практически не оставляет шанса автовладельцам справиться с поломками своими руками или при помощи «самоделкиных». Без профессионального оборудования и специально обученных людей здесь не обойтись. Поэтому сегодня поговорим о том, как открыть автосервис.
Какие услуги наиболее востребованы у автолюбителей?
Вы можете сосредоточиться на предоставлении одной-двух услуг и открыть узкоспециализированную мастерскую. Создание полноценного автосервиса предполагает оказание полного комплекса услуг по ремонту и обслуживанию автомобиля. Какой вариант автомастерской вы выберете, зависит от ваших инвестиционных возможностей, конкурентной ситуации на рынке вашего города и личных предпочтений. Несмотря на высокую конкуренцию в этой сфере, при грамотном подходе к делу без клиентов вы не останетесь.
Итак, вы настроены открыть;бизнес автосервис. С чего начать? Зарегистрируйте свое предприятие.
Для небольшой автомастерской , для многофункционального центра лучше . Если в вашем регионе к автосервисным предприятиям , можете работать по этому налоговому режиму или .
Лицензирование данного вида услуг отменено, поэтому вам останется только получить разрешительные документы в Государственном пожарном надзоре и СЭС, заключить договоры на аренду или покупку помещения, на поставку коммунальных услуг, на вывоз отходов.
Строить новый центр технического обслуживания автомобилей — процесс не только затратный, но и долгий, начиная от покупки (аренды) земельного участка и получения различных согласований, и заканчивая непосредственно строительными работами. Проще открыть автосервис в гараже или ангаре, бывшем производственном помещении.
Для размещения 4-х рабочих постов, склада запчастей, приемной комнаты для клиентов и офиса достаточно помещения 250 – 300 кв. м. Желательно рядом организовать парковочные места для отремонтированных или ожидающих обслуживания автомобилей.
Лучше, чтобы автомастерская находилась недалеко от оживленной трассы, автозаправочной станции, парковки или гаражного комплекса.
К помещению сервиса санэпиднадзор и пожарная служба предъявляют следующие требования:
Чтобы открыть автосервис с нуля, придется закупить все необходимое для мастерской, начиная от рабочего инструмента, заканчивая сложным диагностическим оборудованием:
Персонал – самое больное место для любого владельца автомастерской. Найти профессионалов автосервиса будет нелегко. Несколько опытных автослесарей, возможно, придется переманивать из других СТО, предложив им более выгодные условия. Привлечение специалистов обойдется недешево, но оно того стоит. «Рукастый» мастер наверняка приведет за собой не одного постоянного клиента. Контакты хороших специалистов часто передаются автолюбителями из рук в руки, и ехать к конкретному автомастеру водители готовы хоть на другой конец города.
В дальнейшем необходимо позаботиться о выращивании собственных квалифицированных кадров из подмастерьев.
Вам понадобятся: по одному мастеру на каждое рабочее место (механик, электрик, моторист, кузовщик – в зависимости от профильного направления вашего сервиса) и пара человек «на подхвате»; приемщик для работы с клиентами по оформлению заказов.
Заработная плата автомеханика состоит из небольшой фиксированной части и процентов от каждого выполненного заказа, обычно в размере 30-50%.
Основные затраты на открытие автосервиса — это аренда помещения и покупка оборудования. Если вы настроены на серьезные инвестиции – готовьте от 3,5 до 4,5 млн. рублей. Автомастерская поменьше и попроще, предоставляющая комбинацию нескольких самых «ходовых» услуг, обойдется в 1 – 1, 5 млн. руб. и может приносить доходы в пределах 60 – 350 тыс. руб.ежемесячно.
Узкоспециализированный пункт обслуживания автомобилей будет стоить недорого, например, шиномонтаж можно открыть всего лишь за 250 – 350 тыс.руб. Правда и доход такая мастерская будет давать небольшой – не более 30 тыс. руб. в месяц.
