Сложный труд. Простой и сложный труд. Общественно необходимое рабочее время

Может быть сведён к П. т., поскольку, по характеристике К. Маркса, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 53). Редукция (сведение) сложного труда к простому (см. Редукция труда) позволяет определить Стоимость товаров. В рабочем часе сложного труда заключено несколько часов П. т., поэтому квалифицированная рабочая сила (см. Квалифицированный труд) создаёт в единицу времени большую стоимость, чем рабочая сила без квалификации.

При капитализме сведение сложного труда к П. т. совершается стихийно, путём приравнивания (в процессе обмена) стоимостей товаров, созданных этими видами труда. В условиях социалистического общества происходит планомерное соизмерение затрат сложного труда и П. т. В процессе производства товаров сведение сложного труда к простому осуществляется на основе действия закона стоимости (см. Стоимости закон).

В. В. Мотылёв.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Простой производственный
  • Простокваша

Смотреть что такое "Простой труд" в других словарях:

    ПРОСТОЙ ТРУД - см. Неквалифицированный труд … Большой Энциклопедический словарь

    простой труд - см. Неквалифицированный труд. * * * ПРОСТОЙ ТРУД ПРОСТОЙ ТРУД, см. Неквалифицированный труд (см. НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД) … Энциклопедический словарь

    Труд (социальн.) - Труд, целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком… …

    Труд - I целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком … Большая советская энциклопедия

    ТРУД - ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

    труд - высокий (Надсон); гнетущий (Берг, Дрожжин); горький (Балтрушайтис); животворный (И.Аксаков); мирный (Башкин); многозаботный (Федоров Давыдов); напряженный (Серафимович); несносный (Некрасов); неусыпный (Суриков); «Ночей товарищ бледный» (Берг);… … Словарь эпитетов

    Труд

    Труд (экономическая теория) - (экономическая теория). Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, недостаточно определенно; его содержание зависит от того, что понимать под… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Труд - У этого термина существуют и другие значения, см. Труд (значения). Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи… … Википедия

    Труд-рукоделие - в общепринятом смысле обозначает ручную работу, производимую женщинами помощью разных орудий, как то: иголки, прутков[Металлических, деревянных и костяных.], спиц [Металлических, деревянных и костяных.], крючка [Металлических, деревянных и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Детская дерматология. Справочник , . Данное издание представляет собой совместный труд нескольких известных педиатров и детских дерматологов США. Авторы преследовали цель сделать простой в каждодневном использовании справочник,…

Процесс труда с точки зрения его содержания есть взаимодействие человека с предметами и орудиями труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В процессе организации труда осуществляются следующие функции:

    логическая, связанная с определением цели и подготовкой процесса труда;

    исполнительная – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил общества, непосредственное воздействие на предмет труда;

    регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

    регулирования – корректировка, изменение и уточнение заданной программы.

Каждая из этих функций в той или иной степени может присутствовать в труде отдельного рабочего. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда (схема 4).

Схема 4. Классификация труда по его содержанию

Простой труд – труд, не требующий от работника специальной подготовки, как правило, неквалифицированный труд.

Сложный труд – это труд работника, имеющего квалификацию. Квалифицированный труд связан со значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника. В процессе труда создается в единицу времени большая стоимость, чем простым трудом. Сведение сложного труда к простому (редукция труда) происходит в процессе самого труда. Экономисты признают, что "в условиях научно-технического прогресса возрастает удельный вес сложного труда, который влияет на образование стоимости товара в большей степени, чем простой".

Социологами выявлено, что рынок труда Республики Беларусь как типичного постсоветского государства отличается ростом спроса на малооплачиваемый физический труд низкой квалификации, что не соответствует значительному предложению умственного труда средней и высокой квалификации. В результате наблюдается качественная несбалансированность структур спроса и предложения на рынке труда, затрудняющая его функционирование и участие в создании благоприятного социального климата.

