Презентация на тему новая экономическая политика. Презентация - новая экономическая политика. Формирование однопартийной политической системы

Урок истории в 9 классе

Тема урока : Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭП

Цели и задачи: дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени

Тип урока : изучение нового материала

Основные понятия : НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия

Оборудование: Презентация, учебник П.18,

Форма урока: урок-презентация, практическое занятие (самостоятельное добывание знаний) с элементами лекции

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

Устный развёрнутый ответ на вопрос: Каковы причины, проекты, значение образования СССР?

Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?

В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?

Изучение нового материала

План

1. Причины введения НЭП.

2. Суть и основные мероприятия НЭП.

3. Итоги и значение НЭП.

4.Противоречия НЭП.

Задача: выяснить, чем отличалась НЭП от политики «военного коммунизма»?

Задание для обучающихся: на основе текста учебника П18 сформулировать и записать причины введения НЭП:

Проверка записей в тетради, комментарии учителя.

Причины введения НЭП:

Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Слово учителя.

В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

Физминутка.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника П18

Задание для обучающихся: На основе текста учебника выделить мероприятия новой экономической политики:

Словарная работа: аренда, концессия, продналог, хозрасчёт

Мероприятия НЭП

Проверка самостоятельной работы с комментариями учителя: Мероприятия НЭП

В сельском хозяйстве

В промышленности

В сфере распределения и труда

Замена продразверстки натуральным продналогом;

Возможность аренды земли, техники кооперативами, частными лицами;

Развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской)

Перевод государственных предприятий на хозрасчет,

Возможность открыть одному владельцу кустарное или про-мышленное производство;

Возможность аренды предприятий, помещений, техники кооперативами, частными лицами;

Заключение договоров с зарубежными предпринимателя-ми и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

Налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;

Отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

Прекращение бесплатных услуг населению;

Замена натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;

Материальное стимулирование рабочих;

Создание банка акций, ценных бумаг;

Денежная реформа;

Гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

Государственную монополия внешней торговли

Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.

Задание: выяснить социально-экономические итоги НЭП.

Итоги НЭП

Положительные

Отрицательные

Увеличились объемы с/х;

Восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

Рост середняцких хозяйств (60%);

Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

Нехватка промышленных товаров;

Увеличение цен - тормозился рост жизненного уровня населения;

Безработица;

Обострение жилищного вопроса;

Аграрное перенаселение.

Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи - намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).

Причины свёртывания НЭП:

1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”. Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”

4. Итог урока. Закрепление изученного.

В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

Задание для учащихся: заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»:

Вопросы

Военный коммунизм

НЭП

Отношение к крестьянству

Продразверстка, ликвидация частной собственности

Способ производства

Национализация промышленности

Обмен

Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива,жилья и др.

Способ распределения и потребления

Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность

Варианты ответов:

Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли, наемный труд;
- допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
-Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
-Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда.

Учащиеся формулируют вывод:
Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д.) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)
Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.
НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.
ИТОГ:
противоречия и причины свёртывания НЭП сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

Выставление, комментирование оценок. Домашнее задание П18, вопросы и задания к П18, выучить термины.

Слайд 1

Описание слайда:

Новая экономическая политика. Политическое развитие СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сравнение НЭПа с политикой "военного коммунизма".

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Политическая борьба времён НЭП Экономические процессы в период НЭПа накладывались на политическое развитие и в значительной степени определялись последним. Процессы эти на протяжении всего периода Советской власти характеризовались тяготением к диктатуре, авторитаризму. Пока Ленин находился у руля, можно было говорить о "коллективной диктатуре"; лидером он был исключительно за счет авторитета, однако с 1917 г. и эту роль ему приходилось делить с Л. Троцким: верховный правитель в то время именовался "Ленин и Троцкий« Однако с началом внутрипартийной борьбы в конце 1922 г. соперники Троцкого - Зиновьев, Каменев и Сталин, - не обладая его авторитетом, противопоставили ему авторитет Ленина и в короткий срок раздули его до настоящего культа

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Троцкого победили довольно легко. Следующая же партийная конференция, состоявшаяся в январе 1924 года, обнародовала резолюцию о единстве партии (прежде хранившуюся в секрете), и Троцкий был вынужден замолчать. До осени. Осенью 1924 он, однако, выпустил книгу «Уроки Октября», в которой недвусмысленно утверждал, что революцию делал он с Лениным. Тогда Зиновьев с Каменевым "вдруг" вспомнили, что до VI съезда РСДРП(б) в июле 1917 г. Троцкий был меньшевиком. Партия была в шоке. В декабре 1924 г. Троцкого сняли с поста наркомвоенмора, но оставили в Политбюро.