В среднем автосервис как бизнес окупается за 1 — 3 года при рентабельности 20 – 40%.
Как правило, небольшие автомастерские, поработав некоторое время и заимев собственную клиентуру, в дальнейшем идут на расширение бизнеса, или, наоборот, сосредотачиваются на предоставлении двух-трех самых рентабельных услуг. Начинающему владельцу автосервиса целесообразно пойти именно по такому пути.
Для вновь открытого автосервиса потребуется провести рекламные мероприятия. Необходимо размесить наружную рекламу или навигацию, чтобы потенциальные клиенты могли легко вас найти. Объявления в специализированной прессе, на парковках, в гаражах также помогут привлечь автовладельцев в вашу мастерскую.
По близлежащему району можно распространить листовки; подготовить и оставить визитки в организациях, офисах, магазинах.
Неплохо позаботиться и о будущей узнаваемости автосервиса: разработайте фирменный стиль, обеспечьте работников спецодеждой с вашей символикой, изготовьте вывеску.
С началом работы автомастерской перед вами возникнет вопрос закупки запчастей. К моменту открытия вы уже должны определиться с поставщиками и подписать с ними соглашения о поставках. Первое время можно работать «под заказ», если поставщики будут в состоянии быстро доставлять необходимые запчасти, а самые ходовые детали необходимо иметь в наличии и покупать с запасом. Не забывайте заблаговременно готовиться к сезонным пикам, чтобы не столкнуться с проблемой дефицита нужных запчастей на оптовых складах. Большие объемы закупок целесообразно совместить с продажей запчастей, организованной на территории автосервиса.
Предлагаем пошаговую инструкцию - как открыть автосервис! Подробные расчеты, реальные примеры и полезные советы.
Капитальные инвестиции – 700 000 рублей.
Окупаемость – 1−1,5 года.
Количество машин на улицах наших городов свидетельствует о том, что практически у каждой семьи есть собственное авто. И даже, несмотря на то, что за рулем по-прежнему восседают мужчины, сейчас мало кто ремонтирует свой автомобиль самостоятельно, особенно, если поломка серьезная.
Именно поэтому владельцы автосервисов процветают и ничто не указывает на то, что ситуация с этим видом бизнеса будет кардинально меняться.
Если вы ищите подходящую нишу для бизнеса, то нужно непременно узнать, как открыть автосервис с нуля .
Планируя открывать новый бизнес по ремонту автомобилей, помните, что следует приличное финансирование. Если у вас недостаточно своего стартового капитала, то нужно поискать инвестора.
Сколько же на самом деле стоит открыть автомастерскую и что еще, кроме денег, для этого нужно, вы узнаете из этой статьи.
Этот вид бизнеса не случайно кажется столь привлекательным. Он действительно имеет множество преимуществ, о которых знают даже начинающие предприниматели.
Если вы все-таки решитесь открыть автосервис, то сможете воспользоваться следующими преимуществами:
Мало просто пожелать открыть автосервис. Следует точно разобраться, чем именно вы хотите занимать, попросту говоря – найти нишу в этом виде бизнеса.
Наиболее часто предприниматели вкладывают деньги в:
Специализированные автосервисы.
То есть вы ремонтируете лишь автомобиль определенной марки или страны-изготовителя.
Такой вид автосервиса может быть весьма прибыльным, особенно, если в вашем городе не занята какая-то из ниш, но приготовьтесь к тому, что мировые автомобильные бренды очень тщательно выбирают официальных представителей, так что придется постараться, чтобы соответствовать их требованиям.
Шиномонтажные.
Заклейка шин, выравнивание дисков, развал-схождение, замена резины – это далеко не весь перечень услуг, которые оказывают шиномонтажные мастерские.
Они никогда не сидят без работы, потому что ямы на дорогах – надежные поставщики клиентуры.
Ремонтные мастерские.
Их специалисты устраняют любые неполадки с двигателем, ходовой частью автомобиля и многим другим.