Выход из сложившегося противоречия между качеством вакансий и качеством предложения видится, во-первых, в дисквалификации высококвалифицированных безработных до уровня потребностей рынка труда (наиболее широко применим в настоящее время путь переобучения на профессии повышенного спроса); во-вторых, путем создания рабочих мест и вакансий более высокого квалификационного уровня; в-третьих, путем внедрения научно-технического прогресса и сокращения на этой основе вакансий низкой квалификации и тяжелого ручного труда и повышения спроса на труд более высокой квалификации.

В настоящее время свыше 30 % занятых в промышленности и 70 % – в сельском хозяйстве выполняют простую ручную работу, что не соответствует потребностям и способностям ни одной из общественных групп.

Главный фактор изменений в содержании труда – развитие средств производства. Содержание труда определяется уровнем производительных сил общества и совершенствуется благодаря их развитию.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие (схема 5). Вещественная часть производительных сил, и, прежде всего, средства труда, составляет материально-техническую базу общества. В современную эпоху все более непосредственной производительной силой становится наука. Главной производительной силой являются трудящиеся, обладающие производственным опытом, знаниями и навыками к труду. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы, степень их господства над ней. В процессе производства материальных благ люди развивают, совершенствуют орудия и предметы труда, создают новые машины, материалы, все более осваивают природные богатства, овладевают законами развития природы и общества. Это ведет к непрерывному росту производительных сил. Вследствие этого труд по своему содержанию становится все более сложным, квалифицированным, творческим и так далее.

Схема 5. Взаимосвязь основных элементов труда

Творческий характер труда предполагает превращение труда в подлинное удовольствие, когда вместо того, чтобы быть средством порабощения людей, труд "стал бы средством их освобождения , предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные, … При этих условиях труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение".

Исторический опыт показывает, что от одной эпохи к другой труд, в общем, становится все более творческим, все более сложным, все более результативным. Подмечено, что под влиянием научно-технической революции, автоматизации труда и роботизации производства "объектом эксплуатации постепенно все более становятся не только и не столько физические, сколько умственные способности работника".

Характер труда выражает социальную сущность своей эпохи и предопределяется характером производственных отношений.

Производственные отношения являются общественной формой развития производительных сил и зависят от их уровня и характера. Вместе с тем производственные отношения имеют определенное самостоятельное значение и, в свою очередь, воздействуют на развитие производительных сил. Если производственные отношения соответствуют уровню и характеру производительных сил, то они ускоряют их развитие, становятся их двигателем. Наоборот, если производственные отношения отстают от развития производительных сил и перестают соответствовать их характеру и уровню, то они начинают препятствовать развитию производства, становятся его тормозом. Рано или поздно, как об этом свидетельствует история развития общества, устаревшие производственные отношения должны быть заменены новыми.

Г-н Дюринг открыл у Маркса грубый экономический промах, допустимый для ученика младшего класса и в то же время заключающий в себе общественно-опасную социалистическую ересь. Теория стоимости Маркса «не более, как обычное… учение о том, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время – мерило их. Совершенно неясным остается здесь представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории измерять естественные издержки и тем самым абсолютную стоимость хозяйственных предметов можно только затраченным рабочим временем, с тою разницей, однако, что мы принимаем рабочее время каждого индивидуума за равные величины, не упуская при этом из вида, что при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одной личности присоединяется работа других личностей… например, при употреблении разных орудий производства. Дело, следовательно, обстоит не так, как туманно представляет себе г. Маркс, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время другого, потому что в первом как бы сгущено больше среднего рабочего времени. Всякое рабочее время, без исключения и принципиально, следовательно без необходимости принимать в расчет какой-либо средний уровень,-одинаково и совершенно равноценно, и при работах какой-либо личности, так же как и в каждом готовом продукте, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в затрате, повидимому, только его собственного рабочего времени. Будет ли то орудие производства, приводимое в действие рукой, либо сама рука, даже голова, которая без посредства рабочего времени других людей не может получить специального свойства и работоспособности, это не имеет ни малейшего значения для строгого применения теории. Господин же Маркс в своих рассуждениях о стоимости не свободен от мелькающего перед ним призрака квалифицированного рабочего времени. Отказаться от него ему помешал унаследованный метод мышления образованных

200 АНТИ-ДЮРИНГ. – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

классов, которым должно казаться чудовищным признание рабочего времени тачечника и рабочего времени архитектора экономически вполне равноценным».