Слайд 12

Описание слайда:

Экономические системы Рыночная экономикаПлановая экономика - форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей Основывается на принципах: свободного предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами; ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. -форма экономического устройства, при которой государство управляет экономикой. отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично Специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат; принимает инвестиционные решения.


Секторы экономики Государственный сектор экономики Частный сектор экономики - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами -экономические объекты, находящиеся в частной собственности, принадлежащие частному капиталу


Механизмы воздействия на экономические процессы Рыночные механизмыВнеэкономические механизмы - совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений; включают спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию -форма принуждения к труду, основанная на отношениях личной зависимости, непосредственного господства и подчинения, не включает в себя рыночные механизмы


Государственный капитализм - развитие частного бизнеса, где приоритетные в политическом плане направления финансируются государством экономическая система, в которой государство выступает в роли капиталиста: владеет средствами производства, нанимает рабочих и присваивает прибавочную стоимость


Военный коммунизм () крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда. административно-приказные методы


Выдача продуктов населению Петрограда год.


Закрытые продуктовые магазины на Загородном проспекте год.


Топливный кризис. Разборка домов на дрова год.










«…Мы получили казенный социализм с Советами из чиновников, послушно голосующих по приказу партии. Жизнь гражданина стала донельзя скучной, казенной. Вместо свободного развития личности, свободной трудовой жизни возникло необычайное невиданное рабство. Всякая свободная мысль, справедливая критика сделались преступлением. Славный герб трудового государства - серп и молот - коммунистическая власть подменила штыком и решеткой ради сохранения спокойной беспечальной жизни новой бюрократии, коммунистических комиссаров и чиновников…" март 1921 г., Кронштадт


Уклад тип производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией жизнедеятельности субъектов уклада (натурально-патриархальный, мелкотоварный, товарный капиталистический уклад и др.). Многоукладная экономика - экономика, основанная не двух или более различных укладах. Характерна для развивающихся стран.










ПродразверсткаПродналог (продовольственная развёрстка) система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной (принудительно-на­ сильственной) сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов. (продовольственный налог) твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразверстки




ТрестСиндикат объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра объединение трестов какой- л. отрасли промышленности, имевшее целью плановую закупку сырья и сбыт продукции


КонцессияХозяйственный расчет Договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, монополией, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенных условиях предприятий, земельных угодий с правом строительства сооружений, добычи полезных ископаемых и т.п. при хозрасчете предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки










РСФСР р год.


10000 р г.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок-беседа

Форма урока: изучения новой темы

Цель урока:

  • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
  • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
  • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
  • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
  • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
  3. Изучение нового материала.
  4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
  5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
  6. Результат НЭПа.
  7. Закрепление материала.
  8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

Среда POWERPOINT и SMART Board

Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
  2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

Карта урока

Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

Презентация SMART Board Слайд № 1

Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
V. Сообщение домашнего задания

Подведение итогов урока.

2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

ясная речь,

организованность

Ученики записывают домашнее задание
VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

Ход урока

Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

Изучение нового материала (30 минут)

Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

Результат НЭПа.

Работа с раздаточным материалом и учебником.

Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

Закрепление материала.

Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Слайд № 18

Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

А) если урок понравился – солнышко.

Б) Если урок не понравился – серый круг.

20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918- нач 1921 года)

Характерные черты НЭПа (нач. 1921-кон. 20 годов XX века)

1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура) 2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность). 3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении. 4.Полная национализация промышленности. 5.Запрет наёмного труда. 6.Запрет торговли. 7.Бесплатные коммунальные услуги. 8.Отмена денег. 9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.

1. Продналог. 2.Оплата по труду. 3.Отмена трудовой повинности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам. 5.Ведение принципа оплаты по труду. 6.Разрешение наёмного труда. 7.Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке). 8.Существование нескольких форм собственности. 9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики. 10. “Командные высоты сохранились в руках государства” 11.Монополия внешней торговли.