СТО по работе с электроникой.
Автосервис, занимающийся кузовными работами.
Сюда входит рихтовка, сварка, покраска и т.д.
Наиболее выгодный вариант – иметь разнопрофильных специалистов, чтобы оказывать как можно большее количество услуг.
Если не можете изначально закупить столько оборудования, то ставьте себе за цель расширять автосервис постепенно, добавляя ту или иную сервисную услугу.
P.S. Не лишним будет оборудовать свой автосервис автомойкой, которая тоже приносит хорошие деньги, или магазином автотоваров.
Прежде чем решиться открывать автосервис, нужно помнить о некоторых особенностях этого вида бизнеса, чтобы не жалеть впоследствии о своем решении.
Чтобы автосервис начал быстро приносить доход и окупил первичные вложения, нужно:
Конечно, нужно в первую очередь позаботиться о хорошем помещении, о найме квалифицированного персонала, о закупке качественного оборудования, продумать ценовую политику и прочее, но есть нюансы в открытии автосервиса, о которых тоже нельзя забывать, хотя они и не кажутся столь важными поначалу: конкурентные преимущества и рекламная компания.
Берем пример с успешного предпринимателя года,
который самостоятельно добился огромных результатов открыв свой автосервис:
Если вы присмотритесь, то увидите, что автомастерские расположены в каждом городе сплошь и рядом. Конкуренция в этом секторе действительно чрезвычайно высока, поэтому, еще до открытия СТО, нужно позаботиться о конкурентных преимуществах:
Новый бизнес не может обходиться без рекламы.
Автосервис не является исключением из этого правила. Чтобы на вашу СТО потянулись клиенты, нужно ее прорекламировать. Сделать это можно при помощи:
P.S…наиболее действенная реклама бизнеса – быстро и по приемлемой цене отремонтировать машину новому клиенту. А если еще и мастер будете предельно вежливым с клиентом, ответит на все его вопросы, не станет высмеивать его незнание устройства автомобиля, то будьте уверены, что этот водитель вернется к вам еще не раз.
«Суть бизнеса заключается не в соблюдении формальностей, поиске выгоды, практическом результате, получении прибыли, стремлении продать, коммерческой игре или чём-то ещё. Бизнес - это прежде всего то, что вам не безразлично.»
Ричард Брэнсон
Как уже было сказано, открытие автосервиса – недешевое удовольствия, поэтому, если у вас в свободном доступе нет нескольких миллионов рублей, то для начала нужно открыть небольшую мастерскую, предоставляющую неширокий спектр услуг.
Здесь вы найдете пошаговую инструкцию открытия небольшого автосервиса, на котором будут оказывать услуги по диагностике, шиномонтажу и ремонту автомобилей. Он будет работать без выходных, чтобы иметь возможность обслуживать как можно больше клиентов.
Стартовый капитал, который нужен для открытия автосервиса, – не менее 700 000 рублей.
Кроме того, учитывайте наличие ежемесячных расходов автосервиса, которых при всем желании не удастся избежать.
Если вы не собираетесь работать полулегально, а сделать это, имея столь шумный бизнес, как автосервис, нереально, то вам нужно зарегистрировать собственное предприятие. Наилучшая форма – ИП.
После оформления всех документов следует обязательно стать на учет в налоговой службе, выбрав форму налогообложения – ЕНВД.
К счастью для вас, получать лицензию для оказания подобного вида услуг не нужно, поэтому вам останется лишь уладить дело с пожарной службой и санэпидемстанцией.
Найти подходящее помещение не слишком просто, поэтому многие бизнесмены задумываются, а почему бы не построить подходящее здание для своего автосервиса.
Этого не стоит делать, поскольку подобный проект выйдет затратный. Лучше поискать уже готовое помещение (квадратурой не менее 200 м кв.) для открытия автосервиса, которое бы отвечало всем нормам:
Вам нужно отдельное помещение, потому что никто не разрешит вам открывать автосервис в жилом здании.