То место у Маркса, которое вызвало этот «страшный гнев» г. Дюринга, очень кратко. Маркс исследует, чем определяется стоимость, товаров, и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. «Последний,-продолжает он,-есть затрата простой рабочей силы, которою обладает в своем физическом организме всякий обыкновенный человек без особого развития… Более сложный труд имеет значение лишь как возведенный в степень или скорее умноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству труда простого. Что это приравнение одного труда другому происходит постоянно, показывает опыт. Известный товар может быть продуктом самого сложного труда, но стоимость его приравнивается продукту простого труда, а потому сам он представляет собою лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых разные виды труда приводятся к труду простому, как к их единице, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и кажутся им поэтому существующими по обычаю».

Здесь у Маркса речь идет ближайшим образом лишь об определении стоимости товаров, т. е. предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, производятся этими производителями, за частный счет и вымениваются один на другой. Здесь, следовательно, говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы последняя ни влачила свое существование, но о стоимости, которая существует в определенной общественной форме. Эта стоимость, в этой ее определенной исторической форме, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее затратой простой рабочей силы. Однако не всякий труд есть простая затрата простой человеческой силы: очень многие виды труда включают в себя применение ловкости или познаний, приобретаемых с бОлыпим или меньшим трудом и с затратой времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные периоды времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, т. е. одна лишь-затрата рабочей силы? Очевидно, нет. Продукт часа сложного труда представляет товар высшей стоимости, двойной или тройной, по сравнению с продуктом часа простого труда. Стоимость продуктов сложного труда определяется, благодаря такому сравнению, в определенных количествах простого труда, а это приведение сложного

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД 201

труда к простому совершается общественным процессом, за спиной производителей, – процессом, который здесь, при обсуждении теории стоимости, может быть установлен, но еще не объяснен.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся в современном капиталистическом обществе на наших глазах, и констатирует здесь Маркс. Он настолько неоспорим, что сам г. Дюринг не отважится его оспаривать ни в своем «Курсе», ни в «Истории политической экономии». Изложение Маркса так просто и ясно, что никто наверное, кроме г. Дюринга, не останется при этом «в полной неясности». Благодаря этой «полной неясности», г. Дюринг, увлекаясь своей гипотезой об «естественных издержках» и об «абсолютной стоимости», о которой никогда ничего не говорилось ни в одном курсе политической экономии, – проглядел истинный смысл теории Маркса о товарной стоимости, которая и составляла главным образом предмет изучения для последнего. Что бы г. Дюринг ни понимал под «естественными издержками» и какое значение ни придавал бы своим пяти различным родам стоимости, чтобы обосновать понятие об «абсолютной стоимости», одно можно с уверенностью сказать, что у Маркса не могло быть и речи о всех этих вещах; он всегда говорил только о товарной стоимости, и во всей главе «Капитала» о стоимости нет ни малейшего намека на то, считал ли Маркс и в каком объеме свою теорию о товарной стоимости применимой к другим общественным формам.

«Но,-продолжает г. Дюринг,-дело обстоит вовсе не так, как туманно представляет себе Маркс, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время другого лица, потому что в первом случае как бы сгущено больше среднего рабочего времени. Напротив, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, следовательно без необходимости принимать в расчет какой-либо средний уровень, – совершенно равноценно». Так полагает г. Дюринг, и поэтому он может считать себя счастливым, что судьба не сделала его фабрикантом и тем самым предохранила от оценки его товаров по этому новому правилу, а следовательно и от необходимости сделаться банкротом. Однако! Неужели мы находимся

еще в обществе фабрикантов? Совсем нет. Навязывая нам свои гипотезы об естественных издержках и абсолютной стоимости, г. Дюринг заставляет нас вместе с тем сделать скачок, настоящий salto mortale из настоящего скверного мира, где господствует экс-плоатация, в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в сферу небесного равенства и справедливости. Мы должны немного заглянуть, хотя и несколько преждевременно, в этот новый мир.

202 АНТИ-ДЮРИНГ.-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Без всякого сомнения, по теории г. Дюринга, в его будущей коммуне стоимость хозяйственных предметов может быть измеряема только затраченным рабочим временем, с тем, однако, условием, что рабочее время каждого индивидуума будет заранее считаться равноценным, без исключения и принципиально и, следовательно, без необходимости принимать в расчет какую-либо среднюю норму для измерения и оценки рабочего времени. И вот сравните этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса о том, будто чье-либо рабочее время само по себе стоит дороже, чем рабочее время другого какого-либо лица, на том основании, что в первом из них как бы сгущено более среднего рабочего времени, чем во втором,-туманное представление, возникшее у г. Маркса благодаря унаследованному от образованных классов способу мышления, которым должно казаться чудовищным признание рабочего времени тачечника и рабочего времени архитектора –экономически вполне равноценным!

Беда только в том, что Маркс в примечании, сделанном к выше приведенной выписке из «Капитала», говорит: «Читатель должен обратить внимание на то, что здесь идет речь не о заработной плате, которую получает работник за рабочий день, но о стоимости товаров, в которых воплощается его рабочий день». Из этих слов можно заключить, что Маркс, как бы предугадывая поход г. Дюринга, направленный против него, сам протестует против применения приведенной выше цитаты из «Капитала» хотя бы даже к объяснению заработной платы, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г. Дюринг, не довольствуясь этим, приписывает приведенной выше цитате из «Капитала» значение основных положений, которые Маркс будто бы хотел применить к распределению жизненных средств в социалистически организованном обществе, то это просто бесстыдная подтасовка, допускаемая разве только в среде разбойников печати.

Нам все-таки необходимо несколько ближе познакомиться с учением г. Дюринга о равноценности. Всякое рабочее время, – говорит он, – совершенно равноценно,-как рабочее время тачечника, так и рабочее время архитектора. Таким образом оказывается, что рабочее время, а следовательно и самый труд, имеет известную стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один и придает стоимость, в экономическом смысле, добываемым продуктам природы. Следовательно, стоимость есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно-необходимого человеческого труда, и труд сам по себе не может иметь никакой стоимости.

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД 203

Говорить о стоимости труда и определять ее – это то же самое, что говорить о стоимости самой стоимости или желать определить вес не только физических тел, но и самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Сен-Симон, Оуэн и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но, фантазируя над стоимостью рабочего времени, т. е. труда, он доказывает, что он сам стоит гораздо ниже, чем подлинные алхимики. И подумать только, с какой развязностью г. Дюринг навязывает Марксу утверждение, будто бы чье-либо рабочее время само по себе стоит больше, чем рабочее время других лиц, и будто бы рабочее время, т. е. труд, имеет стоимость,– тому самому Марксу, который впервые заявил, что труд не может иметь никакой стоимости, и доказал почему именно.

Для социализма, который хочет эмансипировать человеческую рабочую силу от ее роли товара, весьма важное значение имеет то соображение, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. Вместе с этим соображением теряют свое значение все доставшиеся по наследству г. Дюрингу от стихийного рабочего социализма попытки регулировать в будущем распределение средств существования как своего рода высшую заработную плату. Из него, далее, следует тот вывод, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими мотивами, будет регулироваться интересами производства, а развитию производства наиболее способствует такой способ распределения, который позволяет всем членам общества возможно все-сторонее развить, сохранить и применить свои способности. Унаследованному же г. Дюрингом образу мышления образованных классов должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии, и что человек, который распоряжался в течение получаса как архитектор, будет затем некоторое время толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий работу тачечника как специальную профессию.

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости для определения стоимости принимать в расчет какую-либо среднюю норму, то это, очевидно, неверно. Стоимость продукта одного часа труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли промышленности, всегда окажется различна, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, которая, впрочем, может казаться таковой только господам а 1а Дюринг, не может помочь никакая хозяйственная коммуна,

204 АНТИ-ДЮРИНГ. – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей равноценности всякого труда? Не более, как хвастливая фраза, не имеющая иной экономической основы, кроме неспособности г. Дюринга провести различие между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой. Он, в сущности, написал указ, основной закон новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равный труд должна быть равна. Но ведь старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили гораздо лучшие доводы в пользу такого равенства заработной платы.

Как же разрешается весь важный вопрос о высшей оплате сложного труда? В обществе частных производителей издержки по обучению квалифицированного рабочего падают на частных лиц или их семейства; поэтому и частным лицам ближайшим образом достается высшая плата за обученную рабочую силу; как прежде обученный раб продавался дороже, так теперь обученный наемный рабочий оплачивается по высшей цене. В обществе, организованном социалистически, эти издержки оплачивает общество, поэтому ему принадлежат и результаты их, т. е. созданные более сложным трудом высшие стоимости. Сам рабочий не может претендовать ни на какой избыток. Из чего, между прочим, следует вывод, что и излюбленное притязание работника на «весь продукт труда» тоже иной раз оказывается не совсем неуязвимым.

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Вариант 1

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?

  1. Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Признаком творчества является:

  1. Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна

3. Продукт труда, выставленный на продажу:

  1. Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия

4. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1. Учебник 2. Компьютер 3. Труд тренера

5. Что из перечисленного не является творчеством?

1.Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене

2.Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

Не связанный с этим понятием.

7. Что такое благотворительность?

1. Сочувствие к тем, кто не имеет средств для достойного существования

2. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается

3 Строительство больниц, приютов, школ

4. Всё названное

8. Верно ли, что:

А. Труд можно разделить на простой и сложный.

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

10.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

1. Труд

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

2.Творчество

Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной. Художественной, практической.

3. Мастер

В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

4.Талант

Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд, смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

Ответ:

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _____ .

(мастерством, благотворительностью, деятельностью)

Проверочная работа по теме: «Труд»

Вариант 2

1. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?

1. Использование природных материалов 2. Инстинкт 3. Планирование 4.Объединение в группы

2. Какая черта необходима людям творческих профессий?

1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование

3. Как называется продукт, произведенный на продажу?

1. Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар

4. Что из перечисленного является платой за труд?

1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента

5. Что является источником всякого богатства?

1.Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро

6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин , не связанный с этим понятием.

1.Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование

7. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:

1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник

8. Верно ли, что:

А. Работа парикмахера называется услугой.

Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о мастере своего дела?

А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.

Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

Столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Мастер

А. продукт произведённый для продажи

2. Труд

Б.Человек достигший высочайших высот в своей профессии

3. Товар

В. Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

4. Меценат

Г. Деятельность человека, направленная на преобразование мира и создание материальных благ

Ответ:

12. Заполните пропуск в предложении.

Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.

(средство, поощрение, взыскание)

13. Напишите пословицу о труде, работе, трудолюбии.

Ответы

для проверочной работы по теме «Труд»

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

Часть А

Вариант 2

А1 . Что из перечисленного отличает человека от живот­ного?

1) способность к творчеству 2) забота о потомстве

3) жизнь в группе 4) биологические потребности

А2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

1) мастер 3) ремесленник

2) гений 4) живописец

АЗ. Признаком творчества является:

1) стандарт 2) трафарет

3) копирование 4)новизна

А4 . Промышленник К.С. Алексеев, создатель Художест­венного театра в Москве больше известен под фамилией:

1) Морозов 2) Станиславский

3) Третьяков 4) Бахрушин

А5 . Продукт труда, выставленный на продажу:

1) заработная плата 2)товар

3) земля 4) премия

А6. Верны ли суждения о меценатстве: а) меценатство - пережиток прошлого;

б) благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать многих знаменитых певцов?

А7 . Верны ли суждения об источниках богатства: а) важ­ным источником богатства служат знания и умения, при­обретенные человеком;

б) источники богатства всем лю­дям даны в равной степени?

6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о выборе профессии: а) для пра­вильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна;

б) материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9 . Верно ли, что: а) предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом;

б) умственный труд часто требует физической разрядки?

I) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) труд можно разделить на простой и сложный;

б) источником богатства на земле является труд человека?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верный 4) нет верного ответа

В1.

Труд является не только основой жизнедеятельно­сти человека, но и важнейшей его....

В2. Все примеры, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «бедность». Укажите пример, не связанный с этим понятием.

1.Минимальная оплата труда

2.Прожиточный минимум

3.Простой труд

4.Отсутствие квалификации

5.Недостаток средств

6.Благотворитель

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.



(1)... - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)... ремесленника обычно ручной, без использова­ния сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособле­ний). Предметы, сделанные (3)..., отличаются высо­чайшим (4)..., индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут по­разить человека своим неповторимым образом, под­час неуловимыми чертами отличающими руку (5)... от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А.Ремесленник

Б. Ремесло

Г. Мастер

Д. Красота

Е. Качество

Ж. Работник


Вариант 1

А1. Что из перечисленного является субъектом Россий­ской Федерации?

1) штат З) край

2) департамент 4) муниципалитет

А2. Как древние греки называли своего соотечественника?

1) националист 3) демократ

2) шовинист 4) патриот

АЗ. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

1) Санкт-Петербург 3) Казань

2) Екатеринбург 4) Новосибирск

А4. Каждый субъект Российской Федерации: а) имеет свой высший закон (Конституцию или Устав);

б) являет­ся национальным образованием.

А5 . Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) патри­от - человек, который любит свою Родину;

б) уважение к другим народам - черта патриота?

1) верно только a 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «субъекты Российской Феде­рации». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Республика

2. Область

3. Губерния

5. Автономная область



В2. Заполните пропуск в предложении.

Русский язык - ... язык Российской Федерации .

Тест 19. Что значит быть патриотом

Вариант 2

А1 . Наиболее точное определение понятия «федерация»:

1) край, республика 3) союз, объединение

2) государство 4) конституция

А2. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означает:

1) полноправный участник

2) независимая территория

3) колониальное владение

4) автономная единица

АЗ. К субъектам Российской Федерации не относится:

1) край 3) автономная область

2) республика 4) муниципалитет

А4. Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) черта пат­риота - уважение к другим народам;

б) настоящий пат­риот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

А5. Верны ли суждения о русском языке: а) русский язык - государственный язык Российской Федерации; б) все художественные произведения в России создаются на русском языке?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2)верно только б 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Патриот - человек, любящий свое ....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования.

1. Татары 4. Удмурты

2. Монголы 5. Якуты

3. Таджики 6. Осетины

Вариант 1

А1. Основной закон Российской Федерации:

3) Судебник 4) устав

А2 . Как древние греки называли своего соотечественника?

1) гражданин 2) демократ 3) патриот 4) либерал

АЗ. Выберите правильное утверждение:

а) Великая Отече­ственная война длилась с 1941 по 1945 г.;

б) отечественной называют войну, в которой на защиту Родины встает весь народ.

1)верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А4. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

1) белый, красный, синий

2) красный, белый, синий

3) красный, синий, белый

4) синий, красный, белый

А5. Двуглавый орел появился на гербе России при:

1) Иване Калите 2) Иване III

3) Петре I 4) Екатерине II

1) В.А. Жуковский 2) А.Ф. Львов

3) Пьер Дегейтер 4) С.В. Михалков

А7. Выберите правильное утверждение: а) российские гра­ждане выбирают своих представителей в Государственную думу;

б) российские граждане выбирают главу правитель­ства Российской Федерации.

1 верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Гражданином Российской Федерации может быть:

а) человек любой национальности; б) человек с самого рождения.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Выберите правильное утверждение: а) все произве­дения культуры создаются в нашей стране только на рус­ском языке;

б) обучение в школах России ведется только на русском языке.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности?

1) общая территория проживания 2) общая религия

3) общие язык и культура 4) общее правительство

В1. Найдите в приведенном списке символы государства.

5. Мундир

В2. Заполните пропуски названиями частей света.

Олимпийский флаг - белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Идея олимпийского флага проста: пять колец - это пять частей света. Рас­пространена версия, что (1)... - синий, (2)... - крас­ный, (3)... - желтый, (4)... - черный, (5)... - зеленый. Пьер де Кубертен говорил, что ни одно из колец не со­ответствует определенной части света: шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что являют собой национальныецвета всех без исключения стран мира.

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

Столица нашей Родины - (1)... . Это город, в ко­тором проживают люди разных (2)... . Большая часть из них, как и во всей стране, - (3).... Именно на этом языке общаются между собой (4)... нашей страны. Это язык межнационального (5)

А.Гражданин Б. Деятельность В.Русские Г. Москва

Д. Общение Е. Патриот Ж. Гражданин 3. Национальность

Тест 23. Обобщение темы «Родина»

Вариант 2

А1 . Каждый субъект Российской Федерации имеет:

1) свою армию 2) свой высший закон 3) свою таможню 4) свой суд

А2. Любовь к Родине - это:

1) гражданство 2) национальность

3) патриотизм 4) обязанность

АЗ . В правой лапе орла - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется:

1) скипетр 3) штандарт

2) держава 4) знамя

А4. Первым из правителей венчался на царство:

1) Иван IV 2) Петр I 3) Екатерина II 4) Иван III

А5 . Устойчивая политико-правовая связь человека и го­сударства, выражающаяся в их взаимных правах и обя­занностях:

1) народность 2) гражданство

3) национальность 4) патриотизм

А6 . Верны ли суждения о правах граждан России: а) все граждане России равны в своих правах, независимо от их национальности;

б) гражданин обязан соблюдать Консти­туцию и другие законы РФ?

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А7. Верно ли, что: а) национальность является главным достоинством человека;

б) в Российской Федерации всем языкам придан статус государственных?

1) верно только а 2)верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о государственных символах: а) одним из символов государства является штандарт Пре­зидента России;

б) в истории нашей страны ее символы неоднократно изменялись?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Верно ли, что: а) с самого начала образования Древ­нерусского государства оно складывалось как многона­циональное;

б) Россия - самая большая страна по чис­ленности населения?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) в культуру России внесли свой вклад иностранцы, оказавшиеся в нашей стране по разным при­чинам;

б) культура России богата и многонациональна?

1)верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Россияне - люди разных национальностей, состав­ляющих один....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования в Российской Фе­дерации.

2.Башкиры

5.Французы

6.Марийцы

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущены цвета российского флага. Выберите их из пред­лагаемого списка и вставьте вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Заполните каждый пропуск.

Красный, синий и белый цвета флага России. (1)... цвет издавна символизировал храбрость, удаль, кра­соту. (2)... - цвет чистоты и святости. (3)... цвет озна­чал величие,ясность.

Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу - мир мифи­ческий, (4)... . Выше - небесный, (5)... . Еще выше - мир Божественный, (6)

А.Красный