Первый шаг во взрослую жизнь – выбор профессии. Разговор в семье о выборе профессии. Что можно сказать родителям о выборе профессии детьми

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

Как избежать ошибок в выборе профессии

…В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов - лечащим врачам, потребители - производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф - халатность и недостаточный профессионализм.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор из соображений «престижа». «Престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все - телесериалы, советы случайных людей, мода.

Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.

«Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему…»

(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)

Но правильный выбор профессии - еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация - явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз - наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.

Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», - пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов.

Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки - нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным - своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».

Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма - вот основные требования экстремальных профессий.

Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность - требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии - это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

Родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.

Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь — побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция — ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность менее востребована на рынке труда.

Правило третье. Понимать, что ваш ребенок может . Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много — и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

Что могут предложить специалисты?

Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы рекомендуем:

Специальные тренинги, в ходе которых имеется возможность понаблюдать за поведением ребенка в различных играх и упражнениях. Именно через игру ребенок познает себя и мир. Для данной цели игры должны быть смоделированы так, чтобы ребенок мог проявить и развить определенные способности и навыки.

Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности . Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и претворять его в жизнь. Проявлять разные аспекты своего творчества. И в результате можно увидеть:

  • Склонен ли он брать на себя ответственность?
  • Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?
  • Может ли он организовать деятельность других людей?
  • Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?
  • Какова его работоспособность в различных условиях?

Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.

2. Тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.

3. Обратная связь психолога с родителями. Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.

Помощь в выборе профессии Вам окажут специалисты Центра занятости населения по месту Вашего жительства.

Желаем Вам успехов!

1. Введение.

2. Профориентация воспитанников детских домов

2.1. Сущность профориентациоиной работы

2.2.Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

З.Заключение

4. Список испольвоваиной литературы

1. Введение.

Подготовка воспитаиников детских домов к самостоятельной жизни-основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адам ации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложныгм процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

2.Профориентацня воспитанников детских домов

2.1.Сущность профориентациоиной работы.

Профессиональная ориентация- это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призваиному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы.проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансироваиной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи. Цели про фориентацiш продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитаняиков); - 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки); -3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО 11АДОэ> (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей сирот являются следующие:

Социальные - способствуют становлению члена общества, готового к еамореализации;

Экономические - регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;

Личностные - формируют качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успептной работы;

Воспитательные - воспитывают трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально-личностные качества;

Образовательные- дают знания о мире профессий и отдельных специальностях;

Мотивационные- мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Направления деятельности системы профориентационной работы:

1) Профессиональное просвещение;

2) Профессиональная диагностика;

3) Профессиональная консультация;

4) Профессиональный отбор;

5) Профессиональная адаптация;

б) Профессиональное воспитание.

Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:

1. Информацивнньтй аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспиташппсов всесторонней информацией а существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.

2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.

3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направлеиности, выработку интереса и стремления к выбору определёиной профессии, а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии„ черт характера, темперамента, состояния здоровья.

2.Профессиональная консультация.Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных особенностей консультируемого.

Профессиональные консультации бывают двух видов -индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций - взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.

1. Профессиональный отбор - проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

2. Профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций а возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям. 3. Профессиональная информация - ознакомление профориенгируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

4. Психологическая диагностика проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям выбранной профессии, выявления потребности в пеихокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора;

Когнитиавный - степень представления человека об индивидуальных психофизических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,

Мотивациоино-потребностный - характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельно-практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований длиной профессии, владение основными приёмами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитаг шика детского дома:

-«Я» - знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям,

-« Роль» - позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом, -«Работа» - собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома,

-«Карьера» - осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности. Специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворёиности трудом,

-«Переход» - развитие качеств личности и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основой профориентации является её психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций_ Различают следующие виды консультаций:

Справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования приёма на работу или учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

Диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

Медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.

Для профессиональной диагностики личности воспитаиника детского дома используются следующие методы и формы работы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (через прямую связь между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).

2. Анализ документов и результатов деятельности:

Личные дела,

Итоги медицинских обследований,

Классные журналы,

Творческие сочинения, изделия

З.Анализ практический действий воспитанников в детском доме.

4.Метод анкетирования.

5.Беседы- интервью.

6.Педагогический эксперимент.

7.Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную реализацшо. В их число входят:

Особенность усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;

Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики.

Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;

Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно использовать различные методики.

В ходе психолого-педагогической профориентациоиной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребёнка, которая включает в себя следующие разделы:

Анкетные данные;

Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития,

Сведения о развитии и изменениях интересов,

Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникативных навыков;

Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.

2.2. Профориеитационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей- сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви х ней.

Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым важным этапом в профессиональной ориентации детей- сирот. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с её индивидуальными особенностями и недостатками.

Формы профориентатцлгонной работы с воспитанниками младшего возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, занятия в кружках по интересам-музыкальных, рисования, танцевальных и т.д. В кружках есть возможность для создания условий и развития творческих способностей. На данном этапе возможно достичь решения следующих задач:

Формирование общей положительной установки на труд,

Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом,

Формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склоиностям ребёнка со стороны персонала учреждения.

На следующем этапе среднего школьного возраста дети- сироты должны включаться в общественно- полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельости.

Основные задачи про фориентационной работы в этот период следующие:

Формирование трудового стереотипа;

Общетрудовая подготовка;

Стимулирование психического и физического развития;

Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном этапе содержат:

Трудовые пробы; общетрудовая подготовка; вбществеино-полезный труд; ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентациоиной работы данного этапа следует отнести:

*Формирование общетрудовых навыков и умений;

*Формирование профессиональных планов;

*Индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.

В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видан труда непосредственно в учебных мастерских. Формы прфориентацщонной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

* Формирование адекватных профессиональных планов;

* Предпрофильная подготовка;

* Расширение социальны связей воспитаиников;

* Социально- средавая ориентировка;

* Консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

* Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитаиника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и т.д.

Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно- производственные комбиндiъi, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в сужбу занятости...

Основные виды мероприятий профориентаццоиной работы в рамках детских учреждении для детей- сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков, умении, знаний;

Медицинские - диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

Социальные - расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

3. Заключение

Педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребёнка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая-развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребёнка. Актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких образовательных учреждений -формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитаиники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентациоиная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и различных « соблазнов».

Таким образом, профориентациоиная работа - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение сегодняшних острых социальных проблем.

Список использованной литературы:

1 .Маленкова Н.Л., Коррильо Линд К.А. Программа профориентационного цикла

2 .Пряжкикова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования, Академия, 2011

3.Резапеина Г.В. Классные часы «Беседы о самоопределении»,Академия 2011

4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение «Выбор профиля обучения иирофессии», Академия 2011.


Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Что делать, если не знаешь чего хочешь и ничего не нравится:

  • Подумать: «Что я делаю лучше других?», «Чем могу заниматься длительное время?», «Что меня увлекает и нравится?»
  • Пройти тест на профориентацию. Он поможет определиться с выбором направления и конкретной профессии.
  • Получить консультацию психолога по результатам теста. Он поможет понять, какая именно работа подойдет этому человеку.
  • Обсудить эту ситуацию с родителями, товарищами, педагогами. Другие люди часто лучше подмечают особенности и способности подростка и могут дать дельный совет в выборе специальности.