Позаботьтесь о парковке, чтобы клиенты, ожидающие своей очереди в автосервис, не нарушали правила дорожного движения. А еще лучше оборудовать свою СТО удобной комнатой ожидания или кафетерием – опять же, это дополнительный источник дохода.
Вы можете, как арендовать подходящее помещение для бизнеса, так и купить его. Ориентируйтесь на то, какими средствами вы располагаете в данный момент.
Для начала вполне можно обойтись и арендой: за месяц приготовьтесь отдавать 125 000−150 000 рублей.
Конечно, в день открытия ремонтной мастерской вы не сможете оборудовать ее так, чтобы ваши специалисты могли оказывать все без исключения услуги, если вы не имеете безграничный денежный запас.
Для начала можно обойтись минимальным комплексом оборудования для мастерской по ремонту автомобиля:
От того, насколько хороших специалистов вы наймете, напрямую зависит успех вашего бизнеса.
В идеале нужно нанять универсалов, которые легко смогут заменить друг друга. Если же сделать это никак не получается, то можно на шиномонтаж нанять человека более низкой квалификации, а мастеров по ремонту – более высокой.
Поскольку наш автосервис будет работать без выходных, то нам нужно две смены рабочих по 3 человека (2 мастера + 1 работник шиномонтажа), бухгалтер, 2 кассира и 2 уборщицы.
Если хотите сэкономить, то ведение бухгалтерии можно взять на себя.
Таблица расходов на персонал выглядят так:
Количество | Оклад | Итого (руб.) | |
---|---|---|---|
Итого: | 138 000 руб. | ||
Автомастера | 4 | 20 000 | 80 000 |
Рабочие шиномонтажа | 2 | 12 000 | 24 000 |
Кассир | 2 | 10 000 | 20 000 |
Уборщица | 2 | 7 000 | 14 000 |
Если же вы будете заниматься всем самостоятельно, то все растянется на полгода, а то – и дольше.
Вам следует понимать, что придется инвестировать разово большие суммы для того, чтобы ваш автосервис начал работать, но только ими дело не ограничиться.
Ежемесячно будут и обязательные траты: аренда помещения, расходные материалы, зарплата сотрудникам, налоги и т.д.
При нормально работающем автосервисе с широкой клиентской сетью можно зарабатывать в месяц не менее 500 000 рублей.
Если учесть, что ежемесячные ваши расходы составляют 400 000 рублей, то чистая прибыль – 100 000 рублей.
Согласитесь, это неплохо!
При таких раскладах начальные инвестиции в 700 000 рублей можно вернуть в течение 7 месяцев. Но достичь таких оборотов вы сможете не сразу.
Первые месяцы, возможно, даже до полугода, вы будете работать или в минус, или с трудом покрывать обязательные расходы. Именно поэтому, по мнению экспертов, средний срок окупаемости автосервиса – 1−1,5 года.
В ваших же силах сократить этот срок!
Скачать готовый бизнес план автосервиса с гарантией качества.
Содержание бизнес плана:
1. Конфиденциальность
2. Резюме
3. Этапы реализации проекта
4. Характеристика объекта
5. План маркетинга
6. Технико-экономические данные оборудования
7. Финансовый план
8. Оценка риска
9. Финансово-экономическое обоснование инвестиций
10. Выводы
Полезные советы, с чего нужно начинать, чтобы открыть свой автосервис с нуля:
смотрим видео с экспертом
Теперь вы понимаете, как открыть автосервис с нуля, сколько денег нужно потратить на то, чтобы реализовать свою мечту и стать владельцем СТО, каких этапов нужно придерживаться, чтобы максимально быстро запустить стартап и т.д.
Как видите, автосервис – рентабельный, быстроокупаемый бизнес, которому даже высокая конкуренция на рынке не может помешать приносить прибыль своему владельцу.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту